Ной пря. Кто такой ной из библии? Смотреть что такое "Ной" в других словарях

Ной Ной - в Библии праведник, герой предания о Всемирном потопе, через своих детей - Сима, Хама и Иафета - родоначальник всего человечества после потопа. Ко времени рождения сыновей Ною было 500 лет, а ко времени потопа - 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупредил ведшего праведный образ жизни Ноя о предстоящей катастрофе и велел построить ковчег. В ковчеге спаслись сам Ной с женой, его сыновья с жёнами, а также по одной паре всех животных и птиц. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, высокие горы покрылись водой, всё живущее на земле погибло. Вода прибывала 150 дней, затем стала убывать, и ковчег остановился на горах Араратских. По прошествии ещё 40 дней Ной выпустил в окно ковчега ворона, но тот, не найдя суши, возвратился. Он выпустил голубя, но и тот возвратился. Прошло ещё 7 дней, и Ной снова выпустил голубя, тот вернулся с листом маслины в клюве (знак того, что появилась суша, т.е. вода сошла). Через 365 дней от начала потопа люди и звери смогли выйти из ковчега. Ной получил благословение Бога как прародитель: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Ной стал заниматься земледелием; он насадил виноградник. Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал нагим, за что был осмеян сыном Хамом, а два других сына, отвернувшись, чтобы не видеть наготы отца, почтительно укрыли его. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Хама. Умер Ной в возрасте 950 лет.

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ной" в других словарях:

    Ной - Ной, Н оя … Русский орфографический словарь

    - (евр. nôãh, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» Быт. б, 29; греч. Νώε), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель ковчега (ср. Зиусудра,… … Энциклопедия мифологии

    Посылает голубя. Деталь мозаики 13 в. в соборе Сан Марко (Венеция). в Книге Бытия, патриарх, сын Ламеха и потомок Адама в десятом поколении. Ной человек праведный и непорочный, ходил пред Богом (Быт 6:9). Однако его современники были настолько… … Энциклопедия Кольера

    Ной - оказался единственным праведником во времена всеобщего развращения. Бесчестие человеческого рода так возросло, что в наказание Бог послал на землю Великий потоп, после которого спаслись только Ной и его семья. Следуя наставлениям Бога, Ной… … Подробный словарь библейских имен

    Ной - (Харьков,Украина) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: проспект Тракторостроителей 69 Б, Харьков, 61 … Каталог отелей

    В Библии праведник, спасшийся вместе с семьёй на построенном по велению Бога ковчеге во время Всемирного потопа. * * * НОЙ НОЙ, в Библии праведник, спасшийся вместе с семьей на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа (см.… … Энциклопедический словарь

    Я, муж. Стар. редк.Отч.: Ноевич, Ноевна.Происхождение: (Др. евр. имя No’a покой, успокоение.) Словарь личных имён. Ной я, м. Стар. редк. Отч.: Ноевич, Ноевна. [Др. евр. имя Nō aḥ покой, успокоение.] Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский … Словарь личных имен

    - «НОЙ», Грузия, НОЙ, 1991, 99 мин. Психологическая драма. Режиссер: Нодар Манагадзе (см. МАНАГАДЗЕ Нодар Шотаевич) … Энциклопедия кино

    Утнапиштим Словарь русских синонимов. ной сущ., кол во синонимов: 3 плач (19) праведник … Словарь синонимов

    - (евр. noah, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» Быт. 5:29; греч. Ncoe), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (срв. Зиусудра,… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Ной , Мэйн Дэвид. Дэвид Мэйн (р. 1963) - американский писатель, автор произведений на библейско-мифологические сюжеты. "Ной"-самый известный его роман. ... Прошло почти 1000 лет со времени изгнания Адама и…

Очень люблю библейские легенды и каждый раз с нетерпением жду новых экранизаций. История Ноя, должно быть, самый знаменитый миф Ветхого завета. Легенда о всемирном потопе, который за семь дней и ночей смыл земную твердь и стал самой страшной господней карой, какую только знал древний мир. Изгнав первых людей из священного Эдема, Творец позволил им самим решать свою судьбу, но люди оказались слишком невежественны, поэтому впустили в идеальный мир Творца греховность — злость, зависть, гордыню, желание. Равновесие рухнуло. Идеальный мир наполнился болью и грехом, и лишь немногие смогли сохранить в себе частицу милосердия и чистоты. И тогда Творец решил разрушить своё творение, чтобы воссоздать его заново, но уже без человека, своего творения, чей разум зашёл слишком далеко. И тогда для спасения чистых и невинных созданий животного мира он призвал на помощь человека, Ноя, того, кто должен построить ковчег, собрать вместе по паре животных одного вида, которые потом заполнят собой новый мир.

Даррен Аронофски подошёл к поставленной задаче со свойственной ему неординарностью. Вместо образа бородатого старика в белой сутане на экране появился вполне земной образ Ноя в роли прекрасного Рассела Кроу . У него есть семья, любимые и дорогие ему люди, и есть высшая цель, которая в его душе приобретает совершенно иные очертания, которые то и дело граничат с безумием. Начитавшись отрицательных отзывов, я пришёл к выводу, что скорее всего, этот момент в фильме многими не был понят и раскрыт до конца. Ной не является положительным и идеализированным героем, он наоборот всё больше и больше раскрывает свою человечность, подверженную пороку. В погоне за высшей целью он обретает такие качества как жестокость и гордыня, ошибочно полагая, что он в силе вершить высший суд и решать за Творца судьбу человечества. Его семья — такие же люди как и те, кто оказался за стенами ковчега, обречённые на гибель. В его сыновьях зреют зёрна греха, которые он не принимает. Пересмотрите фильм ещё раз, вы наверняка поймёте, что не о какой идеализации не идёт речи. Ной избран лишь потому, что он способен довести дело до конца, а не потому что он единственный идеальный человек на земле. Внутри его семьи царит такая же жестокость и нетерпимость как и во всём мире.

Картинка, визуальный ряд, операторская работа и множество крупных планов выполнены на высочайшем уровне. При просмотре фильма не возникает вопроса, куда делся бюджет в 125 миллионов, кадр ясно демонстрирует, что деньги потрачены не зря. Настоятельно рекомендую смотреть фильм в формате IMAX-3D, чтобы получить настоящее удовольствие от того, что происходит на экране. Что касается логической составляющей фильма, то здесь дела обстоят несколько иначе, как это часто бывает, режиссёр увлёкся визуализацией и упустил некоторые моменты в сценарии. Фильм начинается слишком резко. Ты будто мигом погружаешься в историю и, не смотря на то, что в начале всё популярно объяснили (для тех, кто вообще не имеет понятие о том, что такое Библия), достаточно долгое время не можешь понять, что к чему. Почему именно Ной? Когда он понял, что видит видения? С чего он взял, что это голос Творца? Сюжетная линия с героиней Эммы Уотсон вызвала противоречивые отзывы, но мне она, как не странно, показалось очень нужной. Мне кажется, что единственный персонаж, имеющий возможность стать неким подобием Творца, который как бы со стороны следил за происходящим — это дедушка Ноя. Он же, по сути, и решил судьбу человечества, что можно понять как «Творец простил людей и решил дать им второй шанс». Но это уже особенности восприятия каждого.

Фильм, что бы кто не говорил, имеет смысл. У него есть чётная задача, помимо демонстрации библейского сюжета — прикоснуться к человеческому в каждом человеке. И ведь в фильме присутствует определённая сцена, где ясно показана эта цель режиссёра — мы веками уничтожаем друг друга, сначала камнями, как Каин, затем мечами, автоматами… Это продолжается и по сей день, будто мы ждём, когда терпение Творца закончится. Вот только пошлёт ли он нового Ноя в наш грешный мир, не известно. Понравилось и то, что в фильме нет чёткого образа Бога. В картине он звучит как Творец, как воплощение всего божественного начала во вселенной. Образ Творца каждый зритель может дорисовать сам.

Я думаю, для Ноя воля Творца стала не миссией, а испытанием. Творец до самого конца испытывал его чувства, наблюдал, что он, избранный, выберет — жестокий суд над человечеством или даст ему второй шанс, выберет любовь. И Ной должен сам пройти этот путь.

Фильм, несомненно, достоин просмотра. Он заставляет задуматься, а за красивой упаковкой спрятан очень глубокий, пусть и очевидный смысл.

Ной , согласно Библии, — последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха, внук Мафусаила, отец Сима, Хама и Иафета (Быт. 5:28-32; 1Пар. 1:4). В Библии Ной — первый виноградарь и изобретатель вина. Имя Ноя связано с рассказом о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге.

По еврейскому тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира . Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына - Сим, Хам и Иафет. При этом Сим был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама. Столь позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога. Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, дочерью Ламеха.

Библия называет Ноя единственным праведником в своём поколении, который «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8).

Согласно Библии, когда Бог увидел, что помышления людей во всякое время были зло, Он раскаялся, что создал человека на земле, и решил истребить его. Господь наслал сильный дождь, из-за которого начался Всемирный потоп, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества.

За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег (который потом стали называть Ноев Ковчег ) — корабль, способный пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.


Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным и Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет (Быт.6:3) они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь» (Быт. 7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение» (Быт. 7:17). Еврейские толкователи объясняют это тем, что когда сначала Бог ниспослал дожди из милосердия (дождь, желанный и благодатный). Если бы люди возвратились к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, — дожди перешли в потоп.


Всемирный потоп. Айвазовский И. К., 1864 г.

Когда корабль был построен, Бог повелел Ною взять с собой в Ковчег членов своей семьи (жена Ноя и трое сыновей с жёнами) и по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар , «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:2-3). Это первый раз, когда животные разделяются по принципу нечистоты.

В 17 день второго месяца воды обрушились на землю (Быт. 7:11). Наводнение длилось 40 дней и ночей , после чего воды подняли Ковчег и он поплыл (Быт. 7:17-18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности Ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его семья.


Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, Ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4). Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль.


Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвы Богу (здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением). Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей.


«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне

После этого Бог благословил Ноя и его потомство, заключив с ним Завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1-17). Символом Завета стала радуга - своего рода гарантия того, что больше никогда человечество не будет истреблено водой.

Согласно Библии, выйдя из Ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградники и изобрёл вино (Быт. 9:20).

Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям, чтобы те посмеялись над ним, но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его (Быт. 9:23). За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.


И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама

«Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, — сказано, — Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1)» , — объясняет этот момент святитель Иоанн Златоуст.

К началу потопа Ною было 600 лет. После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт. 9:29).

Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира , которые делятся на три основные группы:

- потомки Сима (Семиты - ряд народов Ближнего Востока. К числу семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, потомков ассирийцев - древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии и ряд других народностей Эфиопии, Новосирийцев. Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса);

- потомки Хама (Хамиты - народы, которые живут в северной и северо-восточной Африке (египтяне, ливийцы, эфиопы, сомалийцы, ханаанеи, финикийцы, филистимляне) и вообще все представители негроидной расы. В Новое время представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли);

- потомки Иафета (Иафет считается прародителем европейцев и вообще индоевропейских народов. Иногда также к ним причисляют кавказские и тюркские народы. В более широком смысле — это всё население планеты, за исключением негроидов и семитов).

В книге пророка Иезекииля (Иез. 14:14-20) Ной назван одним из трех праведников древности вместе с Даниилом и Иовом. Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр. 2:5). Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры: «ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). В Евангелии от Луки (Лк. 3:36) упомянут в числе предков Иисуса Христа.

Икона праотца Ноя в Храме Святого Мученика Уара в Вешках

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Изображения Ноя помещаются в самом верхнем — праотеческом чине иконостаса, представляющем ветхозаветную церковь, не знавшую законов Моисея.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использовались материалы из журнала «ФОМА»

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Ной.

«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450-1460

Ной, согласно библейскому перечислению родов (генеалогии) – десятый после первого человека Адама. Он стоит примерно посередине между ним и Авраамом (Быт. 5 и 11). В Библии Ной – первый виноградарь и изобретатель вина.

Имя Ноя связано с рассказом о всемирном потопе и особом корабле – Ноевом ковчеге.

Когда Бог увидел, что помышления людей во всякое время были зло, Он раскаялся, что создал человека на земле, и решил истребить его. Господь наслал сильный дождь, из-за которого начался всемирный потоп, в котором погибло все живое. Спаслись только праведник Ной и его семья.

Перед потопом Бог велел Ною построить особый корабль (который потом стали называть Ноев ковчег). Он имел вид прямоугольного ящика (размером примерно 134 × 22 × 14 м; водоизмещение около 43 тыс. тонн), был построен из дерева и просмолен изнутри и снаружи и имел три яруса (наподобие крытых палуб). В нем корабле спаслись Ной, его жена и сыновья с женами. Они взяли по паре животных каждого вида (в другой версии - по семи пар чистых и по паре нечистых (Быт 7:2-3, и это первый раз, когда животные разделяются по принципу нечистоты).

Материал по теме


Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

Когда потоп закончился, ковчег пристал к горам Арарата (8:4), Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1–17). Символом завета стала радуга – своего рода гарантия того, что больше никогда человечество не будет истреблено водой.

Впервые выпив вина, Ной опьянел и лежал в своем шатре обнаженным. Сын Хам увидел отца, и рассказал об этом братьям, чтобы те посмеялись над ним, но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о произошедшем, то проклял своего внука, сына Хама Ханаана. «Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, - сказано, - Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт 9:1)» , – объясняет этот момент святитель Иоанн Златоуст.

В книге пророка Иезекииля (14:14-20) Ной назван одним из трех праведников древности вместе с Даниилом и Иовом. В Евангелии от Луки (3:36) упомянут в числе предков Иисуса Христа.

На анонсе фрагмент «Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, -

Прежде всего пару слов о том, что порадовало. Во-первых сама мысль о том, что режиссер «Большого Голливуда» взялся за экранизацию библейской истории, вышло это или нет — пока не обсуждаем. Фильм затрагивает тему греховности человека — которая очень непопулярна в наши дни. Экранизировать фильм в котором грех течет рекой и поощряется — сегодня прибыльно, а снять фильм который бы осуждал человека в грехах — смелый шаг. Думаю зрителей заставит задуматься. Показано, что потоп был всеобщий — это порадовало. От спецэффектов, звука тоже остался позитив.

Перед тем как высказать весь «христианский негатив» оговорюсь словами нашего пастора — «Нельзя применять библейскую герменевтику к художественной литературе», с чем я полностью согласен. Это как отправить профессора математики на исторический факультет, чтобы доказать им, историкам, теорию вероятности. Несовместимые вещи. Поэтому библейским «скальпелем» здесь пользоваться нужно очень аккуратно.

Суть этой статьи — беспокойство тем, как Бог отображен в фильме «Ной». Кстати, по одному из источников слово «Бог» ни разу не употребляется в диалогах фильма, но это меня не удивляет, ведь в книге Есфирь, к примеру, тоже слово «Господь» ни разу не употребляется. В общем, дело не в этом. Вот, что важно для меня было в тот момент, когда я писал эти мысли — как фильм интерпретирует Бога? Или: «С каким пониманием Бога выходит из зала человек, посмотревший х/ф Ной? » И второй, более конструктивный вопрос: «В чем конкретно это «киношное» понимание отличается от библейского?». Вот нашел статью (и частично перевел ее) в ответ на эти вопросы, а также небольшую сравнительную таблицу.

«Большой проблемой фильма «Ной» является то, что он вводит зрителя в заблуждение касательно Бога. В фильме Бог никогда не изображается и никогда не говорит. Он всегда далеко. Инструкции для создания ковчега Ной получает от Бога частям, через серию видений или снов, и он сам должен решить эту головоломку. Но Библия говорит нам о том, что Бог конкретно сказал Ною что именно он должен сделать, и почему он должен был это сделать. А божество в этом фильме больше похоже на деистического «бога-творца», который не вмешивается в сотворенный им мир.

Ложно еще одно убеждение: в фильме Бог также рассматривается как жестокий и порочный. Единственный раз, когда Ной молится в фильме,- это мгновения перед тем, когда он решает убить своих нерожденных внучек. Смотря на этих девочек-близняшек, Ной заносит длинный кинжал над лицом одной из них. После нескольких напряженных секунд, он подносит нож, смотрит в небо и говорит, что он не может сделать это, что он подвел Бога. Таким образом, в фильме Ной, Бог искаженно показан как Тот, Который желал чтобы Ной убил собственных внуков, но Ной не смог совершить этот «Божий план».

В фильме Ной показано В Библии написано
«В начале не было ничего» «В начале сотворил Бог небо и землю» ()
У Адама и Евы было три сына. У Адама и Евы были Каин, Авель, Сиф и другие сыновья и дочери. ()
Ноев отец Ламех умер, когда Ной был маленьким мальчиком. Ламех жил, пока Ною не исполнилось 595 лет. Он умер около пяти лет до начала потопа.
Иафет является младшим сыном Ноя. Хам же младший сын Ноя ()
Иафет выпустил ворона из ковчега. Ной выпустил ворона из ковчега ()
Бог использовал большой взрыв и эволюцию. Бог создал все за шесть дней ()
Людей следует судить из-за того, что они причинили вред земле. Человек будет судим за то, что согрешил против святого и праведного Бога.
Ной строит ковчег исключительно для сохранения «невинных» (имеется в виду животных) , и после того, как он достиг этой цели, человек должен умереть. Ной построил ковчег для спасения дома своего (
Loading...Loading...