7 августа какой православный праздник. Успение праведной Анны

Святой Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай - архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Он почитаем в православной, католической и других церквях.

Житие Николая Чудотворца (биография)

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.

Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!

Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли - пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.

Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села - православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»

Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его - Николай.

Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки - вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и Николай Чудотворец. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою - тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили чудотворца преимущества его архиерейского сана - омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о Николае Чудотворце, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, - стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, Николай Чудотворец лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним - трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»

«Я - Николай, Мир Ликийских Архиепископ

Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.

«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» - спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.

«Мы не делаем никакого колдовства, - отвечали воеводы, - но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни

Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Чудотворец во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

По словам святого Андрея Критского, Николай Чудотворец являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.


Кто Господа и святых Его не забывает,

тот сам с Господом пребывает


Архиепископ Мир Ликийских – один из самых почитаемых во всем православном мире святых.

Об этом можно судить, хотя бы, из того количества церквей, которые названы в честь этого святого. В году два праздника Николая: 19 декабря – день смерти (в народной традиции «Никола зимний») и 22 мая – день прибытия мощей в город Бари в Италии (в народной традиции «Никола вешний»). Святая Церковь Православная чествует, также, память святителя еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, – его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай родился в III веке в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Его житие свидетельствует, что младенец Николай три часа простоял в купели крещения, «воздавая тем честь Святой Троице». Благочестивые родители, увидев, что их чадо отмечено особой благодатью, обратили внимание на его духовное воспитание. Когда мальчик вырос, его дядя, епископ Патары, рукоположил его в пресвитеры и пророчески предсказал будущее великого угодника Божьего.

Когда родители святителя Николая умерли, он употребил свое богатое наследство на благотворительные дела. Через несколько лет своего пастырства он собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозорливости и чудотворения: святитель предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, а также воскресил упавшего с мачты матроса.

В Палестине святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святителю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божьей воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался ликийский архиепископ. И епископам, усердно молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Так, Промыслом Божьим был избран святитель Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Авторитет его был так велик, что никто не смел противиться, зная, что творится воля Божья.
Однажды святитель спас погибающий от бури корабль. Моряки, потеряв всякую надежду, стали молиться ликийскому архиепископу, о котором много слышали, и вдруг он сам появился у руля корабля и привел его в гавань. К святителю безбоязненно шли со всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Святитель Николай Чудотворец почитаемый во всем мире и всеми религиями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включен в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России – буряты – отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

Святитель прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти.

Зимний Николай в особенности опекается обездоленными, больными. К нему посылают молитвы земледельцы, скотоводы и рыбаки, которых он спасает от всяких опасностей на воде.
Но больше всего прихода Николая ждут дети. Святой Николай одаривает их подарками в зависимости от поведения на протяжении года.

Гробница Николая Чудотворца в Бари

Святитель Николай мирно почил в середине 4 века – 6 декабря 342 года – в глубокой старости. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

В 1087 г. мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.
Изначально святой Николай был погребен в церкви в Мирах (Демре, на территории современной Турции).
В мае 1087 г. итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Мощи святителя по сей день источают благодатное целебное миро.

В Московской Руси и Российской империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвященных храмов и написанных икон, его имя вплоть до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 гг.) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы Русской Православной Церкви. Президент России Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви.

С радостью и благоговением ступает нога всякого христианина на ликийскую землю, подарившую миру того, кто стал правилом христианской веры, образом кротости и воздержания - Святителя Николая.

Церковь Святителя Николая
в нижних Мирах (Демре, Турция). Этот памятник установлен около храма, в котором служил архиепископ Никола, Мирликийский чудотворец.

По словам церковных песнопений, здесь он прославился во время своей жизни, и по смерти - многочисленными чудесами и благотворениями.
Именно здесь, в Ликии, в городе Патара, в III веке н.э. родился и вырос Святитель Николай,
Ещё при жизни о добрых мирских делах Святого Николая ходило множество легенд. Одна из них породила традицию дарить подарки на Рождество Христово. Однажды, узнав, что очень благородный господин разорился и не смог собрать приданое для своих трех дочерей, он через дымоход подбросил три мешка золотых монет в дом обнищавшего купца, что позволило его дочерям достойно выйти замуж. Отсюда и пошла традиция привязывать мешочки с подарками к печи или камину.
Воистину исторической личностью Святитель Николай стал будучи епископом церкви древнего города Мира (греч. Μύρα), одного из 6-ти главных городов в центре провинции Ликии в Малой Азии, существующего с V в. до н. э.
От древнего города ныне сохранились развалины великолепного хорошо сохранившегося античного амфитеатра на 13-15 тысяч мест. По этим камням ступала нога Святителя, этих скалах, амфитеатра касались его взоры.

В античные времена Ликия была самостоятельным государством. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени императора Феодосия II, была её столицей. В III-II веках до н. э. она получила право чеканить монеты (в этот период Мира входила в Ликийский союз).
Жизнь Миры на протяжении многих веков была мирной, протекая под римским протекторатом. Римляне устроили здесь свои зернохранилища и выстроили порт Андрияке. Именно тут по знаковому стечению останавливался на некоторое время и корабль, на котором был отправлен в Рим святой апостол Павел вместе с другими узниками и здесь все бывшие на корабле были переведены на другой корабль, отправлявшийся прямо в Италию.
Приезжих и туристов до сих пор восхищают знаменитые Ликийские гробницы, высеченных прямо в скалах. Местные жители в атичные времена считали, что чем выше будет погребен человек, тем лучшее место он займет в потустороннем мире. Естественно, это могли позволить себе лишь богатые люди. Во время последующих завоеваний гробницы для многих служили убежищем.


Так выглядят сегодня окрестности города Миры Ликийские и древние скальные захоронения, существовавшие уже во времена Святителя Николая.

Большинство Ликийских гробниц имеют необычайно красивые фасады и рельефные изображения. Снаружи гробницы выглядят очень богато и необычно. Благодаря барельефам, которые присутствуют на усыпальницах, можно узнать о том, чем при жизни занимался захороненный человек.
Многие гробницы украшены сложными навесами, а входы нередко выполнены в виде храма или дома.


Недалеко от города находится остров Кекова, который притягивает необыкновенной природой, чистейшей бирюзовой водой, островами и островками с причудливыми берегами, бухтами и пещерам.
Во II веке н.э. в районе острова в результате землетрясения под воду ушли несколько античных городов Аперлай, Тхеймусс и Симена. Древний город Симен можно увидеть сквозь толщу воды, проплывая на яхте. Прекрасно видны каменные лестницы, остатки мощеных улиц, полуразрушенные арки и стены, и даже набережная, наверняка открывавшая свои красоты жившему в тех землях Святителю Николаю


Интересна история того, как Господь привёл будущего святителя к этому служению. Желая удалиться от суеты мирской, Святитель Николай обосновался в Сионской обители, основанную его дядей епископом, где был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но однажды во время молитвы глас Божий позвал его уйти в мир, к людям, чтобы славить Господа. Угодник Божий, повинуясь, направился в столицу Ликии большой город Миры, где был никому не ведом и мог легко избежать мирской славы. Живя в нищете и без крова над головой, он неизбежно посещал все церковные службы. Как раз в это время скончался архиепископ Иоанн и архиереи искали того, кто был бы достойным новым избранником. Одному из епископов было виденье: угодный Господу первым придёт в храм на утреннее богослужение. Этим человеком оказался Святитель Николай.
При вступлении в управление Мирликийской епархией, Святитель Николай сказал сам себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Паства его процветала.
По словам святого Андрея Критского, Святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью Святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был у Нее миром благоуханным!»

Радуются Святому Николаю дети, руку помощи подаёт Угодник Божий всем бедным и страждущим. Своим покровителем его считают мореплаватели. И – не случайно.
Однажды моряки, попавшие в сильный шторм возле ликийских берегов, начали призывать Николая в помощь, которого они никогда не видели. Явившийся образ перед моряками молвил «Смотрите, я здесь, я пришел помочь вам». Моряки не перестававшие молиться Богу, так с помощью святителя, доплыли до Миры. Сразу же направив свой путь к церкви, они встретили там Святителя Николая. Благодаря епископа, они желали поцеловать ему руку, но он возразил: «Не я помог вам, но ваша вера в Бога. Бог, услышавший ваши молитвы, спас Вас».

Этот памятник установлен недалеко от храма в городке Демре.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, Святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей.
Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо. Один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне Святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей Святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование императора Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, - и войска стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, Святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним - трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить первого из несчастных, но Святитель Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через Святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»
«Я - Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь Святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» - спросил царь и рассказал им о явлении Святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства, - отвечали воеводы, - но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!». Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и Святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных, и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора Константина собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе Святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою - тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
До глубокой старости сподобил Господь дожить своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 (19 н.ст.) декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. Когда на гробнице стали происходить чудеса и паломники исцелялись после долгих молитв, Святитель Николай стал почитаться как чудотворец.
Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти Святителя Николая в 343 году на месте древнего святилища Артемиды. Церковь неоднократно разрушалась. Вначале - землетрясением. Тогда на ее месте возвели базилику. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, снесших базилику. Останки её подверглись затоплению грязями реки Мирос.
Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
Современное здание храма построено приблизительно в VIII веке. Внешне он представляет собой базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой в геометрическом узоре, а на стенах можно еще разглядеть фрески ХІ-ХІІ вв. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации он был заменён сводом.

В южном нефе церкви полупустого храма привлекает внимание саркофаг из белого мрамора с резными узорами. Это именно тот саркофаг, в котором покоились мощи Святителя Николая.

В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святителя Николая были спасены. В мае 1087 года итальянским купцам удалось завладеть мощами святителя (согласно легенде, когда итальянские монахи открыли саркофаг, от мощей Святого распространился пряный запах мирры) и перевезти их в Италию, город Бари, где его объявили святым покровителем города и где они хранятся в настоящее время. Однако часть мощей была оставлена в саркофаге из-за поспешности и сейчас эта часть мощей находится в г.Венеция. В 1850 году развалины храма в Демре (Мирах Ликийских) посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и увидев состояние храма, возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Голицыной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как проект архитектора не сохранял исторического облика церкви, и сама церковь не реконструировалась.
На месте разрушенного купола был построен новый - в готическом стиле. Однако начавшиеся в 1858г. восстановительные работы оказались непродолжительными по времени и не дали желаемого результата. Ситуация значительно осложнилась русско-турецкой войной 1877-78г.г. В итоге оставшийся от собранных средств капитал был передан на строительство церкви Свт. Николая в г. Бари (Италия).
В начале 20 века Демре представлял собой маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки. В 1920 г., после изгнания греков из Турции, церковь была окончательно оставлена.
Вновь обнаружили этот неувядаемый храм во время раскопок в Демре в 1956 году - до этого она была погружена в землю. В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви. На территории монастыря были проведены значительные раскопки, во время которых обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи.

Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989г. Были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м. ниже уровня земли. Тогда же над церковью был сооружен временный навес.
Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. Церковь и ее окрестности посещаются большим количеством паломников, которые и сегодня, спустя 17 столетий времени жизни великого угодника Божиего почитают и любят его, зная из своего личного опыта, силу молитвы Святителя Николая.
При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения – даром даровать помощь - по молитвам нашего заступника, и в скорбях скорого помощника!

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских - один из самых известных христианских святых, почитается как великий чудотворец. С глубокой древности он широко известен на Руси (народное прозвание - Никола Угодник). Ему посвящено множество храмов и часовен на всей территории России.

Родился на южном побережье полуострова Малая Азия в семье христиан. С детства он был глубоко религиозен: находился при храме и изучал . Его дядя епископ Николай Патарский сделал его чтецом, а затем рукоположил в священники. После смерти родителей будущий святитель получил большое состояние, которое потратил на нужды бедных.

Начало его священства пришлось на самые жестокие гонения на христиан (303-311 годы) при императорах Диоклетиане, Максимиане и Галерии. В то время, когда Николай был епископом города Миры Ликийские, императором восточной части Римской империи стал Лициний (307-324 годы), который относился терпимо к христианам, что позволило развиваться христианству в этом регионе.

Святитель Николай участвовал в I Вселенском соборе (325 год), который был созван императором , где он обличал еретика Ария .

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (9 мая).

Еще при жизни он прославился как чудотворец, умиротворитель враждующих, помощник и заступник всех, кто нуждался в помощи и поддержке. К его заступничеству перед прибегают во время сложных жизненных ситуаций, бед, болезней, войн.

Интересные факты о Николае Мирликийском Чудотворце

    В 1087 году итальянские купцы, опасаясь уничтожения мусульманами мощей святителя, тайно вывезли их из православного монастыря в Мирах Ликийских, где они хранились, в итальянский город Бари. С тех пор празднуется 22 мая (9-го по старому стилю) в русской и болгарской православных церквях, а у греков такого праздника нет. В католической церкви этот праздник отмечается только в Бари.

    Святой Николай Угодник дожил до глубокой старости и был погребен в городе Миры (Турция) в соборе, где служил архиепископом. Его мощи находились там более семи веков до их перенесения в Бари. Храм и гробница святителя Николая в Мирах хорошо сохранились. Один раз в год, 19 декабря, в этом храме совершается православная служба - праздничная Литургия в честь святителя Николая - и ее всегда служит Вселенский Патриарх.

    В русской народной традиции дни почитания святого Николая Чудотворца назывались Никола Летний (или Никола Вешний) и Никола Зимний и считались вторыми по значимости после Пасхи. В день весеннего почитания святого традиционно открывался купальный сезон, а к Николе зимнему приурочивалось открытие ярмарок.

    По свидетельству Нестора Летописца, первая церковь в честь святителя Николая Чудотворца на Руси появилась еще в IX веке, за сто лет до официального принятия христианства. Ее возвели в Киеве над могилой князя Аскольда (первого русского князя-христианина) во время княжения . В 1992 году храм был передан Украинской греко-католической церкви.

    Самой древней иконой Святителя Николая считается фреска в церкви Santa Maria Antiqua на южной стороне Римского форума в Риме - она относится к VIII веку. На Руси первые иконы святого появились в середине XI века (например, на фресках Софийского собора в Киеве).

    Предание о том, как святой Николай спас от смерти трех невинно осужденных, вдохновило И.Репина на написание картины "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" (1895 г., Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге).

    Католическая рождественская история о Санта Клаусе, который раздает подарки беднякам, связана с реальным событием из жизни святого. Один вдовец, не имея возможности дать дочерям приданое и выдать замуж, решил сделать их публичными женщинами. Но святитель тайно дал им денег, сохранив от греха.

    В одном из морских путешествий из Миры в Александрию святитель Николай воскресил моряка, сорвавшегося с корабля во время шторма и разбившегося насмерть.

    В 2005 году знаменитый британский антрополог Кэролайн Вилкинсон (Манчестерский Университет) и ее коллеги восстановили образ Николая Чудотворца, используя результаты вскрытия мощей святого, которое провел в 1953 году итальянский профессор Луиджи Мартино.

Loading...Loading...