Жития святых феодосия черниговского. День памяти святителя Феодосия архиепископа Черниговского (Воспоминание Адамова изгнания

Феодосий Черниговский, святитель. Обретение Мощей Святого

Святитель Феодосий скончался 5 февраля 1696 года. Горько оплакиваемый осиротевшею паствою, святитель Феодосий был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском монастыре за правым клиросом.

Первое обретение: Впервые тело святителя Феодосия Черниговского было обретено нетленным через 76 лет после его блаженного преставления 14-го февраля 1772 года, когда оно, по благословению местного епископа Феофила, переложено было в новой деревянной гроб. Первый кипарисовый гроб угодника Божия был роздан по частям богомольцам.

С 1850 года при соборе Черниговском велась постоянная подробная летопись о чудесах по молитвам к святому Феодосию, а также и в некоторых других местах.

Почитание народом святителя Феодосия, как святого, многочисленные случаи чудесного исцеления от его нетленных мощей обратили на себя внимание и гражданской власти, что и выразилось во всеподданнейшем докладе черниговского губернатора за 1889 год, а этот доклад в свою очередь обратил на себя внимание в Боге почившего Государя Императора Александра Александровича. В виду сего, Св. Синод нашел благовременным приступить к удостоверению о нетлении тела почившего святителя и о чудесных явлениях, совершающихся при гробе его. Тело святителя, несмотря на почти 200-летнее пребывание в пещере, не отличающейся притом сухостью, оказалось нетленным; вместе с тем было обследовано надлежащим образом много случаев чудесных исцелений чрез молитвенное призывание святого Феодосия, засвидетельствованных под присягою самими исцеленными, их сродниками и очевидцами. В виду сего Св. Синод определил: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года».

Второе обретение: Торжественное открытие мощей святителя Феодосия последовало 9-го сентября 1896 года. Оно было совершено высокопреосвященным митрополитом киевским Иоанникием, в сослужении шести архиереев и сонма архимандритов и игуменов и прочего духовенства.

Мощи угодника Божия были перенесены из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский и переложены в новой кипарисной гроб и в новую драгоценную серебряную раку; здесь, под сению со множеством лампад, они положены были на правой стороне собора, где ныне и почивают.

Все дни торжества прославления новоявленного угодника Божия громадные, 1500-тысячное стечение народа переполняло город, с горячими мольбами обращаясь к святителю Феодосию, испрашивая его молитв пред Богом и спеша приложиться к его святым, нетленным мощам. Торжество прославления ознаменовано было многочисленными дивными исцелениями и произвело глубокое впечатление не только на православных, но и на раскольников.

После революции 1917 года: Пятый губернский съезд Советов Черниговщины постановил мощи Феодосия открыть и освидетельствовать, что и было сделано в присутствии врачей и священнослужителей. Мощи оказались в хорошей сохранности, и медики не смогли дать нужного властям заключения. Начались мытарства мощей святителя Феодосия. Их хотели выставить на всеобщее обозрение в местном этнографическом музее, но верующие воспротивились. Повторное освидетельствование мощей с участием московских врачей тоже оказалось невразумительным. Мощи отправили в Москву, оттуда они перекочевали в Ленинград.

Сам саркофаг исчез. Ходили слухи, что большевики его уничтожили, но, думается, просто украли. Слишком большую он представлял ценность: много серебра и золота ушло на его изготовление.

В Ленинграде мощи оказались в Казанском соборе (как и большинство других мощей), превращённом в музей религии и атеизма. Здесь над ними колдовали врачи-атеисты, а потом о них просто забыли. Сохранилось свидетельство верующей женщины, видевшей мощи святителя в музее: они лежали в стеклянном ящике. Хорошо сохранившееся тело было тёмно-коричневого цвета. Однако на лице отсутствовал нос, а ноги были без ступней.

В годы войны: О мощах святителя Феодосия вспомнили во время Великой Отечественной войны. Рассказывают, что когда в блокадном Ленинграде военные обсуждали сложившуюся тревожную обстановку, в подвале, где шло совещание и царили сумрачное настроение и растерянность, вдруг послышался голос: «Спросите святителя Феодосия». Военные обратились к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), будущему Патриарху. В это тяжёлое для ленинградцев время он не оставил свою паству и проповедовал слово Божие в осаждённом фашистами городе. Алексий вспомнил о святителе Феодосии, мощи его перенесли в Никольский собор и провели надлежащую службу.

А ночью ударил мороз, замёрзла Ладога. По льду озера из блокадного Ленинграда стали вывозить истощённых от голода детей, женщин и стариков, раненых красноармейцев. А в город завозили продукты, военное снаряжение и боеприпасы. Ленинград жил и отчаянно сопротивлялся врагу, хотя немцы и сильно бомбили проложенную по льду Ладожского озера «Дорогу жизни». Мало кто знает, что её называли также дорогой святителя Феодосия.

После войны мощи святителя Феодосия вернулись в Чернигов. Верующие, включая и Лаврентия Черниговского, торжественно встречали их в Троицком монастыре. Но долго ещё не было упокоения мощам святого! Женский Троицкий монастырь (женским стал во время войны) в 1962 г. закрыли. Мощи святителя Феодосия опустили в подвал Троицкого собора, где находилась усыпальница черниговских архиереев. И только через 22 года они стали доступны верующим. Владыка Антоний (Вакарик) добился разрешения поместить мощи святителя в Воскресенской церкви.

Ныне: После возврата православным Троицкого собора г.Чернигова, он стал кафедральным. Мощи святителя Феодосия вновь были перенесли в Свято-Троицкий собор.

С вятитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую Коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII в. был временем расцвета Коллегии. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства- иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и Богомыслию.

Можно предположить, что святому Феодосию не пришлось пройти полного курса Коллегии, так как во время разорения Киева поляками Коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Дионисием Балабаном, который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святой Феодосий испросил благословения на поселение в отдаленном Крутицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящен в сан иеромонаха, а в 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии.

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Для успешного возрастания иноков в духовной жизни святой игумен основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, куда могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Особо оценил духовные дарования святого Феодосия Преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности».

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с игуменом Иеронимом (Дубиною) Переяславским был послан в Москву с известием об избрании. В Москве они были приняты с почетом. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

С того времени деятельность святого переносится в Чернигов, где он становится ближайшим помощником Преосвященного Лазаря (Барановича), помогая ему во всех трудах по управлению и благоустроению епархии.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание Святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Покровительствовал духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. Последний стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве Духовных школ.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были -снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе святого Иоанна (Максимовича), бывшего в то время наместником Брянского Свенского монастыря, возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря в Чернигове.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Святому Феодосию Феодосию Углическому молятся в нуждах, связанных с укреплением ума и знания взрослых и детей (о слабом учении детей). Считается, что этот святой помогает исцелять раковые опухоли. Молитва Феодосию Черниговскому с истинной верою поможет исцелиться от самых разных болезней, клеветы и проблем, связанных с семейным благополучием и с детьми. Для почитания Феодосия Черниговского, одного из главных православных святых, церковью отведено три дня в году. Первый день — 18 февраля. Это непосредственно день памяти святого. Второе празднество приходится на 22 сентября. Это день, когда были найдены мощи преподобного Феодосия. 3 октября — день, когда православные празднуют так называемый Собор Брянских Святых. Это праздник, посвященный священнослужителям, жившим когда-то в землях Брянска. К ним относится и Феодосий. (даты по старому стилю)

Легенда связанная с иконой Феодосия Черниговского:
"Феодосий Черниговский, один самых почитаемых святых Санкт-Петербурга. Мало кто знает, но Дорога Жизни, по которой доставляли хлеб в Блокадный Ленинград, имеет второе название - Дорога Феодосия Черниговского. Ленинград был окружен немцами, была зима, но в Ленинграде была плюсовая температура. Собрался Военный Совет и руководство города не знало как доставить в голодающий Ленинград хлеб. И во время заседания Военного Совета, откуда то раздался голос - "Найдите икону Феодосия Черниговского и поставьте ее в храм ". Все члены Военного Совета стали переглядываться между собой, каждый стал спрашивать у соседа, слышал ли он голос. Никто даже не знал, кто такой Феодосий Черниговский. Позвонили в РПЦ. Им сообщили, что Феодосий Черниговский это такой святой, который очень много сделал для объединения Русской и Украинской Православной церкви. Нашли в музее Религии и Атеизма его икону. Позвонили и доложили Сталину, что мол так и так.. Сталин дал добро на перенос иконы в Храм Божий. Установили икону, а на следующий день ударил 30 градусный мороз и вся Ладога замерзла. И пошли машины с хлебом в Блокадный Ленинград. Вот так были спасены сотни тысяч людей от голодной смерти. А дорогу через Ладогу, назвали Дорогой Жизни имени Феодосия Черниговского."

Житие святителя Феодосия.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родите-лями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным. Благочестие родителей способст-вовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером. Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево- Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII века был временем расцвета коллегии. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и богомыслию. После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая). В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году. В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан. Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году —величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и быстрого разборчив в выборе кандидатов. Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе. Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Молитвы святителю Феодосию, архиепископу Углицкому и Черниговскому.

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас с верою призывающих тя и усердно припадающих к иконе твоей. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей, народу нашему милость Божию и долгоденствие. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследники быти, идеже ты ныне водворяешися со ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пастырю добрый стада Христова, святителю отче наш Феодосие! Припадающе ко святей иконе твоей, молим тя с верою и любовию: буди нам помощник и покровитель в житии сем земнем многоскорбнем и многомятежнем, руководствуя нас невидимо к верному исполнению заповедей Христовых и стяжанию добродетелей Евангельских, нужных ко спасению душевному нашему. Буди заступник и охранитель Отечеству нашему, граду твоему, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси, и всем нам к тебе усердно притекающим и тя на помощь призывающим, ограждая нас покровом молитв твоих от всяких бед и скорбей и болезней, и даруя нам вся, яже на пользу душ и телес наших. Ей чудотворче святый и милостивый! Веруем несомненно, яко вся сия можеши нам испросити у великодаровитаго Бога нашего и яко мощно есть предстательство твое пред лицем Его. Сего ради просим тя: умоли Его благость за ны грешныя и недостойныя, и подажть нам твое святое архипастырское благословление, да оным осеняеми, тихое и богоугодное житие поживем, благую христианскую кончину получити сподобимся и вкупе ц тобою Царствие Небесное наследуем, славяще великое милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемого Бога, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Феодосию
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя oбители. Умоли у Престола Царя cлавы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебен дар целити от немощи душевныя и телесныя всякого с верою к тебе приходящаго к целебным твоим мощем. Моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися душам нашим.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

Святитель Феодосий - один из небесных покровителей нашего монастыря.

В 1897 году при игумении Валентине по благословению преосвященного Гурия устроен придел во имя святителя Феодосия Черниговского чудотворца в теплом Троицком храме на левой стороне, который и освящен Гурием, епископом Самарским 13-го сентября 1897 года, в пятидесятую годовщину существования монастыря.

Руковичку, освященную на мощах свт. Феодосия из г. Чернигова привез в 2010 году и передал в монастырь игумен Виталий (Климов). Святителю отче Феодосие, моли Бога о нас!

В сентябре 2004 года мне посчастливилось побывать в Чернигове вместе с небольшой группой паломников, возвращавшихся со Святой Афонской Горы. Поклонившись мощам святителя Феодосия Черниговского и преп. Лаврентия, мы направились в Черниговский Елецкий Успенский монастырь. Здесь когда-то жил будущий великий святитель. Настоятельница монастыря игуменья Амвросия приняла нас с любовью, рассказала о том, как восстанавливается обитель. Показала она и дом, в котором жил святой Феодосий. Во время беседы матушка рассказала нам практически неизвестную ныне историю возвращения мощей святителя Феодосия в Чернигов. Приведу рассказ матушки в записи.

Мне было 20 лет, когда мощи святителя привезли в Чернигов. С того времени вся моя жизнь проходила под молитвенным покровом небесного заступника и покровителя нашего древнего града. Однако лишь недавно мне удалось узнать, каким образом его мощи вернулись в родной город. В первый раз мне удалось прикоснуться к этой теме во время поездки в Валаамский монастырь. Мы плыли на корабле по Ладожскому озеру, вокруг было множество паломников и туристов. Все ожидали встречи с древней обителью, которую православные люди называют нашим Северным Афоном. И вдруг я услышала разговор стоящих рядом со мной людей. Один из них сказал: - А вы знаете, что через Ладогу путь ведет не только на святой остров Валаам. Когда-то по водам озера и по льду проходила «дорога жизни» для блокадного Ленинграда. А еще ее назвали «дорогой святителя Феодосия». Я удивилась этим словам, но тут появились храмы Валаама, все стали собираться, и мне не удалось выяснить подробнее, какое отношение имеет святитель Феодосий к блокадной «дороге жизни».

Через несколько лет состоялась еще одна встреча, конечно, посланная помыслом Божиим, после которой мне открылось, почему «дорога жизни» связалась навеки со святителем Феодосием и как мощи его возвратились к верующим. 9 мая 2004 года в Чернигов приехало много ветеранов Великой Отечественной войны на празднование Дня Победы. В праздничный день шла я по улице и вдруг услышала, как несколько ветеранов спрашивали у продавщицы мороженого, где находятся мощи святителя Феодосия. Та ничего не могла толком ответить. Я обратилась к ветеранам и сказала, что могу их провести в собор к мощам святителя. Вот так-то я и услышала от одного из этих ветеранов историю возвращения мощей. Расскажу то, что мне запомнилось. Поздней осенью 1942 года на одном из заседаний группа военных чинов в осажденном городе обсуждала, что можно сделать в создавшейся ситуации. Положение казалось совершенно безнадежным. И вдруг все присутствовавшие услышали голос: - Молитесь Феодосию Черниговскому, он вам поможет. Все были удивлены, поражены. Старший по званию спросил, слышали ли другие этот голос, и получил утвердительный ответ. Конечно, никто из них не знал, кто такой Феодосий Черниговский. Доложили о происшествии высшему начальству, после чего обратились к Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Святейшему Патриарху. Митрополит Алексий ответил, что святитель Феодосий - великий святой и заступник нашей земли, - и если он дал такое указание, значит для спасения города нужно ему молиться. А для этого необходимо вернуть в церковь его святые мощи, которые в то время находились в Музее истории религии и атеизма, в бывшем Казанском соборе Санкт-Петербурга. После недолгих переговоров было получено разрешение Сталина, и мощи святителя Феодосия перенесли в Николо-Богоявленский Кафедральный собор. После этого наши войска начали и завершили победоносную Тихвинскую операцию, отбросив врага, и таким образом было открыто железнодорожное сообщение с берегом Ладожского озера, откуда по «дороге жизни» поступали в осажденный Ленинград оружие, боеприпасы, продукты и другие грузы. Обратно по этой же дороге увозили умиравших от голода жителей Ленинграда. Поэтому и назвали верующие люди Ладожскую трассу (водную и ледяную) - «дорогой святителя Феодосия», а самого святителя стали особо почитать в Ленинграде.

И сегодня к оставшейся раке с образом святителя постоянно идет поток православных людей, люди стоят и молятся святому, который спас от гибели их город, стоит множество свечей. В 1946 году Владыка Алексей, ставший Святейшим Патриархом, вызвал в Москву Черниговского епископа Бориса поручил ему готовить необходимые документы для переноса мощей святителя из Ленинграда в Чернигов. Было получено согласие властей, подготовлены все необходимые документы. Привезли мощи святителя в Чернигов 15 сентября 1946 года. Я очень хорошо помню этот день. Встречал мощи наш старец и духовный отец Лаврентий Черниговский. Мы с сестрами пели и плакали от радости и умиления. Это было всенародное торжество. Народу было видимо-невидимо. В тот день служили три литургии. С тех пор мощи святителя постоянно находятся в нашем городе. Сколько чудес совершается по его молитвам. А недавно мощи носили по всему городу с крестным ходом - разве можно было раньше подумать, что такое может совершиться!

Но постепенно люди стали забывать о великорадостном дне возвращения мощей нашего любимого святого. Хочу рассказать, как Господь чудесным образом напомнил об этой дате. 14 сентября этого года мне позвонили с просьбой разрешить приехать в монастырь двум автобусам с паломниками, которые хотели помолиться у мощей святителя Феодосия. В это время мощи находились в нашем монастыре, в нижнем храме. Я сказала, что пусть приезжают. Когда паломники прибыли, оказалось что с ними был священник, дьякон. Началось моление: читали и пели акафист, служили молебны. Я подумала, что постою немного и уйду, поскольку чувствовала недомогание и сильную усталость. Пошли минуты, часы, молитвы продолжались, вся немощь куда-то отошла. На душе была Пасха, хотелось петь пасхальные песнопения. Такая радость светилась на лицах людей. Мы стоя молились у мощей всю ночь. Был удивительный духовный подъем. Едиными устами и единым сердцем обращались к святителю. Никто не хотел уходить. Я никак не могла понять, отчего такая благодать посетила нас, грешных, в такой ничем не отмеченный день. И вдруг вспомнила: ведь сегодня 25 лет с того дня, когда мощи святителя вернулись в Чернигов. Так Господь устроил для нас праздник возвращения мощей, напомнил нам о том, что это день нашего общего торжества и его следует отмечать особо, включив в церковные календари, как день поминовения святителя.


Записал Александр Трофимов
Чернигов - Поярково, сентябрь 2004 г.


СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОСИЙ УГЛИЦКИЙ, АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ (+1696)


Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево- Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города.

Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем, но его вскоре перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно разоренный войной. Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. Архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сентября) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и Патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодо-сий - тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря - был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения.

Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через два года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерден и сострадателен.

Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе.

Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре архиепископа Иоанна (память его 10 июня). В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра - и будешь здоров». К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе, и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию. «Иди в собор, отправь молебен - и будешь здоров», - сказал святитель Феодосий во сне немому. На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя. «Прощаю и разрешаю», - сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на другой же день младенец выздоровел. «Ты не говела, это нехорошо, - сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, - ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», - сказал он другой женщине. И муж ее выздоровел. Одним словом «успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной. Невозможно описать всех его чудес. Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 г.; новый гроб соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие. Правильную запись его чудес начали в 1850 г.

Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений. Черниговские торжества собрали более 150 тысяч человек народу и сопровождались многочисленными чудесами.

Феодосий родился в конце 30-х годов XVII века в Малороссии, в благочестивой дворянской семье.

Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской Богоявленской школе (в стенах Киевского Братского монастыря на Подоле, впоследствии Киевская Духовная Академия.).
Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время был «великий столп церковный», архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (1650 - 1657 г.г.), к которому на всю жизнь свою св. Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его школе святитель на всю жизнь свою сохранил глубокую признательность, что и выразил своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о такой благотворительности его сохранил для нас синодик Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св. Феодосии, что он был муж «благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».

По окончании учения св. Феодосий всю свою жизнь решился посвятить Богу.
И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого учителя, и святость самого места воспитания - все это содействовало укреплению будущего святителя в желании доброго жития. Были и другие события, не прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения, которые он видел в это время и среди властей своей родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили его взять на себя благое иго иноческого подвига; стать в одежде воина Христова на страже Церкви Христовой и ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.

Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским митрополитом был Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием Лазаря Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих называет святителя Феодосия «овцою Христова стада, научавшеюся покорности у покорного барана», т. е. самого Лазаря. Св. Феодосий дает высший обет послушания в иноческом сане.

Вскоре по принятии им иночества, еще он многочестно трудился некоторое время в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома.

Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от смут, которые произведены были противниками Богдана Хмельницкого, противниками соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в этих смутах приняли самое деятельное участие и высшие духовные лица того времени. Сам митрополит Дионисий Балабан перешел на сторону поляков, и временным блюстителем Киевской митрополии назначен был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович (в октябре 1659 года) (здесь и далее даты указаны по ст. ст.).

В это время св. Феодосий был уже в звании иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря , в епархии Лазаря. Очевидно, первые подвиги иноческого жития св. Феодосием совершаются под надзором и руководством преосвященного Лазаря.
Св. Феодосий не идет за Дионисием к врагам православной веры и народности, а следует за своим учителем, который хорошо понимал, что Малороссия может быть счастлива только под защитой православного Русского Царя.

Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая - руководить другими в подвигах иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена Корсунского монастыря . В следующем 1663 году, по смерти митрополита Дионисия, в мае был избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополитию епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни (ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень вероятно, что Корсунский монастырь, управляемый тогда Феодосием, и был местом избрания нового митрополита.

Как отнесся к этому избранию св. Феодосий?

Новоизбранный митрополит, «православия преславный ревнитель, веры святыя восточныя столп непоколебимый» (так его называет известный писатель того времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель) своею первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия снискал себе общее сочувствие православных малороссов. Но его политические убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря, и Московское правительство не согласилось признать его в звании митрополита. Св. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в оправдание свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом Мефодием (Филимоновичем), добивавшимся митрополичьего звания, писал Киевскому воеводе: «к Тукальскому хотя я и писал, (но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела».

В 1664 г. св. Феодосий назначается игуменом Киевского Выдубицкого монастыря .
Сохранилось несколько сведений о деятельности св. Феодосия, как игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его попечительности и ревности по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно был в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного рода нестроения, разстройство внутренних порядков жизни монастырской и внешнего материального благосостояния обители.
Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, св. Феодосий с большою ревностию и усердием взялся за устройство внешнего ее благополучия. И благодаря заботам св. Феодосия, получается гетманский универсал, которым утверждаются за монастырем значительные поместья.

Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель), вследствие наветов некоторых монастырских управителей, жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма. Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и безропотно переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя во мнении своего учителя, св. Феодосий еще более сблизился с ним. Сам Лазарь обращает теперь особенное внимание на высокие качества его души и, в письме своем к нему, в пророческом духе изъявляет Феодосию свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.

Любовь и доверие к св. Феодосию владыки Черниговского все более крепнут и выражаются в том, что св. Феодосий назначается его наместником по управлению делами Киевской митрополии . Вместе с тем, на св. Феодосия обращается всеобщее внимание, как на человека высоких совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого времени возлагаются на него самые серьезные поручения, в том убеждении, что он, с честью и славой для себя и пользою для самого дела, выполнит их. С этого же времени замечается общее желание видеть его на одном из лучших мест, где бы он был истинным светильником горящим и светящим (Иоан. V, 35).

С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него, как на «заслуженного малороссийской церкви», возлагается обязанность (совместно с Переяславским игуменом Иеронимом) представить в Москве Государям (Иоанну и Петру Алексеевичам) и Патриарху прошения от Гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка, князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий, как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение, ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.

В 1687 году умирает Елецкий (Свято-Успенский Елецкий мужской монастырь г. Чернигова; престол Св. Успенского собора обители находится на месте явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. – В.) архимандрит Иоанникий Голятовский и, по желанию преосвященного Лазаря, на его место назначается, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначая св. Феодосия архимандритом Елецким преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего ученика и делает его своим помощником, возлагая на него различные дела по управлению епархией. С этого времени св. Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего архиепископа и принимает участие во всех выдающихся церковных событиях того времени.

К этому времени делаются особенно обостренными отношения между представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской церквей.
В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству и во всяких ересях.

С начала XVII столетия, особенно же со времени присоединения Малороссии к Москве, проникает в Москву из Киева и вообще из западной и южной России много выходцев для занятий разных духовных и гражданских должностей. Некоторые из них являются даже учителями юношества и руководителями просвещения. На таких выходцев высшие духовные лица в Москве смотрели довольно неприязненно. Еще с первой четверти XVII века известный исторический деятель, келарь Авраамий Палицын писал: «пришельцы из Северских и польских городов навыкли от многих еретиков, в Украине живущих, их злым нравом и обычаем и в их веру еретическую мнози приступивше от неведения и во всем с ними закон держаша» (Сказание об осаде Троицкого монастыря, 45с.). Странными и еретическими казались Москве многие церковные обряды и обычаи киевские. Ревнителей московской старины смущала разница строя московской и малорусской жизни и сильная польская окраска последней. Смущало и то, что православные южно-русские архипастыри получали свое образование в западных иезуитских школах. И некоторые из иерархов иногда действительно высказывали частные мнения не в строго православном духе.

И вот вскоре после того, как св. Феодосий стал архимандритом Елецкого монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима (29 марта 1688г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты было «известитися, аще (православные южной России) во всем согласны суть святей восточней церкви». В грамоте затронут был собственно один важный по тому времени вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о Флорентийском соборе, «коея ради вины оный собор бысть и каковым обычаем начася», писалось в грамоте. В таком же смысле была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту Гедеону.

В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей высшего духовенства и одному из участников его, игумену Кирилловского монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря, столпа церковного, по данному вопросу.

Св. Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу и, вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников сбора, составляет ответную патриарху грамоту «доводне показуючи, (что) не имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим собором» и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа и его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для всей Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в которых патриарх Иоаким предлагает православным малороссам изложить свое мнение о времени пресуществления св. Даров.

Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает (4 февраля 1689 года) с своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу, выражает в то же время полную готовность «поучитися от всесвятейшего патриарха» и обещает «послушание церкви Божией и вере святой». Важность поручения, возложенного на св. Феодосия, очевидна. Он должен был изустно выяснить в Москве те неясности, которые были причиною недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное св. Феодосию, должно было указать на него, как на лицо, особенно доверенное, заслуживающее особенного внимания со стороны патриарха и московского правительства. Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен в Москве, как достойнейший к занятию высшей духовной должности.

В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий представляется в числе других лиц, как достойный высокого звания - Киевского митрополита. По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита Варлаама (Ясинскаго), св. Феодосий представляется также и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Св. Феодосию готовится Господом высокое положение в Чернигов. Здесь-то он, по воле Божией, и должен был светить светом своих добродетелей и предстательствовать за врученную ему Богом паству, и, не при жизни своей только, в безкровной жертве Господу, но и по смерти, как избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.

Когда св. Феодосий был поставлен Елецким архимандритом, Лазарю в это время было уже около 70 лет, - годы преклонные, особенно для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, какую вел преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый иерарх обращается к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией.

Феодосий уже известен был в Москве, как высоко преосвященный и благопопечительный сотрудник своего архиепископа; слава о его добродетельной жизни также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь исполнить просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот какое мнение высказывает о достоинствах св. Феодосия: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия и о том, что, по управлению епархией Черниговской, он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении нашей верности возлюбленный сын. Потому верность наша благословляет его, архимандрита, имеет попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво, о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу, в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпеливым в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство после архиепископа». Нужно ли говорить о том, что святитель вполне оправдал те ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.

Но св. Феодосий, состоя сотрудником и помощником преосвященного Лазаря, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием заботится он о благосостоянии своей обители, которая и обогащается значительным даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в виде особенного исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам Елецкого архимандрита.

В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть своего помощника в высшем святительском сане, чтобы он мог вполне помогать ему при жизни и быть достойным ему приемником по его смерти. В то время существовал в Малороссии обычай поставлять известное лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на то представителей духовенства и именитых людей, входивших в состав его будущей паствы. По предложению гетмана, все единогласно выразили желание видеть Феодосия в сане святительском.

От лица народа было послано преосвященным Лазарем и гетманом прошение о нем царю (Петру I) и патриарху. В этом прошении они указывали на высокие достоинства будущего святителя. «Пречестный архимандрит, писали они, муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».

11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив клятвенное обещание, собственноручно подписанное, «Господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху», был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска) , а 13 сентября был посвящен в святительский сан .

По рукоположении святитель Феодосий просил Царя, в подтверждение его святительских прав, дать ему царскую напрестольную грамоту, которая и была выдана ему 28 сентября, за подписью думного дьяка. В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов, предоставляется св. Феодосию право первенства между Российскими иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха. Как первенствующий между Рссийскими иерархами, новый Черниговский святитель получает право совершать богослужение в саккосе.

Около трех месяцев пробыл святитель Феодосий в Москве.

Возвратившись в Чернигов, он управляет делами епархии, не оставляя и управления Елецким монастырем: состоит он «коадъюторомъ» Черниговского архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря.

Попрежнему, и до конца дней преосвященнаго Лазаря, св. Феодосий сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.

Но не долго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть предстоящими у Престола Божия двух святителей. 3 сентября 1693 года мирно отошел к Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь, этот, по словам царя Алексия Михайловича, «радетельный о благе святой церкви пастырь». Кончина его произвела глубокую скорбь во всей многолюдной пастве и особенно в любившем его, как сын отца своего, святителе Феодосии. Все спешили отдать почившему последний долг молитвами у его гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним святитель Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего из других мест духовенства. Святитель Феодосий послал в Москву к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием о печальном событии, постигшем Черниговскую епархию. Послал царю донесение также и гетман. В нем он изъявлял перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и вместе с тем высказывал утешене, что почившему Лазарю наследует достойный архипастырь, который «своими добротами может украсить Церковь».

И царь, и патриарх почтили св. Феодосия своими грамотами, обещая ему свои милости. Вместе с тем, ему через иеромонаха Пахомия была послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела во спасение паствы.

Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому, чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита он явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую любовь и благорасположение. Еще в сане игумена он прилагал особенные заботы о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей (например, в 1680 году на земле, принадлежавшей Выдубицкому монастырю, близ города Мозыря устроил скит). Теперь же круг деятельности его еще более расширился. Он особенно заботился во вверенной ему пастве развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он особенно заботится о развитии жизни подвижнической. Он не только поддерживает существующие монастыри и благоустрояет их, но и старается об учреждении новых обителей.

Так, 11 октября 1693 года он дает одной благородной вдове Марии Сулимовой свой пастырский лист, которым благословляется учреждение женского Печеницкого монастыря. В следующем году, по благословению св. Феодосия, основывается еще один монастырь в двух верстах от Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашескаго жития на Руси.

Осталось также от времени управления св. Феодосием Черниговской епархией несколько письменных известий, из которых видна его заботливость о благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно, что св. Феодосий был пастырь ревностный, в высшей степени справедливый и миролюбивый, любвеобильный и нежный в родственной среде, чрезвычайно внимательный и к нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко за пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с особым уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в церкви Черниговской видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской пастве. Еще при жизни его шли к нему из далеких мест люди обездоленные судьбою, истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель Божий оказывал им свое покровительство и защиту.

Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский (католик) обращается к нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей московских, чтобы иметь, затем, возможность обратиться к дедовской православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского государства. Вот и все, или почти все, что современниками оставлено для нас о святителе Феодосие.

1696 год был последним годом земной жизни святителя .
Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом у входа своего кафедрального храма (ПРИМ. в то время – Борисоглебский собор. – В.), настраже вечного спасения своей паствы.

Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях, низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.

Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы его давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но и всей земли русской, а в самом святителе, с первых дней по преставлении его, видело угодника Божия, преудобреннаго архиерея, яко ангела восхищенна на небо, в Серафимской
пастве пребывающаго. Из разных весьма отдаленных мест стекались к нему богомольцы, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом.

Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми, сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника: исцеления расслабленых, глухих,немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.

Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия, из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно, по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному определению Св. Синода:

«Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя (ПРИМ. т. е. соответственно 18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года». (ПРИМ. Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным в царствование Царя-Страстотерпца Николая II. – В.)

Дивное торжество это совершилось, и ознаменовано было оно новыми чудесами от мощей св. угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его святым мощам в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.

С разных концов шлет Святая Русь чад своих в старинный наш Чернигов. Отныне он славен не только славною стариною своею, но и своею великою святынею для Святой Руси - мощами святителя Феодосия, Черниговского чудотворца.

(Цитируется по книге: «Картины церковной жизни Черниговской Епархiи изъ IX вековой ея исторiи», ФЛГ «С. В. Кульженко», Киев, 1911 г.)

Loading...Loading...