Православный праздник 11. День правильного ожидания необъяснимого

Церковные праздники в Сентябре

Усекновение главы Иоанна Предтечи

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, ибо осуждал Ирода за то, что тот, оставив законную жену, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность он поклялся дать ей все, чего она ни попросит. По совету матери Саломия просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод велел отрубить голову Иоанну и отдать Саломии. Та взяла блюдо с головой и отнесла матери. Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но жена домоправителя Ирода погребла голову в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение ее празднуется 9 марта). Над Иродом же, Иродиадой и Саломией Суд Божий совершился еще при их земной жизни. Все они погибли жалкой и позорной смертью.

11 сентября 2014 года православная Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных. Смотрите также все и удобный календарь, где все церковные праздники распределены по месяцам. Удобно смотреть Сентября и что нельзя делать в этот день.

Что надо делать в день Усекновение главы Иоанна Предтечи:

  • Начинать сбор урожая корнеплодов: свеклы, репы
  • Собирать целебные коренья

Что нельзя делать в этот день:

  • Бурно праздновать, петь и танцевать
  • Есть разнообразные овощи, фрукты и другую пищу, имеющую круглую форму
  • Резать что-либо ножом

Приметы на 11 сентября 2014 года, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Церковный праздник:

  • Иван постный пришел, лето красное увел.
  • Иван постный – осени отец крестный.
  • С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
  • Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
  • На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.
  • С Ивана постного убирали репу.
  • “Репный” праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.
  • Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья.
  • С этим днем связан запрет есть все круглое, петь и плясать.
  • Соблюдается строгий пост, нельзя употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову; считается грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Запрет на песни и пляски связан с тем, что Саломия ими выпросила у Ирода голову Иоанна Крестителя.

Церковью празднуются многие религиозные праздники. 11 сентября христиане мира, проповедующие православие, отмечают великий праздник — День усекновения главы Иоанна Крестителя, одного из ближайших соратников Иисуса Христа. Именно он предсказал явление Сына Божьего, а затем и совершал ритуал крещения в священных водах Иордана.

Православный праздник 11 сентября далеко не повод для веселья. Но уж так повелось на Руси, что отмечаются не только праздничные даты, но и скорбные дни.

Иоанн Предтеча по приказу правителя Галилеи был посажен в тюрьму. Причиной гнева правителя стало его прилюдное обвинение Предтечей в прелюбодеянии. И это было правдой. Отказавшись от законной супруги, дочери царя Аравии Арефы, он начал открыто сожительствовать с женой своего кровного брата Иродиадой. Любовница царя оказалась женщиной мстительной.

На пиру, посвященному дню рождения Ирода, Иродиада танцевала перед гостями. И угодила своими танцами и царю, и гостям. А посему Ирод пообещал ей выполнить любое ее пожелание, каким бы оно ни было. Иродиада, наученная своей матерью, попросила у царя голову своего обидчика. Ирод не смог отказать в ее просьбе и дал приказ отсечь голову пленника и подать ее в праздничный зал на блюде. Просьба Иродиады была выполнена — девица получила голову Иоанна Крестителя.

Меню дня

В память о столь трагичном событии церковь установила православный праздник 11 сентября, а также строжайший пост. Запрещено есть мясную пищу, кисломолочные продукты, яйца и рыбные блюда, т.е. все скоромное. Столь жесткие ограничения — дань памяти смерти Ионна Предтечи.

Традиции

Иван Постный (второе название праздника) отмечался еще и как «репный» праздник. Ведь с этого дня начиналась уборка репы. Но петь и веселиться в этот день нельзя.

11 сентября — большой православный праздник, отмечать который принято только постной едой. В этот день нужно угощать нищих и бедных, а также странствующих паломников.

День очень почитаем в народе. И сегодня категорически нельзя готовить пищу из круглых овощей, поскольку они напоминают отсеченную голову святого. В этот день многое запрещено. В частности, нельзя убирать капусту, срывать маковые головки, копать картошку и снимать с веток яблоки.

Большой грех браться сегодня за нож, топор и лопату.

На православный праздник 11 сентября можно собирать коренья. В этот день традиционно убирают свеклу и морковь, потому что они полностью созревают. Но делать это можно, читая специальные молитвы. Только так можно провести необходимую работу и не обидеть святого. Без этого огородных работ вести было нельзя.

Церковный праздник Иоанна Постного — переломный момент в привычной для крестьян жизни. Он становился последним днем полевых работ. Именно с этого дня начиналась заготовка разносолов, которые должны были кормить семью всю долгую зиму. 11 сентября по традиции проходило открытие осенних ярмарочных торгов.

После того как праздничная церковная служба заканчивалась, было принято ездить на базар. Там проводились необходимые закупки, а также приобретались обновки. После полудня жизнь возвращалась в привычное для деревенских жителей русло.

Народные приметы

Православный праздник 11 сентября — день поминовения Иоанна Предтечи — завершал лето. По старому календарю он приходился на 29 августа. Про него говорили, что пришел Иван Постный и увел лето.

Особое внимание уделялось поведению птиц, поскольку считалось, что они предсказывают погоду. Лебедь, летящий по небу, обещал снег, а вот гусь — дождь. Летящий на юг журавлиный клин обещал короткую осень и рано легший снег. Если скворцы не торопились с отлетом, то ожидалась сухая осень, без дождей. Стаи грачей, летающие почти над землей, прогнозировали хорошую погоду.

В сентябре православные отмечают еще несколько важных дат:

  • 14 сентября — церковный Новый год.
  • 21 сентября — рождение Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября — празднование дня Воздвижения Креста Господня.

* Преподобномученицы Анастасии Римлянки (ок. 249-259). * Преподобного Авраамия Затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). ** Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского (ок. 1073-1077).
Мучеников Кирилла, Мины и Минея (ок. 249-259); Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобных Анны (Евфимиана) Вифинской (826); Серапиона Зарзмели, Грузинского (900); Аврамия Затворника, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобномученика Афанасия Мунтанского (1653). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобномученика Тимофея Есфигменского, Афонского (1820). Священномученика Николая (Пробатова) пресвитера и с ним мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии, Рязанских (1918). Священномучеников Иоанна (Рудинского) пресвитера (1930); Евгения (Ивашко) пресвитера, Тверского (1937); мученицы Анастасии (после 1937); священномученика Леонида пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римлянка

Преподобномученица Анастасия Римлянка с трех лет жила в монастыре близ Рима, у своей воспитательницы игуменьи Софии, которая отличалась святостью жизни. Так как Анастасия была очень красива, то многие из богатых и знатных граждан предлагали ей оставить монастырь и вступить в брак. Искушал ее выйти в мир и злой дух. Но святая, несмотря ни на что, решила посвятить себя Богу. Скоро св. Анастасии пришлось принять мученическую кончину. Император Декий воздвиг гонение на христиан, и начальник Пров потребовал к себе святую мученицу. София убеждала ее не слушать мучителей и оставаться верной Христу. Правитель удивился красоте св. Анастасии и стал стараться отвлечь ее от Христа. «Поклонись богам нашим; они даровали тебе жизнь на веселье, а ты хочешь принять страдание во имя какого-то Распятого; выбери себе жениха богатого и знатного, и наслаждайся жизнью», - говорил Анастасии Пров. Но она отвечала: «Жених мой, богатство и счастье мои - Христос, Господь мой; я желала бы принять смерть за Христа не один раз, а сто, если бы это было возможно». Правитель приказал мучить святую, но она вместо того, чтобы стенать, пела псалмы Давидовы. Мучения стали столь жестоки, что даже народ, привыкший к подобным зрелищам, стал укорять правителя, и тогда он велел отсечь голову святой мученице.

Преподобный Аврамий Затворник

Преподобный Аврамий Затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, -говорил он родителям, - прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», - решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили его научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий снова удалился в свою келью. Сюда привели к нему его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него.
Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом, св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария. Жили они в IV в.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий был архимандритом построенного им в Ростове Богоявленского монастыря. Жил в XI в. В молодых летах он оставил родительский дом и постригся в иноки. В Ростове, у озера Неро, Аврамий поставил себе хижину и проводил время в труде, посте и молитве. Преподобный много трудился в сокрушении идолопоклонничества и водворении христианства в Ростове, так как в то время там было еще много язычников. При помощи святого Иоанна Богослова, который, явившись, дал ему трость, он сокрушил каменного идола Велеса и на месте, где стоял идол, основал монастырь. Язычники не раз пытались сжечь монастырь, но сила Божия и терпение святого сокрушили злобу их. По убеждению святого Аврамия крестилось много язычников. Аврамий особенно действовал на детей: уча их грамоте, крестил и постригал в иноки. Он подавал инокам пример истинного благочестия. Скончался в глубокой старости. Мощи св. Аврамия открыты в начале XVIII в. и почивают в обители.

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.

Прмц. Анастасии Римляныни

(III).

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251). Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.


Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360) .

Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария, племянница его, подвизавшиеся в селении Хидана, близ города Эдессы, были современниками и соотечественниками преподобного Ефрема Сирина (память 28 января ( по н.ст.)), который впоследствии написал о их жизни. Преподобный Аврамий начал трудный подвиг уединенного жития в расцвете своих лет. Он покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве. После смерти родителей святой отказался от наследства и просил родных раздать его нищим. Строгой подвижнической жизнью, кротостью и человеколюбием Аврамий привлекал к себе многих, ищущих духовного света, молитвы, благословения. Вскоре вера его подверглась серьезному испытанию: он был назначен пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года, не жалея сил, трудился преподобный над просвещением язычников. Он разрушил языческое капище и построил Божий храм. Смиренно перенося поругания и даже тяжкие побои от сопротивлявшихся идолопоклонников, он в молитвах призывал Господа: "Призри, Владыка, на раба Твоего, услыши мою молитву, укрепи меня и освободи рабов Твоих от уз диавольских и даруй им познать Тебя, Единого Истинного Бога". Ревностному пастырю было даровано счастье увидеть завершение своих праведных трудов: язычники уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, и преподобный сам крестил их. Выполнив священный долг, Аврамий вновь удалился в свою пустынь, где продолжал прославлять Бога, исполняя Его святую волю. Диавол, посрамляемый подвигами преподобного, попытался прельстить его помыслом гордости. Однажды в полночь, когда святой Аврамий молился в своей келлии, внезапно воссиял свет и послышались слова: "Блажен ты, блажен, как никто из людей!" Разгадав вражии козни, святой сказал: "Я - человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя". В другой раз диавол явился пред святым в образе юноши, зажег свечу и начал петь псалом: "Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни". Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: "Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?" Искуситель ответил: "Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела". На это святой сказал: "Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра". После этих слов диавол исчез. Так побеждал святой Аврамий врага, укрепляемый Божественной благодатью. После пятидесятилетней подвижнической жизни он мирно отошел ко Господу († около 360 года).
Преподобная Мария, племянница святого Аврамия, выросла, назидаемая его духовными наставлениями. Но враг рода человеческого сумел совратить ее с истинного пути. На двадцать седьмом году жизни она, оставив свою келлию, ушла в другой город и начала жить распутно. Узнав об этом, преподобный Аврамий оделся в воинские доспехи, чтобы не быть узнанным, и отправился в город. Он разыскал племянницу и привел ее к покаянию. Преподобная Мария вернулась в свою келлию и всю дальнейшую жизнь провела в молитвах и слезах раскаяния. Господь удостоил ее дара исцеления болезней. Скончалась она через пять лет после преподобного Аврамия.


Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077) .

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Аврамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал перед Аврамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Аврамием, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни. Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления († ХI в.). Святые мощи его обретены при великом князе Всеволоде (1176-1212). В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском - Аврамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.


Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии
(1918).
Сщмч. Иоанна пресвитера
(1930).
Сщмч. Евгения пресвитера
(1937).
Мц. Анастасии
(после 1937).
Сщмч. Леонида пресвитера
(1941).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы
(285).
Прп. Анны Константинопольской
(826).
Прп. Аврамия, затворника Печерского.
Прмч. Афанасия.

|

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810 – 820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847 – 857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Приметы и традиции

На Руси история Иоанна Предтечи была хорошо известна. Она горячо переживалась нашими предками и породила много апокрифических пересказов. Имена Саломии и Иродиады обозначали женское злодейство и коварство. Иродиадами или дочерями Ирода были названы 12 лихорадок.

С этим днем связано немало примет и запретов. Считается, что в этот церковный праздник нельзя петь и плясать, рубить капусту, срезать мак, копать картофель, рвать яблоки, брать в руки косарь, топор, заступу или нож. Даже хлеб ломали руками. Ещё не употребляли борщ или щи (блюда из свежей белокочанной капусты).

В народе говорили, что если на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать капусту, то из неё непременно потечет кровь. А у человека, который нарушит запрет и съест что-то круглое, весь год будет болеть голова.

Существует легенда о женщине, срубившей в этот великий церковный праздник капусту, когда же она внесла в дом кочан, то увидела вместо него голову своего ребенка.

11 сентября необходимо соблюдать строгий пост, нельзя есть скоромную пищу. Отсюда и название «Иван постный». Считается, что тот, кто нарушит запрет, в рай не попадет. В народе также эта дата получила название «полетний». Это связано с тем, что наши предки считали, что с этого дня начинается осень.

11 сентября совершали поминовение всех православных воинов, погибших на поле брани. Установлено это поминовение в Русской Православной Церкви ещё при императрице Екатерине II в 1769 году во время войны с турками.

До XIX века в этот день соблюдался торжественный обряд: со всего села к околице собиралась молодежь; туда несли глиняную куклу без головы, одетую в холщовый саван; эту куклу две девушки поднимали и несли к реке, где клали на землю на самом крутом берегу. Толпа, пришедшая с ними, начинала причитать над куклой, как над покойником. После этого двое парней поднимали куклу и бросали в воду.

Наши предки наблюдали за полетом журавлей. Если птицы полетели к югу, то скоро похолодает. Знахари отправлялись в лес собирать коренья. Крестьяне приступали к уборке репы. В некоторых местах устраивали своеобразный «репной праздник», во время которого потчевали бедных и обездоленных.

В этот день угощали родных и близких, а также нищих и странников. Женщины пекли «кулагу», которую готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. По внешнему виду она напоминала кашу, но была настолько густой, что её резали ножом. Цвет блюда – от золотисто-розоватого до тёмно-коричневого. На вкус оно кисло-сладкое, с медовым ароматом.

Кулагу варили или заваривали кипятком, ели пресной или закашивали. Блюдо, приготовленное из солода, само по себе имело сладковатый вкус, а кулагу из муки немного подслащивали медом. Обязательно добавляли ягоды, чаще всего калину, аромат которой отлично сочетается с ржаным солодом.


Что нельзя делать в этот день

Также сообщаем важную информацию о том, что нельзя делать на Усекновение. В церкви этот день – строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыбу. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать.

Loading...Loading...