Маслин михаил александрович. Михаил маслин

Олимпиада 5 класс

«Человек и мир»

    (3 б). У тебя на кухне есть такие вещества: соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота, крахмал . По какому признаку можно отличить сахар от остальных веществ? А) по цвету. Б) по запаху. В) по агрегатному состоянию. Г) по вкусу. Д) по растворимости в воде.

    (3 б) Отгадай загадку: « Белый дед на черном поле чертит носом белый след». А) снег. Б) известь. В) мел. Г) каменная соль. Д) сахар.

    (3 б) Ты наверняка любишь выдувать мыльные пузыри. А что находится внутри пузыря? А) воздух. Б) мыло. В) вода. Г) моющее средство. Д) пустота.

    (3 б) О каком веществе идет речь? Живым серебром меня называют, ещё в приборы заливают, но в руки брать – запрещают! А) Уксус. Б) вода. В) спирт. Г) расплавленное серебро. Д) ртуть.

    (5 б) Человечеству с давних времен известны семь металлов и всего два неметалла. Первый из них наверняка есть у тебя в пенале, а второй – дома на кухне. Как называются эти неметаллы? А) углерод и фосфор. Б) сера и фосфор. В) сера и йод. Г) фосфор и йод. Д) углерод и сера.

    (5 б) Уран – это: 1 – название реки; 2 – название планеты; 3 – название радиоактивного металла, применяемого на атомных электростанциях; 4 – название гор. Выбери правильный ответ. А) 1 и 2. Б) 1 и 3. В) 2 и 3. Г) 2 и 4. Д) 1 и 4.

    (3 б) На каком континенте не выращивают пшеницу? А) в Америке. Б) в Африке. В) в Австралии. Г) в Антарктиде Д) в Евразии.

    (3 б) Густые заросли этого растения, подарившего людям материал для письма, тянулись в Древнем Египте вдоль берегов Нила. Как называется это растение? А) бамбук. Б) папирус. В) рогоз. Г) кувшинка. Д) лотос.

    (5 б) Индейцы майя выращивали кукурузу на высокогорье. Для чего они «садили» вместе с зерном рыбу? А) рыба как чучело отпугивала полевых мышей. Б) это такой магический ритуал. В) разлагаясь, рыба питала росток. Г) если зерно не прорастало, майя знали, где его искать по запаху рыбы. Д) рыбу клали воронам, чтобы они не склевывали зерно.

    (5 б) Сахар изготавливают не только из сахарного тростника и сахарной свеклы, но и из сахарного клёна. Какая страна, национальным символом которой является кленовый лист, была лидером производства сахара из сахарного клёна? А) США. Б) Бразилия. В) Мексика. Г) Канада. Д) Куба.

    (5 б) Около трех тысяч лет тому назад индусы, китайцы, египтяне и индейцы Америки заметили, что длинные волоски, которые окутывают семя этого растения, дают крепкое волокно, пригодное для изготовления ткани и одежды. Как называется это растение? А) хлопчатник. Б) джут. В) лён. Г) конопля. Д) крапива.

    (3 б) Ближе всего к Земле находится…. А) Солнце. Б) Луна. В) Венера. Г) Сатурн. Д) Марс.

    (3 б) О каком небесном теле Николай Коперник писал: « А где ещё в таком пышном храме можно было бы удобней поместить этот светоч, как не там, откуда он может освещать одновременно все?» А) о Солнце. Б) о Земле. В) о Луне. Г) о Юпитере. Д) о Венере.

    (3 б) Вокруг какого небесного тела в 1961 году совершил полёт первый космонавт Юрий Гагарин? А) вокруг Луны. Б) вокруг Земли. В) вокруг Солнца. Г) вокруг Марса. Д) вокруг Юпитера.

    (3 б) В каком из списков планеты расположены в порядке возрастания их расстояния от Солнца? А) Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер. Б) Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер. В) Уран, Нептун, Юпитер, Сатурн. Г) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Д) Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

    (5 б) Какое небесное тело напоминало нашим предкам огненный меч, кровавый крест, пылающий кинжал, дракона и считалось предвестником войны и других бед? А) метеорит. Б) астероид. В) комета. Г) метеор. Д) болид.

    (3 б) Эту планету называют «сестрой Земли». Её можно наблюдать перед восходом Солнца и сразу после его захода. Как она называется? А) Венера. Б) Марс. В) Юпитер. Г) Сатурн. Д) Меркурий.

    (5 б) Путешествуя по Солнечной системе, ты решил совершил посадку. Какие две планеты ты выберешь, чтобы исследовать их поверхность? А) Юпитер и Марс. Б) Уран и Сатурн. В) Нептун и Марс. Г) Марс и Венеру. Д) Меркурий и Нептун.

    (3 б) Гуси спасли Рим. А какой металл «погубил» этот город? А) железо. Б) алюминий. В) золото. Г) серебро. Д) свинец.

    (5 б) В результате каких действий образуется новое вещество? А) стеклянный стакан уронили, и он разбился на мелкие осколки. Б) железный гвоздь оставили на улице, и он заржавел. В) Резиновый шланг растянули, и он лопнул. Г) воду в стакане охладили, и она превратилась в лед. Д) В чашку чая добавили сахар, и напиток стал сладким.

    (8 б) Укажите все общие признаки таких веществ: азот, кислород, аргон, гелий. Признаки:1 – газы; 2 – бесцветные; 3 – хорошо растворяются в воде; 4 – входят в состав воздуха; 5 – по составу эти вещества двухатомные молекулы. А) 1, 2, 3. Б) 1, 2, 4. В) 2, 3, 4. Г) 1, 2, 5. Д) 3,4,5.

    (3 б) Это светило олицетворяло божество, которому поклонялись все народы мира. И не удивительно – ведь каждую секунду снабжает Землю таким же количеством энергии, каким её обеспечивают все наличные запасы угля, нефти и газа, израсходованные за неделю. О каком светиле идет речь? А) о Солнце. Б) о Луне. В) об Альфа Центавре. Г) о Юпитере. Д) о Сатурне.

    (5 б) Какое небесное тело лишнее в перечне? А) Венера. Б) Меркурий. В) Марс. Г) Юпитер. Д) Плутон.

    (5 б) Планета, которая имеет самый большой (сравнительно с её размерами) спутник в Солнечной системе, это – … А) Юпитер. Б) Сатурн. В) Уран. Г) Земля. Д) Марс.

    (3 б) После падения на Землю метеорное тело превращается в …. А) астероид. Б) сгусток льда. В) метеорит. Г) болид. Д) комету.

Ответы:

– доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ. Род. 16.07.1947 в семье известного московского философа А.Н.Маслина. После окончания средней школы в 1965 поступил на вечернее, через год перевелся на дневное отделение философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и закончил его в 1970. С 1970 по 1973 – аспирант кафедры истории философии народов СССР (научн. рук. И.Я.Щипанов). Научные интересы молодого ученого и его университетских товарищей Шевчука И.И., Меськова В.С., Андреева А.Л. сложились под влиянием профессоров А.С.Богомолова, М.Ф.Овсянникова, В.Ф.Асмуса, Т.И. Ойзермана. В аспирантские годы М. избирают ученым секретарем крупнейшего в Москве философского общества МГУ. Диссертационные работы: кандидатская – “Идеология русского революционного народничества в современной англо-американской историографии” (1974), докторская – “Современные буржуазные концепции истории русской философии”(1989). На кафедре истории русской философии М. прошел путь от мл.научн. сотр.(1973-1977) до ст.н.сотр. и и.о.профессора (1977-1989); с 1990-профессор, с 1992 – зав.кафедрой. М.-действительный член Академии естественных наук (с1997), Академии гуманитарных наук (с 2001). В 1981 – стажировка в США; 1983 – участие в работе конференции “Варненская школа молодых ученых”; далее – выступления с научными докладами на международных конференциях в США, ФРГ, Нидерландах, Болгарии, Чехословакии, Венгрии; чтение лекций в университетах: штата Огайо (г.Колумбус, США), в Вюрцбургском и Кёльнском (ФРГ). Курс истории русской философии читает на философском, психологическом и филологическом факультетах МГУ, выезжает в вузы Российской Федерации. С 1992 – председатель специализированного Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по истории философии; с 2000 – председатель Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при философском факультете МГУ, член Диссертационных ученых советов в МГУ: на факультете иностранных языков и ИППК; в Нижегородском гос. педагогическом ун-те; член Научного Совета РАН по культуре русского зарубежья; председатель научного Розановского общества. Член редколлегий журналов “Философское образование”, “Россия: духовная ситуация времени”, “Философия и общество”, “Философия хозяйства”. СССР →Россия Россия

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля , Москва , СССР) - советский и российский философ , специалист по истории русской философии . Доктор философских наук, профессор . Заслуженный профессор МГУ.

Биография

С 1973 года работает на кафедре истории философии народов СССР (ныне кафедра истории русской философии) философского факультета МГУ. Прошёл путь от младшего и старшего научного сотрудника до профессора (с 1991 года) и заведующего кафедрой (с 1992 года).

Видео по теме

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение .

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа» раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в «Философском словаре », «Эстетическом словаре », «Социологическом словаре ».

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел «Курс истории древней философии» С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Основные работы

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. … доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • «A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries» (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф. М. Достоевский
    • П. Я. Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. (недоступная ссылка) // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // «Русские мыслители и Европа» - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX-XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета, 2013. - С.657-667.

Маслин Михаил Александрович (16.07.1947) — доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ.

Родился в семье известного московского философа А.Н.Маслина. После окончания средней школы в 1965 поступил на вечернее, через год перевелся на дневное отделение философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и закончил его в 1970.

С 1970 по 1973 — аспирант кафедры истории философии народов СССР. Научные интересы молодого ученого и его университетских товарищей Шевчука И.И., Меськова В.С., Андреева А.Л. сложились под влиянием профессоров А.С.Богомолова, М.Ф.Овсянникова, В.Ф.Асмуса, Т.И. Ойзермана.

Диссертационные работы: кандидатская — «Идеология русского революционного народничества в современной англо-американской историографии» (1974), докторская — "Современные буржуазные концепции истории русской философии«(1989).

На кафедре истории русской философии Маслин прошел путь от младшего научного сотрудника(1973-1977)до старшего научного сотрудника и и.о.профессора(1977-1989);с 1990 — профессор, с 1992 — зав.кафедрой.

Маслин — действительный член Академии естественных наук (с1997), Академии гуманитарных наук (с 2001). В 1981 — стажировка в США; 1983 — участие в работе конференции «Варненская школа молодых ученых»; далее — выступления с научными докладами на международных конференциях в США, ФРГ, Нидерландах, Болгарии, Чехословакии, Венгрии; чтение лекций в университетах: штата Огайо (г.Колумбус, США), в Вюрцбургском и Кёльнском (ФРГ).

Курс истории русской философии читает на философском, психологическом, факультете фундаментальной медицины МГУ, выезжает в вузы Российской Федерации.

Член редколлегий журналов «Философское образование», «Россия: духовная ситуация времени», «Философия и общество», «Философия хозяйства».

Женат, двое детей.

Книги (3)

Актуальные проблемы современного россиеведения

Под редакцией Маслова М.А., Бойко П.Е.

В сборнике статей рассматриваются актуальные проблемы современного философского, социально-политического, юридического и культурно-исторического россиеведения.

Показывается необходимость целостного, спекулятивно-диалектического и фактологического изучения феномена России в современном мире.

История русской философии

Под редакцией М.А. Маслова

Настоящее издание представляет собой концептуальное систематизированное изложение взглядов русских мыслителей с XI века до наших дней. Книга дает развернутое представление об основных направлениях в истории отечественной философской мысли, ее проблемах, о своеобразии и взаимосвязях с мировой философией.

Маслин М. А.
Разноликость и единство русской философии . - СПб.: Издательство РХГА, 2017. - 526 с.
ISBN 978-5-88812-838-1
Монография посвящена рассмотрению русской философской мысли с позиций концепции «Разноликости и единства». Это означает, что автор учитывает все интегральные формы русской мысли, как рациональные, так и иррациональные. Они анализируются в книге как связанные единой цивилизационной общностью и исторической судьбой. Книга содержит также историографические очерки различных зарубежных концепций русской философии.

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
М31

Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Философский факультет
Кафедра истории русской философии

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор М. Н. Громов;
доктор философских наук, профессор В. В. Сербиненко

Maslin М. А.
Diversity and Unity of Russian Philosophy
The Monograph is Devoted to Russian Philosophical Thought Examined Through the Conception of «Diversity in Unity». It Means that the Author is Taking in Account All Integral Varieties of Russian Thought both Rational and Irrational. The Book is seeing them as Connected with Common Historical Destiny and Civilizational Integrity. Besides the Book includes Historiograhyic Essays on Various Foreign Conceptions of Russian Philosophy.

© Маслин М. А., 2017
© Издательство РХГА, 2017

Посвящается моим
сербским друзьям

От автора….9
РАЗДЕЛ I. Русская философия: разноликость и единство
История русской философии
как университетская дисциплина. Очерк развития….15
Интервью с заведующим кафедрой истории
русской философии М. А. Маслиным
в связи с 70-летием кафедры….31
Велико незнанье России… ….47
Концепция проекта энциклопедии «Русская философия»….73
Русский Путь. Диалог традиций и мировоззрений
в истории русской культуры….121
РАЗДЕЛ II. Русские мыслители XVIII–XIX веков
Правда и вера в наследии М. В. Ломоносова….129
Иван Киреевский и русская философия….141
Философия А. И. Герцена сегодня….151
Н. П. Огарев: от поклонения к забвению….169
«Мыслящий реализм» Д. И. Писарева….181
Миросозерцание Ф. М. Достоевского….195
Константин Леонтьев - дипломат и философ….215
РАЗДЕЛ III. «Русская философия XX–XXI веков»
Классики русской идеи:
Владимир Соловьев и Николай Бердяев….229
«Вехи» против «нищеты Духа»….243
Культура как «постановка и решение
вопросов духа и жизни»….259
Актуальность политической философии И. А. Ильина….267
Московское Психологическое Общество.
Очерк истории….279
Г. П. Федотов о трагедии интеллигенции….303
В. В. Розанов о России и русских….311
«Эпистолярность» русской философии
и творчество В. В. Розанова….329
Г. В. Флоровский и философское россиеведение….343
Евразийство как пореволюционное идейное течение….371
М. М. Бахтин о серьезности….393
Классическое евразийство
и его современные трансформации….401
Слово Святейшего Патриарха Кирилла:
философские аспекты….415
РАЗДЕЛ IV. Русская философия за рубежом
Философское россиеведение за рубежом….427
Анджей Валицкий как историк русской философии….441
Русская философия в католической
философско-богословской мысли ХХ века….469
Философы и фрейдисты….489
Размышления о судьбе русской философии на Западе….499
Китайская мечта: метафизический взгляд из России….511
Об авторе….525

Contents

Autors Note….9
Chapter I. Russian Philosophy: Diversity and Unity
History of Russian Philosophy as University Discipline….15
An Interview with Professor М. А. Maslin….31
Great Ignorance about Russia….47
General Conception of the Book
«Russian Philosophy. Encyclopedia»….73
Russian Road. Dialogue of Traditions and World Views
in the History of Russian Culture….121
Chapter II. Russian Thinkers of XVIII–XIX Centuries
Truth and Faith in the Heritage of M. V. Lomonosov….129
Ivan Kireevsky and Russian Philosophy….141
Philosophy of A. I. Herzen Nowadays….151
N. P. Ogarev: From Admiration to Neglection….169
«Thinking Realism» of D. I. Pisarev….181
World View of F. M. Dostoevsky….195
Konstantin Leontiev: Diplomat and Philosopher….215
Chapter III. Russian Philosophy of XX–XXI Centuries
Classics of Russian Idea:
Vladimir Soloviev and Nicholas Berdyaev….229
«Vekhi» against «Poverty of Spirit»….243
Culture as a «Putting and Solving the Questions
of Spirit and Life»….259
Actuality of I. A. Ilin’s Political Philosophy….267
Moscow Phychological Society. An Essay of it’s History….279
G. P. Fedotov on the Tragedy of Russian Intelligentsia….303
V. V. Rosanov on Russia and Russian People….311
Epistolary Style of Russian Philosophy
and the Writings of V. V. Rosanov….329
G. V. Florovsky and Russian Studies in Philosophy….343
Eurasianism as Postrevolutionary Intellectual Trend….371
M. M. Bakhtin on Seriousity….393
Classical Eurasianism Through Modern Transformations….401
The Word of Holy Patriarch Cyrill: Philosophical Aspects….415
Chapter IV. Russian Philosophy in Abroad
Russian Studies in Philosophy in Abroad….427
Andrzey Walicki as Historian of Russian Philosophy….441
Russian Philosophy in Catholic
Philosophical-Theological Thought of XX Century….469
Philosophers and Freudists….489
Thoughts on Destiny of Russian Philosophy in the West….499
Chinese Dream: Metaphysical View from Russia….511
About the Author….525

Разноликость и единство - ключевые слова, вынесенные в заглавие настоящей книги в качестве предельно общих определений своеобразия предметной области русской философии. Они отражают сложившуюся в течение многих лет научную концепцию, которая выразилась в прочитанных автором курсах лекций в Московском университете, Российском университете дружбы народов, МФТИ, МАИ, а также за рубежом - в США, ФРГ, КНР, в выступлениях в научной печати и на различных теоретических конференциях в России и за рубежом.
Порядок расположения этих слов не случаен. На первое место поставлено славянское (сербское) слово «разноликость», которое является эквивалентом распространенного русского слова «многообразие», особенно часто используемого в бинарных связках «единство в многообразии», или «многообразие в единстве». Однако, сербское слово «разноликость», употребляемое по-русски реже, представляется более образным и содержательным по отношению к той культурно-исторической духовной реальности, которую олицетворяет и «озвучивает» русская философия. Своеобразным и, возможно, неповторимым качеством русской философской мысли является именно ее разноликость , то есть чрезвычайное разнообразие смысловых преломлений при сохранении общего лика, в его целостности и единстве. Понятие единства здесь стоит на втором плане, ибо разные лики единого целого русской философской мысли являлись продуктами разных исторических и философских эпох. Отсюда понятно, что не существует равной самой себе русской философской мысли, основные теоретические качества которой сводились бы к неизменному воспроизведению, например, антропоцентризма, историософичности, социальной приверженности или иных штучных особенностей, которые часто фигурируют в научной литературе в качестве штампов, усредняющих и нивелирующих разноликость русской философии. Предмет, жанровые особенности и проблемы русской философии претерпевали изменения в разные эпохи ее существования, и разноликость является ее фундаментальной характеристикой, подтверждаемой источниками.
Специальный анализ центральной для данной монографии концепции соотношения разноликости и единства русской философии представлен в первом методологическом разделе монографии, название которого совпадает с ее общим названием. Данная концепция конкретным образом раскрывается в книге в качестве очерка истории русской философии как научной дисциплины и как презентация большого научного проекта энциклопедии «Русская философия», коллектив которого насчитывает несколько десятков отечественных и зарубежных исполнителей и которым руководит автор книги, начиная с 90‑х годов прошлого столетия вплоть до настоящего времени. Назову имена лишь основных исполнителей проекта, которым я особенно благодарен: А. И. Абрамов, В. Ф. Пустарнаков, П. П. Гайденко, А. А. Ермичев, М. Н. Громов, В. В. Мильков, А. А. Ермичев, Л. Е. Шапошников, Б. В. Емельянов, С. М. Половинкин, В. П. Кошарный, В. В. Сербиненко, О. В. Марченко, В. А. Бажанов, П. В. Калитин, А. Н. Ерыгин, А. С. Мигунов, А. П. Козырев, В. В. Ванчугов, Б. В. Межуев, А. А. Попов, А. П. Поляков, П. П. Апрышко.
Автор стремился открыть разные лики философского «лица России» на примерах интеллектуальных портретов русских мыслителей разных эпох и направлений, с XVIII века до наших дней: от М. В. Ломоносова до И. В. Киреевского, А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. П. Огарева, Д. И. Писарева, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, И. А. Ильина, Г. В. Флоровского, М. М. Бахтина, А. С. Панарина. Следующие разделы - второй «Русские мыслители XVIII–XIX веков» и третий - «Русская философия XX века» выстроены по хронологическому принципу. Это предполагает рассмотрение идей русских философов различных направлений, религиозных и нерелигиозных, не как разнородной совокупности идей, но как преемственного процесса полифонического диалога идей внутри целого отечественной философской мысли. Такой подход несовместим с господствовавшим в советское время монологическим «классовым подходом» и принципом партийности, который навязывал рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму борьбы «всех против всех»: консерваторы, революционеры, либералы рассматривались как враждующие и непримиримые идеологические группировки, не связанные никакой идейной общностью.
Заключительный четвертый раздел книги имеет название «Русская философия за рубежом». Это раздел преимущественно историографический, его целью является ознакомление читателя с зарубежной литературой о русской философии, сведения о которой до сих пор распространяются в России отрывочно и несистематично. Между тем знание этой литературы обязательно для научной истории русской философии. Труды Анджея Валицкого, Вильгельма Гёрдта, Фредерика Коплстона, Людольфа Мюллера, Томаша Шпидлика, Джорджа Клайна, Джеймса Скэнлана, Мариз Денн и других зарубежных знатоков России так же важны для изучения, как и работы русских классиков - Герцена, Бердяева, Булгакова, Зеньковского, Лосского, Флоровского, Франка, Вышеславцева. Однако до сих пор, в том числе среди профессиональных философов, особенно узкозападного кругозора, существует предвзятое и неквалифицированное мнение о том, что русская философия мало кому интересна за рубежом и что она существует главным образом лишь для «внутреннего употребления». Между тем зарубежная историография русской философии имеет уже более чем столетнюю историю: первое исследование на эту тему было опубликовано на немецком языке еще в 1913 году, оно принадлежало перу австрийского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, чеха по этническому происхождению, впоследствии первого президента Чехословакии.
Этот интерес впоследствии распространился по всей Европе, после Второй мировой войны и в США, чему способствовала патриотическая деятельность мыслителей русского послеоктябрьского зарубежья по сохранению и преумножению традиций русского философствования. История изучения русской мысли за рубежом несводима только к историографии. Это проблемная область историко-философского знания, в которой в концентрированном виде отразилась рефлексия над трагической и величественной историей России последних двух столетий. Сегодня интерес к русской философии за рубежом сохраняется и расширяется, захватывая не только Запад, но и Восток, в том числе Китай. Сохранению этого интереса не смогло помешать даже разнуздание самой оголтелой русофобии и тоталитарного духовного подавления всего русского на Украине. На Украине изучение русской философии продолжается вопреки политике русофобского режима.
Автор книги глубоко убежден в том, что тяга к духовной культуре России, в том числе к философии, будет развиваться и далее, выполняя роль мягкой силы против внешней и внутренней русофобии. Наглядное подтверждение этой тяги автор многократно видел за рубежом. Вот почему на историков русской мысли внутри самой России лежит особая ответственность за правдивое и непредвзятое освещение отечественной интеллектуальной истории. Особенно глубокое понимание русской философии, проникнутое любовью и сердечным восприятием России, автор нашел в Сербии, где осуществлены переводы на сербский язык практически всех классических произведений русской философской мысли.
Сербским единомышленникам и друзьям я посвящаю эту книгу.

Loading...Loading...