Архиепископ феодосий полоцкий. Духовное наследие

Полоцкой и Глубокской епархией Белорусской православной церкви архиепископ Феодосий управляет уже более 20 лет. Владыка много сил и энергии отдает возрождению епархиальной жизни, сохранению православных традиций, приумножению исторического духовного и культурного наследия, нравственному воспитанию молодежи. За свою активную подвижническую деятельность удостаивался многих наград. Является почетным гражданином Полоцка и Новополоцка, лауреатом премии Президента «За духовное возрождение».

Присвоение почетного звания «Человек года Витебщины» , по признанию владыки Феодосия, стало для него полной неожиданностью. Ведь работает он не ради почестей – просто выполняет свой долг перед Богом, церковью, своей паствой.

На церемонии награждения лауреатов правящему архиерею, прежде всего, пришлась по душе сама атмосфера праздника. Чувствовались радушие, искренность, простота общения. Участники сразу нашли общий язык и стали понимать друг друга, видимо, потому, что живут общими идеями, имеют одинаковые устремления в плане служения народу и Отечеству.

– Я благодарен за высокую оценку моей деятельности, – отметил руководитель епархии. – Но при этом важно помнить, что награды получают единицы, а труд вкладывают сотни, тысячи людей. Каждый на своем месте старается делать то, что в его силах, внося свою лепту в огромное дело созидания духовности, исторических и общественных ценностей нашей страны.

Владыка Феодосий уверен, что в целом белорусы обладают сильным духовным потенциалом. Это люди высокого интеллекта, светлой души, хороших церковных устоев, честные и ответственные, умеющие ценить и понимать добро. Как сохранить эти лучшие качества, подвергаясь ежедневным испытаниям в стремлении достичь счастья и успеха?

– В глубинном, богословском понимании мира, – поясняет владыка Феодосий, – наш земной путь является школой подготовки к вечности. Все на весах у Бога: и доброе, и плохое, и за каждое дело человек получит воздаяние. Истинное счастье – в будущей жизни, которую нам обещал Христос. Но и мирская жизнь тоже может быть радостной, благополучной, если человек получает помощь Божью. А она подается тем, кто исполняет заповеди, стремится жить по христианским законам. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – говорится в Священном Писании.

В переводе на простой язык одна успешная женщина, с которой мне пришлось беседовать, эту цитату интерпретировала так: «Когда Бог ставится на первое место, все остальное выстраивается». Есть много примеров, подтверждающих эти слова.

Не менее важно для ежедневной духовной практики, считает владыка Феодосий, соблюдать чистоту помыслов, ведь какая мысль, такое и движение сердца. Добрые – нас совершенствуют и облагораживают: укрепляют волю, просвещают ум, очищают совесть, – в целом помогают снискать любовь и расположение, сохраняют от бед, вносят в душу мир и утешение.

С малых лет надо учиться осознавать и контролировать свои мысли, уметь управлять ими. Ибо отсутствие такой работы часто приводит человека к ошибкам, несчастьям и бедам, безуспешным действиям и внутреннему недовольству.

«Не допускай злых мыслей и не будет падений. Думай о хорошем, дабы не думать о плохом, потому что ум не терпит быть в праздности», – повторяет архиепископ слова праведников.

Фото Ларисы МАЛАШЕНИ.

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) родился 24 декабря 1943 года в городе Батуми в семье военнослужащих. В 1964 году окончил Харьковский электромеханический техникум.В 1970 году – Харьковского педагогического института.

Работая инженером в Институте низких температур, а затем в Институте радиофизики и электроники Академии наук УССР, участвовал в серьёзных научных исследованиях.

В 27 лет поступил в Московскую духовную семинарию, а через 3 года – в Московскую духовную академию, которую закончил в 1978 году. По окончании академии защитил диссертацию и стал преподавать гомилетику - науку о теории церковной проповеди - и работать в должности помощника инспектора Московской духовной академии и семинарии, а с 1983 года - старшего помощника.

С 1986 по 1997 годы занимал должности инспектора по заочному сектору Московской духовной академии и семинарии, помощника Ректора академии по представительской работе, начальника продовольственной службы Московской духовной академии и семинарии.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 17 июля 1997 года архимандрит Феодосий (Бильченко) назначен епископом Полоцким и Глубокским. Хиротония, возглавляемая митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, правящим Экзархом всея Беларуси в сослужении архиереев, состоялась в Полоцком кафедральном соборе Богоявления. Она стала знаменательным событием для Полоцкой земли. Свершился исторический факт восстановления после нескольких столетий небытия Полоцкой архиепископской кафедры. И начало святительского служения архиепископа Феодосия, и его продолжение также совпало с выдающимися событиями не только для Полотчины, но и для всей Белорусской земли: в 1997 году по благословению митрополита Филарета был воссоздан и торжественно доставлен в Полоцк Крест преподобной Евфросинии, а в 1998 году обретены её вериги. В 2007 году, ознаменованном 1015-летием образования Полоцкой епархии, по благословению митрополита Филарета было завершено изготовление серебряной раки для нетленных мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В ноябре 2002 года епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий защитил диссертацию и стал магистром богословия. Эту высокую ученую степень он получил одним из первых в Белоруссии.

В феврале 2006 года по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) был удостоен возведения в сан архиепископа.

С 1997 года Его Высокопреосвященство архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий ревностно и с любовью служит Богу и людям на Полоцкой земле. Являясь правящим архиереем, он много физических сил и духовной энергии отдает возрождению епархиальной жизни, сохранению православных традиций, приумножению духовного наследия древнего Полоцка, нравственному воспитанию подрастающего поколения.Его инициатива и постоянная заинтересованность в возрождении духовности делают возможным восстановление порушенных православных святынь и строительство новых храмов, возрождение забытых отечественных традиций и создание новых с привлечением к активному участию в них людей разного возраста и общественного положения.

За свою многолетнюю деятельность на духовном поприще архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий был удостоен следующих наград Русской Православной Церкви: орден преподобного Сергия Радонежского II степени; орден преподобного Сергия Радонежского III степени; орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден преподобной Евфросинии Полоцкой; орден святителя Кирилла Туровского; Кроме того, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий имеет и государственные награды: медали Республики Беларусь, а также Почетные грамоты Министерства образования РБ, Комитета по делам религии и национальностей РБ, Витебского облисполкома, Полоцкого горисполкома.В 2007 году архиепископу Полоцкому и Глубокскому присвоено звание «Почетный гражданин города Полоцка» и вручен знак «За заслуги перед Полоцком». В августе 2010 года архиепископу Полоцкому и Глубокскому присвоено звание «Почетный гражданин города Новополоцка» за значительный личный вклад в возрождении, охране, развитии духовного и культурного наследия Полоччины.

За активную духовно-просветительскую деятельность, значительный вклад в сохранение межконфессионального мира и национального согласия в январе 2011 года архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию была вручена премия Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За духовное возрождение» за 2010 год.

Святой царь и пророк Давид сказал: «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110; 10). Премудрость – это нечто гораздо большее, чем просто знание каких-либо временных понятий и вещей. Премудрость – это ведение Бога и его закона, ведение конечных смыслов бытия мира и человека. И каждый христианин, стремящийся к богообщению, к познанию Истины, должен искать премудрости, приводящей ко Христу, к жизни вечной. Эта премудрость, по слову царя Соломона, «лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8; 12).

Конечно же, приобретение знаний в самых различных областях, таких как наука, искусство, педагогика, политика, общественная жизнь, необходимо христианину, живущему посреди мира. И эти знания не чужды элемента вечности, они могут быть использованы во благо ближнего, во благо Церкви. Главное, чтобы все познания и интересы человека находились в подчинении высшей духовной цели. Человеческое естество пребывает в состоянии идеальной гармонии только тогда, когда все его способности, развитые соразмерно, подчинены вечному духовному бытию.

Очень просто и предельно точно о природе знания и любви сказал апостол Павел: «…мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8; 1). И далее в послании к жителям Коринфа апостол пишет: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13; 2). Поэтому нам необходимо знать: главное, что необходимо каждому разумному человеку – профессору или студенту, ученому или простецу – это стяжание даров Премудрости Божией, обретение способности к высшей любви, жертвенной и бескорыстной, единственной умножающей меру добра в мире людей.

Учиться этой жертвенной любви нужно, прежде всего, из Евангелия – книги самой близкой и дорогой для сердца каждого христианина. Важно, чтобы жизнь Спасителя, Его страдания, Его великие беседы не представлялись нам чем-то чуждым, далеким и давно прошедшим, чтобы мы переживали их как соприсносущные нам в данной обстановке, в данную минуту. Христос сошел на землю, Превечное Слово стало плотию, и этот реальный факт касается каждого из нас точно так же, как касался непосредственных слушателей проповеди Господа.

Святое Евангелие и послания апостольские по одной-две главы необходимо читать ежедневно. Новый Завет – это книга, по которой мы обязаны выверять каждое свое помышление, каждый шаг и поступок. «Куда бы ты ни шел, всегда имей перед глазами Господа; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство Священного Писания», – говорил преподобный Антоний Великий.

Помимо Нового Завета необходимо читать жития и творения святых отцов. Святые отцы учат нас, как приступать к Евангелию, как правильно понимать его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что беседа и общество ближних очень действуют на человека. Так, например, беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с путешественником – много познаний о странах, нравах и обычаях народов. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость. И если мы хотим принадлежать к обществу святых на небе, быть участниками их блаженства в будущей жизни, то мы должны уже здесь на земле вступить в общение с ними. И тогда по нашем выходе из храмины тела, они примут нас к себе, как своих знакомых, своих друзей.

Loading...Loading...