Когда отмечают новый год хасиды в умани. Умань: между хасидами и националистами

Кроме того, Умань раз в году превращается в своего рода мекку для последователей одного из течений хасидизма, которые стекаются сюда тысячами со всего мира. Так почему хасиды едут в Умань и что они делают там? Об этом мы расскажем в этой статье.

Кто едет в Умань?

Хасидизм - это одно из течений в иудаизме. Оно является правым по своей ориентации и близко стоит к ортодоксальному течению, сохраняя при этом свое своеобразие, которое нередко приводит к конфронтации с другими еврейскими религиозными организациями. Надо отметить, что в Умань съезжаются далеко не все последователи хасидизма, который внутри себя также неоднороден. Хасиды Умани - это так называемые брацлавские хасиды. Так называется их течение внутри общего религиозного движения. Наименование это совсем не означает, что все его последователи проживают в Брацлаве - их можно найти в различных странах на всех континентах. Но именно из Брацлава родом их основатель - ребе Нахман. И его персона является ключом к вопросу о том, почему хасиды едут именно в Умань. Дело в том, что в этом городе расположена его могила. И каждый правоверный последователь этой ветви иудаизма считает своим долгом хотя бы раз в жизни приехать на его могилу, чтобы встретить там Согласно убеждениям верующих, это путешествие является залогом высшего благословения, а также удачи, счастья и процветания на весь следующий год. Более того, принять участие в этом паломничестве считается не просто делом святым и богоугодным, но и обязательным для верующего. Вот почему хасиды едут именно в Умань встречать свой Новый год. Не посетить это место хотя бы раз в жизни считается грехом. Но на самом деле очень многие состоятельные хасиды ездят в Умань гораздо чаще. Некоторые и вовсе предпринимают это путешествие ежегодно. В основном это зависит от финансовых возможностей человека. Те же евреи, которые вовсе не могут позволить себе поездку за свой счет, обращаются за помощью к специальным благотворительным иудейским структурам. К примеру, в Израиле действует ряд таких организаций. Они оплачивают паломнику проезд, снабжают питанием и обеспечивают жильем на территории Умани. Паломничество в этот город настолько массовое, что в 2010 году Украина и Израиль даже подписали соглашение о безвизовом режиме между ними.

Кто такой цадик Нахман?

Основатель брацлавской ветви хасидизма с детства готовился к карьере раввина. Но на иудаизм он смотрел несколько непривычно. К примеру, вместо положенных молитв он предпочитал уединяться в лесу или в поле и там подолгу молиться своими словами. В четырнадцать лет его женили на дочери состоятельного еврея. Когда тесть его скончался, он переехал в его город и стал там проповедовать свои идеи среди местных иудеев. Жители прониклись проповедями и избрали его своим учителем, хотя юноше на тот момент не исполнилось еще и двадцати лет. В числе прочего он убеждал иудеев оставить зазубренные молитвы на иврите и молиться от сердца на своем родном идише. Кроме того, он утверждал, что общение со Всевышним не должно быть повинностью, но должно приносить духовное наслаждение и радость. Поэтому он настаивал, что молиться следует с песнями, танцами и с нескрываемой радостью. Все эти особенности составили отличительные черты брацлавского хасидизма. Цадик Нахман посетил Иерусалим, где изучал каббалу, а затем много ездил по родной стране.

Однажды он посетил Умань и решил, что хочет быть похороненным здесь, на еврейском кладбище, где покоились останки жертв еврейских погромов. Сюда он переехал в конце жизни, когда от туберкулеза скончались его жена и двое сыновей. Последнюю свою публичную проповедь он прочитал в преддверии еврейского Нового года, в которой, в числе прочего, завещал его последователем приезжать к нему на могилу после его смерти. Через месяц он скончался и был захоронен на еврейском погосте Умани, согласно своему завещанию. С тех пор паломники стараются ежегодно посещать его могилу, исполняя завет своего учителя.

Состав паломников

Прежде всего надо сказать, что практически все хасиды Умани - это лица мужского пола. Женщины редко принимают в этом ежегодном путешествии участие. Связано это в первую очередь с религиозными традициями, из-за которых паломничество в Умань хасиды совершают без своих жен. Даже дети, которых везут с собой в путешествие исключительно мальчики.

Внешний вид

Что касается внешнего вида, то он достаточно причудлив и необычен, если отталкиваться от общепринятых европейских норм. Даже среди последователей других иудейских течений хасиды порою выделяются своим внешним видом. На головах они носят замысловатые меховые шапки или шляпы, из-под которых свисают вьющиеся локоны на висках, называемые пейсами. Под старомодным капотом или пиджаком скрывается белая рубашка, заправленная в черные брюки. Туфли хасидов не имеют шнурков или бляшек. Кроме того, они стараются не носить галстуков, потому что последние напоминают по своей форме крест, не очень-то чествуемый в иудейских общинах.

Положительное значение для местных жителей

Времени приезда паломников ждут многие жители Умани, которые на этом неплохо зарабатывают. Столь сильный поток иностранцев приводит к повышенному спросу на жилье и на другие товары первой и второй необходимости. Цены в результате этого взлетают в несколько раз, что позволяет предприимчивым местным жителям хорошо подзаработать.

Отрицательное значение для местных жителей

Тем не менее не все так однозначно. Многие из местных жителей имеют претензии к тому, что делают хасиды в Умани, помимо своих религиозных церемоний. В первую очередь жалобы относятся к их поведению и манере обращения с не евреями, характеризующимися высокомерием. Особенно это касается приезжих из Израиля, которые на фоне своих европейских, американских и австралийских единоверцев выглядят дико. Кроме того, во время праздника хасидов местные жители испытывают определенный дискомфорт. Привычный ритм жизни прекращается, и город как бы замирает. Многие чувствуют себя находящимися в карантине, когда паломники съезжаются в Умань. Новый год хасиды действительно справляют, что называется, от души. Их вероучение особенное внимание уделяет таким вещам, как религиозная экзальтация, радость, эмоциональное напряжение в ходе молитв и религиозных практик. Экспрессивные, яркие, динамичные проявления религиозного чувства для хасидов - привычное явление, которое действительно может впечатлить и даже слегка напугать не знакомого с ними человека.

Еще одна проблема связана с загрязнением города во время празднования Нового года. Основная масса паломников приезжает из Израиля, в котором действуют суровые законы и взимаются немалые штрафы с тех, кто мусорит на улице. Украина же отличается полным безразличием к этой проблеме, поэтому многие приехавшие гости не стесняются мусорить где хотят. Опять же, здесь часто отмечают разницу менталитета между американскими и европейскими хасидами и верующими, приехавшими из Израиля. Последние оставляют так много грязи на улицах, что специальные службы едва успевают убирать мусор. Еврейской организации, которая организует паломничества в Умань, даже приходится нанимать для уборки мусора работников из числа местных жителей.

Нередко отмечаются также эпизоды хулиганского поведения, которое демонстрируют хасиды Умани. Известны случаи оказания сопротивления милиции прибывшими паломниками. Почему хасиды в Умани себя склонны так вести, трудно сказать однозначно. Но регулярно кого-либо из них приходится депортировать из страны.

Начало паломничества

Когда в Умань приезжают хасиды? Основная масса паломников стягивается в Умань, как было сказано выше, к еврейскому Новому году, который называется Рош-Хашана. Однако самые первые из них приезжают сюда еще за неделю до этого, чтобы успеть снять лучшее жилье и подготовиться к празднику. Как правило, это наиболее состоятельные представители общины, так как стоимость жилья может достигать более тысячи долларов в сутки за человека. Примерно за четыре-три дня до начала торжеств начинается массовый заезд паломников. Специальные автобусные рейсы привозят их из и Одессы. Всех их свозят в одно место, располагающееся на улице Челюскинцев. Там у приезжих тщательно проверяют документы и багаж на наличие запрещенных к провозу предметов и веществ. Этот своеобразный распределительный пункт надежно охраняет милиция и специальные силовые подразделения города. Далее паломники направляются на улицу Пушкина, где происходит их общий сбор. Впрочем, уже в пункте прибытия местные жители атакуют прибывших гостей с предложениями об аренде жилья, так что многие приезжие хасиды Умани отправляются сразу в свои апартаменты.

Проживание паломников

В пункте прибытия, помимо правоохранительных органов, присутствуют и представители еврейских структур, которые занимаются организацией паломничества. Они встречают приезжих, помогают переводить с языка на язык и ведут учет прибывших. Как уже было сказано, из пункта прибытия после всех необходимых процедур паломники направляются на улицу Пушкина, где собираются все евреи, посещающие Умань. Паломники-хасиды находят здесь себе жилье. В основном в этом им помогают местные жители, любезно предоставляющие в аренду свое собственное жилище за довольно приличные деньги. Цена на последнее зависит от места расположения, этажа, типа и условий проживания. Квартиры в многоэтажных домах на улице Пушкина, Белинского, Кулика и Софьи Перовской наиболее дорого оценивают приехавшие в Умань хасиды. Могила их святого - цадика Нахмана, которая располагается вблизи этих улиц, является тому причиной. Несколько дешевле стоит аренда частных домов в этом же районе. Самым дешевым считается жилье в других, более отдаленных районах. Его нечасто арендуют приехавшие в Умань хасиды. Могила Нахмана, точнее, ее местонахождение, не влияет на ценообразование аренды квартир, расположенных выше пятого этажа, даже если те располагаются в самой непосредственной близости к ней. Дело в том, что во время празднования Нового года иудеям воспрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтами.

Проблемы для паломников

Одна из основных проблем для паломников заключается в том, что существующий маршрут Киев - Умань или Одесса - Умань очень неудобен. Действительно, почему хасиды едут в Умань из этих городов на автобусах, тратя больше денег и времени, а не летят напрямую к месту назначения? Ответ заключается в простом факте отсутствия аэропорта. Не так давно, в начале 21 века, его хотели отремонтировать для принятия прямых рейсов из Израиля и других стран. Но результатом этого предприятия стал полный демонтаж аэродрома.

Еще одна проблема состоит в том, что для паломников нет продуманной системы размещения. Построенный для этого отель не способен вместить всех, и большая часть гостей города вынуждены арендовать жилье у местных жителей, которое оказывается достаточно дорогим и не всегда удобным. К тому же сам процесс поиска жилья после изматывающего перелета, путешествия на автобусе, стояния в очереди в пункте прибытия и нескольких досмотров является довольно неприятной процедурой. А если прибавить к этому незнание языка и, соответственно, ограниченные возможности коммуникации с местным населением, то становится понятным, насколько проблемным является съезд хасидов. В Умань тем не менее паломники приезжают, стойко перенося все невзгоды. К тому же существуют посредники, которые стараются решить существующие трудности и обеспечить паломников всем необходимым.

Предложения о переносе могилы цадика Нахмана

Некоторые люди, как среди самих хасидов, так и среди жителей Украины, задаются вопросом о том, почему хасиды приезжают в Умань каждый год, вместо того чтобы просто перенести могилу цадика Нахмана в Израиль. Это облегчило бы жизнь многих приверженцев этого вероучения и сэкономило бы им огромные деньги. С инициативой переноса могилы официально выступил в 2008 году Израиль, предложив перевезти ее в Иерусалим. Израильская сторона была даже готова оставить в случае принятия положительного решения щедрую финансовую компенсацию. Однако проект переноса места захоронения этого иудейского святого так и не был реализован. Поэтому хасиды продолжают ежегодно стекаться в Умань, и число их, между прочим, год от года только растет. Это связано, во-первых, с отменой визового режима, а во-вторых, с широким распространением брацлавского хасидизма в еврейских кругах в последние годы.

Дети в паломничестве

Почему хасиды празднуют Новый год в Умани, мы выяснили. Но зачем некоторые из них везут туда детей? Дело в том, что совершеннолетие в иудаизме наступает значительно раньше, чем то предполагается по светским законам. Так, мальчики уже в 12 лет считаются полноценными мужчинами и членами общины, а соответственно, могут и должны при возможности посещать могилу Нахмана. Кроме того, забирая детей и подростков с собой, родители преследуют и педагогические цели. Таким образом они прививают им уважение к религии, ее традициям и почтение к ее святыням. К тому же не стоит забывать, что многие хасиды компактно живут в общинах, расположенных в неиудейских городах и сильно выделяются на общем фоне населения. Это относится, конечно, в первую очередь к западным странам, хотя даже в самом Израиле иные хасиды выделяются из толпы. Из-за этого дети могут переживать некоторые психологические трудности, поэтому им очень полезно побывать в местах массового скопления их единоверцев, почувствовать свою общность с многотысячным сообществом, очаги которого теплятся по всему миру.

Чем занимаются дети во время паломничества? В принципе, тем же самым, что и взрослые. Кроме того, во время праздника Рош-Хашана, мальчиков учат Торе и религиозному закону.

Отъезд из Умани

Когда уезжают хасиды из Умани? Обычно сразу после праздника. Сам Рош-Хашана длится два дня и по еврейскому календарю выпадает на месяц тишрей. В пересчете на гражданский это время сентября или октября. Как только праздник заканчивается, верующие начинают собираться в дорогу. Обычно в течение двух-трех дней они все разъезжаются.

А многие ли из нас знают – кто такие Хасиды? Чем они знамениты и почему возник такой вопрос?

Просто сейчас в небольшом украинском районном городке Умань, расположенном на полпути от Киева до Одессы - Последний приют лейтенанта Шмидта , нарастает ажиотаж, который достигнет своего апогея к 24 сентября. В этот день все евреи, которые почитают течение хасидизма, считают своей обязанностью побывать на могиле цадика Нахмана (1772-1810) - основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, который развил это религиозное течение, придуманное еще его прадедом Исраэлем Баал ШемТова и прожил в Умани свои последние годы. Паломники верят, что рабби Нахман, находясь на смертном одре пообещал защитить всех тех, кто приедет помолиться у его могилы.


Традиция паломничества существовала с момента его смерти с 1810 до 1920 г. Позже она пресеклась советской властью. Несмотря на то, что во время Второй Мировой Войны могила цадика Нахмана и все еврейское кладбище в Умани были уничтожены, после 1991 г. эта традиция возродилась и ежегодно накануне Нового года Рош ха-Шана город наводняют десятки тысяч паломников, превращая его в маленький Израиль.

На месте могилы построена небольшая синагога и празднование Нового года проводится в течении двух дней в новолуние сентября или октября - с этого дня и начинается новый год по еврейскому календарю.

Самое главное, что надо делать во время празднования Рош ха-Шана - провести весь этот день в молитвах и потрубить в шофар – трубу, сделанную из рога барана. Последнее действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.

Я не буду останавливаться на теории хасидизма – желающие могут почитать об этом хотя бы в Википедии. Но, не вдаваясь в детали и почитав даже немного, в ней видны разумные вещи, которые, собственно есть и во всех других религиях и их разнообразных течениях. Чем плохи, например, вот такие хасидские мысли?:

Ты находишься там, где твои мысли. Так позаботься о том, чтоб твои мысли находились там, где ты хочешь быть.
- Всё в мире - всё, что существует, и всё, что происходит - это испытание, предназначение которого - дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.
- Знай! Весь мир - это очень-очень узкий мост... И главное, совершенно не бояться!
- Музыка обладает огромной силой привлечения к Богу. Развивай в себе привычку всегда напевать какой-нибудь мотив. Он даст тебе новую жизнь и пошлёт радость в твою душу.

И таких мыслей-зарисовок у них тысячи и изложены они в пожелтевших от времени книгах разных толщин, которые, зайдя в мемориальный дом цадика, мы увидим на многочисленных книжных полках. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

В этом году Новый 5775 иудейский год Рош Ха-Шана придется на 24 сентября и в Умани будет столпотворение паломников-хасидов. Их приедет в этот небольшой городок около 35 тысяч из разных стран мира и его население увеличится сразу на треть! В это время к могиле цадика будет не подступиться.


Как-то, еще лет пятнадцать назад, мы посещали в это же время в Умани знаменитый Софиевский парк и тогда впервые столкнулись с этим явлением, которое только начало возрождаться после советской паузы. Весь район, прилегающий к улице Пушкина, около которой и находится эта могила, был заполонен бородатыми со свисающими пейсами, одетыми во все черное, немытыми (по обету) мужчинами-паломниками. Пройти к дому, в котором был похоронен цадик не представлялось возможным и было даже опасным – казалось, что эти черные фанаты разорвут тебя - антихриста.

Сейчас для безопасности жителей Умани и хасидов из Израиля на эти дни приезжают даже свои полицейские. И, если раньше – в начале 90-х, когда только началось это явление паломничества, между ними и местными жителями возникали какие-то трения и недовольства, то, спустя некоторое время, жители поняли, что это приносит неплохой заработок на сдаче внаем жилья, покупке паломниками квартир и домов, развитию отельного бизнеса и оказанию других благ и услуг.

Таким образом, к основному туристическому объекту города – Софийскому дендрологическому парку нежданно-негаданно добавилась еще и встреча Нового иудейского года, привлекающая и других туристов «для поглазеть» на этот необычный для большинства жителей Украины праздник.

А сейчас, за неделю-две до наступления этого Нового года, можно пока спокойно пройтись по улице Пушкина, застроенной обычными советскими девятиэтажками и зайти в дом-синагогу, в котором и находится эта святыня. У дома два входа – один для женщин, другой для мужчин. У каждого входа для порядка стоят по нашему милиционеру и пройти в каждую из этих дверей сейчас можно свободно.

И в мужской, и в женской частях есть несколько больших комнат, в которых расставлены столы со скамьями, за которыми удобно проводить время почитывая мысли из книг, взятых со стеллажей.

У стенки, разделяющей мужскую и женскую половины, стоит надгробие, тоже разделенное как бы пополам этой стеной. Сейчас, до официального открытия праздника, оно прикрыто защитной пленкой. Такая вот картина.

В этой комнате сейчас свободно и были только несколько человек, которые исступленно, и ни на кого не обращая внимания, громко читали цитаты из книг на иврите и отбивали, едва не разбивая лбы об стену, поклоны. Я представляю, что тут будет твориться 24-26 сентября! Вавилон!

Сейчас Хасиди́зм, охвативший поначалу в первой половине XVIII века еврейское население только Речи Посполитой и прилегающих к ней украинских и российских территорий, растекся по всему миру и имеет множество разветвленных течений, разобраться в которых, думаю, и они сами не все не могут.

Традиционные занятия таких хасидов - бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество и финансовый рынок, которые, если взять весь мир, тянут на миллиарды долларов.

Вот так – кто не хочет, может и всю жизнь не работать, а только зубрить Тору, отвешивать лбом поклоны и при этом не голодать. А еще приезжать в Умань целыми общинами, да еще и вместе с детьми. Некоторые хасиды приезжают по нескольку раз за жизнь, а некоторые и вовсе ежегодно. Это всё зависит, прежде всего, от финансовых возможностей каждого. Те евреи, которые не имеют средств на поездку в Украину, могут обратиться за помощью к специальным структурам Израиля, которые занимаются благотворительностью. Они и оплачивают проезд общине и дают средства на питание и аренду жилья в Умани.

И еще - женам хасидов религия запрещает аборты. Поэтому вереницы детей, следующие за такими парами - норма. И все они тоже потом сядут на шею государства.

Так что, перефразируя слова известной песни Высоцкого, можно тоже воскликнуть: «Хорошую и удобную религию придумал в Умани ребе Нахман»!

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Как отмечают иудейский Новый Год паломники в Умани

К 20 сентября около 35 тысяч хасидов со всего мира съехались в город Умань Черкасской области, чтобы отметить наступление Нового 5778 года по иудейскому летоисчислению — Рош Ха-Шана. Празднование в этом году сопряжено, как с массовыми гуляниями, так и с неприятными инцидентами: в ночь на 21 сентября в одном из гаражей, где ночевали паломники, произошел взрыв, в результате которого пострадали двое хасидов, в том числе тринадцатилетний подросток. В Умани прогремел взрыв, пострадал израильский подросток

Хотя полиция еще не окончательно определилась с версией о причинах взрыва, открыв пока дело по статье «хулиганство», но среди паломников распространяются слухи о теракте, как проявлении антисемитизма. И у них есть основания для таких подозрений. Как заявил недавно в интервью председатель еврейской религиозной общины Умани Лев Гуральник: «Боятся паломники больше всего местных жителей, потому что одни обдирают их как липку, а другие, те, кто не имеет возможности заработать на приезжих — очень враждебны».

Пожилые хасиды опасаются новых провокаций и настороженно посматривают по сторонам, пытаясь узнать детали у украинских полицейских, однако их быстро увлекает поток других паломников, спешащих к святым местам.

Вслед за Рабби Нахманом

Для последователей этого вероучения важно хотя бы раз в жизни встретить Новый Год именно возле могилы цадика Нахмана, чтобы весь следующий год был счастливым.

Первые сотни хасидов начали прибывать в Борисполь неделю назад. Только за последние сутки в Украину прибыли девять чартерных рейсов из Израиля. В аэропорту паломники обычно арендуют автобус до Умани за $600-700. Веселье, сопровождаемое пением и попытками танцевать, начинается уже в автобусах, нередко вызывая возмущение водителей, однако за такую сумму они готовы потерпеть. Караваны автобусов едут также из Одессы и с польско-украинской границы. После отмены визового режима с Израилем количество паломников увеличилось в разы и возрастает с каждым годом на 5-7 тысяч человек.

В Умани паломников уже ожидают группы местных жителей, предлагая ночлег от 250 долларов за ночь (сарай, гараж) и выше (за квартиру). Хасиды обычно с легкостью соглашаются — малоимущим паломникам-хасидам финансово помогают израильские религиозные благотворительные организации, выделяя средства на поездку в Умань.

Практически все гаражи, квартиры и комнаты в частном секторе забиты. Паломники нередко набиваются по 15-20 человек в гараж — условий никаких, но, как многие говорят: «на два-три дня терпимо». В центр города паломников пропускают через КПП и металлоискатели. Значительная часть хасидов располагается в палаточном лагере возле местного озера — затопленного карьера с кучей битого стекла и строительного мусора на дне.

© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

К моменту празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются также торговцы из окрестных районов, которых облагает «налогами» местный рэкет. Так, например, 21 сентября в Умани задержали депутата городского совета, который требовал взятку в 300 долларов от мелких предпринимателей за право торговли во время иудейского Нового Года.

Немногочисленные отели Умани не в состоянии вместить всех желающих, тем более что в этом году номера отелей были забронированы для 500 украинских полицейских, которых свозят со всей Украины. Помимо, украинских полицейских здесь присутствуют также 15 полицейских из Израиля из числа наших бывших соотечественников, основная задача которых быть переводчиками между паломниками и местными жителями. Тем не менее, проблемы возникают и зачастую, увы, на почве антисемитизма.

Для городского совета Умани и местных жителей визит тысяч иностранцев — одна из немногих возможностей заработать. В этом году городской бюджет ожидает от 6 до 8 миллионов гривен дополнительных доходов только от налогов за сдачу жилья. Однако в городском совете Умани сильные позиции имеет ультраправая партия «Свобода», которая не раз организовывала антисемитские акции в городе. Местные националисты очень негативно относятся к фразам вроде «Умань — старый еврейский город», так как, по их мнению, это может привести к предъявлению прав на город и «сепаратизму». В Умани задержали хасидов-наркокурьеров

Хасиды, осевшие в Умани, утверждают, что последнее время участились угрозы в их адрес, как правило, со стороны националистически настроенных подростков из числа футбольных фанатов.

Украинские националисты заявляют, что местных жителей беспокоит большая шумная толпа, после которой, как и после любого крупного фестиваля, остается много мусора. Проблема, в принципе, решаемая, но, как оказывается, не все так легко. Еврейские организации ранее сетовали на то, что местные власти не желают позволить самим хасидам заняться организацией вывоза мусора и благоустройством территорий, предпочитая просто «брать деньгами», не решая при этом проблему. В итоге в этом году хасиды решили сами нанять местных жителей, как для приготовления традиционных новогодних блюд, так и для благоустройства территории.

«Хасид-сепаратист»

Тем не менее, повод предъявить претензии всегда найдется — ведь существует «универсальный аргумент» в любых спорах — «российская агрессия».
На днях мер Умани Александр Цебрий в ответ на реплику о халатности местных властей в организации приема паломников заявил: «А как расценить выпад хасида, который на камеру известного телеканала заявляет о поддержке захватнической политики Путина? И это в Украине, когда идет война, от путинской агрессии гибнут люди. Почему даже речи нет о депортации такого «истинного верующего»?

Несмотря на то, что городской бюджет Умани ежегодно дополнительно получает миллионы гривен за счет паломничества, напряженность между местными националистами и хасидами сохраняется уже долгое время, регулярно приводя к неприятным инцидентам.

Можно вспомнить, что еще 2011-м местные «свободовцы» организовывали акцию «Умань без хасидов», которая закончилась ожесточенными столкновениями между националистами и полицией. В 2013 неизвестные напали на палаточный лагерь, избив охранника и похитив 50 тысяч долларов из сейфа благотворительной организации. В декабре 2016 года местные антисемиты устроили погром в синагоге на могиле цадика Нахмана, разбросав свиные головы с вырезанными на них свастиками и забрызгав помещение кровью.

Более 30 000 хасидов со всего мира отмечали в ночь на понедельник, 10 сентября, Рош-а-Шана (иудейский Новый год) на могиле своего духовного наставника цадика Нахмана в Умани Черкасской области Украины

Празднование наступления иудейского Нового года на этот раз проходит с 9 по 11 сентября и, в отличие от прежних лет, проходит относительно спокойно: за минувшую ночь ни правоохранители, ни пожарные не получили ни одного серьёзного вызова, передает утром в понедельник 10 сентября, ТСН .

Как хотели похитить прах цадика

Так спокойно было далеко не всегда. Вокруг могилы цадика (святого) Нахмана кипели нешуточные страсти. В 1996 году автору этих строк пришлось в срочном порядке ехать в Умань, чтобы написать репортаж о попытке похищения праха цадика. Прибывшие из Израиля двое паломников тогда сняли комнату в доме, во дворе которого находилась могила, и принялись прямо из этой комнаты делать подкоп. Их случайно разоблачила хозяйка дома, которая в отсутствие квартирантов стала делать уборку и обнаружила странный лаз.

Тогда представители правоохранительных органов разъяснили: некоторые хасиды считают, что тело рабби Нахмана должно покоиться в земле Израиля, другие — их большинство — против, поскольку это противоречит завещанию самого рабби.

Впоследствии, когда власти Украины поняли, какие выгоды несет массовое паломничество хасидов в Умань, были приняты соответствующие меры безопасности, а у могилы воздвигли большую синагогу. Теперь подобная авантюра с подкопом вряд ли возможна. Умань: между хасидами и националистами

Но сам вопрос не закрыт. В прошлом году издание The Jerusalem Post сообщало , что вице-министр иностранных дел Израиля Ципи Хотовели (Tzipi Hotovely ) поручила начать переговоры с властями Украины о возможности переноса останков рабби Нахмана из Умани.

И это не первый случай, ранее переговоры на эту тему велись в 2007 году — безрезультатно.

Город Умань с населением около 90 тысяч человек во многом выживает за счет хасидов, которым местные жители сдают жилье (а паломники едут сюда не только в дни Рош-а-Шана), продают по завышенным («новогодним») ценам продукты и оказывают различные услуги.

Вице-президент Международного благотворительного фонда имени Рабби Нахмана Шимон Бускила в прошлом году отмечал, что за год в Умани появилось 15 новых отелей (теперь их в городе больше 50).

Хасиды и «гибридная война»

Тем не менее, между хасидами и местными жителями не раз случались инциденты — слишком своеобразно ведут себя паломники (а иной раз, возможно, не очень тактичны и некоторые уманчане). Правоохранители стараются вспышки вражды купировать, стягивая каждый раз в Умань дополнительные силы полиции. Для охраны правопорядка прибывают в Умань и израильские полицейские — как правило, выходцы из бывших советских республик, умеющие6 говорить на русском и украинском языках.

Ранее в пресс-службе Национальной полиции Украины сообщали , что в этом году ожидается прибытие в Умань от 50 до 80 тысяч хасидов. В связи с этим глава Нацполиции Сергей Князев заявил, что украинские полицейские прилагают максимум усилий для того, чтобы паломники «даже в условиях гибридной войны… не почувствовали её последствий и были в безопасности». Россия объяснила Украине в ООН, что такое гибридная война

Популярный в среде украинских политиков термин «гибридная война» (которую, по их утверждению, Россия ведет против Украины) для них достаточно удобен — на такую «войну» можно списать что угодно. Если вдруг будут отмечены проявления антисемитизма (а украинские националисты всегда имели свой особенный взгляд на «еврейский вопрос»), то «антисемитами» с большой степенью вероятности окажутся «российские агенты».

Вот и взрыв, прогремевший в сентябре прошлого года неподалёку от места массового пребывания хасидов, по словам Князева, устроили «спецслужбы враждебного иностранного государства», которые организовали этот теракт «руками граждан Украины».

Речь идёт о представителях так называемой «банды Торпеды» , которых подозревают в осквернении синагоги в Черновцах, в попытке поджечь синагогу во Львове, в бросании гранаты в посольство США в Киеве, в могилы рабби Нахмана в Умани (и это не весь список). По версии советника главы МВД Украины Антона Геращенко , за каждый теракт «по заказу из России» исполнители будто бы получали… по 300-500 долларов.

В МВД Украины также заявляли, что установлена цепочка связей членов группировки с находящимися в России бывшими нардепами-«регионалами» Владимиром Олейником и Сергеем Тулубом , а также с рядом руководителей «Оппозиционного блока», которые находятся на территории Украины. В ответ на это экс-нардеп и бывший мэр Черкасс Владимир Олейник иронично потребовал: «доказательства, пожалуйста, в студию!».

© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Не только «агенты Кремля»

Но и без «российских агентов» на Украине бывает горячо. Так, в Кременчуге неизвестные пять раз в течение двух последних лет громили могилу дочери основателя брацлавского хасидизма. Об этом сообщал на своей

И снова на Рождество мы в Умани - третий год подряд. На этот раз - никаких заезженных мест, Софиевку и центр города мы уже видели. Держим курс на еврейские кварталы. Посмотрим как живут хасиды в украинской провинции. Этнография в чистом виде. Зимой район выглядит пустынным. Большинство ортодоксов съезжаются сюда в сентябре, чтобы отпраздновать еврейский новый год у могилы почитаемого ими Рабби Нахмана.

Из-за популярности сего действа, в последние годы район оброс специальной инфраструктурой - здесь выстроили огромную гостиницу для хасидов, работают магазины с кошерной едой, появились всевозможные заведения для паломников и даже собственная скорая помощь. А надписи вокруг, даже объявления на столбах, сплошь на иврите. Эдакий город в городе. Прогуляемся?

Умани. На первый взгляд - обычный район, ничем не отличается от соседних. Дореволюционные здания вперемешку с советскими высотками и частными домами.

Но стоит присмотреться и понимаешь - что-то не так. Первым делом в глаза бросаются объявления и вывески - всё на иврите.

По большому счёту, в Умани есть всего две достопримечательности - Софиевский парк и могила Рабби Нахмана. Каждый уважающий себя хасид должен хоть раз в жизни побывать на ней. А уж если встретить славный праздник Рош Ха-Шана рядом с останками ребе - сразу жизнь наладится и следующий год принесёт счастье. В Умань приезжают целыми семьями, на несколько дней, а то и недель. В сентябре сюда съезжается до 30 тысяч хасидов. Это очень много. Чтобы было понятнее, население всей Умани - 80 тысяч человек.

Небольшой ликбез. Хасидизм - одно из течений иудаизма, основанное на каббале. Зародился в 18 веке на Подолье. Учение быстро стало популярным среди евреев, живших на территории современных Польши и Украины. Основатель хасидизма похоронен в городке Меджибож Хмельницкой области. Но куда большей популярностью пользуются останки его правнука Рабби Нахмана, который покоится в Умани. Этот цадик (праведник) основал брецлавскую ветвь хасидизма. Покоится ребе за этими воротами, в специальной усыпальнице. У нас особого интереса к останкам еврейских святых нет, поэтому внутрь не заходили. К тому же, одеты были неподобающим образом.

С останками цадика Нахмана не всё так просто. Хасиды уже давно жаждут увезти их в Израиль. В начале 90-х президент Кравчук дал на это добро. Но в последний момент передумали, из-за возмущения местной еврейской общины - мол, сам Нахман завещал похоронить себя именно в Умани. Спустя пару лет останки попытались выкрасть двое молодых хасидов, но их поймала доблестная украинская милиция. Скандал разгорелся нешуточный, но святыня всё же осталась в Умани.

Затем - очередной кипиш. Рядом с могилой Нахмана решили построить огромную синагогу, на 6 тысяч паломников. Не судьба - подрядчик начал работы, но хасиды с ним не расплатились. Суд постановил продать землю с недостроем с аукциона. Это вызвало волну протестов со стороны еврейских организаций. В конце концов дело замяли, но синагогу так и не построили. Теперь хотят возвести паломнический центр.

Пока паломнический центр не построили, вокруг натыкано множество всяких разных пристроек. Что в них - непонятно, надписи только на иврите.

Неподалеку, на территории какого-то завода, сохранилась старая синагога. Её давно используют как склад. Ходят слухи, что евреи хотят её восстановить и для этого готовы выкупить весь завод. В этом районе вообще много заброшенной промзоны.

Местные делают на еврейских традициях неплохой бизнес. Квартиры хасидам сдают в среднем от 200 до 500 долларов с человека за неделю. Бывает и дороже, всё зависит от близости к могиле и этажа (в праздник ортодоксам нельзя пользоваться лифтом).

Но далеко не все рады таким гостям. Многих полчища хасидов откровенно раздражают. От них много шума и мусора. Даже сейчас, спустя четыре месяца после гуляний, еврейские кварталы выглядят одними из самых неухоженных и загаженных в городе. Местами мусор вдоль дорог валяется целыми кучами, непонятно почему его никто не убирает. Во время Рош Ха-Шана улицу оцепляет Беркут, но это не спасает от постоянных стычек и конфликтов.

Гостиница "Шаарей цион" с кошерным рестораном. Построена хасидами для себя самих - работает только осенью, во время массового паломничества.

Казалось бы, совершенно обычный панельный дом. Но во всю стену красуется какая-то надпись на иврите. Кто поможет с переводом?) Кстати, халабуды и сарайчики под окнами ещё более перекособоченные, чем в украинской части Умани.

Во дворе - кошерная шаурмишная)

Все хасиды ходят с пейсами, в национальной одежде и с какими-то ритуальными верёвками, свисающими с пояса. Очень колоритно. Выглядят точь в точь как на постерах. Кстати, реклама - локализована. Это круто.

Хасиды живут по собственным законам и порядкам. Особенно, во время Рош Ха-Шана. Бывали случаи, когда во время празднеств кому-то становилось плохо, но скорую помощь в квартал не пропускали - мол, не положено. Теперь обзавелись своей собственной. Номера, кстати, немецкие.

Что-то вроде мини-кемпинга. За забором - большая зелёная лужайка, стоят несколько трейлеров и прицепов, в которых можно жить.

На заборе - расписание авиарейсов. Всё серьёзно) Самолёты из Израиля в Умань не летают. Говорят, в начале 2000-х некие деятели решили отремонтировать местный аэропорт. Но всё закончилось тем, что старый аэродром разобрали и на этом дело заглохло. Теперь вообще никакого нет. Хасиды летят в Киев или Одессу, а дальше - на автобусе.

Вокруг всё очень аутентично. Даже граффити на иврите.

Loading...Loading...