Родовая очистка. Молитва на очищение рода

Троица, или День Святой Троицы – второй после Пасхи по своей значимости христианский праздник, завершающий череду весенних дат церковного календаря. Отмечать его принято на пятидесятый день Воскресения Христова, поэтому часто он зовется Пятидесятницей.

В чём смысл праздника?

В Евангелии сказано, что на девятый день после Вознесения Иисуса Христа на апостолов Его сошел Святой Дух, благословив их на построение церкви, чтобы ученики Спасителя могли нести веру христову по всей земле и проповедовать учение Божие.

В это время в Иерусалиме было много людей, так как собрались евреи из разных стран, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. Непонятные звуки из одной гробницы на горе Синай привлекли всеобщее внимание, и сыны израилевы собрались вокруг, чтобы разобраться, в чем дело. Навстречу им вышли 12 апостолов, славивших Бога на разных языках и диалектах, которых до этого не знали. Они рассказали евреям о чуде, что Святой дух коснулся их языками очищающего огня, дав им силы и избавив от греха. В тот день более трех тысяч уверовали в Христа и приняли крещение. Праздник же стал традицией, его отмечали сами апостолы и завещали всем христианам славить Бога в этот день.

Праздничные приметы и обряды

Пятидесятница приходится на то время, когда начинается долгожданное цветение природы. В это время в воздухе разлито чудесное благоухание, а взгляд наконец получает возможность отдохнуть на свежей зелени и цветочной пестроте. Поэтому большинство традиционных ритуалов и поверий, сохранившихся ещё с дохристианских времён, связаны с растениями и явлениями природы.

  • Береза. С давних пор на Руси береза считалась лучшим оберегом от зла и нечистой силы, а веточка, воткнутая в дверной косяк или оконную раму, надёжно защищала дом не только от негативной энергии, но от завистливых людей и визитёров с недобрыми намерениями. Подсохшие берёзовые листочки, их отвары и настои служили отличным лекарственным снадобьем от многих недугов. Если крестьяне переживали за урожай, то делали венки и букеты из полевых цветов, куда обязательно вплетали березовую бруньку. Храм обязательно украшали празднику молодыми прутиками, а их освящение в конце службы придавало растениям еще большую силу.
  • Венки. Очень важна Троица для молодых незамужних девушек. В этот день они плетут венки, чтобы привлечь в свою жизнь женскую удачу и настоящую любовь. Те, кто уже имеет избранника, должны тайно, вдали от чужих глаз подарить ему венок, сплетенный собственными руками. Для парня он станет мощным оберегом и оградит его дом от зла.
  • Дождь. Вода – символ чистоты, а дождь – очищения от зла и грехов. Именно так стоит трактовать природное явление в Пятидесятницу. Праздничный дождь смывает с людей вольные и невольные провинности и считается Божиим благословением. Год после него должен быть счастливым и удачным. Кроме того, осадки на Троицу предвещают богатый урожай зерна, множество грибов и других даров леса, а также отличную погоду на весь сезон.
  • Отдых. Как и в любой христианский праздник, в Троицу нельзя заниматься «грязными» хозяйственными делами. Приготовление еды работой при этом не считается, а вот про сад и огород, стирку или уборку придется забыть. Зато песни и пляски наоборот приветствуются, так как хороводы да веселье на границе весны и лета приняты были ещё в языческие времена. До введения христианства на Руси именно в эту пору отмечали праздник под названием Семик или Триглав. Он был посвящён сразу трём богам – Перуну, Сварогу и Святовиту, которые по преданию создали Вселенную, защищают её от кривды и наполняют людей жизненной силой.
  • Родители. Многие до сих пор сохраняют такой обычай как поминание накануне Пятидесятницы ушедших из жизни родных. В так называемый родительский день принято посещать церковь, заказывая поминальную службу. А вот навещать могилы близких следовало в Пятидесятницу, причём необходимо было их обязательно обмести, чтобы отпугнуть тёмные силы и приманить в дом достаток.
  • Свадьба. Лучшего дня для сватовства просто не найти. Считается, что именно на Троицу стоит просить руки девушки и знакомится с её родными. Родительское благословение, полученное в этот день, сделает брак крепким и счастливым.
  • Запреты. Несмотря на всеобщую благодать и приподнятое настроение в период праздничной недели существовали и запреты. Они касались не только работы, но и купания. Наши предки верили, что в Семик особенно активной становилась вся водяная нечисть вроде русалок или мавок, а потому всю неделю запрещалось не только погружаться в реку или озеро целиком, но даже опускать в воду руку или ногу.
  • Ритуалы-обереги. Праздничное раздолье водяной нечисти заставляло наших предков принимать ответные меры по защите. Чтобы спастись от русалок, женщинам вменялось в обязанность несколько раз пробежать по улице с метлой, а одной из молоденьких девушек следовало нарядиться мавкой и позволить односельчанам с криками и руганью прогнать себя за околицу. Водяного отпугивали, разводя на берегу яркие костры и устраивая шумное гулянье.

Троицкие гадания

Семик или Зелёная неделя – это своеобразные летние святки, которые издавна сопровождаются не только шумными гуляньями, но и обязательными гаданиями. Несмотря на то, что ворожба относится к языческим обрядам, и не слишком одобряется православной церковью, на Троицу всё же принято обязательно гадать, причём преимущественно на суженого.

  • Например, накануне праздника девушки уходили в лес, чтобы заплести небольшой венок или косичку на вершинке молодой березы. В Троицу же они возвращались обратно к деревцу и по состоянию венка делали выводы – ждать им свадьбы или нет. Если березка развязалась, то надеяться на близкую свадьбу не стоило, если наоборот – вскоре будут и свадебные колокола, и муж-красавец.
  • Гадали и просто на желания. Для этого нужно было утром Троицы прийти в венке в церковь, а отстояв праздничную литургию отправиться к реке. Там украшение снимали с головы и пускали по воле волн, внимательно наблюдая за результатом. Если венок прибивало к берегу – значит, желанию сбыться не суждено. Творение девичьих рук продолжает свой путь по речной глади, уплывая за горизонт? Мечта обязательно скоро исполнится.
  • В каждом девичьем венке обязательно присутствовали нежные ромашки. По возвращению домой случайную ромашку вытаскивали из переплетения стебельков и задавали ей свой самый сокровенный вопрос. Наши предки гадали совершенно так же, как это делаем сейчас мы. Они выдергивали по лепестку до самого последнего, приговаривая «любит – не любит», «будут дети – не будут», «хороший урожай – неурожай». Каждый мог таким образом узнать о своём будущем то, что интересовало человека больше всего.

С праздником Троицы связано довольно много интересных народных примет, традиций и обычаев. Например, если в этот день шел дождь, это считалось очень хорошим знаком – год будет урожайным и сытным.

А еще существовало очень много народных поверий, связанных с гаданиями и обрядами на здоровье, богатство и замужество. Некоторые из них дошли даже до наших дней. Об этом подробно и обстоятельно — в нашей статье.

Разумеется, здоровье – это основа основ, и наши предки уделяли этому вопросу очень много внимания. Практически на каждый церковный праздник выполнялись свои обряды, чтобы подзарядиться здоровьем на целый год. Например, на Крещение купались в проруби, а в легонько ударяли друг друга веточками ивы. Что же касается Троицы, то и в этот день существовали такие интересные традиции:

  • Нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет). Во-первых, дождь на Троицу и сам по себе является добрым знаком. А главное – силы прибавит, чтобы можно было исполнить все свои мечты.
  • Еще для здоровья считалось полезным прогуляться по утренней росе. Если ее выпадало особенно много, считалось, что весь год будет благополучным.
  • Также народные приметы на Троицу утверждают, что в этот день нужно непременно насобирать целебных трав и цветов. Растения в такие часы обладают особой чудодейственной силой, поэтому если засушить их впрок, а потом использовать для приготовления лекарственного чая, они помогут сохранить здоровье и вылечить болезни.


Интересно, что Троица вообще тесно связана с зеленью, ведь недаром ее иногда называют Зеленым воскресеньем. Дело в том, что смысл праздника связан с чудесным событием – сошествием на землю Святого Духа, которое состоялось на 50 день после Пасхи (вот почему эту дату нередко также называют Пятидесятницей).

Это событие ознаменовало наступление благодатного времени, которое продолжается и по сей день. Теперь каждый человек может искренне покаяться перед Богом и получить прощение всех своих грехов.

Дух Святой – это сила животворящая, третье лицо Бога. И неслучайно празднование дня Троицы выпадает как раз на конец весны – начало лета.

В это время даже в северных широтах нашей страны распускаются юная листва на деревьях, в полях начинает вырастать свежая трава, а на юге и вовсе снимают первый урожай кое-каких культур (например, того же редиса). Вот и получается, что с незапамятных времен символом, если угодно, цветовой темой дня стала зелень и все, что с ней связано.

Поэтому что всегда делают на Троицу – так это срывают молодые березовые ветви и освящают их в церкви. Примета гласит, что потом по традиции их нужно непременно принести домой и положить рядом с иконой. Ветви березы лучше сохранить на целый год – тогда они будут оберегать дом от неприятностей, а еще помогут сохранить доброе здоровье всем членам семьи.


Считалось также, что березовые ветви могут предсказать, каким будет сенокос. Их втыкали в землю и наблюдали в течение трех дней. Если ветки засыхали за это время, то и сено удастся запасти вдоволь. Если оставались зелеными – возможно, будут обильные дожди, с заготовкой сена возникнут трудности.

И еще одна интересная примета на здоровье, настоящий народный обычай, связанный с Троицей. Это раздача милостыни, которую нужно сделать на Духов день, в понедельник. Сначала нужно зайти в церковь, помолиться или послушать службу, если позволяет время.

А затем просто раздать всю мелочь, которая осталась по карманам и в кошельке. Это оградит от многих неприятностей, а главное – поможет сохранить здоровье. Конечно, обряд добровольный, и делать его нужно бескорыстно, иначе результата не будет.

Будьте любимы

А еще есть несколько обычаев и примет на Троицу, связанных с гаданиями на суженого. Прежде всего, нужно сказать, что с сошествием Святого Духа исторически совпало еще одно событие, которое осталось в народной памяти еще с языческих времен. В это же время наступает Русальная неделя. Наши предки верили, что русалки и лешие выходят из рек и озер, чтобы заманить туда незадачливых путников, в основном, конечно, молодых людей.

Но ведь русалка может и дать что-то хорошее – например, ответить на девичьи вопросы о суженом. Поэтому одно из распространенных поверий на Троицу связано с гаданием на судьбу. В этот день девушки плели венки из полевых цветов и пускали их по воде: пусть русалка примет подарок и хотя бы намекнет на будущее.

  • Утонул венок – жди испытаний.
  • Поплыл – вскоре встретишь любимого человека, с которым сложится прекрасный брак.
  • Остался венок у берега – пока рано мечтать, попробуй на следующий год или по крайней мере на Рождество.
  • А если веночек поплыл против течения – скоро будут такие крутые перемены, что жизнь разделится ровно на две половины: «до» и «после». Конечно, это будут удачные, благоприятные события.

Кстати говоря, венки можно запускать не молча, а проговорив такие слова:

По полю девки ходят, букеты носят, венки плетут да в воду бредут. Суженый, ряженый, ты венок слови, мне принеси. Во веки веков. Аминь.

Сразу после бросания венка нужно быстро отправиться домой, по пути не оборачиваться назад и ни с кем не разговаривать, в том числе и по телефону.


Вообще этот обряд довольно интересен и уж точно произведен определенное впечатление. Ведь остаться наедине с собой, да еще и помолчать хотя бы пару часов – полезная процедура, которая, возможно, поможет, немного иначе взглянуть на свою жизнь.

А еще есть такая интересная примета Святой Троицы на любовь. Девушке нужно обязательно остаться дома одной (неважно – утром, днем или вечером), открыть форточку, подойти поближе к окну и прошептать:

Раб (имя) иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь.

Разумеется, это относится к тем женщинам, которые уже выбрали мужчину сердца или по крайней мере точно представляют себе, кого бы они желали видеть рядом. Этот заговор читают 9 раз подряд, после чего опять же нужно немного побыть в безмолвии и дать полный простор для своей фантазии. Искренние мечты и душевные порывы имеют чудесное свойство сбываться.

Также в Троицу девушки обращали внимание и на знаки судьбы. Например, одно из суеверий на Троицу связано с приметой, когда в дом приходит незнакомый человек – путник или случайный прохожий. Его нужно встретить по высшему разряду, потому что это сулит хозяину дома счастье. Девушка, например, может встретить своего суженого.

Но самое интересное, если именно на Троицу девице будет сделано предложение руки и сердца (раньше домой приходили сваты, ну а теперь, как мы знаем, все стало значительно проще). Можно без раздумий соглашаться – а еще лучше подгадать так, чтобы пожениться на Покров (1 октября по старому стилю и 14 октября – по новому). Тогда отношения сложатся на редкость удачно, а брак будет счастливым.

ЗАГОВОР НА ВЕНОК

Еще немного о венках. Их можно не только пускать по воде. Зелень, ветки березы, трава и полевые цветы – это непреходящие символы праздника Троицы.


Интересно, что даже среди священников принято облачаться в нарядные зеленые одеяния в этот день, поэтому служба выглядит особенно красиво. А девушки могут сплести и другой венок из любого натурального материала и освятить его в церкви.

Затем принести домой, повесить на икону или положить на самое лучшее, видное место в доме, после чего остаться в одиночестве и произнести такие слова:

Не молясь ложуся спать и не перекрестясь, Господи, прости Христос. Под голову кладу венок из святых трав.

Как эти травы в венок свивались-переплетались, так и пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.

Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

После этого нужно положить венок под подушку и проспать так всю ночь. Возможно, это и не совсем удобно, зато мечта непременно сбудется. Затем заговоренный венок ни в коем случае нельзя выбрасывать – его засушивают и хранят в любом месте ровно год.

Будьте богаты

Вообще с венком из зелени и полевых цветов связано довольно много народных примет, обычаев и традиций на Троицу, поэтому его можно считать не только символом праздника, но и своеобразным неодушевленным героем этого дня.

Если хочется заручиться покровительством небесных сил и прожить год в достатке, освященный венок нужно принести домой вместе со святой водой. Ею опрыскивают каждый угол (по часовой стрелке), и причем в каждый угол кладут одну или несколько монеток. При этом произносят такие слова:

После того, как венок высохнет, его надо спрятать в недоступное для других место и хранить в течение всего года.

А еще среди примет на Троицу, связанных с богатством, есть и простые знаки:

  • Например, увидеть радугу на небе или попасть под обильный дождь. Это сулит благоприятные события, здоровье и достаток на весь год.
  • Ну а если в дом придет какой-то путник, пусть даже малознакомый гость, встретить его полагается очень тепло, тогда сделанное добро непременно вернется.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троица отмечается не один, а целых три дня: в воскресенье, понедельник и вторник. Причем понедельник получил название Духова дня – его также называют днем Святого Духа.

В народных поверьях распространилась примета, будто именно в этот день отмечаются именины земли. Поэтому многие люди отправлялись в это время на поиски… клада. Считалось, что хорошему человеку земля непременно откроет свою драгоценную тайну.

В наши дни можно просто попытать счастья – например, купить лотерейный билет. Кто знает – кому удача улыбнется именно сегодня?

Великая Троицкая суббота: вспомните об усопших

Как ни странно, но праздник Троица связан со многими обычаями и приметами по поминанию умерших. Казалось бы, где связь между сошествием Святого Духа и воспоминанием усопших? Ответ на этот вопрос можно найти, если приоткрыть для себя завесу тех далеких времен, когда в народно среде гармонично уживались не только христианские, но и языческие традиции.

Как уже говорилось, празднование этого торжества совпадает с наступлением Русальной недели. Наши предки полагали, что эти дни знаменательны не только выходом русалок из природных водоемов, но еще и отходом душ умерших предков. Дело в том, что раньше начало нового года отмечали не 1 января, а с наступлением сельскохозяйственного цикла.


Поэтому время Троицы – это пора обновления, когда новый год окончательно вступает в свои права. А души всех умерших за прежние 12 месяцев, наконец, уходят в свою небесную обитель, т.е. покидают нашу грешную землю. Вот почему в день Святой Троицы существовала и существует примета, согласно которой нужно обязательно отправиться на кладбище и навести там полный порядок.

Правда, отношение православной церкви к такой традиции не слишком благосклонное. Считается, что на могилу лучше все же сходить в другой день.

Если подумать чуть более глубоко, с этим мнением можно согласиться. Дело в том, что Троица – это праздник животворящей силы Господа, который по своей милости не только пожертвовал единственным Сыном Иисусом Христом, но еще и послал Святого Духа в помощь каждому человеку.

Понятно, что торжество это светлое, и в палитре эмоций в такой день просто не должно оказаться темных красок, плохих мыслей и тягостных раздумий. К тому же накануне праздника предусмотрена специальная – вот тогда и можно сходить на кладбище помянуть усопших родственников.

А в саму Троицу лучше сходить в церковь, проникнуться светлыми чувствами, а затем провести день со своими близкими, сходить в гости и заняться какими-то добрыми, приятными делами.

Что нельзя делать на Троицу: приметы, традиции и обычаи

Вопрос о том, как праздновать Троицу, какие приметы нужно соблюсти, тесно связан и с тем, что вообще нельзя делать в этот день согласно народным традициям и представлениям. Забегая вперед, можно сказать, что в церкви вообще никаких ограничений не предусмотрено.

Главное – попасть в храм, уделить внимание молитве, добрым делам, а остальную часть дня провести так, как подсказывает сердце. Главное — мир в душе и покой на сердце.

Правильный эмоциональный настрой, вера в добрые перемены – это то, что помогает нам в нелегкой жизни. И конечно, искренняя молитва создает своеобразный энергетический импульс, который может воплотить любое доброе желание.

Таким образом, история с праздником Святой Троицы связывает действительно немало интересных народных примет. Верить в праздничные традиции и обычаи на Троицу или нет – личное дело каждого.

Но ясно одно: каждому из нас полезно мечтать. И если для душевной подзарядки понадобится выполнить какой-то простой обряд или ритуал, почему бы и не сделать его? Главное, чтобы желание было чистым и бескорыстным. Мечтайте смело – и вам зачтется!

Троица - один из главных христианских праздников, отмечается на пятидесятый день после Пасхи, потому называется еще Пятидесятницей. В этом празднике, помимо непосредственно православных традиций, присутствуют и черты древних языческих обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобной ереси, но в русском народе подобный дуализм - не редкость.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. Это был особый праздник земледельцев, время, когда посевная уже закончена, идет подготовка к сенокосу и первому сбору урожая, а потому несколько вольных денечков без тяжелой работы следовало отпраздновать. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.

Приметы на Троицу

Троица проходила всегда в начале лета. Для крестьян это время было очень важным: хороший дождь гарантировал густую траву, а значит - отличный сенокос, влажную, питательную землю, а значит - добрый урожай. Потому к приметам на Троицу относились очень бережно, передавая их в семье от взрослых детям.

Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу

Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.

Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу

Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.

Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.

Для приворота на любимого берут освященную в церкви травку сплетают в венок и кладут под подушку, при этом говорят:

«Не молясь ложуся спать и не перекрестившись, Господь, прости, Христос. Под голову кладу венок из святых трав. Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме - не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ- УЗНАЙ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ НА ТРОИЦУ, А ЧТО НЕЛЬЗЯ! Троица один из любимых и красивых христианских праздников. Он празднуется на 50 день после Пасхи. В этот день было принято украшать храмы и дома зелеными ветками березы и полевыми цветами. Считалось, что если отстоять службы с молодыми ветками или травой, а затем хранить зелень за иконой, то она принесет в семью удачу и благополучие. Если хранить такую зелень на чердаке, то она может спасти дом от пожара. А если немного такой зелени положить на огород или поле, то она спасет от мышей и прочих вредителей. В праздник Троицы осуждалась любая работа. Можно было только готовить еду. Нельзя было на Троицу купаться. Считалось, что в это время могут утянуть под воду русалки. Обязательно перед Троицой была Родительская суббота. Нужно было проведать умерших родственников на кладбище и помянуть за обедом. Если кто-то этого не делал, то считалось, что он зазывает умерших, которые могли увести с собой кого-нибудь из дома. Многие в субботу перед Троицей ходят на кладбище, чтобы обмести могилы березовым веником. Делалось это для того, чтобы отпугнуть злых духов, а умершие близкие радуются и притянут к вам удачу и благополучие. На Троицу все старались посвататься. Считалось, что если посвататься на Троицу, а на Покров пожениться, то супруги будут жить долго и счастливо. Если на Троицу был дождь, то будешь с урожаем. (особенно с грибами). Кстати, если вы попадете в Троицу под дождь, то обязательно будете с деньгами. Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса. Люди верили, что тот кто на Троицу первый в доме выпьет воды и помолится Господу Богу, тот в течении года будет здоров и счастлив. Если тяжелобольного человека умыть святой водой, в которую бросают несколько зелени, взятой в храме со службы, то больной обязательно выздоровеет и проживет долгую жизнь. Девушки на Троицу плели венки и гадали. Если венок опустить в реку, и он не утонет, то выйдешь удачно замуж. Если венок опуститься на дно, то жди беды. Праздник Троицы проходил в лесу среди зеленых березок. Девушки вопрощали у кукушки останутся ли они в этом году в отцовском доме или переедут к мужу. Также девушки на Троицу делали любовные привороты и заговоры на привлечения женихов. Замужние женщины готовили яичницу особым «колдовским» способом. Круглая яичница символизировала целостный союз мужа и жены и украшалась целыми веточками укропа и петрушки. Их ни в коем случае не резали и не рвали. (Чтобы сохранить семью целой). На Троицу пекли караваи, блины. Это и были обязательные угощения, которые кушали сидя под березками в лесу. Кусочки каравая раздавались незамужним девушкам. Если девушка в этот год выходила замуж, то кусочек каравая, полученный на Троицу, замешивали в свадебный хлеб. Если вы не помните каких-либо примет или традиций, то просто искренне помолитесь Богу на Троицу. И Он обязательно услышит вас. Ведь Бог есть сама Доброта и Любовь.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. С Троицей в народе связано много примет и обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобного, но в русском народе это, похоже, неискоренимо. Традиции и ритуалы на Троицу К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелисса. Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав – траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли. На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки. Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме. Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.н За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище – помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали – и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать. Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками – считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне. Этот праздник считался девичьим, так как в этот день девушки пытались определить свою судьбу. Существует в день праздника Троица традиция плести венки. Девушки с самого утра идут собирать полевые цветы, например, васильки, незабудки, ландыши, а потом плетут каждый себе венок. На заре они возвращаются домой, проходя мимо реки. Там следует по традиции пустить венок плыть по реке. От того, как он плывет, начинают гадать. Если он потонет, ждет беда того человека, если кружиться, то неблагополучие, болезни ожидают, а если плывет ровно и спокойно, тогда ждет успех хозяйки венка. Помимо этого на полях во время сбора цветов и плетения венков, девушки угощают друг друга различными угощениями, поют песни и водят хороводы.

Еще есть обычай на Троицу собирать лечебные травы и цветы. Их хранили весь год и могли использовать при лечении недугов. При этом находясь в лесу, если девушка слышала, как кукует кукушку, то тогда можно было спросить, долго ли еще ей жить в отцовском доме (имелось в виду, когда она выйдет замуж). И сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ходить девице в невестах. В субботу девушки собирали травы - чабрец, полынь, любисток, васильки, мяту. После Троицы травы, собранные на Зеленые Святки, использовали для лечебных отваров. Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии. Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков. А следующий день после Троицы – Духов день. До Троицы полагалось отсадиться на огородах, то есть высадить все. На следующий после Троицы день, Земля считалась именинницей, на ней не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок – времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов. Самые распространенные гадания – «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок – «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла – хорошего ждать не придется. Если осталась прежней – будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

Плести венки – тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл – оттуда и жених будет, остался у берега – не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул – и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали. В этот день пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу Богата культура русского человека – правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить – на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно. Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое – блины на Масленицу – та же традиция, так как круг – символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц. Круглая яичница – это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе – праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье – оберег от всего злого. Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы: «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.» *************************************** ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ

Loading...Loading...