Развитие философии в современном мире. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

Применение вычислительной техники для решения диагностических задач предполагает возможность формального математического описания любой сложной технической системы. Идеализированное представление технической системы с помощью математического аппарата называют математической моделью или просто моделью объекта. Для математических моделей типичным является представление объекта совокупностью элементов и связей между ними. При этом неизбежно приходится считаться с потерей некоторых реальных свойств системы, введением допущений и, как следствие этого, – неточностью модели. Важно, чтобы модель была способна выделить и правильно отразить наиболее существенные свойства объекта. Содержание этих свойств определяется целью моделирования. Для диагностической модели объекта такой целью является оценка технического состояния и отыскание неисправностей.

Как отмечалось ранее, проведение диагностических работ неизбежно связано с измерениями фактических величин параметров диагностики. Эти измерения могут выполняться как непосредственно на объекте (во время обычной его работы), так и на специальных стендах в ходе специально спланированных тестов. В настоящем разделе пособия под тестом будем понимать испытание объекта с целью решения диагностической задачи. задачи различают в зависимости от их уровня.

Проверяющий тест – тест, выполняемый для оценки работоспособности или неработоспособности объекта в целом.

Локализующий тест – тест, выполняемый для местонахождения неисправности объекта.

Диагностический тест – тест, выполняющий функцию проверяющего и локализующего теста.

Как правило, тест может включать несколько измерений, например проверок функциональности ряда элементов системы. Каждую такую проверку будем называть элементарной проверкой . Тест, в общем случае, состоит из ряда элементарных проверок.

Тесты диагностирования

Объект диагноза ОД представляют в виде устройства (рис. 6), имеющего входы и доступные для наблюдения выходы. Процесс диагностирования представляет собой последовательность операций, каждая из которых предусматривает подачу на входы объекта некоторого воздействия и определения на выходах реакции на это воздействие. Такую элементарную операцию называют проверкой. В качестве выходов наблюдения могут служить основные или рабочие выходы системы, а также и дополнительные (контрольные) выходы.

Совокупность проверок, позволяющую решать какую-либо из задач диагноза, называют тестом: Т = 1 2 …. n . Под длиной теста L понимают число входящих в него проверок.

По назначению тесты делят на проверяющие и диагностические. Проверяющий тест Т п - это совокупность проверок, позволяющая обнаружить в системе любую неисправность из заданного списка (множества). Проверяющий тест решает задачи проверки исправности системы (в этом случае в список неисправностей включают все возможные в системе неисправности) и проверки работоспособности (в список включают только те неисправности, которые приводят к отказу системы).

Диагностический тест Т д - это совокупность проверок, позволяющая указать место неисправности с точностью до классов эквивалентных неисправностей. Он позволяет решать задачу поиска неисправностей.

Важной характеристикой процедур диагностирования является полнота обнаружения неисправностей, задающая долю гарантированно обнаруживаемых неисправностей относительно всех заданных или рассматриваемых неисправностей объекта диагноза. Любая диагностическая процедура (а также и тест диагноза) обязательно связывается с определенным, строго фиксированным списком неисправностей, обнаружение которых обеспечивается при ее проведении. Это фактически определяет ограничение, накладываемое на процесс обнаружения неисправностей, и в конечном итоге определяет глубину диагностирования.

По полноте обнаружения неисправностей различают одиночный, кратный и полный тесты.

Одиночный тест обнаруживает в устройстве все одиночные повреждения входящих в него элементов.

Кратный тест обнаруживает все возможные совокупности из к одиночных неисправностей элементов, причем тест кратности к должен фиксировать не только все совокупности из к одиночных неисправностей, но и все неисправности меньшей кратности, в том числе все одиночные неисправности.

Полный тест обнаруживает неисправности любой кратности. Использование того или иного теста определяется решаемой задачей диагноза. Так, при исследовании устройства, в котором неисправность возникла в процессе функционирования, как правило, используют одиночные тесты, так как вероятность возникновения одновременно нескольких неисправностей невелика. По сравнению с одиночными полные тесты имеют гораздо большую длину и поэтому требуют для испытания устройства больше времени. Их применяют при контроле устройств в процессе изготовления, когда вероятность одновременного существования нескольких повреждений повышается из-за дефектов комплектующих изделий и ошибок в монтаже и настройке.

В зависимости от длины различают тривиальный, минимальный и минимизированный тесты.

Тривиальный тест, содержащий все возможные для данной системы проверки, имеет максимальную длину. Применение тривиального теста предусматривает полное моделирование работы устройства.

Наименьшее число проверок имеет минимальный тест . Он обеспечивает решение заданной задачи диагноза, при этом для данного устройства не существует другого теста с меньшим числом проверок.

Построение Т min требует больших вычислений, поэтому на практике чаще строят минимизированные тесты , имеющие длину, близкую к длине минимальных тестов.

С помощью теста строится процедура диагностирования, в основе которой лежат алгоритм диагностирования, представляющий собой последовательность элементарных проверок, составляющих тест, и правила анализа результатов этих проверок. Алгоритм диагностирования реализуется средствами диагностирования.

Правила при составлении диагностического тестирования

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придержи­ваться следующих основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирова­
ния не может быть обоснована учащимся.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных
ошибок и должны быть правдоподобны.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны разме­
щаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на один вопрос не должны быть подсказками для ответов на дру-

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Что такое предварительный контроль?

Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терми­нов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необхо­димую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагности­рование (предварительный контроль знаний). Он необходим еще для того, что­бы зафиксировать исходный уровень обученности. Что такое текущий контроль?

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно про­гностической функции, текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.

Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, ко­торый все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитный и др.

Что такое тематический контроль?

Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тща­тельного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных эле­ментов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие во­просы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информацион­ных связей между ними. Для тематического тестового контроля лучше всего ис­пользовать готовые тестовые задания, разработанные профессионалами службы педагогического тестирования.

Что такое итоговый контроль?

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов или заче­тов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обоб­щается учебный материал.

С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим обра­зом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно - они должны соответствовать уровню национального стандар­та образования.

Что такое обучаемость?

Обучаемость - это способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Распространенными синонимами понятия обучаемости являются та­кие понятия, как «податливость», «учебная способность», «потенциальные воз­можности», «восприимчивость» и другие, выражающие качества обучающейся личности. Какие выделяют компоненты обучаемости?

Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:

1) потенциальные возможности обучаемого- индивидуальные
характеристики обучаемого (восприимчивость, готовность к
умственному труду, способность учиться, успешность познавательной

3) обобщенность мышления (мыслительного процесса) - ответствен за
качество (глубину, эффективность) познавательного процесса;

4) темпы продвижения в обучении (усвоении знаний).

Как диагностируется обучаемость?

Обучаемость учащихся можно диагностировать по темпам.

1. Темп усвоения знаний, умений (Ту). Можно охарактеризовать прежде всего
время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также
произвольного понятия или теста:

Ту = Тф/ТэхЮО%, Где:

Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым; Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

2. Темпы продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного пол­
нее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период
обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно силь­
нее:

Тп = Ту/Тэх 100%, Где:

Ту - время полного усвоения раздела конкретным учащимся; Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установ­ленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику
обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и
оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти
изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения
результативности. Показатель изменения результативности (Тр) выражает
отношение последующих достижений к предыдущим:

Т = Тп/Тдх 100%

Тп - последующее зафиксированное значение показателя обучения (в процен­тах, относительных значениях, баллах);

Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.

S в конце теста все полученные баллы суммируются; S на основании полученной суммы выдается та или иная диагностика (текст).

Типы компьютерных тестов

Тест типа YN

· Тест содержит фиксированное количество вопросов (Текст);

· на каждый вопрос можно ответить только «Да» или «Нет»;

· за каждый ответ засчитывается некоторое количество баллов;

· в конце теста все полученные баллы суммируются;

· на основании полученной суммы выдается та или иная диагностика (текст).

Тесты типа VL

    тест содержит фиксированное количество вопросов (текст); на каждый вопрос можно дать ответ, выбрав один из предложенных вариантов ответа; для каждого вопроса имеется свой уникальный список вариантов ответа; за каждый ответ начисляется некоторое количество баллов; в конце теста все полученные баллы суммируются; на основании полученной суммы выдается та или иная диагностика (текст).

Тесты типа FC

    тест содержит фиксированное количество вопросов (текст); на каждый вопрос можно ответить, выбрав один из вариантов отве­та; варианты ответа на все вопросы одинаковые (например "да", "нет", "когда как"); за ответ на каждый вопрос засчитывается некоторое количество баллов; в конце теста все полученные баллы суммируются; на основании полученной суммы выдается та или иная диагностика (текст).

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Павлик Анна Владимировна
Национальный аэрокосмический университет «Харьковский авиационный институт»
ассистент


Аннотация
Рассмотрена задача построения минимальных контрольных и диагностических тестов. Предложен метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций. В основе метода лежит генерация перспективных вариантов построения тестов и оценки их характеристик. На основе описанного метода разработано программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс разработки диагностического обеспечения.

METHOD OF MINIMAL CHECK AND DIAGNOSTIC TESTS CONSTRUCTION

Pavlik Anna Vladimirovna
National Aerospace University "Kharkiv aviation institute"
assistant


Abstract
The problem of minimal check and diagnostic tests construction is considered. The method of minimal check and diagnostic tests construction is offered, allowing to define optimum structure of test without complex transformations of logic functions. The method is based on generation of tests construction perspective variants and estimations of their characteristics. On the basis of the described method the software is developed, allowing to automate process of diagnostic maintenance development.

Постановка проблемы

Значительное усложнение аппаратурного состава, рост требований к надежности и эффективности функционирования – общая тенденция развития современных технических систем. Сокращение длительности простоев техники может быть достигнуто за счет сокращения времени определения технического состояния объектов и поиска места отказа в них. Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать и внедрять в эксплуатацию эффективные методы разработки диагностического обеспечения, которое представляет собой комплекс взаимоувязанных правил, методов, алгоритмов и средств, необходимых для осуществления диагностирования на всех этапах жизненного цикла объекта.

Анализ последних исследований и публикаций

В настоящее время у нас и за рубежом проводится много работ по совершенствованию, как средств контроля, так и методов контроля и диагностирования различных объектов.

Вопросам разработки диагностического обеспечения посвящены работы П.П. Пархоменко, Е.С. Согомоняна , В.А. Гуляева , Беннетс Р. , и др. Среди последних исследований и публикаций следует отметить работы Г.П. Аксеновой , А.В. Дрозд , Р. Айзермана , в которых предложены новые подходы к разработке диагностического обеспечения. В работах рассмотрены особенности функционального контроля при работе с неточными данными. Показано как при этом меняются аппаратурная сложность схем встроенного контроля. Объектно-ориентированного подход к разработке систем диагностирования предложен В.В. Ворониным .

Анализ известных методов построения контрольных и диагностических тестов показал, что они основаны на построении и преобразовании функции обнаружения или различающей функции и эффективны для относительно простых устройств, т.к. с ростом количества проверок и количества состояний резко возрастает сложность преобразований. Приближенные методы позволяют получать избыточные тесты. В связи с этим возникает необходимость разработки новых методов построения контрольных и диагностических тестов.

Цель работы

Разработать метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций.

Основные результаты исследований

Пусть S={S 0 , S 1 ,…, S v } – множество технических состояний объекта диагностирования, S 0 обозначает исправное состояние, а S i - его i-ое неисправное состояние, i = 1, …, v; v – количество неисправных состояний, определенных для распознавания в процессе диагностирования.

Множество проверок P = {P 1 ,…, P u }, где u – количество проверок.

Диагностическая модель представляет собой прямоугольную таблицу, в строках которой – проверки, а в столбцах – технические состояния объекта (табл. 1). В ячейке таблицы, расположенной на пересечении i-ой строки
и j-го столбца, приведены результаты проверки P i объекта, который находится в состоянии S j . Если проверка Р i определяет состояние S j , то р ij = 1, в противном случае p ij = 0.

Таблица 1 – Диагностическая модель

p 11

p 12

p 1v

0

p 21

p 22

p 2v

p u1

p u2

p uv

Поставим в соответствие множеству проверок P = {P 1 ,…, P u } множество T ={t 1 ,…, t u }, определяемое следующим образом: t i = 1, если i-ая проверка входит в состав диагностического теста и t i = 0 в противном случае.

Рангом (r) называется количество проверок, входящих в тест, т.е.

Множеству состояний S поставим в соответствие множество W={W 0 , W 1 ,…, W v }, элементы которого, в зависимости от значений элементов множества Т определяются следующим образом:


Количество различных элементов множества W обозначим через r (W).

Стоимости проверок обозначим C={c 1 , c 2 ,…, c u }.

Тогда задача построения минимального диагностического теста формулируется следующим образом.

В основе метода построения минимального диагностического теста лежит последовательная генерация и анализ вариантов построения диагностического теста . При анализе вариантов вначале производится анализ стоимости реализации диагностического теста, потому что эта операция занимает меньше времени, чем определение значения r (W i). При описании метода использованы следующие обозначения:

i – текущий номер варианта построения множества Т,

C(T i) – стоимость реализации диагностического теста Т i ,

C дт – текущее наименьшее значение стоимости диагностического теста

Т дт - множество Т, соответствующее текущему наименьшему значению стоимости диагностического теста.

Метод построения минимальных диагностических тестов состоит из следующих этапов:

Этап 1. Определяем начальное значение ранга

r = ]log 2 (v+1)[,

где ]a[ означает ближайшее целое, не меньшее а.

Этап 2. Определяем начальную стоимость диагностического теста

Этап 3. Определяем количество вариантов построения множества Т с рангом r

Этап 4. i = 0.

Этап 5. i = i + 1.

Этап 6. Формируем множество Т i .

Этап 7. Определяем стоимость варианта построения диагностического теста

Этап 8. Если С(T i) ³ C дт, то переходим к п.13.

Этап 9. Определяем вид множества W i .

Этап 10. Определяем значение r (W i).

Этап 11. Если r (W i) = v+1, то переходим к п. 9, иначе к п. 13.

Этап 12. C дт = С(T i), Т дт = Т i .

Этап 13. Если i < t (r), то переходим к п. 5.

Этап 14. Если r = u, то переходим к п. 16.

Этап 15. r = r + 1, переходим к п. 3.

Этап 16. Конец.

При равенстве стоимостей проверок процесс определения вида минимального диагностического теста существенно упрощается, т.к. первое найденное решение и будет минимальным диагностическим тестом

Рассмотрим пример построения минимального диагностического теста с помощью описанного метода.

В табл. 2 приведена диагностическая модель.

Таблица 2 – Диагностическая модель

Р/А

В табл. 3 приведены с тоимости проверок (усл. ед.).

Таблица 3 – Стоимость проверок

С/ Р

В табл. 4 - 8 приведены перспективные варианты построения диагностического теста.

Таблица 4 – Диагностический тест Р1, Р2, Р3, Р5

Р/А

Таблица 5 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р7

Р/А

Таблица 6 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р8

Р/А

Таблица 7 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р9

Р/А

В табл. 9 приведены характеристики вариантов построения диагностических тестов.

Таблица 9 - Характеристики вариантов построения диагностических тестов

Вид диагностического теста

Стоимость (усл. ед.)

1

Р1, Р2, Р3, Р5

2

Р1, Р3, Р5, Р7

3

Р1, Р3, Р5, Р8

4

Р1, Р3, Р5, Р9

5

Р3, Р4, Р5, Р6

Минимальный диагностический тест состоит из проверок P3, P4, P5, P6, стоимость реализации которого 8 усл. ед.

При построении контрольных тестов, которые должны определить техническое состояние объекта, рассматривается множество неисправных состояний, т.е. S={S 1 ,…, S v } и задача построения минимального контрольного теста имеет вид.

Найти вид множества Т, при котором


Для решения задачи построения минимального контрольного теста применяется описанный выше метод построения минимальных диагностических тестов, в котором этап 11 имеет вид:

Этап 11. Если r (W i) > 0, то переходим к п. 9, иначе к п. 13.

На основе описанного метода были разработаны программы для автоматизации разработки тестового обеспечения . Файл исходных данных имеет следующую структуру:

Описание количества проверок,

Описание количества состояний,

Описание матрицы неисправностей,

Описание стоимости проверок.

В результате счета формируется файл результата, который содержит информацию об исходных данных, вид минимального контрольного или диагностического теста и его стоимость.

Время счета программ зависит от количества проверок, количества состояний и вида матрицы неисправностей. Полученные результаты приведены на рис. 1.


Рисунок 1 – Время счета программы

Применение разработанного метода и программного обеспечения позволит сократить время разработки контрольных и диагностических тестов и повысить их качество.

Заключение

Предложен метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций. В основе метода лежит генерация перспективных вариантов построения тестов и оценки их характеристик. Дальнейшее направление исследований – разработка метода оценки длины минимального контрольного и диагностического теста, что позволит сократить количество рассматриваемых вариантов.


Библиографический список
  1. Пархоменко П.П., Согомонян Е.Н. Основы технической диагностики: Оптимизация алгоритмов диагностирования, аппаратурные средства.-М.:Энергия, 1981.
  2. Гуляев В.А. Техническая диагностика управляющих систем. Киев: Наукова думка, 1983.
  3. Беннетс Роберт Дж. Проектирование тестопригодных логических схем.М.: Радио и связь. 1990.
  4. Аксeнова, Г.П. О функциональном диагностировании дискретных устройств в условиях работы с неточными данными/ Г. П. Аксeнова // Проблемы управления. – 2008. – Т. 5. – С. 62–66.
  5. Дрозд А. В. Нетрадиционный взгляд на рабочее диагностирование вычислительных устройств/ Проблемы управления. – 2008. – №2. – С. 48–56.
  6. Isermann R. Model-based fault detection and diagnosis. Status and applications/ Annual Reviews in Control. – 2005. – V. 29.- P. 71-85.
  7. Воронин В.В. Диагностические проверки и их логические формы / Мехатроника, автоматизация, управление. – 2004. – №9. – С. 9-14.
  8. Павлик А.В. Комбинаторный подход к построению диагностических тестов / А.В. Павлик // Міжнародна науково-технічна конференція “Інтегровані комп’ютерні технології в машинобудуванні ІКТМ – 2006″: Тези доповідей. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т “ХАІ”, 2006. – С. 217.
  9. Комп’ютерна програма “Програма синтезу мінімальних контрольних тестів” / М.Д. Кошовий, А.С. Савельєв, Г.В. Дергачова // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 9115.– Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 29.12.2003 р.
  10. Комп’ютерна програма “Програма вирішення задачі покриття з обмеженнями ” / І.В. Чумаченко, Н.В. Доценко, Г.В. Павлик, О.І. Шипулін, Дідик Н.О. // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 22413. – Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 22.10.2007р.
  11. Комп’ютерна програма “Програма пошуку оптимального покриття” / І.В. Чумаченко, Н.В. Доценко, О.І. Шипулін, Г.В. Дергачова // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 18152. – Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 03.10.2006 р.

Оценка когнитивных функций является важной задачей при многих заболеваниях нервной системы, в частности, при заболеваниях головного мозга.

Проверка когнитивных нарушений также важна для определения тактики лечения, оценки эффекта проводимой терапии и для решения многих других задач.


Для существует большое количество шкал, одной из самых популярных является шкала MMSE. Название тест получил от аббревиатуры – mini-mental state examination, в переводе мини-исследование когнитивного состояния.

Тест состоит из нескольких вопросов:

  • Определение ориентирования. Пациента спрашивают, какая сейчас дата (год, время года, день, месяц, день недели) за каждый правильный ответ пациенту добавляется по 1 баллу. Далее спрашивают в какой стране, каком городе, в каком районе города, в каком учреждении, на каком этаже находится больной, за каждый правильный ответ также добавляется по баллу. В данном разделе, таким образом, максимально возможное количество баллов – 10.
  • Определение восприятия. Пациента просят выслушать и повторить три слова, не связанных между собой (например, яблоко-стол-монета или автобус-дверь-роза). При этом его предупреждают, что их нужно будет воспроизвести через несколько минут. За каждое правильно повторенное слово добавляют 1 балл. При этом следует обратить внимание, с какой попытки пациент повторил все слова.
  • Определение внимания и способности к счету. Пациента просят устно отнять от 100 7 и так 5 раз подряд. (100-93-86-79-72-65). За каждое правильное вычитание добавляется один балл. При ошибке пациента один раз можно спросить – уверен ли он в ответе. Если ответ был указан неправильно, просят далее отнимать из правильного числа (например, 100-7 был дан ответ 94, тогда далее спрашивают, сколько будет 93-7).
  • Определение функций памяти. Пациента просят вспомнить три слова, указанные во второй части. За каждое слово – 1 балл.
  • Определение функций речи, чтения, письма. Пациенту показывают два предмета (часы, карандаш, неврологический молоточек и т.п.). За каждый правильно названный ответ начисляется 1 балл. Просят повторить фразу: «никаких если, но, и, нет». Дается одна попытка, также 1 балл при правильном повторе. Просят прочитать инструкцию (на листке пишут – закройте глаза). Если пациент прочитывает и закрывает глаза, добавляется один балл. Далее дают прочитать задание: взять лист бумаги правой рукой, сложить пополам двумя руками и положить на колени. Потом дают лист бумаги. Если все действия выполнены правильно – начисляют 3 балла (по 1 баллу за каждый шаг). После просят написать на листе бумаги законченное предложение (1 балл). Последним заданием является рисование. Просят срисовать два пересекающихся пятиугольника. При этом правильным считается выполненное задание, если пересечение двух фигур образует четырехугольник и все углы пятиугольников сохранны. Также дается 1 балл. За весь раздел максимально, тем самым, можно получить 8 баллов.

Совокупно за весь тест максимально возможное число баллов – 30. Анализ результатов следующий:

  • Снижение когнитивных функций в одном случае определяется с учетом имеющегося уровня образования. При отсутствии образования снижение когнитивных функций ставится при результате менее 17 баллов, при среднем образовании при результате меньше 20 баллов, при высшем образовании при результате меньше 24 баллов.
  • Также существует другой подход к оценке. 29-30 баллов нет когнитивных нарушений, 24-27 баллов легкие когнитивные расстройства, 20-23 баллов деменция легкой степени (умеренные когнитивные нарушения), 11-19 баллов деменция умеренной степени (выраженные когнитивные нарушения), 0-10 баллов – тяжелая деменция. При уровне результатов шкалы меньше 19 баллов рекомендована консультация психиатра для решения вопроса о необходимости назначения специфической терапии.

В заключение хочется сказать также небольшой факт. При оценке результатов опросника необходимо обращать внимание на то, какие функции мозга страдают больше. Порой некоторые нюансы позволяют лучше диагностировать причину когнитивных нарушений.

Если пациент жалуется на возникшие проблемы в когнитивной сфере и есть подозрения на деменцию, необходимо принять меры по объективизации нарушений в когнитивной сфере: анамнез, анамнез окружающих, первичное нейропсихологическое обследование.

Для этого в повседневной практике используются следующие процедуры.

Проба Оценка
1.Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)
0 - 5
2.Ориентировка в месте:
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)
0 - 5
3.Восприятие:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
0 - 3
4.Концентрация внимания и счет:
Серийный счет ("от 100 отнять 7") - пять раз либо:
Произнесите слово "земля" наоборот
0 - 5
5.Память
Припомните 3 слова (см. пункт 3)
0 - 3
6.Речь:
Показываем ручку и часы, спрашиваем: "как это называется?"
Просим повторить предложение: "Никаких если, и или но"
0 - 3
Выполнение 3-этапной команды:
"Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол"
0 - 3
Чтение: "Прочтите и выполните"
1. Закройте глаза
2. Напишите предложение
0 - 2
3. Срисуйте рисунок (*см. ниже) 0 - 1
Общий балл: 0-30

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают "Какого месяца?", "Какого года?", "Какой день недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата "65"). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез" ставится 4 балла; если "ямлзе" - 3 балла и т.д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: "Что это такое?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Интерпретация результатов

Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;


24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;


11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

По количеству заданий MMSE значительно превосходит тесты, описанные выше, и требует больше времени для проведения. Однако ее чувствительность при легких формах деменции низка: суммарный балл может оставаться в пределах нормального диапазона. В этом случае судить о наличии болезни врач может по динамике результатов (сравнивать результаты, показанные с интервалом в несколько месяцев): если у человека развивается деменция, результаты будут ухудшаться; при отсутствии заболевания показанный результат будет стабильным.

Невелика также чувствительность этой методики при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или лобных долей головного мозга. Для таких случаев в арсенале врачей есть .

Loading...Loading...