Апостол иаков зеведеев о чем молятся. Другие “родственники” Иисуса Христа

«Не знаете, чего просите» (Мф. 20:22), – ответил Господь братьям Зеведеевым на просьбу посадить их по правую и левую Свою руку в будущем Его царстве. Как будто бы братья получили отказ, тем не менее их просьба была исполнена, и оба они своими жизнями обозначили время апостольского служения. Иаков стал первым из двенадцати, казненным за благовестие Христово, а Иоанн, прожив более ста лет, единственный среди них, умер своей смертью последним.

Призвание

Иаков был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом, будущим евангелистом Иоанном Богословом, Иаков помогал отцу в его рыбном промысле на Генисаретском озере.

Однажды, когда Иисус Христос проходил берегом озера, «Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1:19–20).

С этого времени они уже не отлучались от Господа, и оба были избраны в число 12. За порывистый и решительный характер Иисус называл братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского означало «сыны громовы» (Мк. 3:17). В церковной литературе Иакова Зеведеева часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, или Иакова Младшего.

Вместе с апостолом Петром братья были самыми приближенными учениками Господа. Они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира. Только их Иисус сделал свидетелями Своего Преображения, когда на горе Фавор явился перед ними в белых одеждах. Они же сопровождали Господа в Гефсиманском саду тревожной ночью перед взятием Его под стражу.

Мученическая гибель

В день Пятидесятницы Иаков вместе с другими учениками был исполнен Святого Духа, участвовал в устроении первых христианских общин. Почти все апостолы оставались какое-то время в Иерусалиме, набираясь сил и мудрости. Но Иаков по характеру своему ждать не мог. Он отправился с проповедью Евангелия «на край земли» в Испанию, а потом вернулся в Иерусалим. Смело и открыто проповедовал он среди иудеев, что Иисус Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он побеждал в спорах опытных книжников и фарисеев, никто не мог противостоять напору и красноречию ученика Христова.

Видя силу чудес и учения апостола Иакова и полный провал своих замыслов, иудеи сумели убедить царя Ирода Агриппу I, владевшего тогда всей Иудеей, начать гонение на христианскую Церковь. В Деяниях апостольских сказано: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых принадлежащих Церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:1–2). Это произошло в Иерусалиме в 44 г. Иаков Зеведеев – единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Обретение мощей и начало почитания

Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова верные положили останки его в суденышко и пустили по волнам Средиземного моря. Долго ли, коротко ли плыла лодочка, но наконец приплыла в Испанию, где Иаков проповедовал ранее, в устье реки Улья.

В 813 г. живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за появившейся путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола.

В конце столетия, в 896–899 гг., на месте находки была построена небольшая церковь. Возникшее возле нее поселение назвали Компостела (по-латински – Campus Stellae, «место, обозначенное звездой»).

С этого времени начинается и укрепляется всеевропейское почитание апостола Иакова. Святой Иаков, чудесно помогавший испанским солдатам во время битв с маврами, стал признанным покровителем Испании. Как апостола, предпринявшего во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, его стали считать также покровителем паломников.

Дорога святого Иакова

На западную окраину Испании искатели истины и приключений ходили еще в давние дохристианские времена. Земля считалась плоской, а здесь, на «краю земли», каждый вечер исчезало солнце. Куда? Почему? Как?

С обретением мощей апостола Иакова, возведением собора и возникновением города Сантьяго-де-Компостела паломничество на северо-запад Испании обрело новый духовный смысл и стало вторым по значимости, после паломничества на Святую землю.

В средние века количество паломников, перемещавшихся по дорогам в Компостелу, было необозримым. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность в XVI в. привели к заметному спаду популярности паломнической дороги.

В начале 1980-х количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры интерес к непростому походу заметно возрастает. Так, в 1978 г. паломников было всего 13 человек, а в 2009-м – более 145 тыс.

Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути святого Иакова шли верующие из Франции, Германии, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и других стран. С 1999 г. здесь замечены паломники из России и Украины.

Паломничство в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, известный католический святой Франциск Ассизский, фламандский живописец Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.

Чтобы получить свидетельство об одолении Пути святого Иакова, паломник должен пройти 100 км или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется Год святого Иакова, соответственно, церковные празднества в таком году особенно торжественны. Ближайшее такое событие случится в 2021 г. Путь святого Иакова входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Влияние Пути святого Иакова

Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип «паломнической церкви». Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.

Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.

Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.

Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.

Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем «Сантьяго» названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.

Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.

Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).

Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.

На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.

В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.

Анатолий Мацукевич

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2.
О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.
Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:
– Потом же явися Иакову, таже апостолам всем (1Кор.18:7)3.
Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст5. Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам6. Все не только верующие7, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых8 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли9, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания10. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:
– Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей, как из евреев, так и из других народов.
После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:
– О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?
На сие святой ответил громким голосом:
– Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых.
Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:
– Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!
Фарисеи же и книжники сказали:
– Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.
И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.
– И праведник прельстился, – кричали они.
Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:
– Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.
Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:
– Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.
В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.
Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков12. Аминь.
Тропарь, глас 2:
Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, / яко мученик имаши еже неописанное, / дерзновение яко брат Божий, / еже молитися яко иерарх: / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последняя дни, Иакове божественне: перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таинств духовных. Темже тя вси чтим, Апостоле.

1 Память св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф.13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшого" (Мрк.15:40).
2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному.
3 Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам.
4 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.
5 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола.
6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 года по Р. Хр. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтения за литургией, а и за другими молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).
7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года по Р. Хр. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и, после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников", а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян.15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова (Гал.2:10), – и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян.21:18-19).
8 "Святое Святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и при том только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровью над очистилищем для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Аарона прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом чрез Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделения храма – святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась на двое, сверху до низу.
9 По-гречески: "овлиас" – защита или оплот народа и правда.
10 Анания – первосвященник Еврейский, сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов, – и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян.23:2,14-15;24:1-9), но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания иудеев против Римлян.
11 Фест, по прозванию Порций, – Римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 года по Р. Хр.; он заботился о восстановлении рядка в Палестине, употребляя для сего и строгость, и правосудие.
12 Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 года по Р. Хр. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на Иудеев, что следовавшая за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника. – В XI веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидийский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава – в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству некоторых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

Святый Иаков, сын Зеведеев и брат святого евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, апостол Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом (Мф. 4, 21-22), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им.

И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих (Ин. 13, 23), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить (Мф. 20, 22-23). И сами апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их (Лк. 9, 54); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-9).

После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой апостол прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь для Иудеев, как гром (Мк. 3, 17), ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие в неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его.

Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: -"Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре". Филит пришел и беседовал со святым апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен апостол, молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения апостолу. Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал 6есов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так, что он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом: -"Посмотрю, как избавить тебя твой Иаков".

Филит же послал тайно к апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами. Узнав о сем, апостол послал к нему свое полотенце, сказав, чтобы он взял посланное к нему полотенце и произнес такие слова: "Господь решит окованныя, Господь возводит низверженныя" (Пс. 145, 7-8). Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз, ибо бесы устрашившись полотенца апостола и силы произнесенных слов, оставили Филита и убежали от него. Тогда Филит, посмеясь над Гермогеном, пришел к святому Иакову и, наученный им святой вере, крестился. Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом, тотчас ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, сталь их мучить. Бесы же в слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею: -"Иаков, апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем". Святой Иаков сказал бесам: -"Ангел Божий, связавший вас, да разрешить вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда". Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред апостолом и просили апостола, чтобы он позволил им отомстить свои обиды на Гермогене.

Апостол же спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали: - "Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме" Тогда апостол сказал Филиту: -"Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов". После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз: -"Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай куда пожелаешь". Но Гермоген сказал: -"Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня".

Тогда апостол дал ему в руки свой жезл, который он употреблял в пути. Гермоген пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав таким образом силу Христову и увидев немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул: -"Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе" Наученный Иаковом святой вере, Гермоген принял крещение, по повелению апостола, сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что именем Иисуса Христа творил чудеса.

Иудеи, видя все совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: "В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу" (Деян. 12, 1-4). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек, по имени Иосия, один из донесших Ироду на апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии-Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым.

Тотчас и он, вместе со святым апостолом Иаковом, был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил ему грех, соделанный им по неведению,-простил ему, что он донес на него царю. Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: "мир с тобою",-и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались (около 42 года от Рождества Христова). После усекновения их ученики святого апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному изволению отнесли его в Испанию, где и до ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцем и Святым Духом всею тварью прославляемого во веки. Аминь.

Тропарь св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 3

Апостол Христов был еси избранный, и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим Тя грехов оставление испроси, и душам нашим велию милость

Кондак св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 2

Глас Божественный слышав, призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу, Иакове, с сродником твоим, славне, с нимже сподобился еси видети Господне Божественное Преображение

Молитва св. апостолу Иакову Зеведееву

О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Данная книга рассказывает о двенадцати апостолах и о святом апостоле Павле – ближайших учениках Господа Иисуса Христа. Книга состоит из нескольких разделов, каждый из которых содержит жизнеописание апостола, краткий рассказ о мощах и почитании, а также об иконографии святых апостолов. Кроме того в сборник включены три приложения. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Апостол Иаков Заведеев

До призвания

Как известно из Евангелия, апостол Иаков Заведеев был старшим братом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Их отца звали Заведей – он происходил из колена Завулонова, а мать – Саломией; согласно Преданию, она была дочерью святого Иосифа Обручника. Семья Заведея и Саломии была зажиточной – как известно, у Заведея были работники, помогавшие ему в рыбной ловле. Своих сыновей, Иакова и Иоанна, Заведей также приобщал к семейному промыслу. Можно предположить, что Иаков, как старший сын, был первым помощником и опорой отца.

В целом все семейство Заведея отличалось набожностью и благочестием. Как известно, братья Иаков и Иоанн со всем пылом молодых душ откликнулись на проповедь Предтечи. Но неизвестно был ли Иаков Заведеев, подобно своему брату Иоанну, учеником Иоанна Крестителя, или же он вместе с другими будущими апостолами лишь изредка совершал паломничество в пустыню – послушать проповедь.

В любом случае, до призвания его Христом будущий апостол жил обычной жизнью – по будням помогал отцу в рыбной ловле, а по праздникам посещал Иерусалим.

Призвание

Согласно Преданию, сыновья Заведеевы – внуки Иосифа Обручника были знакомы с Господом Иисусом и до выхода Его на общественное служение. Но тогда они еще не видели в Нем Мессию. После свидетельства Иоанна Крестителя и выхода Господа на общественное служение, Он для братьев Заведеевых – Тот, о Ком писали пророки.

Вскоре апостол Иаков, в числе других ближайших учеников, становится свидетелем великих чудес – чуда претворения воды в вино в Кане Галилейской, чудесного улова рыбы, упомянутого в Евангелии от Луки. Поэтому, когда Господь Иисус призвал его, Иаков Заведеев не колеблясь последовал за Ним.

О призвании же апостола Иакова в Евангелии говорится так: Он [Христос – А. М.] увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 19–20).

С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа Иисуса.

Следование за Христом

Вместе со своим братом Иоанном и с Петром апостол Иаков Заведеев входил в число ближайших учеников, особо выделяемых Спасителем. Благодаря этому он становится свидетелем великих чудес, первым из которых было воскрешение дочери Иаира.

Это событие произошло между второй и третьей Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Вероятнее всего Господь совершил это чудо, вторично посетив страну Гадаринскую, находящуюся на противоположном от Капернаума берегу Генисаретского озера. Вот как говорится об этом в Евангелии от Марка: И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его… приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть (Мк. 5, 22–43).

Так апостол Иаков Заведеев становится одним из немногочисленных свидетелей великого чуда. И хотя мы не можем дать точного ответа, почему именно эти три апостола были избраны стать свидетелями воскрешения дочери Иаира, можно предположить, что все они сочетали пламенную веру со сдержанностью в том, что касалось личности их Учителя.

Вторым чудом, свидетелем которого Иаков Заведеев стал в числе избранных учеников, было Преображение Господне. Это событие произошло вскоре после исповедания Петра у Кесарии Филипповой, когда апостол Петр от лица всех учеников засвидетельствовал о том, что для них Господь Иисус – Христос, Сын Божий.

И вот, взяв трех избранных учеников, Спаситель восходит на гору, дабы помолиться. Но ученики – Петр, Иаков и Иоанн – во время молитвы вздремнули, так что для них стало полной неожиданностью когда: вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 29–31). Еще более испугало их явление облака, покрывшего гору: явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк. 9, 34–35). Спустившись с горы, апостолы и по воле Господа и по собственному разумению сохранили все случившееся в тайне. Из этого можно заключить, что хотя апостол Иаков и не принимал столь деятельного участия в евангельских событиях, как его брат Иоанн или апостол Петр, но он также недаром был удостоен доверия Спасителя.

В следующий раз Евангелие упоминает апостола Иакова в связи с путешествием Господа Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой, ближайший путь лежал через Самарию. Однако, самаряне, спорившие с иудеями относительно правильного места богопочитания, не любили паломников, направлявшихся в Иерусалим. Поэтому они отказались принять Господа Иисуса и Его учеников у себя. Тогда: ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54–56). Действительно, в то время Иаков Заведеев еще не понимал смысла служения Христа, представляя Его земным властителем, обладающим мистическим могуществом.

От Страстной седмицы до Сошествия Святого Духа

Вдругой раз это непонимание проявилось во время последнего путешествия Спасителя в Иерусалим. В то время как Госопдь Иисус Христос знал, что идет в Иерусалим на крестную смерть, Его ученики ожидали начала земного царствования Мессии. В частности, так думал и апостол Иаков с матерью и братом.

Уже в виду Иерусалима они просили Господа: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 35–40). Так Господь одновременно предсказал грядущие страдания апостолов, в частности, апостола Иакова Заведеева, который первый из двенадцати пострадал за проповедь Христа, и, одновременно, дал им пример смирения, противопоставив его желанию занять первые места. Однако, в то время апостолы еще не могли до конца понять своего Божественного Учителя, и поэтому другие ученики начали во всеуслышание возмущаться поступком братьев Заведеевых, желавших опередить их. Тогда Господь был вынужден уже не намеком, а напрямую повторить поучение, сказав: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42–45). Этими словами Спаситель в который раз предсказал ученикам, то что Он идет в Иерусалим на страдание и крестную смерть.

Во время Страстной седмицы апостол Иаков Заведеев, как и другие ближайшие ученики, постоянно находился рядом с Господом Иисусом. Когда же один из них указал Спасителю на великолепное здание Иерусалимского храма, Господь сказал: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мк. 13, 2). Некоторое время спустя, когда ближайшие ученики, в числе которых был и апостол Иаков, спросили Господа Иисуса, когда же сбудется предсказанное Им, но Господь отказался назвать конкретные времена и сроки, призвав апостолов к трезвению, дабы никто не прельстил их.

Уже после Тайной Вечери, когда Иуда уже ушел за храмовой стражей, Господь Иисус с учениками выходят за Кедронский поток в Гефсиманию. Там Он вновь просит трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна: побудьте здесь и бодрствуйте. (Мк. 14, 34). Однако во время молитвы Спасителя ученики, утомленные прошедшим днем, уснули. Трижды Господь приходил к ученикам, призывая их к бодрствованию, и трижды находил их задремавшими – они проснулись лишь тогда, когда в Гефсиманский сад ворвалась храмовая стража.

Неизвестно, как апостол Иаков Заведеев воспринял арест и распятие Спасителя. Обо всех апостолах, кроме Петра, Иоанна и Иуды-предателя, Евангелие сообщает лишь то, что они сидели за закрытыми дверями, опасаясь, что и за ними придут.

Следующее упоминание апостола Иакова, как одного из сыновей Заведеевых, относится к короткому периоду возвращения апостолов в Галилею после Воскресения Господа Иисуса. Апостол Иаков вместе со своими собратьями занимается рыбной ловлей, когда им является Спаситель.

Также совместно с другими апостолами он возвращается в Иерусалим, где становится свидетелем Вознесения Господа Иисуса и Сошествия Святого Духа.

Апостольское путешествие

Как и собратья его по апостольству, Иаков Заведеев провел последующие несколько лет, созидая Иерусалимскую Церковь. Однако, в отличие от его брата Иоанна, подробных сведений о деятельности апостола Иакова нет.

Затем, согласно предположениям исследователей, апостол Иаков Заведеев отправляется в Лидду (Диосполь) в Палестине. Во время проповеди в Лидде апостола Иакова навещал апостол Петр, как об этом сообщают Деяния Апостольские.

Некоторое время спустя, оставив в Лидде крепкую христианскую общину, апостол Иаков Заведеев отправляется в Европу. О проповеднической деятельности апостола Иакова в Европе практически ничего неизвестно, но, согласно Преданию, апостол Иаков дошел до Иберийского полуострова, где расположены современные Испания и Португалия, и проповедовал местным жителям о Христе. Местные предания утверждают, что проповедь апостола сопровождалась чудесами. Однако некоторые исследователи подвергают сомнению достоверность этой информации.

В любом случае проповедь апостола Иакова на Западе продолжалась недолго. Несколько лет спустя он возвращается на родину.

Возвращение в Иерусалим

Вернувшись на родину, апостол Иаков Заведеев проповедует в синагогах Иудеи и Самарии, уча о Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира. Апостол был страшен, как гром небесный, для неверующих иудеев. Иаков Заведеев оправдал своей деятельностью название «сына Громова», данное ему Господом при избрании в апостолы. Он обезоруживал Божественным Писанием фарисеев и книжников в спорах с ними и вместе строго обличал и укорял их за неверие и жестокосердие. К тому же его проповедь сопровождалась многими чудесами.

Раздраженные против апостола Иакова Заведеева иудеи нашли некоего философа по имени Гермоген, который удивлял людей волхованием и различными трюками. Язычник Гермоген должен был опровергнуть проповедь апостола Иакова с помощью античной софистики.

Гермоген, почитающий всех иудеев невеждами, заявил, что не только он, но даже его ученик Филит с легкостью опровергнет доводы апостола Иакова Заведеева. Филит вступил в прения с апостолом Иаковом, но не мог сопротивляться премудрости Духа Святого, говорившего устами апостола. Слушая апостола, Филит уверовал во Христа. После этого он вернулся к Гермогену и сказал ему, что учение Иакова, убедительное само по себе, подтверждается и чудесами, что нет никакой возможности оспорить это учение. Более того, Филит попытался обратить ко Христу и самого Гермогена.

Попытки обращения разгневали Гермогена. Он призвал злых духов и велел им держать Филита, чтобы он не мог двинуться с места, и сказал при этом:

– Посмотрю, как избавит тебя твой Иаков.

Апостол Иаков вскоре узнал о том, в каком положении оказался Филит. Решив помочь ему, апостол прислал ему полотенце и велел прочитать слова псалма: Господь разрешает узников, Господь восставляет согбенных (Пс. 145, 7–8). Как только Филит исполнил то, что велел апостол, нечистые духи оставили его. После этого Филит тотчас же отправился к апостолу Иакову и принял от него святое крещение.

Узнав об этом, Гермоген приказал служащим ему злым духам привести к нему связанными Иакова и Филита. Но как только нечистые духи приблизились к тому дому, где находился апостол Иаков, по повелению Божию Ангел невидимо связал их самих и стал мучить. Тогда они начали взывать:

– Иаков, апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем.

Апостол Иаков сказал бесам:

– Ангел Божий, связавший вас, да разрешит вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.

Нечистые духи, получив свободу, тотчас же исполнили приказание апостола.

Апостол спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали:

– Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме.

Тогда апостол сказал Филиту:

– Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов.

После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз:

– Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай, куда пожелаешь.

Но Гермоген сказал:

– Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня.

Тогда апостол Иаков дал Гермогену свой посох, с которым он путешествовал. Гермоген пошел с посохом апостола и злые духи не смогли прикоснуться к нему. Так Гермоген познал силу Христову и увидел бессилие злых духов. После этого он собрал все свои книги, в которых говорилось о чародействе, и принес их апостолу Иакову, сказав:

– Истинный раб истинного Бога, избавляющий от погибели души людей. Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе!

Он сжег свои чародейские книги, принял крещение и стал учеником апостола Иакова. Наученный вере Христовой, Гермоген сделался ревностным служителем Христовым и сам именем Христа творил чудеса.

Слава о обращении Гермогена и его ученика разнеслась по всей Иудее. Местные законоучители еще более раздражились на то, что вместо посрамления, апостол Иаков обрел еще большую славу. Они решились обратиться к помощи властей.

Мученичество

Члены синедриона обратились к царю Иудеи Агриппе I Ироду, сыну Аристовула и внуку Ирода Великого с жалобой на апостола Иакова, которого они обвиняли в совращении народа в ересь. Ирод Агриппа благосклонно принял жалобу иудеев – его также раздражал рост христианской общины. В результате по приказу царя были произведены аресты некоторых деятелей христианской общины, наиболее значимым из которых был апостол Иаков Заведеев. Подробности этих событий нашли отражение в книге Деяний: В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло (Деян. 12, 1).

Стоя перед скорым и неправедным судом, апостол Иаков спокойно выслушал смертный приговор, продолжая свидетельствовать о Христе. Предсмертная проповедь апостола произвела большое впечатление на одного из лжесвидетелей – писца Иосию. И он тотчас же исповедовал себя христианином. Его осудили на казнь вместе с апостолом Иаковом.

По пути к месту казни Иосия просил прощения у апостола Иакова. Апостол обнял его и сказал ему: «Мир с тобою». После этого им обоим отрубили головы. Так исполнилось обетование Господа Иисуса апостолу Иакову – он первым из двенадцати принял мученическую смерть за проповедь о Христе.

Мощи и почитание апостола Иакова

Согласно Преданию, после казни апостола Иакова его ученики взяли его тело. Относительно того, что было дальше, существуют две версии. Согласно одной, ученики положили тело апостола в лодку и отпустили ее в Средиземное море – после длительного плаванья лодка достигла берегов Испании, где местные христиане устроили апостолу гробницу. По другой версии, ученики апостола сами перенесли его тело в Испанию, в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон) и там погребли.

Долгие века гробница апостола Иакова оставалась в безвестности, и лишь в 825 году произошло обретение мощей апостола. Согласно Преданию, некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с телом святого был найден именно в том месте, над которым светила звезда.

Около 860 года кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола.

И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. Впоследствии в честь апостола Иакова в Испании был основан военно-религиозный Орден святого Иакова Компостельского. Одной из главных задач этого ордена была охрана паломников, приходивших поклониться святому Иакову, поскольку в средние века апостол Иаков считался покровителем паломников.

Также часть мощей апостола Иакова Заведеева хранилась в церкви святого Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI века наличие частиц мощей святого Иакова отмечается в разных церквях Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей апостола Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря святых апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме.

В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе (Яковоапостольский переулок) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 года. В 1676 году было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола Иакова Заведеева, переданная из Испании.

Иконография

Сначала VI века изображения апостола Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек средних лет с черной бородой и усами.

В иконописи единоличные изображения апостола Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII век), на которой представлена полуфигура апостола Иакова Заведеева – человека средних лет с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд апостола устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием апостола Иакова как брата святого, которому посвящен монастырь.

Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора православных храмов, как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения.

Фигура апостола Иакова Заведеева входит в состав распространившихся на Руси с XVII века так называемых апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиционных образов помещали иконы 12 апостолов. Образ Иакова Заведеева мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету.

В XVII веке разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний. На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы апостола Иакова. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII века сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов.

Чтимая икона апостола Иакова Заведеева (начала XX века), на которой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя апостола Иакова Заведеева.

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (12:17; 15:13-21; 21:18) и в Послании к Галатам (1:18; 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже ). В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Апостольский собор в Иерусалиме

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году ). Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона » (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом? » — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных «. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! » Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении !» — и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости Они не ведают, что творят «. «Побьем его камнями «, — закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда ) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится «. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва ». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах ), надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.


Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Loading...Loading...