Сколько жен было у фараона. Фараоны и их жены


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

На вопрос как звали жену Аменхотепа, фараона Древнего Египта?? заданный автором Forgotten лучший ответ это О горячем чувстве, связавшем фараона и Кийа, рассказывает и надпись на «Золотом гробе» , которую удалось в конце концов восстановить российскому египтологу. Законы Древнего Египта не позволяли Аменхотепу сделать Кийа своей законной женой. Нефертити, впавшая в немилость, по-прежнему находилась рядом с мужем. Но возлюбленная фараона возносилась все выше. Аменхотеп возвел ее в ранг младшего царя. Он отдал ей свой синий венец - знак царского достоинства. Появляются изображения фараона вместе с Кийа и их маленькой дочерью.
Наступило время, когда Кийа стала влиятельней Нефертити - законной царицы. Это произошло уже в конце 17-летнего правления Аменхотепа IV. Со смертью фараона закатилась и звезда Кийа. Надписи с ее именем, ее изображения беспощадно уничтожались. Даже золотой склеп, воздвигнутый фараоном для своей возлюбленной, был использован, по иронии судьбы, для похорон самого Аменхотепа.
Источник:

Ответ от Прострелять [активный]
В нарушение вековой традиции аменхотеп женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии) , а на дочери одного из вельмож - Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.


Ответ от Приспособиться [гуру]
Нифиртити!!


Ответ от Ла-ла [гуру]
её звали "эй, ты! "...в жизни столько всего, а тебя такая фигня интересует?))) а что тогда произошло в результате падения редуцированных гласных?))


Ответ от Двутавровый [гуру]
разве не Нефертити? я точно не помю, увлекалось этим в 6 лет...


Ответ от Alexander Sinyutkin [новичек]
как и тебя- нефертити


Ответ от Пользователь удален [гуру]
помню, как сейчас, это была - Нефертити.


Ответ от Evgenia [активный]
Небмаатра Аменхотеп (Аменофис) III (Великолепный) - фараон Древнего Египта из Восемнадцатой династии в 1405-1367 до н. э. или 1390-1352 до н. э. , правивший после смерти своего отца Тутмоса IV. Жена - Главная царица Тия, его сыном был Эхнатон.
Тия, жена Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабка Туганхамона, - известная личность в истории Древнего Египта. При жизни этой царицы началось строительство огромного храма в Луксоре, ее супруг был одним из самых великих фараонов, в годы правления которого Древний Египет достиг едва ли не наивысшего могущества.
Аменхотеп III женился на Тии, когда им обоим шел тринадцатый год. Со временем главная жена не только начала играть видную роль в политической жизни страны, но и стала общепризнанной красавицей. Египетские живописцы придавали богиням черты ее лица, а Знаменитое платье, тесно облегавшее талию и бедра, сделало Тию одной из самых известных модниц в истории человечества.
Аменхотеп IV - сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии) , получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос, и, возможно, какое-то время бывший соправителем своего отца. Супруги Эхнатона - Нефертити и Кийа.
Эхнатон («Действенный дух Атона») , ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364-1347 до н. э. или 1351-1334 до н. э.) - десятый фараон XVIII династии египетских фараонов

Привилегия выбора карьеры слабой половиной человечества является относительно современным общественным явлением. Для женщины Древнего Египта ситуация обстояла несколько иначе. Около трех тысяч лет назад на берегах Нила было отмечено равенство прав и женщин, и мужчин во всех сферах жизни.

Для того чтобы понять принцип равенства полов, важно понимать, что египтяне рассматривали Вселенную, как мужское и женское начало. Баланс и порядок был свойственен женскому – космическому символу гармонии, которым должен был управлять фараон.

Статус женщины в Древнем Египте

Признавалась женская сила во всех ее проявлениях: царицы изображались дробящими своих врагов, выпускающими стрелы в противников-мужчин, наносящими ножеые ранения при вторжении солдат. Хотя такие сцены часто игнорируются как иллюстрации вымышленных или ритуальных событий, археологические данные свидетельствуют о том, что эти обстоятельства имели место. Женщины-фараоны Древнего Египта предпринимали военные кампании. Их называли «врагами государства», а в гробницах в находили оружение на всем протяжении тысячелетней египетской истории.

Греческий историк Геродот писал, что египтяне «полностью изменили обычаи человеческого общества …»

Хотя они ни коим образом не относились к расе амазонок, их способности в управлении государством и установлении статуса были самыми необычными в древнем мире. Их образ далек от роли жены и матери, им присваиваются такие качества, как мужская доблесть и сила.

Соседние империи были крайне удивлены таким положением жженщи в Древнем Египте. Они говорили, что «они торговались на рынке, в то время как мужчины сидели дома и занимались ткачеством», — писал Геродот.

Женщина вела публичную жизнь наравне с мужчинами во всех сферах жизни, от проведения религиозных обрядов до выполнения домашней работы. Существует история о том, что одна женщина управляла грузовым судном в то время, как человек принес ей еду, на что она ответила:

«Не закрывайте мое лицо, когда я подплываю к берегу » (более древняя версия: «Не стойте на моем пути, когда я делаю что-то важное «).

Женщины пользовались финансовой независимостью, заключали контракты, вели и оплачивали счета. Царицы контролировали казну, имеи собственные поместья и мастерские. Имели право владеть собственным имуществом, покупать и продавать его, указывать в завещании наследников.

Как проводили досуг женщины Древнего Египта

Наиболее распространенным занятием женщин всех социальных слоев было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не мене, они были освобождены от необходимости воспроизводства большого количества детей как источниками дополнительной рабочей силы. Состоятельные женщины имели право выбора карьеры.

На древних фресках и папирусах можно встретить сцены, изображающие, как проводили свободное время египетские женщины. Они купались, делали депиляцию, умощались благовониями, посещали парикмахеров.

Богатые особы пользовались услугами маникюрш и визажистов, название профессии которых переводилось дословно как «художник рта». Наиболее известным видом косметики была , которая служида не только для придания выразительности, но и защищала глаза от солнца и инфекций.

Наряды женщин в Древнем Египте

Одежда изготавливалась из льна. В период Древнего царства (примерно 2686 – 2181 до н.э.) в моду вошли обтягивающие платья. Во время Нового царства (1550 — 1069 до н.э.) костюмы отличаются тканями высокого качества, украшенными декоративной вышивкой и бисером. В качестве акссесуаров использовались ювелирные изделия, повязки на волосы, парики, серьги, ожерелья, нарукавники, браслеты, ремни, кольца и браслеты из золота, полудрагоценных камней и бисера.

Состоятельные хозяйки носили парики, делали макияж. О порядке в их домах и стирке заботилась прислуга. Освободившись от повседневных дел, женщины слушали музыку, пили хорошее вино и ели фрукты. Женщины играли со своими домашними питомцами, играли в настольные игры, прогуливали по садам и поместьям. Путешествовали по реке и даже водили собственные колесницы.

Женщины — фараоны Древнего Египта

Особенности статуса и личных привилегий являлись результатом отношений с царем и способностей управлять страной. Большинство высоких должностей занимали мужчины. Если женщины и добивались власти, то находились во главе государства. Известно, что царица Хетепхерес II находилась на гражданской службе вместе с губернаторами и судьями. Две женщины достигли должности визиря – помощника фараона.

Египетскую царицу Неутикрет (2148 – 2144 до н.э.) вспоминали как «храбрую и самую красивую женщину своего времени». Супруга фараона Собекнефру (1787 – 1783 до н.э.) изображалась с диадемой в юбке-кильт поверх женского платья.

Аналогично выглядела одна из самых известных женщин-фараонов Древнего Египта . Ее платье носило элементы царской власти. Ко времени пятнадцатилетия ее правления, примерно с 1473 по 1458 до н.э., она предприняла один военных поход в страну Пунт и инициировала строительство нескольких крупных проектов. Завершением ее карьеры стало возведение превосходного погребального храма в Дейр эль-Бахри.

В то время как Хатшепсут удалось подтвердить свой царский статус, насчет другой политической фигуры, царицы Нефертити, существуют споры. Она активно участовала в проведении ее мужем Эхнатоном реформы в религиозной сфере. Некоторые египтологи считают, что после смерти ее мужа, примерно в 1336 до н.э. она правила единолично.

После гибели фараона Сети II в 1194 до н.э., Тавосрет заняла трон.

Более тысячи лет спустя, последняя из фараонов Древнего Египта, царица , восстановила положение государства и устранила зависимость от Рима. Ее самоубийство в 30 до н.э. ознаменовало конец государственной независимости Египта.

Семейный статус женщин Древнего Египта

Жензины Древнего Египта

Место женщины в египетском обществе определялось по ее статусу матери, сестры, жены или дочери. Тем не менее, по масштабу архитектурных памятников, созданных в их честь, можно судить о их роли в публичной жизни. Четвертая пирамида Гизы, огромный комплекс царицы Хенткавс (около 2500 до н.э.) отражает ее значение и статус как дочи и матери принцес.

Для женщин-фараонов Среднего царства были выстроены великолепно украшенные гробницы, например, царицы Верет, которую обнаружили совсем недавно, в 1995 году.

В «Золотой век» (Новое царство Египта, 1550 -1069 до н.э.) было отмечено несколько женщин, в том числе Яхотеп, которые были награждены за храбрость воинскими почестями. Позже, несравненная царица Тию, родом из простого рода, получила статус «великой царской жены Аменхотепа III» (1390 – 1352 до н.э.) Ей было дозволено даже вести собственную дипломатическую переписку с соседними государствами.

Фараоны старались брать в жены женщин из простолюдинов. Это помогало избежать заговоров с целью убийства наследников по мужской линии и мужей для захвата власти. Для несовершеннолетних жен было характерно получение статуса с архаичным названием «наложницы».

В гареме царей иногда находилось до 100 женщин. отличился тем, что у него было 120 жен и 396 детей. Определить статус жены в Древнем Египте было достаточно сложно, поскольку не существовало определенной церемонии бракосочетания. Для простых людей был характерен следующий обычай женитьбы. Мужчина приходил к женщине со «списком», в котором указывалось все его имущество и заслуги. Невеста могу принять, а могла и выгнать его. При согласии молодые просто начинали жить вместе, женщина становилась хозяйкой дома, появлялись дети.

Некоторые царские жены были не египетского происхождения. Их привозили из или других соседних государств для закрепления дипломатических договоренностей. Аменхотеп III описывает приезд сирийской принцессы и ее служанки, как «чудо». Он даже написал для своих васВсалов:

«Я посылаю Вам официальное указание по поиску красивых женщин, которые понравятся царю. Присылайте мне красивых женщин, но не с пронзительными голосами !».

Красивые женщины в Древнем Египте были «украшением царя». Из выбирали по изяществу и красоте, пению и танцам. Но не все они служили для развлечений. Некоторые занимали важные государственные должности в суде, принимали активное участие при исполнении полномочий фараоном, в важных политических событиях и в религиозных церемониях.

Жены и дочери получали музыкальное образование. В одной гробнице, принадлежащей жрецу, датируемой примерно 2000 до н.э. изображена игра в «Систрум» («Священная погремушка»). В храмах часто выступали женские музыкальные труппы, чтобы развлекать ключевых религиозных культов.

Женщины — жрицы Древнего Египта

Фильм «Клеопатра». Древний Египет

Одним из самых распространенных занятий для женщины, кроме роли домохозяйки и матери, было священнослужение. В фестивалях и церемониях присутствовали как мужчины, так и женщины – жрицы. Также они выступали в качестве профессиональных плакальщиц – достаточно востребованной профессии, связанной с обрядом захоронения.

Женщин учили грамоте. Однако они составляли всего 2% от египетского общества. Находясь на высокой должности судьи, визиря или врача, они должны были обладать основными навыками чтения и письма.

В греко-римский период женская грамотность выходит на первое место. Рядом с мумией молодой женщины Гермиона была обнаружена надпись «учитель греческого языка». Самыми потрясающими лингвистическими способностями обладала Клеопатра VII, построившая , внесшую огромную вклад в культуру древнего мира. В ней препопадавали женщины наряду с мужчинами.

Тысячелетняя история равенства была закончена со смертью философа Ипатия, который был убыт монахами в 415 до н.э. в связи с несогласием с его убеждениями..

Понятие «место женщины в доме» оставалось в течение последующих 1,5 тысячи лет. Древнеегипетские женщины лишились свободы. Но многие наиболее активные из них добивались свободы и правового равенства с мужчинами, а также финансового равенства.

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, - никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы - не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии - Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Нефертити

Древнеегипетская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Достаточно сказать, что культура Египта и сейчас поражает воображение своей красотой, органичностью и неповторимой одухотворенностью. Греки и римляне поражались научным знаниям египтян, признавая за ними безусловное лидерство не только в математике, но и в медицине, астрономии, химии.

Мы, живущие в XXI веке, восторгаемся их достижениями в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве.
Темы, посвященные Древнему Египту, никогда не потеряют своей актуальности и непременно будут вызывать интерес у публики.

Благодаря трудолюбию, терпению и преданности своей профессии египтологи год от года обнаруживают новые, ранее неизвестные факты, которые позволяют не только приоткрыть завесу над таинственным прошлым древнеегипетского государства, но и увидеть уже известные свидетельства под новым углом зрения.

За три тысячелетия египтяне повидали немало правителей, как хороших, так и плохих. Длинная верениц владык Верхнего и Нижнего Египта лишь шесть раз была прервана появлением на престоле страны женщины, облеченной всей полнотой единоличной власти.

Фактически само слово «фараон» представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства. Женщина-фараон… Сколько вопросов возникает при прочтении этого словосочетания, немного непривычного для слуха. Следует ли данное явление рассматривать как прихоть капризной дамы Фортуны, своеобразный человеческий казус, или оно является логичным завершением законности прав женщины на двойную корону Египта?

Впервые широкой общественности в начале XXI века были представлены такие исторически значимые фигуры египетских цариц как Хатшепсут, Нейтикерт, Кэйе, Нефрусебек, Таусерт и Мерьетнейт, благодаря увлекательной книге С.В. Мышуста «ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ». Как пишет автор: «Они действительно заслуживают того, чтобы о них мог узнать любознательный читатель, интересующийся славным прошлым Древнего Египта. Судьба каждой из женщин тесно переплетается с судьбой страны, она по-своему уникальна и трагична».

Марьетнейт.

Оттиск печати из гробницы Хора Дена c с именем МерНейт (Умм эль Кааб, Абидос)

Открывает список величайших из женщин-фараонов царица Мерьетнейт (Мерит-Нейт) – «Любимица богини Нейт» или «Нейт победоносная», правившая предположительно во времена I династии. Точные даты ее жизни и правления до сих пор не выяснены.

В 1900 году в Абидосе была исследована гробница V, где археологи обнаружили внушительных размеров стелу, содержавшую имя – Мерьетнейт. Поздние раскопки доказали, что это имя принадлежало женщине, и судя по пышности захоронения, носила она титул царицы.

Погребальная стела Мернейт, Абидос

В Саккаре египтологам удалось выявить вторую гробницу, датированную примерно 2940 годом до н.э., также принадлежавшую Мерьетнейт, поскольку надписи на печатях и сосудах, обнаруженные в Абидосском захоронении были идентичны надписям Саккарской мастабы.

Первоначально здесь находилась солнечная ладья, длина которой составляла 17,75 метра. В ней дух умершей Мерьетнейт должен был путешествовать по небу вместе с богом Солнца.

Там же были обнаружены 77 могил слуг царицы, расположенные правильными рядами. Исследования гробниц Мерьетнейт дали все основания египтологам относится к ней не только как к авторитетной фигуре регентши при малолетнем царе, но и рассматривать ее как первую, самостоятельно и единолично правившую женщину-фараона.

Нейтикерт.

С 2218 по 2216 год до н.э. Египтом правила Нейтикерт (Нитокрис), что означает «Нейт превосходная». Существует версия, будто бы эта сильная, но отчаявшаяся женщина зло отомстила своим обидчикам за убийство своего брата, являвшегося также ее мужем. По велению царицы, были выстроены обширные подземные покои, на торжественное открытие которых Нейтикерт пригласила главных виновных лиц. В разгар пиршества из потайных каналов хлынули потоки воды величественного Нила, затопив все вокруг.

Нейтикерт оказалась последней из VI династии на престоле Египта, и легкой ее судьбу нельзя назвать. В период правления Нейтикерт, страна находилась в жесточайшем кризисе, из которого женщина-фараон не могла и возможно уже не стремилась ее вывести.

Нефрусебек.

Предположительно, торс статуи Нефрусебек, Лувр

Последним представителем XII династии, возложившим на свою голову двойную корону Египта, стала женщина по имени Нефрусебек. Ее имя символизирует почитание египетского бога-крокодила Себека. Нефрусебек была дочерью фараона Аменемхета III.

Ее отец проявил себя сильным и волевым человеком, что подтверждается как его мерами по укреплению центральной власти, так и тем, что, несмотря на покушения и заговоры, он удержался на троне 46 лет.

Как гласит Туринский папирус, срок царствования Нефрусебек составил 3 года 10 месяцев и 4 дня (с 1798 по 1794 гг. до н.э.) Этой царице приписывают строительство большой пирамиды в Мазгуне.

Хатшепсут.

В XVII веке до н.э. царственный трон по достоинству и полному праву переходит одной из самых легендарных женщин-фараонов - царице Хатшепсут. Немаловажное значение в становлении характера Хатшепсут имели ее предки, точнее, гордость от понимания того, что в ее жилах течет кровь отважных, могущественных и величественных людей. Предков, которые в знак признания своих заслуг перед Египтом были обожествлены после смерти.

Хатшепсут

Все египтологи единогласно приписывают этой великой женщине такие качества как незаурядность, острый ум, гибкое мышление, предприимчивость и великолепное знание психологии. Двадцать лет трон находился в руках Хатшепсут, и за все это время на нее не было совершено ни одного покушения. На всех официальных приемах царица облачалась в царственные мужские одежды и сознательно носила накладную бородку. Время правления Хатшепсут – время стабильности, спокойствия, созидания и расцвета страны.

Кэйе.

Царица Кэйе

У фараона XVIII династии Аменхотепа IV (более известного нам под именем Эхнатона) было две жены: Нефертити и Кэйе. Первая из них прославилась прежде всего своей красотой, ставшей эталоном на многие столетия.

Второй, будучи поначалу простой наложницей в многочисленном гареме, удалось при живом фараоне и по его инициативе стать следующей женщиной-фараоном.

Оставаясь вечно в тени несравненной любимицы фараона Нефертити, царица Кэйе (Кийя) отличалась спокойным нравом и самообладанием, покорностью и терпением, умом и предусмотрительностью.

Отношения между царем и Кэйе всегда носили ровный и спокойный характер, лишенный излишней импульсивности и эмоциональности, построенный больше на доверии и взаимоуважении.

В течение шестнадцати лет правления Эхнатона, на всех официальных раутах и праздничных церемониях рядом находилась только роскошная и чувственная красавица Нефертити. Лишь в последний год своей жизни и своего правления фараон неожиданно для всех принимает решение сделать Кэйе своим соправителем.

Однако править Египтом Кэйе пришлось совсем недолго, меньше чем через год после ее провозглашения в статусе фараона, она умирает. Причина ее смерти и по сей день остается загадкой для египтологов.

Таусерт.

Последней, шестой, женщиной-фараоном на троне Древнего Египта была Таусерт. Ее правление в этом качестве замыкает собой XIX династию владык «Обеих Земель». Таусерт обладала всеми качествами активного верховного деятеля: решимостью, целенаправленностью, хитростью и своенравностью.

Гробница Таусерт

По примеру Хатшепсут она развернула масштабную строительную деятельность, направленную на обоснование легитимности своей власти. Однако, практически все ее начинания остались незавершенными, вследствие чрезвычайно короткого срока правления и тяжелейшего кризиса, охватившего страну. К тому же, последующие владыки Верхнего и Нижнего Египта приложили немалые усилия по уничтожению любых исторических упоминаний о царице Таусерт.

Нефертари

У каждой из могущественных египетских женщин-фараонов были свои мотивы и способы получения абсолютной власти, свои итоги и финал.

Первая женщина-фараон Мерьетнейт сумела показать, что двойная корона Египта смотрится на женской голове так же органично, как и на мужской, а исполнение возложенных на нее обязанностей осуществляется с не меньшим тщанием и усердием, чем фараоном-мужчиной.

Ни одна из цариц, за исключением Хатшепсут, не ставила своей изначальной целью приобретение титула фараона. Они получали его либо в силу сложившихся обстоятельств ввиду смерти прямых наследников мужского пола, либо, как в случае с Кэйе, по инициативе самого царя.

Кроткая Кэйе не получила особой выгоды из перемены своего статуса, напротив, короткий миг славы и величия пришлось оплатить ценой жизни.

Взвешенность, умеренность и неторопливая мудрость Нефрусебек подарила Египту дополнительные четыре года покоя, а личная драма Нейтикерт и импульсивность Таусерт привели государство к краху.

Клеопатра

Хатшепсут, пожалуй, единственная из цариц, изначально поставившая перед собой цель добиться титула фараона. Она тщательно продумала свой путь к власти, а получив двойную корону и трон Египта, успешно реализовала заблаговременно подготовленную программу царствования.

Известные египетские женщины Нефертити, Нефертари, Туйа и Клеопатра имели титулы величайших цариц Египта, но титула фараона не имели.

Непосредственной участницей и свидетельницей формирования института царской власти и древнеегипетской государственности была Мерьетнейт, первая женщина-фараон.

Смерть Клеопатры знаменует собой потерю государственности Египтом и ликвидацию царской власти.

Царица стояла у истоков египетского государства, царица стала и последним правителем Египта.

Loading...Loading...