Когда раскололось христианство на католиков и православных. Реферат: Православие и католицизм причины раскола и характерные черты

Кроме международно-правовых документов избирательное право располагает собственной системой внутренних нормативных источников, среди которых Конституция РФ занимает главенствующее положение. Но применительно к избирательному праву эта главенствующая роль имеет действительно сугубо формальный и даже несколько отвлеченный характер.

Россия оказалась в числе тех государств, в конституциях которых нет специальных разделов об избирательном праве или об избирательной системе. Более того, российская Конституция не обладает даже развернутой группой правовых норм, регламентирующих избирательные права граждан.

Федеральные законы , регламентирующие выборы, образуют самостоятельную систему источников избирательного права. Учитывая довольно сжатый объем конституционного регулирования избирательного права граждан России, федеральные законы о выборах выполняют роль основных нормативных регуляторов осуществления такого права. В составе этой системы следующие законодательные акты: федеральные законы от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 10 января 2003 г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Каждый из указанных законодательных актов выполняет присущую ему роль. Для Федерального закона от 12 июня 2002 г. она заключается в определении основных гарантий осуществления гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах. Большая же часть норм данного законодательного акта касается порядка организации и проведения выборов. Фактически Закон выходит за пределы очерченного им самим круга действия. Тем не менее пока традиция написания закона об основных гарантиях, сочетающего регулирование избирательных прав граждан с одновременной регламентацией универсальных элементов избирательного процесса, начавшаяся с 1994 г., сохраняется, настоящий законодательный акт по отношению к другим федеральным и региональным законам о выборах выполняет роль базового нормативного документа. В иерархии законов о выборах он занимает первое место, вызывая необходимость строгого соответствия ему нормативных предписаний других законодательных актов. Иные федеральные законы о выборах носят тематический характер. Они посвящены организации избирательных кампаний по выборам федеральных органов государственной власти; вопросам административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение избирательных правил; использованию информационных технологий применительно к организации выборов, подведению итогов голосования. Особняком находится Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Его появление диктовалось необходимостью восполнения пробелов в региональном законодательстве о выборах в органы местного самоуправления. Он нашел применение в тех субъектах РФ, где законы о муниципальных выборах по каким-либо причинам не принимались или же их принятие затягивалось. Возможно, что действие данного Федерального закона будет продлено в связи с обновлением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Акты Конституционного Суда РФ существенным образом влияют как на правотворчество, так и на правоприменительную деятельность в сфере избирательного права. Ю. А. Веденеев, например, называет решения Конституционного Суда РФ, затрагивающие вопросы активного и пассивного избирательного права, формально образующими новый (надзаконодательный) источник данного права и составляющими органичную часть избирательного законодательства. Это высокая оценка актов Конституционного Суда РФ в данной сфере публично-правовых отношений. Действительно, правовые позиции Суда в этой области представляют собой существенный источник регулирования. Растущее влияние актов Конституционного Суда на избирательную сферу можно проиллюстрировать с помощью следующих статистических данных. В 1995--1997 гг. Судом рассмотрено 17 дел по запросам о конституционности некоторых положений федерального и регионального избирательного законодательства. В 1998--1999 гг. таких дел разрешено 19, а в 2000--2002 гг. -- 32.

2.3.Региональные и муниципальные источники избирательного права

Начало формирования регионального законодательства о выборах было положено в 1993 г. Основным правовым источником этого процесса стала Конституция РФ. Согласно ее положениям установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Данная норма дополняется другой -- об учреждении субъектами РФ системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в соответствии с основами конституционного строя России, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В развитие конституционных установлений были приняты указы Президента РФ, предписывающие органам государственной власти субъектов РФ принять положения о выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Речь идет об указах от 27 октября 1993 г. «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» и от 29 октября 1993 г. «Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления».

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные правоотношения.

Основными элементами системы источников избирательного права являются:

5) избирательное законодательство;

6) конституции (уставы) субъектов РФ;

7) уставы муниципальных образований и иные акты органов местного самоуправления, затрагивающие избирательные правоотношения;

8) правовые акты избирательных комиссий.

Следует уточнить, что избирательное законодательство (как группу основных источников избирательного права) делят на виды по двум основаниям: по уровню регулируемых выборов (на федеральном, субъектов РФ и органов местного самоуправления); по субъекту правотворчества федеральное избирательное законодательство и избирательное законодательство субъектов РФ.

Федеральное избирательное законодательство имеет следующую структуру:

1. Конституция РФ регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право. Конституция РФ регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Ст. 3 гласит: единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя, таким образом, исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти. Другим принципом организации этой системы, закрепленный в ст. 10 Конституции, является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Ст. 32 закрепляет: граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в депутаты Государственной Думы и в Президенты РФ). Толкование этой статьи должно осуществляться во взаимосвязи со ст. 60 Конституции, которая устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет.


В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует особо подчеркнуть, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами, в том числе указами Президента РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Последние должны строго соответствовать (не выходить за рамки) тому федеральному закону, который устанавливает ограничения прав и свобод.

В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере избирательного законодательства. Ст. 71 устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении РФ, защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72). К исключительному ведению РФ относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установка общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов РФ согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В-четвертых, Конституция РФ в ст. 81 упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента РФ. Однако ч. 4 ст. 15 позволяет включить в состав норм избирательного права, обладающих наивысшим приоритетом, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках и составляющие содержание международных избирательных стандартов.

2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом.

Определяющие особенности ФЗ «Об основных гарантиях»:

1) данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории РФ;

2) основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов. Закон в ст. 2 содержит разъяснение основных терминов и понятий, в ст.ст. 3-7 закрепляет принципы свободного и добровольного участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Закон закрепляет принцип обязательности проведения выборов, максимальные сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) главной особенностью ФЗ «Об основных гарантиях...» является его рамочный характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы как правоприменителям, так и самому законодателю. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. Ст. 1 прямо закрепляет верховенство данного закона в системе избирательного законодательства в РФ: федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить данному федеральному закону. Данное положение корректирует принцип приоритета «специальной» правовой нормы над «общей» правовой нормой. «Специальные» нормы законов о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президента РФ, конкретных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления имеют приоритет перед нормами ФЗ «Об основных гарантиях…» только в случае, если они не противоречат им;

ФЗ «Об основных гарантиях...» имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, противоречат данному закону, применяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях...». Нормы закона применяются также в случае пробелов в «специальном» федеральном и региональном законодательстве. Принцип прямого действия Федерального закона об основных гарантиях означает также, что избиратель и иные участники избирательного процесса вправе обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

3. Федеральный закон РФ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данный закон был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в РФ. Данный закон применяется в части, не противоречащей ФЗ «Об основных гарантиях...», в случае отсутствия в субъекте РФ, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.

4. Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Такими законами являются Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», Федеральный Закон РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

5. Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: Федеральный закон РФ от 22 сентября 1999 г. № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данные федеральные законы устанавливают, соответственно виды выборных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, принципы проведения выборов в эти органы, регламентируют отдельные стороны избирательного процесса.

6. Законы смежных отраслей права, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений. Федеральными законами, предметом регулирования которых не являются избирательные отношения, могут определяться некоторые правовые понятия, имеющие значение для избирательного процесса, отдельные стороны правового статуса участников избирательного процесса. Среди них следует выделить действующие федеральные законы РФ «Об общественных объединениях», «О государственной гражданской службе в РФ», «О политических партиях», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие.

Избирательное законодательство субъектов РФ состоит из конституций (уставов) и законов субъектов РФ, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Избирательное законодательство субъектов РФ включает в себя следующие составные части. Согласно ст. 66 Конституции РФ основными законами республик в составе РФ являются конституции, а основными законами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - уставы соответствующих субъектов федерации.

На современном этапе развития регионального избирательного законодательства сформировалось два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом - кодексом).

Первый в России избирательный кодекс был принят в Воронежской области. В Белгородской области 7 мая 2005 года была разработана и принята областной Думой новая редакция Избирательного кодекса Белгородской области, регламентирующая порядок проведения выборов Белгородской областной Думы и органов местного самоуправления, референдумов и отзывов.

Законодательство субъектов РФ содержит также законы, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, дающие толкование норм избирательного права. Такие акты также включаются в избирательное законодательство.

Международные правовые акты. Основными и важнейшими международно-правовыми источниками избирательного права являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Статья 21 Декларации устанавливает: воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года . Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Акты местного самоуправления. К актам местного самоуправления относятся, прежде всего, уставы муниципальных образований, которые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяют формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо этих вопросов уставы муниципальных образований могут в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ регулировать отдельные избирательные отношения в рамках, определенных ФЗ «Об основных гарантиях...» Так, в уставах муниципальных образований могут содержаться положения, регламентирующие сроки проведения и порядок назначения муниципальных выборов, и некоторые другие положения.

Источниками избирательного права также являются решения Конституционного Суда РФ , в которых рассматриваются и разрешаются вопросы конституционности федеральных законов, законов субъектов РФ, регламентирующих проведение выборов. Конституционный Суд в своей практике затронул вопросы содержания и механизмов реализации принципов избирательного права, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения результатов выборов, вопросы возможного изменения избирательного законодательства в процессе проведения выборов.

Нормативно-правовые акты избирательных комиссий. В процессе своей деятельности избирательные комиссии принимают различные акты. Правовая природа этих актов различна в зависимости от целей и основания их принятия. К источникам избирательного права относятся только нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества. Право издавать такие акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения избирательной комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямых предписаний издать определенный акт.

Так, ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях...» предоставляет Центральной избирательной комиссии РФ в пределах своей компетенции издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов. При этом решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Такие полномочия в отношении выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ предоставлены Центральной избирательной комиссии РФ соответствующими федеральными законами.

Источники избирательного права

Понятие избирательного права

Сам термин ʼʼизбирательное правоʼʼ рассматривается в 2ух значениях:

1) В объективном смысле . Избирательное право - ϶ᴛᴏ подотрасль КПРФ, охватывающая совокупность К-п норм, закрепляющих принципы избирательной системы, порядок подготовки и проведения выборов, депутатов и выборных должностных лиц, органов государственной власти и МСУ.

2) В субъективном смысле. Избирательное право - ϶ᴛᴏ индивидуальное право гражданина избирать и быть избранным (активное и пассивное), участвовать во всœех мероприятиях по подготовке и проведению выборов:

Ø Право участвовать в выдвижение кандидатов или списков кандидатов.

Ø Право участвовать в предвыборной агитации.

Ø Наблюдение за проведением выборов.

Ø Участвовать в работе избирательной комиссии.

Ø Участвовать в других мероприятиях (избирательных действиях) в порядке предусмотренным законодательством о выборах.

Отличие выборов от смежных конституционно-правовых институтов (референдум, отзЫв депутата и выборного должностного лица)

Референдум Выборы ОтзЫв депутата или выборного должностного лица
Форма волеизъявления
Голосование
Принимать участие может гражданин РФ – избиратель (достигший 18 лет, дееспособный, не отбывающий наказание)
Принципы: всœеобщее, равное, прямое, тайное голосование
Осуществляется в форме избирательных бюллетеней
Все это организовывается избирательной комиссией
Голосование по конкретному вопросу, который формулируется в бюллетене. Либо ʼʼдаʼʼ, либо ʼʼнетʼʼ. В целях формирования органов государственной власти, органов МСУ, наделœение полномочиями должностных лиц. Цель – досрочное прекращение полномочий.

Источники избирательного права - ϶ᴛᴏ совокупность конституционно-правовых норм в постановлениях КС РФ и конституционно уставных судов субъектов.

1. Конституция .

Ст. 3 ч. 3 о том, что выборы вместе с референдумом являются непосредственным выражением власти народа.

Ст .32 ч. 2 – граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы МСУ, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 ч. 3 – не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ст. 81 ч. 1 – Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ, на базе всœеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ст. 81 ч. 4 – порядок выборов Президента определяется ФЗ.

Ст . 96 – порядок выборов депутатов ГД устанавливается ФЗ.

Ст . 130 ч. 2 – предусматривает что выборы являются одним из способов осуществления населœением МСУ.

2. Федеральные законы.

ФЗ от 12 июня 2002 года ʼʼОб базовых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФʼʼ (действует на всœех уровнях).

ФЗ от 18 мая 2005 года ʼʼО выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФʼʼ.

На уровне ТО:

v Закон ТО от 12 июля 2006 года ʼʼО выборах депутатов Государственной Думы ТО (Законодательной Думы ТО)ʼʼ.

Лекция № 5 (04.10.13)

Источники избирательного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники избирательного права" 2017, 2018.

-

В каждой стране институт выборов регулируется многочисленными правовыми актами. Круг и способы регламентации обусловлены принадлежностью к той или иной правовой семье и национальным своеобразием системы права. В качестве иллюстрации можно привести классификацию... .


-

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные правоотношения. Основными элементами системы источников избирательного права являются: 1) Конституция РФ; 2) международные договоры РФ, закрепляющие международные... .


-
-
-

1. Прокомментируйте популярную среди специалистов в сфере избирательного права идею о необходимости принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. Существует ли опыт кодификаций избирательного права в зарубежных государствах? 2. Свободные выборы - это один из... .


-
-

Круг источников избирательного права достаточно широк. Прежде всего, к ним относятся источники международно-правового и федерального характера. Главный по значению источник избирательного права Российской Федерации – её Конституция, принятая на всенародном... .


-

Источники избирательного права Российской Федерации: понятие, система, особенности. Многообразие источников избирательного права РФ: их соотношение. Конституция РФ и избирательное право. К вопросу о необходимости включения в текст Конституции РФ главы о выборах. Анализ... .


-

1. Понятие и система источников избирательного права.Под источником права понимается форма выражения правовых норм. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения... .


Выборы являются одним из важнейших правовых институтов демократического общества. Часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации определяет свободные выборы как «высшее непосредственное выражение власти народа». Легитимность данного процесса на всех уровнях требует, чтобы он опирался на прочную правовую базу. Буквально на всех этапах избирательного процесса, начиная с создания избирательных комиссий и заканчивая объявлением результатов голосования, сохраняется опасность различного рода злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Российская Федерация не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. Однако законодательство в данной области продолжает развиваться в наши дни.

Избирательное право является для России достаточно новой правовой отраслью. При этом в теории оно, чаще всего, рассматривается как подотрасль конституционного права, хотя некоторыми учеными все же высказывается мнение относительно выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Как любая совокупность нормативных предписаний, направленная на регулирование определенного специфического круга общественных отношений, рассматриваемая нами отрасль обладает предметом и методом, образует определенную систему и, конечно же, имеет собственные источники права. В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы мы рассмотрим последнюю из представленных категорий.

Так как выборы являются важнейшим способом формирования государственных органов всех уровней, а также органов местного самоуправления, то, соответственно, и источники избирательного права Российской Федерации не могут быть представлены только на федеральном уровне. При этом, безусловно, основным и наиважнейшим источником исследуемой нами отрасли права выступает Конституция Российской Федерации. Помимо уже упомянутой нами части 3 статьи 3 данного документа, провозглашающей выборы одним из способов выражения народного суверенитета, в Конституции содержится еще ряд общих положений об избирательном процессе. Так, в соответствие с частью 2 статьи 32 данного документа, «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Представленная норма определяет основы активного и пассивного избирательного права, тогда как часть 3 этой статьи вводит их общие ограничения. В соответствие с указанной нормой, «граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» не могут принимать участия в избирательном процессе ни в каком качестве.

Помимо установления общих принципов избирательного права, Конституция Российской Федерации также вводит обязательную выборную основу для замещения таких важнейших государственных должностей как Президент России и депутат Государственной Думы. Соответствующие нормы, содержащие также и общие требования к кандидатурам претендентов на указанные должности, содержатся в нормах статей 81, 96 и 97 Конституции.

Вторым по значимости уровнем существования источников избирательного права выступает международное регулирование. Как известно, часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в связи с чем в них также устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются:

1) Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Часть 3 статьи 21 указанного документа содержит в себе следующее положение: «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Таким образом, данным правовым актом устанавливаются общие основы избирательного права, которые должны быть восприняты всеми демократическими государствами;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Статья 25 данного документа гарантирует право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В рамках Содружества Независимых Государств принята и действует Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 года, ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 года. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 7 декабря 2002 года также были одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав.

Следующим уровнем правового регулирования избирательного права в Российской Федерации является федеральное законодательство. При этом одним из основных источников данного уровня выступает Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закрепляющий основные понятия избирательного права, принципы организации и проведения выборов и референдума на территории России. Пункт 9 статьи 2 ФЗ закрепляет законодательное определение понятия выборов: выборы - это «форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица». Представленное определение содержит в себе указание на систему источников избирательного права Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого закона в полной мере осуществляется регулирование избирательного процесса: устанавливаются принципы формирования избирательных округов, создания избирательных комиссий различных уровней, общие основы регулирования проведения избирательных кампаний кандидатов (включая правила предвыборной агитации), организации референдума, а также указываются правила подсчета голосов и окончательного определения результатов выборов. Рассматриваемый Федеральный закон является уточняющим и конкретизирующим правовым актом по сравнению с Конституцией Российской Федерации. Он также содержит в себе гарантии осуществления активного и пассивного избирательного права, предусмотренного Конституцией.

Еще одним важнейшим источником избирательного права России выступает Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». В соответствие со статьей 1 данного ФКЗ, референдум представляет собой «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Рассматриваемый закон, также как и предыдущий, является расширительным нормативным правовым актом по отношению к Конституции России. В данном акте также устанавливаются общие принципы проведения референдума, определяется круг вопросов, по которым он может быть проведен, а также закрепляются организационные права объявления и проведения референдума и порядок определения его результатов. Стоит отметить, что общие принципы организации референдума, формирование его округов и участков, деятельность наблюдателей и международных организаций в процессе его проведения и так далее, является сходной с соответствующими нормами, касающимися порядка проведения выборов.

Еще одним важнейшим, но уже более специализированным, источником избирательного права Российской Федерации является Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Общие основы указанных выборов, как уже отмечалось нами выше, устанавливаются Конституцией России. Данный закон же более детально регламентирует процесс назначения выборов главы государства, выдвижения кандидатов на эту должность, порядок ведения предвыборной агитации и так далее. Важное значение в рамках данного закона придается также порядку и источникам финансирования предвыборных кампаний кандидатов в Президенты Российской Федерации. Все эти правила направлены на минимизацию возможных рисков избрания на рассматриваемую должность лица, преследующего исключительно личные цели, и не могущего в соответствие с этим выступать в качестве гаранта Конституции и прав и свобод граждан России.

Не менее важным источником избирательного права выступает Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт также содержит в себе важнейшие положения относительно назначения, организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы, требования, предъявляемые к их кандидатуре, устанавливает порядок работы с избирателями в части их извещения, регистрации, формирования избирательных округов и так далее. Данный федеральный закон также выступает важнейшим специализированным нормативно-правовым источником избирательного права России.

Основными источниками избирательного права на местном уровне выступают Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данные законы содержат в себе положения относительно порядка проведения местных выборов и референдумов, учреждения муниципальных выборных органов и должностей, определяют перечень вопросов местного значения, связанных с осуществлением избирательных прав, и так далее.

Косвенными законодательными источниками избирательного права федерального уровня выступают также Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»», Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и другие.

Федеральный уровень источников избирательного права представлен также подзаконными нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Указами Президента и Постановлениями Правительства Российской Федерации. Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые главой государства в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии с пунктом «а» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент назначает выборы Государственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации» № 535 от 30.05.1997 и «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» № 228 » от 28.02.1995.

Что касается Правительства Российской Федерации, то на уровне этого федерального органа также были изданы некоторые акты в области избирательного права, к числу которых относятся Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2007 года № 589 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 2 июля 2003 года № 391 «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме».

Также к числу источников избирательного права в Российской Федерации относятся акты Центральной избирательной комиссии, регулирующие отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняющие правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: Постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках» от 12.05.1995 № 4/29-II, Инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.08.2003 № 22/157-4, Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 1995 года и так далее.

Следующим уровнем расположения источников избирательного права в Российской Федерации выступает региональный уровень, представленный конституциями (уставами) субъектов Федерации и их собственным избирательным законодательством. Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве из них имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Так, в Ростовской области, например, порядок выборов в Законодательное Собрание регулируется Областным законом «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области» от 11.07.2006 № 515-ЗС.

Здесь стоит отметить также, что в последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Таким образом, в заключение ответа на данный вопрос контрольной работы, можно сделать вывод о том, что источники избирательного права Российской Федерации расположены на пяти основных уровнях правового регулирования. Они закрепляются в Конституции Российской Федерации, в международных правовых актах, в федеральном законодательстве, включающем в себя как законы, так и подзаконные акты, в законах субъектов Российской Федерации, а также на уровне органов местного самоуправления. При этом на первых двух уровнях устанавливаются общие основы осуществления избирательного права, тогда как три последующих уровня устанавливают конкретный порядок проведения выборов и референдумов на различных иерархических ступенях государственного и местного управления.

В целом можно отметить, что ныне действующая нормативная база избирательного права является достаточно разработанной и охватывает довольно широкий круг вопросов, связанных с осуществлением гражданами своего активного и пассивного избирательного права. При этом в ней все же присутствуют некоторые недостатки, связанные с усложнением отношений в сфере избирательного права, что является предпосылкой ее дальнейшего совершенствования.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия Терме др. \"избирательное право\" имеет два значенияа значення:

В объективном смысле это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления Объективное избирательное право регулирует вы иборчу систему в широком смысле Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют гражданеи;

В субъективном смысле это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления Это комплекс конкретных прав человека, среди которых в особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Принципы избирательного права:

1.Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:

    граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

    осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

    лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

    гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

    гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

2. Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

3. Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

4. Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

5. ринцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Источники избирательного права.

Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.

Характеристика избирательного законодательства

Основную часть источников избирательного права составляют различные нормативные правовые акты, которые образуют избирательное законодательство. Оно содержит большинство норм избирательного права. При характеристике избирательного законодательства наиболее важно следующее.

1. Избирательное законодательство включает многочисленные правовые акты как законодательного, так и подзаконного характера. Нормы избирательного права присутствуют в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Центральной избирательной комиссии РФ, конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, постановлениях (указах, распоряжениях) высших должностных лиц субъектов Федерации, решениях избирательных комиссий субъектов Федерации, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актах.

2. Конституция РФ занимает ведущее положение в системе избирательного законодательства, несмотря на отсутствие в ее структуре особой главы об избирательной системе. В Конституции закреплены республиканская форма правления (ст. 1), признание свободных выборов в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В ней также закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 95-97), оговаривается необходимость муниципальных выборов (ст. 130). Эти конституционные положения оказывают прямое воздействие на формирование избирательного законодательства.

3. Федеральные законы, входящие в состав избирательного законодательства, представлены как законами, предмет регулирования которых полностью составляют избирательные отношения, так и законами, которые в целом посвящены регулированию иных вопросов, но отдельными своими предписаниями касаются реализации и защиты избирательных прав граждан. К первой группе прежде всего необходимо отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гак как в нем содержатся нормы, имеющие универсальное значение для осуществления и защиты избирательных прав граждан при проведении любых видов выборов. Сугубо избирательную направленность имеют федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». К наиболее значимым федеральным законам второй группы необходимо отнести федеральные законы «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», некоторые другие законодательные акты федерального уровня.

4. Среди законов субъектов Федерации особое место занимают конституции (уставы) и избирательные кодексы. Для конституций (уставов) субъектов Федерации характерно, что они по аналогии с Конституцией РФ закрепляют исходные начала организации и проведения выборов на территории соответствующего субъекта. При этом в ряде российских регионов (Республика Башкортостан, Приморский край, Псковская область и др.) их конституции (уставы) содержат специальную главу, посвященную избирательной системе (выборам). Что же касается избирательных кодексов, то в тех субъектах Федерации, где они приняты (Хабаровский край, Свердловская область, г. Москва и др.), фактически обеспечено комплексное, на базе одного кодифицированного законодательного акта, регулирование всех избирательных отношений, связанных с порядком организации и проведения региональных и муниципальных выборов.

5. Среди подзаконных источников избирательного права особая роль принадлежит нормативным правовым актам Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что в ряде случаев федеральные законы содержат прямые поручения указанным комиссиям, обязывающие их к принятию подобных актов. В них, в частности, определяются порядок электронного голосования и голосования по почте, порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов. Особо отметим Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. (в ред. от 19 ноября 2008 г.), которое закрепляет основания, организационный механизм и условия регистрации граждан, обладающих активным избирательным правом, на всей территории России.

6. Применительно к муниципальному уровню избирательного законодательства необходимо подчеркнуть, что урегулирование ряда вопросов организации и проведения выборов в органы местного самоуправления составляет прерогативу уставов муниципальных образований. Это относится к определению круга избираемых населением органов и должностных лиц местного самоуправления, установлению сроков их полномочий, выбору определенной избирательной системы, решению некоторых иных вопросов, связанных с проведением выборов в органы местного самоуправления. При всей значимости уставов муниципальных образований они, однако, не исчерпывают собой нормативные возможности муниципально-правового регулирования выборов. Среди иных муниципальных правовых актов, регулирующих избирательные отношения, - принимаемые в обязательном порядке в каждом городском округе и муниципальном районе постановления глав местной администрации об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей на соответствующей территории.

Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации также оказывают существенное влияние на регулирование выборов, конкретизируют конституционно-правовое пространство, в котором складываются избирательные отношения, способствуют приведению федеральных законов и законов субъектов Федерации о выборах в соответствие с Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов Федерации. Принимаемые органами конституционной (уставной) юстиции решения не только формируют конституционный облик избирательного законодательства, но и содержат правовые позиции, определяющие необходимость законодательного урегулирования тех или иных аспектов избирательного процесса. В связи с этим отметим следующие постановления Конституционного Суда РФ: от 15 января 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова; от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова; от 14 ноября 2005 г. по делу о проверке конституционности положений п. 5 ст. 48 и ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ст. 63 и ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

    образования избирательных округов;

    выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

    определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;

    утверждения формы избирательного бюллетеня;

    определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);

    проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);

    замещения вакантных мандатов.

Loading...Loading...