Переход в православие. Из православия в протестантизм: почему люди уходят из Церкви? Христианин протестантской церкви

Вячеслав Макаров: Сергей, расскажите в двух-трех словах о себе, о вашем пути к Богу, коротко, если возможно, вашу биографию - основные моменты.

Сергей Романов: По профессии я поэт, член Российского союза литераторов, филолог. Родился в Уфе, в 1982-м переехал в Питер (тогда Ленинград), работал с композиторами Давидом Тухмановым, Игорем Крутым, Александром Барыкиным. Вместе с композитором Александром Морозовым был одним из создателей группы "Форум", писал для нее песни. Уверовал в Бога в 1991 году, крестился в церкви евангельских христиан, в течение двух лет преподавал Библию в петербургских школах, позже принял рукоположение и стал пастором церкви.

Песни на ваши стихи исполняли такие популярные российские артисты, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, София Ротару, Николай Басков…

Некоторые и до сих пор поют. Правда, для меня сегодня это скорее хобби, чем профессия.

Вы прослужили как протестантский пастор в течение многих лет. Чем вызвано ваше решение о переходе в Православие? Можно ли выделить, например, несколько основных причин: осознание того, что протестантская вера и учение несовершенны, отсутствие реальных перспектив протестантизма изменить общество? Что-то иное?

Я прослужил пастором 12 лет. Причин, почему я перешел в Православие, много, в том числе и те, что вы перечислили. Анализируя Писание и труды православных богословов, наблюдая за происходящим в христианских конфессиях, церквях, я пришел к выводу, что протестанты во многих вопросах заблуждаются. Отцы Реформации, стараясь освободить Церковь от всякого рода человеческих наслоений и заблуждений, на мой взгляд, перестарались: выплеснули вместе с водой ребенка. Это было главной причиной моего перехода в Православие: я не мог больше раздваиваться.

Важно понять, что самого начала церковь, в которой я служил, была необычной. Мы использовали во время богослужения иконы и хоругви, пресвитер был облачен в священнические одежды, причастие считалось Таинством. При этом сама форма богослужения была евангельская: проповедь, песнопения, свободные молитвы, произносимые на понятном русском языке.

- Это был такой своего рода эксперимент?

Трудно сказать. Подобные общины существовали и прежде, например, Евангелическая русская церковь, другие церкви. Мы просто всегда любили Православие и никогда не воевали с ним. Я защищал православных, когда на них нападали адепты других учений. Еще у нас была идеалистическая мечта соединить православный и протестантский опыт, приблизить Церковь к простому народу, которому не всегда понятны православные обряды и церковнославянский язык.

А вот этот переход в Православие - чем он сопровождался, какие сложности ожидали вас? Все-таки служение в РПЦ сильно отличается от служения в протестантских церквях, а тип отношений внутри церкви, наверняка, тоже несколько иной?

Переход в Православие сопровождался большими переживаниями. Для меня это был в чем-то драматический момент. Ведь я оставил общину, которую любил и в которой любили меня, тосковал по людям, с которыми меня многое связывало. Иногда мне звонили прихожане и просили вернуться. Разумеется, в Православии многое не так, как у протестантов, там иной тип отношений. Я не могу сказать, хуже это или лучше, это просто другой мир. Мне очень не хватало духовного общения, в центре которого был бы Бог и Его Слово. В протестантской среде привычно говорить о Боге, делиться друг с другом духовным опытом, в православной - иначе. Возможно, виной всему какие-то традиции, опасения, что Бог такие разговоры не одобряет, либо своеобразное толкование заповеди "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх. 20:7). Не знаю.

Правильно ли я вас понимаю: что протестантский опыт в чем-то для вас остается положительным, и вы, даже находясь в лоне Православной Церкви, не отвергаете его?

В протестантизме, в принципе, много положительного. В свое время мы много об этом говорили с Владыкой архиепископом Михаилом (Мудьюгиным), и он высоко отзывался о своем опыте общения, например, с лютеранами. Он считал их не сектантами, но братьями, хотя и "заблуждающимися в смысле своего вероучения" (дословная цитата). Я думаю, Православная Церковь могла бы многое взять на вооружение из протестантского опыта. Протестанты активны, ответственны. Они неплохо знают Библию, у них накоплен богатый опыт в плане построения живой и действующей церковной общины, они реально заботятся друг о друге, по-христиански милосердны и жертвенны. А успехи в евангелизационном и в социальном служении? Они несомненны. Некоторые православные, говоря о евангельских христианах, заблуждаются. Даже такой известный просветитель, как дьякон Андрей Кураев, в своей книжке, посвященной этой теме, порой срывается на суровый обличительный тон, говоря зачастую о том, чего сам не пережил и чего не знает.

- То есть вы хотите сказать, что Бог живет не только в Православии, но и среди протестантов тоже?

Бог живет везде. Его не может вместить ни одна церковь, ни одна конфессия. И даже Библия Его не вмещает, Он неизмеримо больше. Кстати, не все протестанты знают, что фактом существования Библии, которую они так любят и которую без конца цитируют, они обязаны прежде всего Православию. Конечно же, люди, ищущие Бога и пребывающие в Слове, Бога находят. И Бог действует в их жизни. Это несомненно. Но в Православии есть глубина, которой нет в других вероучениях, бесценный опыт, и это меня привлекает. В Православии есть куда расти. А протестантизм - это начало пути. Юношеский или подростковый период. Я так это воспринимаю.

Тогда в чем причина, что в нашей стране протестанты так "страдают"? Их все время кто-то гонит, чинит против них козни…

Да никто их не гонит, и никто им никаких серьезных козней не чинит. Православные страдают куда больше: их и убивают, и дома с семьями сжигают. Протестанты сейчас в некоторой растерянности, потому что они не знают, что им дальше делать. Одни в бизнес подались, другие - в политику, третьи - ушли с головой в социальные программы: служение наркоманам и заключенным. Народ не принимает чужое, а изменить свой менталитет и форму подачи Евангелия людям они не могут. Видите ли, основная причина их "страданий" - в том, что они до сих пор не могут стать "своими" в своей стране. Во многом они являются западным продуктом. Посмотрите книги, которые выпускают протестантские издательства. Сплошь американцы! А на какие деньги существуют многие миссии, церкви, средства массовой информации? На деньги тех же американцев. И при этом многие из них занимаются самопиаром, толкуя постоянно о каких-то национальных, русских корнях, не забывая при этом критиковать Россию, ее культуру, а заодно и РПЦ. Я говорю не о простых прихожанах, а прежде всего о протестантских лидерах.

Скажите, в плане принадлежности к Церкви - произошло ли с вами какое-то переосмысление? Что нового вы почувствовали в Православии, чего не было в протестантизме?

В первое время мне было трудно понять православную литургию, резал слух иной, непонятный мне язык. Я ведь говорю и мыслю на родном, русском! Смущала каноничность литургии, где нет простора творчеству, где священник не может отклониться от заданной формы, были непривычными песнопения, имеющие в большинстве своем минорный характер, и вообще некоторая пафосность литургического действа. Я просто не ощущал вкуса Православия, будто видел картинку, которая все никак не оживала. Однако на 3-й или 4-й месяц моего перехода в Православие эта картинка все-таки стала оживать. У меня стали открываться глаза. Я ощутил какую-то особенную благодать и полноту любви, ощутил свои духовные корни. Это такое необъяснимое, я бы сказал, блаженное состояние!

Когда некоторые протестанты говорят, что Православная Церковь мертва и в ней не живет Бог, я поражаюсь: ну как они за Бога решили, где Он живет и где не живет! Живет, да еще как! Это же Его родная, любимая Церковь, которую Он Сам создал. И врата ада за 2000 лет не одолели ее! Вот они проповедуют Писание, говоря: Бог живет среди славословий народа Своего. А в православной литургии Его славят аж 2 часа подряд, да еще не один раз в неделю!

- А вот взгляд на спасение изменился?

Да. По-новому открылись слова Апостола Павла, сказавшего о том, что мы, верующие, призваны со страхом и трепетом совершать наше спасение (Фил. 2:12). Ведь протестанты считают, что они уже спасены. А раз спасен - значит, можно и расслабиться? В Православии я как-то по-особенному ощутил свою немощность, греховность и нужду в покаянии. Покаянии не одномоментном, а глубоком и непрестанном. Ежедневном. Православное вероучение расширило рамки моего видения и понимания греха. Я понял: чем больше приближаешься к Богу, тем острее осознаешь свою греховность и несовершенство. Слезы покаяния рождают особую благодать, покой и мир. Сильная сторона Православия - необходимость исповеди перед совершением Таинства Евхаристии.

Ваш переход из протестантов в Православие - это частный случай, или можно говорить о некоем тренде? Кстати, вы "привели" с собой в РПЦ целую группу протестантов - то есть можно говорить о том, что это уже не частный случай? И есть ли еще подобные прецеденты - когда служитель переходил из протестантов в РПЦ?

Честно говоря, я никого с собой не приводил. Те 14 протестантов, которые пришли в храм вслед за мной, сделали свой выбор сами, никто на них не давил. Вообще, факты перехода верующих из одной общины в другую имелись и раньше. Сначала люди, считающие себя православными, шли к протестантам, сегодня маятник качнулся в другую сторону: многие протестанты идут в Православие. Недавно к нам в храм пришел пастор методистской церкви вместе со всей своей семьей. А еще несколько петербургских евангельских церквей пригласили меня посетить их собрания и рассказать о моем опыте пребывания в Православной Церкви. Думаю, у них не праздный интерес.

- А почему, как вы думаете, протестанты идут в Православие?

Разные причины. Зов неба и крови. Для кого-то причиной является разочарование в служителях (бывает такое!) и вероучении, для кого-то - несовпадение теории и практики, кому-то надоело быть чужим в своей стране. Но главной причиной я бы назвал жажду дальнейшего духовного роста. Когда человек останавливается в своем духовном развитии - он ищет новые пути.

- Можете ли вы пояснить, что есть такое у православных, что отсутствует у протестантов?

Вы знаете, многое. Например, у протестантов практически отсутствует учение о Небесной Церкви. Спроси любого протестанта, что делают святые на небе, он затруднится ответить, хотя об этом немало сказано в Новом Завете. Православное же учение ясно говорит, что святые на небе продолжают свое служение Богу, выполняют Его поручения, молятся за нас. И вот, предположим, к пастору подходит молодая прихожанка в слезах: "Мой папа умер!" - "А веровал ли твой папа в Бога? - спрашивает пастор. - Читал ли Библию, посещал ли церковь?" - "Нет!" - "И Христа своим Господом не исповедовал? И не покаялся перед смертью?" - "Нет, пастор. Я за него переживаю. Скажите, где будет его душа?" - "Ну… - мнется пастор. - Ну…"

"Ну" - это единственное, что он может ей сказать. Согласитесь, немного. Понятно, что согласно учению протестантов неверующий папа девушки должен быть в аду. Девушке же предлагается быть счастливой, зная, что ее любимый папа будет вечно мучиться в аду. А что же Православная Церковь? Она будет за папу молиться (если последний был крещеным) и просить Бога о прощении его грехов: Бог милостив, Он все может, Христос имеет ключи от ада и рая. Чувствуете разницу? Да и логически рассуждая: какой человек может уйти на небо абсолютно чистым, исповедовав абсолютно все свои грехи? Возможно такое? А если нет, то почему евангельские христиане не совершают заупокойных молитв - отпевания своих членов?

Как отнеслись в протестантских кругах к вашему решению? И как отнеслись в Православной Церкви к вашему переходу?

Поскольку я не афишировал этот поступок, большого шума не было. Это не была рекламная акция. К тому же не хотелось отпугнуть от газеты читателей-протестантов (а их, по нашей статистике, не менее 70%). А в Православной Церкви к моему решению, думаю, отнеслись с радостью. Еще за полгода до этого события у меня состоялась встреча с митрополитом Кириллом, где мы эту тему обсуждали. Меня волновал вопрос, смогу ли я, пастор евангельской церкви с 12-летним стажем, быть задействован в Православной Церкви. Владыка заверил меня, что да, смогу. И даже помог найти в Петербурге такую общину, где мне будут рады. Такой церковью оказался приход храма Феодоровской иконы Божией Матери, где настоятелем служит отец Александр Сорокин, сын известного православного служителя протоирея Владимира Сорокина. Отец Александр Сорокин - можно сказать, мой коллега, он - председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, редактор журнала "Живая вода". Он прекрасный служитель, богослов, имеющий широкие взгляды.

- Интересно, а продолжаете ли вы с протестантами общаться?

Конечно. Даже скажу больше: Я ЛЮБЛЮ ПРОТЕСТАНТОВ! Я их понимаю, сочувствую им. Я с ними. И они с интересом со мной общаются. И вообще: есть люди, называющие себя православными, но являющиеся по сути сектантами, человеконенавистниками, а есть инославные, являющиеся православными не по букве, но по духу. Всё определяет степень любви - к людям, к Богу, к стране, в которой ты живешь. Ярлыки - ничто.

А как вообще изнутри РПЦ вы видите отношение к протестантам - оправданы ли претензии протестантов в том, что РПЦ их ущемляет?

Я думаю, что слухи об ущемлении РПЦ протестантов и их прав несколько преувеличены. Зачастую это попытка привлечь к себе внимание. Ну, может, где-то и ущемляют - за некоторую глупость, прозелитизм, бестактность по отношению к Православию. Это может быть связано также с предубеждением и незнанием, кто такие протестанты. Ну а кто должен эту информацию до православных доносить - не сами ли протестанты? Вообще, за полтора года пребывания в моей общине я ни одного плохого слова в адрес протестантов не услышал! Более того, тех евангельских христиан, которые иногда приходят к нам в храм на богослужение, как правило, встречают тепло и с радушием.

Как происходил собственно переход (это если другие решат сделать то же самое) -- перекрещивались ли вы, было ли какое-то исповедание, отречение и т.п.?

Я крестился в евангельской церкви, с формулировкой "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", такое крещение в Православии считается действительным. В Библии (равно как и в Символе Веры) говорится только об одном крещении, которое может преподаться верующему человеку: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:5). Надо мной был произведен чин миропомазания, которого нет у протестантов. В тот же день я причастился. Переосмысление некоторых вещей, которые мне казались естественными и библейски обоснованными, произошло позже. Покаяние ведь "заказным" не бывает. Каждый кается в том, до чего дорос и до чего "дозрела" его совесть.

- Есть ли ограничения в вашем служении сейчас? Что дал практически вам переход в РПЦ?

Понимание слов "служение" и "служитель" у православных и протестантов отличается. В православном понимании "служители" - это настоятель церкви, батюшка, дьяконы, непосредственно те, кто задействованы в литургии. В протестантском - лидеры евангельских групп. В иных протестантских общинах разрыв между пастором и прихожанами в этом смысле - минимальный. Кто-то из прихожан говорит слово (проповедует), кто-то ведет домашнюю группу, кто-то возглавляет молитвенное общение, и т.д. и т.п. Их именуют служителями. Перейдя в Православную Церковь, я остался в чем-то прежним, в душе ощущал себя (и до сих пор ощущаю) служителем. К счастью, в нашем приходе это поняли и дали мне возможность проводить при храме библейские уроки. Библейские уроки (я назвал этот курс "Библейские истины") - это тематические занятия на тему "Что говорит Библия о…" (крещении, спасении, конце света, о любви, и т.д. и т.п.). Я такой... как бы это сказать, заштатный (или еще лучше: внештатный) служитель. Также настоятель церкви о. Александр благословил меня и группу бывших протестантов, перешедших в Православие, на посещение больниц и проповедь Евангелия среди болящих. Оказался востребованным в Церкви и другой мой труд: газета "Вечный Зов", которая в храме распространяется и которую прихожане с интересом, как мне думается, читают.

Что касается прихожан РПЦ - как и чем они отличаются от членов протестантских церквей (в плане образования, жизненных позиций, посвящения и т.п.)?

Православные верующие, безусловно, отличаются от протестантов. Наш приход составляет приблизительно 150 человек, причем большая часть из них - молодежь. Это достаточно активная, жизнедеятельная община. Много людей с высшим образованием: преподавателей ВУЗов, техникумов, школ, лиц с высшими учеными степенями. Есть люди, неплохо знающие Библию, закончившие заочные православные курсы и учебные заведения. На мой взгляд, по сравнению с протестантами, православные как христиане более смиренные и кроткие, не такие эмоциональные. Конечно, они в меньшей степени, по сравнению с протестантами, заняты проповедью Евангелия неверующим людям. Это минус. Однако они в большей степени настроены на то, чтобы свидетельствовать о вере во Христа своей личной жизнью и поведением. Также я бы отметил и тот факт, что протестанты в большей степени космополиты, в их среде сильно влияние западной культуры и богословия. Православные же ориентированы на нашу русскую культуру, их взгляды более сбалансированы. Они более аскетичны.

- Почему?

Видите ли, человеку подчас трудно распорядиться свободой, которую ему дал Бог. И она употребляется не во благо. Православная Церковь за 2 тысячи лет выработала хорошие механизмы, помогающие человеку правильно воспользоваться этой свободой. Один из инструментов - посты, чтение ежедневных молитвенных правил, обязательная исповедь, литургическая жизнь, чтение Евангелия и святоотеческой литературы. Это добровольное ограничение собственной свободы во славу Господа, которая ведет к еще большему познанию Бога. Как сказал Господь Иисус: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанн, 8:32). Это неплохо, скажу я вам, и очень даже полезно!

Дал еще зимой журналисту одного либерального издания, которое планировало большую подборку материалов о русских мусульманах, исламе, «разочаровании в Церкви». Номер вышел в свет, но… без беседы с отцом Георгием: оказалось, что его ответы не «подходят» направлению газеты. Вопросы, задаваемые журналистом, не перестают быть «горячими» для СМИ, а сама история с «неудобным» интервью показательна именно как пример диалога с представителем светско-либеральной части нашего общества. Вот почему мы и решили познакомить наших читателей с этой беседой.

- Насколько мне известно, Православная Церковь отрицательно относится к переходу православных в ислам. Что служит основными аргументами этого отрицательного отношения? Заметьте, человек не перестает верить в Бога и соблюдает заповеди, присущие и христианству, и исламу.

- Вы лично знакомы с православными, принявшими ислам?

Поскольку я специализировался на христиано-мусульманских отношениях, то в разное время мне на почту писало немало людей, говоривших, что они перешли из христианства в ислам. С некоторыми я встречался лично. Почти все они не знали даже азов христианства, самых элементарных вещей. Исключением здесь являются случаи, когда бывшие священники принимали ислам. Например, мне доводилось общаться с Али Полосиным. Он, конечно, знал христианское учение. У меня сложилось впечатление, что он принял ислам не из-за религиозной мотивации. Это мое личное мнение. Хотя, видимо, не только у меня оно возникло. Помню, как с удивлением увидел на одном из мусульманских форумов несколько лет назад всерьез высказанное обвинение, что Полосина будто бы специально заслала Русская Православная Церковь, чтобы разрушать российский ислам изнутри. Это, конечно, абсурд, но, тем не менее, показывает, что спектр реакций на «конвертов» может быть очень широкий. Известны мне и примеры людей, которые, обратившись в ислам, затем с покаянием вернулись в Церковь.

- Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете?

Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи?

На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина.

Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет - на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь.

Добрый день, дорогие наши посетители! Всем нам кажется (и это правильно!), что Православная вера ─ самая чистая среди всех других христианских конфессий. А если сравнить нашу веру с исламом, то Православие сияет ярким солнцем на небе мировых религий.

И многие мусульмане и мусульманки это понимают. Вскоре у них появляется желание перейти в нашу Православную веру, и лишь только у единиц хватает смелости к этому геройскому шагу.

Однако одна из таких героинь, сделав этот шаг, задалась вопросом:

─ Не предала ли я свою веру, перейдя из ислама в Православие?

─ Прежде всего, надо помнить, что национальность не делает человека ни мусульманином, ни христианином, ─ отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. ─ Неверующий русский, живущий вне Церкви, не является православным. Ваша принадлежность к народу, который исторически был связан с исламом, не значит, что до принятия святого крещения Вы были мусульманкой. Такое впечатление сложилось у меня при чтении Вашего письма. Поэтому нет в Вашем решении никакого «предательства веры».

Бог один, но и правая вера может быть только одна. Та, которая содержит правильное учение о Боге и имеет правильное Его почитание. Так же и в любой области познания: ошибок и заблуждений может быть много, но истина может быть только одна. Что нового по сравнению с христианством дал ислам, зародившись через 6 веков? Что прибавил он к учению о Боге, человеке, мире, духовной жизни? Какую он дал новую заповедь, которой бы не было в новозаветной богооткровенной религии? Христианство - религия любви и радости. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:43–45).

Человек, который совершает путь к истине, чаще всего встречает непонимание родных. Возникающие несогласия и напряжения бывают порой болезненны. Нужно чутко и с любовью строить с ними отношения, но не жертвовать своим спасением. Родственники и близкие находятся в неведении. Они не знают, что человек, который приходит к истинной вере, помогает своим усопшим предкам, не имевшим истинной веры. Об этом нам говорят святые. Великий старец Амвросий Оптинский по поводу крещения в домовой церкви графа А.П.Толстого черкесского муллы писал: «Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостию, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что не даром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству<…> Значит, если из тьмы нечестивых един обратится ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит» (Собрание писем, ч. 1, М., 1995, с. 7). Можно привести примеры, когда обращение из мусульманства в православие принесло изумительные плоды. Дед преподобного Пафнутия Боровского был татарином, занимал должность баскака (наместника хана в завоеванной области). Он принял святое крещение с именем Мартин. Внук его просиял в монашеском подвиге и прославлен в лике святых. В 19 веке перешел в православие турецкий офицер, Юсуф Абдул оглы (1820–1893). Закончил жизнь схимонахом Николаем в Оптиной пустыне. Он имел высокие духовные дарования и слышал ангельское пение (Жизнеописание смимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенная с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003). Если представится возможность, обязательно почитайте. Книга эта даст ответы на многие вопросы, которые сейчас Вас беспокоят.

Молитесь, чтобы Ваша мать с пониманием отнеслась к Вашему крещению. Постепенно это должно прийти. Для этого нужно явить плоды духовной жизни: душевный мир, любовь, радость. Она должна увидеть благодатную перемену. Знаю человека, татарина по национальности, который 20 лет назад принял православие. Мать болезненно переживала только в начале, когда узнала, что сын со всей семьей крестился. Постепенно все стало обычным. Приезжая к ней в гости, они ходили в местный храм, совершали дома молитвенное правило, постились. Мать за 2,5 года до смерти в свои 80 лет вполне сознательно приняла крещение.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Очень сильная боль возникает, когда кажется, что предаешь не веру в целом, а конкретно своих родителей. К сожалению, они не всегда поймут. Несколько лет назад моя мать ушла из Православия в другую религию и меня с собой по инерции утащила. Промучившись долгие годы, наделав ошибок, я сознательно вернулась в Православие. Теперь я у мамы чуть ли не объект юмора, а про крещение моих детей слышать ничего не хочет. И будто бы передо мной строгий выбор — мама или вера. Держусь веры, потому что муж и дети на моей стороне, но все равно есть очень неприятный осадок в душе, поэтому я понимаю, как может переживать и девушка-бывшая мусульманка. Искренне желаю ей, чтобы ее родители отнеслись хотя бы с уважением к ее выбору, чтобы у нее самой была семья, которая ее бы всячески поддержала.

    Ответить

Уход из православия в протестантизм — явление нечастое, его можно назвать исключением из правил. В случаях честного поиска истины обычно происходит наоборот: из сектантских организаций люди приходят в Православную Церковь. Каковы же главные причины трагического отступления от истинного пути, мы попробуем выяснить в этой статье.

Неправильное представление о Церкви

Чаще всего причиной, по которой православные отворачиваются от истинной веры, является разочарование. Почему это происходит? Обычно это связано с тем, что человек изначально ищет в Церкви не то, что можно там найти. Он создает себе неправильное представление о вере, о религии.

Нужно признать очевидный факт: не все люди приходят в церковь для спасения своей души. Многие ищут каких-то дополнительных благ или ощущений. О первых мы будем говорить чуть дальше, а что касается ощущений, то нужно сказать, что экзальтированность вовсе не свойственна православному вероучению.

Напротив, это путь ошибочный, губительный, святые отцы называли его духовной прелестью, то есть обманом, прельщением. Однако именно в поисках таких «чудес» очень многие люди и переходят из православия в протестантизм. Особенно это касается современных харизматических организаций.

Чудесное исцеление больных, другие «благодатные дары», природа которых на самом деле больше напоминает беснование, — вот главные аргументы, которые выдвигают сектанты в защиту истинности своей веры. Мы же помним слова Спасителя и будем их придерживаться:

Не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются об имени Моем, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк. 10:20)

Православие — религия неудачников?

Еще одно ошибочное мнение, которое прочно закрепилось в сознании многих людей, не только сектантов: Церковь обязательно должна давать что-то из материальных благ. Господень призыв «Взыщите прежде Царствия Небесного» остается не услышанным часто и православными людьми. Ведь и в храм мы приходим в большинстве случаев тогда, когда не все благополучно бывает с нашими земными, житейскими делами. И получив просимое, конечно же, со временем охладеваем к Богу.

Это тоже является одной из главных причин ухода из Церкви. Зачастую Господь именно поэтому и не выполняет наших прошений о материальных благах, зная, что после этого мы отвернемся от Него. Так было и во времена земной жизни Христа, когда люди уверовали только после чудесного насыщения малым количеством рыб и хлеба.

Однако православие указывает совсем другой путь. Нестяжательность, впрочем, не является обязательной заповедью или требованием ко всем христианам. Мы помним, что Господь ответил юноше, спросившему о том, что сделать, чтобы «иметь жизнь вечную»:

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах. (Мф. 19, 21)

Из этих слов мы видим, что речь здесь идет о некотором дополнительном требовании: «если хочешь быть совершенным». Но закон «узкого пути», которым идут ко Христу, является единственно возможным и относится ко всем. В райские врата не въехать на лимузине, равно как нелегко верблюду пройти через игольное ушко (Мф. 19, 23)

Именно поэтому люди часто бегут из православия в протестантизм в поисках земного благополучия и комфорта. Ведь сектанты смотрят на религию по-другому: ходи в нашу церковь, верь в Бога, и все у тебя будет хорошо. В этом они уподобляются тем иудеям, которые так и не приняли Своего Мессию, желая в Нем увидеть земного Царя.

Мы же верим в Господа Распятого, а не преуспевающего. В Христа Распятого, но и Воскресшего. И помним, что Своим ученикам — апостолам, наследниками которых мы являемся, Он заповедал «пить чашу», которую пил Сам, чашу скорбей и испытаний. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, — говорится в «Книге Сираха». (Сир. 2, 1)

Наш Бог «кроток и смирен», к чему и мы должны стремиться всеми своими силами. Является ли это слабостью и малодушием? Вовсе нет. Наоборот, самая большая духовная сила скрывается за этим. Только сильный и дерзновенный человек может решиться на то, чтобы противостоять миру со всем его злом своим тихим, бескорыстным и, главное, ненавязчивым человеколюбием.

Православие и протестантизм: особенности изучения Писания

То, в чем однозначно преуспели многие сектантские организации, — это изучение Священного Писания. Действительно, такого уровня миссионерского образования, как в протестантских сектах, нет нигде. И это еще одна из причин ухода из Церкви в различные христианские деноминации. Однако это «преуспеяние» можно назвать только количественным, а не качественным.

Изучать основу своего вероучения — Писание — очень правильно и похвально, к этому призывают православие и протестантизм. Кроме этого, можно поставить большой минус православным за то, что для обычных прихожан такое изучение доступно, как правило, только в форме самообразования. Но в чем же тогда не правы протестанты, если они так досконально знают Библию, и при этом так искаженно воспринимают веру в Бога?

Вера в Православной Церкви зиждется на двух «китах»: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это все книги Библии, составляющие Ветхий и Новый Заветы. Священное Предание — это то вероучение Церкви, которое существует помимо Библии. Сюда входят как творения святых отцов, жития святых, богослужебные тексты, так и церковные обычаи и обряды.

Протестанты полностью отвергли Предание, у них действует принцип sola Scriptura , что переводится как только Писание. К чему это привело? Отказавшись от авторитета святых отцов, чье наследие также является богодухновенным, протестантские секты взялись толковать Библию каждый на свой лад, «от своего ума», часто вырывая цитаты из контекста. Этим, кстати сказать, и объясняется такое обилие различных деноминаций у протестантов, отсутствие единства.

Архиепископ Иларион (Троицкий) в своей книге Христианства нет без Церкви, сравнивая протестантов с католиками, у которых «непогрешимым» является только Папа, писал:

Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора, и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение через Христа без Церкви, в себялюбивой обособленности от всех. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину

Все это говорит о том, что переходя из православия в протестантизм, человек зачастую руководствуется собственной гордыней и самомнением, а вовсе не любознательностью, как он считает. Отсутствие образованных священников, способных дать ответ на все интересующие верующих вопросы, является только самооправданием. В крайнем случае, у нас всегда под руками есть творения святых отцов , из которых можно эти ответы получить.

Гиперактивная деятельность

Еще один из протестантских плюсов и наших минусов — активно развитое социальное служение у сект. Оно логично вытекает из заповеди о любви к ближним и является зримым воплощением веры в делах, без которых, как говорил апостол Иаков, вера мертва.

К сожалению, в нашей Церкви такая деятельность может быть развита пока только на уровне отдельных приходов, в которых настоятель отдает приоритет служению ближним. Это связано со многими причинами, главная из которых, конечно, — привлечение материальных средств. Вторая — отсутствие людей с активной позицией для такого рода служения. Все это также является одной из причин ухода людей из Церкви.

Однако стоит помнить, что внешняя деятельность без смирения, молитвы и правильной мотивации может не иметь положительных результатов. Православие все же направлено в первую очередь на духовное изменение себя как части внешнего мира, а не на социальное исправление всего мироустройства. И это тоже вполне оправдано.

Жажда общения

Часто люди переходят в протестантские секты из-за того, что им не хватает в Церкви духа общинности, общения. Но это тоже не является главным в православной вере, ведь церковь — это не кружок по интересам. Все люди обладают разным темпераментом, не все одинаково склонны к коммуникабельности.

Конечно, в идеале, как члены одного Тела Христова, мы должны быть едины. Но по принципу пазлов, а не по принципу абсолютно одинаковых спиц в колесе. К тому же, нужно знать, что лицемерное радушие, с которым обычно вам распахивают свои двери все сектантские организации, очень быстро развеивается после того, как вы захотите, допустим, их покинуть.

Православие и протестантизм: цена предательства

Из православия в секту чаще всего переходят люди, которые плохо знают историю. Иначе они бы не променяли веру, воспринятую непосредственно от апостолов, на сомнительную религию, насчитывающую не более пяти столетий. Что важно при этом помнить еще? С православных, которые перешли к сектантам, спрос будет большим, чем с тех, кто пришел к ним с улицы. Почему?

В житии Макария Египетского есть интересная история про череп, который он нашел, идя по пустыне. Выяснив у черепа, что он принадлежит языческому жрецу, Макарий узнал о страданиях, которые испытывают язычники в аду. Мучения эти оказались страшны и велики. После этого преподобный спросил о том, существуют ли страдания более тяжелые, на что получил такой ответ:

Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки

И об этом нужно помнить всегда. Люди, которые познали Истину, и после этого отвернулись от Нее, перешли в протестантские секты, будут отвечать гораздо строже на Божьем Суде, чем те, кому она не была открыта.

Интересно о православии и протестантизме рассказывает диакон Андрей Кураев:

Зачем протестанту обращаться в православную веру? Ответить на этот вопрос невозможно, используя догматические утверждения или теоретические размышления. Ответ предполагает конкретный путь человека к вере. О таком путешествии можно говорить, только имея опыт. Христианство по своей сути – это встреча со Христом, это отношения, а не формальный набор догм. Но я не собираюсь заниматься сравнительным религиоведением. Я приглашаю вас в свое собственное путешествие. Я расскажу, как протестант и его семья нашли полноту веры в Православной Церкви.

Христианин протестантской церкви

Я был активным прихожанином сельской протестантской церкви в Мичигане. В этой же церкви я встретил женщину, которая в 2009 году стала моей женой. Мой отец был пастором и миссионером. Он и моя мать вели нас, пятерых детей (я – четвертый) к вере во Христа. Уже в шесть лет я почувствовал Христа в своем сердце, но крестился, когда мне исполнилось десять. Когда мне исполнилось пятнадцать, я был в Африке, и Бог явным образом говорил со мной – этот опыт перевернул весь мой мир.

Примерно тогда я начал читать книги по теологии и философии – всё, что мог заполучить, начиная, конечно, с К. С. Льюиса. В семнадцать я проштудировал Платона и Аристотеля и в итоге изучил всю историю философии и богословия. Однажды мой учитель по мировым религиям предложил брать у него бесплатные уроки греческого перед занятиями; с этого началось мое увлечение греческим языком Нового Завета. Теперь я вижу, что Бог использовал всё это как инструмент для моего единения с Ним в восточном православии.

Когда мне исполнилось восемнадцать лет, мой круг чтения свидетельствовал, что я уже был христианином. Но на чтении всё и закончилось. Христианство было в моей голове, но не в сердце, и я даже не понимал, что это было серьезной проблемой.

Между 2007 и 2009 годами я прошел через несколько стадий в своем становлении: я был христианином, скептиком, агностиком, неоплатоником, пофигистом… Пока я проходил через все эти стадии, моя жизнь совершенно потеряла равновесие.

А потом я женился.

Мы уехали за 2000 миль от тех мест, где выросли… и правильно сделали. Мы посещали баптистскую церковь и были активными участниками церковной жизни. Когда спустя год мы вернулись в наш родной город, опять впали в ступор – просто двигались по течению и посещали церковь, в которой выросли.

Пока не узнали, что ждем ребенка.

Прекрасный кризис

«Милый, результат положительный». Она держала в руке тест на беременность. Мы оба были в недоумении. Это было лето 2011 года, шел второй год нашего брака. Когда ты понимаешь, что скоро станешь отцом, мозги очень быстро встают на место. Я работал баристой в небольшой кофейне, моя жена была медсестрой. Я планировал продолжать учиться и получить степень доктора философских наук – мне нравилась метафизика. Но я понял, что теперь с этим придется покончить.

Это было первое, что мне пришлось усвоить. Мне нужна была реальная работа, а не степень доктора в той области, где не только невозможно найти работу, но и можно сойти с ума, пытаясь объяснить, что такое солнечный свет людям, которые смотрят на тень. Второе, что нам надо было усвоить – необходимость начать серьезно относиться к жизни. И самое главное – серьезно относиться к Богу.

Затем несколько месяцев я занимался самоанализом и работал. Мы впервые начали молиться, петь гимны и читать Писание вместе, как пара. В церковь мы ходили только для того, чтобы повидать старых друзей – недостаточно веская причина. Мы относились к церкви чисто потребительски, и поэтому перешли в другую – более серьезную и живущую по Библии.

Примерно в это же время родился наш сын.

Путь в Православие

Когда мы поменяли ту церковь, в которой выросли, на другую, тоже протестантскую, проповедь совершенно изменила нас. Я помню это совершенно ясно. Мы лежали в постели в воскресенье вечером, и на меня снизошло осознание моей греховности. Это чувство разъедало мою душу… если бы я ничего не сказал, я бы медленно разлагался в своей собственной грязи. Я нерешительно открыл рот и начал исповедоваться перед моей женой. И она сделала то же самое. Дух Божий был с нами. Мы плакали – не только из-за наших грехов, но и от радости, потому что после этой исповеди мы стали свободными.

Мы продолжали посещать ту же церковь еще несколько месяцев, но понимали, что нам нужно что-то другое. Нам нужно было нечто большее, чем просто «вот вам бесплатный билет из ада» или – «Бог смотрит на нас сверху». Один вопрос буквально разъедал мой мозг: что нужно сделать, чтобы держать Христа в сердце каждую минуту каждого дня? Как мне пребывать во Христе?

Если бы тогда вы зашли в нашу квартиру, вы не увидели бы никаких признаков, что здесь живут верующие люди… никаких. Разве что Библию на тумбочке… Не было никаких доказательств, что мы были христианами. Мы привыкли считать, что «тело и материальная Вселенная – это плохо. Земля не наш дом. А духовное – это хорошо». И поэтому, когда мы росли, мы подшучивали над любой формой христианства, касающейся материального мира. (Оглядываясь назад, я вижу, насколько мне было легко принять дуалистический подход к миру при чтении Платона).

Но теперь всё это кончилось.

У меня было две мысли. Первая – повесить в своей гостиной изображение Христа как зримый знак Его присутствия. При этом я не хотел вешать одну из этих живописных, слащавых картинок модельно-хипстерски выглядящего пастыря, я хотел что-то реальное. Стиль, который я держал в своей голове, был близок к иконографии – хотя я даже не знал, что такое икона. Вторая – сделать крест и повесить его на шею. Эти две мысли подтолкнули меня к третьей: христианство существует очень давно, наверняка кто-то уже проходил через всё это. И я начал исследовать, как ранние христиане пребывали во Христе.

Так я начал изучать историю христианства – тему, которую раньше я бы никогда не рискнул затронуть. Я был в шоке. Почему я не изучил историю моей собственной веры до сих пор? Я был довольно хорошо начитан, но когда дело дошло до истории христианства и отцов Церкви, меня буквально застали врасплох. До этого момента я всегда наивно думал, что после смерти апостолов Церковь была в некоем смятении до Лютера. То, что я узнал, поразило, воодушевило и открыло мне глаза. Да, в ранней Церкви были расколы и ереси, но врата ада не одолеют Церковь.

Почему никто не рассказывал мне об истории христианства? Почему никто не рассказывал мне об отцах Церкви? Еще больше поразило меня, как мало я знал о моей вере. Итак, я начал читать. И продолжал читать. И читал снова и снова. Меня покорили вовсе не сухие факты об умерших епископах. Когда я читал о том, как жили, служили и молились Богу святые, я почувствовал присутствие этих святых, и они притягивали меня ближе ко Христу.

Очень скоро мне стало очевидно, что с исторической точки зрения существуют только два варианта: Римско-Католическая Церковь и Восточная, Православная Церковь. Тогда я начал изучать информацию об этих двух Церквах. В Восточной Церкви меня покорил баланс между рациональным и эмпирическим. Примерно в это время моя жена, сын и я были приглашены на обед с православным священником и его женой.

Я видел отца Грегори и раньше несколько раз. Он и мои родители были хорошими друзьями – отец познакомился с ним в миссионерском путешествии примерно за год до моего интереса к истории и Церкви. Я не планировал ничего говорить, но когда прошла большая часть обеда, моя мама повернулась к отцу Грегори и сказала: «Я думаю, что у Бена есть к вам вопрос о Православной Церкви». Я бесконечно благодарен ей за то, что она сказала это, потому что так начались наши беседы с отцом Грегори, продолжавшиеся затем по электронной почте и во время регулярных встреч в течение года.

Отец Грегори ответил на мои вопросы и порекомендовал книги о православной вере. Наша электронная переписка составляет более ста печатных страниц – в будущем я надеюсь опубликовать эти письма под названием «Беседы с православным священником». Православная вера была живой. Тот факт, что она выдержала испытание временем, говорил сам за себя. Православная Церковь по-прежнему служит Богу и призывает прихожан жить – с незначительными поправками на время, конечно, – так же, как 2000 лет назад.

И тогда всё начало складываться по-настоящему.

Когда я размышлял, как должен жить христианин, чтобы Христос был в центре его жизни, я понял, что должен начать практиковать то, что читал, вместо того, чтобы просто размышлять над этим. Я начинал день с молитвы, а вечером мы с Мэллори вместе читали вечерние молитвы. Отец Грегори дал мне четки – 100 узелков-шариков из черной шерсти – и рассказал об Иисусовой молитве: Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного. И я начал практиковать эту молитву. Я очень изменился. Мы начали посещать православную церковь в часе езды от нас, где служил отец Грегори. И продолжали читать о православии.

Я продолжал практиковаться в ежедневных молитвах в течение недели и ходил на Божественную литургию по воскресеньям – хотя на тот момент я не принимал участие в Евхаристии. И доктрины, которые я когда-то высмеивал, становились для меня всё более ясными. В их истинности меня убедило не столько рациональное толкование, сколько мой реальный опыт (конечно, я не отвергаю рациональное понимание, но необходим здоровый баланс).

По милости Божьей я менялся – с помощью практики ежедневной молитвы, участия в богослужении, почитания икон и поста. Со мной происходило что-то настоящее. Позже я узнал, что со мной было – и по милости Божьей продолжается до сих пор – я исцелялся.

Православная Церковь рассматривает христианство и Евангелие не как зал суда, но как лечебницу. Участвуя в жизни Церкви и продолжая читать, я совершенно изменил свой взгляд на мир. Внезапно я начал во всём видеть повод для того, чтобы благодарить Бога. Присутствие Христа пронизывало всё. Мир приобрел иной смысл; впервые в жизни я начал – я говорю «начал», но я и теперь всё еще начинаю – любить других людей. Мы с женой значительно быстрее стали выходить из конфликтов. В целом было невероятно воодушевляюще видеть, как работает то, что предлагала мне Церковь.

Наше обращение

Мы участвовали в жизни церкви, как могли. Но этого было недостаточно. Чтобы стать членами Церкви, мы должны были перейти в другую веру. Я высказал свое желание Мэллори, и она тоже считала, что это правильно, хотя и не чувствовала необходимость этого так сильно, как я.

Я читал и слышал от других, что женщинам обычно гораздо труднее, чем мужчинам, перейти из протестантизма в православие. Когда ее спрашивали, Мэллори говорила: «Да, сначала я просто думала, что это очередной этап. Но когда он начал молиться, ходить в церковь и перестал сквернословить, я подумала, что в этом православии действительно что-то есть».

Когда мы входим в церковь и участвуем в литургии, мы выходим за пределы времени и входим в царство, в котором Царю служат 24 часа семь дней в неделю, мы сослужим Богу вместе со святыми и ангелами. Литургический календарь специально создан так, чтобы мы могли быть участниками этого служения.

Через участие в Литургическом цикле Церковь приглашает нас в путешествие. Это путешествие включает ежедневные молитвы, каноническое отношение ко сну (как к смерти) и пробуждению (как воскресению), еженедельный пост, Евхаристию в воскресенье (на 8-й день), и длительные периоды поста в течение года – подготовку к праздникам (Рождества, Пасхи и другим).

Что еще поразило нас в православии

Пока мы не перешли в православие, мы даже не знали, что исповедовали очень бедное христианство и имели бедный взгляд на мир. Я был деистом, хотя и не понимал этого, считая, что Бог создал мир, но не принимает в нем дальнейшего участия. Я считал, что Бог находится «наверху», а люди «внизу». Священник Стивен Фриман говорит об этом непонимании в своей книге «Вездесущее присутствие» (Everywhere Present), где называет такое отношение «двухэтажной Вселенной».

Одним из результатов такого отношения – даже если это не осознается человеком – становится изгнание Бога из мира (в физическом смысле). И тогда всё, что нам остается – это «четыре стены и проповедь». Однако реальность такова, что Бог держит весь мир и, действуя в сотворенном мире, Бог влияет на наше спасение.

Православное богослужение сформировалось (после воскресения Христа) исходя из предпосылки, что человек – и физическое, и духовное существо. Душа и тело вместе составляют человека. А раз так, важно использовать в богослужении и душу, и тело. В Восточной Церкви мы используем свечи, иконы и ладан. Мы кланяемся, простираемся ниц и целуем. Мы крестим наших детей и позволяем им приступать к Евхаристии, потому что для спасения необходим не рациональный подход, но жизнь во Христе. Христианство – опытная реальность, а Евангелие – не просто эфемерная, рассудочная истина. Всё это повлияло на наше обращение.

В воскресенье, 15 сентября 2013 года, через два года после начала наших поисков, мы пришли в полное единение с Православной Церковью. Было еще много всего, что произошло за это время. Например, отец Грегори направил письмо своему епископу с просьбой открыть православную миссию на юго-западе штата Мичиган. И вот 15 сентября 2013 года мы стояли на нашей первой Божественной литургии, которую служил отец Грегори.

История нашего обращения из протестантизма в православие – одна из многих. Я чувствую, что наше путешествие только начинается. Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что мы стали совершенными христианами после обращения в православие. Мы далеки от совершенства. На самом деле, всё стало намного труднее после нашего обращения. Но исцеление возможно – это Христос, целитель, Которого мы ищем.

Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что не пытаюсь выдвинуть систематическую защиту догматов Православной Церкви. Но смотря на вещи рационально, я подтверждаю, что православие работает не только на расстоянии, но и когда вы становитесь православным. Я принимаю православную веру и православное учение во всей полноте.

Что изменило меня? Участие в жизни Церкви и опыт сбалансированного интеллектуального поиска. Чтобы быть христианином, нельзя наблюдать со стороны, нужно жить в Боге.

В заключение я прошу вас молиться за меня, Его слугу, чтобы Он помиловал меня и мою семью и помянул в Своем Царстве. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Перевод с английского Марии Строгановой,
специально для «Православие и мир»

Loading...Loading...