Ефросинья полоцкая на белорусском языке. Знаменитая православная святая - преподобная Ефросинья Полоцкая

Она была дочерью князя Георгия Всеславича и его жены Софии. По житию преподобной, составленному для "Четий Миней митрополита Макария (1481-15631)", источнику, весьма близкому по времени к жизни святой, известно, что в 12 лет Предслава, как ее нарекли родители, пришла в монастырь к своей тетке игумений Романовой и сообщила о желании принять постриг. По летописи, князь Роман Всеславич умер в 1116 году; приход Предславы в монастырь, следовательно, произошел позднее, когда вдова Романа сама приняла ангельский образ и стала игуменией. Основываясь на этих скудных данным можно предположить, что Предслава родилась в 1102-1104 годах, а детство ее пришлось на 1102-1116 годы.

Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!"

Не следует иронично улыбаться прочитав про двенадцатилетний статус будущей невесты. В те времена это было в порядке вещей. "Русские люди имеют следующий обычай, - писал посетивший Русь в 1578 году австрийский принц Даниил фон Бухау, - девицы прежде достижения совершеннолетия вступают в брак на 10 году возраста, юноши на 12 или 15". У Предславы подобный случай представился в 12 лет. Слышала она как-то, как отец говорил матери: "Нама уже лепо дати Предславу за князь!". Предслава пришла в ужас: она помнила книги, которые читала, помнила речи наставников-монахов: житие князей "мимо течет и слава их погибе, аки прах и хуже паутины...", жизнь эта "не вечноваша", не останется для вечности, для спасения души.

Княжна тайно бежала в монастырь к тетке игуменьи, умоляя ее "причесть к ту сущим инокиням под игом Христовым". "Смятеся" старая игуменья, - повествует Житие, - ибо она видела "юность ее и возраст ее цветущий".

Были у игумении, естественно, и другие опасения, - гнев отца двенадцатилетней княжны. Суров был князь. Несомненно имелись у него на Предславу свои планы, династические браки всегда имели очень важное влияние на политику государства. А тут дочь пошла на перекор воле отца. Списывать такой поступок на излишнюю религиозность Предславы не стоит, хотя все могло быть. Вполне возможно, что предполагаемый жених был отнюдь не молод и красив, если не сказать покрепче. А может, за ним ходила слава этакой "синей бороды". Было от чего сбежать в монастырь. Недаром тетка очень опасалась гнева князя. Расправа могла быть быстрой и беспощадной. Житие передает следующий диалог:

"Чадо мое! - скорбно восклицала игумения, - како могу се сотворити? Отец твой, уведав, со всяким гневом возложит вред на голову мою, и еще юна еси возрастом, не можеши понести тяготы мнишескаго жития, и како можеши оставити княжение и славу мира сего?". Но чадо твердо знало, чего желать: "Отпеща же блаженная отроковица: "Госпоже и мати! Вся видимая мира сего красна суть и славив, но вскоре минует, яко сон! .

Столь разумное утверждение двенадцатилетней девицы убедило игумению: "Удивишеся разуму отроковицы, - свидетельствует Житие, - удивишеся любви ея к Богу, повеле воле ея бытии, огласив ю иерей, остриже ю и нарече имя ей Евфросиния и облече ю в черные ризы...".

Принять такое решение игуменья была не в состоянии. К разрешению спора подключили епископа Полоцкого Илию. Епископ имел большое влияние на князя и дело было полюбовно улажено. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: "начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся". Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской и не за малое время.

"В глазах образованных людей, - отмечал секретарь польского короля Стефана Батория Р.Гейденштерн, описывая разгром Полоцка Баторием в 1570 году, - почти не меньшую ценность, чем вся остальная добыча, имела найденная там библиотека. Кроме летописей, в ней было много сочинений греческих Отцов Церкви...". Все это хранилось в Софийском соборе!

Действительно, в средние века переписка книг была очень трудоемка и дорога; книги хранили, боясь пожаров, в каменных зданиях и чаще всего в храмах. Древние болгарские рукописи, понятные на Руси без переводов, Византия здесь охотно распространяла. В Киевской Святой Софии, например, была размещена ценнейшая библиотека Болгарского царя Симеона - трофей императора Иоанна Цимисхия, в 972 году захватившего большую часть Болгарии. Его сын Василий II Болгаробойца передал добычу отца в качестве приданого своей сестре Анне, выходившей замуж за Владимира Святого. Древнеболгарские книги расходились по крупным городам и монастырям Руси, по в большинстве случаев погибли в междуусобных войнах и пожарах. Лишь в нескольких городах книги сохранялись: в Полоцке, в частности, библиотека не пострадала до самого похода польского короля Стефана Батория в 1579 году.

В 1128 году печатные работы видимо наскучили молодой монахине и она ударилась в строительство. Житие объясняет сей поступок просто: "чудо" и приводит следующее:

Как-то во сне она увидела, как "ангел повел ея в Сельцо" на окраине Полоцка и произнес: "Зде ти подобает быти!". В ту же ночь ангел явился и епископу Илии, сказав: "Веди ю, рабу Божию Евфросинию в церковь Святаго Спаса, нарекомое Сельце, - место то свято есть!".

Епископ Илия, которому в ту же ночь также было подобное видение, благословил официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители - Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Можно предположить, что, призывая Евфросинию в Сельцо, владыка надеялся, что она выстроит каменную церковь Спаса и возведет монастырь.

Полоцких князей епископы почитали: перевод Евфросинии а эти места был важным решением, принять которое можно было лишь вместе с княжеским семейным советом. И совет состоялся: на нем были дядя преподобной Полоцкий князь Борис Всеславич, ее отец и именитые бояре. Речь полоцкого епископа Илии, произнесенная со всею осторожностью, сводилась к следующему: "Се отдаваю Евфросинии место Святаго Спаса при вас, да по моем животе никто не посудит моего даяния...".

Основанный Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, построенный окончательно в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Существует несколько версий пострижения в монахини сестер Ефросиньи.

По одной из них двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю "все свои вещи золотые и многоценные ризы", и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. "Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах".

По другой - первым деянием молодой игумении, судя по Житию, было пострижение у нее в монастыре двух сестер Гордиславы и Евпраксии, что вызвало на этот раз бурный гнев родителей. "На се ли вас родих, - восклицал, по свидетельству Жития, возмущенный отец. - На се ли вас мати воспита!..".

Разные летописи говорят разное, но сходятся в одном: одна из новообращенных была Евпраксия. Значит сие можно принять за исторический факт. полоцкий святой монастырь преображенский

Но вернемся к строительству. Закончив Спасо-Преображенский монастырь Ефросинья начала построение Богородицкой церкви, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Для этой обители и церкви преподобная приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой (впрочем, различные предания и традиции приписывают кисти евангелиста различные иконы Богородицы). "Видел же царь {константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии". Несовсем понятно про какую икону идет речь. Она так таинственно появилась и так же таинственно исчезла. Икона могла быть также не Эфесской, а Царьградской Божией Матери. К сожалению, до сих пор не вполне известна судьба этого образа. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что теперь эта икона известна под названием Ченстоховской (самая знаменитая католическая икона Польши).

В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов.

Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам: "Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!".

Вершиной организаторской деятельности Ефросиньи можно по праву считать строительство в Полоцке каменной церкви Спаса.

Где же надлежало искать зодчего? 1120-е - 1130-е годы были временем, когда на Руси уже появились свои мастера: в архитектуре, в прикладном искусстве, скульптуре, живописи. Обученные византийцами, они разошлись по всем русским землям. Вот и в Полоцке один из таких специалистов по имени Иоанн был послушником Бельчицкого монастыря. Искусству зодчего, надо думать, он выучился у тех киевских мастеров, которые, как выяснил П.А. Раппопорт, были приглашены Всеславичами в Полоцк, воздвигали большой Успенский собор в Бельчицком монастыре, а затем "высотный" ступенчатый храм-усыпальницу Святого Георгия в Сольце. Как показал Н.Н.Воронин, первые опыты мастера Иоанна - храмы святых Параскевы Пятницы, Бориса и Глеба - были осуществлены именно в Бельчицком монастыре.

Из некоторых источников известно, что зодчий Иоанн смог начать свои смелые Бельчицкие опыты не ранее 1140-х годов. Вполне естественно, что к этому зодчему игумения Спасского монастыря начала присматриваться уже давно и в конце концов пригласила его в свою обитель для строительства нового хрома.

По Житию, строительство шло быстро. Всего потребовалось 30 недель, то есть 7 с половиной месяцев, что указывает на четкую организацию строительства; храм возводили, видимо, с апреля по октябрь.

Исследователи часто обращались к храму преподобной Евфросинии Полоцкой. Здание действительно удивляет с самого начала своими пропорциями, двускатным, явно поздним перекрытием, необычайной вытянутостью барабана... Загадочным казался и интерьер церкви, странно загруженный массивными столбами при очень толстых стенах.

Спасский храм - вершина архитектурной мысли Полоцкой земли, повлиявшая на все дальнейшее строительство древнерусских храмов. Его основное значение для русской архитектуры состоит в том, что это "наиболее ранний памятник, в котором с достаточной определенностью выявились новые архитектурные формы, ставшие в конце XII века характерными для всего русского зодчества: башнеобразность композиции, богатая декоративная разработка экстерьера, частое и весьма значительное несоответствие внешних форм и конструкции, подчиненное положение внутреннего пространства по отношению к внешнему облику". Так пишут специалисты, детально изучившие творение полоцкого зодчего.

После постройки Спасского храма Евфросиния позаботилась о его оснащении богослужебными книгами и всем необходимым. Она пригласила художников, которые блестяще расписали стены храма библейскими сюжетами, изображениями святых. На хорах в особой келии, предназначенной для самой преподобной, также была выполнена богатейшая роспись. Особое место было отведено для уникального напрестольного креста, который Евфросиния заказала для своего храма лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше.

Ефросинья Полоцкая не была бы первой русской святой-женщиной, если бы вокруг нее не было бы столько загадок и тайн. А уж их было с избытком.

Как мы хорошо знаем, древнерусские князья очень часто сообщались друг с другом в письменной форме. Это были либо грамоты, записанные на бересте и посылаемые специальным нарочным, либо грамоты на пергаменте, скрепленные княжеской печатью и пересылаемые так же. Берестяные грамоты по прочтении большей частью выбрасывались.

Пергаментные грамоты до нас доходят очень редко (текст стирали после прочтения и при надобности писали на них вновь; печати - маленькие свинцовые кружки с лентой - отрывались и выбрасывались. Русские князья всегда имели два имени: крестное, данное при крещении, и традиционное, данное при рождении. На одной стороне печати помещалось одно имя, а на другой - второе. Это дает возможность определять, кому же из князей принадлежала данная печать.

Среди многочисленных сфрагистических материалов (сфрагистика - наука о печатях) интересны несколько печатей, найденных в разных местах Руси. Это печати с именами Георгия и Софии и с именем Евфросинии. Найдены эти печати в Новгороде, Кокнессе (древний Кукенойс) и в самом Полоцке. На двух из них - двустороннее изображение святых Георгия и Софии, на третьей - святой Евфросинии, на четвертой - еще некоей святой, а на обороте - изображение Архангела Михаила. Доказав, что все эти печати принадлежат женщинам и происходят из Полоцка (Георгий и София - отец и мать Евфросинии), и отметив, что печати женщин очень редки, а монашеские печати неизвестны вовсе, В.Л. Янин недоумевал, почему печати из Полоцка - женские? Почему утверждение актов - занятие мужское - в Полоцке в XII веке оказалось в руках женщин? "Что за матриархат в феодальном княжестве?", - восклицал В.Л.Янин.

В 1132-1144 годах в Полоцке правил Василько Святославич, которого полочане посадили на Полоцкий престол. Если считать, что отца Евфросинии Георгия в миру звали Святослав, то остается вывод, что Василько, не высланный с родителями в Византию, был ее родным братом!

Вопреки традиции, установившейся на Руси, основательница полоцкого Спасского монастыря и главная его устроительница преподобная Евфросиния, возможно, благодаря прямым контактам с Византией и, в частности, с Патриархом Лукой Хризоверхом, чувствовала себя уверенно и независимо и, в случае надобности, рассылала в различные города Руси и, вероятно, в Константинополь, важные документы, скрепляя их личной печатью.

Полоцкая просветительница решила окончить свои дни в Святых Местах у Гроба Господня в Иерусалиме. Ей было уже много лет, а путь в Палестину был нелегок. Но решение ее "дойти Святаго Града Иерусалима и поклонитися Гробу Господню и всем Святым Местам, видети и целовати и тамо живот скончати", было твердо.

Паломничество было пешим, а не водным путем "из варяг в греки". Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной "честь великую". По дороге преподобной паломнице встретился Византийский император, "идый на угры". То был воинственный Мануил Комнин (1123-1130), шедший на венгров. Византийский историк Никита Хониат изображает нам его как человека очень смелого, первого бросавшегося в бой, не боящегося ни горных, ни лесных переходов, спавшего на хворосте даже без подстилки, под дождем, среди своих воинов. Император принял Полоцкую игумению, давно знакомую ему заочно, со всем радушием и "с честию посла ю в Царьград".

Император ходил с воинами на венгров, в 1163-1164 годах. Видимо, преподобная Евфросиния отправилась к Святым Местам в 1163 году, уже не только отстроив Спасский храм, но и вложив в него уникальный крест (1161).

Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы и обрела вечный покой 23 мая 1173 года.

Приблизительно в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода "Головачев" совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. К этому времени на территории монастыря были возведены Трапезный храм, колокольня и один из красивейших храмов Руси - трехпрестольный Крестовоздвиженский собор

13 мая 1922 года по постановлению "народного комиссариата юстиции РСФСР" рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

Сегодня 5 июня, день земной кончины святой Ефросиньи Полоцкой.
840 лет назад в Иерусалиме представилась Богу княгиня, правнучка великого князя Владимира крестившего Русь в Киеве и игуменья полоцкого монастыря, Ефросинья.

Имя Ефросиния было наречено ей при постриге. Первое же было славянское - Предслава, или Предислава. Как будто предвидели, что носить его она будет недолго - перед славой неземной, неотмирной - духовной. Бог предызбрал ее как одну из первых русских игумений, как образец на века, как покровительницу женского русского монашества.

Предание сохранило свидетельство о том, что правнучка святого равноапостольного князя Владимира Киевского, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича княжна Предслава была необыкновенно красива. До сих пор образ, написанный с мощей, поражает правильностью черт: по-монашески сосредоточенный и вместе с тем чистый ангельский лик, в нем нет суровости, напротив - женственность и кротость.

От рождения ей было дано все: приложением к красоте были знатность рода и высокое положение, благочестие. Она была рано обучена грамоте, чтению Священного Писания, Псалтири и других духовных книг. Многие князья просили ее руки. Но она была словно не принадлежащей к миру. Узнав о том, что родители задумали обручить ее с одним из знатных князей, Предслава в 12 лет тайно ушла из дома в обитель, где настоятельницей была ее тетя - игуменья Романия (вдова Романа Всеславича). Жила Ефросинья Полоцкая в 12 веке, в то время девочек выдавали замуж с 10 лет, а женихам было по 12-15 лет. Вот и Ефросиньи было 12 лет, самая пора замужества. Мы не знаем кто должен был быть её мужем, но вполне возможно, что отнюдь не молодой уже князь. И потому, как говорят историки, Ефросинья Полоцкая в монастырь в 12 лет пошла не из-за своей набожности, а скорее уходя от нежеланного брака. И потому игуменя, её тётка не желала Ефросинью постригать в монахини, она боялась гнева отца Ефросиньи. А потому было решено всю ответственность возложить на полоцкого епископа Илью.. Епископ как духовное лицо имел большое влияние на князей Полоцка и он лично договорился с отцом Ефросиньи отпустить её в монастырь.

По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания, занималась их переписыванием, раздавая большую часть денег, полученных за работу, нищим.

По преданию, однажды в сонном видении Ефросинии явился ангел, который возвестил ей волю Божию - основать обитель невдалеке от Полоцка, в местечке с названием Сельцо. Видение повторилось дважды. С этим же повелением ангел был послан и к епископу Полоцкому Илии. И вскоре Ефросинии был передан Преображенский храм в Сельце - для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все имение монахини, кроме немногих личных вещей, составляли книги, которые она взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц.

Удалившись от мира, монахиня Ефросиния все же не смогла избежать известности. В первые годы жизнь ее была тихой, сокровенной. Молитва, обучение грамоте сестер, переписывание богослужебных и святоотеческих книг, пение и златошвейное искусство - все то, что заполняет жизнь женских монастырей, проходила и она. Радостью был приход в монастырь двух ее родных сестер, которых она постригла в монахини. В монашестве им были даны имена Евдокия и Евпраксия. Обученные грамоте, искусствам, они стали ее помощницами в устроении дел монастыря. При обители было решено создать школу, и это привлекло под ее покров новых молодых насельниц. Простые и знатные, они встречали со стороны матушки любовь, видели в ней душу просвещенную, светлую, евангельскую. Долгожданным было монашество для игуменьи, и послушницам передавалось то же чувство - высшей радости, равной которой нет на земле. Работа ли пост - все шло с молитвой, все во славу Божию, во спасение.

При игуменье Ефросинии в Спасо-Преображенском монастыре понемногу строились храмы. В 1161 году был воздвигнут новый каменный храм во имя Спасителя. Благословение Господне приходило и через святыни. Одной из главных стал крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня.

Позднее предметом особого попечения игуменьи стал и основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, по преданию, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Спустя годы Ефесская икона на Руси получила известность под названием «Корсунская» . А в 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава.

Шли годы, и матушка Ефросиния становилась все более почитаемой. К ее кроткому увещанию прислушивались князья, не раз удавалось ей предотвратить кровавые столкновения между боярами и простым людом. Игуменя княжеского рода была очень знаменита. Ещё при жизни её почитали в Византии и Царь и Вселенский Патриарх. Игуменя не чуждалась и дел государственных, так в Латвии, в Кокнесе, в то время в православном княжестве, была даже найдена печать Ефросиньи Полоцкой, что может говорить о её посещении территории нынешней Латвии.Зная действенность и благодатную силу ее молитвы, к ней приходили за помощью, духовным советом и благословением.

Необычной была ее кончина. На склоне лет преподобная Ефросиния пожелала поклониться Животворящему Кресту Спасителя. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она в сопровождении другой сестры - Евпраксии отправилась пешком в Иерусалим. После совершения паломничества к святыням Константинополя матушка прибыла в Иерусалим. И 23 мая 1173 года, после поклонения Честному Животворящему Кресту, она приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.

Удивительна ее жизнь, удивительна и судьба ее мощей. 3 октября 1187 года захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на Русь монахи взяли с собой мощи великой русской подвижницы. Первым местом их упокоения была Киево-Печерская Лавра, и только в 1910 году мощи преподобной Ефросинии были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь .

Вот что тогда в 1910 году писала Российская газета "Новое время ". == ПОЛОЦК. Сегодня последний день торжеств, и преподобная княжна Ефросинья через 700 лет положена на вечный покой в храме, ею созданном в своей обители. Монастырь заполнен народом, который также в поле стоит лагерем в палатках, отпущенных военным ведомством. Заполнены все монастырские и окрестные помещения. Прекрасная погода позволяет паломникам оставаться и на ночь бивуаком под открытым небом. Всю ночь в монастырском соборе прикладывались к мощам. Торжественную литургию в соборе совершал митрополит киевский Флавиан в сослужении с архиепископом Антонием волынским, епископами Серафимом полоцким, Стефаном и Евлогием, 6-ю архимандритами и монастырским духовенством.==

Интересно, что в то время епископом Полоцким был владыка Серафим Мещеряков, тот самый, который осветил в Даугавпилсе (в Латвии) собор святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. И надо сказать, что перенесение мощей Святой Ефросиньи из Киева в Полоцк в 1910 году происходило по рекам Днепр и Даугава через несколько городов, в том числе и через Даугавпилс (Двинск). В три часа ночи, тысячи людей собрались на берег Даугавы. чтобы увидеть корабль на котором через Даугавпилс (Двинск) без остановки проследуют мощи. При виде корабля люди и духовенство служили молебен на берегу реки, во время остановок парохода "Головачев" совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

13 мая 1922 года по постановлению "народного комиссариата юстиции РСФСР" рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

В земной жизни ей выпал особый удел - быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию,Украину и восточную Латвию (некогда Витебскую губернию) и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира - Иерусалимом. Первая игуменя «матушка русской земли», первая женщина прославленная в лике святых на земле Беларуссии, и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества - это мир, любовь и радость.

Интересная судьба шестиконечного креста с которым Ефросинья Полоцкая изображается на иконе. Это крест-мощевик, с частицами святых мощей. Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала Крест находился в церкви игумении Ефросинии. В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. В начале XVI в. после захвата Смоленска московским князем Василием III крест был доставлен в Москву. В 1563 г. был возвращен в Полоцк Иваном Грозным, когда последний замаливал грехи после совершенных по его приказу в Полоцке кровавых преступлений. В 1812 г. во время оккупации города французами крест хранился в стене Софийского собора в замурованной нише. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игумения Ефросиния.

В 1921 г. крест среди других церковных ценностей реквизировали большевики. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Ефросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.

Началась Великая Отечественная война. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Кроме того, есть ещё один интересный факт. Ефросинья Полоцкая жила уже после раскола Церкви на Западную и Восточную. Не смотря на это, католики тоже признают святость Ефросиньи и тоже причислили её к лику святых!

София Полоцкая, заложенная вместе с киевской и новгородской «сестрами» в год Крещения Руси и отстроенная в камне в 1045-1065 годах Всеславом Чародеем, ныне мало похожа на древнерусский храм. Это один из шедевров виленского барокко (1738-1750), белоснежная базилика с двумя башнями и безумной пластикой фасадов. И само здание, и внутренние убранство выполнил гениальный Иоаган Глаубиц. Подлинный храм был разрушен в 1705 году взрывом порохового погреба, устроенного в монастыре Петром I, — уцелела лишь восточная апсида (правее фасада), на которой открыта из-под штукатурки древняя кладка.
Внутри ныне музей: роскошное барочное убранство, а на древней апсиде можно увидеть фрагменты росписей. В подвале — мощные столпы древнего храма, археологические находки и подлинная «тьма веков». Фрагменты древней Софии — древнейшее здание Белоруссии.

Для главной белорусской святыни Ефросиньев монастырь в трех километрах от города выглядит очень скромно. Стена с надвратной колокольней, массивный Крестовоздвиженский собор (1893-1897), Спасо-Преображенская церковь (1128-1156), зимняя церковь Ефросинии (1847) и жилые корпуса разных эпох. Особенно интересна Преображенская церковь, построенная под руководством самой Ефросинии, основавшей обитель в 1127 году в возрасте 17 лет. Сейчас трудно оценить уникальность перестроенной до неузнаваемости церкви — например, когда-то ее украшали кокошники, первые в истории русского зодчества. Зато внутри сохранились фрагменты росписей XII века, а у хоров можно увидеть маленькие окошки — это кельи Ефросиньи и ее сестры Евпраксии. Жила ученая монахиня в Преображенской церкви, покоится в Крестовоздвиженской — ведь умерла она на Святой Земле в 1173 году, и лишь в 1910 году ее мощи были возвращены на родину.

К сожалению не могу сегодня быть в Полоцке, визовые хлопоты в Беларусь ограничивают желание. В мае был в Киеве. там есть помечено место, где до 1910 года находился гроб с мощами святой.. Надеюсь в августе мне удастся посетить Полоцк и святыни города.

Преподобная мати Ефросиния, моли Бога о нас!

Ефросинья Полоцкая: фото, описание, биография, деятельность.

Ефросинья Полоцкая. Фото святой. Описание. Исторические сведения. Деятельность. Интересные факты из жизни. Крест Ефросиньи Полоцкой. Благодеяния.

Ефросинья Полоцкая известна практически каждому человеку, поскольку она в свое время являлась первой женщиной, которую русская православная церковь решила канонизировать. С исторических времен известно, что она в свое время проживала в Белой Руси, то есть в теперешней Белоруссии. В стародавние времена Земли между Древней Русью, Днепром и Друдью называли Белой Русью, сейчас данные земли принадлежат государству Белоруссии, а сама Святая была родом именно оттуда. Именно поэтому практически каждому человеку, который верует в православие и Всевышнего, известен путь, подвиги и благие поступки Святой Евфросинии Полоцкой.


Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Евфросиния Полоцкая являлась одной из наиболее образованных женщин Древней Руси. Для того, чтобы понять чего ей это стоило в те времена, необходимо углубиться в изучение исторических данных и сведений.


Известно, что 12 век являлся особым периодом, поскольку в тот момент жители державы активно принимали участие в православной вере. Поскольку именно в тот момент она возникла в Древней Руси, следовательно, поэтому многие фасады зданий, изображение различного искусства и даже литература имеет некоторые отклики с Православной церковью и верой.


В те времена практически все православные церкви, храмы и монастыри, были украшены специальными сюжетами из библейских сказаний. В тот период вблизи монастырей открывались новые скриптории, где трудились разнообразные переводчики специализирующиеся на греческом языке и переводили книги, которые являлись наиболее актуальными для жителей того периода. Помимо этого в 12 веке в Древней Руси широким спросом пользовались ювелирные мастерские, поскольку некоторые жители и даже православные верующие люди обращались туда, чтобы изготовить крестик или иконку с изображением Всевышнего.


Город Полоцк испокон веков считался наиболее крупным центром по изготовлению книг. Именно поэтому многие люди того времени стремились приехать в этот город для того, чтобы получить наилучшие образование. Также в Полоцке велись некоторые летописания и исторические записи, которые впоследствии стали известны широкому миру. Именно из них практически каждый человек на сегодняшний день черпает знания о разнообразных выдающихся личностях или Святых особах, которые проживали на тот момент. Именно там была написана первая история о единственной женщине в Древней Руси, которая была образована, в наши дни ее канонизировали.


Детство и отрочество святой Ефросиньи

По сей день, учёнми не установлена точная дата рождения Великой подвижницы Евфросинии, однако известно, что она походила из очень знатного рода Рюриковичей и была представлена миру примерно в 1101 году. Историки теперешнего времени утверждают, что Ефросинья Полоцкая являлась, внучкой Владимира Мономаха и в то же самое время дочерью известного князя Полоцкого Георгия.


Ее отец князь позаботился о том, чтобы в юном возрасте образованием девочки Ефросиньи занимались лучшие обученные монахи, которые только проживали в городе Полоцк. Также считается, что в доме, где проживала девочка имелась огромная библиотека, в том числе в неё входили разнообразные религиозные книги, а также светская хроника. Поэтому маленькая Евфросиния с детства много читала, а впоследствии с возрастом интерес к книгам только рос. Жизнь Ефросинья для каждого человека может быть открыта, поскольку она написана в известной летописи. Стоит напомнить, что летопись составляли монахи того времени.


Также из летописи известно, что любимыми книгами Ефросиньи Полоцкой являлась Священное Писание и Псалтырь. В летописи монахи утверждают, что юная девушка, очень много времени проводила в храме, усердно молясь. Спустя время, многие знатные князья в других государствах мечтали, чтобы Евфросиния Полоцкая стала их женой, поскольку даже до самых далеких земель доходили слухи о том, что она является самой умной и мудрой не по годам девушкой.


Решение стать монахиней

Примерно когда девочке было 12 лет, к ее родителям обратился князь и посватался к ней. Родители дали свое согласие и благословение, однако, 12 летняя девочка Ефросинья приняла иное решение и спустя некоторое время тайком ушла в монастырь и приняла постриг. Именно в этот момент жизнь изменилась, и биография получила новый виток развития.


Из исторических сведений известно, что игуменья в храме, куда отправилась Евфросиния являлась вдовой ее родного дяди, которого именовали Романом. Изначально игуменья услышала просьбу девочки и настаивала на решительном отказе, однако после обратила внимание на Ефросинью, поскольку она была очень юной девушкой и слишком красивой. Спустя время, после того как игуменья увидела со стороны, как Евфросиния Полоцкая возносит страстные моления и верует во Всевышнего, изменила свое решение. Игуменья не побоялась отца, то есть Георгия Полоцкого. С тех самых пор, то есть с 12-летнего возраста юная красивая девушка Евфросиния Полоцкая стала монахиней.


Постриг

Стоит отметить, что вовремя пострига в монахини Предславу, так ранее звали Ефросинью, до пострига, нарекли иным именем. Из летописи знаем, что имя было выбрано неслучайно, она была наречена в честь Ефросиньи Александрийской, которая проживала в пятом веке, являлась незыблемым примером для юной девушки. Также считается, что в церкви имя Ефросинья означает радость, поэтому у двенадцатилетнего ребёнка не возникло проблем при выборе имени для пострига в монахи.


Естественно, что отец Георгий и мать Евфросинии были крайне опечалены таким решениям собственной дочери, поэтому не раз принимали попытки вернуть ее домой. В летописи существуют данные о том, что Георгий Полоцкий оплакивал свою дочь, как умершую, однако его слезы не могли ничего изменить. Предслава осталась в храме и превосходила всех монахинь в рвении к молитве, посту и ночным бдениям, а также она ежедневно возносила хвалебные молебны Всевышнему и всем Святым.


Во время того, как девушка стала монахиней, она обратилась за помощью к знающим людям для того, чтобы посвятить собственную жизнь изучению различных наук. Именно в монастыре она изучала большое количество книг, которые располагались в главном церковном хранилище. Важно, что в летописи уточнено, что в библиотеке имелись разнообразные произведения, написанные славянскими богословами, а также разнообразные древние летописи и труды византийских и римских просветителей. Таким образом, девушка расширяла свой кругозор, изучала исторические сведения и, конечно же, не забывала о науке.


Благодеяния Святой

Спустя года Евфросиния, увидела собственное будущее предназначение во сне. Однажды ночью ей явился ангел и сказал о том, что ей необходимо создать обитель в населенном пункте под названием Сельцо, который располагается вблизи с Полоцком. Девушка видела, такое предзнаменование несколько раз, а впоследствии она узнала, что такой же самый сон наяву, видел епископ, которого именовали Илия. Поэтому епископ Полоцкий видя, такое Божье предзнаменование передал Преображенский храм, расположенный в Сельцо, под руководство Евфросинии Полоцкой для того, чтобы она в дальнейшем смогла основать там женский монастырь.


Важно отметить, что ученые и историки описывают данную святую в виде женщины, которая являлась просветителем, основателем и попечителем разнообразных монастырей не только женских, но и мужских. Стоит отметить, что именно Евфросиния Полоцкая считается основательницей и попечительницей наиболее известного Богородского мужского монастыря.


Вблизи монастырей она открывала школы для того, чтобы монахи могли изучать разнообразные науки, ремесла. Также именно она настаивала на том, что каждый монах должен быть обучен грамоте и искусству переписывать книги.



Православные христиане утверждали, что в свое время Евфросиния Полоцкая славилась по всему городу в роли советчицы. Поскольку она никогда не отказывала людям в помощи или совете, поскольку считала, что те или иные люди нуждаются в ее руководстве для того, чтобы дойти к православной вере или вере во Всевышнего. Зачастую к Ефросиньи Полоцкой обращались люди, которые хотели изменить свою жизнь, поскольку считали, что сила молитвы данной девушки является очень великой. Другие же люди приезжали к ней для того, чтобы она помогла получить духовную поддержку, помощь и силу от Всевышнего. Святая Полоцкая известна многим православным верующим, поскольку в настоящее время известно, что именно она может утихомирить ссоры, скандалы, разборки и создать идиллию. Из летописи известны случаи, когда именно Ефросинья смогла успокоить князей, которые не смогли договориться между собой, именно с тех пор многие православные верующие люди обращаются к ней за помощью.


Мечта Ефросиньи

У Святой Полоцкой Евфросинии имелась одна-единственная заветная мечта, она на протяжении долгого времени хотела посетить Палестину. Поэтому, будучи в преклонном возрасте, женщина осуществила свою заветную мечту.


До этого момента женщина отдавала всю себя переписыванию разнообразных книг, а также написанию новых, а помимо этого она занималась учением мирян и налаживала жизнь жителей монастыря. А уже после достижения таких целей, она передала правление обителью монахов своей сестре Евдокие, а сама в это время отправилась в путешествие.


Однажды она направлялась в Иерусалим и встретила по дороге константинопольского патриарха Луку. После того, как она приехала в Иерусалим и посетила известный живоносный гроб господень, она решила остановиться в русском монастыре. Именно здесь в этот момент ее настигло тяжелое заболевание. А уже 23 мая 1173 года женщина умерла, так и не вылечившись от недуга. Согласно завещанию Преподобной Евфросинии ее мощи были захоронены вблизи обители Преподобного Феодосия, расположенного недалеко от Иерусалима. В 1187 году мощи Святой женщины оказались в хранилище Киево-Печерской лавры, а уже в 1910 году их вернули на родину в город Полоцк и по сей день мощи женщины, располагаются именно там.


Ефросинья Полоцкая: интересные факты


Главной достопримечательностью, которая связана с именем Святой является православный крест, который носит ее имя. Такой шедевр православной древнерусской культуры был создан по заказу святой. Согласно исторических данных Евфросиния Полоцкая являлась меценатом, она также являлась ответственной за Полоцкая летописание и заботилась о том, чтобы библиотека Софийского собора пополнялась новыми изданиями книг не зависимости от времени.


Если вспомнить о православном кресте, который назван именем Ефросиньи Полоцкой, стоит отметить, что такая реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, однако в 1997 году в Брестские ювелиры сотворили копию согласно описаниям летописи.


Примерно в 1547 году Евфросиния Полоцкая была канонизирована, а уже в 1984 году в Белоруссии ее причислили к лику святых. А в 1994 году 23 мая признано днём святыни, поэтому по сей день такой праздник широко отмечается на территории государства Белоруссии.




Добавить свою цену в базу

Комментарий

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей. В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Ефросинья стала монахиней.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая» , которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне: гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

Преподобная благоверная княгиня Ефросиния Полоцкая, причисленная церковью к лику святых, считается одной из самых сильных небесных заступниц белорусской земли. Известная просветительница Полоцкого княжества. В совсем юном возрасте осознанно отказалась от предстоящего династического брака и решила податься в монахини. Основным делом ее жизни стала просветительская и миротворческая деятельности. Активно выступала против ведения войн, занималась переписыванием и переводом книг. На скопленные средства построила две церкви в Полоцке, которые длительное время являлись известными центрами просвещения. В качестве просветительской деятельности считается причастной к открытию ювелирной и иконописной мастерских. До наших дней хорошо сохранился один из т.н. крестов Евфросинии Полоцкой, заказанный одному из мастеров указанной ювелирной.

Точная дата рождения по причине отсутствия официального подтверждения неизвестна. Предположительно это период с 1101 по 1005 годы. Зато достоверно известно, что родилась достаточно зажиточной витебской княжеской семье Святослава Всеславича. Начало ее жизни не отмечено ничем примечательным. Получила начальное образование дома. Отец Евфросинии был самым младшим из братьев, поэтому на руководство Полоцким княжество претендовать не мог. Тем не менее в роду было предписано, кто и когда соединит династии в брачном союзе. Однако, как отмечалось выше, к 12 годам Евфросиния решила податься в монахини и после посвящения поселилась в Софийском соборе в Полоцке. Причем произошло все это в тайне от семьи. Уже в столь юном возрасте ее хотели выдать замуж. Но не по годам взрослый поступок юной княжны свидетельствовал о сформированном желании отказаться от утех и прочих аспектов светской жизни.

После первоначальной адаптации Евфросиния стала заниматься переписыванием и переводом церковных книг. Несмотря на то, что в то время в основном это дело по причине физической сложности поручали мужчинам. И если выведение печатных букв с одной стороны не вызывало больших сложностей, выведение заглавных, основу которых составлял различный орнамент, требовало определенных художественных умений. По некоторым преданиям и сохранившимся сказаниям примерно в 1130 году Евфросиния несколько раз увидела сон, в котором ангел приводил ее к определенному месту (недалеко от реки Полота) и сообщал о том, что оно подходит для возведения храма. Рассказав об этом полоцкому епископу Илье, последний связался с князем Борисом, после чего вскоре началось возведение мужского монастыря-храма. Спустя несколько лет там же Евфросиния выступила с инициативой строительства и женского монастыря. Так примерно в 1133 году появился Спасский собор. Длительное время эти два вновь возведенных храма были центром полоцкого просвещения. Возведение храмов, как передано предками, было связано с покровительством и мольбами Евфросинии. К примеру, в одно время закончились строительные материалы (плинфа). Однако на следующее утро они необъяснимым образом появились в печах. А само возведение храмов в среднем занято 30 недель. По тем временам это невероятно короткий срок.

Известен факт о том, что примерно в это же время Евфросиния, пригласив к себе родную сестру, втайне от отца постригла и посвятила ее в монахини. Этот факт стал очередным горестным ударом для отца, который желал младшей дочери светского брака и продолжения рода. После его смерти похожая ситуация произошла и с двоюродной сестрой Евфросинии. Религиозная деятельность не ограничивалась посвящением в монахини новых прихожанок и просвещением через книги. Несколько позже описанных событий игуменья приняла решение о приобретении иконы Богородицы Эфесской у византийского императора Мануила. Так, один из ее слуг был отправлен в дальний путь. После длительного времени икона прибыла в Воскресенскую церковь. Сохранилась до наших дней и хранится в церкви Александра Невского в России. Известен факт заказа нескольких необыкновенных церковных крестов у местных полоцких мастеров. Один из них (так называемый крест Евфросинии Полоцкой), к большому сожалению, был утерян во время Второй Мировой войны, и не найден до сих пор. В 1997 году была изготовлена его точная копия, которая хранится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Так и Евфросиния Полоцкая сочиняла музыку, сама рисовала и хорошо относилась к живописи, была известной меценаткой. Активно занималась общественной деятельностью. Тот период считается временем борьбы Полоцкого княжества за обретение независимости. Считается, что влияние Евфросинии на процессы, происходившие в обществе, было значительным. Смерть наступила в Иерусалиме в 1167 году во время паломничества к святыням. Там же и была первоначально похоронена. Затем останки были перевезены в Киев. И лишь спустя длительное время обратно в Полоцк. С канонизацией несмотря на церковное почитание начиная уже с конца XII века, оказалось все не так просто. Лишь в конце XIX века РПЦ провела официальную службу святой. В настоящий момент останки хранятся в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Лик и образ просветительницы и святой считается одним из самых значимых для белорусов. В ее честь названы улицы городов, установлены памятники, выпущены памятные монеты.

Loading...Loading...