Советские евреи. Где Те Советские Евреи? Мусульманский антисемитизм в Европе

Л.Д.Троцкий

С первых лет революции в России реальная высшая власть в стране принадлежала весьма узкому кругу лиц - партийной верхушке. К этой партийной верхушке всегда относились члены и кандидаты в члены Политического бюро (Политбюро) ЦК, секретари ЦК, члены и кандидаты в члены Организационного бюро (Оргбюро) ЦК. Перечень евреев, входивших в состав этих органов за все годы, приведен ниже.

23 октября 1917 для политического руководства вооруженным восстанием было впервые создано Политбюро из 7 человек, в состав которого вошли 4 еврея: Л.Д.Троцкий, Л.Б.Каменев, Г.Е.Зиновьев и Г.Я.Сокольников. Это Политбюро просуществовало всего несколько дней и лишь в марте 1919 было воссоздано как постоянный орган ЦК партии, предназначенный фактически не только для политического руководства партией,но и для общего руководства страной в целом.

В состав первого постоянного Политбюро, состоявшего из 5 человек, вошли Л.Д.Троцкий и Л.Б.Каменев. В числе трех кандидатов в члены Политбюро был Г.Е.Зиновьев. В марте 1921 Г.Е.Зиновьев был введен в состав членов Политбюро, и в результате в 1921-1922 из пяти членов Политбюро трое были евреями (остальные двое были В.И.Ленин и И.В.Сталин). В 1922-1926 в составе Политбюро были 7 человек, в том числе те же 3 еврея. В июне 1924 в состав кандидатов в члены Политбюро был введен Г.Я.Сокольников.


При жизни Ленина бесспорно вторым человеком в государстве был Троцкий. На торжественных собраниях, когда члены Политбюро направлялись в Президиум, их встречали неизменными бурными аплодисментами и возгласами из зала: "Да здравствует вождь мирового пролетариата Ленин!" и "Да здравствует вождь Красной Армии Троцкий!", остальных при этом не упоминали.

Г.Е.Зиновьев


После смерти Ленина вскоре отошел в тень и Троцкий, а на первое место на короткий срок (во всяком случае внешне) выдвинулся Зиновьев. Он делал политические отчеты ЦК на Х111 (1924) и Х1У (1925) съездах партии.

В процессе последовавшей за смертью Ленина жестокой схватки в борьбе за власть победил Сталин, и к концу 1926 все "строптивые" евреи, входившие при Ленине в Политбюро, были изгнаны сначала из Политбюро, а затем из ЦК и из партии. В результате евреи потеряли свои ведущие позиции в верхнем эшелоне власти. Взамен изгнанных членом Политбюро с 1930 (в 1926-1930 кандидат) стал "послушный" еврей Л.М.Каганович, который все последующие годы был самым верным приверженцем Сталина.

Я.М.Свердлов

С 1917 непосредственное руководство партийной работой осуществлял Секретариат ЦК. С августа 1917 вплоть до своей смерти в 1919 первым (ответственным) секретарем ЦК был Я.М.Свердлов. В дальнейшем среди секретарей ЦК были Е.М.Ярославский (1921-1922), И.А.Зеленский (1924) и Л.М.Каганович (1924-1925 и 1928-1939).

В 1919 наряду с Политбюро было создано Оргбюро ЦК, задачей которого было руководство организационной работой в партии. Члены Оргбюро по своему положению были выше, чем рядовые члены ЦК. В состав Оргбюро наряду с указанными выше членами Политбюро и секретарями ЦК входили: М.Л.Рухимович (1929-1930), Я.Б.Гамарник (1929-1937) и Л.З.Мехлис (1938-1952). Кадидатом в члены Оргбюро в 1934-1939 был М.М.Каганович, старший брат Лазаря Кагановича.

Всего за все годы в состав высшего Руководства СССР входили 12 евреев: с 1917 по 1926 - 8 чел., с 1926 по 1941 - 5 чел., с 1941 по 1952 - 2 чел., с 1952 по 1957 - 1 чел. (Л.М.Каганович). С 1957 в высшее Руководство СССР евреи не входили.

Л.Б.Каменев


На фоне быстро сменявшихся соратников уникальна карьера Лазаря Кагановича. Будучи избранным секретарем ЦК партии в 1924, когда еще сильны были позиции Троцкого, Зиновьева и Каменева, Каганович сделал ставку на Сталина и сумел не только уцелеть в бурные 30-е годы, но и укрепить свое положение.

Деятели, входившие в состав высшего Руководства СССР, всегда особо выделялись в прессе. В отчетах о многочисленных торжественных собраниях, приемах, встречах эти деятели упоминались под общей рубрикой "товарищи" без указания должностей и званий, а остальные деятели - без слова "товарищи", но с обязательным указанием должностей и званий. При этом всегда был установлен определенный порядок очередности перечисления всех деятелей. В последние годы существования СССР он был таков: сначала Генеральный секретарь ЦК, затем по алфавиту члены Политбюро, затем по алфавиту кандидаты в члены Политбюро, затем в порядке очередности назначения секретари ЦК, не входившие в состав Политбюро.

Л.М.Каганович

В 30-50-е годы члены Политбюро перечислялись не по алфавиту, а в соответствии с фактически занимаемым в данный момент положением. Так, в 30-е годы был такой порядок перечисления: Сталин, Молотов, Каганович и т.д. Это означало, что на тот период Л.М.Каганович был по своему положению третьим человеком в стране. В дальнейшем он был отодвинут с этого места, но неизменно входил в состав первых 5-7 человек вплоть до 1957, когда Н.С.Хрущев низвергнул "антипартийную группу" в составе Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. С тех пор Л.М.Каганович, имя которого гремело многие годы (недаром он был прозван "железным наркомом"), был в забвении. Он умер в 97-летнем возрасте, но до последнего дня категорически отказывался давать интервью и считал, что под гениальным руководством великого Сталина с помощью таких его верных соратников как Л.М.Каганович, СССР шел верным путем к строительству коммунизма. Бог ему судья!

СУДЬБА РУКОВОДЯЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - ЕВРЕЕВ

Судьба 75 деятелей - евреев, входивших в состав Руководства СССР, сложилась следующим образом:
- умерли своей смертью на руководящем посту - 7 чел (М.К.Владимиров, С.И.Гусев, Р.С.Землячка, Я.Г.Крейзер, Я.М.Свердлов, А.М.Штейнгарт, Е.М.Ярославский);
- умерли, будучи на значительно меньшем посту или на пенсии -15 чел;
- репрессированы, но впоследствии реабилитированы - 35 чел;
- расстреляны и не реабилитированы - 3 чел (деятели НКВД Г.Г.Ягода, Я.С.Агранов и М.Д.Берман);
- покончили жизнь самоубийством - 3 чел (А.А.Иоффе, Я.Б.Гамарник, М.М.Каганович);
- убиты - 3 чел (Л.Д.Троцкий, Э.М.Склянский и М.С.Урицкий - убит левым эсером);
- были арестованы и сосланы, но впоследствии освобождены и реабилитировааны - 3 чел (Г.И.Бройдо, Б.Л.Ванников, П.С.Жемчужина);
- эмигрировали из СССР - 2 чел (И.З.Штейнберг - в 1922, А.Л.Шейнман - в 1928);
- в настоящее время на пенсии - 1 чел (Л.Б.Шапиро);
- вышел из КПСС и, соответственно, из ЦК КПСС - 1 чел (Гельман А.С.);
- находится на своем посту генерального директора производственного объединения - 1 чел (О.О.Бурденко - член последнего ЦК бывшей КПСС).

Среди похороненных на самом почетном в Советском Союзе месте - на Красной площади у Кремлевской стены - 1 еврей (Я.М.Свердлов). В Кремлевской стене похоронены 7 чел - Б.Л.Ванников, М.К.Владимиров, С.И.Гусев, Р.С.Землячка, Л.З.Мехлис, А.М.Штейнгарт, Е.М.Ярославский.

Памятник М.М.Литвинову

на Новодевичьем кладбище

12 крупных деятелей - евреев похоронены на почетном Новодевичьем кладбище в Москве - Н.М.Анцелович, Г.Д.Вейнберг, П.С.Жемчужина, А.А.Иоффе, Л.М.Каганович, М.М.Каганович, Я.Г.Крейзер, М.М.Литвинов, М.Б.Митин, Д.Я.Райзер, Э.М.Склянский, И.И.Шварц. Еще троим репрессированным, но не захороненным там, установлены на Новодевичьем кладбище памятники в память - С.А.Лозовскому, М.М.Харитонову и Б.З.Шумяцкому.

Перечень евреев, входивших в высшее Руководство СССР

Фамилия И.О. Члены Кандидаты в члены
______________________________________________________________________

Политбюро ЦК

Зиновьев Г.Е. 1917, 1921-1926 1919-1921
Каменев Л.Б. 1917, 1919-1926 1926
Сокольников Г.Я. 1917 1924-1925
Троцкий Л.Д. 1917, 1919-1926
Каганович Л.М. 1930-1957 1926-1930

Секретариат ЦК

Свердлов Я.М. 1917-1919 (ответственный секретарь) -
Ярославский Е.М. 1921-1922
Зеленский И.А. 1924
Каганович Л.М. 1924-1925, 1928-1939

Оргбюро ЦК

Свердлов Я.М. 1919
Каменев Л.Б. 1919-1920
Троцкий Л.Д. 1919-1920, 1923-1924 -
Ярославский Е.М. 1921-1922
Зеленский И.А. 1924 1922-1924
Зиновьев Г.Е. 1923-1924
Каганович Л.М. 1924-1925, 1928-1946
Рухимович М.Л. 1926-1930
Гамарник Я.Б. 1930-1937
Каганович М.М. 1934-1939
Мехлис Л.З. 1938-1952

Из книги Жозефа Тартаковского

"Евреи в руководстве СССР (1917-1991)".

Гл. 13. Советские евреи: групповой портрет к началу эмиграции

Согласно переписи 1970 года в Советском Союзе проживало 2,151,000 евреев. По сравнению с переписью 1959 года их численность сократилась на 5.2 процента. Евреи оказались единственной крупной национальной группой в СССР, постоянно сокращавшей свою численность, и это было еще до начала массового выезда.

Большинство евреев были сосредоточены в западных областях Украины (500 тыс.) и Белоруссии (148 тыс.), в Молдавии (98 тыс.), республиках Прибалтики (65 тыс.), Грузии (55 тыс.), в Москве (250 тыс.) и Ленинграде (156 тыс.)… 24 процента еврейского населения составляли люди с высшим и средним специальным образованием. По этому показателю они прочно занимали первое место, опережая русских в 9 раз, украинцев - в 12 раз, белорусов - в 17 раз (на душу населения).

Евреи в высшей степени урбанизированы. По переписи 1959 года менее пяти процентов из них проживали в сельской местности. Значительное еврейское население сконцентрировалось в таких городах, как Одесса (более 100,000), Харьков (около 80,000), Днепропетровск и Рига (около 35,000), Львов, Черновцы, Житомир, Гомель, Винница, Ростов, Горький, Куйбышев, Свердловск, Челябинск, Витебск, Бобруйск и Могилев. В Советском Союзе насчитывалось свыше 60 населенных пунктов, в которых еврейское население превышало 10,000 человек.

1,733,183 евреев (76.4 процента - по переписи 1959 года) назвали русский язык своим родным языком. Около 23,000 назвали родным языком украинский, около 25,000 - грузинский, около 20,000 - таджикский. Только 403, 900 (около 18 процентов) назвали родным языком идиш. К 1970 году их число сократилось до 17.7, и это притом, что многие называли идиш родным языком не потому, что они им пользовались, а чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Наибольший процент говоривших на идише находился в Литве (69 %), Молдавии (50.3 %) и Латвии (48 %). Это были, в основном, представители старшего поколения.

В наибольшей степени сохранили еврейский образ жизни, традиционную семью и связь с еврейской общиной и синагогой грузинские, бухарские и татские (горские) евреи, относящиеся к неашкеназской ветви советского еврейства.

Подавляющее большинство, подобно остальному населению Советского Союза, было нерелигиозным. Оно оторвалось от традиционного образа жизни и общины, с успехом впитало в себя русскую культуру и не имело возможности познакомиться со своей собственной. В этих условиях многие перестали понимать, чтó означает их еврейство, кроме происхождения и соответствующей отметки в паспорте («евреи без еврейства», называли их в Израиле в первые годы после эмиграции).

Есть фундаментальная разница в определении еврея на Западе и в Советском Союзе. На Западе национальность это гражданство: в Америке еврей, как и все прочие, американец, во Франции - француз, в Англии - англичанин. Он еврей в силу определенных культурных и религиозных предпочтений. При этом в официальных документах не указывается этническое происхождение или религиозная конфессия. «Быть евреем (на Западе) является делом добровольным - человек становится евреем или перестает им быть по своему желанию (численность еврейского населения определяется там по принадлежности к одной из тысяч синагог, одной из многих сотен еврейских организаций или по участию в еврейской общинной благотворительности)… в Советском Союзе еврей - это национальность»20, это данность, с которой человек живет всю жизнь. Она определяется этническим происхождением родителей, и изменить ее очень сложно.

Национальность записывалась в паспорте в пункте под номером пять (знаменитый пятый пункт). Граждане были обязаны постоянно иметь его при себе и предъявлять в различных инстанциях и ситуациях. В условиях государственного и бытового антисемитизма это серьезно усложняло жизнь евреев. Неудивительно поэтому, что многие прилагали усилия изменить национальность себе или своим детям, воспользовавшись анархией войны, переселений или просто с помощью подкупа. В случае смешанных пар, превышавших пятьдесят процентов (перепись 1970 года), дети могли легально выбрать себе нееврейскую национальность. Нельзя сказать, что это сильно облегчало им жизнь, поскольку во многих случаях родословная прослеживалась, да и били «не по паспорту, а по физиономии».

Для значительной части населения еврейство имело отрицательную коннотацию. Положение изменила Шестидневная война, разрушившая ряд мифов, создававших негативный облик евреев. В результате начался обратный процесс: часть евреев, записанных русскими, особенно среди молодежи, стали бороться за восстановление записи еврейской национальности в их документах. Зачастую они хотели продемонстрировать этим протест против официальной политики и солидарность с Израилем, куда многие намеревались репатриироваться.

Наибольшим изменениям подверглись евреи, ставшие объектом революционных преобразований с первых лет советской власти. Они составят первую группу нашего рассмотрения. Несколько особняком среди них стоят восточные евреи Грузии, Дагестана и республик Средней Азии, которые хоть и прошли весь путь, начиная с Октябрьской революции, но, в силу определенных политических причин, о которых ниже, находились под значительно меньшим антирелигиозным и антинациональным давлением властей. Они составят вторую группу в нашем рассмотрении. Еще одну, третью группу, составят евреи западных областей Украины, Молдовы и Прибалтийских республик, присоединенных к Советскому Союзу в результате Второй Мировой войны и к описываемому периоду находившихся под советской властью на протяжении одного поколения.

Первая группа составляла 82 процента еврейского населения и была наиболее высокообразованной и ассимилированной его частью. Мы уже рассмотрели некоторые из ее параметров. Эмиграция из этой группы будет относительно незначительной и составит за пять лет (1971-1975) около 36,000 человек. Половина эмигрантов из этой группы отсеется в Вене. Это значит, что через пять лет относительно массовой эмиграции около одного процента из этой группы приедет в Израиль, а девяносто восемь процентов продолжит жить в Советском Союзе. Кроме того, около трех тысяч человек из этой группы позднее покинут Израиль.

Вторая группа по переписи 1970 года насчитывала около 120,000 человек, что составляло около 6 процентов еврейского населения. Легенды, передаваемые из поколения в поколение, связывают их происхождение с десятью коленами, изгнанными ассирийцами со Святой Земли около 2,700 лет тому назад. Районы их расселения на южной и юго-восточной периферии СССР были аннексированы Россией только в 19 столетии. Грузинские евреи живут среди грузин-христиан, сохраняющих сильные религиозные и культурные традиции. Грузины приняли христианство намного раньше русских, всегда гордились своей древней цивилизацией и терпимо относились к евреям, находящимся в их среде. Две другие подгруппы - горские и бухарские евреи живут среди мусульманских народов, также сохраняющих сильные религиозные традиции и богатое культурное наследие.

В первые годы большевистского режима в этих районах поднялись мощные антирусские движения, ставившие своей целью национальную независимость от России. Советский режим подавил движения сопротивления с большими военными потерями. Для умиротворения местного населения и из страха перед продолжением сепаратистских беспорядков большевики сформулировали специальный подход к этим регионам, называвшийся «Восточной политикой коммунистической партии».

Восточная политика проявляла большую терпимость к местным традициям, включая религию. Ликвидация религиозных структур здесь осуществлялась медленно и осторожно, не достигая уровня России, Украины и Белоруссии даже на втором десятилетии советской власти. Эта специальная политика применялась также по отношению к местному еврейскому населению. В результате попытки секуляризировать еврейскую культуру в этих районах достигли лишь очень небольшого успеха.

Было бы, конечно, преувеличением сказать, что эта группа пришла в наше время как религиозный организм, но она, безусловно, придерживалась еврейской религиозной традиции в значительно большей степени, чем другие группы. «В их семьях три-четыре поколения живут вместе под одной крышей или в соседних домах. Старейший возглавляет клан. В каждой семье шесть-восемь детей. На трапезу собираются от десяти до двадцати человек, а по субботам и праздникам собирается вместе весь клан. Даже члены компартии делают своим детям обрезание. Свадьбы и похороны осуществляются в полном соответствии с древней традицией, которую соблюдает и стар и млад. Семьи поддерживают свои синагоги».22 Одним из наиболее важных духовных элементов их традиции является особая привязанность к Земле Израиля как к Святой Земле данной Аврааму, Ицхаку и Якову и их потомкам. Первый документ движения за репатриацию советских евреев, ставший широко известным как внутри советского Союза, так и за рубежом, - письмо восемнадцати грузинских семей, - пронизан этим духом. Составляя всего 6 процентов от еврейского населения, эта группа в первые пять лет массовой эмиграции дала 37.3 процента алии - сорок одну тысячу из ста десяти тысяч приехавших. В составе группы практически не было людей, менявших свой маршрут в Вене на какую-либо западную страну.

Третья группа в 1970 году насчитывала 257,000 человек, что составляло 12 процентов еврейского населения. В этой группе между двумя мировыми войнами функционировали важные центры культурной и общественной активности. С основания независимой Латвии в 1918 году и до фашистского переворота в 1934 году в ней действовал широкий спектр еврейских организаций, сионистских и не сионистских, от «Агудат Исраель» до «Бунда». В столице Латвии Риге начинал свой путь «Бейтар». В городе существовала разветвленная образовательная сеть с преподаванием на иврите или на идише. Функционировал театр на идише, несколько еврейских клубов и еврейские газеты. После 1934 года всякая национальная деятельность была запрещена, но на практике бóльшая часть культурной активности продолжалась до прихода русских.

В независимой Литве также функционировали разнообразные политические организации. После националистического переворота 1926 года эта активность продолжалась в полулегальных условиях, практически не сокращаясь. Несмотря на постоянно растущий антисемитизм, система школ, в которых языками преподавания были иврит и идиш, активно функционировала. Вильнюс, находившийся тогда на польской территории и возвращенный Литве в 1939 году Советским Союзом, рассматривался как один из мировых центров культуры на идише. Культура на современном иврите также получила развитие. Несмотря на сильную религиозную нагрузку в системе преподавания, большинство общественной, культурной и образовательной активности в Литве было светским.

В северной Буковине и Бессарабии, принадлежавших между двумя мировыми войнами Румынии, еврейский активизм главным образом сионистского характера процветал, несмотря на частые волны антисемитизма. Существовала сеть школ на идише и иврите, функционировала еврейская пресса на идише, немецком и румынском. Значительная часть культурной и общественной активности была светской. Влияние полнокровной активности сохранилось после войны благодаря евреям, пережившим Холокост в русском тылу, в советской армии, в рядах партизан, в гетто или в советских исправительно-трудовых лагерях. Выжившие сохранили знание иврита и идиша, многие молодые люди росли в семьях, сохранявших досоветские культурные традиции.

Даже евреи, поселившиеся в этих районах после войны, испытывали влияние местных евреев и приобщались к их взглядам. Неудивительно поэтому, что уже в пятидесятых годах Вильнюс стал одним из центров еврейского культурного возрождения, а Рига стала одним из центров сионистской активности. В целом третья группа значительно меньше восточных евреев отличалась от окружающей ее социальной среды. Составляя 12 процентов еврейского населения, эта группа за первые пять лет массовой эмиграции дала 46.3 процента алии - 51 тысячу человек. У нее был очень небольшой отсев в Вене и из Израиля - по одному проценту.

Дополнительные штрихи к групповому портрету советских евреев можно получить из несколько неожиданного источника. В 1972 году в Советском Союзе готовились к первому визиту американского президента Ричарда Никсона. Советское руководство было информировано об активности еврейских организаций Америки накануне этого визита, часть советских руководителей испытала эту активность на собственном опыте. Они знали, что дискриминация еврейского населения внутри Советского Союза и ограничения на эмиграцию были источником постоянной критики советского руководства. В этих условиях председатель КГБ Ю.Андропов (по матери Файнштейн) отправил в ЦК КПСС ряд справочных материалов «для возможного использования на пресс-конференциях для иностранных журналистов в период пребывания в Советском Союзе президента США». Справка на двадцати страницах была подготовлена начальником пятого управления КГБ Бобковым.

Воспользуемся выдержками из этих материалов (язык оригинала):

« Секретно

…В настоящее время евреи представлены 521 тысячей специалистов народного хозяйства (3.5 % всех специалистов СССР)…

110.1 тысяч евреев - студенты высших учебных заведений, что составляет 5,12 % всего еврейского населения страны. По общему числу студентов высших учебных заведений евреи занимают пятое место среди народов СССР. 63.7 тысячи представителей еврейской национальности работают в области науки, что составляет 7,2 %. Из них 3.5 тысячи - доктора наук, 20 тысяч - кандидаты наук, 5.5 тысяч - аспиранты. По численности научных работников евреи занимают третье место после русских и украинцев. По численности докторов наук - второе место после русских.

Среди депутатов Верховного Совета СССР, Верховных советов республик и местных Советов около 8 тысяч евреев.

Высшего отличия - звания Героя Советского Союза удостоены 117 человек еврейской национальности, Героя Социалистического труда - 71 человек, в том числе дважды Героя Советского Союза - 2, дважды Героя Социалистического труда - 4, трижды Героя Социалистического труда - 3 человека.

За отвагу, проявленную при защите социалистического Отечества, за трудовые достижения и успехи в развитии науки и искусства в общей сложности 339 тысяч евреев награждены орденами и медалями СССР.

Почетное звание лауреата Ленинской премии в области литературы и искусства получили в стране всего 116 человек, из них евреев - 11 человек; в области науки и техники - всего 955 человек, из них евреев - 105 человек. Звание лауреата Государственной премии в области литературы и искусства получили в стране всего 1781 человек, из них евреев - 213 человек; в области науки и техники - всего 9272 человека, из них евреи - 1180 человек.

Значительное количество лиц еврейской национальности занято в литературе и печати (9.8 %), искусстве (8.13 %), медицине (5.8 %)…

Только в 1971 году массовым тиражом издано собрание сочинений ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА, переведено с идиш на русский и другие языки народов СССР более 300 книг еврейских авторов общим тиражом 40 миллионов экземпляров.

В Москве на языке идиш издается литературно-художественный журнал „Советиш Геймланд“, в Еврейской автономной области - газета „Биробиджанер штерн“, распространяемые в стране и за рубежом. Действуют народные еврейские театры в Биробиджане, Вильнюсе, Каунасе, Риге и Кишиневе, драматическая труппа в составе „Москонцерта“. В театрах и концертных залах страны регулярно выступает Московский еврейский драматический ансамбль под руководством заслуженного артиста РСФСР Б.ШВАРЦЕРА, ансамбль „Блуждающие звезды“ под руководством А.ГУЗИК, музыкальная группа СИДИ ТАЛЬ, театральный ансамбль малых форм под руководством Э.РОЙТМАН…

В местах со значительным количеством еврейского населения - в Москве, Ленинграде, Киеве, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Тбилиси, Кутаиси, Одессе и других городах имеется около 100 синагог. Помимо этого в больших и малых населенных пунктах, где живут верующие евреи, существует более 300 миньонов. При Московской хоральной синагоге действуют духовная школа (иешибот) по подготовке служителей религиозного культа и механизированная пекарня по выпечке мацы. Только в 1972 году в этой пекарне было выпечено более 100,000 кг мацы…

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

Приведенные в данной справке статистические данные показывают, что еврейское население Советского Союза все еще играло важную роль в экономической, культурной и научной жизни страны.

Эти данные были призваны, естественно, создать у высоких гостей и журналистов благоприятное впечатление о положении еврейского меньшинства. Они хорошо иллюстрируют, каким образом советской пропаганде удавалось в течение стольких лет дурачить западных интеллектуалов и левые движения, среди которых был высокий процент евреев. В этой справке ничего не говорится о национальной кадровой политике, то есть принудительной повсеместной замене евреев на местные национальные кадры, в ней умалчивался процессе вытеснения евреев из целого ряда областей деятельности. Она ничего не говорит о проблемах молодого поколения, сталкивающегося с процентными нормами при поступлении в ВУЗы, дискриминацией при поступлении на работу и огромном прессе государственного и бытового антисемитизма, достигшего уровня настоящей пропагандистской вакханалии после Шестидневной войны.

…Уже никому. Советские евреи были нужны сначала для создания советской власти, потом для борьбы с ней. Нужны были как агенты влияния, как шумные протестанты, возмущанты, отъезжанты, протестованты… Вместе с крахом советской цивилизации исчезла и малейшая потребность в советских евреях. Они скорее могут раздражать, как мрачное напоминание об ушедшей эпохе.

Потребность и в политических евреях всех сортов становится все меньше и меньше. Причина простая: причины, вызвавшие к жизни это явление, уходят в прошлое.

Когда нужно было доказывать, что еврей не хуже других, а само провозглашение себя евреем требует порой немалого мужества, - в этом был смысл. А сейчас? Когда еврейство стало своего рода международным дворянством? Когда евреям можно то, чего напрочь нельзя никому другому?

Есть, конечно, ловля «антисемитов» под кроватью, борьба за свои особые права «уникальных жертв» «беспрецедентных» расправ. Идет борьба за влияние, за деньги, связанные с Израилем, германскими репарациями за «6 млн невинных жертв». Советским евреям и тут особо ничего не «светит»: для этого нужны евреи не советские, а сионисты и расисты. Чтобы бегали, орали, поддерживали в немцах чувство «исторической вины», сплачивали «своих», собирали подписи и деньги.

Советские евреи довольно легко переходят в это качество… Меняют идеологию. Но и тут рабочие места скорее сокращаются.

В США происходит то же самое, что происходило в СССР: ассимиляция. Уходит поколение, еще помнящее попахивавший антисемитизмом мир ДО Второй мировой. Внуки тех, на чьих глазах бежали евреи из Германии, имеют совсем другой бытовой опыт. На глазах становятся дефицитом богатые спонсоры из США. Их адреса и телефоны охраняют пуще, чем герои Джека Лондона охраняли свои золотоносные участки на Клондайке. Впрочем, об этом в другой книге.

Рано или поздно иссякнет поток евро из Германии. Сколько можно платить черт знает за что?! В еврейской среде в США, кстати, вовсе и не скрывается, что холокост - это большой бизнес и на нем делаются деньги.

К тому же преступления сионистов в Израиле оттолкнули от них даже вчерашних союзников. Еще в 1970-е в глазах западного мира Израиль был «свой» и был «исторически прав». Теперь он «исторически не прав», а своими все больше делаются арабы. Еще недавно книги Шамира никто не стал бы печатать и читать, а высказывания Хомского - слушать. Теперь их-то и слушают, а что полуграмотные раввины издают густой чесночный запах, оглушая всех воплями про «евреев, ненавидящих себя», «антисемитизм» и прочий бред, - так кому эти сокровища нужны? Телушкина и Даймонта потому и издают в России, что больше этих кретинов никто и нигде не читает.

В общем, политических евреев ждут все более тощие времена. Не позавидуешь. А тут еще очень реальная возможность сделаться «крайними» в новой войне…

Другое по теме

Евреи всех народов, или Иудейская цивилизация
В мире много идей и затей Но вовек не бывало в истории, Чтоб мужчины рожали детей, А евреи друг с другом не спорили. И. Губерман Евреи считают себя единым народом… Таковым считают их и самые отпетые антисемиты. Но какой же э...

«Еврейский вопрос» на протяжении советской истории возникал часто. В 1970-1980 годах он встал с новой остротой.

Шестидневная война

Все началось с «Шестидневной войны», в которой Израилю удалось разгромить армии Сирии, Египта, Иордании и других арабских стран. СССР в этом конфликте активно помогал оружием арабским странам. Еще начале мая 1967 года советский МИД начал открыто обвинять Израиль в планировании нападения на Сирию. На самом деле, со стороны Египта, Сирии и Иордании велись провокации военного конфликта. Египет закрыл Тиранский пролив для израильских судов, король Иордании Хусейн ибн Талал заключил пакт с египетским лидером Насером об «аренде» иорданских войск египтянами.

Зачем советское правительство помогало арабам? В конце 1960-ых на Ближнем Востоке активно стали культивироваться идеи марксизма и социализма. Где-то даже к власти (например, в Сирии) пришли прокоммунистически настроенные силы. Таким образом СССР начал активно спонсировать развитие социалистических идей в арабских странах, чтобы закрепиться на геополитически важном регионе.

В этой ситуации израильское правительство решило нанести превентивный удар. СССР во время войны помогала коалиции арабских стран оружием, боеприпасами и военными специалистами. Целью было налаживание дружеских отношений с Сирией и возможность закрепления на Ближнем Востоке. Несмотря на неравные силы, Израиль упреждающим ударом на суше и на море отбросил войска противников. Из-за победы израильтян 10 июня 1967 года СССР и страны Восточной Европы прекратили дипломатические отношения с Израилем.

После того, как СССР в одностороннем порядке прекратил дипломатические отношения с Израилем, для евреев в Советском Союзе стало «мало места». Активизировалась антисионистская политика, как внутренняя, так и внешняя. Начался 20-летний период притеснения евреев. Их вытесняли с руководящих постов, не брали на высокие государственные должности, закрывали дорогу в госструктуры (МИД, КГБ, МВД). Для таких должностей требуется высшее образование – и в ВУЗы, где готовили будущих специалистов в госаппарат, евреев тоже не принимали. Точнее, принимали не всех, так как негласно ввели квоту на прием студентов еврейской национальности.

Но это были скорее устные рекомендации и общие настроения в СССР. Конкретных указов и сохранившихся документов о притеснении в архивах нет. Вместе с тем в СМИ начинается прессинг советских евреев с большим количеством «разоблачающих» и антисемитских публикаций.

С 1967 года политика Советского Союза относительно Израиля и евреев была следующей: антиизраильская политика на Ближнем Востоке, антисионистской внутри страны, которая фактически вылилась в антисемитизм.
В итоге политика государства спровоцировала волну эмиграции евреев из СССР. Для Советского Союза это был болезненный момент - уезжали высокопрофессиональные специалисты, ученые, люди искусства...

Тогда нашли решение: мотивация к открытию советской границы для евреев – «воссоединение семей». Такое объяснение было актуальным до 1991 года, когда СССР исчезло как государство. 10 июня 1968 года глава МИДа Андрей Громыко и глава КГБ Юрий Андропов подали советскому руководству письмо с предложением разрешить советским евреям эмигрировать. В результате установили квоту выезжающих – 1500 человек, «лицам преклонного возраста, не имеющим высшего и специального образования».

Еврейская эмиграция

Травля евреев началась с новой силой, теперь как «отъезжающих» граждан. Пошла новая волна публикаций в газетах. В 1974 году Оников, служащий в отделе пропаганды КПСС сделал отчет о причинах отъезда большого количества евреев. Вывод неутешительный: грубые ошибки внутренней политики СССР, публикации Кичко, Евсеева и Большакова, которые воспринимались как нападки, и неуверенность евреев за свою жизнь.
Из-за того, что СССР «открыл» границы евреям, арабские страны начали роптать, ведь это значило, что Израиль крепнет в демографическом плане. Поэтому квота выезжающих из СССР постоянно менялась: в 1968 году уехал 231 человек, в 1969 уже 3033, годом позже – 999 человек, а в 1971 году цифра выросла до 12 897 человек. Практически все эмигрировали в Израиль, и только 4 человека уехало в США в 1971 году.

Поправка Джексона – Вэника

В 1974 году сенатор из Вашингтона Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник из штата Огайо внесли поправку в Закон о торговле США. Из-за этой поправки СССР лишался статуса благоприятной торговли. Если Советский Союз согласился бы с такими условиями, то должен был поднять планку квоты выезжающих евреев до 60 тысяч в год. Естественно, поправку Джексона-Вэника поддержали евреи в США и в СССР. Но Советский Союз отказался от таких условий, посчитав предложение американцев вмешательством во внутреннюю политику страны.

1980-е

В 1979 году советские войска ввели в Афганистан, и началось новое противостояние с Западом. Теперь мнение западных коллег вообще перестало иметь вес в «еврейском вопросе». СССР поддался давлению стран Ближнего Востока, которые настаивали на закрытии границы для советских евреев. Если в 1980-м году из страны уехало больше 21 тысячи человек, то в 1984 году – только 896. В первой половине 1980-х в СССР началась новая волна антисемитизма, сравнимая гонением евреем во время сталинской эпохи. КГБ еще в 1970-ые проводили показательные репрессии. В 1977 году к ссылке приговорили к двум годам ссылки преподавателя иврита Бегуна, в 1978 за демонстрации – семью Слепак. Потом арестовывали за «злостное хулиганство», за «хранение наркотических веществ», за «еврейский самиздат».
Евреев перестали «отпускать» по разным причинам. Самая популярная – «секретность», потом «нецелесообразность». «Отказники» начали ответную деятельность, собирая документы о несекретном характере своей работы. «Отказное» движение набирало обороты, в КГБ создали специальный «еврейский отдел» для работы с отказниками. «Отказники» выражали свою позицию через демонстрации, организовывали кружки по изучению истории евреев, иврита. Существовали научные семинары, на которых ученые, потерявшие работу, обсуждали передовые идеи. Поддержать ученых приезжали западные коллеги, привозили материалы, делали научные доклады. Отказники становились враждебными по отношению к СССР, подключали мировую общественность к своей проблеме. Чтобы решить вопрос, СССР ввели небольшую плату для выезжающих евреев. Для неработающих людей эта сумма была существенной, и со стороны выглядело, как будто советские евреи были рабами. Точкой кипения отношений между советским союзом и отказниками стало «самолетное дело».

Согласно переписи 1970 года в Советском Союзе проживало 2,151,000 евреев. По сравнению с переписью 1959 года их чис­ленность сократилась на 5.2 процента. Евреи оказались единст­венной крупной национальной группой в СССР, постоянно сок­ращавшей свою численность, и это происходило еще до начала массового выезда.

Большинство евреев были сосредоточены в западных обла­стях Украины (500 тысяч) и Белоруссии (148 тысяч), в Мол­давии (98 тысяч), республиках Прибалтики (65 тысяч), Грузии (55 тысяч), в Москве (250 тысяч) и Ленинграде (156 тысяч)… Двадцать четыре процента еврейского населения составляли люди с высшим и средним специальным образованием. По это­му показателю они прочно занимали первое место, опережая (на душу населения) русских в девять раз, украинцев – в двенадцать раз, белорусов – в семнадцать раз. Евреи в высшей степени урбанизированы. По переписи 1959 года менее пяти процентов из них проживали в сельской мест­ности. Значительное еврейское население сконцентрировалось в таких городах, как Одесса (более 100,000), Харьков (около 80,000), Днепропетровск и Рига (по 35,000), Львов, Черновцы, Житомир, Гомель, Винница, Ростов, Горький, Куйбышев, Свер­дловск, Челябинск, Витебск, Бобруйск и Могилев. В Советском Союзе насчитывалось свыше 60 населенных пунктов, в которых еврейское население превышало 10,000 человек.

1,733,183 евреев (76.4процента – по переписи 1959 года) наз­вали русский язык родным. Около 23,000 назвали родным язы­ком украинский, около 25,000 – грузинский, около 20,000 – тад­жикский. Только 403, 900 (около 18 процентов) назвали родным языком идиш. К 1970 году это число сократилось до 17.7, и это притом, что многие называли идиш родным языком не потому, что они им пользовались, а чтобы подчеркнуть свою националь­ную идентичность. Наибольший процент говоривших на идише находился в Литве (69%), Молдавии (50.3%) и Латвии (48%) – в основном, представители старшего поколения.

В наибольшей степени сохранили еврейский образ жизни, традиционную семью и связь с еврейской общиной и синагогой грузинские, бухарские и татские (горские) евреи, относящиеся к неашкеназской ветви советского еврейства.

Подавляющее большинство, подобно остальному населению Советского Союза, было нерелигиозным. Оно оторвалось от тра­диционного образа жизни и общины, с успехом впитало русскую культуру и не имело возможности познакомиться со своей соб­ственной. В этих условиях многие перестали понимать, чтó озна­чает их еврейство, кроме происхождения и соответствующей от­метки в паспорте (“евреи без еврейства”, называли их в Израиле в первые годы после эмиграции).

Есть фундаментальная разница в определении еврея на Западе и в Советском Союзе. На Западе национальность это гражданст­во: в Америке еврей, как и все прочие, американец, во Франции – француз, в Англии – англичанин. Он еврей в силу определенных культурных и религиозных предпочтений. При этом в официаль­ных документах не указывается этническое происхождение или религиозная конфессия. “Быть евреем (на Западе) является делом добровольным – человек становится евреем или перестает им быть по своему желанию (численность еврейского населения оп­ределяется там по принадлежности к одной из тысяч синагог, од­ной из многих сотен еврейских организаций или по участию в ев­рейской общинной благотворительности)… в Советском Союзе еврей – это национальность”, это данность, с которой человек живет всю жизнь. Она определяется этническим происхождени­ем родителей, и изменить ее очень сложно.

Национальностьзаписывалась в паспорте в пункте под номе­ром пять (знаменитый пятый пункт). Граждане были обязаны по­стоянно иметь его при себе и предъявлять в различных инстан­циях и ситуациях. В условиях государственного и бытового ан­тисемитизма это серьезно усложняло жизнь евреев. Неудивитель­но поэтому, что многие прилагали усилия изменить нежелатель­ную запись себе и своим детям, воспользовавшись анархией во­йны, переселений или просто с помощью подкупа. В случае сме­шанных пар, превышавших пятьдесят процентов (перепись 1970 года), дети могли легально выбрать себе нееврейскую националь­ность. Нельзя сказать, что это сильно облегчало им жизнь, поско­льку во многих случаях родословная прослеживалась, да и били “не по паспорту, а по физиономии”.

Для значительной части населения еврейство имело отрица­тельную коннотацию. Положение изменила Шестидневная вой­на, разрушившая ряд мифов, создававших негативный облик ев­реев. В результате начался обратный процесс: часть евреев, запи­санных русскими, особенно среди молодежи, стали бороться за восстановление записи еврейской национальности. Зачастую они хотели продемонстрировать этим протест против официальной политики и солидарность с Израилем, куда многие намеревались репатриироваться.

Наибольшим изменениям подверглись евреи, ставшие объек­том революционных преобразований с первых лет советской вла­сти. Они составят первую группу нашего рассмотрения. Несколь­ко особняком среди них стоят восточные евреи Грузии, Дагеста­на и республик Средней Азии, которые хоть и прошли весь путь, начиная с Октябрьской революции, но, в силу определенных по­литических причин, о которых ниже, находились под значитель­но меньшим антирелигиозным и антинациональным давлением властей. Они составят вторую группу в нашем рассмотрении. Еще одну, третью группу, составят евреи западных областей Ук­раины, Молдовы и Прибалтийских республик, присоединенных к Советскому Союзу в результате Второй мировой войны и к опи­сываемому периоду находившихся под советской властью на протяжении одного поколения.

Первая группа составляла восемьдесят два процента еврейского населения и была наиболее высокообразованной и ассимилирован­ной его частью. Мы уже рассмотрели некоторые из ее параметров. Эмиграция из этой группы будет относительно незначительной и составит за пять лет (1971-1975) около 36,000 человек. Половина эмигрантов этой группы отсеется в Вене. Это значит, что через пять лет относительно массовой эмиграции около одного процента от этой группы приедет в Израиль, а девяносто восемь процентов про­должит жить в Советском Союзе. Кроме того, около трех тысяч человек, относящихся к этой группе, позднее покинут Израиль.

Вторая группа по переписи 1970 года насчитывала около 120,000 человек, что составляло около 6 процентов еврейского на­селения. Легенды, передаваемые из поколения в поколение, связы­вают их происхождение с десятью коленами, изгнанными ассирий­цами со Святой Земли около 2,700 лет тому назад. Районы их рассе­ления на южной и юго-восточной периферии СССР были аннекси­рованы Россией только в девятнадцатом столетии. Грузинские ев­реи живут среди грузин-христиан, сохраняющих сильные религиоз­ные и культурные традиции. Грузины приняли христианство нам­ного раньше русских, всегда гордились своей древней культурой и терпимо относились к евреям, находившимся в их среде. Две дру­гие подгруппы – горские и бухарские евреи – живут среди мусуль­манских народов, также сохраняющих религиозные традиции и богатое культурное наследие.

В первые годы большевистского режима в этих районах под­нялись мощные антирусские движения, ставившие своей целью национальную независимость от России. Советский режим пода­вил движения сопротивления с большими военными потерями. Для умиротворения местного населения и из страха перед продо­лжением сепаратистских беспорядков большевики сформулиро­вали специальный подход к этим регионам, называвшийся “Вос­точной политикой коммунистической партии”.

Восточная политика проявляла большую терпимость к мест­ным традициям, включая религию. Ликвидация религиозных структур здесь осуществлялась медленно и осторожно, не дости­гая уровня России, Украины и Белоруссии даже на втором деся­тилетии советской власти. Такая специальная политика применя­лась также по отношению к местному еврейскому населению. В результате попытки секуляризировать еврейскую культуру в этих районах достигли лишь очень небольшого успеха.

Было бы, конечно, преувеличением сказать, что эта группа пришла в наше время как религиозный организм, но она, безус­ловно, придерживалась еврейской религиозной традиции в зна­чительно большей степени, чем другие группы. “В их семьях три-четыре поколения живут вместе под одной крышей или в сосед­них домах. Старейший возглавляет клан. В каждой семье шесть-восемь детей. На трапезу собираются от десяти до двадцати че­ловек, а по субботам и праздникам собирается вместе весь клан. Даже члены компартии делают своим детям обрезание. Свадьбы и похороны осуществляются в полном соответствии с древней традицией, которую соблюдают и стар, и млад. Семьи поддер­живают свои синагоги”. Одним из наиболее важных духовных элементов их традиции является особая привязанность к Земле Израиля как к Святой Земле, данной Аврааму, Ицхаку и Яакову и их потомкам. Первый документ движения за репатриацию совет­ских евреев, ставший широко известным как внутри советского Союза, так и за рубежом, – письмо восемнадцати грузинских се­мей, – пронизан этим духом. Составляя всего 6 процентов от ев­рейского населения, эта группа в первые пять лет массовой эмиг­рации дала 37.3 процента алии – сорок одну тысячу из ста десяти тысяч приехавших. В составе группы практически не было лю­дей, менявших свой маршрут в Вене на какую-либо западную страну. 21

Третья группа в 1970 году насчитывала 257,000 человек, что составляло 12 процентов еврейского населения. В этой группе между двумя мировыми войнами функционировали важные цен­тры культурной и общественной активности. С основания неза­висимой Латвии в 1918 году и до фашистского переворота в 1934 году в ней действовал широкий спектр еврейских организаций, сионистских и несионистских, от “Агудат Исраель” до “Бунда”. В столице Латвии Риге начинал свой путь “Бейтар”. В городе суще­ствовала разветвленная образовательная сеть с преподаванием на иврите или на идише. Функционировал театр на идише, несколь­ко еврейских клубов и еврейские газеты. После 1934 года всякая национальная деятельность была запрещена, но на практике бó­льшая часть культурной активности продолжалась до прихода русских.

В независимой Литве также функционировали разнообразные политические организации. После националистического перево­рота 1926 года эта активность продолжалась в полулегальных ус­ловиях, практически не сокращаясь. Несмотря на постоянно рас­тущий антисемитизм, система школ, в которых языками препода­вания были иврит и идиш, активно функционировала. Вильнюс, находившийся тогда на польской территории и возвращенный Литве в 1939 году Советским Союзом, рассматривался как один из мировых центров культуры на идише. Культура на современ­ном иврите также получила развитие. Несмотря на сильную ре­лигиозную нагрузку в системе преподавания, бόльшая часть об­щественной, культурной и образовательной активности в Литве было светской.

В северной Буковине и Бессарабии, принадлежавших между двумя мировыми войнами Румынии, еврейский активизм, глав­ным образом сионистского характера, процветал, несмотря на ча­стые волны антисемитизма. Существовала сеть школ на идише и иврите, функционировала еврейская пресса на идише, немецком и румынском. Значительная часть культурной и общественной активности была светской. Влияние той национальной деятель­ности сохранилось после войны благодаря евреям, пережившим Холокост в русском тылу, в советской армии, в рядах партизан, в гетто или в советских исправительно-трудовых лагерях. Выжи­вшие сохранили знание иврита и идиша, многие молодые люди росли в семьях, оберегавших досоветские культурные традиции.

Даже евреи, поселившиеся в этих районах после войны, испы­тывали влияние местных евреев и приобщались к их взглядам. Неудивительно поэтому, что уже в пятидесятых годах Вильнюс стал одним из центров еврейского культурного возрождения, а Рига стала одним из центров сионистской активности. В целом третья группа значительно меньше восточных евреев отличалась от окружающей ее социальной среды. Составляя 12 процентов еврейского населения, эта группа за первые пять лет массовой эмиграции дала 46.3 процента алии – пятьдесят одну тысячу че­ловек. У нее был очень небольшой отсев в Вене и из Израиля – по одному проценту.

Дополнительные штрихи к групповому портрету советских евреев можно получить из несколько неожиданного источника. В 1972 году в Советском Союзе готовились к первому визиту аме­риканского президента Ричарда Никсона. Советское руководство было информировано об активности еврейских организаций Аме­рики накануне этого визита, часть советских руководителей ис­пытала эту активность на собственном опыте. Они знали, что ди­скриминация еврейского населения внутри Советского Союза и ограничения на эмиграцию становились источником постоянной критики. В этих условиях председатель КГБ Ю.Андропов (по ма­тери Файнштейн) отправил в ЦК КПСС ряд справочных матери­алов “для возможного использования на пресс-конференциях для иностранных журналистов в период пребывания в Советском Со­юзе президента США”. Справка на двадцати страницах была подготовлена начальником пятого управления КГБ Бобковым. 28

Воспользуемся выдержками из этих материалов (язык ориги­нала):

“Секретно

…В настоящее время евреи представлены 521 тысячей специа­листов народного хозяйства (3.5% всех специалистов СССР)…

110.1 тысяч евреев – студенты высших учебных заведений, что составляет 5.12% всего еврейского населения страны. По общему числу студентов высших учебных заведений евреи занимают пятое место среди народов СССР. 63.7 тысячи представителей еврейской национальности работают в области науки, что составляет 7.2%. Из них 3.5 тысячи – доктора наук, 20 тысяч – кандидаты наук, 5.5 ты­сяч – аспиранты. По численности научных работников евреи зани­мают третье место после русских и украинцев. По численности до­кторов наук – второе место после русских.

Среди депутатов Верховного Совета СССР, Верховных советов республик и местных Советов около 8 тысяч евреев.

Высшего отличия – звания Героя Советского Союза удостоены 117 человек еврейской национальности, Героя Социалистического труда – 71 человек, в том числе дважды Героя Советского Союза – 2, дважды Героя Социалистического труда – 4, трижды Героя Со­циалистического труда – 3 человека.

За отвагу, проявленную при защите социалистического Отечес­тва, за трудовые достижения и успехи в развитии науки и искусства в общей сложности 339 тысяч евреев награждены орденами и меда­лями СССР.

Почетное звание лауреата Ленинской премии в области литера­туры и искусства получили в стране всего 116 человек, из них евре­ев – 11 человек; в области науки и техники – всего 955 человек, из них евреев – 105 человек. Звание лауреата Государственной премии в области литературы и искусства получили в стране всего 1781 че­ловек, из них евреев – 213 человек; в области науки и техники – всего 9272 человека, из них евреи – 1180 человек.

Значительное количество лиц еврейской национальности занято в литературе и печати (9.8%), искусстве (8.13%), медицине (5.8%)…

Только в 1971 году массовым тиражом издано собрание сочине­ний ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА, переведено с идиш на русский и дру­гие языки народов СССР более 300 книг еврейских авторов общим тиражом 40 миллионов экземпляров.

В Москве на языке идиш издается литературно-художественный журнал “Советиш Геймланд”, в Еврейской автономной области – газета “Биробиджанер штерн”, распространяемые в стране и за ру­бежом. Действуют народные еврейские театры в Биробиджане, Ви­льнюсе, Каунасе, Риге и Кишиневе, драматическая труппа в составе “Москонцерта”. В театрах и концертных залах страны регулярно выступает Московский еврейский драматический ансамбль под ру­ководством заслуженного артиста РСФСР Б.ШВАРЦЕРА, ансам­бль “Блуждающие звезды” под руководством А.ГУЗИК, музыкаль­ная группа СИДИ ТАЛЬ, театральный ансамбль малых форм под руководством Э.РОЙТМАН…

В местах со значительным количеством еврейского населения – в Москве, Ленинграде, Киеве, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Тбилиси, Кутаиси, Одессе и других городах имеется около 100 синагог. По­мимо этого в больших и малых населенных пунктах, где живут ве­рующие евреи, существует более 300 миньонов. При Московской хоральной синагоге действуют духовная школа (иешибот) по под­готовке служителей религиозного культа и механизированная пе­карня по выпечке мацы. Только в 1972 году в этой пекарне было выпечено более 100,000 кг мацы…

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

Приведенные в данной справке статистические данные пока­зывают, что еврейское население Советского Союза все еще иг­рало важную роль в экономической, культурной и научной жиз­ни страны.

Эти данные были призваны, естественно, создать у высоких гостей и журналистов благоприятное впечатление о положении еврейского меньшинства. Они хорошо иллюстрируют, каким об­разом советской пропаганде удавалось в течение стольких лет дурачить западных интеллектуалов и левые движения, среди ко­торых был высокий процент евреев. В этой справке ничего не го­ворится о национальной кадровой политике, т.е. принудительной замене евреев на местные национальные кадры, в ней умалчивал­ся о процессе вытеснения евреев из целого ряда областей деяте­льности. Она ничего не говорит о проблемах молодого поко­ления, сталкивающегося с процентными нормами при поступ­лении в ВУЗы, дискриминацией при поступлении на работу и огромном прессе государственного и бытового антисемитизма, достигшего после Шестидневной войны уровня настоящей про­пагандистской вакханалии.

“Еврейская эмиграция в свете новых документов”, Б. Морозов, Центр Каммингса, Тель Авивский Университет 1998, документ 41, стр139-140.

Loading...Loading...