Понтифик 13. Чем похожи и в чем различны настоящий и вымышленный папы римские

Der Spiegel: Г-н Керцер, в Ватикане Вы просматривали документы 20-30х годов, находящиеся вне общего доступа. Что Вы узнали об отношениях Папы Римского Пия XI и Бенито Муссолини?

Дэвид Керцер: Папа Иоанн Павел II в 2002 году объявил о том, что для ученых будет открыт доступ к архивным документам, имеющим отношение к понтификату Пия XI, и в 2006 году обещанное осуществилось. Я нашел множество документов, свидетельствующих о следующем: отношения между Ватиканом и фашистским режимом, установившимся в 1922 году, были непростыми, вплоть до смерти Пия XI в 1939 году.

— Исходя из этого, Вы выдвигаете предположение о том, что без поддержки Ватикана фашистская диктатура не имела бы шанса на существование.

— В особенности в начальной фазе установления фашизма в 1922-1924 годах Муссолини не мог обойтись без существенного содействия церкви. На его пути к власти стояла Итальянская народная партия. Если бы она не лишилась поддержки Ватикана, Муссолини было бы сложно установить диктатуру. К тому же, Пий XI запретил всем католикам поддерживать социалистов, которые были единственной реальной альтернативой Муссолини.

— То есть, еще в самом начале существовала тесная связь между папским престолом и итальянскими фашистами. В Вашей книге «Первый наместник» Вы утверждаете, что Муссолини и Папа Римский договорились о том, что фашизм и церковь отражают определенный образ тоталитаризма. Под этой формулировкой Муссолини и Пий XI понимали одно и то же?

— Примечательно, что папа говорил о том, что существует только одна по-настоящему тоталитарная организация — это римско-католическая церковь. Считалось, что существует лишь одна истинная церковь. И любого, кто ее не признавал, нужно было наставлять на путь истины. А Муссолини заявил, что папа Римский ему лично высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению». Оба не придавали демократии и парламентаризму никакого значения.

— Почему так?

— Италию считали насквозь католической страной, управляемой предписаниями церкви. Откуда же там могла взяться свобода вероисповедания или право на критику церкви? Пий XI очень строго осуждал даже встречи католических и протестантских объединений. Такая ситуация сохранялась в большей степени вплоть до Второго Ватиканского собора, открытого в 1962 году.

— Удивительно, что Ватикан видел угрозу в таком маленьком количестве протестантов в Италии — и точно так же в иудаизме. Иезуитский журнал «La Civiltà Cattolica» в то время не только восхвалял фашистское правительство, а был полон антисемитской пропаганды. Так почему же Ватикан предпочел связаться с идеологией Муссолини, не имеющей отношения к церкви, нежели чем наладить плодотворное общение со своими братьями по вере — евангелистами и иудаистами?

Контекст

Ватикан и геополитика. Наступление в год милосердия

Polonia Christiana 13.02.2016

Как Ватикан борется с антисемитизмом

Slate.fr 26.01.2016

«Скупость»: тайная роскошь Ватикана

L"Espresso 06.11.2015
— Потому что Муссолини пошел навстречу церкви, чтобы заручиться ее поддержкой: он гарантировал введение в школах религиозного воспитания. В классах повесили католические кресты, а также Муссолини восстановил в армии должность военных священников. Своему первому правительству при вступлении в полномочия в 1922 году он велел встать на колени, чтобы помолиться. Он взял в привычку регулярно посещать мессы, чтобы почтить память павших фашистов. Муссолини был для церкви, кроме всего прочего, надежным оплотом в борьбе против большевизма.

— А Адольфа Гитлера тоже считали таким «Муссолини»?

— Ватикан по-разному относился к Италии и к Германии. В глазах папы Римского Гитлер был язычником, преследующим свою собственную еретическую религию, чего не признавали многие немецкие католики. В итальянском фашизме он, напротив, видел определенную силу, способную укрепить позиции церкви.

— То есть, «реальная политика» была важнее религиозных убеждений и христианских ценностей?

— Да, церковь в первую очередь заботилась о том, чтобы укрепить свое институциональное влияние на общество. Следствием явилось заключение в 1933 году имперского конкордата между Святым Престолом и Немецким рейхом. Пий XI дал на него согласие, поскольку конкордат должен был предоставить церкви определенные преимущества, а не потому, что он симпатизировал Гитлеру.

— Чтобы сохранить благосклонность Гитлера, Пий XI был согласен даже на то, чтобы прекратить оказание церковью поддержки партии Католического центра, которая вскоре прекратила свое существование. Значит он пожертвовал собственными религиозными убеждениями?

— Да. Хотя позже он начал это осознавать и пожалел о содеянном. Незадолго до смерти он пригласил епископов в Рим в феврале 1939 года, чтобы обратиться к ним со своим последним посланием. Точное содержание этого обращения, в котором он якобы высказывал намерение противостоять расизму и антисемитизму, никому не известно. За день до запланированного обращения Пий XI скончался. Его преемник кардинал Эудженио Пачелли, впоследствии — Пий XII, преследуя интересы Муссолини, сделал все, чтобы уничтожить уже напечатанную для епископов речь почившего Папы.

Даже так называемая «отложенная» энциклика Пия XI «Humani generis Unitas» долгое время не публиковалась. В ней Пий XI критиковал идею о том, что порядочный христианин мог бы стать расистом, и требовал прекращения преследования евреев. Лишь спустя 20 лет, через четыре месяца после смерти Пия XII, Папа Римский Иоанн XXIII поделился отрывками из энциклики.

— Тем не менее в марте 1937 года Пий XI опубликовал энциклику «С глубокой тревогой». В этом послании он говорит о притеснении церкви в Германском рейхе, а также критикует политику и идеологию национал-социализма.

— Папу Римского все больше беспокоил тот факт, что нацисты ограничивали влияние католической церкви в школах. Немецкие архиепископы призывали Папу к тому, чтобы он высказался против сложившегося положения. Он так и сделал — но не затем, чтобы осудить фашизм, а из-за дискриминации церкви, а также потому что Гитлер не выполнял договоренностей имперского конкордата 1933 года.

— Вот уже много лет длится процесс беатификации папы Римского Пия XII, занимавшего должность государственного секретаря Ватикана, а до того — нунция сначала в Мюнхене, затем в Берлине. Между тем, немецкий драматург Рольф Хоххут обличал его в своей пьесе «Наместник», опубликованной в 1963 году, в упорном замалчивании Холокоста. В пьесе он называет папу Римского преступником.

— Преступником я бы его не назвал, ведь он не нарушал никаких законов. Однако он поступился моральными принципами. Парчелли делал то, что, по его мнению, было лучше всего для церкви. В какой-то момент он решил решать вопросы с нацистами мирным путем, вместо того чтобы добиваться конфронтации. В Италии даже он считал фашизм лучшей политической системой.

— Не кажется ли нелогичным причисление Пия XII к лику святых, подобно убитой в Освенциме и канонизированной в 1998 году Эдит Штайн? Она была монахиней, отрекшейся от иудаизма, уже в 30-е годы предупреждала о нацистской угрозе и в Ватикане приложила все усилия для того, чтобы папа Римский выразил решительное возражение против преследования евреев. Эта просьба Эдит Штайн была отклонена именно кардиналом Пачелли от имени Пия XI.

— Канонизация Пия XII означала бы абсолютно ошибочную оценку его исторической роли. То, что он пытался защитить церковь, — это одно. Но говорить о том, что он спас жизни миллионам евреев, просто смешно, это звучит даже предательски, учитывая тот факт, что он замалчивал холокост. Однако, когда солидные ученые-историки пытаются омрачить героический образ Пия XII, рисуемый церковными консерваторами, то право крыло церкви чувствует себя вправе сделать из него святого.

В одной из биографий папы Пия XII (в миру Эудженио Пачелли) автор помещает его в пантеон великих понтификов, рядом с Иннокентием III , Григорием VII , Пием IX и Львом XIII . Подводя итог его духовной уникальности в противостоянии как нацистскому расизму, так и сталинистскому материализму, в книге высказывается мнение, что Пий был «путеводной звездой в пустыне земли, знамением надежды, залогом грядущих улучшений».

После смерти Пия XII в 1958 г., мало кто стал бы оспаривать такую оценку. Для католиков, равно как и для многих некатоликов, этот сухопарый, эстетичный, благочестивый интеллектуал, безукоризненно носивший белую сутану, шапочку и украшенные крестами красные папские туфли, был просто олицетворением идеального папы. Он причислил папу Пия X (1903-14) к лику святых, и казалось очевидным, что со временем, и он успешно пройдёт через процесс канонизации. Однако в 1999 г. вышла новая биография Пия XII . В исключительно критической книге можно было прочесть:

"Евангельская притча о добром пастыре рассказывает о пастухе, который так любил своих овец, что сделал бы всё, отважился бы на что угодно, вытерпел бы любую боль, чтобы спасти одну единственную овцу, которая потерялась и оказалась в опасности. К своему вечному стыду и стыду всей католической церкви, Пачелли погнушался признать евреев Рима частью своей римской паствы."

Как можно объяснить столь чудовищную разницу в исторических оценках?

Историческое разделение

В первые несколько лет после смерти Пия XII , биографы склонны были описывать его жизнь в хвалебном духе житий святых. Позже в 1963 г., немецкий протестант и антицерковный драматург левого толка, Рольф Хохут, поставил пьесу «Заместитель» (Der Stellvertreter ). В ней Эудженио Пачелли был изображён алчным антисемитом, открыто сотрудничающим с нацистским строем и закрывающим глаза на геноцид Гитлера. Пьеса дала толчок столь жарким историческим дебатам, что они не утихают по сей день. Дневники послов, передовицы газет, свидетельства очевидцев, папские архивы, общая статистика холокоста и личные свидетельства его участников, телеграммы дипломатов, секретные правительственные документы союзников и множество наглядных источников - всё это и многое другое нахлынуло благодаря как апологетам, так и хулителям папы. Одни заключали, что Пий, помогая уязвимым людям, в особенности европейским евреям, сделал всё, что было в человеческих силах. Другие же описывали Пачелли в лучшем случае моральным трусом, а в худшем - деятельным антисемитом. Какова же, с исторической точки зрения, наиболее точная версия папы Пия XII ?

Симпатия к диктатуре: Критика

Считается, что после либеральных экспериментов Пия IX (1846-1848), которые, судя по всему, привели к революции 1848 г. и изгнанию папы, римские понтифики отвернулись от либерализма, модернизма и демократии. Следующие понтифики, опираясь на догмат о непогрешимости папы (с 1870 г.), вернулись к средневековому представлению об отеческом авторитарном правительстве как идеале для всех стран. Церковь хулила атеистический социализм, мелкобуржуазный радикализм, стремление к женскому равноправию, борьбу за отделение церкви, противозачаточные меры и движение за всехристианское объединение - и вся эта критика явно свидетельствовала, что Ватикан объявил войну новому миру.

Более того, в результате потери папских владений в пользу новообразованного итальянского государства в 1870 г., понтифик перестал выглядеть практичным государственным деятелем и стал больше напоминать идеал католической духовности. В результате, такой образ папы начал вызывать сочувствие у представителей гражданской власти, которые тоже видели в либеральной демократии угрозу упорядоченной христианской цивилизации. Как следствие, Ватикан подписал несколько конкордатов с монархическими и диктаторскими реакционными государствами - с фашистской Италией и Испанией, нацистской Германией, авторитарной Венгрией и милитаристской Польшей. В жертву были принесены католические демократические партии (Итальянская народная партия в 1924 г. и немецкая партия «Центр» в 1933 г.) - и это явно свидетельствует о пристрастии папы к диктатуре в межвоенный период.

Тот факт, что Пачелли был ключевой фигурой в государственном секретариате вначале как заместитель, а с 1930 г. и в качестве главы этой организации, позволяет утверждать, что он, как и его предшественник Пий XI (1922-1939), имел склонность к диктатуре.

Защита

Не вызывает сомнений, что Ватикан в конце XIX и начале XX вв. видел себя островком христианской истины в бушующем море модернизма. Однако в действительности, в то время как богословская линия Ватикана, возрождая средневековые представления, была реакционной, политика взаимоотношений церкви с секулярными и несекулярными странами была исключительно практична. Лев XIII (1878-1903) правил, как король. Однако он прилагал столько же усилий, пытаясь покончить с Культуркампфом (Культурной борьбой) в императорской Германии и желая достичь временного соглашения с республиканской Францией, сколько и в официальных отношениях с монархической Испанией или Австро-Венгерской империей.

Бенедикт XV (1914-1922) и Пий XI (1922-1939) продолжали расширять число своих постоянных представителей по всему миру. В ходе межвоенных лет папская политика активно приспосабливалась к новым обстоятельствам. Историки признают три принципа принятия решений в международной политике Ватикана вплоть до 1939 г.


  • Во-первых, пока демократические страны находились в стабильном положении, отношения с ними были полны того же энтузиазма, как и отношения с диктатурами: масса демократий получили в тот период постоянных папских представителей.

  • Во-вторых, все усилия были сосредоточены на восстановлении независимости Ватикана. Предварительные переговоры с итальянским правительством о решении Римского вопроса проходили с 1918 по 1922 гг. И этот вопрос оставался нерешённым, пока Муссолини в 1929 г. не предложил Латеранское соглашение, принятое Ватиканом. Подписывая этот договор, Пий XI получил не только право налогообложения и территориальную независимость, но также и право вмешиваться в культурную, общественную и религиозную жизнь итальянского народа.

  • Наконец, в тех странах, где безбожный коммунизм неизбежно пришёл бы к власти, Ватикан предпочёл поддерживать авторитарные начала. Папа считал коммунизм величайшим общественным злом, поэтому любой союз, обеспечивающий церкви свободу проповеди, становился богословски оправданным.

Сомнительный нейтралитет: критика

Много выводов сделано из того факта, что Пий был германофилом. Он имел склонность к немецкой кухне, литературе и музыке, а его прислуга полностью состояла из немецких монахов, которыми с тевтонской отдачей управляла матушка Паскалина. Пацелли был папским представителем в Баварии, а потом и Веймарской республике с 1917 по 1930 гг. Критики настаивают, что привязанность папы ко всему немецкому ослепила его, не позволив разглядеть злодеяния, совершённые во имя Германии в ходе мировой войны.

Защита

Считается, что Бенедикт XV проявил настолько строгий нейтралитет в ходе Первой мировой войны, что каждая сторона обвиняла его в одобрении противной стороны. Пий XII неизбежно попал в ту же ловушку. Его «беспристрастность» вызвала неудовольствие обеих сторон. Пропаганда союзников нуждалась в духовном авторитете папы для укрепления боевого духа; страны Оси нуждались в услужливом неосуждающем замалчивании их военной и социальной политики.

В действительности, на протяжении большей части войны, Пий XII всё же демонстрировал, хотя и скрытно, некоторую симпатию к союзникам. В 1940 г. он одобрил утечку союзникам информации о том, что голландское побережья заминировано. Он поддержал программу Рузвельта о помощи СССР. Наиболее впечатляющим было его замечание премьер-министру Венгрии в ходе визита в апреле 1943 г.: папа «считал непостижимым действия Германии в отношении католической церкви, евреев и народов на захваченных территориях… он был весьма обеспокоен страшной угрозой коммунизма, но чувствовал, что вопреки советскому строю… русский народ остался более христианским… чем немецкий».

Антисемитизм: критика

Работы современных исследователей показывают, что пугающе сильный, хотя и видоизменённый, средневековый антисемитизм в определённом отношении существовал и в католической церкви XX в. «Богоубийцы»-евреи, отвергнувшие христианское искупление, были идеальными козлами отпущения. В истории церкви 114 понтификов и 16 церквей вводили антисемитские правила. После короткого периода рационального просвещения XVIII в., католичество, желавшее абсолютной власти папы, вновь разожгло страх перед семитской интеллектуальностью, которая очевидно была сердцевиной секулярного модернизма, а в определённом отношении и социализма.

Считается, что к концу 1920-х, страх перед большевизмом и еврейской секуляризмом перемешались. Так как евреи получали наибольшую выгоду от расцерковления государства, католическая церковь в лучшем случае оставалась по отношению к ним осмотрительной и не связывала себя никакими обязательствами, а в худшем - демонстрировала оголтелый антисемитизм. Пий XII , как представитель антисемитской папской курии, разделял подобные предрассудки и потому не стал помогать евреям в их бедственном положении во время войны.

Защита

В 1904 г. Пий X лично встретился с Теодором Герцелем (основоположником современного сионизма), казалось, это должно стать свидетельством начала более передового подхода в католико-еврейских отношениях. Конечно, отдельные представители Ватикана, сторонники церковно-фашистских взглядов, продолжали в межвоенные годы распространять привычные антисемитские настроения. Однако Пий XI опасался, что традиционный страх перед еврейским влиянием в расцерковлении общества обернётся политическим экстремизмом, общественной угрозой и нравственным злом.

В 1923 и 1928 гг. он с особой силой осудил расизм. В 1938 г. папская энциклика «С большой тревогой» стала самой серьёзной атакой на расовую политику нацистов, которую предпринял глава всех христиан в межвоенный период; и Пачелли принимал участие в составлении этой энциклики. И он же сбросил её со счетов, так как вскоре вышла новая энциклика «О безбожном коммунизме», клеймившая советскую идеологию, не замечая, что умаление прав верующих наносило духовный вред украинским грекокатоликам точно также, как и советским правоверным евреям. В июне 1938 г. Пий XI приступил к работе над энцикликой «О единстве человеческого рода» - предупреждением Европе об угрозе смертельно опасного антисемитизма. Пий XI скончался от рака до того, как набросок энциклики был окончен.

До сих пор нет доказательств, что Пачелли «предал огню» этот документ. Напротив, все дипломатические усилия папы были направлены на предотвращение войны. Да и мог ли Пий XI позволить расисту проникнуть в госсекретариат и оставаться там более десятка лет? Реакции Пия XI и Пия XII на ужасы расизма отличались только громкостью.

Неспособность осудить холокост: критика

Совершенно очевидно, что к зиме 1942-43 гг. дипломаты Ватикана в восточной Европе чётко уведомили папу, что нацистское «заселение востока» было словесным прикрытием истребления людей. В связи с этим, многие исследователи осуждают робость высказываний Пия во время радиопередач, в сравнении с гораздо более откровенными высказываниями голландского архиепископа летом 1942 г., который осудил нацистов за их обращение с евреями. Утверждается, что прямое нападение папы на политику нацистов и угроза отлучения каждому католику за участие в этой политике предупредили евреев и дали им шанс скрыться, а также вынудили вождей нацизма, воспитанных в католическом духе (Гитлера, Гиммлера и Геббельса), отказаться от радикальных мер, как это произошло с программой эвтаназии инвалидов в 1938-39 гг.

Защита

В то время как официальная Италия сохраняла нейтралитет, ватиканское радио и газета «Римский обозреватель» выступили с решительной критикой. 19 января 1940 г. радио и газета сообщили миру об «ужасающих жестокостях и дикой тирании нацистов в Польше». В своей пасхальной проповеди в 1940 г., Пий осудил бомбардировки гражданского населения, а 11 мая того года послал телеграмму в Голландию, Бельгию и Люксембург, в которой выражал сочувствие постигшему их бедствию. В июне 1942 г., папа осудил массовую депортацию французских евреев. А 24 декабря 1942 г. в рождественском обращении Пий прямо высказался о «тех сотнях и тысячах, кто безо всякой вины, иногда только из-за национальности или расы, приговариваются к смерти или истощению».

В те годы евреи, равно как и нацисты, были вполне уверены, что высказывания папы являлись свидетельством его категорического осуждения политики холокоста. Риббентроп и Муссолини решили, что папа нарушил свой нейтралитет. То, что за высказываниями папы не последовало более откровенных и пространных осуждений, объяснялось всем известным фактом, что после откровенных признаний голландского кардинала в симпатиях к евреям, более 100 000 голландских евреев были отправлены в лагеря смерти. Для сравнения, епископат Дании сохранял сдержанность в публичных заявлениях, и в конце войны большая часть из 8 000 датских евреев была тайком вывезена в Швецию, а из 500 датских заключённых Терезинского гетто 90 % пережили войну.

Главный раввин Копенгагена, Маркус Мельхиор, считал, что «если бы папа позволил себе высказаться, Гитлер скорее всего совершил бы массовое убийство более шести миллионов евреев».

Неспособность защитить итальянских евреев: критика

Односторонний выход Италии из Второй мировой войны, вынудил Германию оккупировать две трети полуострова к сентябрю 1943 г. Существует свидетельство, что Ватикан знал о планах Гитлера похитить Пия XII , если его сопротивление станет слишком сильным. Генерал СС Вольф должен был вывезти папу в Лихтенштейн, конфисковать сокровища Ватикана на нужды войны и подготовить Рим к обороне от натиска союзников. Как следствие, неспособность Пия помочь 8 000 римским евреям является очевидным свидетельством его моральной трусости. Он поставил личную безопасность и сохранение Ватикана выше той человеческой катастрофы, которая разворачивалась в Риме «буквально под окнами его дома», как писал один критик.

Защита

Лютая неприязнь к евреям не была характерной чертой повседневной жизни Италии. Евреи, в первую очередь, были итальянцами, а потом уже семитами. Пачелли осуждал Муссолини за такие подражания нацистам, как принятие расовых законов в 1938 г. Однако 400 000 итальянских евреев по-прежнему не ощущали беспокойства. Новый посол нацистов сообщил Ватикану, что римские евреи в безопасности. Когда политический курс стал более радикальным и евреев начали сгонять в Рим, Пий выразил протест немецкому послу и распорядился, чтобы все мужские и женские монастыри папства оказывали поддержку евреям.

Нацисты надеялись согнать в Рим 8 000 евреев. К ярости СС, удалось схватить только 1 259 человек. Около 5 000 были спрятаны в 155 религиозных заведениях. Сам Ватикан принял в свои обители 500 человек, включая семью главного римского раввина Исраэля Золли. Летний дворец папы принял около 2 000, а 60 получили убежище в подвалах Иезуитского Грегорианского университета и Библейского института понтифика. В остальной части Италии в защите евреев поучаствовали партизаны, социалисты и коммунисты. Однако в центральной и южной Италии именно церковь возглавила эту помощь.

В Италии было спасено целых 80 процентов еврейского населения, и это ярко контрастирует с 80 процентами евреев, уничтоженных в остальной Европе. Кажется невероятным, чтобы подобное могло случиться, будь на престоле святого Петра идейный антисемит.

Для понимания споров

Один из исследователей писал:

"Вполне может быть, что критика церкви обусловлена её высокими притязаниями. Если бы на протяжении столетий о её мудрости говорилось бы меньше, возможно и ожидания от неё в таком тяжёлом положении были бы поменьше. Римская католическая церковь притязала на самые высокие мерки, и именно по этим меркам и была осуждена".

Это высказывание кратко объясняет громкие и раздражённые исторические споры. И здесь совершенно не применимо оказывается известное изречение, что историк не должен быть судьёй, а тем более палачом. Многие пытаются утаить свою заинтересованность в затуманивании правды, раскрываемую фактами. Постоянно совершаются умышленные попытки переврать, обмануть ложным переводом, отредактировать или попросту умолчать об историческом контексте папской деятельности.

Как бы то ни было, все согласны, что исследование ещё далеко не закончено. Однако следующие выводы, судя по всему, достаточны очевидны.


  • Католическая церковь прямо поучаствовала в распространении антисемитского представления о евреях, как «народе, убившем Христа». Однако в XX в. все папы начиная с Пия XI были обеспокоены опасностью нового витка антисемитских настроений со стороны фашистов. И католическая церковь стала первой международной организацией, предупреждавшей об этой опасности.

  • В межвоенные годы политика Ватикана зачастую была прагматична. Если фашистский строй, обещавший независимость католикам, был единственной альтернативой безбожному коммунизму - не стоит удивляться выбору Ватикана. В конце концов, политика умиротворения Германии, которую проводили Великобритания и Франция, также строилась на том, что Германия - оплот против коммунизма.

  • Пий стремился обратить в христианство всех представителей традиционного иудаизма. Таково было назначение папы и его вселенской церкви. Сегодня такие намерения выглядят слишком высокомерно, но в те времена это казалось естественным.

  • Реакция католической церкви на холокост различалась в зависимости от государств и народов. Однако согласно отдельным исследованиям антисемитское законодательство не пользовалось поддержкой в католической западной Европе.

  • Реакция папы на антисемитизм в восточной Европе сильно менялась. В Словакии и Хорватии преступные режимы Тисо и Павелича получили только «дипломатический протест» от госсекретаря Ватикана за их расистскую политику. Тем не менее, когда в авторитарной Венгрии массовое истребление людей стало реальностью в 1943-44 гг., папский представитель по указанию Пия XII предпринял ряд инициативных мер для защиты евреев, используя массовое обращение в веру, папскую неприкосновенность и убежища, чтобы переправить их в нейтральные страны. Всемирный еврейский конгресс впоследствии признал это «величайшим по концентрации усилием по спасению еврейского населения за всю войну».

  • В Италии Пий прямо и со всей смелостью защищал уязвимых евреев. После войны главный раввин Рима, Исраэль Золли перешёл в католичество и взял себе христианское имя - Эудженио, за заслуги Пачелли перед еврейским народом.

  • Поступки Пия в качестве дипломата могут создать впечатление, что он был человеком, одержимым юридическими тонкостями папского нейтралитета, а вовсе не человеческими страданиями. Однако Пий и католическая церковь спасли больше еврейских жизней, чем Оскар Шиндлер, Рауль Валленберг, Франк Фоли и Международный Красный Крест вместе взятые.

Итог

Пий XII был убеждён, что его тактика непровоцирующей практической помощи в конечном итоге спасёт больше еврейских жизней, чем напыщенные проклятия по отношению к строю, чья кара будет обращёна на тех самых людей, которым Пий хотел помочь. Большинство евреев сразу после мировой войны подсознательно признавали, что папа был прав.

Если бы на его месте был более громогласный Пий XI , смертельная кара постигла бы не 20, а 80 процентов итальянского еврейства. Стали бы тогда хулители Пия XII обвинять его, что он более заботился о своей исторической репутацией а не о судьбе евреев, которых можно было бы спасти, используя менее самовлюблённый и более прагматичный подход? Вот это настоящая историческая дилемма!

F. G. Stapleton) Перевод: Игорь Олейник

Оригинал: History Review December 2006 F. G. Stapleton " Pope Pius XII and the Holocaust " pp 16-20

    Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… … Википедия

    - … Википедия

    - (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

    - (Латинская патрология) собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… … Википедия

    - (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Антипапа Пий XIII, в миру Эрл Пульвермахер (Earl Pulvermacher) родился 20 апреля 1918 года в семье Хюберта Пульвермахера и Сесилии Леренц. Был крещен 28 апреля 1918. После четырех лет предсеминарии, года новициата, четырех лет изучения философии и четырех лет изучения теологии он дает вечные обеты 28 августа 1942 в монашеском ордене капуцинов. 5 июня 1946 его возводят в сан священника. В соответствии традицией капуцинов выбирать себе другое имя, чтобы показать свое «отстранение от мира», он выбирает себе имя Люциан, что означает «освещающий путь».
С осени 1947 до конца 1948 о. Люциан является викарием прихода св. Франциска в штате Милуоки, США. В конце 1948 в качестве миссионера он выезжает на острова Амани Ошима, где служит сначала в должности викария, а затем настоятеля прихода. В 1955 году он переезжает на остров Окинава, где служит до весны 1970 года. С конца 1970 до января 1976 года он является миссионером в Австралии. В январе 1976 года о. Люциан Пульвермахер покидает Австралию и орден капуцинов и начинает сотрудничество с традиционалистическими католическими организациями, оппозиционными решениям Второго Ватиканского Собора. Некоторое время сотрудничает с FSSPX.
После разрыва с FSSPX о. Люциан организовывает частные часовни в некоторых частях США, где служит Тридентскую мессу. В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а так же на том, что постановления Второго Ватиканского Собора противоречат католической вере, он делает так же вывод, что все послесоборные папы недействительны. Т.е. Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимают римский престол, но не являются истинными римскими понтификами. А так же и папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский Собор, через свою ересь перестал быть католиком, а значит и папой. Таким образом, в соответствии с теорией о. Люциана Пульвермахера, престол св. Петра остается вакантным после смерти папы Пия XII в 1958 году.
В 1998 году было решено созвать конклав из консервативных католиков, причем как светских, так и клириков. Голосование должно было проводиться по телефону. Конклав начался 23 октября 1998 г. в 13.00 и продолжался 24 часа. Следует отметить, что о. Люциан был единственным священнослужителем, кто претендовал на папство на этом конклаве. По его завершению папой был избран о. Люциан, который выбрал себе имя Пий XIII. Однако избранный Пий XIII оставался все еще священником. Поэтому сначала он возводит в «епископский» сан женатого австралийца Гордона Бэйтмана (Gordon Bateman), который затем ставит в «епископы» папу Пия XIII.
Это было началом образования истинно-католической церкви во главе с папой Пием XIII. «Епископ» Бэйтман был поставлен в кардиналы. Ряды священнослужителей истинно-католической церкви пополнились 18 июня 2000 г. женатым Робертом Лионом, который был возведен в сан «священника» папою Пием XIII. В скором времени дороги «кардинала» Бэйтмана и папы Пия XIII разошлись в разные стороны. Бэйтман осудил папу в том, что тот практиковал гадание с использованием маятника и пропагандировал это другим. После чего "кардинал" Бэйтман перешёл к другому антипапе -

О новой работе - сериале Паоло Соррентино с Джудом Лоу и Дайан Киттон в главных ролях много говорят. Режиссёр, оставаясь верным самому себе, продолжая традиции «Великой красоты» и «Молодости», в «Молодом папе» исследует высоту и низость натуры человека, небесное и земное, воплощенное в нём, не опускаясь до раздачи морально-этических оценок.
Когда исчезли вкус и послевкусие просмотра, возможно, для продления очарования, стала анализировать персонажей с точки зрения глубинной психологии.
Ленни Беллардо - новоизбранный молодой Папа Пий 13, архиепископ Нью-Йорка. Сирота, воспитанный сестрой Мери. Родители - хиппи оставили его в возрасте семи-восьми лет у ворот католического приюта, сами отправились в Венецию. Внутренняя жизнь Ленни сосредоточена на желании найти родителей, он убегает из приюта в надежде найти их. Многие из нас ощущают на себе бремя внутреннего сиротства, одиночества и неприкаянности, и жизнь многих из нас подчинена цели поиска родительской любви, принятия и объятий, в которых мы можем почувствовать себя в безопасности. Часто мы подменяем поиски безусловной родительской любви суррогатами, разочаровываемся и отправляемся на поиски Бога, вовне и внутри себя.
Молодой Папа человечен в своих сомнениях и понятен, мне кажется, что сомнение - есть основной критерий мудрости и доброты.

В сцене соблазнения Пия 13 женой офицера - начальника охраны Ватикана, прекрасно сыгранная, как это не иронично звучит, бесстрастность священника при виде обнажённой груди молодой красивой женщины, произносится монолог, под каждой буквой которого подпишусь, исходя из личного и профессионального опыта. Люди, выбирающие духовные практики, и католические священники в том числе, выбирают любовь Богу, потому что страшатся земной любви. Ленни Беллардо признаётся соблазняющей, подкупленной женщине, в собственной трусости, в том, что он выбрал любить Бога, потому что не в силах ещё раз вынести унижение, прочитав в глазах любимой женщины разочарование. Неловкость и неуклюжесть сироты, не знавшего родительской любви.

Его друг, так же воспитанник сестры Мэри, Эндрю Дюсоле, в отличие от Ленни, предаётся всем прелестям земной любви, попробовав на вкус её в разных вариантах и под разными соусами. Он так же признаётся в трусости в прощальной проповеди перед паствой Гондураса, его трусость иного рода - профессиональная. Он боится отказать в причастии наркомафии, но это не мешает ему быть любовником жены латиноамериканского мафиози.
Забегая вперёд - друзья погибают. Эндрю возвращается в Гондурас, выброшенный голым у Ватикана после вечеринки, но по возращению его убивает наёмник «рогоносца» мужа.
Ленни Беллард произносит речь, которую так ждут католики всего мира и кардиналы Ватикана, в Венеции в надежде, что родители придут послушать проповедь. Родители приходят, но покидают площадь. Сердце молодого Папы не выдерживает, в момент острой сердечной недостаточности, Ленни, как князь Болконской под Аустерлицем, видит бесконечное, вечное небо, в очертании облаков смутно улавливается образа Иисуса. Мужчина, чья душа преисполнена внутренним сиротством и поисками Бога, обретает небесного Отца в момент потери надежды обрести отца земного. Два друга. Две сироты. Два епископа. Один выбирает любовь к Богу, но бесконечно сомневается в его существовании, из-за страха земной любви. Его рыжий друг не хочет оставаться в Ватикане, поскольку его больше привлекает запах дерьма и жизни в Латинской Америке. Средневековый карнавал, где скатологическое бесстыдство соседствует с нуминозным, сакральным. Дух и плоть. Вверх и низ. В этом и есть поэтика и эстетика, и правда жизни.

Антитеза сестра Мери и его Высокопреосвященство кардинал Анджело Войелло. Два девственника. Сестра Мери - сирота и нашла своё призвание в любви к сиротам. И могущественный кардинал, коллекционирующий антиквариат и предметы искусства, с непомерной тягой к роскоши, всё свободное время проводит с мальчиком с особыми нуждами, любовь и забота к которому искупают (по его мнению, грехи интриганства серого кардинала Ватикана). Войлло любит роскошь, но не любит людей, он использует и манипулирует. Сестра Мери наделена даром любить. Была очарована ею в исполнении Дайаны Киттон, не меньше влюблённого в сестру Анджелло Войелло.
Преосвященный монсеньор Бернардо Гутиеррез и церемониймейстер Святого Престола vs. архиепископ Кёртвелл. Служители церкви, подвергшиеся в детстве сексуальному насилию. Архиепископа Нью-Йорка Кёртвелла в детстве поставил на колени домовладелец, пообещав не повышать аренду за квартиру, вечером этого же дня семья вынуждена была съехать с квартиры в поисках более дешёвого варианта. Кёртвелл всю жизнь отыгрывает детское насилие, ставя на колени мальчиков из бедных семей. История получает огласку, Пий 13 отправляет в Нью-Йорк Бернардо Гутиерреза. Травмированная душа монсеньора не может восстановиться, Бернардо тихий алкоголик, его келья завалена бутылками, а узкая кровать мягкими игрушками, он латентный гомосексуалист. Жертва, которая боится мира и не покидает Ватикана. Пий 13, исходя из евангельского « и последние станут первыми», посвящает его в кардиналы, и волею судеб Гутиеррезу удаётся получить неоспоримые доказательства против Кёртвелла.
На протяжении первых серий создаётся ощущение, что статуэтка мегалитической Венеры возраста 25000 лет является одним из главных персонажей фильма. Великая Мать как воплощение сексуальности и плодородия Земли.
Но фильм завершается бесконечным, вечным Небом над Венецией. Небо как надежда на обретение Бога, гармонии плоти и духа всех жаждущих красоты во всех её проявлениях.

Loading...Loading...