Святой андрей первозванный покровитель чего. Андрей Первозванный: краткая биография

Апостол Андрей был братом апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей, но не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, будущий апостол предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в доме родительском. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей стал его учеником. Вскоре Андрей последовал и за Христом.

Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками на берегу Иордана. В это время Иисус, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем, возвращался из Своего уединения. Иоанн, не раз говоривший ученикам о Христе, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» На другой день Иоанн с двумя учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил: «Се Агнец Божий». Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. Иисус, обернувшись, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на вопрос вопросом: «Учитель, где живешь?» - «Пойдите и увидите», - сказал Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день (Ин. 1:29−40).

Это было первое призвание учеников Христом. Апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. Вскоре Андрей еще раз был призван Христом. Это произошло после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде необычайного чуда. Тогда Господь, обратившись к рыбакам, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», - и Андрей с братом своим Симоном Петром, оставив сети, последовали за Христом (Мф. 4:18−20). С этого времени Андрей уже неотступно был с Господом.

После вознесения Господня все апостолы разошлись с благовестием по разным странам. Главным местом проповеди Андрея стала Малая Азия и собственно побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за имя Христово претерпел здесь апостол Андрей, но, укрепляемый силою Божией, с радостью перенес все бедствия. В городе Синопе его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали камнями. Только благодатью Христовой апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих. Из Синопа Андрей двинулся на восток по берегу Черного моря и прибыл в Амосию.

В первую же субботу в еврейской синагоге он обратился к присутствовавшим с проповедью о Христе. Окончив речь, тотчас же удалился из синагоги, оставив слушателей одних размышлять о сказанном. На улице апостола окружила толпа с больными и бесноватыми - молва о нем, как о великом целителе, уже успела достигнуть Амосии из Синопа. Прежде чем подать врачевство, Андрей обратился к народу со словом, убеждая познать истинного Бога. После этого он начал исцелять принесенных недужных. Тогда множество жителей Амосии, и бедных, и знатных, и здоровых, и больных - обратилось ко Христу.

Затем Андрей направился в закавказские области и долго пробыл в Иверии, насаждая там веру Христову. В Вифинии Андрей посетил многолюдный город Никею. Жители города приняли апостола очень грубо. Сначала его проповедь о Христе имела здесь мало успеха. Но когда Андрей умертвил своим жезлом страшного дракона, который жил в пещере, недалеко от города, и пожирал путников, тогда, изумленные этим чудом, жители Никеи во множестве уверовали во Христа. Проповедь апостола и исцеления недужных стали умножать число верующих в Никее и ее окрестностях. Здесь Андрей пробыл два года. Устроив христианский храм на месте еврейской синагоги и поставив епископа, апостол отправился дальше.

На самом берегу моря лежало селение Византия, впоследствии славный и знаменитый город Константинополь. Здесь Андрей первый проповедовал учение Христово. Научив жителей Византии вере Христовой, поставив для новой церкви священников и диаконов и рукоположив епископом ученика своего Стахия, апостол опять возвратился в Малую Азию. Он несколько лет ходил со словом Евангелия по городам и селениям Малой Азии, преимущественно по берегам Черного моря. Потом Андрей повернул на север. Он посетил Иверскую землю, Сванетию и Осетию и прошел по горам Кавказа. Проповедовал в Тавриде (нынешний Крым) - в городах Феодосии и Херсонесе. Из Тавриды пошел к северу и, достигнув Днепра, по нему поднялся к горам Киевским. Переночевав при их подошве, апостол наутро сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Поверьте мне: на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым крещением все эти страны». Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил крест, предвещая, что земля эта просияет верой Христовой. По преданию, апостол направил путь свой и дальше, на север от Киевских гор, и был на том месте, где ныне находится Новгород. После этого он посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и наконец опять вернулся в Грецию, в город Патры, где ему суждено было пострадать и умереть за имя Христово.

В Патрах апостол Андрей поселился в доме некоего Сосия. Вскоре Сосий сильно занемог и был уже при смерти, но Андрей исцелил его от лютой болезни. Слух о чуде быстро распространился по городу. Множество больных принесено было к апостолу, и он исцелял их возложением рук. Все они обращались ко Христу. И другие, видя чудеса врачевства, уверовали во Христа, и скоро почти весь город был просвещен верою Христовой. Между уверовавшими были Максимилла, жена Егеата, правителя города, получившая от апостола исцеление, и брат Егеата, ученый Стратоклий. Но сам Егеат оставался в заблуждении и принуждал христиан приносить жертвы идолам.

Однажды Андрей встретился с Егеатом на дороге и сказал ему: «Тебе, судии земному, следовало познать Судию небесного, и познав - поклониться Ему». Егеат, не знавший еще в лицо апостола, но много слышавший о нем, с любопытством спросил: «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям ту недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры?» - «Римские императоры еще не познали, - с внушительной строгостью отвечал апостол, - что Сын Божий пришел на землю для спасения рода человеческого. Он явно показал, что идолы не только не боги, а напротив, нечистые бесы и враги людям, потому что научают тому, что прогневляет Бога и отвращает Его от человека. А от кого прогневанный Бог отвратит милость Свою, того эти бесы пленяют в рабство себе, и до тех пор обольщают, пока душа не отойдет от тела, не имея при себе ничего, кроме грехов».

Егеат презрительно усмехнулся и сказал: «Пустые басни проповедовал ваш Иисус и за них-то иудеи пригвоздили Его ко кресту». - «Создатель наш, по любви к нам, претерпел крестную смерть не неволею, но по Своей воле, чему я сам был свидетелем, - с воодушевлением возразил Андрей. - Он наперед знал время страданий Своих и предсказал, что в третий день воскреснет. На последней вечери, возлежа с нами, возвестил Он о Своем предателе, говорил о будущем, как о прошедшем, и добровольно пришел на то место, где, как знал заранее, будет предан в руки иудеям…» - «Удивляюсь, - нетерпеливо перебил апостола Егеат, - как ты, будучи человеком умным, следуешь Тому, Который волею или неволею, но - распят на кресте». - «Велико таинство святого креста!» - благоговейно воскликнул Андрей. - «Крест не таинство, но казнь злодеям. Как по безумию прославляешь крест, так по дерзости не боишься и смерти», - надменно возразил Егеат. - «Не по дерзости, но по вере не боюсь смерти», - кротко отвечал Андрей, - честна смерть праведников, и люта - смерть грешников. Познав истину, уверуешь, и уверовав - обретешь душу свою". - «Обретается только то, что потеряно, - улыбаясь, возразил Егеат, - ужели и душа моя потеряна, что ты велишь обрести ее верою, не знаю - какою!»

«Первый человек древом преслушания ввел смерть - и нужно было древом страдания изгнать смерть, - начал говорить апостол. - Виновник смерти, первый человек, был создан из чистой земли: от чистой Девы надлежало родиться совершенному человеку, Христу, Сыну Божию. Древом креста низложив древо похотения, надлежало Ему, Сыну Божию, за невоздержание рук человеческих, простереть на кресте Свои неповинные руки, за сладкую пищу запрещенного древа - вкусить на кресте желчь, и прияв на Себя смерть нашу - даровать нам Свое бессмертие». Выслушав апостола, Егеат с решительным видом сказал: «Не принесешь жертвы богам - прикажу бить тебя палками и распять на кресте, который так прославляешь». Андрей твердо и торжественно отвечал: «Единому, истинному и всесильному Богу приношу я не дым кадильный, не мясо волов, не кровь козлов, но - непорочного Агнца. Все верующие причащаются Его пречистого тела и крови - однако Агнец этот всегда жив и невредим, хотя Он подлинно повсюду закалается». - «Как же это может быть?» - с недоумением спросил Егеат. - «Согласись быть учеником, - отвечал апостол, - и узнаешь». - «Я выпытаю это от тебя муками», - воскликнул Егеат с раздражением. - «Дивлюсь, - осторожно возразил Андрей, - ты - человек умный, и - говоришь безумно. Можно ли тайны Божии выпытать муками? Ты слышал от меня таинство креста, таинство жертвы. Когда уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог, тогда открою тебе, как убитый - жив, как приносимый в жертву и вкушаемый - пребывает невредимым. Не уверовав - не узнаешь эту тайну никогда!..» Егеат сильно разгневался на апостола и велел заключить в темницу. Множество народа собралось у ворот темницы. Все хотели освободить Андрея. Но апостол удержал народ от возмущения. Он говорил, что не нужно бояться временных земных страданий, ведь после них человек переходит к вечной радости в царство Христово. Всю ночь учил народ апостол Андрей.

Утром Егеат велел привести апостола в судилище. «Надумал ли ты, - спросил Андрея правитель, - оставить безумие и не проповедовать Христа, чтобы вкушать с нами веселье в этой жизни?» - «Тогда только возвеселюсь с тобою, - отвечал Андрей, - когда уверуешь во Христа и отринешь идолов. Самим Христом я послан в эту страну, и немалое число людей приобрел Ему здесь». - «Для того и принуждаю тебя, - сказал Егеат, - принести жертвы идолам, чтобы прельщенные тобою оставили вредное учение. Ведь нет ни одного города в Ахаии, в котором не запустели бы наши храмы. Прогневанные тобою, боги тобою же должны быть умолены». Так злочестивый правитель убеждал апостола, но тот был непреклонен.

Разгневанный, Егеат велел растянуть Андрея на земле и троим приказал бить его. Семь раз сменялись мучители, приходя в совершенное изнеможение. Наконец, подняли апостола и снова привели в судилище. Егеат опять принялся убеждать узника. «Не проливай напрасно своей крови, Андрей, - убеждал он. - Говорю, и в последний раз: распну тебя на кресте».

Апостол твердо отвечал: «Я - раб креста Христова! Не только не боюсь я крестной смерти, но и желаю вкусить ее. Я более сокрушаюсь о твоей погибели: мои страдания чрез день-два окончатся, а твои муки не будут иметь конца. Послушай, сын смерти, послушай меня, слугу Господня! Не распаляй сам для себя огня вечного…» Тогда Егеат приказал распять апостола на кресте, но не прибивать гвоздями, а привязать за руки и ноги, чтобы он дольше оставался жив и терпел ужасные мучения.

На место казни стал собираться народ. «Что сделал этот праведный человек, друг Божий? За что ведут его на распятие?» - слышались возгласы отовсюду. Андрей убеждал не препятствовать его страданиям - он бодро шел на место мучения, не переставая учить народ. Но вот издали апостол увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос. Знают верные, какая награда приготовлена за крест. Пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!..» Так в духовном восторге говорил апостол. В то же время он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям. Они подняли Андрея на крест и, привязав к нему руки и ноги апостола веревками, распяли и повесили на кресте. Крест этот имел особую форму - буквы X, и с тех пор потому и называется Андреевским.

Около креста собралось множество людей, и все до глубины души были возмущены жестокостью правителя. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и вместе со всеми восклицал: «Несправедливо страждет этот святый муж!» Андрей же, в продолжение двух дней, наставлял собравшихся около него. Наконец негодование народа возросло неимоверно, и все громко возмутились: «Не должно страдать так учителю доброму, кроткому и премудрому, - вися на кресте, не перестает он учить людей правде!..» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? - обратился к нему Андрей, - снять меня с креста, пока я жив, невозможно. Я уже вижу Царя нашего, уже поклоняюсь Ему, - сожалею только о тебе, Егеат. Позаботься о себе, пока еще есть время, а после и пожелаешь спасения, будет поздно…»

Слуги Егеата хотели снять апостола со креста, но не могли и прикоснуться к нему. Также многие из народа безуспешно принимались за это. У всякого замирали руки. Наконец, Андрей громко воскликнул: «Иисусе Христе! не попусти снять меня со креста, на котором распят я ради имени Твоего. Мой Учитель, Тебя возлюбил я, Тебя познал, Тебя исповедую. Господи! прими дух мой с миром…» Когда Андрей так молитвенно взывал, внезапно совершилось чудо, видимое всем. Как будто яркая молния, озарил Андрея с неба свет, который осиял вокруг так светозарно, что окружающие не могли смотреть на апостола. Целые полчаса озарял Андрея этот чудный небесный свет. Когда он исчез, апостол испустил дух и отошел ко Господу.

Жена Егеата, Максимилла, обращенная Андреем ко Христу, с честью сняла со креста тело апостола, помазала драгоценными ароматами и положила в новом гробе. Между тем Егеат не был вразумлен чудом и помышлял об отмщении. Он хотел всенародно казнить восставших на него, а Максимиллу, женщину знатного сенаторского рода, оклеветать пред царем. Когда он помышлял так, то внезапно умер в страшных мучениях посреди города. Тотчас известили об этом брата его Стратоклия, веровавшего во Христа, и он приказал похоронить правителя, но не взял ничего из его имения. «Не дай мне, Господи Иисусе Христе, - сказал он, - прикоснуться к чему-либо из принадлежавшего брату моему, чтобы не оскверниться грехом его». Город был в ужасе от совершившегося, и все единодушно обратились ко Христу.

Это случилось 30 ноября (13 декабря), и этот день Церковь посвящает празднованию памяти апостола Андрея.

По прошествии многих лет со времени кончины апостола Андрея, святые мощи его, повелением Константина Великого, были перенесены мучеником Артемием в Константинополь, и положены, вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея, во храме во имя святых апостолов.

Основание Патрской Церкви обагрено честной кровью Первозванного из Апостолов – святого Андрея. Патрская Церковь имеет драгоценную привилегию быть хранительницей его могилы и честной главы, других частей его святых мощей, а также честного древа Креста, на котором принял мученическую смерть святой апостол Андрей.

Ковчег с Честной главой и Крест апостола Андрея Первозванного в соборе в Патрах

Известно, что христианская Церковь всегда почитала и поныне почитает мощи святых, а также священные предметы, имевшие отношение к их жизни и, конечно же, к их мученической смерти. Почитая священные предметы, Церковь благоговейно поминает святого и его мученичество. Предметы, связанные с жизнью святого, по причине непосредственной близости к нему получили особенную благодать от Бога. Это подтверждается и тем фактом, что через них Бог веками совершает для верующих множество чудес (Мф. 16:17–18).

Поэтому архиепископ Керкирский Арсений (Х век), обращаясь с благоговением к святому апостолу Андрею, говорит: «Пусть будет благословенно и то древо, к которому тебя привязали, потому что оно исполнилось благодати после того, как его коснулось твое святое тело, Андрей».

Так объясняется факт неописуемой радости, исполнившей боголюбивое население города в связи с событием возвращения с Запада в город Патры Креста мученичества его святого покровителя.

История Креста апостола Андрея до 1980 года

Естественно, что Крест апостола Андрея хранился в Патрах как драгоценная и священная реликвия с самого дня распятия святого и до начала периода господства в Греции Священной Римской империи (XIII век).

В те мрачные для Православной Церкви времена западной колонизации многие священные реликвии, среди которых и Крест святого Андрея, по разным причинам были перенесены на Запад.

Согласно архивным данным герцогства Бургундского, Крест был перенесен из Ахаии и помещен в монастыре Weaume близ Массалии, откуда около 1250 года был доставлен в монастырь святого Виктора, находящийся в том же городе, где и пребывал до дня своего возвращения в Патры.

Во время Французской революции 1789 года Крест был брошен революционерами в огонь для уничтожения, но, рискуя жизнью, один католический священник изъял из пламени его большие части.

Спасенные части Креста были обнаружены в подземной крипте монастыря святого Виктора в Массалии и заключены в большой кивот, имеющий форму правильного Креста, части которого пересекаются перпендикулярно, – он сейчас хранится в старом храме во имя святого Андрея в Патрах.

Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, Греция

Во время своего хранения в Массалии крест почитался местными христианами, но, как замечает ныне покойный бывший митрополит Патрский Никодим, «спустя годы и поколения к нему уменьшился интерес, и сохранившиеся части креста уже не почитались постоянно, а стали, так сказать, музейной реликвией».

Смерть святого апостола Андрея Первозванного

Традиция Церкви свидетельствует единогласно, что духовный покровитель города Патры завершил свою удивительную жизнь крестной смертью в Патрах. Синаксарии (биографы, составляющие жития святых для прочтения их во время богослужебных «собраний верующих») и гимнографы, а также древние и последующие письменные памятники согласно свидетельствуют, что святой «скончался» на кресте.

Синаксарии за 30 ноября, день памяти святого апостола Андрея, сообщают: «Эгеат (проконсул города Патры), после того как пригвоздил апостола на кресте, умертвил его…»

В книге, повествующей о чудесах апостола Андрея, написанной епископом Туронским Григорием и переведенной отцами священной обители Хрисоподаритисса города Патры, читаем: «После этого блаженный апостол, будучи схвачен проконсулом Эгеатом, был заключен в темницу. Собрались туда все, чтобы услышать слово спасения, а он, не переставая, проповедовал день и ночь слово Божие.

Спустя несколько дней он был выведен из темницы и, подвергшись нещадному бичеванию, повешен на кресте, на котором пребывал живым три дня, не переставая благовествовать Спасителя Бога. До тех пор, пока на третий день не предал дух свой Господу перед скорбящим народом, как описывается в повествовании о его мученической кончине.

Жена проконсула Максимилла приняла тело блаженного, похоронила его, умастив благовониями, положила его в гробнице, где непрестанно молилась ко Господу, чтобы помянул ее блаженный апостол».

Форма Креста

Стихи Синаксария празднику святого апостола Андрея сообщают: «Апостол Андрей был распят главой вниз в тридцатый день месяца ноября». Старые письменные источники, такие как текст Ипполита Римского (II век), ясно говорят о том, что апостол был распят: «Апостол Андрей был распят в Патрах Ахаийских…»

До сего дня существует убеждение, что Крест святого апостола Андрея имел форму Х. Данное мнение стало настолько преобладающим, что Х- образный крест стал именоваться «Крестом апостола Андрея». Когда Крест был принесен в Патры, его поместили в большой величественный ковчег той же Х- образной формы.

Материал, из которого изготовлен Крест

Как сообщает церковная традиция, Крест святого апостола Андрея был изготовлен из дерева оливы, которая произрастает в области Ахаия. После обнаружения Креста в Массалии учеными были проведены специальные научные исследования, которые показали, что Крест принадлежит к той эпохе, в которую был распят святой Андрей, и изготовлен из дерева оливы, выросшей в Ахаии.

Возвращение и прибытие Креста в Патры

В 1980 году служивший в Гальской митрополии священник, происходивший из города Патры, ныне покойный отец Панагиотис Симигиатос, посетил то место, где хранились части Креста святого апостола Андрея, и после осмотра доложил покойному митрополиту Патрскому Никодиму о возможных действиях совместно с Римско-Католической Церковью по возвращению Креста святого апостола Андрея в Патры.

Таким образом, после необходимых процедур, Крест был передан Патрской Церкви и был принесен с великими почестями 19 января 1980 года в Патры, где его встречали с благоговением клир, городские власти и тысячи людей, пришедших поклониться древу, на котором принял мученическую кончину Первозванный из Апостолов.

Крест хранится в специальном кивоте в Новом храме, посвященном святому апостолу Андрею, в Патрах, позади того места, где хранится честная глава апостола.

Крест апостола Андрея Первозванного в соборе св. Андрея в Патрах

Чудеса по молитвам к св. Андрею

Множество верующих ежедневно прибегают к Кресту Первозванного апостола и коленопреклонно просят о помощи в решении их проблем.

Пусть будет благословенным Имя Господа, Который даровал городу Патры великое благословение, и пусть покроет апостол Андрей своими молитвами ко Господу всех благочестивых христиан, приходящих в его храм и почитающих его могилу, честную главу и Крест его мученичества.

Мы верим, что принесение Креста святого апостола Андрея в Украину, Россию, Белоруссию является великим благословением, и что святой своим заступничеством и благодатью своего Креста осенит православный, благочестивый и благословенный народ Руси.

Мы вседушевно этого желаем.

Информация предоставлена Патрской митрополией

БЛАГОСЛОВЕНИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ

☨Фильм "Голос Андрея Первозванного"

Андрей Первозванный

Святой апостол АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ (†ок.62)

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.


Андрей со своим братом Симоном-Петром ловят рыбу

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.


Призвание апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова

Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

Рисунок. Апостол Андрей Первозванный

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь) , Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».


Н.Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам) прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Виза́нтий (будущий Константинополь) , где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа - Стахи́я.

У апостола Андрея была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы.


Проповедь Андрея Первозванного

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.


Апостол Андрей перед правителем города Патры консулом Эгеатом

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест» .

Распятие апостола Андрея на кресте

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) .

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи , где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.


Внутренне убранство собора


В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного


Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.


Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры - крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне .

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола , а в Пантелеимоновом монастыре - стопа .

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея — мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Часть фотографий взята из личного фотоальбома священника Константина Пархоменко.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

Краткое житие апостола Андрея Первозванного, одного из апостолов Иисуса Христа изложено в этой статье.

Краткая биография Андрея Первозванного

Андрей Первозванный появился на свет в Вифсаиде приблизительно в I веке нашей эры. Он был родным братом апостола Петра. До того, как он стал первым призванным учеником Иисуса Христа, Андрей занимался рыбалкой, как и его брат. Свое детство он провел в родном городке, а достигнув зрелого возраста – перебрался в Капернаум вместе с братом. Они построили себе дом и занялись всерьез рыбалкой.

Впервые мысль о том, чтобы посвятить себя служению Господу появилась у него в юности. Тогда он отказался от создания семьи, решив сберечь целомудрие для более высокой цели. Однажды до него дошли слухи: Иоанн Предтеча на реке Иордан призывает к искреннему покаянию и утверждает, что в скором времени придет Мессия. Первозванный бросает дом, рыбалку и отправляется к реке. Так он стал самым близким и преданным учеником Иоанна.

Однажды Иисус повстречал Андрея и Петра, велев братьям последовать за ним. Они послушались Христа и пошли за ним. Первозванный с Иисусом был достаточно близок. Именно ему и еще 3-ем апостолам Мессия открыл судьбу мира. После такого откровения апостол Андрей стал еще преданнее служить Христу, идя по пятам за ним и будучи с ним до конца его земной жизни.

После воскрешения Иисуса Христа, он, как и другие апостолы удостоились дара о Святого Духа – они стали получили способность исцелять, дар пророчества и возможность свободно говорить на всех языках мира.

После таких даров апостолы разделили между собой страны, чтобы нести народу учение Христа. Андрею Первозданному по жребию выпали территории Пропонтиды, Вифинии, Фракии, Скифии, Македонии, Фессалии, Ахайи и Эллады. Он нес свою проповедь, несмотря на то, что его изгоняли из большинства городов, унижали и оскорбляли.

Как Андрей Первозванный стал первым из апостолов? О житии, молитвах, историях и иконах, связанных со святым, Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

Апостол Андрей Первозванный: житие, икона, молитва

В самом начале Своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным — из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем — сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе — будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ — что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить», — ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Апостол Андрей Первозванный: иконы



Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь
апостолу Андрею Первозванному :

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостолу Андрею Первозванному:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя… » (слова из )

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного , чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира ».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу, а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Через несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним ».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его , видел и на него тоже сошел Святой Дух на .

После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы, получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем » (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.

Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

В день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается флагом военного флота России.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм об апостоле Андрее

Loading...Loading...