Как убить страсть. Монах Моисей Святогорец о страстях


Текст переведен с небольшими сокращениями

Сегодня вопрос о том, каково главное предназначение жизни человека, практически не находит отклика у людей. Человек не интересуется сущностью, истиной и нравственными ценностями. К сожалению, многие люди не знают, для чего они живут.

С недавнего времени мы становимся свидетелями краха жизненных ценностей. Речь идет о серьезном кризисе, не только экономическом, социальном или культурном, а прежде всего духовном. То, что было постигнуто на протяжении веков, теперь хулится, осмеивается, попирается. Налицо отсутствие какого-либо чувства умиления или хотя бы уважения ко всему святому. Повсюду происходит скоротечная и грубая десакрализация. В это тексте я не буду строить из себя учителя, катехизатора, укорителя и прокурора. Я лишь хочу смиренно выразить свою боль, любовь и свои мысли.

Человек забыл о главной цели своего существования. Он убежден, что будет вечно жить на земле. Он сильно привязался к материальному, деньгам, имуществу, вещам. Он считает своеволие – свободой, нечестие – прогрессом, обман – гениальностью, грех – освобождением, честность – глупостью. В жизни современных греков прокралось сомнение, колебание, подозрение, опровержение, отвержение. Их божествами стали деньги, гедонизм, надменность, славолюбие. Лицемерие стало чем-то хорошим.

В такой атмосфере Церковь воспринимается как нечто раздражающее. Поэтому одни церковные скандалы с ее заблудшими представителями преувеличиваются, другие придумываются, поддерживаются и сохранятся для того, чтобы люди могли вознегодовать даже тогда, когда просто увидят на дороге человека в рясе.

Церковь не является магазином розничной торговли. Церковь существовала до нас и, несомненно, будет существовать после нас. Душа ищет света, но не солнечного или искусственного света, а духовного. Совесть встревожена. Душа каждого человека ищет чистый источник, чтобы реально утолить свою жажду. В конечном итоге разные рецепты временных наслаждений приносят много страданий.

Сегодня многие чувствительные люди замыкаются в себе, и если они мало общаются, то впадают в меланхолию и задумчиво рассуждают о произошедших переменах. В дискуссии господствует ощущение безвыходности. Города стали задымленными и негостеприимными. Деревни считаются очень маленькими и угрюмыми. Окружающая среда – шумной, грязной и беспокойной. Люди стали индивидуалистами, капризными, нервными, торопящимися и легкомысленными. Повсюду политическая деградация и коррупция среди народных избранников. Одни духовники кричат и угрожают, другие молчат и прячутся. Творцы следуют модным тенденциям, а ученые стали высокомерными. Окончательная и болезненная констатация – всеобщее растление, вызывающее горечь, мучение и глубокую боль.

Современный человек сходит с ума от технологического прогресса. Как говорит один мудрый эссеист Костас Хаджиантониус:

«Современный человек сбросил скрывающие его себялюбие маски идей и убеждений, и показал свое настоящее лицо, которое не надо больше скрывать. И в результате сегодня некогда прекрасная трудолюбивая цивилизация умирает».

Капитализм и социализм произносят очень много неправды, они обещали, что все будут равноправными, счастливыми и богатыми. Но в этом мир очень сильно разочаровался. Люди действительно почувствовали себя обманутыми. Политические руководители оказались совсем не искренними.

Коррупция стала обычным явлением. Никто не ожидал такого крутого поворота. Главное место в доме заняло божество – телевизор. Он занял место древнего очага и иконостаса. Телевизор стоит как лампада. Для того чтобы сиять и затемнять, искажать, подделывать, гипнотизировать, прививать новые идеи, новую мораль, новую жизненную позицию. Навязывают тебе, что нужно стремиться быть молодым, красивым и богатым. Мы больше не говорим о нравственности, о ценностях, характере, достоинстве и так далее. Телеведущие стали прокурорами и палачами.

Телепередачи пропагандируют гомосексуализм, свободное сожительство между мужчиной и женщиной, аборты, даже так называемые легкие наркотики. Отчаявшийся человек думает, что стал полностью свободным благодаря анархии и своеволию. Он заглушает свою совесть, омрачает разум, успокаивается, бросается в материальные наслаждения, в это безумное пиршество тления.

С отдалением человека от Бога и от своего ближнего наступила безнравственность. Человек утратил глубокий смысл жизни. Из-за соперничества, недобросовестной конкуренции, высокомерного индивидуализма образовалась огромная внутренняя пустота и глубокие трещины в человеческой личности.

Наступает суд в этом мире. Сейчас подходящее время – сегодня наступил день для спасения.

Необходима искренность, серьезность, доблесть, взаимопомощь. Нет времени для оправдания и промедления. Обвинения, крики, укоры пагубны для нас. Свет должен быть направлен внутрь нас, чтобы все увидели себя, чтобы все увидели себя без приукрашивания и долгих прелюдий. Средства массовой информации постоянно обращают наше внимание на других. Им нравится легкая критика, а не строгая самокритика.

«Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви.»

Обычно мы сравниваем себя с наихудшими людьми. Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви. Ораторы-моралисты раздраженно кричат с экрана телевизора, говорят о безнравственности для того, чтобы выговориться и получать похвалы за свои красивые речи.

Безнравственность глубоко вкоренилась в души людей. Нам необходимо локализовать эту проблему. Давайте не будем искать на поверхности то, что находится внутри нас. Христос настаивает на внутренней трезвости, самокритике, самоанализе, самопознании, самоукорении и самообвинении. Прежде всего свобода означает делать со своим Я всё, что ты захочешь, а не то, что оно делает с тобой. Доблесть – это победа над своими страстями. Сегодня человек, позвольте мне это сказать, воображает себе, что он свободный. Он думает, что у него всё хорошо, в то время когда у него совсем всё плохо. Это ужасно, это несчастье. Этот многознающий, свободный и высокомерный человек часто обманывает себя и иронизирует надо всем. Он увлекается суевериями. Верит в удачу, в судьбу, предопределение, предсказания, гороскопы и звезды.

Материалисты давно отвергли всякую религиозность и, как мы уже ранее говорили, они обожествили плоть и деньги. Сегодня человек не хочет иметь дело с обязательствами или долгами. Он хочет иметь только права. Права, из-за которых он сильно страдает. Постоянная любовь ко всему материальному никогда не может сделать человека нравственным. Человек прибывает в душевном спокойствии тогда, когда он духовно любит. Если Христос не присутствует в человеческих отношениях, то эти отношения могут расстроиться. Если мы не доверимся Богу и ближнему, то мы будем страдать от одиночества. Несмотря на все усилия, наша жизнь не изменится. Она каждый день будет утопать в гневе. В духовной пустоте растет лицемерие. Находясь под влиянием западного образа жизни, современный человек неограниченно предается чрезмерному потреблению.

Автономизация демонического индивидуализма со стремлением только к счастью и привольной жизни создает диаметрально противоположный климат и углубляет кризис. Этому способствует и телевидение. Преуспевают, как мы уже говорили, только молодые, красивые, сильные, богатые люди. Ни слова об образовании, вере, идеалах, духовном мире и нравственности. В домах увеличилось количество телевизоров и уменьшилось количество разговоров. Мы должны разбудить совесть, вспомнить о своей детской невинности, восстанавливать веру, здоровое беспокойство о покаянии, преображении и самосовершенствовании. Мы должны вновь обрести божественный страх, понять глубокий смысл существования человека и святость уникальной человеческой личности. Необходимо найти непогрешимую религиозность, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Совесть уже не должна терпеть зло. Она призвана восстать, противостоять злу, проповедовать слово истины.

«Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас»

Мы не должны ограничиваться только словами, которые приводят к отчаянию. Необходима оптимистическая борьба. Пусть каждый из нас в темноте зажжет свою свечу и постепенно рассеет тьму, которая его мучает. Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас. Из-за кризиса мы не должны довольствоваться монотонной, ропотной и голословной критикой. Давайте начнем с самокритики. Тогда вновь начнется восстановление. Пусть слезы смоют наши беззакония.

Слова Христовой Церкви не закончились и не исказились. Пусть прежде всего они будут услышаны теми, кто их проповедует. В мире безнравственности, обмана, подозрительности, лжи, ласкательства и бесчеловечности должны быть услышаны заповеди Христа, слова святых, мудрость старцев-отшельников. Пусть не мешает нам никакой страх, никакая лень, никакая боль и никакое промедление. С помощью святого любочестия, о котором говорил старец Паисий, мы призваны к смелому подвигу личного противостояния и внутреннего бунта, к постоянному устранению страстей и возделыванию добродетелей. Человек призван свободно выбирать только хорошее, прекрасное, священное, вечное, подвизаться упорно и смиренно, а не заранее сдаваться и убегать от боли.

Плутократия и материализм противоположны вечности, и они порабощают человека, если он им служит. Жизнь, лишенная свободы и моральных принципов, приносит огорчение, страх, досаду, боль. Цель никогда не освящает средства. Добро придёт только благим образом. Поэтому ради какого-то всеобщего блага нельзя устранять измерение личности. Достоевский мудро сказал: «Мы не можем достичь мира во всем мире, переступив через невинного ребенка!» Человек – это цель, а не средство (Э. Кант).

Еще одной причиной серьёзного кризиса нашего времени является постоянная погоня за удовольствиями. Абсурдное удовольствие, которое, по словам святого Максима Исповедника, приводит к страданиям. Удовольствие выражается не только в служении плоти, но и в вульгарности, греховности, в неудержимом стремлении к счастью и безответственности. Это страдание, которое происходит из-за неразумного наслаждения, может стать будильником или трамплином, чтобы отряхнуться от бесстыдной жизни. Боль должна привести к самоисцелению.

Уже сейчас человек должен твердо сказать себе: всё, хватит! Так больше не может продолжаться.

Отчаяние нашего эгоизма должно дать нам надежду, смелость и силу. Чувство одиночества, которое в конечном итоге возникает из-за непрерывной погони за удовольствиями, должно воодушевить нас избавиться от злой привычки

Похотливость уже стала открытой. Страсти поощряются и восхваляются. В телевизионных играх человек унижается, ему платят деньги, и он рад тому, что публично оголяет себя. Лицемеры выставляют себя не лицемерами. «С другой стороны, аморальные, – как говорит мудрый старец Эмилиан Симонопетретский, – много говорят о морали и очень строги в этом отношении!»

Действительно, морализм неморальных людей является тяжелым заболеванием. Писатель Ангел Терзакис говорил, что сегодня люди имеют выдающиеся достижения в основном в двух сферах: в технологическом прогрессе и в усовершенствовании лицемерия. Действительно, по-прежнему на нравственных принципах нелицемерных людей держится наш мир. Честная жизнь часто создает побежденных победителей. Может быть, она не предлагает первые места, но дает спокойную совесть, и, несомненно, это очень важно для человека.

В своих знаменитых словах о любви святой Максим Исповедник говорит, что в зависимости от того, как мы используем вещи, мы становимся порочными или добродетельными людьми.

Существует употребление и злоупотребление, неправильное употребление, излишество, перенасыщение и расточительство. Святой Иоанн Златоуст говорит, что грехом является не вино, а пьянство.

Отвержение всех допустимых границ не является настоящей свободой. Человек, будучи раздражен присутствием Бога в мире, отдаляет Его от себя. И таким образом, думает, что он будет невозбранно наслаждаться своей полной свободой. Сегодня человек заинтересован в том, чтобы заработать много денег, стать богатым и чтобы его никто не беспокоил. Поэтому он заглушает свою совесть. Мы достигли высочайших технологий и наинизшей гуманности.

В конце концов, многие «облегчения» сделали жизнь трудной, а постоянный комфорт приводят к огромному отягчению. Часто говорят о «качестве жизни», «повышении уровня жизни», «росте дохода на душу населения», но не об уменьшении духовных ценностей, об отречении от священных законов, об отречении от живоносных истин. Чувствительным, застенчивым, честным, благородным людям нет места в этом индивидуалистическом, жестоком, гордом, соперничающем и властном мире. Однако отсутствие существенной радости в жизни многих людей поднимет любопытный вопрос о том, куда мы идем. Наша жизнь – это место для экзаменов перед нашим вхождением в вечную жизнь. Мы никогда не должны об этом забывать. Мы не бессмертны на земле. Мы гости, с временной «пропиской» на земле. Мы живем в этом мире, чтобы познать Бога. Крах этого важного знакомства с Богом – это величайшая трагедия человека. Встреча человека с Богом восполнит его и даст ему полную радость.

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

Информация об авторе: Монах Моисей Святогорец (Μωυσής Αγιορείτης) родился в Афинах в 1952 году. На Святой горе монашествовал около тридцати пяти лет. Иконописец, поэт, критик и писатель. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены на многие языки и награждены. По просьбам митрополий, университетов и обществ имел ряд выступлений как в Греции, так и за рубежом. В качестве докладчика принял участие в 80 конференциях. Занимал должность архиграмматея (старшего секретаря) в Священном Киноте Святой Горы. Двадцать лет являлся главным редактором святогорского журнала «Протат» и членом известных обществ. Около двадцати пяти лет являлся Старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, где ранее занимал должность Управляющего. Считается самым плодотворным современным святогорским писателем.

Монах Моисей Святогорец.

Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог – не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

Он – Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, – всем людям. Он благовестил – не просто на словах – единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель – божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, – Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.

Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.

Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью…

Христос искажен – особенно на Западе, но и не только там – в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.

Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.

«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», – такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, – обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).

Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы – лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.

Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.

Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, – эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос – непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» – некоторые задаются таким вопросом.

И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.

Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.

Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,– говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.

Монах Моисей Святогорец предлагает нам рождественское размышление. Монах Моисей - виднейший богослов Эллады. Как здвезда он просиял на словесном небосводе Греции. А после его ухода из жизни на Афоне у многих остались лишь тяжелые воспоминания о нем, как о непростом человеке. Как тут не задуматься? Как не вспомнить слова Симеона Афонского: Пока ты молчишь - имеешь молитву; стоит тебе заговорить - имеешь только слова. .. Простите за столь грустное вступление.

Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог — не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

Он — Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, — всем людям. Он благовестил — не просто на словах — единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель — божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, — Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.

Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.

Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью...

Христос искажен — особенно на Западе, но и не только там — в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.

Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.

«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», — такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, — обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).

Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы — лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.

Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.

Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, — эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос — непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» — некоторые задаются таким вопросом.

И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.

Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.

Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,- говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.

Если кажется, что Христос незнакомый, далекий, скрытый, то не нужно этого бояться. Это не значит, что Его нет, что Он не чувствует, не знает, не видит и не слышит. Проживание Его отсутствия является отправной точкой для ощущения Его присутствия. Подумайте об отсутствующем Христе, Который везде присутствует и все наполняет.

Мы призваны, как реставраторы, очистить помраченный образ Христа и приоткрыть для себя Изначальную красоту, прелесть и сладость Его Божественного Лица. Богочеловеческое, отцовское, братское, дружеское лицо, которое вдохновляет к бесконечному уважению, но и к впечатляющей близости, к большому благоговению и одновременно к большому доверию к Нему. От епископского трона, иконостаса, купола и проскнитарии необходимо ввести Христа на престол нашего сердца, а также для искреннего разговора на любую тему, о признании нашего поражения. Все мы хотим присвоить, оправдываться, заблуждаться, погрязать в самолюбии, откладывать и не искать от Него вдохновения для сильного покаяния и исцеления своей бессмертной души. Это безусловное, необходимое дело, и не может быть спонтанным, оно должно идти от всего сердца и всей души. Тем не менее, Христос остается невостребованным, написанным на стене или на иконе, затемненным, и человек — с затемненным образом на своем лице. Только личный чистый и живой Христос, Который рождается и открывается, воскресший после распятия на Кресте в аутентичном церковном опыте, может воскресить, просветить, вдохновить, руководить и утешить современного человека. Христос, скрытый слоем поцелуев доминирующей идеологии на протяжении многих веков, не утешит и не спасет, а опасно будет мучить людей, как это произошло с большей частью бессердечного Запада, который думал, что Он умер (Ницше, Сартр).

Встреча и единение человека с истинным Богом представляет полное его оправдание и заполнение его существования. В противном случае «несинхронизация» человека с Христом ведет к Его искажению, обесцениванию и предрассудкам. Бесстрастный Христос пострадал ради спасения от страстей. Он умер за живых мертвецов. Боль Христа рождена не тем, что они непостоянно следовали за Ним и кричали: «Ура!», а тем, что не поинтересовались о Его присутствии, не захотели познать Его, выслушать Его, разговаривать с Ним, если даже они имеют противоположное мнение. Христос не хочет иметь немых, несвободных и невежественных учеников, а искренних друзей-собеседников. Спустя две тысячи лет, наверное, до усталости истинный Христос остается искаженным и неизвестным, и сегодня человек не ищет Его должным образом. Поиски Христа — перепутаны, искажены и смущены суевериями, магизмом, неправильными народными верованиями, пренебрежительным отношением, фанатичными идеями-фикс и эмоциональным легкомыслием. «Мы считаем, что главное препятствие для существенных отношений человека с Богом,-говорит св. Григорий Палама, — это внушаемые демонами страсти и отсутствие полного доверия, преданности, посвящения, что, естественно, приводит к ряду холодных кривотолков. В конце, печально констатируем, что мы живем, как будто Христос не пришел, если наша жизнь не преобразилась, как будто Его проповедь провалилась, как будто были напрасными борьба, жертвы, мучения, подвиги апостолов, мучеников, преподобных. Как будто, мы живем, в дохристианской, а не в постхристианской эпохе».

Богоносные отцы нашей Святой Православной Церкви систематически, последовательно и точно говорят о том, кто такой Христос, и об огромном значении и высшей ценности Его богочеловеческой личности, смысле Его учения, сами проживают Его слова, толкуют Его притчи, углубляясь в чудеса, анализируют Его путь. Сегодня мы непразднично празднуем цикл установленных Господних праздников без особой радости в душе. Наш интерес исчерпывается покупками, украшением, уборкой дома, хождением в гости и обмениванием подарками. И мы, как иудеи, ожидаем социального революционера Христа и обновителя, идеолога реформатора, который родился в бедной обстановке и умер за свои идеи. Этот модифицированный образ Христа продолжает доминировать. (Не говоря уже о вере в удачу, талисманы и другие суеверные вещи). Мы празднуем Рождество Христово, а отсутствует Тот, в честь Кого празднуем, — Христос. Абсолютный характер догмата о Воплощении Сына и Слова Божия является умонепостижимым и тайной, в соответствии с возвышенной и священной гимнологией, которая покрыта молчанием. Но эта истина нашей веры является основой для нашего спасения, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, согласно словам св. Григория Богослова; это не какая-то хорошая идея, простая историческая память или беспринципный сентиментализм (с замороженным Христом в яслях с животными), который проживает в роскоши и на праздничных ужинах с танцами, пышных трапезах и в ночных клубах. Христос сегодня используется как средство для оправдания балагана и как полезная идеология...

Я вернусь к тому, о чем ранее говорил, — к поучению о Христовом молчании. Когда Христос спросил Своих учеников, как будто Всеведущий не знает: «Что говорят обо мне, за Кого считают Меня люди, верят ли они, что я Бог, в какого Бога они верят?» Известный сердечный ответ спонтанного Петра: «…что Он Христос, Сын Бога живого». «Затем Христос, — говорит св. Матфей, — увещал их, никому не говорить на данный момент, что Он есть Христос» . Это Он сказал и на Фаворе во время Его страшного Преображения: не говорите никому о видении, а расскажете об этом после Моего Воскресения. Также и перед Пилатом евангелисты Иоанн и Матфей говорят, что в данном случае Христос говорит Своим сладкозвучным молчанием. «Молчание — это тайна слова будущего века», — говорит св. Исаак Сирин. Молчание вместо многословия, тишина вместо проповеди, священное безмолвие вместо шумной активности. (Существует и активность без активного движения). Патетик — это плод, который созрел в аскетической пустынной земле, у течения слез и горячей молитвы, в климате и тихой атмосфере постоянного и несмущенного молчания. (Как я рад молчаливым старичкам на Афоне в стасидии, в келье, в огороде, на горе).

Должны ли мы сегодня молчать? Когда будем спровоцированы, сможем ли мы исповедовать нашу веру? Будем ли мы слабыми и трусливыми дезертирами, если не будем смело заявлять перед всеми о нашей православной вере? Необходима рассудительность и в молчании, и в слове. Молчание не должно быть испуганным, лицемерным, эгоистичным, ироничным, осмеивающим, безразличным. Слово не должно быть гордым, болтливым. Оно не должно быть заглушающим, неучтивым, нечеловеколюбивым, неумелым, неискусным, лишенным мира. Нет, мы станем адвокатами и защитниками Христа. Как и раньше, когда мы говорили: «Нет, не мы спасем Христа, и не мы исправим Его Церковь. Только Христос спасет нас, и только Его Церковь исцелит нас через освящающую благодать в Ее Таинствах». Сейчас 2002 год после Рождества Христова. Но с Христом ли мы? Мы христиане с истинным Христом или с идеализированным Христом нашей фантазии, самоугодничества и меры? Этот вопрос неотложный, очень личный, значительный и важный. Мы призваны к искреннему, ясному, честному, правильному и сердечному ответу. В противном случае время будет проходить приятно, монотонно, рутинно, одиноко, и мы будем христианами без Христа, словно говорим о человеке без сердца, о дереве без корней, о столе без ножек...

Когда мы не понимаем Христово молчание, то не понимаем, что и мы должны часто молчать и слушать, молиться и читать. И мы словно бы лишены мудрости, думаем, что у нас всегда есть свое мнение по любым научным вопросам, и мы хотим, чтобы Церковь была болтливой, а его представители были громогласными, угрожающими и что каждого следует ставить на свое место. Однако таким образом мы создаем, скорее всего, обремененную и «зараженную риторикой, красивыми и лишними словами Церковь», как хорошо сказано (Мариос Бегзос). В молчании Христа, в молчании Церкви, в молчании пустыни рождаются великие дела, подвиги и существенные слова, которые утешают и умиротворяют сердца, уставшие от празднословия и многословия современной эпохи людей.

Преп. Ефрем Сирин с обычной своей нежностью говорит: «Смилостивимся над собой, вразумим себя и поймем, что наше имя отождествляется с Христом; Он — Христос, и мы называемся христианами. Стоит скоропостижно найти этого живого, искреннего, личного Христа, а не исторического, религиозного, идеологического Христа, и приютить Его в нашем сердце. Не продолжать быть одиноким, не имея куда Свою голову преклонить в негостеприимной земле. Он стучит в дверь сердца вежливо и многократно, чтобы найти место для покоя. Бог славы ищет сердце сокрушенно е и смиреное, чтобы прийти к человеку на вечерю и полностью возродить его. Будучи пустым и одиноким со стороны от посещения небесного Жениха, человеческое сердце чувствует Его как далекого, недоступного, чужого и незнакомого. Он никогда не обрадует сердце человека, если человек не постигнет эту потрясающую встречу. Сердце создано для этого единения, и необходимо искать его беспокойно и настоятельно. Оно горит для встречи, как невеста от удивительной Песни песней. Оно мечтает о неизменившемся, несовременном, не модернизированном, несекуляризованном Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же». Христос в Св. Православной Церкви, Св. Тайнах, Св. Евхаристии, св. Апостолах, мучениках, преподобных, праведных, тех, кто живет в воздержании».

Махатма Ганди говорит: «Я люблю Христа, но христиан не люблю, потому что они не похожи на Христа». Эта великая истина должна заставить нас серьезно задуматься. Считаю, что проблема конкретизируется более всего у современных христиан, которым необходима повторная евангелизация, и которые, как мы уже говорили в начале, исказили Его Пречистое Лицо своим вмешательством, будь то консервативным, а точнее — внешне традиционалистским, или модернистским. Мы считаем, что наибольшей проблемой являются фальшивые христиане, и даже хуже того — фальшивые клирики, фальшивые проповеди, лишенные смысла, больные акты благотворительности, лишенные любви и совершенные только для показухи, каковы многие достижения Запада, совершаемые будто бы во имя Христа.

Великая истина, произнесенная Ф.М. Достоевским: «Если кто-то мне доказал бы, что Христос вне истины, и истина действительно окажется вне Христа, я все же предпочел бы остаться с Христом, нежели с истиной». Благо тому, кто оставляет истину ради Христа, потому что Он является Истиной, Источником Истины, которая должна нас потрясти, чтобы мы могли осознать нашу реальность, построить отношения с Христом, познать Истину Христа, — Христа без маски, которую Ему навязали мы, блуждающие, заблудшие и носящие маску христиан, на Кресте воскресшего Христа, единственного Сильного, чтобы искупить нас и спасти через покаяние.

Документ гражданина Греции — справка русского переводчика.

Ταυτότητα — с греч. идентичность, а также документ, удостоверяющий личность человека — справка болгарского переводчика.

Неделя Православия это торжество истины, победа над ересями и заблуждениями, расколами и спорами. Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно не престает, не сгибается, не преклоняется ни перед чем, не боится ничего, его невозможно победить или покорить, ему невозможно противостоять.

Православие есть вера в Евангелие, в повеления святых апостолов, в каноническое апостольское преемство. Ближним необходимо возвещать о правильном церковном предании не только на словах, но и с помощью ярких примеров. Православие это не сухое знание, но личный опыт. Личное ощущение веры это величественное богатство, неистощимое сокровище, источник радости и надежды.

Уникальность Православие в смутные времена, во времена волнений и кризиса состоит в том, что оно сияет светлой звездой, просвещая ум и сердце. Нелегко прогрессивным нигилистам разрушить до основания святое Православие. Тверды его основы, а верующий народ хорошо ощутил его великую силу.

Православие – это живая встреча человека с Богом. Это не экстремизм, не фанатизм, не черная зависть, не враждебность или упрямство. Это средний путь, непосредственность, мера, равновесие, свобода и благодать. Православие объединяет, дает покой, оживляет и освящает. Оно превыше естества и разума. Оно преображает, несет свет, придает смысл и раскрывает суть. Православие не подвержено тлену, оно одновременно древнее и новое, совершенное, священное, законченное, вселенское, но не экуменическое. Это не музейный экспонат, некая туманность, абстрактная привычка, статуя, поврежденный идол или гнилое болото. Это не чрезмерная гордость славой предков, не фольклоризм или замечательная религия в ряду прочих, но новый образ жизни.

Это не человеческое изобретение, плод остроумия или умения красиво говорить, не формальность или нечто внешнее. Это не витрина, не рамка, не самовосхваление или ностальгические рассуждения о прошлом. Православие носит крестовоскресный характер, его украшение – мученики, оно мужественно и смело. Его символ – крест. Его престол – скромность, смирение, простота. Оно не прибегает к принуждению, не шантажирует, не порабощает и не затыкает рот. Православными не рождаются, православными становятся, крестятся и обновляются. Это поприще подвига, покаяния и свободы, бесстрашия, надежности и надежды. Для Православия характерны радость, мир и возможность обрести в нем прибежище. Ах, если бы мы с такой легкостью могли всем этим жить! Но не будем сидеть, словно зрители на трибунах, а все выйдем на беговую дорожку. И начнем с сегодняшнего же дня, с Недели Торжества Православия.

Старец Моисей Святогорец (1952- 2014) подвизался на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Родился в Афинах в 1952 году. Являлся иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала «Протат». Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, в котором ранее некоторое время нес послушание управляющего. Преставился 1 июня 2014 г. после продолжительной болезни, на 62 году жизни. Отец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей.

Монах Моисей Святогорец, старец каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш

Когда современный христианин говорит о Боге, зачастую он имеет в виду нечто, что находится где-то далеко в небе, неизвестное, непонятное, непостижимое, недосягаемое, то, что он одобряет, полезное в момент необходимости; иногда он приписывает ему магические свойства и часто повторяет неправославное «Веруй и не рассуждай».

Но эта вера в Бога не приводит к существенным изменениям в жизни христианина. Он может иногда ходить в церковь по воскресеньям, держать в своей библиотеке современные духовные книги, в гостиной – старые иконы, в руках – чётки, может подавать небольшую милостыню. Однако он злится из-за несоответствия других людей его ожиданиям, жаден до денег, погружён в эгоизм, жажду комфорта, беспокойство, конкуренцию. И это не является жизнь во Христе. Здесь пахнет смертью. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнётом ежедневных трудностей.

Жизнь таких христиан скатывается до бессмысленного и глупого выживания, ведь человек не может жить только ради пенсии, ради второй квартиры или ради новой машины. Мы не ждём кардинальных изменений, действуем без надежды. И мы постоянно торопимся, тем самым вышивая себе саван. Жизнь, говорим мы, черна и безрадостна, это тусклая и мутная рутина.

Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, зовущему его к постоянному риску комфортом, который обладает им и лукаво сподвигает говорить: слава Богу, мы не делаем ничего ужасного и постыдного из того, что видим каждый день по телевизору. Эта мысль, скорее всего, от демонов, и успокоение, которое она даёт, вовсе не благое. Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель.

У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина. Истинные отношения человека с Богом характеризуют и его отношения с людьми. Христианин в повседневной жизни и христианин по воскресеньям – не разные люди. Как я уже сказал, существует такое благочестивое лицемерие. Аллегория одержимого стремления человека к совершенному внешнему виду – листья смоковницы, скрывающие его внутреннюю пустоту и наготу. Дорогой и красивой одежде не соответствует красота и совершенство внутреннего мира.

Христианин с головой погружается в насущные заботы, хлопочет о многом, отвлекается на мелочи, раздувает из мухи слона, стремится к удовольствию и запретным плодам, которые представляются ему красивыми, сладкими и приятными, не хочет отличаться от других, не хочет бороться, не хочет уменьшать и ограничивать свою свободу. Возвращается демон Эдема и предлагает блестящее, а не драгоценное, легко получаемое, дешёвое, разрекламированное, пользующееся спросом, массовое, ненастоящее. Приобретение этого не является успехом, в нём нет подлинности, борьбы, труда терпения и любви. И в этом заключается ложь, дезориентация, заблуждение в принятии демонской морали, сомнительной, коварной, нацеленной на сближение с миром. Таким способом человеку даются ложные приоритеты, обманчивые, вымышленные, отрывочные истины, восхваление порока, опасный изоляционизм, нездоровый нарциссизм, отодвигание проблем, яркие краски пустой оболочки. Я преувеличиваю?

Сегодня у нас, христиан, магическое представление о Церкви. Мы говорим: «Если ты придёшь в Церковь, то твои дела пойдут хорошо». Но среди верующих христиан есть и безработные, и молодые учёные, не получившие места, и разорившиеся коммерсанты. Мы говорим: «Если ты не придёшь в Церковь, у тебя всё пойдёт прахом». Но пришедший Христос не давил ни на чьё сознание. У нас нет права грозить, пугать мир, и тем более петь песни о несуществующем Боге, то есть о Боге карающем, мстительном, жестоком, завистливом, враждебном. О Боге, который раздаёт хорошие рабочие места, солидные заработки, высокие пенсии и пособия, благополучие, долголетие и прочее. Мы похожи на популяризаторов новой продукции красоты или на адвокатов несправедливо пострадавшего Бога. Мы, христиане строптивого двадцатого века, ещё не поняли, что Церковь – это Христос, Который спасает, но не спасается никем из нас. Христос сказал: если мы от всего сердца хотим совершенства, да последуем за Ним. Сегодняшние христиане становятся прокурорами, царственнее царя, с безотчётным рвением, с усердием не по разуму, с фальшивым миссионерством.

Но, дорогие мои, все святые нашей Церкви в большинстве своём были больными и бедными людьми, часто преследуемыми, немощными, презираемыми, они бы не притягивали ваши взгляды. Христос прославился на Голгофе. Страдание – спутник нашей жизни. Символом христианства является крест. Непозволительно искажать истину. В Церкви продолжает существовать страдание, но у него есть смысл, есть выход, оно ведёт к воскресению. У нас нет права, как это делают некоторые политики перед выборами, обманывать народ, обещая земной рай. Христос сказал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он не называет блаженными тех, кто теряет время в развлечениях. А мы создаём неохристианство по нашим меркам, для собственных нужд, неутомительное, безмятежное, удобное, лёгкое, без всякой ценности, антиаскетическое, в конце концов, антиевангельское. С такой точки зрения Божественная Литургия в храме – простое прослушивание слов и созерцание обрядов, это можно спокойно смотреть по телевизору, сидя в кресле, или слушать по радио в машине. Здесь нет жертвы, соучастия, бодрствования, собрания верующих в Таинстве.

В христианских общинах бесприютный, неласковый, недружелюбный, одинокий и несчастный человек должен быть согрет любовью и истиной. Если приходящий к нам сталкивается с нашей нерадивостью, негостеприимностью, равнодушием, утомлённостью и нерешительностью, это трагично и для нас, и для него. Если у нас нет света и радости, духовного опыта и жизни, что мы можем предложить? Он найдёт всё это в другом месте и, возможно, в лучшем виде. Если у нас, христиан, нет радости личной встречи со Христом, тогда каков смысл нашей христианской идентичности и формального посещения церкви? Св. Григорий Синаит говорит: если не узнаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас сделал грех. Если мы не познаем свет благодати, то скажем, что нам хорошо и в полумраке. В свете открывается наша действительность. В свете будет открыта истина Церкви. Церковь – это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь – это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Обратите на это внимание, пожалуйста.

Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, выдерживать противодействие, сотрудничать с Богом. Мы дадим ему наш добровольный труд, Он – благодать и милость Свою, так как всегда спасение человека – это слияние божественной благодати и человеческого усилия. Человек был создан по образу Божию, и цель его создания – обожение. Миссия Церкви – спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

Loading...Loading...