Православное журнал душа новый номер. Журнал «Душа» — на встречу с Господом

Она появилась на свет в рождественские дни 1887 года, 28 декабря, в селении Лальск Архангельской губернии, вдалеке от холмов Грузии. Но благочестивые рабы Божии Алексей и Анна окрестили девочку в честь просветительницы древней Иверии, святой Нины. Словно предчувствовали, какой путь предстоит пройти их единственной дочери. Путь не физический – с одного края земли на другой, но путь духовный – путь несения своего креста во дни гонений на Святую Церковь.

Ей предстоял подвиг, подобный свершенному ее небесной покровительницей. С одной лишь разницей: равноапостольная Нина принесла свет Веры Христовой язычникам; мученица Нина Кузнецова поддерживала мерцающий огонек Истины тогда, когда, казалось, что весь мир погрузился во тьму.

Нине Кузнецовой не суждено было принять иноческий постриг. Вместо монастырских стен и тихой келии ей пришлось жить в миру до последнего дня своей земной жизни. Все ее существо с малых лет стремилось к монашеской отрешенной от мирской суеты жизни. Духом она всегда была монахиней, но смиренно несла свой крест среди мира, который вполне справедливо почитал ее за блаженную.

И в самом деле, казалось бы, когда вокруг рушились прежние устои и веками сложившиеся православные традиции русского народа, когда речь шла о том, чтобы как-то приспособиться к новым условиям и постараться примитивно выжить в «мясорубке», уготованной правительством своим гражданам, Нина лишь укреплялась в своем устремлении ко Христу. Веру ее не могли поколебать ни угрозы властей, ни невзгоды. Она лишь возрастала в вере по мере того, как вокруг нее сгущались тучи.

Еще в детстве она впитала в себя благодатный воздух молитвы и Святого Писания. Купаясь в родительской любви, она – единственная дочь в семье – могла бы вырасти изнеженным парниковым цветком. Но вместо этого стала настоящей истовой молитвенницей, внимание которой ничто не привлекало больше, чем духовное делание. Свет Христовой Веры всей своей красотой и силой проник и осветил ее чистую детскую душу, воссияв в ней навеки.

Для православной царской России столь сильное воздействие веры на душу человеческую не могло считаться чем-то из ряда вон выходящим. Православие естественным образом являлось частью общественной жизни, пронизывая все социальные слои: даже в небольшом селении Лальск насчитывалось шесть храмов. И все-таки именно тогда, в отроческие годы блаженной Нины, плевелы заразной революционной болезни уже расползлись по всей России. До сатанинского разгула оставалось совсем немного времени.

Девица Нина Кузнецова жила, словно не замечая вокруг мирской суеты. Кроме Бога и служения Ему для нее ничего в мире не существовало. Отец, видя непреклонное стремление дочери к духовным исканиям, выделил для нее амбар в качестве кельи, где была устроена обширная библиотека духовных книг. Чтение святых отцов – вот, что занимало молодую девушку, а не вполне понятные в ее возрасте поиски женихов, любование на себя зеркало и досужие разговоры с подружками. Уже тогда она, как добрая самарянка, стала принимать у себя странников и обездоленных.

В самые трудные для Церкви времена она, будучи душой инокиней, сделала свое обиталище, своего рода, неприступной цитаделью православной веры, создав в нем если не скит, то, по крайней мере, странноприимный дом. Кроме обычных богомольцев, нуждавшихся в ночлеге, а также женщин, чьи мужья были арестованы, а имущество конфисковано, у нее нашли приют два игумена из закрытого еще в начале 20-х годов Коряжемского монастыря.

Отцы Павел и Нифонт (настоятель и казначей бывшего монастыря) жили по строгому монастырскому уставу, а вместе с ними и Нина, неизменно встававшая с монахами на молитву в 2 часа ночи. Строгая постница, она не пила ни молока, ни чая, не ела сладкого, вся ее пища состояла из сухарей, размоченных в воде. И это притом, что в доме всегда на столе стоял горячий самовар, а вокруг него постоянно сидели приглашенные Ниной люди и угощались. Благодаря некоторым малознакомым богомольцам, в доме всегда были съестные припасы: гости по возможности оставляли хозяйке излишки хлеба, муки или крупы. В собственном доме она спала не на кровати, а свернувшись калачиком в углу, прямо под умывальником, натянув на голову одеяло.

Жизнь, которую, не скрываясь, вместе с дочерью вели старики Кузнецовы, жизнь во спасение души, привлекала внимание не только людей верующих, но и тех, кто по долгу службы должен был отвратить людей от Бога. В 1932 году престарелых родителей Нины заключили в тюрьму, где они и предали свои души Господу. Нина была арестована вместе с ними, но вскоре отпущена по причине болезни – именно тогда ее разбил паралич.

После болезни она едва с трудом могла сама за собой ухаживать (для крестного знамения она вынуждена была левой рукой поддерживать правую), стоять на службах ей было тяжело, поэтому обычно Нина всегда устраивалась на клиросе. И, несмотря на то, что пребывала там с закрытыми глазами, не спала, а внимательно следила за богослужением, помогая псаломщику. С детства знавшая наизусть Псалтырь и молитвы, она отлично ориентировалась в церковном уставе. Так, что старенький и подслеповатый отец Павел зачастую обращался к ней за помощью, когда что-то забывал в порядке ведения службы.

В ее немощи, благодаря которой ей была дарована недолгая свобода, видится Божий промысел. Еще пять лет после первого ареста блаженная Нина вела борьбу не на жизнь, а на смерть с богоборческими властями, хотя, скорее всего, сама она не видела в этом никакого подвига. Тем не менее, при повторном аресте в октябре 1937 года ей были предъявлены обвинения в том, что она, немощная больная женщина, организовала кампанию, направленную на срыв мероприятий властей по закрытию последнего собора в Лальске.

Мало того, она хлопотала об открытии новых храмов. И когда?! В то время, когда вокруг храмы только взрывались, разрушались и осквернялись. Также в вину блаженной Нине вменялось то, что она предоставляла свой дом для собраний верующих, собирала подписи, подавала прошения об освобождении заключенного под стражу псаломщика Андрея Мелентьева. НКВД хотел приклеить Нине Кузнецовой ярлык контрреволюционного элемента, противостоящего коммунистическим идеям. И хотя блаженная была также далека от политики, как и от мира, она как могла в меру своих небольших сил и возможностей, пыталась вести цивилизованный диалог с властями, для чего писала письма в Москву, собирала и отправляла в столицу ходоков. Но разве возможно человеческим языком уговорить бешеного пса, для которого не существует ничего кроме собственной злобы?

Тройка НКВД присудила пожилой женщине восемь лет исправительных работ. По сути дела, на каторгу отправили инвалида, которому не лес валить, а в палате под наблюдением врачей нужно находиться. Но Бог милостив. Исповедница отошла ко Господу 14 мая 1938 года, вынеся всего полгода лагерных лишений.

Стала бы Нина Кузнецова блаженной в наше время, когда нет гонений на христиан, когда открыты храмы, когда каждый православный может исповедовать свою веру, никого и ничего не стесняясь? Без всякого сомнения, святая точно также несла бы свой крест, поскольку борьба не окончена. Враг рода человеческого всего лишь мимикрировал, забившись в телевизионные экраны, ночные клубы, на страницы желтой прессы, полки торговых центров и в витрины автомобильных салонов.

Очарование материальных благ, которые «тля тлит», способно заслонить свет Истины гораздо сильнее, чем идеологические шоры. Значит, блаженная Нина и сейчас поступала бы точно так же, как при богоборческой власти, творя молитву и дела милосердия в неразрывности друг от друга. Как бы не были малы ее физические силы, святая мученица хранила и хранит для людей один из тех лучиков Истины, бесчисленное множество которых составляет ослепительный и необоримый Божественный Свет. Свет Любви Создателя к Своему творению. Свет, без которого нет жизни.

Подготовили Алексей и Галина Коршун

Русская нация сегодня больна. Более того, она стремительно вымирает. Это уже ни для кого не секрет. Об этом уже говорят все, кому не лень. Кто-то с горечью, а кто-то со злорадством и ненавистью, как Валерия Новодворская, открыто желающая нам окончательного уничтожения, называя русских «раковой опухолью человечества», которые и права-то вообще никакого не имеют на свое существование. Ведущие западные ученые, такие как Мюррей Фешбах - сотрудник Международного научно-политического центра имени Вудро Вильсона, Питер Пайот - глава UNAIDS (Объединенной Программы ООН по борьбе с ВИЧ) с цифрами в руках также пророчат нашему народу гибель.

Духовное здоровье нации так тесно связано с ее физическим состоянием, что выявить какую-то одну главную причину ее общего болезненного состояния и упадка практически невозможно. Почему русские мужики пьют запоем, а женщины чуть ли хвастаются количеством сделанных абортов или, если «отваживаются» рожать, то рожают одного-двух ослабленных, нежизнеспособных детей, которые, едва повзрослев, скоропалительно меняют соску на бутылку пива, а, став подростками, уже подсаживаются на наркотики, так или иначе кончая жизнь самоубийством? Только ли социальные условия виноваты в этом: бедность, отсутствие работы и жилья, нищета и униженность и связанный с этим бедственным состоянием психологический дискомфорт?
Рухнул СССР, и наступила затянувшаяся на десятилетия «эпоха перемен». Конечно, привычнее и удобнее говорить, что не сами люди, а кто-то другой - наглые «перестройщики и прихватизаторы» сгубили уже было забрезжившее перед нашим народом «счастливое будущее», лишив тем самым смысла жизни заражённых неистребимым оптимизмом строителей коммунизма, вынув из них тот внутренний идейный стержень, который придавал им крепость и жизнестойкость.

Однако, не взирая на причины, факты, как говорится, налицо. Катастрофически, ужасающим образом ухудшилось состояние здоровья российского населения. Россия на 166 месте в мире по продолжительности жизни. Отчего только не мрут «дорогие россияне» - от алкоголя (ежегодно по 600 - 700 тысяч), наркомании (100 тысяч смертей в год - у нас 2, 5 млн. наркоманов), от туберкулеза, этого внезапно возвратившегося к нам спутника социально неблагополучных сообществ (в 2010 году умерло более 20 тысяч человек, а больных туберкулезом уже более 100 тысяч), болезней сердца (втрое чаще, чем европейцы), от рака (заболеваемость раком в России за последние 10 лет выросла на 15% и к концу 2010 года цифра, стоящих на учете онкологических больных, достигла 2 млн. 800 тыс.), от СПИДа (только выявленных носителей смертельно опасной инфекции уже 1 миллион, из них 80 % молодежь - в возрасте от 15 до 29 лет).
Как тут остальным не озаботиться естественной мыслью: удержаться бы на краю, не свалиться в ту же пропасть, выжить, уцелеть, не заболеть и не умереть. По главным каналам телевидения теперь постоянно идут передачи о здоровье, о среде обитания человека, о том, как распознать яды в еде. Школьникам с ранних лет преподаются основы безопасности жизнедеятельности.
А нам, православным, как к этому относиться? Мы-то знаем, что безопасность человеческой жизни и деятельности, прежде всего, зависит от Бога, от Самого Главного Врача душ и телес. Он дает здоровье каждому, и «сбережение» всего народа также от Него зависит, если народ не только сам себя хранит и бережет, но, прежде всего, Заповеди Божии соблюдает. А если не соблюдает, то и погибает бесславно, исчезая с лица земли.

Однако с людьми нашими, учитывая их духовное и физическое самочувствие, приходится уже говорить как с болящими и немощными, ведь все поголовно уже больны, прежде всего, духовно - заражены грехом от мала до велика. Поэтому духовник Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) с думой о здравии народа и его сбережении и благословил создание особого - православного - журнала о здоровье и согласился стать духовным руководителем его редакции. В редакционный совет журнала дали согласие войти известные в отечественной медицине люди: Председатель Общества Православных врачей России доктор медицинских наук, профессор Недоступ Александр Викторович, Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения этого общества доктор медицинских наук, профессор, протоиерей Сергий Филимонов, специалист по биоэтике доктор философских наук Силуянова Ирина Васильевна, известный психолог и общественный деятель Медведева Ирина Яковлевна и другие.

Журнал «Душа и тело» предназначен для массового читателя, его назначение помочь людям разобраться в себе, в истоках своих болезней и с помощью Божией научить их побеждать недуги духовные и хвори телесные, учитывая опыт тысячелетней православной культуры врачевания душ и телес. Вышел в свет пилотный номер журнала, он получил одобрение Синодального Информационного отдела.
Журнал открывается программной статьей духовника Московской епархии настоятеля Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерея Валериана Кречетова. В ней батюшка размышляет о соотношении духа, души и тела: «Все телесное должно подчиняться душевному, а душевное - духу». Дух выше всего, это «око души, обращенное к Богу», как говорили святые отцы. Но душа выше плоти. Она плоть оживотворяет. И поэтому гармоническая связь духа, души и тела как раз и являет полноту жизни...

Божественной любовью должно быть проникнуто все человеческое естество. «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера...». Вот плод духа. Так должно быть.
А когда дух отступает, душа начинает метаться, все ей не так, все видится в мрачном свете. Это то состояние, когда о человеке говорят: «не в духе», «упал духом». Душа становится эгоистичной, самолюбивой, гордой - бездуховной. Человек постепенно становится «духа не имеющим», плотяным. Душа попадает в рабство плоти... Не может дух Божий пребывать в тех, кто дух подчинил плоти.
Тогда и тело начинает страдать. В Слове Божием мы всюду встречаем, как Господь, исцеляя болящих, сначала говорит: «Прощаются тебе грехи», - а потом: «Встань и ходи»... То есть связь греховного состояния и болезни явна. Одержимость страстями, например, пьянством, губительно отражается на физиологии. А одержимость гневом, раздражением расшатывает нервную систему...
Человек нравственный и чистый способен внутренне противостоять всякому злу, как бы оно ни маскировалось, - это своеобразный духовный иммунитет. Однако в условиях, когда общество признает беззаконие законным, в массе своей человеческий организм тоже перестраивается, как бы приобретает автономный иммунитет. Почему теперь столько болезней? - потому что организм незащищен, легко доступен болезнетворным микробам, всякой инфекции. Он даже не воспринимает лекарства... Это потрясающий эффект! Клетка закрывается, будто закапсулированная грехом, и усилия врачей оказываются тщетны»...

В журнале можно прочитать ответы современного богослова и духовного писателя архимандрита Рафаила Карелина на вопросы о гомеопатии, акупунктуре и возможности применения их православными. Есть в журнале и рубрика «Святые целители», где рассказывается о древнерусском враче св. Агапите Печерском, «лечце безмездном», который говорил: «никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силою моей, но Христовою». Интересно, что на ладонях мощей святого ученые обнаружили частицы медного порошка и пыльцу растений, из которых он составлял первые в Киевской Руси лекарственные препараты.
В рубрике «Душеведение» помещено интервью главного редактора журнала «Душа и тело» Шибаковой Татьяны Николаевны с известным московским психиатром Дмитрием Александровичем Авдеевым, который раскрывает читателям «духовную механику» происхождения психосоматических болезней и особенности православной психотерапии. Его добрый совет читателям журнала таков: «Очень важно научиться правильно оценивать собственные падения и промахи. Мы часто пытаемся оправдаться, ища причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в доказательство своей невиновности истинное положение вещей. Ищите причины в себе. И вы увидите свою гордость, тщеславие, угождение телу, недостаток любви - и будете знать истинных врагов, лишающих вас душевного здоровья».
Познакомится читатель и с размышлениями психолога и педагога, профессора Светланы Гаврючковой о том, как она пришла к Православию и как на основе пережитого опыта научилась оказывать помощь и другим людям.

В рубрике «Уроки святых отцов» помещены дневниковые записи-размышления знаменитого православного педагога протоиерея Александра Ельчанинова, в которых дается подробный и глубокий анализ наиболее коварных и опасных грехов: самолюбия, гордости и тщеславия, крайне опасных для психологического состояния человека.
Большой раздел журнала называется «Человек и болезнь», он посвящен «безопасному» лечению наиболее распространенных болезней. В рубрике «Дело жизни» на страницах журнала выступает кандидат медицинских наук врач-хирург Василий Никитович Капралов. Василий Никитович научился успешно справляться с любыми сосудистыми заболеваниями без операционного риска, используя научно проверенные методы народной медицины. В 1991 году он получил патент на оригинальный авторский способ лечения ишемии конечностей. Сегодня «по Капралову» больные сами успешно справляются с варикозным расширением вен, тромбофлебитом и даже гангреной.
И, конечно, в православном журнале невозможно обойтись без раздела «Божия аптека». Тут читатель найдет одновременно познавательный и развлекательный очерк о монастырской медицине «Госпитальные палаты, прохладный вертоград» и рекомендации доктора медицинских наук профессора апи- и фито-терапии Алексея Федоровича Синякова, о том как вернуть прозрачность хрусталику глаза, помутневшему от долговременного сидения у компьютера, советы об использовании сныти - чудо-травки батюшки Серафима и многое другое, полезное для поправки здоровья современному невольнику «душных городов», отравленному ядовитыми выхлопными газами и химическими пищевыми добавками. Одним словом, читайте на пользу души и тела.
Редакция журнала приглашает всех радеющих не только о своем собственном духовном и физическом здоровье, но и о здравии и сбережении нашего народа, к сотрудничеству.
По вопросам приобретения и распространения журнала обращаться в редакцию. В дальнейшем предполагается распространять журнал по подписке, а также по церковным лавкам и православным книжным магазинам.
Лариса Григорьевна Петрушина, заместитель главного редактора журнала «Душа и тело»

Письмо в редакцию:

Здравствуйте, уважаемая редакция журнала “Фома”.

Я – студентка, учусь в Москве. Нередко захожу в церковь возле нашего института. Несколько раз даже была на службе. Мне очень понравилось. Восхищает пение, торжественность, старинные иконы… Но все же у меня остаются вопросы и недоумения.

Насколько я понимаю, в Церкви спасают душу, поэтому пренебрежительно относятся к своему телу и различным телесным удовольствиям. Конечно, я осознаю, что есть много таких удовольствий, которые действительно являются грехом. Но почему отсюда следует, что нельзя красиво и модно одеваться, делать себе красивую прическу или иметь последнюю модель сотового телефона? Я увлекаюсь психологией и знаю, что из-за этого возникают серьезные психологические травмы. Ведь человек не может жить без земных радостей, но поскольку все они в Православии считаются грехом, человек испытывает стыд за то, что пользуется ими. В результате развиваются неврозы.

Я с большим доверием отношусь к публикациям в “Фоме” и надеюсь, что вы ответите на мой вопрос (далеко не праздный для меня). Может быть, я ошибаюсь? Как же действительно Православие относится к человеческому телу и земным радостям? Можно ли спасать душу без пренебрежения к ним?

Анна, Москва

Христианство считает, что тело – темница души? Христианство запрещает людям любые телесные радости? Христианство призывает ненавидеть свое тело? Это мифы о христианстве. А как же на самом деле?

“Всегда радуйтесь” (1 Фес 5:16)

Протоиерей Николай Емельянов

Есть православное вероучение, а есть примитивные стереотипы о Православии. К числу таких стереотипов относится и мнение, будто в Православии все земные радости считаются грехом.

Прежде, чем перейти непосредственно к этому вопросу, необходимо сказать, что чем серьезнее вопрос, тем труднее ответить на него в двух словах. Порой вообще никаких слов бывает недостаточно, потому что человек должен дорасти до ответа, самостоятельно почувствовать его, выстрадать.

Конечно, это не значит, будто у Церкви нет ответа насчет “отношения к человеческому телу”. Существует учение Церкви, которое говорит об этом достаточно определенно. В каждом учебнике православной догматики есть глава о значении тела в жизни человека. Однако прочитать главу из учебника и даже понять внутреннюю логику текста – это вовсе не значит принять ее. Понять, как ответы из учебника применить к реальной жизни – задача куда более трудная. Каждый, кто искренне задумывается над сложными мировоззренческими вопросами, должен, во-первых, искать ответ не только в теории, но и в положительном жизненном опыте, а во-вторых, никогда не доверять “общепринятому мнению”.

Автор письма, Анна, ставит проблему очень четко: “в Церкви спасают душу, поэтому пренебрежительно относятся к своему телу и различным телесным удовольствиям”. Из письма видно, что Анну это обстоятельство смущает.

Для начала необходимо разобраться, что именно подразумевается под “пренебрежительным отношением” и в чем это отношение выражается.

Все мы осознаем, что есть в жизни ценности, ради которых стоит пренебречь любыми телесными удовольствиями, а иногда и своим телом.

Донор отдает тяжелобольному человеку свою кровь, мать, вынашивая ребенка, ограничивает себя во многом, порой жертвует и своим здоровьем ради здоровья детей, наконец, солдат жертвует своей жизнью, защищая Родину. С другой стороны, есть немало таких телесных удовольствий, которые несомненно являются грехом. Например, любого рода наркотики, обжорство, половая распущенность и т.п. Такие “удовольствия” требуют не просто пренебрежительного отношения, но твердого и бескомпромиссного отвержения.

С этим-то все ясно, но Анна имеет в виду нечто другое.

Пытаясь конкретизировать вопрос, она пишет: “Разве нельзя красиво и модно одеваться, делать себе красивую прическу или иметь последнюю модель сотового телефона?” Казалось бы, вопрос очень простой и ответ на него самоочевидный: “Конечно, можно!” Здравый смысл подсказывает, что лучше одеваться красиво, а не безобразно, лучше красиво причесаться, а не ходить растрепанной и, наконец, последняя модель сотового телефона может быть удобнее предыдущих.

Христианство никогда не идет против здравого смысла, когда речь идет о правильном выборе. Проблема в другом: как выбирать?

Вопрос о сотовом телефоне – это, наверное, самый простой пример. Нередко оказывается, что последняя модель телефона – далеко не самая лучшая, удобная и удачная. Выбирая ее лишь потому, что она последняя, т. е. из какого-то мелкого тщеславия, мы можем пренебречь более важными вещами. Но сотовый телефон – это, конечно, мелочь: занятой человек возьмет последнюю модель, просто чтобы не тратить время на поиски. Намного труднее ответить на вопрос “можно или нельзя” или “что лучше”, когда речь идет о покупке действительно нужных вещей – или не очень нужных, но желанных. В этой ситуации проблема выбора может быть гораздо сложнее.

Мне знакома еще с советских времен одна православная многодетная семья, в которой отец – доктор наук, профессор, всегда достаточно хорошо зарабатывал, чтобы большая семья ни в чем не нуждалась. Однажды старшие дети спросили маму, почему она не купит в прихожую приличный абажур вместо примитивного пластмассового? Она ответила, что лучше купит килограмм масла и отдаст семье соседей, тоже многодетной, но очень нуждавшейся. Дети выросли, у них свои счастливые семьи, свои квартиры. В доме родителей, да и в квартирах взрослых детей давно висят дорогие люстры, но я знаю, что эти мамины слова дети помнят. Возникает вопрос какой абажур в той конкретной ситуации был лучше: из венецианского стекла или пластмассовый?

Вопрос об одежде гораздо сложнее.

Чаще всего, выбирая одежду, мы прежде всего обращаем внимание на то, как будем в ней выглядеть, а не на качество материала, пошива или даже на удобство. Выходит, что этот вопрос напрямую связан с отношениями между людьми. Можно сказать, что одежда – это один из способов общения. Показательно, что Анна начала свой вопрос именно с красивой и модной одежды, а не с сотового телефона.

Есть старая шутка, связанная с тем, что в православном богословии есть две конкурирующие между собой традиции понимания человеческой природы: как двухсоставной (из души и тела) или как трехсоставной (из духа, души и тела). Так вот, говорят, что

женская природа бесспорно трехсоставная, т. к. она состоит из души, тела и платья. В этой шутке есть доля истины.

Любая девушка прекрасно знает, что в зависимости от того, что на ней надето и как она выглядит, она будет очень по-разному себя вести, т. е. по-разному строить свои отношения с людьми. И решая, что можно надеть, а что нельзя, православный человек должен исходить из того, как его одежда повлияет на эти отношения, в какую сторону их направит.

Конечно, никто не станет спорить с тем, что одежда должна быть красивой.

Чем красивее старается вести себя человек, тем красивее будут его отношения с окружающими. Однако Анна говорит не только о красивой одежде, но и о модной. Что же это значит? Если пытаться объяснить понятие “моды”, то придется признать, что по существу оно близко двум понятиям: “как все” и “современный”.

Заметим, что мода бывает разной, и современная мода нередко делает ставку на подчеркнутое уродство, эпатаж. В этом, без сомнения, выражается неуважение, а то и презрение к окружающим, чего ни Православие, ни любой нормальный человек одобрить не могут. Так что ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между модой и красотой.

Во-вторых, попробуем понять, что означает “быть модным” в плане человеческих отношений.

Казалось бы, стремление быть “как все” не только в одежде, но и вообще в жизни, помогает найти общий язык с любым человеком. Но на самом деле это приводит к страшной нивелировке. От каждого, независимо от его желания, требуется соответствие какому-то стандарту. Этот стандарт всегда будет очень низким, потому что должен быть общедоступным. Более того, если кто-то посмеет подняться чуть выше, то он уже не “как все” и “модное” общество его отвергает. Для тех, кто хоть сколько-нибудь задумывался о своей душе, очевидно, что этим “как все” мы готовы оправдать любые свои грязные чувства или поступки. Поэтому

христианство вообще очень настороженно относится к любым формам призыва быть “как все”. В частности, по отношению к моде.

Стремление “быть современной” на деле часто означает “быть без комплексов” в самом вульгарном смысле этого выражения. Когда модная одежда провоцирует нечистое и нецеломудренное отношение к женщине, христианство не может этого одобрить. Оно слишком высоко ценит женское достоинство. В этом случае стремление “быть модным”, “быть современным” ведет к потребительскому, то есть дьявольскому отношению людей друг к другу, в противоположность христианскому жертвенному и бережному. Исходя из этого принципа – жертвенного и бережного отношения к человеку, -Церковь всегда призывает к скромности не только в одежде, но и вообще в жизни.

Анна спрашивает не только про одежду и телефон. В ее письме упомянута еще и прическа. Об этом стоит поговорить отдельно, хотя это может кому-то показаться странным. Действительно, чем вопрос о прическе отличается от вопроса об одежде? Казалось бы, тут действует тот же принцип: можно то, что красиво и скромно, нельзя то, что или безобразно, или вызывающе. Тем не менее отличие есть. Прическа – это уже не какая-то деталь одежды, это часть нашего тела. И здесь уже нужно говорить о том, как христианство призывает относиться к своему телу.

Так как же Православие относится к телу? На этот вопрос есть прямой ответ в Новом Завете. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит о человеческом теле как о “храме Святого духа” (1 Кор 6:19). При таком понимании ни о каком пренебрежении телом не может быть и речи! Напротив, апостол Павел требует не просто бережного отношения к телу, но скорее благоговейного, как к святыне. Поэтому последний вопрос из письма Анны – можно ли спасать душу без пренебрежения к телу? – получает немедленный ответ. Нельзя спасти душу, пренебрегая и не заботясь о своем теле!

В этом вопросе Церковь всегда была последовательна. Отношение к телу в христианстве определяется тем, что Бог стал человеком. У Него было такое же тело, как у всех нас. Причем Церковь с первых дней своего существования отвергла учение о неком “небесном”, “сверхъестественном” происхождении тела Иисуса Христа или о том, что Его воплощение было всего лишь иллюзией. Христианство, в отличие от некоторых восточных религий, утверждает, что одна душа без тела даже и человеком называться не может. Смерть – разлучение души с телом – неестественное и временное состояние людей, и наступит день всеобщего воскресения, когда свои же, но преображенные тела получат все люди.

Почему же так устойчив стереотип, что христианство презирает тело и гнушается любыми проявлениями человеческой телесности? Здесь поистине дьявольская подмена понятий “заботы” и “пренебрежения”. Нам навязывается весьма характерное понимание этой заботы. Во-первых, подправить тело на свой вкус, то есть раскрасить, лакировать, переделать непонравившиеся части или заменить искусственными имплантантами и т.д. Во-вторых, беречь его только для себя, то есть не рожать детей, побольше отдыхать. Физически изнурять свое тело можно только на спортивных тренажерах, но ни в коем случае не на тяжелой работе или в служении ближним. Наконец, просто необходимо культивировать все телесные желания.

Христианское понимание заботы о своем теле прямо противоположное. Во-первых, надо стремиться не переделывать, а максимально сохранять и беречь свое тело, которое дано Богом, как драгоценный дар. Во-вторых, надо беречь его не для себя только, а для своих близких, то есть сохранить здоровье и телесную чистоту для своих детей, для мужа или для жены, для служения Богу и людям. Наконец, необходимо разумно ограничивать свои телесные желания: в развлечениях – чтобы сохранить достаточно энергии и вкуса к труду и заботе о ближних, в пище – чтобы не уподобиться животному, в половой жизни – воздерживаться до брака, чтобы обрести одну единственную, уникальную любовь, а в браке – чтобы учиться беречь и любить своего супруга.

В письме Анны говорится и о том, что православный человек стыдится земных радостей и потому, с точки зрения психологии, должен страдать неврозами. Парадоксально, но Церковь знала об этой опасности задолго до того, как психология стала наукой. В одном очень древнем памятнике монашеской литературы есть рассказ об охотнике, который набрел на известный строгостью своего устава монастырь. Он был очень недоволен тем, что глава монастыря – игумен шутил и смеялся с монахами. Это не помешало игумену заметить смущение гостя и он попросил охотника натянуть тетиву своего лука как можно сильнее. Потом он спросил: “А что будет, если ее натянуть еще сильнее?” Охотник ответил, что тетива порвется. Тогда игумен объяснил, что то же самое будет с монахами, если они лишатся простых и чистых радостей!

На самом деле земных радостей Православие не стыдится и грехом их не считает и считать не может, потому что радость создана Богом. Но Церковь учит нас, что не всякое телесное удовольствие бывает в радость, а только такое, которое связано с ответственным, осторожным и бережным отношением к ближним и к себе самому. И, в конечном итоге, только те “земные” радости действительно ценны и вечны, которые несут на себе отсвет Радости Небесной.

», посвященная издаваемому по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского журналу «Душа - встреча с Господом ». Даже при самом поверхностном просмотре всего одного июльского номера журнала сразу бросилось в глаза, что издание совершенно беззастенчиво нарушает 148-ю статью УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих. Журнал, например, о самом почитаемом мусульманском пророке Магомете совершенно открыто пишет, что он не являлся пророком, что «плодами» его дел были смерть, разрушение и разврат». Что «мусульманство носит тоталитарный и в определенных условиях далеко не мирный характер, а значит, в тех жестоких и страшных делах, которые происходят в арабском мире и других странах, в том числе и в России, виноваты не просто отдельные террористы или банды и радикально настроенные религиозные фанатики-одиночки, а сама религия, которую они используют или исповедуют, и ее основатели». Если это не основания применить 148-ю статью, тогда что? При этом тут же рядом можно было прочитать, что «нельзя оскорблять чью-то религию, религиозных деятелей, святыни, смеяться над ними, как это, к сожалению, часто бывает».
Но вот 7 декабря выходит распоряжение по Новосибирской митрополии ее главы митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, которым он запрещает распространять в Митрополии журнал «Душа - встреча с Господом » за публикацию материалов, «противоречащих законодательству Российской Федерации». В самую пору писать заметку под рубрику «Газета выступила - что сделано ». Однако если судить по разъяснениям, данным на распоряжение митрополита на сайте Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, не мы, слава Богу, виноваты в закрытии журнала. Процитируем руководителя созданного при Соборе информационно-консультационного центра по вопросам сектантства Олега Заева:
«Пользуясь случаем, со своей стороны, хотелось бы привлечь внимание тех читателей журнала, которые могут быть вовлечены в движение в защиту журнала. Практически во всех номерах журнала «Душа », на протяжении длительного времени печатались статьи профессора Московской духовной семинарии Осипова А. И.
Прилагаю написанное в 2014 году письмо ИКЦ по вопросам сектантства от 21 июля № икц-014-1/14, в котором приводится ссылка на «Открытое письмо профессору А. И. Осипову » монаха Венедикта, насельника Свято-Успенской Почаевской лавры. В письме на 25 печатных листах приводится достаточно аргументированный критический разбор утверждений Алексея Ильича Осипова, изложенных в его книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души » (издательство Сретенского монастыря, 2011 г.).
Также читателям предлагаю для прочтения брошюру игумена Нестора (Кумыша) «О вечности. Заметки о последней книге А. И. Осипова », вышедшей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2013 году (изд. «САТИСЪ », Санкт-Петербург) и рекомендованную к публикации Издательским советом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Более глубокий богословский анализ заблуждений профессора Осипова А. И. (теологумены, сотериология, эсхатология, Таинства и различные вопросы в духовной жизни) можно получить на сайте: http://www.uchenie- osipova.ru».
В свое время, помнится, медиалицом Русской православной церкви был отец Андрей Кураев. Его деятельность не прошла даром, в интернете много свидетельств людей, которые пишут, что именно благодаря его лекциям (которые вполне можно считать проповедями), они и пришли в Церковь и к Вере. Сейчас отец Кураев в опале, и его в телевизоре заменил замечательный теолог - профессор Осипов. Пока, видимо, рано говорить о том, что и он тоже уже в опале, по крайней мере, профессор продолжает работать в Московской духовной семинарии. Во-вторых, в числе приведенных Олегом Заевым ссылок нет мнения председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. О том, что не все так просто, говорит и такой факт: в четверг разъяснения Заева были удалены с сайта Собора Александра Невского. Да и вообще, насколько их можно было считать официальными? В распоряжении митрополита нет ни слова об Осипове и его заблуждениях, зато есть совершенно однозначная формулировка: «В связи с публикацией материалов, противоречащих законодательству Российской Федерации ».
Конечно, нас можно обвинить в том, что мы вмешиваемся во внутрицерковные дела. Но ведь в последнее время и Русская православная церковь вмешивается в гражданские дела достаточно активно. Да и сама церковь разве не часть общества? Ну, не часть же (согласно Конституции) государства?
В конце мы хотели бы привести цитаты из статьи Алексея Осипова «Идеология и православие - земное и Небесное », опубликованной в июльском номере журнала «Душа - встреча с Господом ». (Мы их уже приводили, но хочется еще раз.) По Осипову идеология - это не просто земное, ее вообще следует «называть скорее язычеством». «Христианство, - пишет он, - чем дальше от своего зарождения, тем все больше сползает в идеологию... Идет потрясающий процесс обмирщения христианской жизни... Кто распял Христа? Первосвященники, священники, богословы, монахи. Если сейчас бы пришел Христос, то и от нас бы Ему досталось очень крепко. Правда, и нам бы досталось, не знаю, какой бы Он кнут сделал сейчас... »

Татьяна Лагутина в прошлом работала тележурналистом, но спустя несколько лет решила открыть своё агентство недвижимости - она обещает «не обдирать клиентов,
13.03.2019 НГС.Новости Речь идет о доме паломников и послушников, который расположен на улице Приморской.
13.03.2019 Курьер.Среда.Бердск Местная православная религиозная организация обратилась в суд, чтобы признать за собой право собственности на постройку.
13.03.2019 Сибкрай.ru
Loading...Loading...