Базилика сан доменико в болонье.  Нить Ариадны: Путеводитель ~ Италия ~ Болонья ~ Базилика Сан Доменико

Является одной из важнейших храмовых построек Сиены. Грандиозное здание базилики хорошо видно издалека, и отсюда тоже открывается замечательный вид на Дуомо и Башню Обжоры.
История базилики тесно связана со святой Екатериной Сиенской, большая часть жизни которой прошла в ее стенах. В базилике есть капелла, посвященная святой, где хранятся голова святой Екатерины Сиенской.
Базилика была основана доминиканцами в 1226 году на холме Кампореджо, подаренном ордену семьей Малавольти. Основные работы продолжались до 1265 года. В XIV веке здание было расширено, и окончательно достроено лишь в 1465 году.
Базилика святого Доминика, выстроенная целиком из красного кирпича и практически лишенная внешнего декора, являет собой образец строгой и суровой готической архитектуры, характерной для нищенствующих орденов. Ее грандиозная апсидная часть напоминает строгие цистерцианские сооружения. Колокольня XIV века, увенчанная зубцами, была значительно укорочена в 1793 году после землетрясения.
Базилика лишена главного фасада, оставшегося лишь на стадии проекта, и вход в нее осуществляется сбоку, со стороны северного фасада.
Интерьер церкви с одним просторным нефом, вдоль стен которого устроены монументальные алтари, и пересекающим его не менее просторным трансептом с шестью апсидными капеллами и центральным хором, освещается высокими бифориями – готическими двухчастными стрельчатыми окнами. Примечательно деревянное стропильное перекрытие базилики, сохранившееся до наших дней.
Под базиликой находится готическая крипта, полностью отреставрированная в 1935 году. Она поделена на три нефа, перекрытых крестовыми сводами и завершающихся тремя апсидами. В главном алтаре крипты находится крест-Распятие работы Сано ди Пьетро и «Распятие» работы Вентуры Салимбени (1600).
В верхней базилике справа от входа расположена капелла делле Вольте, в которой представлены картины и фрески, иллюстрирующие эпизоды из жизни святой Екатерины Сиенской. В первом пролете находится «Канонизация святой Екатерины» работы Маттиа Прети и «Святая постригается в монахини и получает от Христа крест» работы Крешенцо Гамбарелли (1602). Гамбарелли является также автором двух картин, «Смерть святой» и «Святая служит службу с Христом» (1602), расположенных на прилегающей стене по сторонам от «Явления святой Екатерины святой Розе Лимской» работы Дейфебо Бурбарини. В алтаре капеллы делле Вольте находится фреска работы Андреа Ванни (1332-1414), современника святой Екатерины, которую можно считать единственным прижизненным портретом святой.
В алтарях, расположенных вдоль левой стены нефа, находятся: «Мадонна с младенцем» Франческо ди Ваннуччо; «Мистическое бракосочетание святой Екатерины Александрийской» Себастьяно Фолли; «Святой Гиацинт спасает из пожара статую Девы Марии и ковчег» работы Франческо Ванни (1600).
На правой стене нефа следует отметить «Явление Девы Марии блаженному Галлерани» Стефано Вольпи (1630), «Рождество Богоматери» Алессандро Казолани (1585).
Капелла святой Екатерины, тоже расположенная с правой стороны нефа, была создана в 1466 году специально для хранения мощей святой Екатерины. Голова святой находится в реликварии, установленном в центре алтаря работы Джованни ди Стефано. С двух сторон алтарь обрамляют фрески работы Содомы (1477-1549) – «Обморок» и «Экстаз святой Екатерины». Напротив алтаря находится фреска «Святая Екатерина излечивает бесноватого», выполненная Франческо Ванни (около 1596). Довершает облик капеллы мраморный пол 15 века с изображением Орфея с животными, приписываемый Франческо ди Джорджо.
Далее правую стену нефа украшают фрески работы Пьетро Лоренцетти («Мадонна с младенцем», «Иоанн Креститель и всадник»; XIV век) и Франческо ди Джорджо Мартини («Поклонение пастухов»; конец XV века), а также картина «Маэста и поклонение волхвов» работы Маттео ди Джованни (в люнете, конец XV века).
Трансепт базилики также содержит множество художественных ценностей. В глубине правого рукава трансепта находится алтарь, посвященный блаженному Амброджо Санседони, запечатленному на холсте Франческо Рустичи (1611-1612).
Среди прочих капелл правого рукава трансепта следует выделить пятую капеллу (от большого алтаря), жемчужиной которой является «Маэста» работы Гвидо да Сиена (1265-1270). Там же находится «Священное собеседование» Бенвенуто ди Джованни, «Святая Варвара, святая Мария Магдалина и святая Екатерина Александрийская» (в люнете «Поклонение волхвов») Маттео ди Джованни (1479).
Левый рукав трансепта заканчивается алтарем святого Доминика и памятником Джузеппе Пьяниджани работы Энеа Бекерони и Тито Саррокки.
Главный алтарь украшает киворий и изображения двух ангелов работы Бенедетто да Майано (1475-1480). В апсиде интерес представляет «Мученичество святого Петра» Арканджело Салимбени (1579).

Базилика Святого Доминика, также известная как базилика Богоматери Хорошей Пристани и святого Доминика, является одной из трех приходских церквей Валлетты. Она находится в распоряжении доминиканского ордена, чей монастырь расположен за храмом.

Земля, на которой построены церковь и монастырь доминиканцев, были подарены ордену Великим магистром Пьером де Монте. Архитектору Джироламо Кассару, авторству которого принадлежат многие церкви в Валлетте, было поручено разработать проект нового храма. Первый камень в основание базилики был заложен 19 апреля 1571 года. Через несколько месяцев был основан приход Богоматери Хорошей Пристани, названный так потому, что небольшую часовню доминиканцев, которая стояла на месте будущей базилики, посещали, в основном, моряки, прибывавшие на Мальту и проживавшие тут.

Из-за землетрясений и многочисленных штормов храм был признан ветхим и небезопасным. Его закрыли 24 июля 1780 года на ремонт, но, к сожалению, приглашенные архитекторы и строители сделать ничего не смогли. Поэтому базилику пришлось разрушить, а на ее месте построить новую церковь. Ее возвели через 25 лет после закрытия предыдущей. В 1815 году храм был открыт для верующих. 25 марта 1816 года церковь получила статус малой базилики. Ее освятил архиепископ Пьетро Пайс.

Некоторое время назад базилика Святого Доминика была ограблена. Похитителей так и не нашли, но старинные деревянные держатели для алтарных свечей из этого храма были выставлены на продажу на мальтийском сайте.

Базилика Сан Доменико - Basilica Di San Domenico. Доминиканская Базилика при доминикнском монастыре - одна из главных святынь этого ордена! Ибо она не только основана самим Святым Домиником (кстати, его фамилия была Гузман), но он и умер тут, и похоронен. В шестой капелле справа и находится мраморная усыпальница этого основателя ордена доминиканцев, умершего в Болонье в 1221 году. Со скульптурными украшениями работы Никколо Пизано, Арнольфо Ди Камбио и молодого Микеланджело (Nicola Pisano, Arnolfo Di Cambio, Michelangelo) . А еще там стоит орган, на котором учился са Вольфганг Амадей Моцарт , когда он жил в Болонье . В левом боковом приделе, 4 капелла... Интересна площадь перед базиликой со статуями на колоннах и "уличными" захоронениями, и сам монастырь (там можно посмотреть также келью, в которой Святой Доминик скончался ).

Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Сретения (Очищения Богоматери), между Via Irnerio и Via Mascarella. Затем переместились в Монастырь Святого Николая В Виноградниках - там сейчас и возвышается Базилика Святого Доминика. Постепенно, с 1219 года по 1243 годы члены ордена выкупили все земли вокруг. По ходу дела, в 1221 году Доминик (Dominic Guzman) умер в этом монастыре, а монастырская церковь - Базилика Сан Доменико - после смерти основателя ордена была значительно перестроена. Его останки в 1233 году поместили в простой мраморный саркофаг, но позже была построена роскошная усыпальница с изображением событий из жизни святого. Работа над усыпальницей потом длилась почти пять столетий! А между 1228 и 1240 годами был построен новый монастырский комплекс, апсида прежней церкви была разрушена, а неф, наоборот, расширен. Так обрела свой нынешний вид Базилика Сан Доменико, ставшая образцом для многих доминиканских церквей по всему миру. В 1251 году Папа Римский Иннокентий IV освятил новый храм, и по этому поводу верующим было впервые показано распятие работы Джунта Пизано (Giunta Pisano).

Неф церкви разделен ионическими колоннами, выделены трансепт и хоры. Стены украшают 10 эпизодов из истории церкви (не все из них имели место в действительности). Из них два работы Джузеппе Педретти (Giuseppe Pedretti), прочие - Витторио Бигари (Vittorio Bigari).

Храм украшен работами известных мастеров - вышеупомянутого Джунта Пизано (Giunta Pisano, "Распятие", 1250 год, левый трансепт), Филиппо Липпи (Filippino Lippi, "Мистическое бракосочетание святой Екатерины Александрийской", 1501 год, справа от алтаря капеллы Казали), Лудовико Карраччи ("Святой Раймунд де Пеньяфорт", конец XVIначало XVII века, вторая капелла слева), Гуэрчино (Guercino, "Святой Фома Аквинский", XVII век, правый трансепт), Франческо Ди Симоне Ферруччи (надгробие Алессандро Тартаньи, XV век, около входа), Никола Пизано (Nicola Pisano), Никколо Делль Арка (Niccolo dell"Arca), Якопо Да Болонья (Iacopo da Bologna), Гвидо Рени (Guido Reni), Арнольдо Ди Камбио (Arnolfo Di Cambio) и даже самого Микеланджело (Michelangelo). А также многих других...

В 1313 году была построена колокольня в романо-готическом стиле, в XV веке хоры переместили за алтарь, и тогда же была достроена капелла Гуидотти. Затем появились капеллы в стиле эпохи Возрождения (Вольта и Солимеи), ныне они отделены от базилики и разделены на несколько помещений. В XVI веке четыре маленькие готические капеллы левого нефа были заменены капеллой Пеполи, имеющей крестообразное основание. В 1530 году сбоку (слева) от фасада была пристроена капелла в стиле ренессанс, строительством которой командовал Лодовико Гизиларди (Lodovico Ghisilardi) по проекту Бальдассаре Перуцци.

В XVII веке, по предписаниям Совета Трёхсот, была убрана перегородка, делившая церковь на две части, и передвинуты за главный алтарь деревянные хоры. Сами хоры XVI века (1528 - 1530 годы), в стиле ренессанс, их уникальные инкрустации по дереву считаются "восьмым чудом света" и созданы они Дамьяно Дзамбелли (он же Дамьяно Да Бергамо). Инкрустации - это библейские сюжеты по рисункам Якопо Бароцци Да Виньола (1541 - 1549 год).

Между 1727 и 1732 годами внутренне убранство церкви было полностью обновлено по проекту архитектора Карло Франческо Дотти (Carlo Francesco Dotti). Были внесены некоторые изменения (расширение внутренних пространств, оформление в барочном стиле). Появился новый главный алтарь храма – работы Торреджани (и это уже XVIII век). Невероятную ценность имел оригинальный алтарь, сделанный Джованни Ди Бальдуччо в 1330 году. Но его растащили по разным музеям мира (в том числе что-то есть в местном Музее Средневековья ) и по частным коллекциям.

В 1910 году архитектором Раффаэле Фаччоли (Raffaele Faccioli) был восстановлен оригинальный облик романского фасада. Был снесён портик XVIII века, закрывавший его розетку. Римский фасад храма (1240 год) был выполнен полностью из кирпича; в центре украшен большим витражом.

Главной достопримечательностью являются мощи святого Доминика. Шестая капелла (часовня) справа, капелла Святого Доминика, построена болонским архитектором Флориано Амброзини. Именно там хранятся останки святого - в сооружении под названием Arca Di San Domenico. В 1267 году саркофаг был поставлен на постамент, украшенный эпизодами из жизни святого (работа Николы Пизано и Гульельмо Аньелли). Позднее над украшением саркофага работали Николо Да Бари (1469-1473 годы, работа над сакофагом обессмертила его имя и дала ему прзвище - Дель Арко), молодой Микеланджело (фигуры святых Петрония и Прокла и одного из ангелов, 1494 - 1495 годы). Мраморный бюст работы Карло Пини (это уже 1946 год) изображает настоящий облик Доминика – он был выполнен на основе точной реконструкции его черепа.

Еще одна интересная капелла - четвертая капелла слева, капелла Розари (Capilla del Rosario ). Молодой Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) играл на органе в этой капелле, когда обучался этому делу у отца Джованни Баттиста Мартини (Giovanni Battista Martini), это было в 1769 году. В базилике сохранился и другой орган, в рабочем состоянии, хотя он не реставрировался с момента своего создания - это 1851 год.

Также в храме есть небольшой музей, в котором хранятся произведения искусства и обширная коллекция ценных реликвий, потиров и дароносиц. Там можно увидеть работы Дамьяно Да Бергамо (резьба по дереву), ковчег короля Франции Людовика IX – прекрасный пример готического ювелирного изделия XIII века, терракотовый бюст святого Доминика (1474 год, Николо Да Бари), одну из лучших работ Убальдо Гандольфи – "Богоматерь с младенцем, святым Домиником и Викентием Феррером" (1773).

Также в отдельном помещении - библиотека, построенная Гаспаре Нади (Gaspare Nadi) в 1469 году и содержащая много интересных книг. Часть комплекса библиотеки отдана теософскому факультету, который основан доминиканцами. Часть используется как конференц-зал. Он украшен, к слову, картиной "Видение Святого Фомы Аквинского" работы Маркантонио Францечини (Marcantonio Franceschini).

Что касается других прилежащих построек монастыря, то интересны его крытые аркады XIV - XVI веков с их надгробными плитами и мемориальными досками на стенах. Здесь же можно увидеть и фреску XIV века, изображающую Святого Доминика - это самое старое известное изображение святого. На первом этаже общей спальни сохранилась в неизменном виде с XIII века его келья, считается что в ней он и умер.

Площадь перед базиликой вымощена булыжником, как это было в средние века. В центре стоит кирпичная колонна со статуей Святого Доминика (1627), а позади высится мраморная колонна "Мадонна с четками", установленная здесь по случаю окончания эпидемии чумы в городе в 1632 и сделанная Гвидо Рени (Guido Reni). За первой колонной также можно увидеть могилы Роландино Де Пасседжери (Rolandino de’ Passeggeri, 1305) и Эджидио Фоскарари (Egidio Foscarari, 1289), украшенные аркой из византийского мрамора с барельефом IX века.

Посещение храма возможно с 7:00 до 13:00 и с 14.30 до 20:00 часов.

Болонья, еще недавно знаменитая и любимая всеми, в последние полтора-два столетия оказалась на обочине вытоптанных сотнями миллионами ног туристических троп. Приезжих здесь на несколько порядков меньше, чем в соседней Флоренции, да и те. в большинстве своем, прибыли в город по делу. Но тем приятнее вырваться сюда на пару дней и отдохнуть на острове настоящей, не испорченной турбизнесом Италии. Вроде и крупный по местным меркам город, и нет вечных стад, которых пастыры-гиды тянут за собой навстречу прекрасному. Справедливости ради надо сказать, что и сами болонцы не сильно рады гостям, по характеру они более резки и горделивы, чем их соседи. Хотя, возможно, это просто обида на то, что их прекрасный город оказался позабыт, накрытый густой тенью своей вечной соперницы - соседней Флоренции.
Кроме всего прочего, Болонья богата прекрасными, очень интересными церквями, и сегодня я расскажу о базилике Святого Доминика, где обрели покой мощи основателя ордена доминиканцев и инквизиции.
В 1219 году Доминик со своими последователями обосновался в церкви Святого Николая на окраине университетской и купеческой Болоньи. Постепенно скромная церковь была перестроена в роскошную базилику, к которой с одной стороны примыкали монастырские постройки, а с другой - широкая площадь с колонной Св. Доминика и двумя средневековыми гробницами глоссаторов(толкователей) - знаменитых болонских юристов, столпов местного университета, самого древнего в Европе.

Площадь Святого Доминика, базилика - справа.


Гробница глоссатора Рональдина ди Пассаджери

Вид на базилику с вершины башни Асинели

Вход в базилику. Церковь несет на себе следы многочисленных перестроек и реконструкций. Сегодняшний барочный вид ей придал архитектор Карло Франческо Ротти, создатель главного символа Болоньи - святилища Мадонна-ди-Санта-Лука на Караульном холме.

Центральный неф базилики.

Главный алтарь базилики и хоры.

Справа от главного алтаря - капелла Святой Екатерины, где видит последняя работа Филиппо Липпи, "Мистическое обручение Святой Екатерины". Все-таки картины Ренессанса намного выигрышнее смотрятся в церквях, для которых они были написаны, чем в музеях.

Жемчужина церкви - капелла Розария Девы Марии, над ней работал весь цвет болонский художественной школы, еще каких-то пару веков назад считавшейся вершиной развития итальянского изобразительного искусства. Времена изменились, и теперь имена этих мастеров за пределами Италии знают только отдельные ценители и искусствоведы. На органе в этой капелле играл юный Моцарт, когда учился в Болонской филармонической академии у падре Мартини.

Капелла Святого Доминика, в которой находится его гробница. К сожалению, в самой капелле снимать не дают, в принципе, и этот снимок сделан подпольно;) . Свод украшает фреска ныне полузабытого, а некогда самого знаменитого художника болонской школы Гвидо Рени. Над беломраморным склепом работы Николо Пизано на протяжении столетий потрудилось немало талантливых людей, в том числе и молодой Микеланджело, украсивший его скульптурами двух святых.

Гробница Св. Доминика. Фото не мое, снять это чудо не дали).

Позади гробницы - рентгеновский снимок останков Святого, все по-честному. Фото тоже не мое.

Базилика Сан-Доменико в Сиене (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Внушительная и суровая базилика Сан-Доменико - одна из важнейших церквей Сиены. Именно эту массивную постройку из красного камня с невысокой зубчатой башней вы видите на холме, когда подъезжаете к городу со стороны крепости Медичи. Похожая на старинный рыцарский замок базилика - это доминанта переднего плана в панораме города, в то время как акцентом второго плана стал далекий Дуомо.

История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской.

Церковь на холме Кампореджио выстроили монахи-доминиканцы в середине 13 века, причём строительство заняло 40 с лишним лет. Веком позднее базилика была расширена и сегодняшний свой облик приобрела в 1465 г. История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской. Жившая в 14 веке святая была знаменита редкостным даже для тех времён аскетизмом и самоотречением, а также подвижничеством, религиозными экстазами и видениями. Святая провела за стенами базилики большую часть жизни. Здесь есть реликварий с её личными вещами, здесь же хранятся самые ценные из её рукописей и главная реликвия - мощи святой: голова и палец.

Римско-католической церковью Святая Екатерина Сиенская была, как и Святой Франциск, провозглашена святой покровительницей всей Италии. Что любопытно, случилось это в 1939 г.

В 1798 г. церковь была почти полностью разрушена землетрясением, но затем отреставрирована. Её неприступный и даже мрачный вид снаружи характерен для средневековой архитектуры тех религиозных орденов, которые давали обет не искать материального благополучия. Кроме того, предположительно, при постройке базилике сознательно придавали характеристики защитного укрепления, предполагая войну с флорентийцами. Так, главного фасада у базилики Сан-Доменико нет вообще.

В интерьере же церкви хранятся подлинные сокровища. Это алтарь 15 века работы ди Стефано для святых мощей в капелле Святой Екатерины, стены которой расписаны фресками знаменитых сиенских мастеров - братьев Джованни, Содомы, ди Джорджо Мартини. В склепе капеллы также находится самый, как считают, верный портрет святой кисти Ванни (17 век). На мраморных плитах пола 15 века можно видеть изображения зверей и Орфея, как полагают, работы ди Джорджо.

Другие помещения базилики также изобилуют работами известных мастеров: Фолли, Ванни, Вольпи, Маттео ди Джованни, ди Джорджо Мартини, Лоренцетти. Особую ценность представляет работа Гвидо да Сиены, основоположника сиенской школы живописи: это «Маэста», которую художник писал пять лет и завершил в 1270 г.

Адрес: Сиена, Piazza San Domenico, 53100.

Loading...Loading...