Феминистская философия. Доклад: Философия феминизма и культура

Сотовые сети обеспечивают все более и более скоростной доступ к Всемирной сети, а потребление трафика мобильными устройствами только растет. Однако мобильный интернет все еще остается удовольствием не из дешевых: до сих пор многие пользуются тарифами с объемом трафика в 4 Гбайт, и многие люди путешествуют, а интернет в путешествии обходится гораздо дороже.

В этой статье мы рассмотрим семь способов экономии мобильного трафика, от самых простых, доступных в настройках Android, до средств сжатия передаваемых данных, полного запрета на передачу данных и совсем неочевидных подходов, таких как установка блокировщика рекламы.

1. Штатные средства Android

Несколько простых шагов помогут сократить объем передаваемых данных.

  1. Перейди в настройки Play Store и в опции «Автообновление приложений» укажи «Никогда». Сними галочку возле пункта «Наличие обновлений».
  2. Перейди в «Настройки → Местоположение» и выключи «Историю местоположений».
  3. «Настройки → Аккаунты», кнопка «Меню», сними галку «Автосинхронизация данных». Использование интернета заметно сократится, но перестанут приходить почта и уведомления от приложений.
  4. Теперь вернись в настройки и перейди в «Передачу данных». Нажми «Меню» и выбери «Ограничить фоновый режим». В результате возрастет время жизни смартфона от батареи и уменьшится потребление интернета, но перестанут приходить оповещения из мессенджеров. Поэтому более правильным решением будет прошерстить список, найти не очень важные приложения и ограничить им доступ к фоновым данным и/или данным в сотовых сетях.
  5. Открой «Настройки Google» и перейди в «Безопасность». Отключать «Проверять наличие проблем с безопасностью» я не рекомендую, а вот убрать галку «Борьба с вредоносными программами» будет правильным решением. На свой страх и риск можешь отключить «Удаленный поиск устройств» и «Удаленную блокировку».
  6. В тех же «Настройках Google» перейди в «Управление данными» (внизу списка) и выставь «Обновление данных приложений» на «Только Wi-Fi».
  7. Вернись назад и открой «Поиск и Google Now». Перейди в раздел «Личные данные» и отключи «Отправлять статистику». В меню «Голосовой поиск → Распознавание речи офлайн» загрузи пакет для офлайн-распознавания и отключи его автообновление либо выбери «Только по Wi-Fi». Также ты можешь перейти в раздел «Лента» и отключить ее. Лента - это левый экран «Google Старт» или главный экран приложения Google. Здесь же можно отключить «Поиск по экрану» (Google Now on tap). Ну и в самом низу отключи пункт «Рекомендуемые приложения».
  8. Не забудь в «Настройки → О телефоне» отключить автопроверку и автозагрузку обновлений.

2. Избавляемся от рекламы

Как ни странно, но один из способов сократить потребление трафика - это блокировка рекламы. В этом поможет незаменимая программа AdAway . Она полностью запрещает доступ к рекламным серверам, блокируя его на уровне системы. Другими словами, когда приложение обращается к адресу, который есть в ее базе, запрос уходит в никуда. Кстати, сервисы трекинга активности (те, что следят за действиями пользователя) тоже блокируются. Для работы приложения требуются права root (и S-OFF на HTC).


При включенной блокировке могут возникнуть проблемы с работой некоторых приложений для заработка на рекламе (например, NewApp, AdvertApp, CoinsUP - последний до недавнего времени вообще ничего не показывал). Возможны и другие несовместимости: полгода назад из-за AdAway не работало приложение Weather Underground. В последних версиях все стало в порядке (то ли Weather Underground что-то поменяли, то ли в AdAway поправили адреса хостов).

3. Экономия с помощью браузера

Браузеров со встроенным режимом экономии трафика не так уж и много. Я выбрал пять и протестировал их, открыв семь веб-страниц.

Firefox

Использовался для эталонного тестирования. Режима экономии здесь нет.

Потребление : 13,33 Мбайт

Opera Mini

Самый экономичный браузер. Позволяет экономить до 90% трафика (в среднем до 70–80%). Данные сжимаются настолько сильно, что броузить интернет можно в сетях Edge или даже GPRS. Работает это все за счет использования собственного движка, представляющего веб-страницы не в виде текста, а как бинарный код. А перегоном страниц в этот код занимаются серверы Opera. Плюс встроенный блокировщик рекламы, сжатие видео и изображений.

Есть и режим суперэкономии, который включает агрессивные методы сжатия, в ряде случаев ломающие страницы. Например, сайт магазина Eldorado в этом режиме не открылся вовсе, YouTube открылся в WAP-версии, на сайте OpenStreetMap не удалось посмотреть карту, а статья c открылась с искажениями. С выключенным режимом суперэкономии эти проблемы пропадают.

Потребление : 12 Мбайт

Opera

Отличается от версии Mini другим интерфейсом и отсутствием режима суперэкономии. Зато работает побыстрее.

Потребление : 12,15 Мбайт

Chrome

В этом браузере тоже есть экономщик трафика, но нет блокировщика рекламы. По заверениям разработчиков, экономия в среднем составляет 20–40% в зависимости от контента. Но на практике почти за месяц я сэкономил аж 4%.

Для активации нужно перейти в настройки и включить пункт «Экономия трафика». Никаких настроек нет, статистику сэкономленных мегабайтов можно оценить только по трафику, статистики по сайтам нет, блокировщик рекламы и поддержка расширений (для установки блокировщика) отсутствуют.

Сам режим экономии работает абсолютно незаметно. Качество картинок не страдает, почти не меняется и скорость загрузки страниц. То есть Chrome как был одним из самых быстрых браузеров, так и остался. И оказался самым прожорливым.

Потребление : 15,5 Мбайт

Puffin

Открылись десктопные версии сайтов YouTube и Play Store вместо мобильных. Зато экономия налицо.

Потребление : 5 Мбайт

Продолжение доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все материалы на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов.

  1. Блокировка нежелательного контента (например, рекламы или дополнительного «тяжёлого» оформления),
  2. Кэширование информации,
  3. Уменьшение качества изображений.

Наиболее эффективная экономия достигается при совместном использовании всех методов.

Блокировка нежелательного контента

Блокировка средствами браузера

Блокировка запроса ненужной информации из Интернета

Многие современные программы в процессе своей работы запрашивают различную информации из Интернета (например, о наличии обновлений программы). Далеко не всегда запрашиваемая таким образом информация необходима пользователю. Для экономии трафика можно отключать такие запросы в настройках программы, а если такая возможность отсутствует, блокировать доступ программы в Интернет с помощью файерволла . Если программе для работы всё же необходим доступ в Интернет, необходимо с помощью файерволла блокировать доступ избирательно, например, запретить доступ к определённому порту или сайту с обновлениями.

Очистка системы от вредоносного программного обеспечения

Блокировка с помощью файла hosts

Доменные имена сайтов с нежелательным контентом (например, сайты баннерообменных сетей) можно занести в файл hosts (который находится, например, в каталоге <каталог Windows>\system32\drivers\etc\ в Windows и в /etc в GNU/Linux) в следующем формате:

127.0.0.1 site.com

где site.com - это доменное имя сайта, а 127.0.0.1 - IP?адрес

Программы для блокировки рекламы

Более эффективным способом является использование специальных программ, блокирующих рекламу. Некоторые файерволлы, например, Outpost или TMeter, могут блокировать интернет-рекламу. Весьма эффективным является использование локальных фильтрующих прокси, таких как HandyCache, Proximodo, WebCompressor или специальных программ для блокирования рекламы, таких, например, как AdsCleaner, AdMuncher. Существуют расширения для браузеров, которые устанавливаются дополнительно, к примеру Adblock Plus для браузера Mozilla Firefox . Принадлежность контента к рекламе определяется по ключевым словам, или, например, соответствию размера картинки типичным размерам баннеров . Необходима тщательная настройка данных программ, чтобы исключить фильтрацию нужной информации.

Кэширование информации

Значительная часть элементов веб-страницы (например, CSS, скрипты, логотипы) не меняется при изменении содержимого страницы, поэтому можно обойтись без загрузки этой информаци каждый раз при запросе обновления сайта или новых страниц форума . Это достигается с помощью кэширования информации на компьютере пользователя.

Настройка кэша браузера

Современные браузеры имеют достаточно эффективный кэш, и кэширование браузером просмотренных страниц может сократить расход интернет-трафика. Уже загруженные страницы желательно просматривать в автономном режиме работы браузера, чтобы не тратить лишний трафик на запрос информации из сети. Однако при использовании нескольких браузеров, а так же других программ, работающих с Интернетом, лучше использовать локальный кэширующий прокси, а кэш браузера вообще отключить, для экономии места на жёстком диске и так как алгоритмы кэширования прокси эффективнее алгоритма кэширования браузера.

Использование локального кэширующего прокси

Локальные кэширующие прокси, например, HandyCache, MyProxy, позволяют уменьшить расход трафика за счёт эффективного кэширования загружаемых веб-страниц. Они служат общим кэшем для всех программ, загружающих информацию по протоколу , dnsmasq, позволяет кешировать DNS-запросы, выступая посредником между DNS-сервером провайдера и локальными программами, так как информация о DNS-записях в большинстве случаев не меняется во времени, при этом она интенсивно используется.

Экономия трафика электронной почты

Для экономии трафика электронной почты необходимо отсеять нежелательную почту (Спам). Для этого можно использовать почтовые сервисы, отсеивающие спам прямо на сервере. Это наиболее эффективное решение с точки зрения экономии трафика, однако нужно быть уверенным в правильности фильтрации почты на сервере, чтобы исключить потерю нужной почты. Также современные почтовые клиенты , как, например, Microsoft Outlook , Thunderbird и The Bat, могут загружать только заголовки писем. Прочитав заголовок, можно принять решение, загружать само письмо с сервера или удалить, не читая. Можно также ограничить размер загружаемых с сервера писем и отключить загрузку вложений в письмах.

Экономия трафика асинхронного спутникового интернета

При использовании асинхронного спутникового интернета имеет значение выбор тарифного плана наземного провайдера. Оптимален тарифный план с бесплатным исходящим трафиком, так как основная часть входящего трафика идёт через спутник . Такой план позволяет минимизировать расходы на наземного провайдера. Экономию даёт и использование предоставляемых провайдером спутникового интернета интернет-ускорителей, таких как Globax, Slonax, Sprint. Ускорители сжимают исходящий трафик, позволяя сократить расходы на наземный канал связи.

Сервисы, сжимающие контент

Сжатие содержимого web-страниц по алгоритму LZW, использующему архиватор HTTP версии 1.1, могут читать архивированные страницы, однако далеко не все веб-сервера отдают свой контент сжатым в gzip . Сэкономить трафик путём передачи архивированиого контента можно с помощью сетевых сервисов, таких как WebCompressor, TrafficCompressor, TrafficOptimizer, Riic Tracon, Toonel.net, fasTun.

Как правило, при бесплатном использовании данных сервисов установлены ограничения (например,

Сервисы Toonel.net и http контент, но и другие виды данных, например socks или файлы электронной почты. Использование программ, подобных

Использование менеджеров закачек для экономии трафика

Некоторые браузеры, например менеджер закачек. В остальных случаях использование менеджеров закачек позволяет осуществлять докачку файла в случае разрыва соединения с Интернетом, что позволяет не загружать уже закачанную часть файла и тем самым экономит трафик. Кроме того, менеджеры закачек, позволяющие просмотреть содержимое Download Master, и выбрать загружаемые из архива файлы, позволяют не загружать ненужные файлы из архивов, что позволяет сэкономить в определённых случаях довольно значительные объёмы трафика. Кроме того, весьма полезной является возможность менеджеров закачек прослушать (просмотреть) содержимое аудио- или видеофайла в процессе загрузки, после чего можно принять решение, загружать или нет этот файл полностью.

См. также

  • Рыбалка со спутника

Ссылки

Локальные кэширующие прокси-серверы

Фильтрация рекламы

  • Настроенный специально под Рунет Proxomitron (см. свободный веб-прокси Privoxy (см.

Статью прочитали: 1 762

Дешёвый безлимитный интернет у операторов сотовой связи пока не стал распространённым явлением, поэтому приходится экономить трафик. Помочь в этом способны браузеры с возможностью сжатия трафика. Благодаря им веб-страницы на Android будут загружаться быстрее и вашего тарифа хватит на более долгий срок. Это пригодится, когда вы работаете на смартфоне без сети Wi-Fi поблизости. Ниже будут описаны некоторые из наиболее популярных браузеров с возможностью сжимать трафик.

Один из лучших браузеров на Android с возможностью экономить драгоценные мегабайты. Имеется встроенный скоростной режим для быстрого просмотра веб-страниц. Также он gригодится в случае с видео и аудио.

Браузер достаточно быстрый и надёжный, есть блокировщик рекламы и режим Facebook для ускорения доступа к социальной сети.

Opera Mini

Экономит более 50% трафика, экстремальный режим более 60%. Скачать

Браузер Opera Mini является наиболее известным среди любителей уменьшать расход трафика. В последнем обновлении пользователи получили блокировщик рекламы и возможность скачивать видео. Также отображается статистика относительно того, сколько мегабайт вы сэкономили.

CM Browser

Этот браузер обладает небольшим размером всего в 1,7 Мб. У него есть простой пользовательский интерфейс с настройкой быстрого набора. Также в нём предлагается антивирусный движок с защитой от сетевых угроз.

Можно избавиться от слежки со стороны с сайтов, есть переводчик веб-страниц. При просмотре в темноте доступен тёмный режим интерфейса, чтобы снизить нагрузку на глаза. Также есть полноэкранный режим, где ничего не отвлекает от просмотра содержимого страницы.

APUS Browser

Раньше этот браузер был известен под названием A5 Browser. Его размер составляет 2 Мб, браузер минималистичный и функциональный. Домашний экран напоминает браузер Apple Safari. Есть ускоритель загрузки примерно на 60%, при этом трафик снижается на одну пятую.

Можно сохранять сайты для доступа офлайн. Можно переключаться между разными вкладками и получать доступ к сайтам в режиме ПК и мобильном режиме. Доступен поиск внутри страниц.

APUS Browser Turbo

Здесь предлагаются два браузера в одном приложении. Он работает быстро даже в медленных сетях 2G. Есть возможность экономить трафик, на минимальных настройках браузер способен обеспечить неплохое взаимодействие с пользователем.

Можно полностью отключить загрузку изображений, скачивать страницу для просмотра офлайн.

Ace Browser

Небольшой эффективный браузер размером 4 Мб. Он обеспечивает достаточно быструю работу в интернете с настройками конфиденциальности. Здесь ускоряется загрузка страниц и экономится до 60% трафика.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему: «Феминизм как философская проблема»

Выполнила:

студентка группы ДЗ-081

Скоробогатова В.А

Волгоград 2010


Введение

В течение очень долгого времени феминизм существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать свои претензии к рациональному западному знанию и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.


Краткая история феминизма и предпосылки его развития

Когда впервые появились феминистские идеи в истории культуры? Есть два ответа на этот вопрос. Ряд исследователей считают, что первым феминистом был Платон , именно он впервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин в государстве. Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда были написаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе.

Великая Французская революция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин к равноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала "Декларацию прав женщин и гражданки", т.к. "Декларация прав человека и гражданина" была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовала предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно в Англии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу "О подчинении женщин". Появление данных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идей было подготовлено целям рядом факторов:

· либеральной философской традицией

(Д. Локк, Ж. Ж. Руссо), в рамках которой развивались основы теории прав человека;

· достаточно сильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, Р. Оуэн), именно Оуэну принадлежит изобретение термина "феминизм" .

К 60-м гг. XX в. в западном обществе сформировалось три направления феминизма:

o либерально-реформистское;

o социалистическое;

o радикальное.

Либерально-демократическое направление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. Представители данного направления - Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.

Социалистическое течение (Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем.

Радикальное направление (Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих оснований угнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.

В настоящее время эти три течения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитие сепаратной (от мужчин) женской культуры; "гуманистический" феминизм настаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе. Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только с точки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.

Симона де Бовуар - французский философ, положила начало традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. Она опубликовала работу "Второй пол", где впервые поставила проблему подавления феминного в культуре. Она показала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что "различия", культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер.

Кейт Миллет писала о подавлении феминного в культуре как основе политики патриархата.

М. Мид доказала, что социальные нормы в обществе относительны, представления о мужском и женском меняются в истории даже одного и того же общества. Следовательно, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин.

Таким образом, помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола можно обнаружить его социокультурныйаспект.

Для современного западного общества характерны мужские ценности: власть, принцип насилия и подавления. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансию, которые в культуре принято считать "мужскими". При этом женщина обязана быть слабой, так как иначе невозможен архетип сильного мужчины. Но порабощая, нельзя самому стать свободным. Поэтому проигрывают все - и мужчины, и женщины. В западной морали доминируют такие ценности, как равенство, индивидуализм, независимость - это атрибуты мужчин. А мягкость, эмоциональность, заботливость - чисто женские качества. В культуре мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов.

В социокультурном аспекте содержатся неявные ценностные установки, согласно которым все мужское означает доминирующее, позитивное, значимое, женское - негативное, вторичное. Феминистки утверждают, что здесь налицо сексизм - дискриминация женщин на основании их пола и маскулинизм - мировоззрение, утверждающее, что мужчина в обществе должен изначально доминировать.

Интересен еще один термин - андроцентризм. В западной культуре мужчина - человек вообще, а женщина "подвид" человека. Признак здорового человека - активность, рационализм, независимость, ориентация на социально-значимые цели, т. е. это признаки мужчины. Женщина - эмоциональна, пассивна, зависима. Следовательно, ментальность человека и мужчины совпали, а ментальность женщины отлична от них.

Подверглась критике и наука. Известно, что характерными чертами науки являются: объективность, рациональность, строгость, свобода от ценностей - это маскулинные атрибуты. Но самое главное, в чем выражается маскулинный характер европейской науки - это сам характер производства знаний. Наука отвергает чувственное познание, интуицию, что традиционно ассоциируется с феминным. Андроцентризм науки выражается с точки зрения феминизма в том, что объектами изучения традиционно являются мужчины и маскулинное. Например, биология под видом человека "вообще" изучала мужчину. Традиционный подход к истории - мужской, так как она изучает войны, битвы, революции, смены династий и т. д., а каждодневная жизнь людей, где правят женщины, оставалась вне поля зрения историков. Даже иерархия наук носит маскулинный характер: более престижными и уважаемыми считаются "строгие" науки вроде математики или физики, чем литература или иностранные языки, считающиеся женскими.

Видим, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Маскулинный характер Человека Разумного глубоко обосновывается в философской традиции Запада.

Идеи феминизма в русской культурной традиции

Три основных фактора определили специфику развития отечественной культуры: язычество, православие и западная культурная традиция.

В современной научной литературе отсчет русской культуры ведется от Крещения Руси, однако это не совсем верно. Древнейшая история славян не совсем ясна, в ней много спорного, но к 1-му тыс. н. э. появляется название "Русь", под которым понимаются славянские племена Восточной Европы.

Язычество древних славян тесно связано с широким почитанием материнских культов. Б. Рыбаков выделил 3 основных этапа в развитии язычества.

Первый этап - упыри и берегини. Берегини - женские персонажи в славянской мифологии, они связаны с двумя понятиями - оберегать посевы и берег водного пространства. Упыри - мужской образ, это исчадие ада, вампиры. Упыри и берегини, видимо, архаические названия двух противоположных начал - злого и доброго, мужского и женского.

На втором этапе поклонялись Роду и рожаницам. Род - божество, которое связано с водой, небом и молнией. Он отвечает за все три мира: верхний - небесный, средний - мир человека и природы и нижний. Рожаницы - древние мифические силы плодородия и самой жизни, которые покровительствовали женским работам и отвечали за плодовитость скота и богатый урожай, а также распоряжались судьбой человека. Следует отметить, что на данном этапе противопоставление мужского - отрицательного и женского - положительного отсутствует. Род и роженицы играют большую роль в жизни славянина, они оба важны.

На третьем этапе славяне молились Перуну, он - бог войны, грозы, грома. Можно отметить еще, что русы-язычники клялись Ярилом, Велесом, Родом, Хорсом. Эта группа божеств связана с плодородием. Из женских имен данного периода до нас дошла Макошь - богиня счастья, Лада - богиня брака и Леля, которая олицетворяла весеннюю зелень, расцвет и обновление природы. Все социально-значимые роли отданы мужским божествам, женские отвечают за домашний очаг, их воздействие на социальное пространство сужено до предела.

В христианской культуре России женское начало вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в "Поучениях Владимира Мономаха" XII в., и в "Домострое" (с XVI до XX вв.). Следует отметить, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери . Языческое почитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.

Собственная и оригинальная сторона этого вопроса принадлежит В. Соловьеву. Для него Бог - Отец, но "душа мира" это - "Вечная женственность", она ассоциируется с Вечной женственностью. София как пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. "Для Бога Эго другое" имеет от века образ совершенной Женственности. Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого существа, способного с ним соединяться. К такой реализации и воплощению стремится и сама вечная женственность, которая есть живое духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь мировой исторический процесс - это процесс ее воплощения в большом многообразии форм и степеней.

Как единственный центр воплощения идеи мира София есть душа мира, а в отношении к логосу она - тело Христово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении есть Церковь. Поэтому София есть Церковь. И как женская индивидуальность, она воплощается в образе Девы Марии.

У Н. Бердяева и В. Розанова мы найдем тему любви. Для Бердяева эротическая энергия - не только источник творчества, но и источник настоящей мистической религии. "Половая полярность есть основной закон жизни, может быть, основа мира". В. Розанов в книге "Уединенное" продолжает эту мысль Н. Бердяева, он пишет: "связь пола с Богом, большая, чем связь Ума с Богом". Получается, что Бердяева и Розанова Бог и религия тесно связаны с любовью, страстью, эросом, т. е. тем, что в западной культуре традиционно трактуется как феминное..

Есть еще одно направление философии пола в русской культуре, оно представлено "западниками". Н. Чернышевский и его последователи рассматривали разделение мужского и женского в культуре с социальной точки зрения. Можно сказать, что в своих работах они обсуждали проблему дифференциации общества, ее "несправедливости" и необходимости преодоления данного положения вещей.

В русской социокультурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола разделённость мужского и женского начал рассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип, что характерно для западной философии (который представлен в первой части реферата). Во-вторых, иная роль женского начала - божественное, духовное начало ассоциируется с феминным.

На первый взгляд кажется, что в русской культурной традиции женское феминное ценится больше, чем мужское, маскулинное, но если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что это не так. Женское начало постоянно присутствует в культурной традиции, но больше декларируется, чем учитывается в реальных социальных теориях и самой жизни.

Феминизм в фантастической литературе Урсулы Ле Гуин

Во многих системах верований по мнению писательницы (особенно языческих) прослеживается следующая трактовка: мужчина «бегает» по каким то нужным делам (нужным не обязательно ему, но и всем, включая женщину), а женщина, как хранительница, в свое время даст отдых бегающему мужчине, напомнит о незыблемых истинах. Возьмем несколько интересных высказываний:

"Муж - голова, а жена шея" - народная мудрость веков. В этом смысле Ле Гуин лишь показывает данную позицию. "Феминизм" как явление - явление отрицательное со стороны писательницы. Сравнивать мужчину и женщину считаю глупо, ибо они разные и у них разные программы существования. Но стремятся они все же к одному.

Адекватный феминизм - это именно признание, что мы разные, не хуже или лучше. Просто разные. Это свобода от заданных кем-то ролей, свобода быть самим собой. А то, насколько крутит шея головой - это умение быть женщиной. Это либо способ выживания под давлением, когда по-честному нельзя, либо личная, внеполовая, склонность манипулировать окружающими.

Феминизм и современность

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Американский исследователь Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм». Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности.

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики».

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания.

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.

Есть множество критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов.

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом», целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства.

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные его формы, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.


Итог

В настоящее время молодые женщины преимущественно ассоциируют «феминизм» с радикальным феминизмом. Это является одной из причин, почему многие из них держатся в стороне от этого движения, или избегают использования терминологии, введённой т. н. «новой волной» феминизма. Тем не менее, основные ценности, пропагандируемые феминизмом (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали настолько неотъемлемой и повсеместно принятой частью западной культуры, что отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей (и мужчин, и женщин), даже тех, кто не причисляет себя к феминистам.


Список используемой литературы

1. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

2. История философии. Запад - Россия - Восток /Под.ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 1-4. М.. 1995-1998.

3. Сайт «Мир фантастики», www.mirf.ru.

4. «Феминизм: перспективы социального знания» (научно-попул. изд.) М.,\,1992.

5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Введение

В течение очень долгого времени феминизм существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать свои претензии к рациональному западному знанию и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Краткая история феминизма и предпосылки его развития

Когда впервые появились феминистские идеи в истории культуры? Есть два ответа на этот вопрос. Ряд исследователей считают, что первым феминистом был Платон , именно он впервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин в государстве. Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда были написаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе.

Великая Французская революция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин к равноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала "Декларацию прав женщин и гражданки", т.к. "Декларация прав человека и гражданина" была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовала предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно в Англии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу "О подчинении женщин". Появление данных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идей было подготовлено целям рядом факторов:

  • · либеральной философской традицией
  • (Д. Локк, Ж. Ж. Руссо), в рамках которой развивались основы теории прав человека;
  • · достаточно сильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, Р. Оуэн), именно Оуэну принадлежит изобретение термина "феминизм" .

К 60-м гг. XX в. в западном обществе сформировалось три направления феминизма:

  • o социалистическое;
  • o радикальное.

Либерально-демократическое направление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. Представители данного направления - Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.

Социалистическое течение (Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем.

Радикальное направление (Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих оснований угнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.

В настоящее время эти три течения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитие сепаратной (от мужчин) женской культуры; "гуманистический" феминизм настаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе. Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только с точки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.

ü Симона де Бовуар - французский философ, положила начало традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. Она опубликовала работу "Второй пол", где впервые поставила проблему подавления феминного в культуре. Она показала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что "различия", культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер.

ü Кейт Миллет писала о подавлении феминного в культуре как основе политики патриархата.

ü М. Мид доказала, что социальные нормы в обществе относительны, представления о мужском и женском меняются в истории даже одного и того же общества. Следовательно, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин.

Таким образом, помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола можно обнаружить его социокультурный аспект.

Для современного западного общества характерны мужские ценности: власть, принцип насилия и подавления. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансию, которые в культуре принято считать "мужскими". При этом женщина обязана быть слабой, так как иначе невозможен архетип сильного мужчины. Но порабощая, нельзя самому стать свободным. Поэтому проигрывают все - и мужчины, и женщины. В западной морали доминируют такие ценности, как равенство, индивидуализм, независимость - это атрибуты мужчин. А мягкость, эмоциональность, заботливость - чисто женские качества. В культуре мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов.

В социокультурном аспекте содержатся неявные ценностные установки, согласно которым все мужское означает доминирующее, позитивное, значимое, женское - негативное, вторичное. Феминистки утверждают, что здесь налицо сексизм - дискриминация женщин на основании их пола и маскулинизм - мировоззрение, утверждающее, что мужчина в обществе должен изначально доминировать.

Интересен еще один термин - андроцентризм. В западной культуре мужчина - человек вообще, а женщина "подвид" человека. Признак здорового человека - активность, рационализм, независимость, ориентация на социально-значимые цели, т. е. это признаки мужчины. Женщина - эмоциональна, пассивна, зависима. Следовательно, ментальность человека и мужчины совпали, а ментальность женщины отлична от них.

Подверглась критике и наука. Известно, что характерными чертами науки являются: объективность, рациональность, строгость, свобода от ценностей - это маскулинные атрибуты. Но самое главное, в чем выражается маскулинный характер европейской науки - это сам характер производства знаний. Наука отвергает чувственное познание, интуицию, что традиционно ассоциируется с феминным. Андроцентризм науки выражается с точки зрения феминизма в том, что объектами изучения традиционно являются мужчины и маскулинное. Например, биология под видом человека "вообще" изучала мужчину. Традиционный подход к истории - мужской, так как она изучает войны, битвы, революции, смены династий и т. д., а каждодневная жизнь людей, где правят женщины, оставалась вне поля зрения историков. Даже иерархия наук носит маскулинный характер: более престижными и уважаемыми считаются "строгие" науки вроде математики или физики, чем литература или иностранные языки, считающиеся женскими.

Видим, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Маскулинный характер Человека Разумного глубоко обосновывается в философской традиции Запада.

Loading...Loading...