Крещение руси место события. Кто крестил Русь? Почему греки были против канонизации князя Владимира

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».


Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене;
ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева.
(Послание к Римлянам святого апостола Павла 5:20)


Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым
двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому
стилю церковный год начинается 1 сентября.
Об обстоятельствах, связанных с этим событием,
поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила
престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна.
Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые
супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и
плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в
большой праздник принес в Иерусалимский храм дары
Господу Богу. Но священник не захотел принять даров
Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались
благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала,
что первосвященник в храме отказался принять их дары
из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя
и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла
в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и,
взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху,
на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы.
«Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения
в старости», - подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал:
«Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше
всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные
народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение.
Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму.
Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он
благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна
зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего
мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму
в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу
Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога,
с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму.
Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся
Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она
также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала
о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись
Ему в храме, супруги вернулись домой.


(Зачатие праведной Анны,
икона XV века)

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая
и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь
создано, начало нашего спасения, наша заступница пред
Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля.

По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие
дары и жертвы, получил благословение первосвященника,
священников и всех людей за то, что удостоился
благословения Божия. Потом он устроил в своем доме
большой пир, и все веселились и славили Бога.

(Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по
православному преданию, на месте дома святых
Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица.
Старый город Иерусалима.)

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну
Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы
Марии родился Иисус Христос.

Рождество Богородицы

Средь гор, в глубокой котловине,
храня преданья древних лет,
еще красуется доныне
священный город Назарет.

В трудах, молитве непрестанной
здесь доживал свой тихий век
благочестивый человек -
Иоаким с женою Анной.

Уже давно в их волосах
сребрятся старости седины,
давно потух огонь в очах,
чело прорезали морщины.

Слабеют силы; но опоры -
увы, - для старцев честных нет,
и, может быть, придется скоро
бездетным им покинуть свет,

И не увидит поколенье
их дней пришествия Христа,
когда свершится искупленье, -
пророков светлая мечта.

И сердце старцев постоянно
болело тайною тоской,
и слезы горькие порой
лила тоскующая Анна.

Но вот настали дни иные
для бедных старцев - наконец
над ними сжалился Творец, -
у них родилась дочь - Мария.

Младенца чудного рожденье
казалось старцам сладким сном,
как будто райское виденье
их осенило мирный дом.

Казалось, ангелы витали
средь этой мирной тишины
и сердцу тайно навевали
святые, радостные сны.

Их жизнь была, как путь без цели,
пуста, уныла и темна: -
у этой детской колыбели
вдруг изменилася она.

Забыты горе и печали,
забыты скорби прежних дней;
чредою быстрою бежали
теперь их дни, зари ясней.

Свящ. А. Ушаков

(«Радость всей Вселенной»)

Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице
и Приснодеве Марии

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия,
Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16),
то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы.
Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у
Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто
просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию
Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного
Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы
пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего
возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами
ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во
все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения,
нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы.
Она пережила скорбь крестных страданий и смерти
Своего возлюбленного Сына.


Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех
причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда
находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих
детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать
оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь
Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами
Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога
благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле.
Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу
Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел
там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы.
Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами,
болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие
говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не
согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь
(1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает
Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и
ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и
Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать
к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать
Ее всесвятое и всепетое имя.
И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Молитва пред иконою Рождества Пресвятой Богородицы


Икона - Рождество Пресвятой Богородицы

Пред иконой Рождества Пресвятой Богородицы молятся о
спасении заблуждших душ и наставлении их на путь правый

О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления
нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына
Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе,
здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней
жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное
и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и
напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая,
Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не
отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших;
но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори
с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и
благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания
греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну
славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу
Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его,
Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми
святыми, во веки веков. Аминь.

О значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Основой почитания Марии в Церкви всегда было
послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное
Ею по-человечески неслыханному призыву.
Православная Церковь вообще всегда подчеркивала
эту связь Марии с человечеством и, если так можно в
ыразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим,
возвышеннейшим плодом человеческой истории,
человеческого искания Бога, и в Нём - последнего
смысла, последнего содержания самого человечества.
Если на Западе, в западном христианстве, в центре
почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы,
девство Которой не нарушено было материнством,
то для православного Востока такой сердцевиной
любви его к Марии, созерцания Ее и - повторяю еще
раз - радостного любования Ею с самого начала было
и остается ее Материнство, Ее кровная связь с
Иисусом Христом.

Народные обычаи и приметы на
Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября – вторые Осенины, день Рождества
Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки в
ыходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку
Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского
человека ее образ сливался с образом Богородицы,
посему обращались к ней: "Богородица Пречистая,
избави от маеты, надсады, от других отведи,
мое житие-бытие освети!"

По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в
гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму".
Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог:
"К нашей хлеб – соли милости просим!" После сытного
обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой
хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом
своего производства.
Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь.
Осень вступила в свои права. По сути это религиозный
праздник астрономического осеннего равноденствия.
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника:
земной и духовный. По своей земной сути – это праздник
урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей
духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии,
Матери Иисуса Христа.
По русскому календарю, 21 сентября – еще и Аспасов день.
На него встречали матушку-Осенину.

Осенина в Древней Руси праздник не только урожая,
но и Лады и Лели, матери и дочери – богинь плодородия,
любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов
овсяным хлебом встречать матушку-Осенину.
Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее
обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем
присутствующим.
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день
обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый
зажигали.
Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли
старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой.

Реклама

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который верующими ежегодно отмечается 21 сентября, имеет особую важность, ведь в этот день появилась на свет Матерь Иисуса Христа. …

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - важнейший церковный праздник, который в православии относится к числу двунадесятых. Праздник установлен Церковью в 4 веке.

В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и праведны, но многие годы не могли завести детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять дары, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Бога.

Узнав об этом, Анна заплакала. Увидев в саду гнездо, в котором пищали маленькие птенцы, она подумала: "Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости". Тогда к ней явился ангел и сказал: "Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария". С этой же вестью ангел явился и к Иоакиму.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Рождение Пресвятой Богородицы мотивировало ее отца принести Богу много даров. Он получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. В церкви принято называть Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Рассмотрим, что нельзя делать в день Рождества Пресвятой Богородицы.

  • Не занимайтесь тяжелым физическим трудом: оставьте на другой день работу по дому, в саду и огороде;
  • Со стола нельзя сметать крошки на пол. Если после еды оставался хлеб, его давали домашним животным.
  • Нельзя также ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (если ситуация близка к критической, попытайтесь решить любые спорные моменты мирным путем);
  • В день Рождества Пресвятой Богородицы у вас должны быть чистые помыслы. Не повышайте голос на близких людей – это грех. Также нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.
  • В этот день соблюдается пост: не разрешено употреблять мясо и алкоголь.

Помните, этот праздник стоит начинать с похода в храмы или церковь на молитву. После этого обязательно поздравьте своих близких и сходите в гости к родственникам.

Поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой. И тогда в вашей жизни непременно будут случаться настоящие чудеса.

С рождеством Святейшей Богородицы нашей,

Я желаю в праздник чаще улыбаться,

Быть здоровьем полным и всегда задорным,

Православный праздник, может быть прикольным.

Если сердцу больно, к Богу обращайся,

От святой молитвы Ты не закрывайся,

Божья мать поможет, только попроси,

И душой и сердцем господа люби.

С Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю, чтобы молитвы к Богу были услышаны, чтобы каждый день случалось чудо, чтобы Господь протянул руку помощи в минуту тягот, а Ангел стоял за твоим плечом в моменты радостей.

Пресвятой Богородицы Рождество -

Повод к радости и ликованию!

Пусть к тебе придет светлое торжество,

Принимай же сейчас пожелания!

Пусть от Девы Марии в судьбе твоей

Непременно прибудет счастье!

Пусть же день этот станет лучшим из дней,

И изменит все в одночасье!

Пресвятая Матерь Божья родилась в этот сентябрьский день. Она дала жизнь Господу, благословив этим все человечество. Мира, света, добра и чистых помыслов желаем каждому христианину!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. И вновь противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13-летнего Олега, брата Ярополка.

Тревожно было и в самом Киеве. Ярополк, который воспитывался Ольгой, все больше склонялся к христианству. Его женой стала греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии и отосланная в Киев. Все это вызывало раздражение язычников Киева. Но в борьбе против древлян все киевляне были едины. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и сам Олег.

Получив весть о гибели брата, третий сын Святослава Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Ярополк послал в этот город своего наместника. Русь снова была объединена, но, как оказалось, лишь на время.

Иллюстрация. Князь Владимир красно-солнышко.

Владимирбыл сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Поэтому он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении. В Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей.

Два с лишним года провел Владимир в чужих краях, а когда появился близ Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и приступил к подготовке похода на юг. Под его знамя снова, как и при Ольге, встали новгородские словене, кривичи, чудь. Ядром рати Владимира стали бывалые воины — варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу .

По пути Владимир овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволода и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Положение Ярополка в Киеве становилось все более непрочным. Дружина враждебно относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Назревал заговор. Владимир воспользовался этим и вступил в тайные переговоры с людьми, близкими Ярополку. Изменники уговорили великого князя оставить город под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей Владимира явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами.

Начало правления Владимира. Таким образом, в 980 г. Русский север снова победил юг во главе с Киевом . Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них — несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.

Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца» .

Но уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли, потому что во время его междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Три года потребовалось Владимиру, чтобы снова включить их в состав Руси.

Продолжил новый великий князь и укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества. Так, старшего Вышеслава, а после его смерти — Ярослава он направил в Новгород, Бориса послал управлять в Ростов, а Глеба — в Муром. В древлянской земле стал править Святослав, а во Владимире на Волыни, на границе с Польшей и Венгрией,— Всеволод. В далекое Тмутараканское княжество на Таманский полуостров великий князь послал править Мстислава. Любопытно, что Святополку, сыну убитого им брата, он не дал в управление никакой отдаленной земли. Владимир хотя и усыновил его, но не любил, боялся, не доверял ему и держал под присмотром недалеко от Киева.

Продолжал Владимир и активную внешнюю политику Святослава. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное сопротивление и заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике — западное: Русь вступила в борьбу с новым славянским государством в Восточной Европе — Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья — так называемая Червенская Русь с городами Червенем, Перемышлем и др. Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.

Создание оборонительной системы на юге. В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов. Многочисленные орды печенегов контролировали все северное побережье Черного моря. Они перерезали дорогу по Днепру, и лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли плыть по реке. Печенеги часто нарушали мирные соглашения, грабили города и села, продавали русских пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15 — 20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Как только вдали над степью появлялся дым, это означало, что конные массы печенегов идут на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые видны были на больших расстояниях. Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности.



Военные походы князя Владимира

В южные города-крепости Владимир привлек богатырей, удальцов, смелых и опытных воинов со всей Руси. Здесь были выходцы из новгородских земель, из вятских лесов, представители кривичей, чуди и других народов. Вся их жизнь состояла из постоянных сеч со степняками, смелых подвигов. Здесь складывался тип былинных богатырей, таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о которых на Руси складывались легенды, о них создавались песни и былины. И самому Владимиру уделяется в этих легендах и былинах большое внимание как организатору русского войска, заботливому и щедрому оберегателю дружины, как человеку, преданному своим боевым товарищам. Он часто совещался со своими соратниками и дружиной об устройстве страны, о ее законах, военных делах, давал дружинникам пиры. А однажды, услыхав, что дружинники недовольны своими деревянными ложками, приказал выковать для них ложки из серебра и заявил: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра» .

Предпосылки крещения Руси. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильно было на Руси язычество.

И все-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществлять первые очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе.

Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами.

Причины крещения Руси. Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью — ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога — и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи — богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил у них об их монотеистических религиях — исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим, Византия), и с мусульманскими (Волжская Булгария, Хорезм) странами, и с еврейскими общинами в Хазарии и на своей территории.

В конечном счете Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира.

Иллюстрация. Византийская царевна Анна

Крещение князя Владимира. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время.

Византия в 987 г. потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в это время Владимир повел переговоры о крещении. Византийцы всегда рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Но теперь империя сама искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь ей русское войско. Но за это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. Более того, он потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что еще более возвысило бы авторитет русского правителя и всего государства.

Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались.

Крещение князя Владимира в Херсонесе


В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение.
Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина.

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 988 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Там над зашедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения.

Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не все проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточенных стычек ему удалось усмирить восставших. С таким же трудом вводилось христианство в земле вятичей и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции, и христианские священники опасались появляться в этих краях.

В 966 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора Святой Богородицы. На содержание храма князь дал десятую часть своих доходов, поэтому эта церковь стала называться Десятинной.

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицу. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк очень напоминал Перуна. Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

Крещение. В.М. Назарук

Значение принятия христианства на Руси. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла Церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Вместе с тем церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством и обирали людей. Бывали случаи, когда видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у церкви стало расходиться с делом, а это вызывало недовольство людей.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.


Крещение Руси. Из «Повести временных лет».

В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым...

966 г. [После освящения церкви Св. Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал:] «даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть [доходов], и написав [в грамоте] клятву [об этом], положил ее в церкви со словами: если кто это [повеление] нарушит, да будет проклят...»

Русь крестилась не единожды. Так утверждают униаты, так говорят и многие историки. Оспаривается не только традиционная дата крещения Руси, но и преемственность Русской Православной Церкви от Византийского Патриархата.

О чем молчат хроники

Сегодня тезис от том, что наше государство приняло крещение в конце X века, обсуждению не подлежит. Он приобрел значение неоспоримого догмата, несмотря на то, что имеет определенные погрешности. К примеру, даже авторитетные представители Православной Церкви склонны думать, что дата крещения – 988 год - скорее всего, приблизительная.

В советской историографии получила популярность точка зрения, согласно которой при святом Владимире крестилась не вся Русь, а только сословная верхушка. Государство при этом продолжало оставаться преимущественно языческим.

Любопытно вот что. В иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия Владимирова крещения – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие.

Ученый проанализировал польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века. Единственным исключением стало сообщение немецкого каноника Титмара Мерзебурского о личном крещении великого князя Владимира в связи с намечающейся женитьбой.

«Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным», – пишет историк Михаил Брайчевский. И действительно в значимых письменных источниках Византии мы находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но там нет ни слова о крещении.

Чем же объяснить отсутствие сообщений в иностранных хрониках о крещении Руси при Владимире? Может, тем, что христианство пришло на Русь в другое время или наше государство крестилось не один раз?

Полемика

В конце XVI столетия часть иерархов Западнорусской митрополии решила укрепить свои позиции через связь с Римом, что привело в 1596 году к скрещиванию западной и восточной ветвей христианства – униатству. Событие вызвало конфликт в среде западно-русского общества и заставило переосмыслить не только догматические расхождения православия и католицизма, но и всю историю взаимоотношений двух Церквей.

Одной из главных тем, обсуждаемых полемистами, было возникновение христианства в Древнерусском государстве. Как важнейшее событие в русской истории оно принципиально влияло на характер национальной и религиозной идентичности. Среди множества поднимаемых вопросов были следующие: источник крещения (Константинополь или Рим); история самого крещения (кем и когда?); было ли совершено крещение во время схизмы или единства Западной и Восточной Церквей; при каком патриархе и папе оно проводилось?

В одном из главных источников идей русского униатства - сочинениях теолога Речи Посполитой Петра Скарги - утверждалось, что крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Риму, и произошло это в IX столетии, то есть задолго до крещения Владимира, когда Церковь была едина. Другими словами, Скарга указывал, что Русь крестил Рим, и подчиненность Русской Православной Церкви Римской митрополии, по его мнению, подтверждалась документально – подписью митрополита всея Руси Исидора под Флорентийской унией в 1439 году.

Крещения

Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза - высказал мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия и третье - общепринятое - при Владимире.

Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение произошло в 872 году при патриархе Игнатии, якобы послушном папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в союзе с Римом.

В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.

Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое - от апостола Андрея, второе - в 883 году при патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье - миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое - при княгине Ольге в 958 году и пятое - при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).

Западно-русский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути, объясняет, почему поднимается вопрос о нескольких крещениях Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».

Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. С точки зрения известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.

«Редактор «Повести временных лет», - пишет Рыбаков, - по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».

Зачем спорить

В ведущейся много столетий полемике вокруг крещения Руси кроме проблемы количества крещений и значимости того или иного крещения в масштабах Древнерусского государства на первый план выходит аспект преемственности христианства. Кто является крестным отцом Руси – Рим или Константинополь? Все это зарождалось в рамках противостояния униатов и православных в Речи Посполитой и выразилось в борьбе двух лагерей за приоритетное право говорить от имени «Руси».

«Столь подробная разработка многократных крещений связана с необходимостью оспорить у униатов возможность хоть каким-либо фактом привязать Киевскую митрополию к Риму и западному христианству», – пишет историк Олег Неменский. Именно рубеж XVI-XVII столетий, предварявший времена Смуты, определял политическую легитимность государства и его церковную ориентацию.

Но если униаты Речи Посполитой, «привязывая» свою Церковь к Риму, пытались доказать свое верховенство и вторичность Москвы, то украинские униаты действовали хитрее. Они отказались от однозначного лозунга «Русь крестил Рим» и намеревались выстроить более сложную схему, соединяющую грекокатолическую церковь и с Римом, и с Константинополем.

Точку в этих изысканиях поставила Русская Православная Церковь: «Русь приняла крещение по греческому образцу в 988 году от равноапостольного святого князя Владимира». Иначе и быть не может.

Loading...Loading...