Великое обращение. Что такое мантра маха

«Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя , довольны ли вы последним часом своей жизни?» – спрашивал у своих учеников Георгий Гурджиев. Цитаты и афоризмы, принадлежащие ему, заставляют нас задуматься о том, как мы живем.

А понимает ли человек, зачем вообще живет? Вряд ли можно быть довольным или не довольным по этому поводу, не имея конкретного представления о том, что для него реально означает жить. Неужели суета сует повседневности с ее требованиями борьбы за «место под солнцем» – это и есть жизнь в человеческом смысле? Посмотрите на себя и свое окружение. Многим ли людям хочется, чтобы смысл их существования отличался от смысла существования растений и животных? Существует целый ряд причин, почему это так волнует именно Вас, и никак не волнует кого-либо из Вашего обычного окружения.

Четвертый путь - это эзотерическое учение об эволюции человеческого существа от уровня удовлетворения необычных желаний и интересов «белых ворон человеческой стаи» до уровня формирования в человеке высших тел, способных жить после смерти физического тела.

Случайно или намеренно кем-то сформированное в детстве Гурджиева неуемное желание понять смысл жизни человека вылилось в годы его путешествий по востоку в поисках знания, которое ответило бы на этот вопрос. Путь Гуржиева требовал полной самоотдачи и нечеловеческих усилий.

После многих лет странствий он вернулся в Европу, чтобы донести людям учение, принадлежащее эзотерическим школам. При этом со слов Гурджиева, «Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, т.е. поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме».

Что значит Четвертый путь по Гурджиеву?

Георгий Гурджиев считал, что человек не способен эволюционировать до тех пор, пока использует лишь крохи своих возможностей, находясь в обычном состоянии, подобным «сну». Внимание человека постоянно притягивается разными мелочами, и он не может контролировать себя. Поэтому планы постоянно меняются – то он хочет реально жить, а не функционировать в виде животного, то вдруг забывает, или даже если и помнит, то уже ничего не хочет, то вдруг в нем снова просыпаются желания и он готов ставить перед собой цели и т.д.

И поэтому невозможно понять суть учения Гурджиева без глубокого изучения себя и обретения контроля над самим собой.

Для начала движения к этому пониманию он предлагал своим ученикам специальные упражнения, в том числе движения – сакральные танцы Гурджиева, разъяснял идеи эзотерического учения на практических примерах, не позволяя превращать их лишь в материал для размышлений.

«Человек-машина» по Гурджиеву

Согласно учению Георгия Гурджиева, человек является механической «машиной», которая функционирует по принципу стимул-реакция.

То есть, когда человек «спит», он не может управлять ни собой, ни тем более своей жизнью, поскольку жизнью полностью управляют внутренние или внешние случайные механические стимулы. И таким образом, каждое наше действие вызвано не нашей Волей, а механическими, часто случайными реакциями на эти механические стимулы.

Портится погода – и у нас портится настроение, на нас кричат – и мы тут же начинаем кричать в ответ.

Мы не живем, а просто плывем по течению, продолжая механически реагировать на внешние случайно формирующиеся стимулы.

При этом, в обычном состоянии человек неспособен видеть и осознавать механизм формирования этих стимулов и реакций. Поэтому работа по изменению начинается с изучения и наблюдения себя, постепенно формируя способность реального осознания самого себя.

Только полное осознание природы своих механических реакций, стимулов, которые их запускают и беспристрастное наблюдение настоящего момента позволяют человеку видеть полную картину происходящего и делать осознанный выбор своей реакции и в конечном итоге – жить, а не функционировать по принципу стимул-реакция. Это и есть начало методики Гурджиева.

Когда вы проливаете свой утренний кофе, спорите с близкими по пустякам и делаете ошибки на свой работе, вы не осознаете себя – вы спите. Все ваше внимание сосредоточено на одном «предмете» и вы не видите полную картину происходящего.

Когда вы находитесь здесь и сейчас, даже проливая свой утренний кофе, осознавая себя, вы замечаете красоту раннего утра, не опаздываете на важные встречи и знаете, как добиваться ваших целей – вы уже не совсем машина, вы уже не спите.

Гурджиев: техники развития

Все эзотерические, в отличие от религиозных учений, стремятся к той же цели, что и Четвертый путь – эволюционного развития человеческого существа, но они работают по другому принципу.

Георгий Гурджиев аллегорически сравнивал человека с повозкой. Он считал, что человек разделен на части.

Согласно системе Гурджиева, в человеке находятся четыре центра: интеллектуальный, эмоциональный, двигательный и инстинктивный. Они должны выполнять свои функции, но часто они пытаются взять на себя чужие обязанности.

К примеру, мы часто пытаемся оценить произведения искусства только умом, хотя это надо делать и умом и чувствами. Упражнения Гурджиева помогают наладить связь между разными частями человека.

В различных учениях люди работают только с одним центром, осознавая в полной мере лишь его работу, а потом им приходится проделывать ту же работу с другими центрами.

Например, настоящий монах может развить свой эмоциональный центр с помощью искренней веры, обретая единство и волю, властвующие над его эмоциями.

Но его физическое тело и умственные способности могут остаться неразвитыми. И чтобы воспользоваться для своей эволюции тем, чего он достиг, ему придется развивать свое тело и способность мыслить. Отношение к своему телу у монаха при этом меняется диаметрально противоположным образом – с представления он нем как о причине стремления к грехопадению на представление как о дарованном богом божественном сосуде, в котором может расцвести душа.

Четвертый путь - это путь хитреца

Для объяснения идеи центров Гурджиев сравнивал человека с повозкой. Возница - интеллектуальный центр, лошадь - эмоциональный, повозка - инстинктивно-двигательный.

Сейчас они не работают слаженно. Лошадь не понимает, что ей говорит кучер, а за повозкой нет должного ухода. Так и эмоциональный центр не подчиняется уму, потому что не понимает обычного языка. Мы должны наблюдать работу центров, чтобы связать их друг с другом.

Учение Гурджиева

«Начинающий пианист никогда не может научиться иначе, нежели понемногу. Если вы хотите играть без предварительной практики, вы никогда не сможете играть подлинную музыку. Мелодии, которые вы будете играть, окажутся какофонией, заставят людей страдать и ненавидеть вас» - говорил Гурджиев. 4 путь тоже начинается с маленьких упражнений.

Система Гурджиева помогает человеку находиться здесь и сейчас. Сначала вы должны работать с маленькими вещами, и постепенно увеличивать нагрузку.

Начинать следует с простых упражнений: например, не скрещивать ноги во время еды, стараться смотреть в глаза человеку, который говорит с вами, затем уровень сложности увеличивается.

Делая маленькие усилия, и одерживая первые победы, постепенно мы становимся способны отказаться от бесполезных мыслей, бросить дурные привычки, усердно работать в течение дней и недель.

Мы как бы накачиваем мышцы внимания и осознанности, подготавливая свое тело и ум к более сильным упражнениям.

Георгий Гурджиев и эннеаграмма

Г. И. Гурджиев полагал, что все наша жизнь протекает под действием космических законов. Для их объяснения он использовал древний символ, который называется Эннеаграмма Гурджиева. Расшифровка этой фигуры давала его ученикам понимание законов мира.

По данным древней эзотерической литературы и археологических раскопок известно, что Эннеаграмма существовала на Ближнем Востоке как минимум 2500 лет назад.

Этот знак встречается в христианстве, иудаизме и кабале, суфизме, у древнегреческих философов и математиков.

Водороды и октавы в системе Гурджиева

Октава - это линия развития любого процесса во Вселенной: от рождения новой планеты до появления человеческой души. Чтобы процессы протекали намеренно, нужно знать, что в любом деле есть точки, которые изменяют направление движения. Чтобы начатое дело успешно завершилось, нужно делать дополнительные усилия. Теоретические уроки Гурджиева включали эти темы.

Иногда, чтобы удачно завершить октаву, нам нужна особого рода тонкая материя, которую автор системы называл водородом. Это не водород в научном значении слова.

Чтобы тонкие материи образовывались в наших телах, придется прекратить утечки энергии и обеспечить приятные впечатления.

Практика и упражнения Гурджиева

Метод Гурджиева основывается на самовоспоминании. Это значит, что мы должны каждую секунду осознавать свои действия, и, как бы, видеть себя со стороны.

Без беспристрастного наблюдения за собой, когда мы совершаем несознательные поступки, какая-то часть нас перестраивает настоящее так, чтобы оправдать себя и таким образом уводит нас из действительной реальности в воображение.

Поговорите по очереди с двумя обычными людьми после ссоры. Наверняка, каждый из них изложит точку зрения, в которой он будет прав, а другой виноват. Когда мы наблюдаем за собой, нашей машине сложнее провести этот фокус, поэтому мы воспринимаем настоящее адекватнее и объективнее.

Самовоспоминание не получится сразу, поэтому практика Гурджиева начинается с небольших упражнений, которые требуют определенных усилий. Например, когда мы сидим в неудобной позе или делаем новые для нас вещи, это требует большей концентрации и постоянно напоминает о себе.

В системе Гурджиева особое место уделяется разделению внимания на несколько частей. Например, мы можем держать тело в определенной позе и внимательно слушать музыку. Попробуйте, это не так просто как кажется.

Школа Гурджиева

Главным центром для работы по системе при жизни Георгия Гурджиева был Институт Гармонического развития человека, который он основал во Франции.

Кроме этого существовали группы Гурджиева в Америке. Жизнь студентов была подчинена строгому расписанию. Каждого ставили на выполнение тяжелой работы. Когда человек осваивал ее, его перемещали на новую должность.

После смерти мастера последователи Гурджиева организовали группы в разных частях мира, чтобы передать знание. Сейчас существует несколько школ в традиции Четвертого пути. Несмотря на разные акценты в обучении все они преследуют одну и ту же цель - познать себя.

Подойти к осознанности без поддержки других людей почти невозможно. На занятиях студенты делают упражнения и обсуждают идеи, стараясь как можно дольше находиться в настоящем.

Раньше попасть в клуб Гурджиева было непросто: он сразу же заставлял делать огромные усилия, которые многие начинающие студенты не выдерживали.

Сейчас попасть в школу проще, но ее методы таковы, что, если вы не будете работать на должном уровне и делать усилия в работе над собой, вы не сможете продвинуться по 4 пути.

Школа - это не какая-нибудь секта Гурджиева. Участники группы контролируют друг друга, и напоминают исследовательскую группу, а не религиозных людей. У студентов нет конечной истины, только точки зрения, подкрепленные личным опытом, которыми они делятся друг с другом с целью собрать единую картину мира и положения человека в нем.

Группы, связанные с Четвертым путем, существуют почти в любом крупном городе на всех континентах. Среди них есть, те, кто практикует только танцы Гурджиева, есть те, кто подходят к идеям в основном с интеллектуальной стороны, есть и группы, которые составляют единое целое по всему миру. Центр Гурджиева в Москве один из них.

Литературные работы Гурджиева

Наиболее известны три книги Гурджиева: «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и так и недописанная книга «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Г.И. Гурджиев предлагал осваивать цикл «Все и вся» именно в таком порядке, прочитывая каждый текст по три раза, чтобы осознать написанное.

Обычно мы читаем книги почти автоматически, поэтому быстро забываем их содержание, но при изучении этой литературы нужно приложить максимальные усилия.

Философия Гурджиева становится практической, только если мы пытаемся ее применять, одного изучения теории недостаточно.

Георгий Гуржиев, цитаты, которого используют сейчас многие псевдоэзотерические школы, создал простую и одновременно величайшую систему для развития человека. Но мы не сможем воспользоваться этим методом, если не будет прилагать достаточно усилий. Ведь самые простые правила сложнее всего соблюдать. Поэтому если мы хотим попробовать работать с системой, нам нужна поддержка и помощь единомышленников.

Чтобы понять, что имел в виду Гурджиев, высказывания из его книг придется проверить на практике. Многие из метафор взяты из древних эзотерических знаний, которые изучал Гурджиев. Про повозку он узнал от суфиев.

Только на практике вы сможете воспринимать идеи системы как реальные вещи, а не абстрактные философские понятия.

Новичкам лучше начинать с книги «В поисках чудесного». Ее написал П.Д.Успенский, ученик Гурджиева, которому не было равных в мастерстве изложения принципов системы. В последствие он основал свою школу в традиции Четвертого пути в Англии.

Если вы хотите больше узнать о практической стороне системы, почитайте книги и статьи о Гурджиеве. Большой материал для размышлений представлен в работах Дж.Г.Беннетта, Ч.С. Нотта, М. Андерсон.

Плата за осознанность: Гурджиев о деньгах

Однажды Гурджиев о деньгах сказал: «Ничто не показывает человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда». Плата, будь то деньги или отказ от приятных привычек, позволяет развиваться дальше.

«Люди не ценят вещь, за которую не заплатили”.

«Плата есть принцип. Плата необходима не школе, но самим обучающимся, ибо без оплаты они ничего не получат. Идея платы очень важна, и необходимо понять, что плата абсолютно необходима. Можно платить тем или другим способом, и каждый должен узнать это для самого себя. Но никто не может получить что-то, за что он не заплатил. Вещи не могут быть даны, они могут быть только куплены. Это является магическим, не простым. Если кто-либо имеет знание, он не может дать его другому человеку, ибо только если человек платит за него, он может иметь его. Это есть космический закон.»

«Плата является наиболее важным принципом в работе, и это нужно понять. Без платы вы ничего, не можете получить. Но, как правило, мы хотим получить нечто за ничто, и вот почему мы ничего не имеем. Если бы мы реально решили стремиться к этого рода знанию - или даже к совсем небольшой вещи - и мы стремились бы к нему, не обращая внимания на все другое, мы получили бы его. Это очень важный вопрос. Мы говорим, что мы хотим знания, но мы не хотим реально. Мы заплатим за что-либо другое, но за это мы не готовы платить, и поэтому в результате мы ничего не получаем.»

Письмо Гурджиева дочери

Душка Ховарт, дочь Георгия Ивановича, сделала многое, чтобы передать архивы отца следующим поколениям и сохранить его музыкальные произведения. В 70 лет она научилась пользоваться компьютером, чтобы опубликовать книгу воспоминаний о нем.

Всю свою жизнь ей помогали советы Гурджиева. 63 коротких указания, которые способны изменить жизнь любого при правильном применении.

  1. Концентрируй своё внимание на себе.
  2. Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь.
  3. Всегда завершай начатое тобой.
  4. Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно.
  5. Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя.
  6. Проявляй свою щедрость без свидетелей.
  7. Обращайся с любым человеком, как со своим ближайшим родственником.
  8. Исправь всё испорченное тобой.
  9. Учись получать и благодарить за каждый дар.
  10. Останови своё самозащищающееся поведение.
  11. Не обманывай, не кради - поступая так, ты будешь обманывать и красть у себя.
  12. Помогай тем, кто рядом с тобой, но не делая их зависимыми от тебя.
  13. Не занимай слишком много пространства.
  14. Не шуми и не делай излишних жестов.
  15. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её.
  16. Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей.
  17. Не хватай ничего и никого.
  18. Распределяй справедливо.
  19. Не соблазняй.
  20. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо.
  21. Не говори о своих личных проблемах.
  22. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты.
  23. Не заводи бесполезной дружбы.
  24. Не следуй общим тенденциям.
  25. Не продавай себя.
  26. Уважай подписанные тобой соглашения.
  27. Будь пунктуальной.
  28. Не завидуй чужой собственности и достижениям.
  29. Говори только о том, что необходимо.
  30. Не думай о выгодах, которые могут принести тебе твои действия.
  31. Не угрожай.
  32. Держи свои обещания.
  33. В споре всегда ставь себя на место других.
  34. Признавай, когда кто-то превосходит тебя.
  35. Преодолей свои страхи.
  36. Помогай другим стать способными помочь себе самим.
  37. Преодолей своё чувство неприязни и будь рядом с теми, кого желаешь отвергнуть.
  38. Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства.
  39. Меняй свою злость в креативность и созидание.
  40. Меняй свою жадность в почитание красоты.
  41. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других.
  42. Меняй свою ненависть в милосердие.
  43. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя.
  44. Заботься о том, что тебе не принадлежит, также как о своём собственном.
  45. Не сетуй, не жалуйся себе.
  46. Развивай своё воображение.
  47. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения.
  48. Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают.
  49. Не пропагандируй свою работу и идеи.
  50. Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие.
  51. Не пытайся выделиться своим внешним видом.
  52. Никогда не противоречь, просто храни молчание.
  53. Не залезай в долги, покупай и плати немедленно.
  54. Оскорбив публично, приноси извинения публично.
  55. Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений.
  56. Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены.
  57. Не храни бесполезных вещей.
  58. Не украшай себя чужими идеями.
  59. Не фотографируйся со знаменитостями.
  60. Будь своим судьёй.
  61. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь.
  62. Осознавай, что всё принадлежит тебе.
  63. Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол, заставь и Дьявола медитировать.

Практика Четвертого пути сегодня

Если вы решили для себя:

  • что не хотите быть механичной машиной,
  • что вы хотите жить, а не фунционировать по принципу стимул-реакция,
  • хотите глубже и объективнее познавать себя, свои функции и окружающий мир,
  • привнести в свое существование свет сознания и осознанность,

то у вас есть возможность начать изучение Четвертого пути в практикующей группе уже сегодня.

Практическая группа Четвертого пути – это студенты, практикующие учение Гурджиева о Четвертом пути, объективной картине мира и положения человека в нем.

Они делятся точками зрения об идеях Четвертого пути, подкрепленных личным опытом, с целью самопознания и пробуждения ото сна, складывая кусочки в одно целое.

«Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы можете желать, – если вы способны чувствовать, – это бежать, вырваться из нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать – если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут закончить проход и спастись»

«Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше. Только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег, только они могут передать инструменты – напильники или что-то другое, что может понадобиться. Но один заключенный не сможет найти этих людей, вступить с ними в соприкосновение. Необходима организация. Без организации нельзя ничего добиться.»

По словам современников «это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, вид его чем-то постоянно смущал или обескураживал, поскольку было заметно что он не тот, за кого себя выдает».

Взгляд у него был особенный - глубокий, проникающий в душу. Завораживало и впечатление, будто он знает все ответы на все вопросы и нет для него ничего невозможного.

Точная дата рождения Гурджиева неизвестна. Он как-то бросил, что придет время и потомки сами ее определят. Говорил на многих языках, но предпочитал армянский и русский (родной язык его матери). Его отец русско-греческого происхождения, ашуг - знаток религии и сказатель азиатских легенд, своими выступлениями привлекал множество самого пестрого люду. Жили они в городке Карске, близ русско-турецкой границы, население которого состояло из греков, армян, турок, курдов, кавказских татар, грузин, русских, исповедовавших буддизм, суфизм и христианство пополам с шаманизмом и дьяволопоклонничеством. Так что уже с раннего детства Георгий прикоснулся к таинствам древнего символизма, литургии, технике ритмичного дыхания и различным медитациям, был свидетелем необъяснимых феноменов. Например, дети езидов (народность, поклоняющаяся дьяволу) часто развлекались так, что очерчивали мелом вокруг какого-нибудь мальчишки круг, в котором тот оставался стоять, словно парализованный, до тех пор, пока кто-нибудь из взрослых его не освобождал.

Бабушка Георгия перед смертью напутствовала внуку: «Слушай и помни мой строгий наказ: либо ничего не делай - просто иди в школу, либо делай что-нибудь такое, что не делает никто другой».

Вскоре после ее смерти в драке Георгию выбили зуб мудрости. «Чрезвычайно больших размеров», как описывал впоследствии сам Гурджиев. Тот странный зуб имел семь корней и в конце каждого из них выпукло стояла капля крови… Это был явный намек на какую-то тайну. И Георгий Гурджиев решил ее узнать, чего бы это ему не стоило.

В 11 лет он сбежал из дому и стал вечным странником. Он искал мудрость на сокровенных тропах Африки, Афганистана, Монголии, Тибета, Индии, России, Египта. Правдами и неправдами проникал в суть закрытых и недоступных миру тайных учений, встречал множество удивительных людей.

Он любил повторять: «Знания стоят того, чтобы их добывать…». Уровни бытия, из которых человек Четвертого пути черпает свои знания, удивительным образом совпадают с «Туннелями реальности» Роберта А. Уилсона, занимающегося исследованием психологии эволюции, одновременно перекликаясь с законом серебряной Октавы, работающим во всей Вселенной.

Сила знания

«Будучи всегда безжалостным к своим природным слабостям и почти все время сохраняя самонаблюдение», Гурджиев по его словам «смог достичь почти всего, что в пределах человеческих возможностях…».

К примеру, на расстоянии десятков миль он мог убить яка. Однако Гурджиев дал себе клятву: никогда и ни в каких целях не применять свои удивительные способности, кроме целей исследовательских и лечебных. Зато на этом пути он достиг поразительных успехов. Умиравший в Тифлисе во время вспышки эпидемии тифа Морис Николь описывает, как Гурджиев буквально вытащил его с того света, полностью отдав всю свою жизненную силу: «Когда я очнулся, то увидел склонившееся надо мной лицо Гурджиева в огромном напряжении и испарине, капли пота покрывали все его лицо, он держал мою голову руками и молча смотрел мне в глаза. Он был смертельно бледен. Уже на следующий день я был полностью здоров». Едва придя в себя Николь спросил Гурджиева: «А как же вы? - думая, что тот пожертвовал жизнью ради него». «Не волнуйтесь, - успокоил Гурджиев. - Мне нужно всего десять минут, чтобы восстановить свои силы».

Из гурджиевской техники саморазвития выросло самое перспективное современное направление психологии: нейролингвистическое программирование (НЛП). Первыми на пути «увязки» поведения и психики были врач Вильгельм Райх и зоопсихолог Конрад Лоренц, который за работу в этой области был удостоен Нобелевской премии.

Планета спящих

Современного человека - его мысли, чувства, психологию - Гурджиев сравнивал с экипажем, лошадью и кучером. Экипаж - наше физическое тело. Лошадь - эмоции. Кучер - разум. А пассажир в коляске - наше «я». Экипаж, управляющийся кучером, который ничего не смыслит в его устройстве. Лошадь послушна ударам плетки вечно сонного возницы. А он готов ехать куда угодно, лишь бы седок сполна заплатил.

Дурманящий сон, в котором протекает наша жизнь, искажает реальную картину бытия. Об этой особенности человеческого существования знали еще первые христиане, призывавшие к пробуждению.

Как ни удивительно, но современная наука обнаружила аналог «спящего» сознания. По мнению нейропсихологов, функционирование нашей нервной системы ограничено кодом ДНК, который определяет поведение человека, с момента рождения до самой смерти. Но как только людям станут доступны идеи и образцы иных уровней бытия, человечество прейдет на новую ступень эволюции.

Биографическая справка

Обладая определенными задатками, Георгий Гурджиев (1877-1949) всю жизнь работал над их развитием, пока не достиг совершенства. Познакомившись в детстве с шумерским эпосом о Гильгамеше, Георгий понял, что тайные, секретные знания передаются различными способами через тысячелетия. Вскоре юноша научился предсказывать будущие с невероятной точностью. Он делал это, сидя между двумя свечами и напряженно всматриваясь в ноготь большого пальца до тех пор, пока не приходил в состояние транса и мог видеть будущее в своем ногте. Однажды хорошо знакомый Гурджиеву молодой человек умер, упав с лошади. На следующую ночь после похорон заметили, что он пытается войти в свой дом. Ему разрезали горло и вернули на кладбище, похоронив теперь уже вампира.

Этот феномен побудил Гурджиева заняться оккультизмом. В первые сорок лет своей жизни он посещал монастыри по всей Европе и Азии, затем приступил к теории, разработав собственную доктрину, по которой откровение приходит к человеку в состоянии «пробужденного сознания» и заключается в том, что цель всегда есть, а всякие необычайные усилия и каждое начинание пробуждает сознание.

У Гурджиева оказалось много последователей и учеников. Он будил учеников ночью в любое время и научил их оставаться «замороженными», в какой бы позе они не оказались в это время. На публичных сеансах это выглядело так. Труппа учеников по его команде разворачивалась в задней части сцены лицом к зрителям. Еще одна команда - ученики бросаются к рампе. Гурджиев отворачивается и курит. Человеческая лавина перелетает по воздуху через оркестр, приземляясь на пустые стулья, на пол, тела нагромождаются друг на друга и. замирают в полной неподвижности и тишине. И ни одной ни у кого царапины!

Это конечно трюки. Но они были нужны Гурджиеву, чтобы привлечь новых учеников, которых он обучал телепатии, гипнозу, ясновидению, и главное - убедить их в том, что любовь и непрерывные усилия, вложенные в работу, не только дают новые степени свободы человеку, но делают его в творческом отношении свободной личностью, выбравшей «четвертый путь», пройдя до этого пути факира, монаха и йогов.

А более подробно все неординарные, исключительно своеобразные и гениальные идеи русского мага Гурджиева изложил в своей книге «В поисках чудесного» его лучший ученик и последователь Успенский.

Эволюционный виток

Как получилось, что люди столь несовершенны? Гурджиев объясняет это тем, что все человечество в целом и каждый человек в отдельности пребывает в плену законов материального мира, которым подчиненно все живое на планете. «Вы в тюрьме собственных представлений», вот так объясняет состояние умов этот необычный человек.

Но освободиться не так-то просто. Человек существует на планете Земля для определенной цели. В каком-то смысле он - инструмент и воплощение этой цели. И чтобы соответствовать ей он просто обязан развиваться и быть свободным. То есть все мы по Гурджиеву рождены чтобы познавать самих себя, но добывая эти знания воплощать их сообразуясь с вечными законами Вселенной.


Ваха Дизигов.

Во многих философских работах и в учениях упоминаются всегда две действующие противоположные силы - это положительная и отрицательная,горячее и холодное,добро и зло...
Таким образом,нам всегда говорили и объясняли,что происходит борьба противоположностей,в котором заключён сам смысл жизни.
Если мы вспомним,в китайской медицине также использовались проявления двух противоположностей - это инь и янь.
О важности и необходимости третьей - нейтральной силы - не говорится либо умалчивается.
Георгий Гурджиев,греко-армянский философ 20го века, совершенно по другому относился к таким проявлениям в жизни.
Он считал,что фундаментальным законом,создающим все явления во многообразии или в единстве всех вселенных в нашей жизни является "закон трёх", или закон трёх принципов, трёх сил.
По словам Гурджиева,он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трёх различных и противоположных сил.
В работах Пётра Демьяновича Успенского"В поисках чудесного"более расширенно объясняется закон трёх сил Георгия Гурджиева.

Подчёркивается,что учение о трёх силах – это корень всех древних систем.

Я более склонен признать важность этих основополагающих для жизни человека трёх начал.
Мы живём в мире,где всегда действуют какие-то силы,влияния,изменения.
Если мы рассмотрим действующие силы,то можем определить эти три силы - это активная,пассивная и нейтральная.
Но это всего лишь названия, считал Гурджиев,потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только лишь в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к другу в данный момент.
При изменении соотношения активной и пассивной силы в ту или другую сторону,изменяется также и нейтрализирующая сила в точке соприкосновения этих двух сил.

Само же действие каждого из трёх сил,как феномена, человек не в состоянии наблюдать в реальности, потому что мы не в состоянии видеть объективный мир, оставаясь в субъективном состоянии сознания.
Если же первые две силы нам легко доступны для обозрения и понимания,то проявление третьей - нейтральной силы - в реальной жизни затруднено и представляет определённые трудности для человека.
Причину этого,как считал Георгий Гурджиев, следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия феноменального мира. т.е. в наших восприятиях времени и пространства, вытекающих из этих ограничений.
Вот почему люди не способны непосредственно воспринимать и наблюдать третью силу – она доступна им не более, чем восприятие в пространстве "четвёртого измерения".

В учении подчёркивается,что примеры действия трёх сил и моменты вхождения третьей силы можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы.
Идея единства трёх сил в Абсолютном составляет основу многих древних учений – писал Пётр Успенский в своей работе"В поисках чудесного" ,объясняя учение Георгия Гурджиева о законе трёх сил.
Сам Гурджиев подчёркивал, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трёх различных и противоположных сил.
Возвращаясь к миру, в котором мы живём, развивая идею взаимодействия трёх сил философ утверждал, что в Абсолютном, равно как и во всех прочих мирах, действуют три силы: активная, пассивная и нейтрализующая.
Но поскольку в Абсолютном – в силу самой его природы - всё составляет одно целое, эти три силы также являют собой одно целое.
Кроме того, образуя одно независимое целое, эти три силы обладают полной и независимой волей, полным сознанием, полным пониманием самих себя и всего, что они делают.

Если следовать логике Гурджиева,который в своих предположениях основывается на полученные в результате многолетних путешествий и проведённых исследований,знаний об устройстве мира,эти три силы образуют огромное количество миров во Вселенной.
Три силы Абсолютного, составляющие одно целое, разделяются и соединяются по собственной воле и собственному решению; в пунктах соединения они творят явления или новые миры.

Вообразим Абсолютное в виде круга, а в нём представим множество других кругов, миров разного уровня и порядка.
Возьмём один из этих кругов.
Абсолютное обозначим числом 1, потому что в нём три силы составляют единство; меньшие же круги обозначим числом 3, потому что в мире второго порядка три силы разделены.

В учении говорится,что три разделённые силы в мирах второго порядка, встречаясь в каждом из этих миров, создают новые миры – третьего порядка.
Эти миры, созданные волей Абсолютного, целиком зависят от его воли во всём, что касается их собственного существования.
Но миры второго,третьего и остальных порядков уже напрямую не подчиняются Абсолюту,а связаны с ним через мир,который стоит выше его и подчиняется законам этого вышестоящего мироустройства.
При этом,начиная со второго порядка,образующиеся миры отличаются тем,что каждая из трех сил в этих мирах имеет самостоятельную программу поведения и уже не образуют единое целое.

Если вначале повествования учения говорилось,что эти три силы везде и всегда образуют единое целое,видоизменяясь в пропорциях,то в вопросах устройства Вселенной и образования миров разного порядка,с центром Абсолюта внутри,Гурджиев говорит,что эти три силы,отдаляясь от центра, не составляют единство,единое сознание и единую программу.
Гурджиев считал,что удаляясь от Абсолюта, эти три силы делятся на три воли, три сознания, три единства.
Каждая из этих трёх сил должна содержать в себе возможность всех трёх сил, но в точке встречи трёх сил, в точке их соприкосновения, она проявляет только одни принцип: активный, пассивный или нейтрализующий.
Все вместе эти три силы должны образовывать троичность, которая производит новые явления или новые миры.
Почему так получается,что начиная уже со второго порядка изменяется соотношение программ этих сил,не до конца понятно и ясного объяснения такой трактовке устройства миров я не нашёл.

Видимо,Абсолют даёт право новым мирам второго,третьего и остальных миров ограниченное право для образования и регулирования новых миров низшего порядка но с большим количеством законов.
Чем дальше эти новые миры отстоят от центра или Абсолюта,тем дальше отстоят они от единой воли Абсолюта.
Число сил в каждом мире – 1, 3, 6, 12,24,48,96 и т.д. – указывает на число законов, которому подчинён данный мир.
Согласно закону трёх сил,если мы попытаемся узнать место расположение нашей Земли в этом устройстве миров получается,что мы живём в мире, подчинённом действию сорока восьми порядкам законов(48), т.е. очень далеко от воли Абсолютного, в очень далёком и тёмном углу Вселенной.
В дополнение к закону трёх сил,Гурджиев вводит ещё и новое понятие для объяснения устройства миров как "луч творения",добавляя,что цепь миров, звенья которой составляют Абсолютное, все миры, все солнца, наше Солнце, планеты, нашу Землю и Луну, представляет собой "луч творения", в котором мы находим и себя.

Видимо,надо полагать,что именно "луч творения"является созидающей силой и запушенной программой самого Абсолюта,который помогает мирам каждого нового порядка создавать миры нижележащего порядка.В этом случае "луч творения",возможно,выступает в роли активной силы и таким образом в точке соприкосновения этих трёх сил каждого нового порядка образования миров,видоизменяет соотношение трёх сил,чтобы эти три силы могли образовать новые миры с новыми тремя силами,но большего порядка или количества.
Таким образом, получается,что "луч творения" помогает нам установить и понять наше место во Вселенной.
В этом древнем учении, или в законе трёх сил или трёх принципов,говорится,что если бы мы могли обнаружить в каждом действии проявление трёх сил, тогда мы увидели бы мир таким, каков он есть, увидели бы вещи в себе.
В этом учении доказывается,что Третья сила есть свойство реального мира.
Так как мы реально не можем наблюдать и ощющать работу Третьей силы,то,видимо,исходя из этих соображений мы не способны видеть мир таким каков он на самом деле.

Согласно этому древнему учению,субъективный или феноменальный мир, доступный нашему наблюдению, обладает лишь относительной реальностью.
Примеры действия трёх сил и моменты изменения третьей силы,согласно учению, можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы.
Я бы добавил,что сегодня до конца научно не изучены филосовские труды великого философа и психолога Георгия Гурджиева.
Если работы Елены Блаватской,включая её работу"Тайная доктрина",известны и часто упоминаются в современных работах учёных и исследователей,то работы и учения Георгия Гурджиева,по-моему, незаслуженно забыты.
Благодаря стараниям его бывших учеников,а особенно Пётра Демьяновича Успенского, философа, талантливого журналиста,а также Джона Беннета,философа и математика, были написаны и напечатаны книги,раскрывающие научные изыскания и работы Георгия Гюрджиева.
Кроме того,в последний год жизни сам Георгий Гурджиев,как пишут многие авторы, дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг - «Все и вся» и «Встречи с замечательными людьми» и книги П. Д. Успенского «В поисках чудесного», которую счел достойным изложением сути своих лекций, прочитанных до 1917 года в России.

Закон трёх сил или трёх принципов Георгия Гурджиева,на мой взгляд,является важным с научной точки зрения и может дать ключ для понимания процессов,происходящих в человеке,в обществе и в окружающей нас среде.

16.июля.2009 год.Стамбул.
При перепечатывании статьи обязательно указывать Фамилию автора!

Гурджиев. Закон Трех и Луч Творчества

Часть 1.

Всякий может допустить, что Вселенная создана, и многие верят в это. Они говорят, если они, например, религиозны, что Бог создал Вселенную. Они слышали также и о Троице, если они христиане, и могут или не могут иметь мысль о ней. Во всяком случае идея сотворения мира Богом и некоторое смутное понятие о Троице может существовать в их умах. Но никакой связи не установлено.

Например, даже если они думали, что творчество некоторым образом связано с Троицей, они не видят неизбежного следствия Трех Воль при работе в творчестве. Они просто дума­ют, что Бог сотворил все, так сказать, вокруг Него, подобно множеству игрушек, и что никаких законов не было при работе, и, хотя в аллегорическом отчете о творении в Книге Бытия им говорят, что Вселенная была сотворена в следующие друг за другом дни, они не думают, что здесь подразумевается какая-либо шкала и что творение происходит не всё на одном и том же уровне, но восходит в порядке степеней все ниже и ниже. Поэтому они склонны думать, что Воля Бога находится непосредственно в соприкосновении со всем созданным и непосредственно управляет им. Они упускают мысль о значении Троицы, т.е. о первичных Трёх Силах

или Трех Волях, которые осуществляют творчество, и поэтому думают, что Воля Бога достигает непосредственно каждой созданной вещи.
Схема Луча Творчества, представленная ниже, изученная и понятая, наглядно опровергает компетентные мнения и объединяет в одно целое множество различных враждебных друг другу философских, религиозных и научных взглядов на Мир, на Вселенную.

Идея Луча Творчества принадлежит древнему знанию. Она исходит из того, что непроявленный, несотворенный ничем неограниченный Абсолют Единой Волей создает Миры. Каждому Миру соответствует свой уровень с определенным количеством Сил, Воль, Законов.

Таблица Луча Творчества

Мир 1 Мир 2 Мир 3 Мир 4 Мир 5 Мир 6 Мир 7

Абсолют
Все миры
Все Солнца Солнце
Все планеты
Земля
Луна

1
3
6 (3+3)
12 (3+6+3)
24 (3+6+12+3)
48 (3+6+12+24+3)
96 (3+6+12+24+48+3)

Цифры в последней колонке обозначают число законов, управляющих каждым Миром, каждым Творением. Чем под большее число законов попадает Мир, тем более он ограничен, тем меньше степень свободы Творения, тем труднее что-либо изменить.

Из таблицы видно, что даже для Абсолюта есть определенный закон. Далее видно, что первая триада трех сил происходит из Абсолюта и создает Первый Порядок Миров, которые находятся под тремя законами - то есть, тремя волями Первичной Триады.

(1) Абсолют.

(3) Первый Порядок созданных Миров или Мир 3.

Это есть первый акт творчества, представленный схематически. Фактически, это живой процесс, непостижимый и вечный. Под термином Мир 3 подразумевается первый уровень творчества, подчиненный трем законам или волям. Этот мир создает, в свою очередь, другой порядок миров ниже его, который имеет свои собственные 3 силы. Он называется Мир 6, т.к. он находится под тремя волями или законами, действующими на него из Мира 3, и имеет три собственных закона. Этот процесс творчества продолжается. Следующий порядок миров есть, следовательно, Мир 12, имеющий 3 силы своих собственных, 6 полученных из Мира 6 и 3 полученных непосредственно из Мира 3.

Подобным же образом созданы три следующих мира, составляя всего шесть порядков миров и шесть нисходящих уровней творчества ниже Абсолюта, которые все связаны посредством законов.

(1) Абсолют.

(3) Мир 3 под 3 законами.

(6) Мир 6 под 6 законами.

(12) Мир 12 под 12 законами.

(24) Мир 24 под 24 законами.

(48) Мир 48 под 48 законами.

(96) Мир под 96 законами.

Процесс творчества останавливается на Мире 96 по причине, которая будет объяснена, когда будет дан Закон

Семи или Закон Порядка Творчества.

Мир 96, в конце Луча Творчества, находится под 96 законами. Этот мир, или этот порядок миров, находится дальше всех от Абсолюта и под самой большой плотностью законов. Чем дальше процесс творчества происходит от Абсолюта, тем под влиянием большего числа законов находится Творение, тем более ограничено в своей свободе.

Что необходимо уловить, это то, что творчество обязательно заключает в себе законы, и это возникает из того самого факта, что три силы необходимы для любого проявления. Не может быть творчества без законов, а это значит, что каждая созданная вещь неизбежно находится под законами, то есть, ничто созданное не является свободным.

Теперь, если мы рассмотрим эту вертикальную линию Творчества, мы сможем увидеть, что, если бы мы смогли подниматься по ней, мы приходили бы под все меньшее и меньшее число законов, то есть мы приобретали бы все больше и больше свободы. Тогда как, если бы спускались, мы приходили бы под все большее и большее число ограничений и поэтому были бы все меньше и меньше свободными. Если создание, существо сотворено на уровне Мира 12, оно само находится под 12 законами, или порядком законов. Если оно падает до уровня Мира 48, оно находится под 48 законами. Человек, как он есть, находится на определенной уровне и Луче. Но он сотворен таким образом, что он может изменять свой уровень вверх и вниз и таким образом перейти под меньшее или большее число законов.

Следующим вопросом для рассмотрения является тот, что законы или силы, или воли, или влияния, идущие вниз по Лучу, имеют различные источники. Если мы возьмем Мир 48, мы сможем увидеть, что некоторые законы достигают Мира 48 непосредственно из Мира 3, некоторые - непосредственно из Мира 6 и т.д. То есть, существо, родившееся в Мире 48, находится под 48 законами или порядком законов, но эти законы не одного и того же качества: некоторые идут с более высоких уровней, а некоторые - с более низких уровней.

Человек зная, как поставить себя под тот или иной род влияний, имеет возможность освободиться от механических законов.

Следующим вопросом является то, что творчество насильственно, т.е., оно совершается путем силы. Оно начинается с работы Первичной Триады Трех Сил, исходящих из Абсолюта, и продолжается повторением снова и снова последующих триад 3-х сил. Конечная, или последняя, точка Творчества - Мир 96 находится под многими силами. Это подразумевает, что огромные силы заключены в творчестве. Посредством действия Закона Трех Вселенная заведена. Иногда в природе мы можем видеть эти силы разматывающимися, как, например, в элементе радия.

Часть 2.

Мы должны теперь рассмотреть видимую Вселенную с точки зрения Принципа Луча Творчества. Мы знаем, что видимая Вселенная в своих наибольших размерах состоит из огромного числа необъятных звездных систем, одной из которых является Млечный путь. Мы должны постичь, что первый акт Творчества сравним с созданием общей разряженной формации всех возможных систем, которые заполняются путем увеличения сгущения. Это мы называем Миром 3: «Все возможные системы миров». Так как мы хотим найти положение нашей Земли в творчестве, мы возьмем следующую нашу систему миров, которая отделилась от первичной массы - именно нашу Звездную Галактику, или Млечный Путь: Мир 6. Из последней мы возьмем нашу Солнечную Систему, или Солнце: Мир 12. Планетарная масса, сформированная из Солнца, станет затем миром 24, из которой мы возьмем нашу отдельную планету, или Землю (Мир 48), от которой происходит наша Луна (Мир 96). Это есть наш Луч Творчества. Наша Луна есть конечная точка той ветви полного древа Вселенной, в которой предстает наша Земля.

Весь Луч развивается. Каждая часть его старается подняться выше по шкале творчества. Луна не является мертвой планетой, но самой молодой точкой в нашем Луче.

Часть 3.

Попытаемся найти некоторые простые иллюстрации. Всякий организм или организация отражает до некоторой степени Принцип Луча Творчества. Возьмем какую-нибудь организованную группу людей, скажем, армию. Допустим, что во главе стоит Гене­рал, затем идет Полковник, затем Капитан, потом Сержант и последним является солдат. Под сколькими законами находится солдат? Он находится под законами сержанта, который находится под законами капитана, который находится под законами полковника, который находится под законами генерала. Но законы генерала могут достичь солдата непосредственно; также законы полковника могут достичь солдата непосредственно и т.д. Из всего этого мы можем видеть:

* Что часть всегда будет под большими числом законов, чем целое. » Что законы, под которыми находится часть, идут из различных источников происхождения.

Теперь возьмем аналогию тела. Тело тоже составлено на принципе Луча Творчества

. Оно является организацией или организмом, а все организмы повинуются Закону Творчества. Тело как целое есть одна вещь. Оно затем разделено на многие системы: сосудистую, пищеварительную, лимфатическую, нервную и т.д. Каждая снова подразделяется на группы частей, пока не достигаются наименьшие части Тела. Это есть достижение части через принцип Луча Творчества - именно увеличение законов. В качестве грубого примера возьмем мускулы нашего мизинца: они находятся под их собственными законами, а затем под законами кисти руки, а кисть руки находится под законами руки, рука - под законами мускульной системы вообще, а мускульная система есть часть многих других систем, которые образуют в конце концов Тело как целое. Это грубая иллюстрация дана, чтобы показать, как существуют возрастающие сверху вниз законы, и в этом отношении она показывает принцип Луча Творчества - именно принцип увеличения законов сверху вниз. А это, следует понять, находится в природе вещей, то есть основного закона творчества.

Я так растерялся, что не знал, как поступить и что сказать этому чудесному человеку. Все это было так неожиданно. Я решил подождать возвращения профессора, притворившись, что плохо знаю сартский язык. Чтобы это ожидание не показалось этим людям слишком тягостным, я предложил им немного водки.

Издали увидев возвращающегося Скридлова, я быстро сбежал на берег и, притворяясь, что хочу помочь ему нести провизию, по дороге рассказал, что произошло. Мы решили не разочаровывать этого доброго человека и, выразив свою глубокую признательность, приняли мешки с деньгами, решив отвезти их на ближайшую русскую пограничную заставу, что мы сразу же и сделали. На заставе мы объяснили, что случилось, указав название парохода и описав человека, который был настоящим владельцем этих денег.

Вскоре после этого происшествия, которое, я уверен, не могло случиться в современной Европе, мы прибыли в город, прославленный когда-то Александром Македонским, а в настоящее время превратившийся в заурядный афганский форт. Здесь мы сошли на берег и, приведя свой внешний вид в соответствие с принятой на себя ролью, продолжили путь пешком.

Переходя из одной долины в другую, общаясь со многими племенами, встречающимися нам на пути, мы наконец добрались до Афридиса, считавшегося столицей Кафиристана.

В дороге мы делали все, что следует делать дервишам, при этом Саид, то есть я, произносил речитативом священные религиозные тексты на персидском. А профессор как умел аккомпанировал мне на тамбурине, иногда даже попадая в ритм. Затем он собирал в этот музыкальный инструмент милостыню.

Я не стану описывать последнюю часть нашей экспедиции, приключения и испытания, связанные с ней, я хочу сразу перейти к рассказу о встрече с необыкновенным человеком, которая произошла недалеко от вышеупомянутого Афридиса, о встрече, которая изменила наш внутренний мир и образ мышления, заставила пересмотреть все наши планы и намерения.

Мы покинули Афридис, намереваясь отправиться в Читрал. На базаре в одном довольно крупном поселении недалеко от Афридиса ко мне внезапно подошел незнакомый старик и на прекрасном греческом языке сказал: "Пожалуйста, не пугайтесь. Я совершенно случайно узнал, что вы грек. С моей стороны вам ничего не грозит, я не собираюсь выяснять, как вы здесь оказались и какие цели преследуете, просто мне было бы очень приятно поговорить со своим соотечественником, так как я уже пятьдесят лет не видел ни одного человека, родившегося в той же стране, что и я".

Голос и выражение лица этого старого человека произвели на меня такое приятное впечатление, что я сразу же доверился ему и ответил тоже по-гречески: "Здесь на базаре разговаривать не совсем удобно, а для меня даже опасно. Мы должны подыскать более подходящее место, и уверяю, что если это удастся, я буду чрезвычайно рад возможности побеседовать с соотечественником, так как уже несколько месяцев общался исключительно с иноплеменниками".

Согласившись, он прервал разговор и ушел, я тоже отправился по своим делам. На следующий день во время нашего обычного выступления какой-то монах незаметно передал нам вместо милостыни записку. Из предосторожности я прочел ее не сразу, а только после окончания выступления, когда зрители разошлись. Записка была на греческом языке, в ней говорилось, что мой новый знакомый принадлежит к членам известного монашеского ордена и что он приглашает нас прийти в монастырь, где нам не придется ничего опасаться, так как в этом монастыре уважают всех, служащих Господу, вне зависимости от их расы или национальности.

На следующий день мы с профессором отправились в монастырь, где были встречены несколькими монахами, среди которых я узнал человека, подошедшего ко мне на базаре. После обмена приветствиями он сразу отвел нас на один из холмов, расположенных вблизи монастыря, где мы удобно устроились на берегу небольшой, но быстрой реки. Взглянув на нас, наш новый знакомый сказал:

"Здесь нам никто не помешает, и вы можете говорить совершенно свободно, так как вас никто не видит и не слышит".

В ходе беседы выяснилось, что он по происхождению итальянец, но хорошо знает греческий, так как по настоянию своей матери-гречанки в детстве говорил исключительно на этом языке. Прежде он был христианским миссионером и много лет прожил в Индии. Однажды, направляясь в Афганистан, он был захвачен в плен одним местным племенем, когда пытался преодолеть горный перевал. Переходя в качестве раба от одного хозяина к другому, он наконец очутился в доме у одного очень знатного и уважаемого человека. Наш собеседник хорошо освоился в новых обстоятельствах, изучил местные обычаи и образ жизни и в конце концов сумел заслужить репутацию доброго, разумного и рассудительного человека. Заслужив любовь и уважение своего нового хозяина, он через некоторое время был отпущен на свободу и, став полноправным членом общества, мог делать все что хочет. Как раз в это время он случайно познакомился с монахами ордена Всемирного братства и понял - это как раз то, что он всю жизнь искал. И вот с тех пор он живет в этом монастыре.

Так как наше доверие к отцу Джованни, а именно так мы стали его называть, узнав, что прежде он был католическим священником, росло с каждой минутой, мы решили ничего не утаивать и рассказать о себе всю правду.

Внимательно выслушав наш рассказ и явно одобряя наше стремление отыскать истину, он немного подумал и сказал с мудрой, доброжелательной улыбкой: "Ну что же... Возможно, то, что вы узнаете и поймете, когда-нибудь станет достоянием всех моих соотечественников, поэтому со своей стороны я сделаю все, чтобы помочь вам в поисках истины".

Наш собеседник получил разрешение поселить нас в стенах этого монастыря. Мы могли оставаться здесь до тех пор, пока не решим, что делать дальше. На следующий же день мы с профессором Скридловым перебрались в жилую часть монастыря и очень обрадовались представившейся возможности отдохнуть после утомительного путешествия, во время которого приходилось постоянно быть настороже.

Мы пользовались на территории монастыря полной свободой и ходили там, где хотели. Только к настоятелю не полагалось заходить без приглашения.

Вместе с отцом Джованни мы часто возвращались на то место у реки, где беседовали в первый день нашего появления в монастыре.

Во время бесед с новым другом мы узнали много интересного о деятельности этого братства, о его внутренней жизни и основных положениях этого учения. Мы поняли, что членом братства может стать любой человек вне зависимости от его расы или прежнего вероисповедания.

Как мы установили впоследствии, среди здешних монахов были бывшие христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, ламаисты и даже один бывший шаман. Всех их объединила вера в Господа единого и всемогущего.

Монахи относились друг к другу с такой любовью и доверием, что мы с профессором Скридловым, наблюдая за ними, не могли определить, какую религию ранее исповедовал тот или иной монах.

"Ах, мой дорогой профессор, - ответил отец Джованни. - Ваши слова доказывают, что вы совершенно не разбираетесь в человеческой психологии, в отличие от археологии. Веру нельзя передать от одного человека к другому как какую-то вещь, она зарождается и развивается в человеке не в результате обучения.

Для обретения веры необходимо понимание, а оно проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком.

Loading...Loading...