Когда отвечают во славу божию. "Спаси, Господи!" - о традициях общения

«Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите» (1 Кор. 10; 31)

Скажешь, как можно есть и пить во славу Божию? - Призови бедного,

сделай Христа участником твоей трапезы, и вот - ты ел и пил во славу Божию! Но Апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем. Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? - Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Так же и дома можно оставаться для Бога. Как в каком случае? - Когда слышишь шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышишь, что площадь наполнена невоздержанными людьми, - останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию. Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь, как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, видите, как проходит мимо дурной и негодный человек с великой пышностью, тогда если кто скажет: как он счастлив! - спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченной уздой, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок, ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвального? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собой отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом. Напротив, когда увидишь нищего, всеми презираемого, живущего в бедности, но добродетельного, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! - ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесные блага? - Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение, и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.

Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших. В каком же случае позволительно укорять их для Бога? Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет, - огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе, - прости его, и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями, а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.

Хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое, но с тем, чтобы друзья могли давать им надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу. Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутного, порочного, зараженного вредными мнениями, отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5; 29). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей. Если приходишь в какое-либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по-пустому, не о бесполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о Царстве Небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой-то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу. Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает.

И плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем воздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7; 10). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу, то за эту радость ты получишь великую награду. Но что говорить о всем этом, когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Есть ли что маловажнее стрижения волос? Но и это можно делать во славу Божию. Ибо если ты не будешь нарядно убирать волосы, не будешь украшать лица, не будешь одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда, - то ты делаешь это во славу Божию и, без сомнения, получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.

Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходить для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужой красотой, когда, видя идущую навстречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим, то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит Мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он (Сир. 19; 27). Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нее получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души. Мы не должны иметь в виду большие деньги, знаменитость предков, - но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах. Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога. Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризны, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога, то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?

Что хуже того, как быть тюремщиком? Жизнь его не почитается ли ниже всякой другой? Однако ж и он может, если захочет, проводить жизнь свою с пользой для себя, когда щадит узников, услуживает заключенным праведно, не торгует чужими бедами. Так спасен темничный страж, приставленный стеречь Павла (Деян. 16; 31). Отсюда видно, что мы от всего, если захотим, можем получить себе пользу.

Если бы мы были внимательны, то во всю жизнь могли бы продолжать свою духовную торговлю, и при покупке, и при продаже, например, когда не требуем цены незаконной, не выжидаем времени дороговизны, дабы тогда распродать, кому нужно. Ибо сказано: кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ (Притч. 11; 26). Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строящие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера шнурок, - так и мы, вместо того шнурка, будем употреблять апостольское слово: итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, и премудрое изречение сие, начертав на уме, будем носить с собой вместо оружия, щита и бесчисленного сокровища, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получили и сами от Него славу - как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: «прославляющих Меня прославлю» (1 Цар. 2; 30). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

(Из бесед святителя Иоанна Златоустаго)

Беседа А. Сигутина с митрополитом Климентом

- Каким должен быть настоящий православный христианин, с духовной и телесной точек зрения?

Настоящий православный христианин в своем сердце должен иметь любовь и всегда поступать по вере, по Евангелию. Тогда совесть постоянно будет подсказывать человеку, правильно он поступает или нет. Свой внутренний мир надо устраивать так, чтобы, как говорит преподобный Ефрем Сирин, видеть свои грехи и стремиться к очищению.

С принятием христианства на Руси стала развиваться письменность, градостроительство, архитектура и т.д. Но Православие дало русскому народу еще и образ святости. Мы получили духовное наследие именно святой Византии, где было очень много подвижников веры. Вспомним хотя бы святых Отцов, защищавших истину Православия, истину Евангелия на Вселенских Соборах. И нам необходимо помнить: человек призван к стяжанию (приобретению) святости. «Будьте святы, - говорится в Библии, - как Господь ваш свят».

Одна из проблем современных верующих в том, что мы считаем себя православными, только находясь в храме. А мы должны быть православными везде и всегда. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию». Христос призывал постоянно памятовать о Господе, то есть быть всегда устремленными своим внутренним миром к Богу.

- Согласно догматическому богословию, Христос - совершенный Бог и совершенный Человек. Значит, в идеале православный должен быть гармонично развит как духовно, так и телесно?

Конечно, это обязательно.

- А современный человек способен к молитве?

Православный человек должен научиться молиться, а не просто вычитывать молитвы. Молитву нужно как бы вымолить, чтобы она дошла до глубин человеческого сознания. Придя в храм, верующему необходимо помнить, что он предстоит перед Богом, полностью на это время оставить все свои мирские помышления погрузиться в богослужебную жизнь. Мы должны со вниманием слушать каждое слово, которое произносится на службе, чтобы оно проходило через наше сердце и сознание. Важно осознать: когда читаем Евангелие, то к нам обращается Сам Христос. И уходить из храма нужно с благоговейной мыслью, что мы были в доме Божьем.

Вспоминаю свое детство. Когда я был школьного возраста, то мама, посылая нас в храм, предупреждала: «В храме стойте спокойно, не вертитесь, помните: вы стоите перед Богом, а Бог выше царей». Задайте себе вопрос: «Как бы вы стояли и вели себя перед президентом?» К примеру, приходит мэр города - и то мы вытягиваемся в струнку в знак уважения. А Бог - это Царь царей, Он поставляет царей, мэров и руководителей. С каким страхом, трепетом мы идем, допустим, в кабинет высокопоставленного начальника... А в храм идем рассеянными, да там еще и отвлекаемся. Надо научиться благоговейно вести себя в храме, это во-первых. А во-вторых, важно после богослужения сразу идти домой. Вспоминаю мамины слова: «Когда идете из храма, никуда не заходите: ни в магазины, ни на рынок. Надо благодать домой принести, не рассеиваться». Церковь находилась в десяти минутах ходьбы от нашего дома. А идти приходилось мимо торговой зоны поселка. Там были универмаги, гастрономы, рынок. Бывало, посмотрим в сторону торговых рядов, где мороженое продавалось... Скажем себе: «Нет», - и скорее домой. А пока мама готовила обед и накрывала на стол, мы с младшим братом Димитрием продолжали уже дома «служить»: брали молитвословы, пели молитвы, тропари.

- После службы в храме?

Да. Кто-то из нас как будто на клиросе поет, кто-то читает Евангелие. У нас был протодиакон Михаил, и нам нравилось читать дома Евангелие, подражая ему. Это продолжалось минут 20-30, пока приготовят обед... То есть это состояние души после богослужения, эту устремленность, соединенность с Богом человек должен стараться сохранить как можно дольше в своей жизни.

И в будние дни, проснувшись утром, обязательно надо перекреститься, со вниманием сердечным неспешно помолиться, а не просто формально прочитать несколько молитв. Идем по дороге на работу - всегда можно вспомнить Бога. Идем мимо храма, если торопимся, то можно просто остановиться и перекреститься, а если есть минута, то хорошо бы зайти в храм, помолиться перед иконой Спасителя, чтобы Он помог в наших нуждах, и дальше идти по своим делам. И на работе всегда человек может перекреститься, начиная дело. Даже спортсмены, выходя на стадион во время крупных соревнований, крестятся, и это показывают по телевидению. А почему мы, считая себя верующими, боимся на людях перекреститься? Это ложный стыд. Такого поведения: «Хочу быть, как все», - не должно быть, потому что Господь сказал: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мы должны быть этим светом, свидетельствующим о Православии.

- Как православному надо относиться к своему телу, нужно ли его физически развивать?

Тут надо подходить с рассуждением, для чего это делать. Если мы хотим, как говорится, просто накачать мышцы, то это неверно, с духовной точки зрения. Это проявление гордыни и культивирование нашей плотской, страстной природы. Если же человек целый день находится в кабинете или в офисе, у него сидячая работа, то его телу обязательно требуется физическая нагрузка. Хорошо, если есть садовый участок: можно поехать, покопать землю, почистить снег и т.д., - а если такая возможность отсутствует, то ничего плохого нет в том, чтобы немножко размять кости, активно подвигаться. Ведь малоподвижный образ жизни приводит человека к болезненному состоянию.

В этом плане вот еще что полезно. Если человек недалеко живет от храма, то утром можно встать и вместе с семьей, с детьми пройтись до него пешком. А то порой садятся за руль и едут на автомобиле пару минут до храма, когда можно за 10-15 минут дойти до него пешком, что гораздо полезнее и для души, и для тела. Когда человек идет в храм пешком, то помнит о Боге, а когда управляет автомобилем, то думает о том, как бы ни нарушить правила дорожного движения, то есть не настраивает себя на встречу с Богом.

Единственное что добавлю: не стоит заниматься спортом исключительно для того, чтобы приобрести красоту тела.

- Владыка, можно ли сказать, что в Православии есть все необходимое для того, чтобы человек был здоровым как духовно, так и телесно?

Можно, конечно. Возьмите Великий Пост. Если поначалу в советское время говорили о вредности постов, то потом в столовых были, так называемые, рыбные дни, чтоб была разгрузка от мяса и от молочных продуктов. Посты полезны и с физической, и с духовной точек зрения. Но поститься надо не ради поста, он должен иметь духовный смысл, закалять душу: «Я воздерживаюсь от того или иного вида продуктов в связи с тем, что Господь за меня пострадал, пролил Свою Кровь».

Сейчас модно поститься ради похудения. Это неверно. Пост должен иметь религиозное содержание: «Я пощусь, воздерживаюсь от скоромных продуктов, именно ради пользы для души» То есть пост должен быть не только телесным, но и духовным.

- Также выяснилось, что православная техника чтения избавляет от заикания.

Да, неслучайно тем, у кого есть заикание, логопед советует говорить размеренно, протяжно, нараспев. А в храме читают именно таким образом. То есть церковная техника чтения способствует восстановлению речи у людей, страдающих заиканием. К тому же протяжное, мелодичное церковное чтение красиво само по себе...

Неслучайно профессиональные литераторы, поэты, когда читают свои произведения, тоже протягивают, как бы пропевают гласные звуки. Но это родилось опять-таки в Церкви, в церковной технике чтения богослужебных текстов.

Вспомнилась мне одна история. Мои так называемые «православные каникулы».

Дело было в 1995 году. У нас в Невской была одна прихожанка, Галя, гречанка. Телосложения среднего, возраста неопределенного и во всем остальном тоже ничего примечательного. Ходит по церкви такая благостная, со всеми раскланивается. Через слово «Спаси, Господи!».

Смотрю я на нее и думаю: «Вот пример для подражания. Не то что у меня, грешницы, страсти кипят, как суп в кастрюльке. Прямо на плиту иногда выплескивает». То меня кто-то словом обидел, то я из-за ерунды в депрессию впадаю.

Захотелось мне с Галей поближе познакомиться. В порядке, так сказать, получения духовного опыта. Тут как раз случай представился.

Слышу, Галя кому-то рядом предлагает:

– Поехали ко мне в деревню. И отдохнешь, и подышишь свежим воздухом, парного молочка попьешь. У меня дом большой, все продукты вот этими вот ручками выращены и сделаны. Живи, наслаждайся природой во славу Божью.

Я рискнула и подошла.

– А можно и мне с моим мальчиком к вам? Он у меня с рождения в городе. Вывести куда-то хоть на недельку возможности нет.

Галя расцвела, прямо солнечные лучики из глаз заструились:

– Конечно, родная. Я всех зову. Живи, сколько понравится. Только деревня моя далеко. Весь день на маршрутке ехать. И места немного дикие. Со светом напряженка.

– Это, – говорю, – ничего. Со светом и тут перебои. Мы привычные. Главное, с сестрой во Христе.

Расцеловались мы в знак мирного сосуществования, благословились, как положено, у батюшки и договорились о встрече в ближайшее воскресенье после службы.

«Или меняете веру, или берете наш язык»

Пока тряслись в маршрутке, узнала я для себя о Галиной деревне много интересного. Оказывается, в Грузии греки делятся на две группы: понтийские и «просто» греки. Первые говорят на чисто греческом, а вторые на турецком и называют его гордо «наш язык». Это было вызвано тем, что при очередном завоевании турки поставили им условие: «Или меняете веру, или берете наш язык». Побежденные решили взять язык, но сохранить православие. Теперь их потомки и не помнят греческого, говорят на турецком, мешая с русским. Грузинский знают очень слабо, впрочем как и остальные нацменьшинства в Грузии.

В итоге оказались мы с сыном в этой греческой деревушке, затерянной в горах. Место и правда первозданной красоты. Воздух чистейший, хоть литрами его пей, только немного разреженный. Дышать с непривычки трудно. Слышишь стук собственного сердца. И тишина. Издалека слышно, как где-то мычит в сарае корова или кудахчет курица.

Половина домов заколочены. Их хозяева поехали в Грецию на заработки. Остальные дома добротные, ухоженные, сады огромные, роскошные, чего только нет. Греки, как известно, славятся своим трудолюбием.

Мой сын Олег обалдел от простора и новых впечатлений.

Я рассеянно созерцала открывшиеся передо мной красоты, но Галя быстро внесла свои коррективы, объявив планы на завтра:

– Встаем в 6 утра. Идем картошку от колорадского жука чистить. И еще коровник надо в порядок привести. Потом еще с дровами разобраться.

Список впечатлял своей длиной.

Я рассудила, что негоже сидеть, как в гостях, и настроилась на изучение сельского хозяйства изнутри. В уме сами собой рисовались картины монастырской жизни, о чем я читала в житиях.

Реальность скоро развеяла в дым мои восторги.

Через час после выхода на какой-то безобразно огромный участок с картошкой от непривычно согнутого состояния у меня разболелась спина.

«Сейчас вспомню, кто из святых против жуков помогает»

Мимо проходил какой-то местный житель и покрутил пальцем у виска самым невежливым образом:

– Зачем собирать жуков в банку? Завтра их будет в 10 раз больше. Их только травить надо.

Я тут же бросила свои трофеи и помчалась докладывать Гале о новаторстве в борьбе с вредителями. Галя разразилась гневной речью о дороговизне химикатов и их вреде для окружающей среды. Потом дала духовный совет:

– Святому Трифону молятся в таком случае. Работай с Иисусовой молитвой и не обращай ни на кого внимания. Это, видно, сосед мой был, Харлампий Иокимиди, известный зануда. Я сейчас вспомню, кто еще из святых против жуков хорошо помогает…

Я не решилась углубляться в агиографию и мужественно отправилась на свой пост к членистоногим.

Еще через час ползания между картофельными рядами мне ужасно захотелось кушать. И я снова ретировалась к хозяйке фазенды, чтобы культурно узнать, когда намечается обед или нельзя ли чего перекусить на скорую руку.

Выяснилось, что до обеда ужасно далеко, а перекусывать здесь не принято.

Не знаю, как я дотянула до обеда с постным борщом, но по некоторым красноречивым вещам поняла простую истину: Гале явно нужна была рабсила при минимальных затратах.

Ехать назад в Тбилиси на второй же день я не хотела. В собственных глазах это было что-то типа дезертирства. Сказала себе, что и в монастыре бывают искушения и надо их мужественно преодолевать. Иначе раздражение и злость накрывали с головой.

Сказать-то сказала, а кушать хочется постоянно и мне, и сыну. Тут я вспомнила о мамином совете:

– Возьми с собой в деревню коробку с жвачками. Продашь местным штучно, и будет тебе выигрыш.

Я опять бросила этих злосчастных жуков и побежала за своим сокровищем, которое требовалось срочно конвертировать в продукты.

Жвачки оказались сверхвостребованными. Деревенские мальчишки давали мне яйцо за тоненькую пластинку. Довольно быстро я набрала штук двадцать еще теплых яиц с прилипшим куриным пометом и тут же поменяла их на головку сулугуни и свежий горячий лаваш прямо из тоне.

Жизнь снова засверкала радужными красками, и осуждение само собой отступило на задний план.

Галя издали наблюдала за моей смычкой с аборигенами и явно пожалела, что со мной связалась. И решила перебросить меня на новый фронт работ – чистку коровника.

К вечеру я была без рук, без ног и распространяла всюду ужасный запах. Имела глупость спросить у своей работодательницы:

– А где тут у вас баня, чтобы помыться?

Галя разразилась гневной речью, что здесь не Париж, и все нормальные люди моются раз в неделю, а то и реже. В заключение был подчеркнут и духовный аспект частого мытья.

– Я знавала одного батюшку, Царство ему Небесное. Он мылся два раза в год. А сам был такой чистенький, прямо светился весь. Значит, грешил мало. Нам, христианам, много о телесном думать не положено.

Через 2-3 дня я более или менее адаптировалась в новом социуме и сделала для себя ряд наблюдений.

Деревенька жила сугубо патриархальным укладом. Вся жизнь здесь вращалась вокруг коров и делилась на две части – «до выпаса» и «после выпаса». Главным человеком с непререкаемым авторитетом был местный священник. В субботу он служил вечерню и все население собиралось в церкви. Вечерня начиналась в пол-одиннадцатого вечера, когда все коровы – главная ценность мироздания – были уже подоены и отходили ко сну. Для меня это было сверхпоздно и очень непривычно.

Представляете, идешь по деревне в церковь в кромешной темноте с огарком свечи. Уличные фонари там не работали по определению. С одной стороны, романтично, (прямо атмосфера первых веков христианства), а с другой – не очень.

О службе в той церкви надо сказать отдельно. Батюшка был грузин, Евангелие читал на грузинском, потом кое-как переводил на русский, а местная интеллигентная женщина, которая заодно была регентом хора, который все песнопения исполнял на один мотив, переводила отрывок из Евангелия на «их» язык, так как много прихожан приезжали из совсем уж дальних деревень и русского вообще не знали. В этот момент они собирались кучкой вокруг этой женщины и внимательно ее слушали, а батюшка терпеливо ждал. Хотя тихим и мирным его назвать было нельзя: если кто-то нарушал дисциплину в храме, то он мог погнать громогласно, восклицая: «Эй, шайтан» и далее.

На мой взгляд, батюшка был человеком примитивным, но высказывать свое мнение вслух здесь было чревато. Я и так уже заработала себе имидж чокнутой горожанки.

«Дураки пишут разное, а ты время тратишь на их сплетни»

Так и стоит перед глазами картина. После вечерней дойки в одном из домов сидят человек десять соседок (при одной керосинке на все общество) и поют свои заунывные турецкие песни. А я в уголочке при своей индивидуальной свечке читаю Голсуорси. Что делать, я без книги не засну.

Одна из сидящих оборачивается ко мне и спрашивает:

– Эй, урус, что читаешь, глаза портишь?

– Голсуорси.

Отвечаю в двух словах, кто это.

– А-а.. – и смотрят все жалостливо-опасливо.

Галя тут же выступает с обличительной речью:

К концу недели я поняла, что на деревенской идиллии пора ставить большую жирную точку. Еще неделю я здесь точно не выдержу.

Случайно встретила у водокачки школьную учительницу-грузинку, которую угораздило сюда выйти замуж. Мы вцепились друг в друга и простояли так целый час под обстрелом осуждающих взглядов – мол, две бездельницы нашли друг друга. Учительница выспрашивала меня с жадностью о городских новостях и о мировых новостях в целом. Как я уже сказала, свет тут давали редко, а телевизор и радио можно было послушать, когда с коровами было покончено.

Словом, поездка в деревню для меня явилась немалым искушением. Для Гали мой приезд тоже был не меньшим испытанием на прочность. Мы слишком разные.

Нет, я по-своему благодарна Богу за это погружение в иной мир. Все же мой сын неделю пил парное молоко, о котором я не могла мечтать в Тбилиси. И поменять климат полезно для растущего организма. Но теперь, когда мне что-то предлагают во славу Божью, я начинаю немного нервничать. Кто его знает, что под этим подразумевается.

Вконтакте

Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам ; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.

Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной . Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.

В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека среди остальных людей.

Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ().

Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным , а на следовании своим греховным . Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев и пренебрегши посрамление (). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ().

Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
— по отношению к Нему Самому ();
— через себя, ();
— по отношению к ближнему, ();
— по отношению к творению (Человек — мост между Творцом и творением; в иерархии, выстроенной Богом, человек господствует над остальным творением, природой живой и неживой. Творение от Бога не отпало, но грехопадение нарушило его гармонию, восстановиться она может только через преображение человека).

В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?

Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях . Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.

Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: ). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.

В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного .

Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога (). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого ().

Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял () ; Сын Божий есть сияние славы () и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть ; равным образом Дух Божий есть Дух славы () . В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари»

Loading...Loading...