Ксения борисовна. Царевна Ксения Годунова: краткая биография и творчество

Автор - TimOlya . Это цитата этого сообщения

Ксения Борисовна Годунова-русская царевна.

Ксения Борисовна Годунова

Ксения Борисовна Годуно́а (в постриге — инокиня Ольга; 1582, Москва — 30 августа 1622, Владимир) — русская царевна, дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, внучка Малюты Скуратова и сестра царя Фёдора II.

Несостоявшаяся невеста ряда западноевропейских женихов, насильно пострижена в монашество по указанию Лжедмитрия I, оставившего её в живых при убийстве прочих Годуновых и, вероятней всего, ненадолго сделавшего её своей наложницей. Свидетель событий Смутного времени и участница шестнадцатимесячной обороны Троице-Сергиевой лавры, персонаж ряда художественных произведений.

Молодых Мария Станиславовна-«Ксения-Годунова»

Родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении(память 24 января). В 1589 году её отец в своём письме к иерусалимскому патриарху Софронию IV пишет о своей дочери, приписывая ей приветствие и подарок к патриарху: «и дочь моя Аксинья тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку») .

Преподобная Ксения с житием

Вместе с братом Федором девушка получила хорошее по тому времени образование (обучена «писанию книжному» и музыке), для чего Борисом были приглашены иностранные учителя, отличалась красотой и умом. Судя по рассказам современников, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами; царевну называли «красивейшей» .

Борис Годунов со своей семьей. Худ. Б. Зворыкин. 1910-е гг.

Писатель XVII века князь Иван Катырев-Ростовский оставил следующее описание облика красавицы-царевны:

«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» .

Грибков С.И. Ксения Годунова.

При составлении словесного портрета царевны им были использованы литературные обороты переводной «Троянской истории» Гвидо де Колумна

Известно об изготовлении портрета Ксении во время её сватовства к датскому принцу Иоанну. В августе 1601 года послы Бориса отплыли в Копенгаген и, по сообщению Исаака Массы, с ним было «изображение молодой княжны, весьма искусно сделанное ювелиром Яковом Ганом» Скорее всего этот портрет не был литым изображением, как другие работы данного ювелира, а являлся гравированным портретом.

Царь Борис Федорович Годунов и его дети. Художник А. Д. Кившенко

Воцарение Бориса Годунова

Ксении было 16 лет, когда её отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису, и вступила в царские палаты. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя. Историк С. Ф. Платонов сообщает, что «Власти при Борисе предписывали петь многолетие в церквах не только самому, но и его жене и детям» и эти меры по укреплению царского имени и сана вызывали осуждение современников. Ксения, как и вся семья Бориса, сопровождала отца в различных паломничествах, о которых сохранились летописные записи, содержащие всегда указание, что царь ходил «молитися и с царицею и з детми» .

Неудачные матримониальные планы.

Царь Борис пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми. Несостоявшиеся женихи Ксении:

№ 1. Принц Густав Шведский, сын шведского короля Эрика XIV. Царь дал ему в удел Калугу. Но Густав, хоть и прибыл в Москву в 1598 году, не пожелал отказаться от прежней любви, вызвав (по некоторым источникам) в Москву свою старую любовницу и вёдя разгульную жизнь. Кроме того, принц отказался переходить в православие. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в Углич, дав содержание.

Принц Густав Шведский

№ 2. Затем были инициированы неудачные переговоры с Габсбургами: в 1599 году дьяк А. Власьев отправлен со сватовством к Максимилиану, брату императора Рудольфа II. Переговоры начались в чешском городе Пльзень 10 октября. Родственники императора, несмотря на требования русской стороны о конфиденциальности, потребовали от него посоветоваться с Филиппом II Испанским и Сигизмундом III Польским. Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери «московита», раз уж царь обещал дать за ней «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: «у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать её как-либо нельзя» .

Максимилиан III Австрийский

«Рудольф II, император Священной Римской империи.»

№ 3. В продолжение переговоров с Габсбургами речь зашла о эрцгерцоге Максимилиане Эрнсте Австрийском из штирийской ветви Габсбургов (сыне Карла II Австрийского, двоюродном брате императора и брате польской королевы Анны), но из-за вопроса веры и этот договор не состоялся.

Эрцгерцог Максимилиан Эрнст с охотничьей собакой,Йозеф Хейнц Старший, 1604

№ 4. Наконец, принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («Иоанн королевич» ), брат датского короля Христиана IV — практически стал мужем Ксении. Он прибыл в Москву и согласился стать русским удельным князем. По словам И. Массы, «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но герцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти» . Епископ Арсений Елассонский пишет, что принц «весьма понравился самой дщери и родителям её, царю и царице, и всем придворным, кто видел его, потому что был не только благороден и богат, но и был молод, а главное настоящий красавец и большой умница. Царь и царица весьма полюбили его и ежедневно принимали его во дворце, желая устроить брак».

Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича.

Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (описание пышной поездки сохранилось в воспоминаниях иностранцев). В лавре «Борис с супругою и с детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия, да благословит Небо союз Ксении с Иоанном» . Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты: «привезен был из другой земли жених, сын одного дружественного ему короля, но брак не состоялся: Бог не соблаговолил исполниться намерению людей» . Борис сам сообщил Ксении о смерти жениха. По сообщению Н. М. Карамзина, после слов отца «любезная дочь! твое счастие и мое утешение погибло!» Ксения потеряла сознание. Это событие нашло отражение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

«Ксения Годунова: Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте - а темной могилке на чужой сторонке.»

Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича. Эскиз неосуществлённой картины. 1881 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Василий Иванович Суриков

Начались хлопоты по новому сватовству. Борис думал о следующих кандидатурах, начав переговоры:

№ 5. Хозрой, грузинский царевич. Переговоры о свадьбе вёл думный дворянин Михаил Татищев, Федору Борисовичу при этом предназначали в жены царевну Елену. Как пишет Карамзин, царевича уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года.

№ 6. Двоюродные братья датского короля Христиана IV. Около 1603 года послы Бориса в Дании обратились к шлезвигскому герцогу Иоанну, чтобы один из его сыновей, Фредерик или Альберт, женился на Ксении, переехал в Москву и стал удельным князем. Иоанн, в свою очередь, предлагал им третьего сына Филиппа, герцога Шлезвигского (нем), который был не прочь переехать. Брачные планы не осуществились по причине начавшейся смуты.

В это время на горизонте внешней политики возник Лжедмитрий I. В тяжёлое для себя время царь Борис, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову. 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара.

После смерти царя Бориса

После смерти царя Бориса Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув.

Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле. 10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты, а царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского («а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися» ). Историк К. Валишевский пишет, что Ксения во время расправы над семьёй Годуновых была отравлена (либо сама приняла яд) и только вовремя данное противоядие спасло ей жизнь.

Убийство Фёдора Годунова. Картина К. Е. Маковского (1862)

Временник дьяка Ивана Тимофева так описывает эти события:

А бдительно охраняемую девицу, он, после своего вступления в город, как рабу, без всякого царского чина, с ласковым принуждением вывел из царского дворца и в частном доме угождавшего ему и приближенного к нему нового вельможи, без её согласия, срезал, как недозрелый колос, — одел в монашеские одежды. И было бы удивительно, если не было ей чего-либо тайно-оскорбительного от отступника.

Ксения Борисовна Годунова

Грибков Сергей Иванович

В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август. После венчания самозванца на царство (30 июля) он приблизил её к себе. Как считается, Ксения была изнасилована Лжедмитрием, отличавшимся общеизвестным сластолюбием — по сообщению князя Ивана Катырева-Ростовского:

«Царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша…»

Князь Иван Катырёв-Ростовский посвятил этому событию немало горьких строк. Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, описывая судьбу семьи Бориса Годунова, писал «Бог отомстил через этого человека на сыне Борисове, ибо и сына и мать приказал удавить, а что он сделал с дочерью… <зачёркнутый текст> …а о других вещах не годится и говорить» . Голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий «в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова» .

Клавдий Васильевич Лебедев,Ксения Годунова и Лжедмитрий

Затем самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. Возможной причиной этого было то, что он опасался, что католическое вероисповедание его невесты Марины Мнишек могло вызвать недовольство народа. Недовольство народа планировалось преодолеть силой, а при неудаче использовать царевну Ксению как невесту.

«Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова» (фрагмент)

(Клавдий Лебедев, XIX век)

Позднее Юрий Мнишек в своём письме, испугавшись за положение своей дочери в сердце царя, упрекал будущего зятя за его отношения с царевной:

«Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят.»

Ксения Годунова - Винцман И.К.

В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество: «через пять месяцев постригли в монахини, назвавши её Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь» (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь), где она провела в заточении 1605—1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия

Горицкий Воскресенский монастырь

После смерти Лжедмитрия

Её положение изменилось с воцарением Василия Шуйского. Сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях.

Василий IV Шуйский

Иностранцы сообщают о плаче инокини-сироты по своим близким во время этой процессии. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия.

Мария Старицкая

Портрет работы неизвестного художника XVI века из датского замка Розенборг

В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. От этого времени (29 марта 1609 г.) сохранилось письмо царевны к своей тетке, княжне Домне Богдановне Ноготковой (урождённой Сабуровой).

Царевна пишет «…я у Живоначальные Троицы, в осаде» и сообщает подробности своей жизни в осаждённом монастыре:

«В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят — и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью.»

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некого человека, которого не на что было хоронить.

Матвей Андреевич Шишков

В 1610 году, после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре, который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого: «они черниц — королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели — ограбили донага». «Новый летописец» , описывая разграбление Новодевичьего монастыря, сообщает «…старицы же послаша в монастырь в Володимер» . С воцарением Михаила Фёдоровича её участь не улучшилась — она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре. По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.

Покровский монастырь в Суздале

Астапова Гала

Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет: по одним указаниям, во владимирском Княгинином монастыре, по другим — в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками» . Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги.

Царь Михаил Федорович 1821 г. Ж.-А. Беннер.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешено, черепа не сохранились и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.


Ксения Годунова. Каратина художницы Марии Молодых.

Ксения Годунова была дочерью русского Царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, дочери знаменитого опричника Малюты Скуратова. Она родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении Миласской (память 24 января).

К 1589 году, по вступлении отца на престол, Ксения была объявлена царевною. В то время она была на выданье, и Борис всяческими путями и средствами стараться выдать замуж за немецкого князя или королевича.

Царевна Ксения, говорится о ней, была «зельною красотою лепа, бела, млечною белостию облияна», лицом свежа и румяна. Глаза у нее были большие, блестящие, несказанной красоты, особенно когда сверкали в них слезы умиления и жалости, брови были «союзные » (сросшиеся), телом была «изобильна» (полна) и стройна, роста среднего черные волосы, «аки трубы », лежали по плечам.

Но не только телесной, но и душевной красотой пленяла царевна Ксения, будучи кроткой, чудного разума, «в книжном деле искусною ». В «Летописной книге» князя С. И. Шаховского о ней говорится следующее: «Царевна Ксения, дочь Царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты... Была она благочестива, отличалась приятностью в речах, воистину во всех своих делах достойна! Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала ». Великолепная работа золотого шитья Ксении Годуновой и поныне хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.


Покров на гробницу преподобного Сергия Радонежского, вышитый Ксенией.

Борис не хотел выдавать Ксению ни за кого из бояр, ибо он смотрел на всех вельмож своей земли, как на холопов, и ему казалось, что Царю неприлично выдавать свою дочь за одного из слуг. Борис очень сильно желал породниться с каким-нибудь королевским домом, чтобы этим возвысить свой род в глазах российской знати, которая совсем недавно еще видела Годуновых ниже себя по знатности.


Русский Царь Борис Годунов.

Сверх того, он боялся за свои злодеяния получить возмездие от подданных и постоянно жил в страхе, как вор, который всегда страшится быть пойманным. Поэтому он полагал более безопасным иметь зятем немецкого князя, который был бы ему во всем верен.


Густав, первый несостоявшийся жених царевны Ксении.

В 1599 году Ксению предполагалось выдать за принца Густава, сына шведского короля Эрика XIV, но это дело не сладилось. Затем жениха нашли в Дании - брат датского короля, принц Иоанн, согласился ехать в Москву, породниться с Царем и сделаться удельным князем.

Герцог Иоанн прибыл в Россию 19 сентября 1602 года, с ним было около 400 чело¬век. Его встретили с очень большими поче¬стями. Для герцога и его людей приготови¬ли лучшие дома, лошадей для перевозки свиты, много съестных припасов (а ведь тогда на Руси свирепствовал лютый голод!). Царь велел всем боярам, дворянам и иноземцам, находящимся у него на службе, одеться в самые лучшие платья и идти встречать герцога за Москву в поле. Давка от пеших и конных при въезде в город была невообразимая, и множество бедного люда было задавлено до смерти.

Борис приставил к герцогу своего дядю Семена Никитича Годунова. На торжественном обеде в Грановитой палате Царь сидел на золотом троне за серебряным столом, под висящей над ним короной. С одной стороны от него находился царевич Федор, а с другой - принц Иоанн, как член царской семьи. За богатым угощением последовали дорогие подарки: Борис и царевич Федор сняли с себя алмазные цепи и возложили на шею принца, царедворцы поднесли ему два золотых ковша, украшенных яхонтами, несколько серебряных сосудов, драгоценные ткани и меха. Красивый и приветливый принц скоро стал общим любимцем. Он, несмотря на свою юность, вел себя очень благоразумно, выказывал желание учиться русскому языку и принять Православие. Герцог был высокого роста, красивый, благонравный и скромный. Лучшего жениха для Ксении желать было бы просто невозможно. Царь оказывал герцогу повышенные знаки внимания, продолжал делать дорогие подарки. Но не прошло и месяца, как герцог Иоанн заболел. Болезнь его день ото дня усиливалась, началась жестокая горячка. Царь очень испугался и послал к нему всех своих докторов, аптекарей и хирургов, наказав им быть при нем днем и ночью. Царские врачи употребляли все возможные средства и все свои знания, чтобы спасти герцога, Борис обещал им неслыханные награды и милости. Неоднократно он и сам навещал больного, горько плакал о нем и сердечно жалел его, страшась кары Небесной. Но герцог умер - через полтора месяца после своего приезда в Москву, 28 октября 1602 года. Борис проводил его в последний путь, обливаясь слезами, «отвергнул украшения царские, надел ризу печали и долго изъявлял глубокое уныние ».


Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. Художник Суриков 1881 год.
В трагедии А.С. Пушкина безутешная Ксения Годунова, целуя портрет умершего жениха, произносит:

Милый мой жених,
Прекрасный королевич,
Не мне ты достался,
Не своей невесте,
А темной могилке
На чужой сторонке...

Ожидала красавица Ксения Борисовна и третьего жениха, Хоздроя, царевича Карталинского (Картли, Иверия - одно из грузинских царств), но его уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года. Надеялась, наконец, на четвертого жениха - Филиппа, принца Шлезвигского, но неожиданно потеряла отца, 13 апреля, именно за обедом со шлезвигскими послами, приехавшими сватать царевну.


Картина художника Маковского "Агенты Лжедмитрия убивают Фёдора Годунова". 1862 год.


Царевна Ксения изображена рыдающей над телом мёртвой матери.

По вступлении Лжедмитрия в Москву царевне пришлось пережить смерть брата, Царя Фёдора Годунова , и матери, убитых сторонниками самозванца, а сама Ксения была взята к нему наложницей. Самозванец надругался над ней, а через несколько месяцев, когда несчастная царевна ему опостылела, велел постричь её в монашество с именем Ольга.


По приказанию Лжедмитрия I князь Мосальский привел к нему во дворец бедную царевну. Это мгновение изобразил талантливый русский художник Н. Неврев на своей картине «Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу». Прекрасная царевна рыдает, закрыв лицо рукою. В самом деле, трудно себе вообразить что-либо ужаснее положения женщины, отдаваемой на поругание похотливому самозванцу, которого она считала убийцей своих дорогих родных. И какой женщины? Той, которая три года назад могла стать женой благородного Иоанна Датского!


Владимирский Княгинин монастырь. Современный вид.

Такие превратности судьбы бедной невинной девушки вызвали к ней в сердцах русского народа острое сочувствие и сострадание. Она сделалась героиней народных песен, которые записал в Москве в 1619 году англичанин Ричард Джеймс. Многострадальная Ксения Годунова - инокиня Ольга - упокоилась в городе Владимире в Княгинином монастыре 30 августа 1622 года, не имея отроду и сорок лет.

Согласно «Актам историческим», Михаил Феодорович , первый Царь из рода Романовых, не помня зла, причиненного его роду Годуновыми, с состраданием и жалостью относился к ее судьбе. По ее завещанию он повелел тамошнему архиепископу Арсению перевезти ее тело в Троице - Сергиев монастырь и похоронить вместе с телами отца, матери и брата в отдельной каменной палатке близ Успенского собора.


Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре. Современный вид.

Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал так:

«Кто гордой высоты достиг в царстве, тот много всякого бесчестия получит от нижайших! Явно, что за грехи родивших ее и всех родных ее она одна приняла бесчестие, и пусть никто, услышав все сказанное, не подумает ничего позорного о её чистоте - будь ее воля, не случилось бы этого; если бы не насилья многие, совершаемые ее грешными родителями, то она бы невинной осталась. Не знала и не ведала она что такое плотский грех, ибо была рождена и выкормлена и воспитана в среде избран¬ных, а не ничтожных, где никогда не произносится ни одного непристойного слова, но говорится только о пристойном и заслужи¬вающем чести в делах и словах. Господи, удостой её за это бесчестие будущей чести, как получают вечную жизнь праведники!

Составлено по книге.

Ксения Борисовна Годунова (1581-1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова , известная своей печальной судьбой. Первым женихом ее был шведский принц Густав, сын низложенного короля Эрика XIV. В 1599 он появился в России и получил в удел Калугу, но отказался принять Православие. Он был переведен в Углич и умер, всеми забытый, в Кашине в 1607. Вторым женихом был герцог Иоанн, брат короля Христиана IV. Прибыв в Москву в сент. 1602, он через полтора месяца умер. Последующие сватовства не шли дальше неудачных переговоров. Лжедмитрий I, по народным преданиям, обесчестил ее, а затем отправил в Белозерский монастырь, где она была пострижена под именем Ольга; при царе Василии поселилась в Троицком монастыре в Москве, а позже (1606) - во Владимире в Княгинином монастыре. Находилась в Троице-Сергиевой лавре во время ее шестимесячной осады поляками (1608-09),затем скрывалась в Московском Новодевичьем монастыре. Умерла в Княгинином монастыре, тело погребено в Троице-Сергиевой лавре вместе с отцом, матерью и братом.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Ксения Борисовна Годунова (1582-1622) - царевна, дочь Бориса Годунова .

Род. в 1582.

По описанию кн. И. М. Катырева-Ростовского, «царевна Ксения, отроковица чюднаго домышления, зельною красотою лепа, бела и лицем румяна, очи имея черны, велики, светлостию блистаяся; когда же в жалости слезы от очию испущаще, тогда наипаче светлостию зельною блисташе; бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна; возрастом [ростом] ни высока, ни низка; власы имея черны, велики, аки трубы по плечам лежаху; воистину, во всех женах благочиннейша, и писанию книжному [обучена], и многим цветуще благоречием, во всех делах чредима; гласы воспеваемыя любляше, и песни духовныя любезне слышати любляше». Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Зап. Европы не увенчались успехом. Так, в 1599 моск. пр-во отправило дум. дьяка А. Власьева договариваться с австр. имп. Рудольфом II о женитьбе на Ксении его брата Максимилиана. Переговоры начались в чеш. г. Пльзень 10 октября. Рус. и иностр. источники того времени, дошедшие до нас, сообщают о трудностях этих переговоров, в самом начале к-рых Власьев пытался настоять на их конфиденциальности. Однако в данном случае рус. сторона выступала в роли просителя, поэтому потуги дьяка остались втуне: родственники императора (эрцгц. Мария и её старший сын Фердинанд) потребовали от него до принятия решения посоветоваться сначала с исп. кор. Филиппом II и польск. кор. Сигизмундом Ш. «Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери “московита”, раз уж царь обещал дать за ней “в вечное владение” Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: “у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать ее как-либо нельзя”. Тогда в женихи пытались навязать эрцгерцога Максимилиана-Эрнста из штирийской ветви Габсбургов - 16-летнего брата польской королевы Анны (супруги Сигизмунда), но из-за религ. соображений и это сватовство не состоялось. Следующим претендентом стал брат дат. кор. Христиана IV гц. Шлезвиг-Гольштинский Ханс, приехавший в Москву в 1602, и на этот раз удалось обо всём договориться, и обе стороны были довольны. По словам И. Массы, «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но гepцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти». Однако когда цар. семья, вдоволь намолившись о счастье Ксении в Троице-Сергиевой обители, довольная возвращалась домой, их настигла весть о болезни жениха, к-рый вскоре скончался. Борис «впал в глубокую печаль», а царевна при этом известии лишилась чувств.

«Расстроились и датчане, сильно рассчитывавшие через Ксению влиять на политику Годунова, но ненадолго. В январе 1603 года Борис начал сватать за Ксению одного из двоюродных братьев Христиана IV; 25 июля датский король послал в Москву портрет жениха - Эрнста, второго сына бранденбургского курфюрста Иоахима Фридриха, а в октябре беседовал о “прусском деле” с посетившим Копенгаген Власьевым. Когда это сватовство по политическим соображениям не сложилось, посол Бориса думный дворянин Михаил Татищев повел в 1604 году переговоры о браке Ксении с грузинским князем Хосроем». Борис любыми путями стремился устроить счастье дочери и, но преждевременная его смерть погубила всю его семью, а любимую дочь ввергла в пучину страданий и унижений. «Презирая бояр, как холопов, царь сберег свою дочь для настоящего холопа. 1 июня 1605 года московский народ восстал за “царя Дмитрия Ивановича”, под именем которого шел по Руси Отрепьев; жена, дочь и сын недавно умершего Бориса были схвачены и заключены под стражу». Накануне своего воцарения Лжедмитрий приказал убить царя Фёдора и его мать, «а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», приберегая её для своих утех: после своего воцарения самозванец «…Ксению, дщерь царя Борисову, девицу сущу, срамотне счинища над нею и девство ея блудом оскверниша». По словам А. П. Богданова, «хотя Лжедмитрий I, по отзывам современников, вообще не пропускал ни одной юбки (и даже монашеской рясы), покушаясь также на юношей, с Ксенией он прожил пять месяцев. Длительность его чувства к царевне испугала Мнишеков, медливших ехать в Россию даже после того, как Марина Мнишек заочно обручилась с самозванцем в Кракове. “Поелику известная царевна, Борисова дочь,- излагал претензии к зятю Юрий Мнишек,- близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя ее отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят”. Скрепя сердце Лжедмитрий приказал постричь Ксению в монахини в Воскресенском Горицком монастыре на Белоозере». Трагедия царевны, а ныне монахини Ольги, болью отозвалась в лучших умах того времени; упом. уже кн. Катырев-Ростовский так обличал в связи с этим «проклятого Ростригу»: «О волче хищенный, ненасытимый! Не насытился еси сластолюбием, кроме сия благородныя девицы!.. Множество честнейших жен и множество благолепных девиц во царствующем граде ненасытным своим блудным хотением осквернил еси,- почто сию благородную девицу, дщерь цареву сущу, не пощадил еси, девственный чертог ея опорочил, ея же благородию во царствующем граде никто подобен, понеже во царском доме воспитана бысть по обычаю своему?! Благолепие же лица ея никто от синклит мог видети, мнози же благороднии юноши царского роду, от Августа кесаря влекоми суть, сын великого короля Датцкие земли, юноша зело чюден образом и делы, и иныя мнози благороднии юноши, сея ради благородныя девицы, оставя свое отеческое царство и грады, приидоша рабским служити царю Борису, отцу ее, понеже превеликия Росии царя дщерь во благородстве своем, яко цвет дивный, сияя. Ты же сию блудом осквернил, и царское ея благородие обесчестил, и законному браку не сподоби, и облекл еси ея во мнишеский образ, и заточению предаде!.. О проклятый богомерзкий еретику!.. Сию же девицу осквернив блудом, и убогу учини, и в пустыню заточи, ея же николи же могла видети!» Такой поворот в жизни царской дочери глубоко запал и в народное сознание. «Русские песни, жалеючи царевну, “плакались” о ее бедах. “Народная фантазия,- писал Ф. И. Буслаев, издавший две песни о Ксении, - с глубоким эстетическим тактом пощадила свою прекрасную героиню, сохранив ее образ чистым, незапятнанным от прикосновения Расстриги”». В песнях также упом. о рукоделии царевны. Так, «опись Троице-Сергиевой лавры приписывает трудам Ксении два сокровища ризницы, сохранившихся до наших дней. Это - покровец на гробницу Сергия Радонежского, вклад царя Бориса “от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году”, и интидия (одежда на жертвенник), «вышита собственными трудами и пожалована в обитель преподобного Сергия царевною Ксению Борисовну Годуновой в 1602 году”. Оба произведения искусства вышивались во время сватовства герцога Иоанна». После убийства 1-го самозванца и воцарения Василия Шуйского К. Б. была возвращена в Москву для участия в перезахоронении останков её близких. Согласно К. Буссову, Шуйский приказал ей ехать с ними в Троице-Сергиев монастырь. «О горе мне, бедной покинутой сироте! - голосила царевна-инокиня. - Самозванец, который называл себя Дмитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку, и любезного единственного братца, и весь наш род. Теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя всей нашей земле. Осуди его, Господи, прокляни его, Господи!» Затем К. Б. поселилась в Подсосенском монастыре, неподалёку от Троицы, где в то же время находилась и бывшая ливон. королева Мария Владимировна - дочь казнённого по приказу Ивана Грозного стариц. кн. Владимира Андреевича. В сент. 1608 им пришлось бежать «в осаду» в Троице-Сергиев монастырь от тушин. поляков и казаков, к-рые во главе с Я. Сапегой шли брать «курятник», как они окрестили обитель. Оттуда К. Б. писала своей тётке кн. Домне Богдановне Ноготковой (урожд. Сабуровой) в Москву 29 марта 1609: «В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят - и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью». Тушинцы так и не смогли взять монастырь и в 1610 сняли осаду. К. Б. и экс-королева выбрались, наконец, в Москву, но разным причинам «Ксения с Марией не смогли проехать в свою обитель и задержались в Новодевичьем монастыре, охраняемом силами четырехсот польских казаков и двухсот немцев. Слушаясь московских бояр, вояки сии вели себя неинтересно. Между тем к Москве собирались ополчения оных бояр-изменников выкуривать; среди них отличались молодечеством казаки Заруцкого. “А как Ивашко Заруцкой с товарищи Девич монастырь взяли, и они... черниц - королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели - ограбили донага; и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали» не один день”». Последние годы жизни К. Б. провела в сузд. Покровском монастыре. Умерла в 1622.

Далее читайте:

Годуновы - дворянский, боярский и царский род, ведший своё начало от легендарного татарского мурзы Чета.

Царевны Ксения Годунова (1581 - 1622)

Борис Годунов со своей семьей (Художник Б.Зворыкин)

Царевна Ксения Годунова — персонаж необычайный. Её судьбу в своих песнях оплакивали простые русские люди, её красотой дивились иностранцы, мастерству её рукоделия могли бы позавидовать самые искусные на тот момент ювелиры.

Ей посчастливилось сочетать красоту с умом, получить прекрасное образование и знать несколько языков. Однако дочери царя Бориса не посчастливилось - злоключения наступали на царевну так же, как интервенты на ступали на её отечество.

Светлый лик Годуновой не мог не восторгать современников. Вот как описывает её портрет князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, акы трубы, по плещам лежаху. Во всех женах б лагочиннийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делех чредима».

Ксения Годунова рассматривает портрет жениха.

Художник Иосиф Винцман

Искать жениха для Годуновой её отец начал сразу же после своего воцарения. Видимо, желая заодно укрепить международные связи и возвысить в глазах общества значимость новой династии, он отдаёт предпочтение иностранным принцам. Первым претендентом становится сын шведского короля Густав. В 1599 году он приезжает в Москву, где получает роскошный приём. Царь тут же отводит ему большой дом в Китай-городе, а в удел даёт Калугу с тремя городами. Однако из-за нежелания расставаться со своей любовницей тот вскоре впадает в царскую немилость.

Второй раз Годунову решили посватать за брата австрийского императора, эрцгерцога Максимилиана. Теперь царь обещает ему княжество Тверское и даже разрешает ему остаться при католической вере. Но и здесь ничего не сложилось, и тогда начались попытки предложить руку Ксении брату датского короля, герцогу Иоанну (царь обещал приданое в 400 000 золотых).

В 1602 году герцог с пышной свитой приезжает в Москву, где его встречают с царскими почестями и под звон колоколов с боем пушек везут в драгоценной карете во дворец. Герцог своей внешностью и манерами очаровывает Годунову и производит впечатление на её отца. Но только вот трагический случай не даст этому браку состояться. После поездки в Троице-Сергиев монастырь герцог заболевает горячкой и умирает, оставляя и Ксению, и её отца в безутешном горе. Как напишет Пушкин в «Борисе Годунове» от имени Ксении: «Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте - а тёмной могилке на чужой сторонке».

«Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова». Клавдий Лебедев (1852-1916)

Вслед за неожиданной смертью герцога в судьбу Ксении вторгаются другие печальные и разрушительные события. В 1605 году скоропостижно умирает Борис Годунов и на престол вступил брат Ксении, Фёдор. Царствовал этот умный, деловитый и образованный юноша всего семь недель: стронники Лжедмитрия ворвались в палаты и убили 17-летнего царя, не обращая внимания на Ксению и царицу-мать, умолявших убийц с иконами в руках.

Константин Маковский "Убиение царя Фёдора"

Лжедмитрий понуждает царскую дочь стать чуть ли не своей наложницей. Вскоре он повелевает сослать царевну на Белоозеро в девичий монастырь. Так царевна Ксения превращается в инокиню Ольгу, и начинаются её скитания по монастырским местам. В конце концов, она поселится в Троице, куда в 1606 году торжественно перенесут тело Бориса Годунова. В 1608 году отряды «Тушинского вора» начнут знаменитую осаду Троицкого монастыря, которой предстоит затянуться на 16 месяцев, а самой Троице - стать одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Сохранилось письмо Годуновой к тётке в Москву, где она жалуется, что «в своих бедах чуть жива».

Ксения Годунова. Молодых М. С.

Осаду монастыря сняли, но на этом злоключения Ксении не кончаются. В 1610 году она переезжает в Новодевичий монастырь. Теперь тут орудуют шайки «Ивашки Заруцкого». Там они, как сказывается в одной грамоте, «королеву, дочь князя Владимира Андреевича и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели, ограбили донага».

Чтобы скрасить монастырские тяготы в годы смут, Ксения занимается рукоделием - это ещё один её бесспорный талант, делающий царскую монахиню в глазах окружающих благочинной русской женщиной, ибо шитьё пелён и церковных покровов считалось делом богоугодным и включалось в число подвигов «святых» женщин. До нас дошло несколько творений лицевого шитья, принадлежащих руке Ксении. Одно из них - покровец на гробницу Сергия, изображающий Троицу.

Ещё одно рукоделие - одежда на жертвенник, или индития, также «вышитая трудами» Ксении Борисовны и похожая, скорее, на ювелирное произведение. Оба творения Ксения создала в традициях годуновской «светлицы» - эталонной мастерской художественного шитья.


На фоне перипетий Смутного времени прекрасный образ Ксении Годуновой выглядит особенно трагичным. О Годуновой было сочинено несколько народных песен, которые дошли до нас только потому, что однажды растрогали одного английского священника, бывшего с посольством в Холмогорах. В одной из них, найденной в его записной книжке, Ксения сравнивается с «малой птичкой», «белой перепёлкой», чьё гнёздышко хотят «разорити». А в другом, видимо очень популярном на тот момент «Плаче», говорится, что злоключения были ниспосланы Ксении за «зело чюдного» мужа, всесильного царя Бориса Годунова.

А сплачется на Москве царевна,
Борисова дочь Годунова:
«Ино, боже, Спас милосердой!
За что наше царьство загибло:
за батюшково ли согрешенье,
за матушкино ли немоленье?

Последние дни Ксения Годунопа

Последние годы жизни Ксения Борисовна провела в Суздальско Покровском монастыре.

Жизнь царевны Ксении Борисовны Годуновой довольно точно отражает всю суть Смутного времени. Ее судьба очень похожа на сказку, к сожалению, не имевшую счастливого конца… Лишь в самом начале была надежда на прекрасного принца, но и она потерпела крах. Только в конце жизни Ксения смогла уповать на счастье, но и этого она не дождалась. О жизни, полной трагических событий, расскажет статья.

Происхождение

Годунова Ксения Борисовна родилась в 1582 году. Ее отец, Борис Годунов, в то время был конюшим при дворе Ивана Грозного. Несмотря на то, что в его обязанности входило следить за лошадьми царя, в то время эта должность была весьма престижной, так как позволяла быть приближенным к правителю. Именно конюший во время отъезда царя был его заместителем и решал все возникавшие проблемы. Этим можно объяснить еще одну высокую должность Бориса - наместник Астраханского и Казанского царств. Мать Ксении, Мария, была сестрой одного из самых известных и жестоких опричников, любимца Ивана Грозного, Малюты Скуратова.

Описания современниками внешности Ксении

Князь Катырев-Ростовский в «Повести» описывает Ксению как неземную красавицу и умницу. Автор отмечает, что царевна отличалась незаурядным умом, заинтересовывала всех, кто ее слушал, благозвучными речами. Она привлекала белоснежностью кожи, румянцем на щеках, большими черными блестящими глазами, густыми бровями. Катырев-Ростовский говорит, что у девушки была статная фигура. Годунова Ксения Борисовна не отличалась ни низким, ни высоким ростом, ее иссиня-черные волосы были густы, несколько ниже плеч.

При жизни отца, Бориса Годунова

Историк Сергей Платонов считал, что Борис готовил своих детей к наследованию престола. В 1598 году Бориса Годунова избрал на правление Земский Собор, так как он являлся фактическим правителем при Федоре Иоанновиче, шурином которого и был Борис. Со вступлением на престол он приказал молиться не только за царя, но и за его жену и детей, как за наследников престола.

Чем занималась Ксения Годунова?

Жизнь царевны соответствовала придворным обычаям. Основными занятиями были чтение, рукоделие, обучение, разговоры с отцом, поездки по монастырям на богомолье. Для своих детей Борис приглашал лучших заморских учителей. Также заботливый отец в раннем возрасте привил Федору и Ксении любовь к чтению, поэтому специально для них печатались книжки духовного содержания.

Несостоявшиеся свадьбы

Многие правители использовали браки для исполнения дипломатических задач. Также хотел поступить и Борис Годунов. По традиции дочери русского царя не могли выходить замуж за русских, так как они были ниже статусом, чем царевны, поэтому женихов всегда искали за рубежом. Первым претендентом на руку Ксении Борисовны был Густав Ваза, шведский принц. Однако, он не пришелся по душе Борису, так как был алхимиком и вел разгульный образ жизни. Царь отправил его в почетную ссылку в Углич.

Затем к Годуновой приехал свататься герцог Иоганн, сын датского короля. Он понравился и отцу, и дочери с первого взгляда. Иоганн отличался ослепительной красотой и незаурядным умом. Однако злой рок начал преследовать царевну с юности. Когда герцог уже начинал осваивать русские обычаи, дело стремительно шло к свадьбе, датский принц неожиданно заболел и скончался. Русская царевна Ксения Годунова очень грустила по нему.

Не удалось связать Годуновым себя родственными связями и с представителями родовитой династией Габсбургов и шлезвигским герцогом. Грузинский царевич Хосрой так и не доехал до России из-за внутренних проблем в дагестанских землях.

После смерти царя Бориса, свержение с престола Федора II

Таким образом, в 1605 году, когда династия Годуновых пресеклась, царевна все еще оставалась незамужней. На правление Бориса пришлось трудное время, осложненное засухой и голодом, к тому же народ никак не мог принять царя, избранного Земским Собором, а не унаследовавшего престол согласно обычаям. Нелюбовь к Борису омрачило правление его сына, Федора, ставшее кратчайшим пребыванием лица мужского пола на русском престоле. 1 июня мятежники, сторонники самозванца Лжедмитрия I, ворвались в Кремль и буквально стащили юного царя с престола. Мать, Мария Годунова, стоя на коленях, просила пощадить сына. Федора, Марию и Ксению отвели в их дом в Кремле и приставили к ним стражу.

Родственников Годуновых также арестовали, начали грабить их имущество. 10 июня князья Голицын и Мосальский в сопровождении трех стрельцов явились в дом царской семьи. Федор и Ксения безропотно сидели рядом с матерью. Брата и сестру тут же приказали развести по разным комнатам. В это же время удавили и царицу Марию. Федор, который от природы обладал недюжинной силой, долгое время боролся с четырьмя убийцами, пока не был все же повержен. Ксении же повезло менее матери и брата - Лжедмитрий был наслышан о прелестях царевны и приказал Мосальскому привезти ее. Было объявлено, что Федор и Мария окончили жизнь самоубийством.

Во время правления Лжедмитрия

Юная Ксения Годунова и не знала, какое страшное время начинается для нее. Новоиспеченный царь делает Годунову своей наложницей. И хотя летописи и прочие дошедшие до нас письменные источники описывают происходившее довольно скупо, во «Временнике» Ивана Тимофеева говорится о том, что Лжедмитрий взял Ксению силой. П. П. Каратыгин, популярный автор некоторых исторических повествований в конце 19 века, которые не вызывают особого доверия, дает строгую оценку царевне. Он утверждает, что насилию девушка может подвергнуться раз в жизни, но не в продолжение долгого времени терпеть домогательства ненавистного человека, погубившего мать и брата. Каратыгин удивляется, как Ксения Годунова, фото которой сделаны по художественным изображениям и описаниям знавших ее современников, не смогла убить самозванца.

Бездействие девушки он жестко расценивает как трусость и подлость. Также он рассматривает как вариант самоубийство Ксении, дабы избавиться от позора (тем не менее, такой расклад событий можно откинуть практически сразу, так как Ксения Борисовна была глубоко верующим человеком, а по христианским законам одним из самых страшных грехов считалось лишение себя жизни не по Божьей воле). Другое объяснение этому поступку по мнению Каратыгина - смена гнева на милость. Каратыгин подозревает, что Ксения Годунова - дочь Бориса Годунова - начала через время испытывать привязанность к Лжедмитрию, а потом страстно его полюбила. Нынешние историки также пытаются найти практический смысл в действиях Годуновой. С их точки зрения она, рассчитывая на свое обаяние и привлекательность, пыталась женить на себе Лжедмитрия и таким образом бытье не просто царевной, а царицей. Историки ссылаются на то, что ее отец, Борис Годунов, и дед, Малюта Скуратов, были искушенными и пронырливыми политиками, всегда способные хитростью добиться желаемого. Также сама царевна изучала европейские хроники, что дает основание предполагать, что и она могла быть искусной интриганкой.

Но русский народ не считал, что Ксения Годунова и Григорий Отрепьев (Лжедмитрий) - пара. У современников Годуновой и в мыслях не могло быть такого. Жители Москвы XVII века прекрасно понимали, что прекрасная юная узница-царевна никак не могла противостоять сладострастию Лжедмитрия. Она считалась жертвой, москвитяне до конца ее дней сочувствовали Ксении и почтительно называли царевной, несмотря на давний крах династии. Народ очень гневался из-за этого на Лжедмитрия, что отразилось и в «Повести» Катырева-Ростовского. Автор называет расстригу «хищным и ненасытным волком», обвиняет его в лишении благородной девицы невинности и недоумевает, за что Ксении выпала столь горькая судьба. Дьяк Иван Тимофеев, также живший в 17 веке, убежден, что Годунова невиновна и непорочна, так как до Лжедмитрия царевна не состояла ни в каких иных отношениях.

В постриге

Вскоре Ксения опостылела Лжедмитрию. На исчезновение интереса у самозванца также повлияла его предстоявшая свадьба на полячке Марине Мнишек, так как ее родственники старались укротить разнузданность Лжедмитрия, дабы не возникло никакого конфуза. В то время избавиться от женщины было довольно просто. Многие цари поступали именно так - постригали их в монахини. Этой участи не избежала и Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны в статье. В постриге она приняла имя Ольга и была отправлена в Воскресенский монастырь на Вологодчине. Спустя год ненавистного царя-расстригу свергли. Земский Собор избирает на царство Василия Шуйского. Новому правителю удалось перенести останки отца, матери и брата Годуновой в Троице-Сергиев монастырь. Ольгу пригласили на перезахоронение праха родственников. Процессия сделали довольно пышной и торжественной: каждый гроб несло около 20 человек. Ксения Борисовна ехала вслед за ними на санях. Очевидцы утверждали, что она горько плакала и взывала к Божьему суду над Лжедмитрием. Затем монахиня Ольга поселилась недалеко от Троицкой обители. Но злой рок шел за ней по пятам. В 1608-1610 годах обитель переживала осаду войск Речи Посполитой. Ксения и в это время не покинула этих мест и стойко переносила все тяготы, помогая сестрам (монахиням) и нуждающимся.

Когда блокада прервалась, Ксения покинула Троицу ради Новодевичьего монастыря в Москве. Однако и там царевне не удалось спастись от своей горькой судьбы и ужасов смутного времени. Иван Заруцкий, руководитель казацкого восстания, ворвался со своим войском в монастырь. За время пребывания там Ксения уже успела завязать дружбу с инокиней Марфой, у которой была схожая судьба. Прежде инокиня Марфа была ливонской королевой, но теперь, как и Ольга, коротала дни в монастырской обители. Царственных монахинь казаки «ограбили донага». Москвитяне того времени были жутко недовольны таким скверным поступком казаков, которые раньше даже не смели взглянуть на Ольгу и Марфу.

Смутное время окончилось, Ксения Годунова отправляется в В 1622 году в возрасте 40 лет монахиня Ольга умирает. Перед смертью она сделала распоряжение, чтобы все ее скромное имущество перешло во владение Троицкого монастыря. Родовая усыпальница Годуновых расположена в левом крыльце Успенского собора, где и обрела свой последний приют несчастная царевна.

В последние годы исторические исследования нашли факты, подтверждающие, что в монастыре царевна Ксения Годунова, краткая биография которой описана в статье, родила от Лжедмитрия сына. Его сразу отлучили от матери. О дальнейшей судьбе мальчика ничего не известно.

Творчество Ксении

Одним из увлечений царевны являлось шитье. В хранятся два образца шитья XVI-XVII веков, которые принято считать творчеством Ксении Борисовны во время сватовства. Один из них - покровец для изголовья гробницы известного монаха, основателя нескольких крупных монастырей (в том числе и Троице-Сергиевой лавры), позже причисленного к лику святых, Сергия Радонежского. На нем изображена Пресвятая Троица в «рублевском» изводе, который часто использовался в то время. Согласно монастырской описи покровец изготовила Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны выше. Он был подарен лавре ее отцом в 1601 году. Шелком сероватого цвета атласным швом выполнены лики и руки ангелов, одежда серебряными и золотыми нитями с нитями из цветного шелка, создавая своеобразный орнамент. Границы изображений обнизаны жемчужинами. Также можно увидеть различные изображения, обрамляющие покров. Здесь присутствует как библейские персонажи (Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, преподобная Ксения), так и исторические личности (Сергий Радонежский, князья Борис и Глеб). Еще одно рукоделие, приписываемое царевне -индития «Предста Царица одесную тебе». Работа выполнена путем комбинации пятнадцати узоров и швов. Индития была создана в 1602 году. На фоне из рытого бархата изображены кривые веточки с плодами граната. По контурам фигур пришит жемчуг. Одежда Иисуса и Божьей матери и их венцы украшены драгоценными камнями. У ног Иисуса Христа изображены Сергий и Никон Радонежский.

Плач царевны

Известны два варианта народной песни «Плач царевны», относящейся к Смутному времени. Записаны они были уже после окончания Смуты в 1618-1620 годах, для священника, приехавшего в Россию в составе английского посольства, Ричарда Джемса, жившего зимой в Холмогорах, так как не успел на последний корабль, на котором мог доплыть до туманного Альбиона. О песнях узнали лишь из записных книжек Джемса и изданы в Санкт-Петербурге в 1907 году. Под большим сомнением авторство Ксении Борисовны, и, скорее всего, она является лишь лирической героиней. В песнях Ксения скорбит по отцу и горюет из-за семейных несчастий. Судя по содержанию, произведение было написано уже после смерти самозванца Григория Отрепьева. В песнях упоминается об «обиде», нанесенной Годуновой Лжедмитрием. Тем не менее, народ «пощадил» героиню, говоря о связи между Ксенией Борисовной и расстригой лишь намеками, тем самым сохраняя образ героини чистым и непорочным. Хотя судьба царевны сложилась весьма плачевно, в произведениях она описывается как молодая мечтательная девушка, в том числе желающая найти доброго мужа. Текст «Плача царевны» положен на музыка композитора Алексея Рыбникова, что стало саундтреком к фильму «1612».

Вскрытие гробницы Годуновых

В 1945 родовая усыпальница Годуновых подверглась вскрытию. Многим известен антрополог Михаил Герасимов, который воссоздал множество портретов исторических личностей (например, Софьи Палеолог или Елены Глинской) на основе скелетных остатков, однако, к сожалению, ему не удалось провести ту же операцию с представителями династии Годуновых. Оказалось, что захоронение уже было тронуто прежде некими грабителями. Кости и содержимое гробов были перемешаны, не сохранились черепа. В экспозиции Троице-Сергиевой лавры можно увидеть остроносую, крошечного размера туфельку, принадлежавшую царевне и найденную во время раскопок.

Ксения Годунова в искусстве

Удивительно, но впервые образ царевны появляется не в русской литературе, а в немецкой. Иоганн Кристоф так и не окончил драму «Деметриус». В ней Ксения впервые выступает как символ исторических надежд. По сюжету умная и чистая царевна должна была положить конец междоусобицам в России. Произведение интересно не с точки зрения исторической правды (тут драме до нее далеко), а с позиции сюжета. По задумке автора к Ксении испытывает глубокие чувства Михаил Романов, в дальнейшем ставший царем. Его любовь к ней сильна, чиста и взаимна, но герой не подозревает, что Годунов тоже по нему воздыхает. Драма заканчивается тем, что с приходом к власти Лжедмитрия заключен в темницу. Там ему видится, что душа Ксении является к нему и просит ждать исполнения своего предназначения и не брать на свою душу тяжкий грех. Действительно, непростая, полная страданий биография Ксении Годуновой не могла оставить равнодушными творческих людей, не только писателей, но и художников. Широко известны картины 19 века «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» К. Маковского, «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича» В. Сурикова и «Ксения Годунова» С. Грибкова.

Loading...Loading...