Бог в православии предопределяет судьбу человека. Против веры в судьбу

Ника Кравчук

Верят ли православные в «судьбу»?

Гадалки, маги, вера в судьбу и обреченность, влияние имени на жизнь человека. Туда не ходи, так не называй, того не делай - где заканчиваются суеверия? Как к этому относится православие? Отвечает Владыка Роман, епископ Якутский и Ленский.

Судьба как умение распорядиться талантами

— Многие верят в судьбу. С другой стороны, Церковь учит нас, что существует Божий промысел. Так вольны мы или нет менять что-то в своей судьбе?

Относительно понимания значения судьбы в жизни каждого человека есть две крайности.

Первая - судьбу нам выдумал Творец и мы согласно с этим должны пройти свой путь.

Вторая - совсем противоположная, особо громко заявила о себе в последнее десятилетие. Это о том, что никто нам не хозяин. Мы сами хозяева своего жизненного пути и сами свою судьбу куем.

Вот православие находится где-то посерединке. Золотая середина.

С одной стороны, призывая нас к бытию, к вечности, Господь наделяет каждого человека определенными талантами и способностями. И используя эти таланты и способности, мы должны, принося пользу ближним, наследовать и удостоиться Царства Небесного.

Обусловленность ли это? Да нет, потому что, к сожалению, мы и в малой доле не используем тех талантов и способностей, которые у нас есть.

А поэтому очень важно не то что войти в замысел Божий, а раскрыть эти таланты и способности. И уже потом, благодаря наличию и видению этих дарований, совершать свой путь.

— А мы можем влиять на свою судьбу?

С одной стороны, мы имеем то, что дал нам Бог, — таланты.

И с другой стороны, мы вправе сами воспользоваться ими. Какие-то мы можем не развить (по невниманию и небрежению), а какие-то — развить. Это определяет нашу судьбу.

Вот дан мне талант. Это что, судьба? Нет. Это божественная помощь для моего развития и становления. Это же не обреченность, не обусловленность. Это не детерминизм.

Это дар от Бога, а я волен использовать его. Могут стать художником, а могу и не стать. Могу последовать своим родителям, которые, например, были врачами. И использую Божий дар, и сам выбираю. Вот где-то посередине это православное учение.

Роковые ошибки - это тяжкие грехи

— Говорят, чтобы принять правильное решение в какой-то судьбоносный момент, например, перед тяжелой операцией или накануне переезда, нужно спросить благословение у священника. Если он дает благословение, можно действовать, а если нет — стоит подождать.

Очень важно принимать решения не в одиночку, делать это одному несколько самонадеянно. Всегда есть родители, знающие больше, чем мы сами. Всегда есть мудрые наставники или друзья. И у людей церковных всегда есть духовник — тот, который знает внутренний мир человека больше, чем сам человек.

Правильно — принимать решения соборно, учитывая советы, но не полагаясь лишь на самого себя.

— Как-то мне сказали: в юности можно совершать любые ошибки, кроме роковых. Когда спросила, чем они отличаются, ответили, что последние оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как их избежать?

Под роковыми ошибками [можно] понимать впадение в какую-нибудь греховную страсть.

Вот, например, подпадание под страсть наркомании как раз страшно потому, что отпечаток накладывается на всю оставшуюся жизнь. Человек должен понимать, что он болен и остается таковым на всю жизнь.

И другие страсти — алкоголизма, блуда — впадая в них единожды, человек должен помнить и не позволять себе, чтобы эти ошибки вновь повторялись.

О влиянии имени на человека

— Когда ребенок рождается, родители очень тщательно подбирают ему имя, считая, что оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Это так?

Уверен, что нет такого прямого влияния имени. Обычно родители, называя сына или дочь, используют два аргумента.

Во-первых, по традиции посвящают в память о значительных предках (о бабушках и дедушках), что вполне нормально. Продолжая род, традиции, то хорошее, что было прежде.

Второе — посвящение в честь памяти какого-то святого. Небесный покровитель не предопределяет нашу судьбу, он покрывает и ходатайствует молитвенно и является достойным примером того, как нужно жить, как победить грех, сподобиться Царствия Небесного и спасения.

Астрологи предлагают нам свои прогнозы согласно гороскопу. Нумерология по дате рождения может вычислить, что ждет человека в дальнейшем. Но сбываются же некоторые прогнозы?

Мы говорили, что нашу судьбу решает Бог и я. Бог и человек. Причем в таком соработничестве. Но не какие-то математические законы, законы движения планет.

Насколько я буду открыт Божьему промыслу, Божьему действу, которое всегда на благо, насколько я буду созвучен с волей Божьей — вот от этого зависит [моя жизнь].

А те якобы сбывшиеся прогнозы — все это уловки темных сил, которые так и хотят отвратить человека от Бога, Его заповедей, от достойной духовной жизни и возложить упование на какие-то сиюминутные или незначительные вещи, на цифры, Луну, Солнце, звезды.

— Бывает так: человек неуспешен, часто болеет, впадает в уныние, но вот решается на переезд, меняет климат. Все налаживается. Есть ли здесь воля человека или все происходит по промыслу Божьему?

Это очень сложный вопрос, потому что он рассматривается и решается в индивидуальном порядке.

Нельзя сказать, что перемена мест станет для всех абсолютным благом. Нет. В большей части случаев, напротив, отказ от своей родины и корней приводит к печальным последствиям.

Иногда это полезно, когда бывают хронические болезни или предписание врачей. Но важно помнить, что не место красит человека, а человек место. И если во мне ворох этих проблем, которые давят, ведут меня к унынию, отчаянию, то и в другое место я повезу эти проблемы.

Не очистившись, не преобразив себя, не искоренив то гадкое и нехорошее, что давит и вызывает у меня отчаяние, я же повезу это. Никуда от себя не денусь.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Ни для кого не секрет, что Бог все видит и все знает! Когда умер отец Шмелева в книге «Лето Господне» и Ваня начинает говорить что-то вроде: «Как Господь мог забрать моего отца, ведь он был таким хорошим человеком и он так нам нужен», то Горкин четко ставит его на место словами типа: «Ты, что думаешь, что Бог не знает, что делает!? Ты, что думаешь, что ты лучше Бога знаешь как должно быть!?». То есть кому суждено умереть, тот умрет, а кому суждено жить, будет жить. На мой взгляд это правильный религиозный подход. Христос знал свою судьбу! В 138-ом псалме Давида сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Но оказывается, что в Православии считается, что человеку дана судьба, но он (человек) может ее изменить, т.к. создан по образу и подобию (или еще по каким-то причинам)!

Объяснение от Святителя Николая.

Тут четко написано, что все что существует — это промысел божий, другими словами Бог все знает, поэтому судьба есть. Вся статья говорит о том, что судьба есть, хотя вроде бы в ней должно это отрицаться. Как вам нравится следующие противоречивые предложения представленные как взаимодополняющие:

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30) . Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна.

Статья «Против веры в судьбу»

В этой статье есть такой кусок:

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24).

Это противоречие.

Святой Иоанн Златоуст: О судьбе и проведении

Этот человек с первых предложений начинает «крыть матерком» учение о судьбе в свойственном ему стиле (кто не знает, он учил бить богохульников по лицу). Конечно хочется ему сказать: «Нет, не это говорит судьба.». Он судя по всему просто не понимал (возможно, в то время люди просто не смогли бы принять то, что они во власти причинно-следственного закона, поэтому он и преподносил «вещи» так) того, что если все предопределено, то это не означает, что не нужно стремиться к лучшему (к добру, к чему-то хорошему). Наоборот судьбой предопределено стремиться к чему-то светлому и все к этому и идет (я постараюсь объяснить потом, почему я так думаю).

Иоанн Златоуст (как и все мы) ни одного действия, ни одного помысла, ничего не совершил сам в своей жизни. Он просто был определенной частью причин и следствий, которые представляют собой этот мир.

___________________________________

Нет похожих статей.

Бог сотворил человека свободным… Верно понять этот постулат поможет священник Владимир Долгих, преподаватель КДАиС.

Вопрос о судьбе и предопределенности жизни всегда в той или иной мере беспокоил человечество. XXI век – не исключение, так как, кроме классических религиозных и философских течений, различные материалистические направления мысли современного мира часто придерживаются детерминистских (1) взглядов. Данную проблему мы, безусловно, будем рассматривать с позиции православного христианского богословия.

Образ Божий в человеке

Прежде всего необходимо обратиться к понятию образа Божия в человеке. В начале Книги Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26–27). Толкования образа Божия святыми отцами могут отличаться, однако все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Одним из таких разъяснений является понимание «образа» в смысле свободы воли, которой Господь наделил человека. Вот как об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Сотворивший человека в начале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении ее» (2).

Злоупотребление свободой

В самом начале истории человечеству предстояло реализовать Божественный дар и через осуществление своей доброй воли, через исполнение заложенного в него нравственного закона шествовать от земного к Небесному, от чувственного мира к своему Творцу: «Он [Бог] запечатлел в его сердце добрые наклонности и поставил среди рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он [человек] мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности» (3).

Однако все пошло не так, и реализация данной Богом свободы в негативном смысле как раз и позволила нашим прародителям впасть в грех, который хоть и усугубил причинно-следственную связь в жизни человека, однако не стал последним и бесповоротным клеймом, ведущим всех к предопределенной погибели. Даже сам факт грехопадения является более чем ясным доказательством свободы человека, ведь в данном событии воля последнего пошла вразрез с Божественной, при этом Господь не предпринял насильственных мер по отношению к Своему творению.

И Бог не оставил нас на произвол греха и на попрание демонам, а продолжил промышлять и заботиться о человеке. Образно можно сказать, что достижение цели человеческой жизни, выражающееся в обожении, получило свою отсрочку. То, что человечеству предстояло реализовать в Адаме, теперь становиться достижимым через Христа, через Искупительный подвиг Спасителя. Человек подпал под власть греха, отразившуюся в словах апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19), но освобождение от этого рабства связано как раз с реализацией дарованной свободы, осуществление которой мы видим в Господнем возгласе: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Призыв Христа предполагает выбор, а значит предпочтение добра злу лежит в сфере свободного произволения человека. Нужно также отметить, что нельзя познать Истины, не познав Откровения. Освобождение от власти греха невозможно для тех, кто не примет Духа Святого, это ясно дает нам понять апостол Павел: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Владимир Лосский, известный богослов русского зарубежья, пишет: «Эта свобода детей Божиих, противопоставленная рабству сынов века сего, выражается в том “дерзновенииˮ (parresia), с которым могут обращаться к Богу те, кто знает, Кому поклоняются, ибо поклоняются они Отцу “в Духе и Истинеˮ (Ин. 4, 23. 24)» (4).

Свобода является условием высочайшего достоинства человека

Свобода является условием высочайшего достоинства человека как Божьего творения. Ведь создание Господом последних имеет возвышенный смысл и цель только лишь в том случае, если сотворенные Им существа будут не биороботами, не автоматами, а свободными. Каждому, кто рождается в этот мир, предстоит творить, прежде всего, свою собственную жизнь через осуществление и раскрытие заложенной в нас «линии судьбы». Человеку никоим образом не навязан свыше какой-либо рок или фатум из эллинской философии (5). Продолжая тему возвышенного творения человека как свободного существа русский философ-интуитивист Николай Лосский восклицает: «Только свободные существа могут быть носителями нравственного добра и других абсолютных ценностей. Только свободные существа, добровольно вступающие на путь единения с Богом, как живым идеалом совершенства, заслуживают имени сынов Божьих. Только свободное существо способно самостоятельно участвовать в действии Божьем, или входить в живой совет с Богом» (6).

Даже падшего человека Господь насильственно не тянет в Царство Небесное, бесконечно уважая выбор, который он делает, реализуя дарованную ему свободу. Можно сказать, что Бог всегда определяет возможности человека. Благодать или энергия Творца действует в соответствии с нашим стремлением. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «А когда действует рука Его [Бога], невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или лучше, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное [стремление] с нашей стороны» (7). Приведем еще и слова преподобного Макария Египетского: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение» (8).

Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого

Целесообразно также обратить внимание на проблему соотношения человеческой свободы и Божественного всемогущества. Ведь если Господь ничем не ограничен, то Он не может не знать будущего всей вселенной и каждого человека в отдельности, а значит и свобода представляется эфемерной. Но если человек действительно свободен, то значит и Бог не всемогущ и заведомо не знает, как поступит человек. Этот вопрос сразу представляется нам со всей своей выраженной антиномичностью. Для того чтобы не особо углубляться в данный предмет размышлений, следует обратиться к труду православного русского философа Сергея Левицкого «Трагедия свободы».

Сергей Александрович пишет, что все мыслители, задаваясь данным вопросом, часто были раздираемы возникающими противоречиями. В любом случае рационально эту проблему не решить и приводимые доводы все-таки должны оставаться предметом веры, а не рассудочного размышления. К примеру, средневековый францисканский схоласт Бонавентура говорил о том, что оба полюса этой антиномии должны сохраняться: «Мы не должны жертвовать не всемогуществом Божьим, ибо это нечестиво и уничтожает идею Божества, ни человеческой свободой, ибо без нее нельзя обосновать нравственной ответственности» (9). Этот вопрос интересовал и русского религиозного философа Николая Бердяева, который пришел к выводу о том, что Бог не имеет власти над человеческой свободой, так как Он не творил ее, и последняя находится в сфере небытия (10). Левицкий утверждает, что причиной «ереси» Бердяева была метафизическая абсолютизация человеческой свободы, и предлагает собственное решение, не противоречащее православной догматике: «Разрешение этой мучительной проблемы может быть намечено одним лишь только путем: признанием, что Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого. Ибо всемогущий Бог, по определению Своего всемогущества, имел полную власть сотворить существо, обладающее непосредственно Ему Самому неподвластной свободой» (11).

Таким образом, Бог сотворил человека свободным. И это не просто слова, а постулат, содержащий в себе глубокую истину, которую невозможно понять, руководствуясь лишь рациональными суждениями. Свобода ощущается каждым христианином как внутренняя константа, постигается сердцем как дар Божий и реализуется на протяжении всей жизни человека.

Протоиерей Владимир Долгих

Примечания:

1. «Детерминизм – (от лат. determino – определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)» (Философский энциклопедический словарь. Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 149).
2. Григорий Богослов, святитель. Слово 15, говоренное в присутствии отца, который безмолствовал от скорби, после того как град опустошил поля // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть II. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1843. С. 29.
3. Григорий Богослов, святитель. Слово 7, о душе // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть IV. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. С. 244.
4. Лосский В. Н. По образу и подобию (pdf-версия). М.: Свято-Владимирское братство, 1995. С. 53.
5. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы (pdf-версия). Париж: YMCA-Press, 1950. С. 250.
6. Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA-Press. 1927. С. 132.
7. Иоанн Златоуст, святитель. Слово третье: к верующему отцу // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в двенадцати томах. СПб.: Издание С.П.Б. Духовной Академии, 1895. С. 117.
8. Макарий Египетский, преподобный. Беседа 41. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках // Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Православие и современность. Электронная библиотека, 1994. С. 103.
9. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 44.
10. Подробнее см.: Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
11. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 45.

Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ
Судьбы Божии

"Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

Бог управляет миром: разумные твари Его да покоряются Ему, и слуги Его да созерцают благоговейно, да славословят в удивлении и недоумении превышающее разум их, величественное управление Его!

Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления. Они сочинили чуждый разума случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое признают и называют действием безумным.

Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его проповедует царственный Пророк. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе . В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего.

Похвали, Иерусалиме, Господа! хвали Бога твоего, Сионе! яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе . Способна восхвалить Бога похвалой богоугодной одна православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее - ее догматическому и нравственному преданию - способны наследовать благословение. Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви , открывает учение спасения всем членам православной Церкви; но таинство евангельской правды и таинство судеб Своих открывает, насколько оно может быть постигнуто, одним избранникам, сподобившимся увидеть чистым умом Бога в промысле и управлении Его. Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им .

Видение судеб Божиих - видение духовное. Возводится Божественной благодатью, в свое время, к этому видению ум христианина, подвизающегося правильно . Духовному видению ума сочувствует сердце духовным, святым ощущением, которым оно напаявается, как бы напитком сладостным и благовонным, изливающим в него и питание, и мужество, и веселье. Вглядываюсь в судьбы Твои, Господь мой: судьбы Твоя - бездна многа . Глубину их не возможет исследовать ни ум человеческий, ни ум ангельский, подобно тому, как чувственное око наше не может усмотреть сводов неба, скрывающихся за прозрачной, беспредельной синевой его.

Правильное и точное исполнение воли Божией не возможно без познавания судеб Божиих. Что - заповеди Божии? Это - воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что - судьбы Божии? Это - действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. Очевидно, что, для всецелого исполнения воли Божией человеком, необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим, и к судьбам Божиим. Сохраних пути Господни, - говорит истинный служитель Божий, - яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене . Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя . Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея ."

" Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. Не две ли птицы, - сказал Спаситель - ценятся единым ассарием, и ни едина от них падает на землю без Отца вашего. Вам же, присные и верные служители Божии, и власи главнии вси изочтены суть . Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. От лица твоего, Господь мой, судьба моя изыдет ! Весь принадлежу тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду твоему, по неизреченной милости Твоей. Я - Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!

Судьбы Божии - все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, - говорит Пророк, - и прави суды Твои "

Loading...Loading...