В каком месяце рябиновая ночь. Славяне воробьиная ночь

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление

На южной Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка: там такой (Воробиной) ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Напишите отзыв о статье "Рябиновая ночь"

Примечания

Литература

  • Демидович П. Из области верований и сказаний белорусов // Этнографическое обозрение. ― М., 1896. № 1. Кн. 28. С. 91-120.
  • Азимов Э. Г. Полесские поверия о вихре // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. ― М., 1983
  • Матвеев Л. Т. Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. ― Л., Гидрометеоиздат, 1965.
  • Аксамітаў А. С. Беларуская народная міфалогія як крініца ўтварэння фразеалагічных адзінак // Problemy frazeologii europejskiej. II: Frazeologia a religia /Pod redakcija A. M. Lewickiego i W. Chlebdy. ― Warszawa: Energeia, 1997. S. 75.
  • Коваль У. І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: Даведнік па ўсх.-слав. міфалогіі. ― Гомель: Беларус. агенцтва навукова-тэхн. і дзелавой інфарм., 1995. 177 с.
  • Воробьиная ночь / Топорков А. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 433-434. - ISBN 5-7133-0704-2 .

Ссылки

  • Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; . - М .: Индрик , 2001. - С. 38–39 . - ISBN 5-85759-159-2 .
  • // Вестник Еврейского университета в Москве, № 3 (13), 1996

Отрывок, характеризующий Рябиновая ночь

– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.

Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь , укр. гороби́на ніч , белор. рабінавая ноч . Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь, зафиксированной в древнерусском языке начиная с XV века .

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Польский этнограф Чеслав Петкевич пишет в очерке о белорусском Полесье : «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой» .

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление

На юге России и Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка, которую называли воробьиной . На Украине такой ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Примечания

  1. , с. 433.
  2. Коваль У. Г. Да паходжання фразеалагізма рабінавая (вераб"іная) ноч // Белорусская лингвистика. - Мн. , 1994. - Вып. 43 . - С. 38-40 .
  3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Воробьиная ночь // Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. Под ред. В. М. Мокиенко. - М. , 2005. Архивировано 25 февраля 2009 года.
  4. Новгородская Четвертая летопись (неопр.) . ПСРЛ, т.4. Проверено 16 марта 1848.
  5. Филин Ф. П . Лексика русского литературного языка древнерусской эпохи // Учёные Записки педагогического ин-та им. А. И. Герцена. - Л. , 1949. - Т. 80 . - С. 258-259 .
  6. Финкель А. М. Воробьиная ночь // Вопросы языкознания. - М. , 1956. - № 4 . - С. 92-95 .


Рябиновые ночи — странные и мистические, наполнены древней магией и овеяны легендами и поверьями короткие ночи с грозами и зарницами. В эти ночи можно делать мощные обереги и совершать действенные ритуалы, потому что такими ночами заправляет таинственная сила, древняя и могучая.

Рябина или воробьи?

В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными».


Photo by Galina Jacyna


Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна:
  1. В украинском языке слова «горобина» (рябина) и «горобець» (воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний».
  2. Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц.
  3. В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают.
  4. В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины.
  5. Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина — правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры.
  6. Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина — в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе.
  7. Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная — от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца.
  8. Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет.
«Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября) , все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.»

Итак, неизменный атрибут рябиновых ночей — гром и молния. Вот тут мне хочется привести шикарный отрывок из статьи Павла Зыгмантовича

«....Итак, что такое Рябиновая ночь? Под этим поэтичным названием скрывается суровейшее испытание – гроза в конце лета, в его последние дни. Причём не просто гроза, а гроза ураганная, длинная.

Рябиновую ночь ждали. Все знали, что она обязательно будет и готовились к ней. Ещё с Вяликдня (Пасхи, по русски) не стирали скатерть, на которой ужинали, с тем, чтобы повязать её на ворота или столбы крыльца. Предполагалось, что подобный оберег отводил молнию в сторону от подворья.

Безусловно, Рябиновая ночь – всего лишь любопытный природный феномен, свойственный нашему региону или, возможно, тому региону, где когда-то жили наши предки (нынешний Иран? Балканы? Индостан?). Но объясняли этот феномен очень красиво.

Якобы после Купалья разная нечисть плодилась без меры и портила людям жизнь. К такому безмерному расплоду у них был приурочен специальный праздник. Названия его не сообщается, но это и понятно – с чего бы людям знать названия праздника нечисти?

Так вот, нечисть, значит, готовилась к празднику – готовила капустники, доклады о достигнутых результатах, награждения лучших нечистиков месяца. А в назначенную ночь, когда все съезжались в условленное место и начинали отмечать, бог Грымотник (Громовник; вероятно, одно из имён Перуна, впоследствии стал Ильём-пророком) устраивал им неожиданное фейерверк-шоу.

Грымотник-то, как известно, нечисть не любил, и охотился на неё с помощью молний и громов. Мелкие пакости он мог упустить и не заметить, но такой крупный сходняк, как Главный Сход Нечисти, он не пропускал. Копил молнии, прокачивал громы, тренировал ветры.

А когда праздник начинался, давал нечисти прикурить. Иногда и людям доставалось, но это они сами виноваты – кто запрещал вешать скатерть, как другие делали? Кстати, тех, кого в эту ночь ударила молния (или с кем рядом ударила) считали чародеями. С соответствующим отношением.

А почему спецоперация Грымотника называлась Рябиновая ночь? Ну, во-первых, Грымотник любил красивые, поэтические названия...»

Так когда же случались эти рябинно-воробьиные ночи?

Например, в Украине, по одной из версий, эта ночь на Симеона Столпника (1/14 сентября). Кстати, раз в году практикующие ведьмы подносят подношение темным силам для того, чтобы ладилась работа в следующий год, и происходило это действо именно на день Синеона Столпника по церковному календарю.

В моем родном краю считается, что в такие ночи цветет папоротник, но это не обязательно купальская — просто магическая ночь. Поэтому искать на Купала папоротник - не результативное занятие))) хотя травами запасаться нужными можно.

Бытуют также версии, что в настоящая Воробьиная Ночь бывает раз в семь лет: «На 100 ночей рябиновых лишь одна воробьиная».

А может их три, три волшебные ночи для сбора колдовских цветов и ягод: первая ночь приходит, когда зацветает рябина — и этот цвет можно использовать для любовной магии. Во вторую ночь отцветает рябина и можно делать порчи и рассорки, а в третью ночь дозревают ягоды и можно привлекать этими плодами к себе удачу и богатство!

Как использовать древнюю магию рябины и какую силу имеет простая нитка ягодных бус стоит выделить отдельным рассказом.

Рябина —это женское дерево, она дарит представительницам прекрасного пола красоту, сексуальную привлекательность и здоровье.

Это мощнейший оберег от нечисти во многих культурах.

Самые интересные поверья родились из историй про то, как рябина может сама за себя отомстить.

Поэтому прежде чем сломать рябиновую ветку, дереву кланялись и поясняли, зачем берут его частицу, а иначе — быть бедам.

Самая мелкая из которых зубная боль.

Есть даже специальный заговор на рябину от зубной боли, который произносится перед деревом на утренней заре (предварительно отбиваются три земных поклона дереву): «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть».

В народе бытовало поверье, что это дерево - страж, охраняющий от нашествия мира мертвых.

Рябина способна отогнать от тяжелобольного смерть, вернуть его к жизни, она преградит путь призракам и привидениям.

Мало того, рябина - еще и любовный талисман, способный в каждом разжечь огонь страсти».

Положите на подоконник веточку рябины с ягодами, пока гроздья остаются красными, темные силы до вас не дотянутся и любовь не покинет ваш дом. Только имейте в виду срезать рябину надо в сентябре, в день, когда Луна идет по знаку Девы, и непременно чистым новым ножом.

Согласно белорусской легенде, вкус рябины испортил черт, потому что рябина была отличным оружием против нечисти и порчи. Бытовал такой знахарский метод, порченого человека обкладывали рябиновыми ветками, но такими, чтобы были и ягоды и листья, поили при этом рябиновым настоем и через некоторое время порча снималась.

Это магическое дерево могло наделять человека даром предвидения, могло забирать болезни и перекладывать их на злых, нехороших людей.

На древесине рябины обычно резали защитные руны, поскольку рябина была известна своей способностью оберегать от колдовства. Кроме того, считалось, что рябина может защитить от сглаза и порчи, от злой воли, поэтому гроздья рябины развешивали на жерди у входа в загоны для скота и помещали их у дверной притолоки.

Считается, что рябина обостряет восприятие и развивает дар предвидения.

В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям.

Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.

А еще считалось, что «рябиновый дух» отгоняет все болезни, и поэтому на Руси издавна был распространен обычай выносить больного под рябиновое дерево.

Действительно, во многих случаях это и помогало излечиться, хотя тогда было неясно, что же именно помогало исцелять людей: действительно ли «рябиновый дух» или вера в то, что рябина всегда поможет, излечит…

А может вы рябина?

На основе магии, заключенной в деревьях (в том числе, конечно, и в рябине), был составлен гороскоп друидов. Древняя кельтская каста жрецов – друидов – проводила сопоставления между деревьями и человеческими характерами.

Так что если вы родились в промежутке между 1 и 10 апреля, а также между 4 и 13 октября, то про вас можно сказать, что вы рябина.

У вас, как считали друиды, скорее всего хрупкая и нежная внешность, но несгибаемая воля. Вы очень обаятельны и милы и очень любите доставлять радость окружающим вас людям. Но у вас слишком сильно развито чувство ответственности, и из-за этого вы часто страдаете, чувствуя себя виноватым (к сожалению, часто необоснованно). С вами бывает очень трудно общаться, потому что вам не хватает простоты во взаимоотношениях с окружающими.

Вы очень многое даете в любви, но вместе с тем многое и требуете. Ваша личная жизнь очень богата, но вы постоянно стремитесь проверить чувство на его подлинность, так что вас бывает трудно обмануть. А еще вы не способны предать другого – это ценное качество характера, которым обладает далеко не каждый.

РЯБИНОВЫЕ БУСЫ

Ее ветками очищали спальню для первой брачной ночи, невеста одевала рябиновые бусы, а жених мог прикрепить гроздья к поясу — дабы не глазили.


Мы видим, что детская забавка — самодельные бусы из ягод, особенно нанизанные на красную нитку веками охраняли женщин, украшали, лечили, вещали про скорую свадьбу и дарили плодовитость.

Сделать такие бусы легко, нужно просто набрать много красных ягод, взять иголку и нитку, а потом эту волшебную красоту стоит поносить, хотя если вы не любительница экстравагантности — то просто развесьте нитки бус на кухне, возле входной двери и в спальне.

До сих пор во многих деревнях от Британии до Урала маленькие девочки по осени нанизывают на нитку ягоды рябины и носят их как бусы, давно позабыв, что именно они делают, - а между тем такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта.


Рябина – cамый лучший союзник для женщин, которые находят истинное наслаждение в физической стороне любви. Прямой контакт с рябиной способен разбудить дремлющую в женщине сексуальность. Для рябины излюбленный женский возраст около 40 лет.

Таким женщинам она дарит в любви особенно теплую осень, полную сил.

Приметы

Рябина рясно цветет — к урожаю льна и овса.

Если рябины в лесу много — осень дождливая, если мало — сухая.

Если на рябине много ягод, зима будет холодной и суровой

Если на рябине рано желтеют листья — будет скорая осень и скорая зима. .

Кто срубит рябину, скоро сам умрет или в доме будет покойник.

Во сне есть рябину — к огорчению и слезам

ПОЛЕЗНЫЕ И ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА

Еще в Древней Греции (а затем в Древнем Риме) стало известно, что плоды рябины обладают ярко выраженным дезинфицирующим свойством. Вот почему, чтобы сохранить воду пригодной для питья в течение долгого времени, в нее бросали ветку рябины. Вода не только не портилась, но и приобретала приятный терпкий привкус.

Однако, как вы и сами знаете, полезные свойства рябины этим не исчерпываются.

Рябина (прежде всего, рябину обыкновенную) широко используется в народной медицине.

Это, конечно, далеко не случайно, ведь рябина обладает многими целительными свойствами: это и витаминное, и мочегонное, и слабительное, и противовоспалительное, и кровоостанавливающее средство. Лечат и цингу, и авитаминоз, и ревматизм, и заболевания желчного пузыря и кишечника.

Естественно, что рябина является испытанным народным лекарственным средством, которым лечили и продолжают лечить многие заболевания.

Естественно, что лечебные свойства рябины не забыты и сейчас.

Поскольку в настоящее время научная медицина тесно связана с народной, она часто черпает в ней сведения о лекарственных растениях и их целительных свойствах.

Вот почему рябина активно применяется в фармацевтике.

Рябиновые ночи.

Рябиновые ночи - странные и мистические, наполнены древней магией и овеяны легендами и поверьями короткие ночи с грозами и зарницами. В эти ночи можно делать мощные обереги и совершать действенные ритуалы, потому что такими ночами заправляет таинственная сила, древняя и могучая.

Рябина или воробьи?



В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными». Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна:

    В украинском языке слова «горобина»(рябина) и «горобець»(воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний».

    Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц.

    В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают.

    В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины.

    Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина - правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры.

    Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина - в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе.

    Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная - от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца.

    Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет.

    «Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.»


Итак, неизменный атрибут рябиновых ночей - гром и молния. Вот тут мне хочется привести шикарный отрывок из статьи Павла Зыгмантовича

«....Итак, что такое Рябиновая ночь? Под этим поэтичным названием скрывается суровейшее испытание – гроза в конце лета, в его последние дни. Причём не просто гроза, а гроза ураганная, длинная.

Рябиновую ночь ждали. Все знали, что она обязательно будет и готовились к ней. Ещё с Вяликдня (Пасхи, по русски) не стирали скатерть, на которой ужинали, с тем, чтобы повязать её на ворота или столбы крыльца. Предполагалось, что подобный оберег отводил молнию в сторону от подворья.

Безусловно, Рябиновая ночь – всего лишь любопытный природный феномен, свойственный нашему региону или, возможно, тому региону, где когда-то жили наши предки (нынешний Иран? Балканы? Индостан?). Но объясняли этот феномен очень красиво.

Якобы после Купалья разная нечисть плодилась без меры и портила людям жизнь. К такому безмерному расплоду у них был приурочен специальный праздник. Названия его не сообщается, но это и понятно – с чего бы людям знать названия праздника нечисти?

Так вот, нечисть, значит, готовилась к празднику – готовила капустники, доклады о достигнутых результатах, награждения лучших нечистиков месяца. А в назначенную ночь, когда все съезжались в условленное место и начинали отмечать, бог Грымотник (Громовник; вероятно, одно из имён Перуна, впоследствии стал Ильём-пророком) устраивал им неожиданное фейерверк-шоу.

Грымотник-то, как известно, нечисть не любил, и охотился на неё с помощью молний и громов. Мелкие пакости он мог упустить и не заметить, но такой крупный сходняк, как Главный Сход Нечисти, он не пропускал. Копил молнии, прокачивал громы, тренировал ветры.

А когда праздник начинался, давал нечисти прикурить. Иногда и людям доставалось, но это они сами виноваты – кто запрещал вешать скатерть, как другие делали? Кстати, тех, кого в эту ночь ударила молния (или с кем рядом ударила) считали чародеями. С соответствующим отношением.

А почему спецоперация Грымотника называлась Рябиновая ночь? Ну, во-первых, Грымотник любил красивые, поэтические названия...»

Ночь, когда цветет папоротник.


Так когда же случались эти рябинно-воробьиные ночи?

Например, в Украине, по одной из версий, эта ночь на Симеона Столпника (1/14 сентября). Кстати, я где-то читала, что раз в году практикующие ведьмы подносят подношение темным силам для того, чтобы ладилась работа в следующий год, и происходило это действо именно на день Синеона Столпника по церковному календарю.

В моем родном краю считается, что в такие ночи цветет папоротник, но это не обязательно купальская - просто магическая ночь. Поэтому искать на Купала папоротник - не результативное занятие))) хотя травами запасаться нужными можно.

Бытуют также версии, что в настоящая Воробьиная Ночь бывает раз в семь лет: «На 100 ночей рябиновых лишь одна воробьиная»

А может их три, три волшебные ночи для сбора колдовских цветов и ягод: первая ночь приходит, когда зацветает рябина - и этот цвет можно использовать для любовной магии. Во вторую ночь отцветает рябина и можно делать порчи и рассорки а в третью ночь дозревают ягоды и можно привлекать этими плодами к себе удачу и богатство!

Как использовать древнюю магию рябины и какую силу имеет простая нитка ягодных бус стоит выделить отдельным рассказом.

Перепечатка материала или его части возможна только с гипперссылкой на сайт.

Летом наступает время особенных ночей, с сильными грозами и зарницами, что бушуют над землёй до самого рассвета, озаряя небо частыми вспышками, отчего ночь на ночь не похожа вовсе. Иногда такие ночи бывают тихими и безветренными, лишь «сухие грозы», без дождя, тревожат ночную тьму. А порой природа точно сходит с ума, обрушивая все сокрушительные силы на окутанный ночным мраком мир, и всю ночь не стихает страшная разрушительная буря, ломая деревья, заливая землю потоками воды. Именно такие страшные грозовые ночи в народе принято называть Воробьиными.

Воробьиная или Рябиновая ночь считается временем разгула нечистой силы. Оба этих выражения известны в украинском, белорусском и русском языке и диалектах. Предположительно, оба названия восходят к единой праформе «рябиная ночь», зафиксированной ещё в 15 веке, и связанной со значением «рябой». Это первоначальное название позже в результате народно-этимологического переосмысления образовало оборот «рябиновая ночь», а затем и «воробьиная ночь» (ср. укр. «горобина нiч», где «горобиний» означает не только «воробьиный», но и «рябиновый»). Название имеет множество диалектных вариантов, которые в итоге сводятся к двум значениям: для центральных и южно-русских областей, а также Украины основными являются варианты с прилагательным, имеющим значение «воробьиный», а для белорусского Полесья (западного и восточного) и западнорусских территорий характерно употребление прилагательного со значением «рябиновый». Тем не менее, оба названия подразумевают ночь, когда тьма перемежается частыми вспышками молний, иногда с сильным ветром, но нередко народные предания описывают такую ночь как безветренную и сухую, без дождя.

В Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (1024 г.) упоминается именно такая ночь: «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром, бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча сильна…» Летописец точно связал воедино битву людскую на земле и битву небесную. Народные верования приписывают Воробьиной ночи особый смысл. Это время разгула нечистой силы, когда та справляет свой главный летний праздник. Одновременно с этим буря и молнии в эту ночь уничтожают «чаровников» и разгулявшуюся, расплодившуюся за лето по всей земле нечисть.

Что касается количества Воробьиных ночей и сроков их наступления, то народные поверья в этом вопросе весьма противоречивы. В Калужской области бытовало мнение, что Воробьиных (Рябиновых) ночей в году должно быть три и связывали их непосредственно с рябиной: «одна – в конце весны, другая – в середине лета, а третья – в начале осени или первая – когда цветёт рябина, вторая – когда начинают зреть на рябине ягоды, и третья – когда эти ягоды совершенно поспеют» (А.Н. Афанасьев) Сходное поверье существовало и в Полесье: «Тры ночы е таки, перэд Петром, перэд второй Прэчыстаю, перэд Спасом». В некоторых местах количество этих ночей было большим – шесть или семь в году. А где-то верили, что такие страшные ночи случаются раз в шесть-семь лет: «Во время сильной грозы, а в особенности «горобыной» ночи, которая бывает в Спасовку, в семь лет один раз, зажигают перед иконами страстные свечи и молятся Богу» (Харьковская губ., Старобельский уезд, Никольская сл.) «Есть предание, что через каждые шесть лет в Спасовки или около этого времени, бывает жесточайшая буря, но без дождя, продолжающаяся всю ночь до рассвета. Сильный порывистый ветер ломает деревья, нередко вырывает молодые деревца с корнем, срывает крыши, разрушает плетни, заборы и т. п. Люди проводят эту ночь без сна в молитвах перед зажжёнными восковыми свечами, с которыми были у заутрени Светлого Воскресенья и которые для воробьиной ночи тщательно сберегают». (Курская губ., Суджанский уезд)

Нередко народные верования связывают Воробьиные ночи с какими-то конкретными праздниками. Так, на Житомирщине и Киевщине их приурочивали к одной из июньских ночей накануне праздника Ивана Купалы (24.06 по ст. ст.) или Петра (29.06 по ст. ст.). Здесь же с Воробьиной ночью связывали цветение папоротника: «Орабина н’ич, то тодi, в тую буру – блискавицю – папороть цьвiте». В Белорусском Полесье Воробьиные ночи нередко выпадали на Ильин день (20.07 по ст. ст.) или же их ждали с Ильи или Бориса (24.07 по ст. ст.) и до Успения Богородицы (15.08 по ст. ст.), либо через три дня после Успения, а также между Успением и Рождеством Богородицы (08.09 по ст. ст.) «Орабиновы день и ночь бывают после Успения, на третий день. Народ в этот день ничего не делает в ожидании грома, молнии и дождя. Всякий опасается какого-либо несчастья» (Пинский уезд). В Васильковском уезде Киевской губернии «горобина нiч» связывалась с днём св. Пантелеймона (27.07 по ст. ст.). В этот день опасались работать в поле, чтобы гроза не подожгла дома и сено.

С этой мистической страшной ночью связано очень много разнообразных поверий, обусловленных как временем её наступления, так и самим названием. Здесь можно найти и отголоски так называемых Зелёных Святок – Русалий, когда нечистая сила приходит на землю и справляет свой главный летний праздник. И более поздние наслоения христианских верований, утверждающих, что небесные силы громом и молниями загоняют расходившуюся нечисть обратно в потусторонний мир. С Воробьиной ночью связано поверье о воробьях, покидающих свои гнёзда, беспокойно летающих во время грозы или слетающихся в поле по приказу нечистого духа – горобьёвого, который меряет их меркой. Тех птиц, что не влезли в эту мерку, он сгоняет с краёв и отпускает на размножение, а прочих оставляет себе, ссыпает в пекло к чертям или просто убивает. Примечательно, что воробей не только считался проклятой птицей и был связан с потусторонним миром – воробьями могли перекидываться черти, спасаясь от наказания, но и был символом с плодородием. Так, приснившись замужней женщине, он сулил скорую беременность, а девице – скорый брак. В весенних и особенно в святочных хороводах воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожёна, любовника, соблазнителя чужой жены. Он участвует в свадебных обрядах, воробьиную кровь и сердце используют при изготовлении любовных зелий или снадобий для плодородия.

Кроме того, Воробьиные или Рябиновые ночи связывают с поспеванием урожая. Под светом частых зарниц лучше поспевают не только ягоды рябины, но злаковые культуры: «С Петрова дня зарница хлеб зорит (т. е. доводит до зрелости)». В Полесье также существует поверье о том, что в Рябиновую ночь «маланка орехи съедает»: «Проти девятой пятницы после Пасхи, проти десятой – эта самая страшная ночь. Самае грознае время Рабиновая ночка – это маланка блискае. Грома нема, а неба гарить. Раскусишь ареха – а там тёмна, маланка папалила» (с. Челхов, Климовск. р-н Брянской области).

Таким образом, в народных верованиях, связанных с Воробьиной (Рябиновой) ночью можно проследить отголоски каких-то древних мистических культов, связанных с плодородием и урожаем.

Изменено 14 сен 2017 пользователем Gudrid
Loading...Loading...