Духовная встреча с архимандритом ефремом ватопедским в екатеринбурге. Отче, что делать, если дети попали в секту

За свою двадцатилетнюю историю Православный музей стал неотъемлемой частью жизни духовной столицы Урала. Каждого, кто побывал здесь и ощутил дух православия, услышав проникновенные рассказы православных экскурсоводов, тянет возвращаться сюда вновь и вновь. С каждым годом количество посетителей музея растёт. В 2013 году посетили самостоятельно и в рамках экскурсионного обслуживания 19 619 человек, а за 11 месяцев 2014 года эта цифра составила уже 22 580.

В единственный православный музей Свердловской области приезжают люди из различных уголков России: Перми. Ижевска, Арзамаса, Москвы, С-Петербурга, Саратова, Владивостока и многих других. Есть и постоянные клиенты – Турфирма «Городище» из Нижнего Тагила, Свердловский Областной музей из города Лесного, Паломнический Центр Челябинской епархии, Туристический центр «Диана-Тур» из Перми и другие. Особенно много желающих посетить святыни в летний период отпусков и путешествий, а также в крупные православные праздники и в дни чествования Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Почти все приезжающие в Верхотурье гости отмечают особую благодатную тишину и воздух, словно напоенный свежестью и чистотой. Здесь воистину можно восстановить душевные и физические силы, а в Православном музее, пополнить свои знания истории России, судьбы православных святынь монастыря, города и края.

Уникальность музея в том, что он посвящен истории православия на территории древней столицы Урала. В нем на освященной территории Верхотурского Свято-Николаевского монастыря собраны экспонаты-свидетельства о жизни православной России. Уникален он еще и тем, что среди экскурсоводов есть монахи и послушники, экскурсоводы – миряне - люди, компетентные и верующие. Любознательному человеку, который приезжает в «Уральскую лавру» здесь можно приобщиться не только к вере, но и к истории. Монастырский музей собрал многие ценности из прошлой жизни обители, из других храмов Верхотурья: церковные реликвии, монашеские облачения, фотоснимки труда и быта братии, документы о гонениях на православие, о трагических судьбах христианских подвижников.

И даже в самый малопосещаемый зимний сезон не менее 700 человек в месяц приобщается здесь к православной культуре.

Многих именитых гостей видели старинные стены музея. Среди них Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион, руководитель Всемирной организации ЮНЕСКО Ф.Майор, иностранные дипломаты и туристы, представители Дома Романовых, известные артисты Валентина Толкунова, Галина Вишневская, Иосиф Кобзон, Олег Газманов и др.

Основу музея заложил первый после долгого периода безбожия наместник Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин), который в начале 1990-х годов возглавил возрождение монастыря. Неподдельный интерес молодого священнослужителя к истории Свято-Николаевского монастыря и Верхотурья в целом, энтузиазм, с которым он взялся за дело, принес свои плоды: не только восстали из руин храмы и здания, но и из различных источников были получены интереснейшие музейные экспонаты. Игумен Тихон сумел поднять забытые обществом пласты исторических событий, традиций, православной культуры. Он лично участвовал в археологических раскопках, проводил изыскания во многих архивах. Общался с историками, краеведами и очевидцами событий и их потомками, которые делились воспоминаниями, дарили музею вещи, фотографии, документы. Поскольку среди них было много предметов культового и религиозно-исторического содержания, в том числе иконы, храмовое имущество, священные предметы, находившиеся в алтарях храмов и использовавшиеся в богослужениях, то их экспозиция и хранение требовали специфических условий. Когда собранное и накопленное таким образом превысило «критическую массу», возникли объективные предпосылки для создания Православного музея. Для этих целей монастырем были выделены помещения на первом этаже старейшего Игуменского корпуса монастыря, в которых и развернулась экспозиция Православного музея.

Отец Тихон в настоящее время является архимандритом и наместником Вознесенского Печёрского монастыря в Нижнем Новгороде. О Верхотурье он не забывает и в делах и в молитвах, постоянно посещает любимый город, продолжает писать о нем.

Наместником обители с 2000 года по 2015 год являлся игумен Филипп (Ельшин), который до прибытия в монастырь возглавлял экскурсионный отдел Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому нужды и интересы Православного музея ему близки и понятны. Отец Филипп уделял большое внимание развитию музея и пополнению его фондов.

Первым руководителем музея была Раиса Николаевна Огаркова, долгое время бывшая председателем общества любителей Верхотурского края (ОЛВК). После нее несколько лет музей возглавлял коренной верхотурец Сергей Петрович Ившин. В настоящее время директором музея является насельник Свято-Николаевского монастыря иеромонах Арефа (Кульбака).

Экспозиция музея начинается у входа в игуменский корпус, где находится витрина с продукцией монастырской швейной мастерской. Часть крупных экспонатов, в том числе предметов быта дореволюционной эпохи и портреты архиереев Екатеринбургской епархии находятся в коридоре игуменского корпуса. При входе посетителей встречает фотовыставка, посвященная семье последнего российского императора. В первом зале расположены экспонаты, относящиеся к основанию города Верхотурья, Николаевского монастыря, истории обретения и перенесения мощей праведного Симеона, парсуны Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Филарета, реконструкции облачений и царских грамот XVII века, а также фотографии архитектурного ансамбля села Меркушино. В зале находятся мраморные плиты из усыпальницы и гробница праведного храма Святого Праведного Симеона в селе Меркушино, а также дореволюционные фотографии первых каменных храмов. Далее в экспозиции представлены личные вещи настоятелей монастыря из захоронений на братском кладбище. А также фрагменты деревянного водопровода из лиственницы, церковные облачения, рипиды и даже деталь пожарного насоса.

Период наивысшего рассвета монастыря в начале ХХ века представлен в самом большом третьем зале музея. Здесь находятся семисвечник из Иоанно-Предтеченской церкви г. Екатеринбурга, детали отделки и убранства Крестовоздвиженского собора, в том числе обломки фаянсового иконостаса и части облицовки главного купола собора, коллекция медных монет из клада, найденного в подвале этого же храма, личные вещи архимандрита Ксенофонта (Медведева), схииеромонаха Иоанна (Кевролетина), схиархимандрита Сергия (Комарова), уникальные фотографии работы монастырской фотомастерской, в том числе верхотурские снимки Г.Е. Распутина, великой княгини Елизаветы Федоровны, старинные книги XVII -XX вв.

В экспозиции следующего зала показаны фотографии советского периода, а также предметы и фотографии из истории женского Покровского монастыря, Троицкого собора и других храмов города Верхотурье. В последнем помещении хранятся различные подарки музею, отражена история духовного училища и восстановления храмов в 1990-х годах, фотографии известных посетителей музея, а также большая коллекция фотографий монастырского фотоателье, фотооборудование.

Православный музей принимает посетителей ежедневно с 9-00 до 17-00.

Сотрудниками православного музея проводятся экскурсии по территории монастыря. Они охватывают Крестовоздвиженский и Преображенский соборы, храм святителя Николая, Симеоно-Анненскую надвратную церковь.

Также, как дополнительные услуги проводятся экскурсии по храмам села Меркушино, скита Актая, села Красная Гора и по святым местам Верхотурья: женский Покровский монастырь, Троицкий собор, Старо-Покровский храм и Знаменская церковь.

Экскурсионное обслуживание оплачивается в форме добровольных пожертвований. Подробности можно узнать по телефону +7953-387-86-24.

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.

Музей православной культуры, расположенный в финском городе Куопио, был открыт в 1957 году. На современном месте музей работает с 1969 года, когда для него было построено отдельное, небольшое по размерам здание в стиле модерн из стекла и камня.

Основу коллекции музея составляют экспонаты из Валаамского монастыря, которые были увезены оттуда вглубь страны в 1939 году, после начала войны между Финляндией и Советским Союзом, и предметы церковного искусства XVII – XX веков, эвакуированные из других православных приходов страны.

Среди экспонатов можно увидеть украшенные драгоценными камнями иконы, псалтырь в серебряном окладе, священные церковные одежды с вышивкой из золота и серебра. Особую ценность представляют каменные цепи вериги, принадлежавшие монахам-отшельникам с острова Валаам.

Краеведческий музей в Куопио

Краеведческий музей в Куопио ориентирован на природу Северо-Западной Европы. Но в коллекциях преобладают экспонаты восточной Финляндии. Коллекция Краеведческого музея Куопио была создана в 1887 году, когда Бенджамин Сталберг пожертвовал новому музею три чучела совы.

В 1901 году А. Ю. Мела поддержал новую коллекцию, подарив свои образцы растений, минералов, насекомых, птиц и яиц. Когда здание для музея было готово, в 1907 году, Общество натуралистов Куопио начало собирать материалы для коллекции и организовало первую выставку.

Сборы экспонатов продолжались до 1960 года. К этому времени в коллекции музея уже насчитывалось около 1500 позвоночных, 22000 насекомых и яйца 300 различных видов птиц.

Музей городской истории в Куопио

Куопио – это столица провинции Северное Саво в Финляндии. Основной достопримечательностью города считается каменный Кафедральный собор Tuomlokirkko, построенный в 1815 году. Также в Копио находится основной православный собор Финляндии - собор Св. Николая.

В Копио расположены несколько интересных музеев. Собор Св. Николая является самым крупным музеем православия в Западной Европе, интересен Музей-квартал, где можно посмотреть макеты домов разных времен и сословий, Художественный музей, Автомобильный музей и др.

Интересен также Музей городской истории в Куопио. Музей является частью музейного центра Куопио. Он расположен в доме, который ранее являлся жилищем священника. До этого здание было коровником. В музее можно посмотреть на экспонаты культурно-исторического наследия, в том числе, сотворенные вручную. Также здесь представлены экспонаты скотоводства, рыбалки, школьные предметы военного времени.

Главная цель создания музея - демонстрация предыстории, истории, жизни и культуры города Куопио и Северного Саво. Музей был основан в 1884 году.

Церковный православный музей

Церковный православный музей расположен в небольшом финском городе Куопио и располагает обширной коллекцией предметов церковного искусства и исторических артефактов. Несмотря на свою относительную молодость, музейная коллекция насчитывает обширное число предметов, относящихся к XVII-XIX векам. Это во многом заслуга контактов музея с Валаамским монастырем, который принимает активное участие в формировании экспозиции.

Церковный православный музей в Куопио - крупнейшее сооружение подобного рода в Западной Европе. Коллекция музея довольно обширно пополнилась во время Второй мировой войны, что позволило сохранить уникальный атрибуты церковной жизни, в частности Коневскую икону Божией Матери XVIII века. Из собранных экспонатов в 1957 году был создан музей, а в 1968 году у коллекции появилось постоянное помещение.

Приходите в церковный музей для того, чтобы лучше ознакомиться с церковной историей и культурой. Вас ждет множество уникальных экспонатов и интересные экскурсии от профессиональных работников музея.


Достопримечательности Куопио

Loading...Loading...