Перемены в топонимике.

31.03.2015

Путешественники, странники, паломники исстари были на Руси людьми уважаемыми. А уж те, кто в путях своих земных добирался до Святой Земли, и подавно. В весьма популярном у древнерусского читателя жанре «хождений» самые читаемые были посвящены именно ей.

Да вот беда: где Русь и где - Палестина? Далековато. Поэтому неудивительно, что многие незаурядные умы в России во все времена искали ей ту или иную замену. Вспомните хотя бы уделы Пресвятой Богородицы или «Русский Иерусалим» – Задонск.

Одним из первых, кто решил приблизить Палестину к России, был всесильный патриарх Никон (1605-1681). Подыскивая замену настоящей Палестине, он вдохновлялся идей Москвы как Нового Иерусалима. А столичному граду подобает иметь поблизости некое подобие оригинала. Тем более что подобный опыт у него уже был. Скажем, Крестовый монастырь на Кий-острове – подобие одноимённого монастыря и Иерусалиме. Или «Русский Афон» – Иверский монастырь на Валдайском озере.

Точно не известно, когда именно Никон решил создать Новый Иерусалим именно на этих холмистых берегах реки Истры. В 1656 году в самой её сердцевине, на холме, переименованном в Сионскую гору, был основан монастырь во имя Воскресения Господня. Он же – Новый Иерусалим. Масштабы нового строительства впечатляли.

«Русская Палестина» – авторство самого определения, по легенде, принадлежит царю Алексею Михайловичу – представляет собой участок земли размером приблизительно пять (с востока на запад) на десять (с севера на юг) километров. Эту землю патриарх при полной поддержке «собинного» царствующего друга выкупил у боярина Романа Боборыкина.

Перемены в топонимике

Но началось создание новой святыни с перемен топонимических. Деревенька Дарна стала Воздвиженским, Никулино – Преображенским, Зиновьево «что на ручью» – Капернаумом. Село Котельниково, обзаведшееся Елеонской часовней, – Вознесенским. Появились на берегах холодной Истры и Вифания, Вифлеем, и прочие библейские названия.

«Не оплошно порадейте о месте святом», – внушал патриарх своим мастерам, и буквально на протяжении нескольких лет на истринских холмах возникло настоящее архитектурное чудо, в котором видна работа не только русских, но и украинских, белорусских, литовских и прочих ремесленников.

«Паспортами» своих мастеров Никон мало интересовался – лишь бы дело знал. И даже когда он, поссорившись с царём, перестал быть патриархом, работы в монастыре продолжались. Воскресенский собор был, что называется, выведен под своды. Появились стены с башнями, надвратная церковь, Елеонская часовня, скит Никона, великолепная библиотека и прочее.

Конечно, в подмосковной Палестине речь не шла, да и не могла идти, о точном копировании оригиналов. И сам Никон в настоящей Палестине не бывал, хотя и послал нескольких доверенных лиц для того, чтобы всё в точности скопировать. Речь шла скорее об образном архитектурно-ландшафтном воспроизведении Святой Земли. Хотя и никоновы посланники поработали на славу.

Истинный «золотой век» Нового Иерусалима кончился вместе с опалой и ссылкой его хозяина в 1666 году. Правда, сменивший «Тишайшего» царь Фёдор Алексеевич, благоволивший бывшему патриарху, разрешил ему вернуться в любимые подмосковные места. Но 76-летний Никон приехать сюда не успел – скончался по дороге.

Однако сделанного им хватило для того, чтобы Новый Иерусалим стал одной из самых популярных на Руси паломнических святынь. Вместе с монастырём процветал и выросший из соимённого села городок Воскресенск, в 1930-м ставший Истрой. Его историко-краеведческий музей, принявший в себя реликвии из многих окружающих усадеб, слыл одним из самых богатых в Подмосковье.

Многие из его сокровищ по мере приближении фронта в 1941-м были эвакуированы в Москву и дальше на восток. Что-то удалось укрыть в тайниках, которые немцы, пробывшие в Истре всего две недели, так и не нашли. Однако этих двух недель дивизии СС «Рейх» вполне хватило на то, чтобы заминировать и взорвать практически весь монастырский ансамбль XVII века, в первую очередь, уникальный собор. Сработали нацисты по-немецки основательно. Так, что даже в 1957 году специальный совет при Академии наук признал восстановление ансамбля попросту невозможным.

Однако русская пословица гласит, что глаза страшат, а руки делают. Так, постепенно, к концу ХХ века ансамбль Нового Иерусалима поднялся из руин и принимал ежегодно по 300 тысяч человек. Новая подмога пришла оттуда, откуда многие и не ждали.

С лёгкой руки патриарха

Очень многие, в том числе из самых уважаемых, люди Церкви не видят ничего общего между туризмом и паломничеством. Мол, туризм – это отдых и сплошное баловство, праздное времяпрепровождение. А паломничество – строгий, сосредоточенный и напряжённый духовный труд.

Тем не менее, с идеей туристического обустройства зоны, прилегающей к Воскресенскому монастырю, выступил не кто иной, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – на заседании попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря. «Одним из источником покрытия расходов могло бы быть широкое развитие туризма и паломничества. Замечательно, если в программу посещения будет входить не только осмотр храмов, участие в богослужениях, а для людей, не так интересующихся церковной жизнью, как больше архитектурой, осмотр не только всего того, что восстановлено, но и посещение русской Палестины» , – заявил он.

В частности, патриарх Кирилл предложил «замечательные туристические маршруты, в том числе на лошадях и зимой в санях» . При этом, по его мнению, всё-таки необходимо соблюдать «историко-культурную» направленность. «Поля замечательные, луга и рощи не должны покрываться новоделами, и русская Палестина не может превратиться в туристический китч, в Уолт Дисней парк», – уточнил он.

Кластер вчера и сегодня

Иными словами, патриарх Кирилл предложил создать в окрестностях Нового Иерусалима туристический кластер. О чём-то похожем, несомненно, думал если и не сам Никон, то его последователи уж точно. В частности, на карте этих мест образца 1784 года значится «подмонастырская вотчина Русская Палестина» .

Стоимость создания такого кластера, по подсчётам экспертов, обойдётся в 3-5 млрд. рублей, и соответствующий план уже внесён в Федеральную целевую программу развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года. Понятно, что только средствами из казны (они пойдут главным образом на строительство дорог и коммуникации) тут не обойтись и развитие кластера будет впрямую зависеть от появления инвесторов.

В кластер «Русская Палестина» должны войти музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и созданная вокруг него туристическая инфраструктура. Минувшей осенью открылось новое здание музея площадью свыше 10 тыс. кв. м – его вскоре свяжет с монастырём пешеходный мост. В ближайших планах – развитие Музея деревянного зодчества, реставрация расположенных рядом усадеб (Покровское-Рубцово, Филатово, Глебово), строительство гостиниц и благоустройство монастырских прудов. В нынешнем году на территории комплекса должны быть созданы пешеходные маршруты длиной в три и пять километров.

В более дальней перспективе предполагаются даже вертолётные маршруты к «Русской Палестине», строительство дороги в обход Истры, реконструкция железнодорожных станций и обеспечение автобусных перевозок до монастыря, удобная навигация внутри территории. Два моста через реку Истру. Единая пешеходная зона в центральной части кластера. Веломаршруты для любителей активного отдыха. И прочее. В перспективе же логистика «Русской Палестины» станет такой, чтобы весь кластер, представляющий собой окружность диаметром 30 километров, можно будет объехать за полчаса и на личном, и на общественном транспорте.

«Туристы должны иметь возможность, а главное - желание провести в Новом Иерусалиме несколько дней, - считает министр культуры Московской области Олег Рожнов. - Быстро добраться, посмотреть то, что им интересно, вкусно поесть, отдохнуть в развлекательном центре, погулять по парку, купить сувениры и увезти с собой только приятные воспоминания» . По его расчётам, в ближайшее время поток туристов в Новый Иерусалим должен увеличиться до миллиона, а в перспективе – до 2, 5 млн. чел. в год.

Сейчас же – посмотрим на вещи трезво! – из всего желаемого в наличии имеются только музейные объекты. Практически нет ни дорог, ни недорогих гостиниц, ни даже самых обычных кафе. Для начала, по оценкам специалистов, кластер «Русская Палестина» нуждается в 1200 местах гостиничного и 200 – паломнического типа. Для начала, по сведениям наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумена Феофилакта, монастырю передаются две сохранившиеся гостиницы – дома для паломников. Ещё две (исторические, находившиеся рядом с монастырём) будут воссозданы. Но этого пока явно недостаточно для того, чтобы «иметь возможность провести в заповеднике несколько дней».

Русская Палестина - собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем СССР на Ближнем Востоке в XIX-XX веках.

В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках. В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь Свято-Троицкий Собор и здание самой Миссии.

Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории Палестины, тогда ещё входившей в состав Османской империи, с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства. Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран.

В 1918 году ИППО переименовано в Российское палестинское общество при Академии наук. В 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил историческое имя Императорского православного палестинского общества.

В настоящее время часть русских владений в Палестине оказалась на территории Израиля, а часть - в Иордании и Палестинской автономии.

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю.

В 1964 году в результате так называемой Апельсиновой сделки большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за $4,5 млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля Голда Меир и посол СССР в Израиле Бодров.

Среди не проданных Израилю объектов - здание Русской Православной Миссии, Собор Святой Троицы, Сергиевское подворье. При этом, и в настоящее время Россия - на третьем месте после Ватикана и греков по православной собственности в Святой земле .

В результате переговоров главы Императорского православного палестинского общества Сергея Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме. Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России 3,5 га земли на горе Елеон и такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства - библейская смоковница, или дерево Закхея.

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках «Апельсиновой сделки» объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передаст России здание Сергиевского подворья, находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008 .

В Израиле уже действует Русская духовная миссия (РДМ), начальник которой - архимандрит Исидор (Минаев) ,.

Список литературы:

1. Паломнический центр Московского Патриархата - Израильские власти планируют в ближайшие месяцы передать России Сергиевское подворье в Иерусалиме

3. Сергиевское подворье в Иерусалиме может вернуться к России уже летом. NEWSru (11 апреля 2008).

5. Сергиевское подворье в Иерусалиме будет отреставрировано - МИД РФ. РИА Новости (31 декабря 2008).

6. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме:: Официальный сайт " Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен игумен Исидор (Минаев)

7. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме:: Официальный сайт " Новоназначенный начальник РДМ в Иерусалиме возведен в сан архимандрита

В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме . Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках.

Фото монаха Тимона , Public Domain

С 1856 по 1864-е годы в Иерусалиме действовал , построивший русские постройки в центре Иерусалима. В 1864 году Палестинский Комитет был преобразован в Палестинскую комиссию.

В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано от Палестинской комиссии, созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь и здание самой Миссии.


Фото монаха Тимона , Public Domain

Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории , тогда ещё входившей в состав , с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства.

Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран.

В настоящее время

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю.

В 1964 году в результате так называемой большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за $4,5 млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля и посол СССР в Израиле Бодров.

Среди не проданных Израилю объектов - здание , .


Ф.М. Тимон , Public Domain

В результате переговоров главы Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина с главой Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в на котором усилиями Императорского Православного Палестинского Общества построен российский центр культуры и науки.


ИППО , Public Domain

Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе . На ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства - библейская смоковница, или .

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках « » объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передал России здание , находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008.


неизвестен , Public Domain

Официально, подворье было передано Российской Федерации 28 декабря 2008 года. С февраля 2009 г. на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества - уполномоченный представитель в Израиле - П. В. Платонов, а также начались полномасштабные реставрационные работы.

В Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), начальником РДМ с 13 июля 2015 года назначен архимандрит Александр (Елисов).

В настоящее время Россия - на третьем месте после Ватикана и греков по объему собственности в .

Русской Духовной Миссии . Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках. С по -е годы в Иерусалиме действовал Палестинский Комитет , построивший русские постройки в центре Иерусалима. В 1864 году Палестинский Комитет был преобразован в Палестинскую комиссию . В управление всеми земельными участками и учреждениями было передано от Палестинской комиссии , созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО) . Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь Свято-Троицкий Собор и здание самой Миссии .

Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории Палестины , тогда ещё входившей в состав Османской империи , с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства . Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру , предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран . Общий объём владений достигал 23 гектров (235 000 квадратных метров) .

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР , но в связи с официальной советской поддержкой атеизма , Хрущёв решил продать её Израилю.

В настоящее время

В результате переговоров главы Сергея Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме на котором усилиями Императорского Православного Палестинского Общества построен . Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе Иерихон . На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне : местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства - библейская смоковница, или дерево Закхея .

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках «Апельсиновой сделки» объекты . По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передал России здание Сергиевского подворья , находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008 .

Официально, подворье было передано Российской Федерации 28 декабря 2008 года . С февраля 2009 г. на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества - уполномоченный представитель в Израиле - П. В. Платонов , а также начались .

Напишите отзыв о статье "Русская Палестина"

Примечания

Ссылки

  • .
  • Хохлов А. Н. Святая Земля в XIX- 1-й половине XX века глазами россиян //Вестник церковной истории . 2008. № 4(12). С. 137-153.

Отрывок, характеризующий Русская Палестина

– А, да вы мне не подите говорить про политику, как Annette!
– А наш чайный столик?
– О, да!
– Отчего вы никогда не бывали у Annette? – спросила маленькая княгиня у Анатоля. – А я знаю, знаю, – сказала она, подмигнув, – ваш брат Ипполит мне рассказывал про ваши дела. – О! – Она погрозила ему пальчиком. – Еще в Париже ваши проказы знаю!
– А он, Ипполит, тебе не говорил? – сказал князь Василий (обращаясь к сыну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее), – а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она le mettait a la porte? [выгнала его из дома?]
– Oh! C"est la perle des femmes, princesse! [Ах! это перл женщин, княжна!] – обратился он к княжне.
С своей стороны m lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с нею про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее, – очень недурна эта demoiselle de compagn. [компаньонка.] Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – la petite est gentille». [малютка – мила.]
Старый князь неторопливо одевался в кабинете, хмурясь и обдумывая то, что ему делать. Приезд этих гостей сердил его. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий хвастунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть», ворчал он про себя. Его сердило то, что приезд этих гостей поднимал в его душе нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос, – вопрос, насчет которого старый князь всегда сам себя обманывал. Вопрос состоял в том, решится ли он когда либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Князь никогда прямо не решался задавать себе этот вопрос, зная вперед, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он, – наверно, быть несчастной. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!» Так думал, одеваясь, князь Николай Андреевич, а вместе с тем всё откладываемый вопрос требовал немедленного решения. Князь Василий привез своего сына, очевидно, с намерением сделать предложение и, вероятно, нынче или завтра потребует прямого ответа. Имя, положение в свете приличное. «Что ж, я не прочь, – говорил сам себе князь, – но пусть он будет стоить ее. Вот это то мы и посмотрим».
– Это то мы и посмотрим, – проговорил он вслух. – Это то мы и посмотрим.
И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет: а он ее и знать не хочет!»
Он подошел к князю Василью.
– Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть.
– Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать.
Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку.
Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.

В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва - Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон.

Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить.

В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова.

Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена - так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.

Уже в правление Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству частями под руководством генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам.

Как раз при Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники.

После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван - разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь восстановлен, а с 1994 года является действующим.

В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год.

Его планировка довольно точно соответствует прототипу - храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие.

Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует.

В северной части храма - Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны - главная святыня монастыря.

Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены.

Подземная церковь была освящена в 1690 году в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров глубиной 6 метров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными. Ко входу в храм ведут вниз 33 ступеньки ровно на тот уровень земли, по которому ходила княгиня Елена.

Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом - Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен - Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре. Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий пример жилого дома XVII века.

Loading...Loading...