Индо арийская философия артура шопенгауэра. Философия жизни шопенгауэра и ницше

План

    Артур Шопенгауэр

    Основные идеи А. Шопенгауэра

    Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

    Значение Шопенгауэра в философии

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) принадлежит к той плеяде европейских философов, которые при жизни не были “на первых ролях”, но тем не менее оказали заметное влияние на философию и культуру своего времени и последующего столетия. Он родился в г. Данциге (ныне г. Гданьск) в состоятельной и культурной семье; отец его - Генрих Флорис был коммерсантом и банкиром, мать Иоганна Шопенгауэр была известной писательницей и главой литературного салона, среди посетителей которого был В. Гёте. Артур Шопенгауэр обучался в коммерческом училище г. Гамбурга, куда переехала семья, затем частным образом проходил учёбу во Франции и Англии. Позже была Веймарская гимназия и, наконец, Геттингентский университет: здесь Шопенгауэр изучал философию и естественные науки - физику, химию, ботанику, анатомию, астрономию и даже прослушал курс антропологии. Подлинным увлечением, однако, была философия, а кумирами - Платон и И. Кант. Наряду с ними его привлекла и Древнеиндийская философия (Веды, Упанишады). Эти увлечения стали основой его будущего философского мировоззрения. В 1819 г. увидел свет главный труд А. Шопенгауэра – “Мир как воля и представление”, в котором он дал систему философского знания, как он её видел. Но эта книга успеха не имела, ибо в Германии той поры было достаточно авторитетов, владевших умами современников. Среди них едва ли не первой величиной был Гегель, у которого с Шопенгауэром были весьма натянутые отношения. Не получив признания в Берлинском университете, да и в обществе, Шопенгауэр удалился в стал жить затворником во Франкфурте-на-Майне вплоть до своей кончины. Только в 50-х г. г. ХIX ст. В германии стал пробуждаться интерес к философии Шопенгауэра, и он возрастал после ухода его из жизни. Особенностью личности А. Шопенгауэра был его мрачный, угрюмый и раздражительный характер, что несомненно отразилось на общем настроении его философии. Она по общему признанию несёт печать глубокого пессимизма. Но при всём этом он был весьма одарённый человек с разносторонней эрудицией, большим литературным мастерством; он владел многими древними и новыми языками и был несомненно одним из самых образованных людей своего времени.

Основные идеи А. Шопенгауэра

Далее приведем основные идеи Шопенгауэра. В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о вола и пессимизм. Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она - эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна. Следует различать два мира, в связи с учением о воле: I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живём), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона). В нашей обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан - схоласт ХV ст., описавший эту ситуацию): поставленный между двумя охапками сена, по разные стороны и на одинаковом расстоянии удалёнными от него, он, “обладая свободной волей” умер бы от голода, не имея возможности сделать выбор. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю. Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Он твердо заявляет, что свободу следует искать не в отдельных наших поступках, как это делает рациональная философия а во всём бытии и сущности самого человека. В текущей жизни мы видим множество поступков, вызванных причинами и обстоятельствами, а также временем и пространством, ими-то и ограничивается наша, свобода. Но все эти поступки в сущности имеют одинаковый характер, и именно поэтому они свободны от причинности. В этом рассуждении свобода не изгоняется, а только перемещается из области текущей жизни в сферу высшую, но не столь ясно доступно нашему сознанию. Свобода в своей сущности трансцендентальна. Это значит, что каждый человек изначально и принципиально свободен и всё, чтобы он ни сделал, имеет в своей основе эту свободу. Теперь перейдём к теме пессимизма в философии Шопенгауэра. Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер, так как они - удовольствие и счастье - есть в сущности отсутствие чего - то плохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов воления нашего тела, но желание - это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворённое желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т. д. Если представить всё это в пространстве условными точками, то пустоты между ними будут заполнены страданием, из которого и возникнут желания (условные точки в нашем случае). Значит, не наслаждение, а страдание - вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается. Шопенгауэр утверждает, что всё вокруг нас носит следы безотрадности; всё приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самоё себя, всякое облегчение ведёт к новым тяготам. Отсюда следует, что мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались. В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля. Но воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это устойчивая объективация. В этом состоит бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

3.Эстетический мистицизм Шопенгауэра Если мир есть «арена, усеянная пылающими угольями», которую нам надлежит пройти, если правдивейшим его изображением служит Дантовский «Ад», то причиной этому служит то, что «воля к жизни» непрестанно порождает в нас неосуществимые желания; являясь активными участниками жизни, мы становимся мучениками; единственным оазисом в пустыне жизни служит эстетическое созерцание: оно анестезирует, притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы, мы, погружаясь в него, как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений... Прозрение это интуитивное, иррациональное (сверхразумное), т. е. мистическое, но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира, которую даёт гений. В этом смысле Шопенгауэр, признавая ценность за научной доказательностью в сфере теории познания, в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества: «Философия - это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать ее на дороге искусства».

4.Теория познания Теория познания изложена у Шопенгауэра в его диссертации: «О четверичном корне достаточного основания». В познании могут быть два односторонних стремления - сводить число самоочевидных истин к чрезмерному минимуму или чрезмерно умножать их. Оба эти стремления должны уравновешивать друг друга: второму следует противопоставить принцип гомогенности: «Entia praeter necessitatem non esse multiplicanda», первому - принцип спецификации: «Entium varietates non temere esse minuendas». Только принимая в расчет сразу оба принципа, мы избежим односторонности рационализма, стремящегося все познание извлечь из какого-нибудь A=A, и эмпиризма, останавливающегося на частных положениях и не достигающего наивысших ступеней обобщения. Исходя из этого соображения, Шопенгауэр переходит к анализу «закона достаточного основания», чтобы выяснить природу и число самоочевидных истин. Исторический обзор тех толкований, которые давали прежде закону достаточного основания, обнаруживает многие неясности, из которых важнейшая, замечаемая у рационалистов (Декарт, Спиноза), заключается в смешении логического основания (ratio) с фактической причиной (causa). Чтобы устранить эти неясности, надо прежде всего указать на ту коренную особенность нашего сознания, которой определяются главные разновидности закона достаточного основания. Это свойство сознания, образующее «корень закона достаточного основания», есть неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта: «все наши представления суть объекты субъекта и все объекты субъекта суть наши представления. Отсюда вытекает, что все наши представления находятся между собой в закономерной связи, которую можно определить a priori в том, что касается формы; в силу этой связи ничто изолированное и независимое, одиноко, особняком стоящее, не может стать нашим объектом» (в этих словах Шопенгауэр почти буквально воспроизводит формулу идеализма, какую даёт Фихте в трёх теоретических положениях «Наукоучения»). Из «корня» разветвляются четыре вида закона достаточного основания. Закон достаточного основания «бывания» (principium rationis sufficientis fiendi) или закон причинности. Закон достаточного основания познания (principium rationis sufficientis cognoscendi). Все животные обладают умом, т. е. инстинктивно упорядочивают ощущения в пространстве и времени и руководствуются законом причинности, но ни одно из них, за исключением человека, не обладает разумом, т. е. способностью из конкретных единичных представлений вырабатывать понятия - представления, отвлечённые от представлений, мыслимые и символически обозначаемые словами. Животные неразумны - не обладая способностью к выработке общих представлений, они не говорят и не смеются. Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных, но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять, между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить прочь» самое пространство. Закон достаточного основания бытия (pr. rationis sufficientis essendi). Закон мотивации (princ. rationis sufficientis agendi). Наши воления предваряют наши действия, причём влияние мотива на поступок познаётся не извне опосредствованным образом, как другие причины, но непосредственно и изнутри, поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри. Соответственно четырем типам закона существует четыре вида необходимости: физическая, логическая, математическая и моральная (т. е. психологическая)

Указанное подразделение закона достаточного основания на четыре типа может быть положено в основу классификации наук:

A) Науки чистые или априорные: 1) учение об основании бытия: а) в пространстве: геометрия; б) во времени: арифметика, алгебра. 2) Учение об основании познания: логика. B) Науки эмпирические или апостериорные: все основаны на законе достаточного основания бывания в его трёх формах: 1) учение о причинах: а) общих: механика, физика, химия; б) частных: астрономия, минералогия, геология; 2) учение о раздражениях: а) общих: физиология (а также анатомия) растений и животных; б) частных: зоология, ботаника, патология etc.; 3) учение о мотивах: а) общих: психология, мораль; б) частных: право, история.

Понимающая социология и теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

осмысленный характер;

ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;

ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;

традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.

аффективное - определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетив воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман).

Значение Шопенгауэра в истории философии

Своим успехом (хотя и поздним) Шопенгауэр был обязан как оригинальности и смелости своей системы, так и рядом других качеств: красноречивой защите пессимистического мировоззрения, своей горячей ненависти к «школьной философии», своему дару изложения, свободному (особенно в мелких сочинениях) от всякой искусственности. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Он имел много приверженцев невысокого ранга, но очень мало способных продолжателей своей системы. «Школы Шопенгауэра» не возникло, однако он всё же сильно повлиял на целый ряд оригинальных мыслителей, развивших собственные теории. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знамениты Гартман и ранний Ницше. К ним же относится большинство представителей позднейшей «философии жизни», чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.

Литература:

1. Вебер Макс / Девяткова Р. П. // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1971. - Т. 4: Брасос - Веш. - 600 с. 2. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. - М., 1981. 3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. 4. Кравченко Е. И. Макс Вебер. - М.: Весь Мир, 2002. - 224 с. - Серия «Весь мир знаний». - ISBN 5-7777-0196-5.

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

  1. в первом даются общие термины и описываются элементы счастливой жизни;
  2. следующий раздел рассказывает о том, что такое человек;
  3. третий раздел сосредоточен на тех вещах, которые составляют материальную сторону жизни;
  4. четвертый раздел повествует о принципах человеческого существования;
  5. в пятом разделе сосредоточены правила и поучения, сформулированные Шопенгауэром и призванные помочь людям жить осознанно и счастливо.

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

  • Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
  • Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
  • Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно.

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Биография Шопенгауэра – кратко знаменитый немецкий философ (1788–1860). В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу. В 1809 он поступил на факультет медицины в гёттингенском университете, затем занимался философией в Берлине и Иене. По окончании своего главного труда «Мир как воля и представление» (издан в Лейпциге, 1819) Шопенгауэр отправился в Испанию. По возвращении оттуда он безуспешно добивался кафедры в берлинском университете, а в 1831 уехал во Франкфурт-на-Майне, который считал самым здоровым городом в Германии и предался исключительно философским занятиям. В 1895 ему был поставлен во Франкфурте памятник.

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте , к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания . Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак». (Подробнее об этом - см. в статьях Шопенгауэр и Кант , Шопенгауэр о метафизической потребности человека)

Но всё это касается только деятельности разума . Оценивая её, Шопенгауэр (как и Фихте) идет в идеалистическом субъективизме гораздо дальше Канта. Однако, за другой психической функцией ­– волей ­­­– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. У Канта единственным органом познания является интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своего опыта не только отчетливо, но и «непосредственно». «Воля» и образует нашу главную и истинную душевную сущность. То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман ).

Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи ­– ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их не путем абстракции, а путем созерцания. В моменты, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки жизни и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям.

Значение Шопенгауэра в истории философии

Своим успехом (хотя и поздним) Шопенгауэр был обязан как оригинальности и смелости своей системы, так и рядом других качеств: красноречивой защите пессимистического мировоззрения, своей горячей ненависти к «школьной философии», своему дару изложения, свободному (особенно в мелких сочинениях) от всякой искусственности. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Он имел много приверженцев невысокого ранга, но очень мало способных продолжателей своей системы. «Школы Шопенгауэра» не возникло, однако он всё же сильно повлиял на целый ряд оригинальных мыслителей, развивших собственные теории. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знамениты Гартман и ранний Ницше . К ним же относится большинство представителей позднейшей «философии жизни », чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Философия А. Шопенгауэра

Введение


Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения так или иначе затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди предают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Они уже верят в технические разработки. Люди в своём развитии пришли к тому, что демократическая культура общества дала сбой и стала деградировать.

Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были такие, как Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. В то время общество отклонило метод рационального познания. Он стал неактуален, к тому же возникло новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как закономерность правильного использования. Гегель придавал огромное значение разуму, полагая, что тот отличает человека от всего животного мира, что душу человека познать невозможно. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живёт, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы делали неоднократные попытки познать душу разной культуры, однако их старания были тщетны, ведь они не могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также влияния данной философии на развитие общества.

) Исследовать взгляды и идеи Артура Шопенгауэра в контексте развития европейского иррационализма.

) Исследовать главный труд философа «Мир как воля и представление», выявить основные идеи произведения.

) Исследовать пессимизм Шопенгауэра, его вклад в развитие пессимизма. Выявить причину непопулярности произведений Артура Шопенгауэра.

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался "посеить" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать.

Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений.

Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.

1. А. Шопенгауэр и европейский иррационализм


.1 Основные черты и представители европейского иррационализма


В начале XIX века в Европе зарождается такое направление в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности, постулирует невозможность познания действительности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу .

Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей .

Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы .

Среди философов иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи также таким философам, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон .


1.2 Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма.


Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Гданьске и был сыном известного в то время банкира этого города Генриха Флориса Шопенгауэра и немецкой беллетристки Иоганны Шопенгауэр. Лекции ученика Канта, Шульце внушили ему интерес к философии . Изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков - Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма» .

Что же касается черт характера и образа жизни, то Артур Шопенгауэр был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, пренебрегал элементарными субъективными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений. Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Панически боялся умереть от заразной болезни и, чуть прознав о возможной эпидемии, сразу же менял место жительства .

Шопенгауэр, как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…». Однако Шопенгауэр весьма критически относился к чтению, т.к. он считал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы .

Этот человек обладал очень большим самомнением, невыносимым высокомерием, которое проявлялось в чувстве безусловного превосходства над другими. Однако это самомнение не было неосновательным; более того, на скользком академическом и литературном пути именно оно предохраняло его от шагов, которые были недостойны его. К тому же, если бы не чрезмерное самомнение, то мир не услышал бы таких идей и мнений, ведь его произведения мог написать только такой человек. Но в то же время эта черта его характера доставила ему много горя и неприятностей, его поступки были не всегда похвальны и достойны подражания .

В первые десятилетия XIX в. Философия Шопенгауэра не вызвала к себе никакого интереса и его произведения проходили почти незамеченными. Перелом в отношении к Шопенгауэру произошёл после революций 1848 г., когда собственно и совершился решающий поворот в буржуазном сознании и стали оформляться типичные течения апологетической философии XIX в. .

А. Шопенгауэр обычно считается основоположником иррационалистического направления в буржуазной философии XIX в. и прямым предшественником «философии жизни». Однако, хотя он был одним из тех мыслителей, которые положили начало новому - по сравнению с классическим - типу философствования и его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии, теоретические истоки его доктрины коренятся именно в идеях и взглядах представителей немецкой классической идеалистической философии .

Теоретические источники идей Шопенгауэра - философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления - рационален, а восточный - иррационален . Шопенгауэр был философом иррационализма, критиковал идеализм.

В Его учении слились или были использованы идеи и мотивы, заимствованные у многих философов. Философия Шопенгауэра не состоит из отдельных клочков, а представляет собой как бы сплав, элементы которого хотя и могут, всё же соединены в единую, по-своему последовательную, целостную систему, не исключающую, впрочем, многочисленных бросающихся в глаза противоречий. Но, как показывает история философии, ни одно философское учение и до Шопенгауэра не было свободно от противоречий. .

Заслуживает внимания отношение Шопенгауэра к материализму. Ведь он с огорчение признаёт, что в своей основе «цель и идеал всякого естествознания - это вполне проведённый материализм» . Но он не задумывается над тем, почему так велика тяга естествознания к материализму и не придаёт значения этому важнейшему факту. Идеалист Шопенгауэр полагает, что опровергнуть материализм не составляет труда. Для этого достаточно стать на позицию идеализма: «Нет объекта без субъекта» - вот положение, которое навсегда делает невозможным всякий материализм. Солнце и планеты без глаза, который их видит, и рассудка, который их познаёт, можно назвать словами, но эти слова для представления - кимвал звенящий» , .

Относительно содержания наук вообще Шопенгауэр говорит, что оно всегда должно отвечать на вопрос «почему?». Указание на такое отношение он и называет объяснением. При этом всякое естественнонаучное объяснение в конечном счёте должно приводиться к указанию на некоторую первичную силу природы, например силу тяжести. Таким образом, Шопенгауэру чужда позитивистская идея замены вопроса «почему?» вопросом «как?». Вместе с тем он склонен абсолютизировать окончательность и непознанность тех сил природы, на которых останавливается наука на каждом данном этапе своего развития, не допуская мысли о принципиальной способности научного познания двигаться дальше любых временных границ .

Всю жизнь он несклоняемо пытался отстаивать свои взгляды, борясь с популярными в то время философами, такими, как Гегель. Однако его взгляды не были поддержаны в обществе, ведь в обществе были популярны идеи Гегеля и других философов. Широкое признание пришло к Артуру Шопенгауэру только в последние годы жизни. Умер великий философ 21 сентября 1860 во Франкфурте в возрасте 72 года .

Значение философии Артура Шопенгауэра заключается не в том влиянии, которое Шопенгауэр оказал на ближайших учеников и последователей своего учения, как Фрауэнштедт, Дейссен, Майнлендер, Бильгарц и другие. Эти ученики были лишь полезными комментаторами учения своего учителя. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. Новокантиантство в известной степени обязано своим успехом философии Шопенгауэра: Либман находится под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении (особенно в вопросе об отношении интуиции к понятию). Гельмгольц также является кантианцем в духе Шопенгауэра (учение о врожденности закона причинности, теории зрения), А. Ланге подобно Шопенгауэру, сочетает в и непримиренной форме материализм и идеализм. Из слияния шопенгауэровских идей с другими мыслями зародились новые системы; так, гегельянство, скомбинированное с шопенгауэровским учением и другими элементами, породило "Философию бессознательного" Гартмана, дарвинизм и шопенгауэровские идеи вошли в состав философии Ницше, учение о "ценности жизни" Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского пессимизма .

В заключение хочется отметить, что Артур Шопенгауэр был и по сей день остаётся великим философом, чьи взгляды заслуживают внимания и уважения. Именно он считается основоположником иррационального направления в философии. Именно его взгляды и идеи в дальнейшем развивали многие философы. Это его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии. Бросая вызов тогдашним философам, он неустанно отстаивал своё мнение. Однако в силу некоторых причин, исследование которых будет далее, его философия поначалу не приобрела популярности. Истинная известность пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды не напрасны и в будущем окажут огромное влияние на развитие европейской философии.

2. Основные идеи произведения «Мир как воля и представление»


В 1818 году Артур Шопенгауэр опубликовывает свой основной труд «Мир как воля и представление». В этом произведении заложены основные мысли философа, его взгляды и представления о мире. Его комментированием и популяризацией Шопенгауэр занимался до самой смерти .

Однако данный труд не был оценён по достоинству. В первом томе, который вышел в свет в 1818 году, изложены основные идеи всего труда. К первому тому через двадцать пять лет Шопенгауэр прибавил второй том, в котором он возвращается к различным вопросам, разбиравшимся уже в первом томе, и развивает их дальше, не переменяя в основной мысли. Однако на книгу также не обратили внимание. Затем были выданы третий и четвёртый тома .

Как уже отмечалось ранее, интереса у читающей публики книга не вызвала, лекции его в Берлинском университете (1819) окончились полным провалом (студенты уходили с них слушать Гегеля), и он писал: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно, чтобы наступили совершенно новые времена» .

В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е. как единая мысль. По мысли Шопенгауэра, «в зависимости от того, с какой стороны рассматривать эту единую мысль, она оказывается тем, что называли метафизикой, тем, что называли этикой, и тем, что называли эстетикой. И она в самом деле должна быть всем этим, если она действительно то, чем, как уже было указано, я ее считаю» .

Как пояснил Шопенгауэр, для того, чтобы понять его книгу, следует предварительно изучить три источника: сочинения Платона, Канта и индуистскую философию, изложенную в Упанишадах, - произведении, которое, по его мысли, немцы «еще только открывают для себя» .


2.1 Первая книга «Мир как представление»


Первая книга «Мир как представление» начинается с утверждения: «Мир - мое представление». Шопенгауэр считает, что эта истина справедлива для всех живых существ, но лишь человек может привнести ее в сознание. Эта концепция мира как осознанного представления о мире есть, согласно тезису автора, отправная точка философского духа . «Человек знает, что окружающий его мир существует только как представление, т.е. по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам». Это представление о мире выражает все виды любого возможного и мыслимого в мире опыта . Согласно Шопенгауэру, мир представляет собой взаимосвязь субъекта и объекта: «...всё, существующее для познания, следовательно, весь этот мир, - лишь объект по отношению к субъекту, созерцание созерцающего, одним словом, представление» . Шопенгауэр формулирует вопрос: каков же этот субъект? По его версии, «то, что все познает и никем не познается, есть субъект… Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не поскольку он объект познания. Объект - уже его тело, которое мы поэтому, с этой точки зрения, называем представлением… Субъект и объект взаимно дополняют друг друга, и если бы исчез субъект, то мир перестал бы существовать. Представление есть встреча субъекта и объекта» .


2.2 Вторая книга «Мир как воля»


Вторая книга «Мир как воля» открывается мыслью о том, что «если я признаю, что мир есть мое представление, то следует признать и то, что мир есть моя воля» .

Шопенгауэр считал волю основой и животворящим, хоть это слепая и бессознательная жизненная сила. Другие же идеалисты обычно принимали за исходное начало какую-либо познавательную способность человека. Таким образом, у Шопенгауэра в «человеке разумном» разум перестал считаться его родовой сущностью, ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль. Интеллект тем самым был вытеснен на второй план .

«Воля открывается внутренним опытом моего тела». Однако Шопенгауэр утверждает, что воля - не только психологическое качество человека. Он пишет: «Каждый истинный акт воли сразу же и неминуемо есть движение его тела» .

Шопенгауэр настаивает на приоритете бессознательной воли перед сознательным интеллектом: «Воля есть сущность человека, а интеллект - ее проявление» .

В отношении характера Шопенгауэр придерживается той точки зрения, что характер каждого человека врождён, как врождены и присущие ему добродетели и пороки. Сущность каждого отдельного человека, полагает он, задана изначала и представляет собой нечто иррациональное, необъяснимое, вытекающее из воли, проявлением которой служит тот или иной человек. Таким образом, Шопенгауэр отвергает идущее от Локка и французских материалистов мнение, согласно которому человек есть продукт среды, результат воспитания, теоретического или эстетического обучения и т.д. и т.п. .


2.3 Третья книга «О мире как представлении»


В третьей книге «О мире как представлении» Шопенгауэр констатирует, что различные проявления единой воли, степени ее объективации, природные силы, виды животных, человеческие индивидуальности следует отождествить с «идеям» Платона или «вещью в себе» Канта .

«Возможный переход от обычного познания отдельных вещей к познанию идеи происходит внезапно, когда познание вырывается из служения воле, и субъект именно вследствие этого перестает быть только индивидуальным и есть теперь чистый, безвольный субъект познания, который уже не следит, согласно закону основания, за отношениями, а покоится и растворяется в устойчивом созерцании предстоящего объекта вне его связи с какими-либо другими объектами». Позже Шопенгауэр отмечает: «Индивид как таковой познает только отдельные вещи; чистый субъект познания - только идеи» .

По убеждению Шопенгауэра, «...редко встречается соединение подлинной гениальности с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивиды часто подвержены сильным аффектам и действию неразумных страстей. Они в разговоре думают не столько о человеке, с которым они беседуют, сколько о предмете беседы, который живо преподносится им. Гениальность и безумие имеют точку соприкосновения, в которой они близки друг другу и даже переходят друг в друга. Гений, в свою очередь, освобождается от власти принципа разума. Гений способен, восприняв Идею, преобразовать ее, сделать видимой в своей работе. Художник познает уже не действительность, а лишь идею. Он стремится воспроизвести в своем произведении лишь чистую идею, выделяет ее из действительности, устраняя все мешающие этому случайности. Художник заставляет нас смотреть на мир его глазами» .

Когда человек руководствуется в жизни лишь волей, он испытывает потребности и желания, которые никогда не удовлетворяются. В то же время познание идеи - это умение забыть об индивидуальности. Субъект и объект уже находятся вне потока времени и всех других отношений.

Шопенгауэр рассматривает различные виды изящных искусств, показывая их специфические связи с эстетическим наслаждением: архитектуру, скульптуру, живопись. С его точки зрения, «объект искусства, изображение которого - цель художника и познание которого, следовательно, должно предшествовать его творению, как зародыш и источник, есть идея». Хотя в поэзии, согласно Шопенгауэру, слова «непосредственно передают лишь абстрактные понятия, тем не менее очевидно намерение заставить слушателя созерцать в этих словах, представляющих понятия, идеи жизни». Высшая форма поэзии - трагедия как выражение человеческой судьбы. Музыка, по убеждению автора, имеет еще большее значение, поскольку она выражает не идеи, а непосредственно саму волю к жизни: «Музыка, обходя идеи и будучи независима также от явленного мира, полностью этот мир игнорирует...» .


2.4 Четвёртая книга «О мире как воле»


В книге четвертой «О мире как воле» излагается философия «практической жизни». Но Шопенгауэр не выдвигает никакого нравственного императива: «Философия всегда носит теоретический характер, так как, каким бы ни был непосредственный предмет ее исследования, ей свойственно только рассматривать и изучать, а не предписывать... Добродетели не учат так же, как не учат гениальности» .

Шопенгауэр отличается определенным пессимизмом: «В свете метафизики воли человеческий опыт открывает нам, что основу всякой жизни составляет страдание... Постоянное страдание есть существенное свойство жизни» .

По мнению философа, на уровне индивида утверждение воли к жизни выражается, прежде всего, в эгоизме и несправедливости. Эгоизм, просвещенный разумом, может подняться над несправедливостью и создать государство и право .

Книга завершается размышлением о том состоянии, в котором человек доходит до полного отрицания собственной воли (экстаз, наслаждение, озарение, единение с Богом) и Идею которого невозможно передать другому: «То, что остается после полного устранения воли для всех тех, кто еще преисполнен ею, в самом деле ничто. Но и наоборот: для тех, чья воля обратилась и пришла к отрицанию себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями - ничто» .

Таким образом, Шопенгауэр все свои идеи и взгляды изложил в своём самом большом труде «Мир как воля и представление». В нём автор затрагивает многие аспекты нашей жизни, заставляет задуматься над различными философскими проблемами. Однако данная книга, как и философия Шопенгауэра в целом, поначалу не получила поддержку в обществе. Но через некоторое время из этой книги черпали идеи многие философы. «Мир как воля и представление» и по сей день является одной из основных книг в иррациональном направлении философии.

3. Философский пессимизм А. Шопенгауэра


.1 Пессимизм в философии Шопенгауэра


Человеческая жизнь, равно как и история человечества, дает основание и для оптимистической, и для пессимистической оценок. В истории человеческой мысли давались та и другая, и вторая чаще, чем первая. Общество, построенное на эксплуатации и угнетении, давало больше основания для пессимизма. Об этом свидетельствует история .

Артур Шопенгауэр - один из известнейших представителей пессимизма. Его понятие о зле, как о необходимом существовании для неизбежного желания жить, является ошибочным. По теории Артура Шопенгауэра, мир нужно поменять абсолютно, для того чтобы каждый был счастлив. Читая его учения, понятия о жизни и смерти становится страшно жить. Мир в его глазах ужасен, человек находится в постоянной борьбе с природой и с самим собой . Его двоякое понятие о человеческом страдании, где он утверждает, что жизнь без страданий невозможна, но и нежелательна, чтобы она была наполнена страданиями, приводит в тупик. Шопенгауэр утверждает, что бытие не имеет никакого фундамента, то есть основания, а человеком управляет "слепая" воля к жизни, и эта воля не может подчиняться законам природы, она существует сама по себе, и все вертится вокруг нее. А в природе есть законы бытия, которыми можем править мы, наш разум и наша воля. Наверное, это и называется оптимизмом. Понятия о времени и пространстве также пессимистичны. Он считает, что время - это самый скорбный и губительный аспект для человека, лишающий самого дорогого-жизни. А пространство разделяет близких людей и их интересы .

Но, тем не менее, в понятии времени и пространства мы живем, за время мы успеваем полюбить, пострадать, повеселиться, а в пространстве мы успеваем поскучать по близким людям, если нас оно разъединяет. И мы это воспринимаем с оптимизмом. Шопенгауэр утверждает, что именно воля виновата в трагических совпадениях и состояниях мира, что все зло, войны, грехи имеют общий корень и рождает их человеческая воля, которая заставляет страдать. Получается, что воля порождает только зло. А это не так! Философ утверждает, что все наслаждения, радости бытия враждебны жизненной морали, но как тогда быть счастливым в этой жизни, отвергая наслаждения бытия и думая только о воле, зле, вражде и зависти. Шопенгауэр отвергает также религию и учение, как одно целое. Не может быть учение о религии, возможно только святое идолопоклоничество, вера во что-либо и учение, по его мнению, не совместимы. А нашему сознанию, душе, разуму, необходима вера, ибо она рождает милосердие и любовь .

Что же касается отношением Шопенгауэра к смерти, то он считал: страх перед смертью часто вызывается неудовлетворённостью собственной жизнью. Человек сознаёт, что он живёт неправильно, не так, как нужно, и он боится потерять её, не выполнив своего человеческого предназначения, не вкусив подлинной радости бытия. Напротив, когда человеку удалось реализовать себя и свои возможности в его действительной жизни, когда он чувствует, что его жизнь имеет подлинную ценность и для него самого, и для других людей, что он делает нужное дело и живёт правильно, тогда страх смерти отступает перед радостью жизни и перед доставляемым ею удовлетворением .

Так, по Шопенгауэру, обстоит дело с отношением к смерти. Но ещё более важен для человека вопрос об отношении к жизни. Он решается, по Шопенгауэру, с помощью познания. Однако на этот раз речь идёт уже не о незаинтересованном созерцании идеи, а о глубоком познании самой воли и сути человеческой жизни. Шопенгауэр утверждает, что «в человеке воля может достигнуть своего полного самосознания, ясного и неисчерпаемого знания своей собственной сущности, как последняя отражается в целом мире» , .

Шопенгауэр провозглашает необходимость отречения от мира и мирских забот, умерщвление всех желаний. Когда это удается, тогда «воля отворачивается от жизни; она содрогается теперь перед ее радостями, в которых видит ее утверждение. Человек доходит до состояния добровольного отречения, резиньяции, истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний». Может показаться, что лучшим способом избавиться от воли к жизни будет самоубийство. Но Шопенгауэр решительно возражает против такого решения. Он считает, что самоубийство означает уступку воле к жизни, признание ее непобедимости, а вовсе не ее отрицание. Человек убивает себя потому, что он не может удовлетворить свои жизненные запросы и нестерпимо страдает от этой неудовлетворенности. Напротив, преодоление воли к жизни означает отказ от всех запросов и желаний .

Остается добавить несколько слов о взглядах Шопенгауэра на религию. Эти взгляды весьма неоднозначны. С одной стороны, Шопенгауэр продолжает линию опровержения всевозможных доказательств бытия бога, намеченную Кантом. Он категорически отвергает возможность любых таких доказательств. С его точки зрения, абсурдно говорить о создании мира, ибо воля, как основа мира и его внутреннее существо, есть нечто изначальное, существующее вне времени .

Он отрицает наличие мировой цели и божественного провидения. Он высмеивает идею Лейбница о нашем мире как лучшем из миров. Напротив, он утверждает, что наш мир - это «худший из возможных миров» .

Таким образом, Шопенгауэр выступает, с одной стороны, как воинствующий атеист, и недооценивать значение его критики религии и его аргументации против нее было бы неверно. Однако атеизм его далеко не последователен. Он и не может быть последовательным, потому что опирается не на материализм, а на идеалистическое восприятие мира. Шопенгауэр считает, что атеизм хорош для людей просвещенных, а не для невежественной массы. Масса не может подняться до философского мышления, и для нее религия необходима и полезна, так как она, пусть в искаженном виде, все же дает возможность людям убедиться в наличии некоторого метафизического начала мира, в метафизической его сущности .

иррационализм шопенгауэр философия пессимизм

3.2 Причины непопулярности трудов Шопенгауэра


Приближаясь к концу работы, хотелось бы ответить на вопрос: «Так почему же иррациональная философия Артура Шопенгауэра не приобрела популярности у современников Шопенгауэра, почему известность пришла к нему только перед смертью, в конце его жизненного пути

Прочитав множество литературы, можно сделать вывод, что причин несколько. Во-первых, в тогдашнем обществе господствовали идеи Гегеля, и многие придерживались именно его взглядов. Необходимо было доказать людям, что философия Гегеля ничто по сравнению с философией Шопенгауэра. Во-вторых, причины были и в самой философии Шопенгауэра.

Коренной недостаток, присущий всему критическому способу воззрения Шопенгауэра, заключается в почти полном отсутствии исторического знания и оценки фактов. В способе, с помощью которого Шопенгауэр рассматривает и обсуждает явления религии и философии, мы не видели исторического фактора, который дополняет собой критический и образует вместе с ним историко-критическую точку зрения, историко-критический или эволюционно-исторический подход, отличающий научный характер девятнадцатого века от восемнадцатого .

Рассмотрим конкретный пример. Т.к. в кантовском учении эволюционно-историческое воззрение на мир не только установлено и признано необходимым, но и применено в ряде замечательных сочинений по натурфилософии и философии истории и провозглашено основой философии будущего, то я не могу согласиться с тем, что Шопенгауэр был «единственным и законным наследником квантовского престола»: в течение всей своей жизни он отрицая то, что Кант в течение всей своей жизни утверждал и считал одной из главных проблем философии, над решением которой он работал полстолетия, как в докритический, так и в критический период своей деятельности; эта проблема - исследование вещей с точки зрения эволюционно-исторической. «Истинная философия, - писал он уже в своей «Физической географии», - заключается в том, чтобы проследить различие и многообразие какой-нибудь вещи через все времена» .

Шопенгауэр в этом не только не принимал никакого участия, но и почти не замечал этой работы. Да и особенность его философского образа мыслей не способствовала этому. Этим то и объясняется, почему ему так сильно не хватало понимания его же собственной эпохи, почему долгое забвение своей философии он объяснял не присущими её самой чертами, не её бездейственным и изолированным положением (в период с 1820 по 1850 года), а только заговором против неё профессоров философии и другими мнимыми и ложными мотивами. То, что исторически было ясно и довольно легко объяснялось, для него было и оставалось непонятным . Остаётся только догадываться, осознал или нет свои ошибки этот великий философ, чьи великие труды не были оценены по достоинству лишь из-за непонимания простых вещей самим же автором, Артуром Шопенгауэром.

Итак, Шопенгауэр - философ мировой скорби, но это не унылая скорбь. Это скорее своего рода героический пессимизм, близкий к стоицизму. Шопенгауэр обосновывает свои пессимистические взгляды и определенным пониманием времени и пространства. Время враждебно человеку. Пространство разделяет самых близких друг другу людей тем, что сталкивает их интересы. Свои неприятности вносит и причинность. Она, подобно маятнику, перебрасывает людей от одних состояний к другим, им противоположным. Причинность - самая губительная основа человеческих горестей .

Также в заключение хочется добавить, что А. Шопенгауэр не призывает к самоубийству, и этим он отличается от Эдуарда Гартмана, в философии которого, близкой учению Шопенгауэра, вопрос о целесообразности сведения счетов с жизнью решается вполне утвердительно. Шопенгауэр же даст отрицательный ответ и обосновывает его следующим образом. Самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того, что делает ее неприятной и мешает наслаждаться ее радостями, почему и кладет всем этим отравляющим жизнь событиям конец. Задача же состоит в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над ее горестями, и над ее радостями, и над ее одноцветностью, и над ее пестротой .

Подводя итоги, можно также добавить, что философия Артура Шопенгауэра не получила популярности в обществе в основном из-за того, что в его работах практически полностью отсутствовали исторические знания и оценка фактов.

Заключение


Философия является наукой особого рода. Это вековечная мудрость, в которой человечество ставит и пытается решить конечные вопросы бытия и мышления, ищет истину, добро и красоту, смысл жизни и смерти. Это - уникальная форма духовности, формирующая мировоззрение не одними только рациональными средствами. Это убедительно показал Шопенгауэр. В наши дни его философия дает пример антипозитивистского понимания этой науки.

Шопенгауэр предложил системное учение, обращенное к цельному пониманию мира, человека и его поведения. В этом учении едины человек и природа. Основой этого единства является воля.

Его учение о могучей мировой силе - воле, объективацией которой является человек, о воле, которая подчиняет человека мощи государства, общества, социальной среды, собственным страстям и стремлениям, о воле, которая обрекает человека на горе и страдание, о воле, которой он вынужден подчиняться как неизбывной судьбе, - все это вызывает отторжение, ибо лишает человека смысла существования.

Ныне и мир в целом, и индивид теряют чувство самосохранения, даже здравый смысл. Поэтому ответы философа на вечные мучительные вопросы человеческого существования, его совет не оглядываться на прошлое, радоваться и утру как новому рождению, и сегодняшнему дню с его хотя бы маленькой удачей, и завершенному делу, его уроки противостояния судьбе самоограничением, самодисциплиной, самопринуждением, самоотречением и направленностью скованной воли наперекор судьбе - все это обещает обретение малой частички счастья, на которое человек может надеяться и которого в состоянии достичь в этом действительно жестоком мире. В этом привлекательность и жизнеспособность философии Шопенгауэра.

Шопенгауэр учит любить природу, думать о ней, жить в гармонии с ней. В его учении о самоограничении видится призыв: «Чуть помедленнее кони!.. Чуть помедленнее!..» Назад к природе, в том числе к природе собственно человеческой, которой для жизни ведь нужно совсем немного.

Человечество стремится к «удобной» жизни, к комфорту. Достойно ли человека это стремление? Шопенгауэр считал, что абсолютный комфорт ведет к небытию и называл это скукой.

«Философия для всех» Артура Шопенгауэра - отказ от безудержных хотений, от алчности, зов к ответственности - указатель пути к спасению в нашем повседневном существовании.

Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие европейской философии. Он считается основателем иррационального направления в философии. Его взгляды и идеи в дальнейшем развивали многие философы. Бросая вызов тогдашним философам, он неустанно отстаивал своё мнение. Однако в силу вышеописанных причин, его философия поначалу не приобрела популярности. Истинная известность пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды не напрасны и в будущем окажут огромное влияние на развитие европейской философии.

Шопенгауэр все свои идеи и взгляды изложил в своём самом большом труде «Мир как воля и представление». В нём автор затрагивает многие аспекты нашей жизни, заставляет задуматься над различными философскими проблемами. Однако данная книга, как и философия Шопенгауэра в целом, поначалу не получила поддержку в обществе. Но через некоторое время из этой книги черпали идеи многие философы. «Мир как воля и представление» и по сей день является одной из основных книг в иррациональном направлении философии.

В своей философии он придерживался пессимистических взглядов, не призывал к самоубийству.

Философия Шопенгауэра не получила популярности в обществе в основном из-за того, что в его работах практически полностью отсутствовали исторические знания и оценка фактов.

Список литературы


1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX в. / А.Ф. Зотов, Ю.К Мельвиль. - Москва: Прогресс, 1998. - 556 с.

2.Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX в. / И.С. Нарский. - Москва: Наука, 1976. - 675 с.

.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1994-1997. - Т. 4, 874 с.

.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Минск: Современное слово, 1998. - 1675 с.

.Фишер К. Артур Шопенгауэр / пер. с нем.; примеч. и послесл. А.Б. Рукавишникова / К. Фишер. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 453 с.

.Паульсен Ф. (1846-1908) Шопенгауэр как человек, философ и учитель / Ф. Паульсен. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: Либроком, 2009. - VII, 71, c.

.Чуйко В.В. Льюис Шопенгауэр: Гартман; Дж.Ст. Милль; Герб. Спенсер [статьи] и два портрета Льюса / В.В. Чуйко. - Санкт-Петербург: А.С. Семенов, 1892. - XVI, 755-794 c.; 2 л. фронт. (портр.).

.Паульсен Ф. (1846-1908) Шопенгауэр, Гамлет, Мефистотель / Ф. Паульсен. - Киев: издание Г.К. Таценко, 1902. - , V, 164 с.

Философия Артура Шопенгауэра (1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии.

С точки зрения А.Шопенгауэра, в основе мира находится Мировая Воля или Воля к жизни - непознанное, иррациональное, метафизическое начало. Воля не есть сознание человека, со смертью человека сознание исчезает, но Воля - нет. Воля как «вещь в себе» (на Шопенгауэра огромное влияние оказала философия И.Канта) составляет внутреннюю, истинную и нерушимую сущность человека. Воля - родоначальник жизни. Слепая воля строит и творит жизнь, обременённую ужасами, страданиями, страхом, нуждой и тоской. Воля объективируется и потому создаёт жизнь, люди являются несчастными заложниками тёмной воли.

Воля к жизни бессознательна, непостижима, темна. Она неутомима, она никогда не перестаёт хотеть. Воля всегда действует совершенно, каждое существо желает неустанно, сильно и решительно. Интеллект же человека слаб и несовершенен. Это проявляется в нерассудительности, ограниченности, вздорности и глупости большинства людей. Воля неизменна, не подвержена законам времени, законам становления и гибели. Это говорит о том, что Воля не принадлежит к миру явлений - она имеет метафизическую природу.

Воля - единственное и истинное выражение сущности мира. Всё рвётся и тяготеет к существованию, к жизни и затем возможному её усилению. Воля к жизни в миллионах форм повсюду и ежеминутно рвётся к существованию. Достаточно вспомнить леденящий ужас при вынесении смертного приговора и душераздирающее сострадание, охватывающее нас при этом зрелище.

Жизнь человека наполнена лишениями, беспрестанными усилиями, постоянной суетой, бесконечной борьбой, величайшим напряжением всех духовных и физических сил. Но какова же последняя цель всего этого?

В лучшем случае, жизнь в условиях не слишком тяжёлой нужды и сравнительно без страданий, которые сразу же вытесняются скукой, затем продолжение своего рода в той же деятельности. Воля же - это слепое стремление, совершенно беспричинное и немотивированное влечение. Только из безусловности Воли можно объяснить то, что человек больше всего любит существование, полное муки, страдания и страха, и больше всего боится конца, единственно для него достоверного. Поэтому так часто человек, скрюченный старостью, нуждой и болезнями молится о продлении своего существования, прекращение которого должно было бы казаться желанным.

Воля объективируется со ступени на ступень.

С появлением разума, с разделением на субъект и объект мир выступает не только как слепая сила, но и как представление. Мир познаётся в понятиях, и воля освещается познанием. Хотя познание у животных и большинства людей выступает в качестве средства сохранения индивида и рода, но у отдельных людей познание может освободиться от этой служебности, свергнуть своё ярмо и существовать чисто само по себе. Так возникает искусство.


В искусстве познание освобождается от служения воле. Художник усматривает внутреннюю сущность вещей самих по себе вне всяких отношений. Объект созерцания художника - идея в платоновском смысле слова. Познание идей - единственный источник искусства. Искусство - творение гения. Гений созерцает мир, освобождаясь от служения слепой воле, то есть совершенно упускает свой интерес, собственное желание, цели. Он остаётся чистым познающим субъектом . Поэтому искусство бескорыстно, а судьба многих художников трагична. Гениальность противоречит разумности, поэтому гениальные индивиды подвержены аффектам и неразумным страстям. Их поведение граничит с безумием, у гениальности и безумия есть общие стороны, и это было замечено многими исследователями безумия. Гений познаёт идеи, но не людей. И в восприятии произведения искусства, в эстетическом образе находим эти два момента искусства: познание идей (а не отдельных вещей) и чистое, безвольное (бескорыстное, не связанное с желаниями) созерцание.

При созерцании искусства мы освобождаемся от своих желаний и интересов, от назойливого напора воли, возвышаемся до чистых идей. Искусство вырывает нас из нашей субъективности, из рабского служения воле, переносит в состояние чистого познания. Напор желаний, мука хотения успокаиваются, человек вступает в другой мир. Но большинство людей не способны долго удерживаться в этом состоянии. Обыкновенный человек не способен на продолжительное, незаинтересованное наблюдение. Каждый извлекает из произведения искусства столько, сколько позволяет ему способности и образование.

Третий путь упразднения Мировой Воли – моральное совершенствование , переделка своего поведения.

Этическая концепция Шопенгауэра строится на онтологическом фундаменте. В основе этики философа лежит принцип отрицания Воли к жизни . Мировая Воля – это источник зла, поэтому её самоликвидация вполне оправдана. Это может произойти через определённую деятельность людей. Мораль Шопенгауэра складывается из следующих положений: покорное принятие мучений и страданий, аскетизм в отношении себя, альтруизм в отношении других и, следовательно, полное упразднение эгоизма.

Всякое желание возникает из нужды, из недостатка, следовательно, из страдания. Причиной страдания являются наши желания. Человек всегда желает, но полного удовлетворения не может дать никакой объект. Пока мы объекты хотения, мы не обретём ни счастья, ни покоя, а без спокойствия никакое истинное блаженство невозможно. Не нужно видеть цель жизни в счастье. Утверждая, что жизнь – это счастье, каждый думает, что он имеет законное право на счастье и наслаждение, и считает себя несправедливо обиженным, если счастье не выпадает на его долю. Правильнее видеть цель жизни в труде, лишениях, нужде и скорби, как это делает буддизм и подлинное христианство.

Человеческая жизнь – это борьба между состраданием и силами эгоизма и злобы. При этом эгоизм преобладает, так как для каждого собственное наслаждение важнее всего остального. Эгоисты составляют преобладающее большинство человечества. Шопенгауэр выделяет три типа характера: эгоистический, злобный и сострадательный. Если эгоизм хочет собственного блага, то злоба хочет чужого горя. Самым чистым чувством выступает сострадание, которое хочет чужого блага. Сострадать, по Шопенгауэру, это, значит, уметь встать на позицию другого человека, учитывать только его страдания, его нужду, его страх, его боли. Только тогда будешь ощущать по отношению к нему то сострадание, которое и есть любовь, к коей взывает Евангелие.

Loading...Loading...