Празднование дня рождения патриарха кирилла. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович)

Глава РПЦ отметил день рождения Апокалипсисом

О скором наступлении Апокалипсиса предупредил в понедельник, в день своего дня рождения, в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Это уже видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», - сказал он. . Однако опрошенные нами священнослужители полностью с ним солидарны.

Начал Кирилл тему грехопадения с темы отдельных культурных деятелей - не всех, а тех, кто в последние годы заявляет о «некой своей особой роли, об особых правах нести народу искушение и грех, сбивать людей с толку». «Сегодня грех не просто очевиден… Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом - через кинематограф, через театр… И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», - цитирует слова патриарха Интерфакс.

Ну а если человечество, влекомое такими деятелями от культуры, падает во грехе - жди, по мнению главы РПЦ, неминуемого Апокалипсиса. Но патриарх считает, что у нас еще есть надежда: согласно христианскому вероучению, приближение и удаление конца света зависит от самих людей.

По каким признакам можно определить наступление конца света и что делать, чтобы спасти свою семью, а может, и целый город, мы узнали у священника, который отказался называть свое имя в газете.

Все, что говорит Кирилл, верно, - говорит мой собеседник, священнослужитель одного из столичных храмов на северо-западе Москвы. - Я на каждой проповеди говорю то же самое: Апокалипсис наступает каждый день. Зайдите в метро, посмотрите: все люди сидят, человек 40 в вагоне, и все рассматривают свои гаджеты. Лишь единицы читают электронные книги, цельные литературные произведения, - остальные только листают, ищут виртуальные удовольствия. Это что, разве не рабство перед дьяволом, не порабощение человеческой воли? А ведь Господь говорил: «Кто любит отца или мать больше меня, не достоин…» А тут - гаджеты… Кроме того, самые массовые зрелища, которые предлагаются людям, завязаны на злости, драках. Будь то бесконечные телесериалы, триллеры или футбольные матчи. Что уж тут говорить, если царя уже «пинают», наших святых… Да прочитайте вы переписку детей, Александры Федоровны с Николаем! Это же эталон царской семьи! Но нет, потворникам дьявола его надо обязательно разрушить. Показать, что царь был таким же, как и все, блудником и развратником…

- Можем ли мы спастись во время второго пришествия Христа?

В Библии сказано: «Даже если будет десять праведников в двух городах, сохраню».

- Так когда же наступит конец света?

Этого никто не знает, даже Христос. Но сам Господь сказал об этом времени, что падение человечества будет настолько сильным, что из любви к нему, чтобы хотя бы кого-то спасти, «я сокращу время своего прихода». То есть Апокалипсис наступит раньше.

И вот наступило время, когда вдруг сказали, что это совсем не так, что можно все это без зазрения совести совершать. Более того — что государство должно этому содействовать. Аборты в нашей стране появились в 20-е годы. А какая тогда была цена человеческой жизни? Никакой. Нужны были тракторы, а не люди. Было сознание того, что уровень жизни невысокий, нужно индустриализацию проводить и все прочее. Хотя, может, тогда этих идей еще особенно сформулировано и не было, но тем не менее, ясно было, что страна вступает на другой уровень своего исторического бытия, и меньше всего заботились о матерях и о детях. Нужно принять во внимание еще и то, в каких условиях тогда совершались аборты, каков был уровень медицины, какая была колоссальная смертность среди женщин. Большинство совершивших аборты потом не могли родить. И на это государство шло. А учитывая, что это происходило в России, где аборт считался абсолютным злом, это, конечно, было и насилием над нравственным чувством народа.

И когда сегодня у нас такие большие усилия прилагаются, чтобы увеличить численность населения, в том числе материнский капитал — я это полностью поддерживаю.

— А есть ли результаты, и к чему стремиться?

— Результаты есть. Но если учесть, что цифра официально совершаемых абортов многократно ниже реально совершаемых абортов (некоторые считают, что у нас в стране совершается 3 миллиона абортов, другие говорят, что 5 миллионов — подсчитать невозможно), то сокращение абортов на один миллион в год привело бы к увеличению нашего населения на 10 миллионов за 10 лет. Если просто говорить — не о духовной или нравственной, а о социально-экономической составляющей.

Но настало время, когда мы должны вернуться к тому пониманию, что аборт является: во-первых — грехом, во-вторых — надругательством над женщиной… Нет ни одной женщины, которая бы совершила аборт по каким-то обстоятельствам и которая бы не переживала это как тяжелейший момент в своей жизни. Я знаю это, потому что мне приходилось принимать исповедь. И я знаю, с каким чувством некоторые женщины всю жизнь каются в одном и том же. И даже иногда говоришь: ну, вы же об этом уже говорили, вы же приносили покаяние. "Нет, — говорит, — у меня совесть нечиста, я не могу и наверное до конца дней буду страдать от этого"…

— Вы поэтому подписали нашумевшую петицию? И что имели в виду — строгий запрет абортов или вывод их из системы обязательного медицинского страхования (ОМС)?

— Когда мне предложили подписать петицию, я, конечно, подписал, потому что Церковь против абортов. Но мы по земле ходим — и у Церкви совершенно реалистическая повестка дня, идет диалог с государством. Мы понимаем, что в настоящий момент запретить аборты невозможно. Нужно к идее исключения абортов из нашей жизни подходить с точки зрения возможностей сегодняшнего дня — сейчас возможным является вывод аборта из общеобязательного медицинского страхования.

— Зачем это нужно, что это даст?

— Потому, что если государство говорит: это ваше личное дело, оно подчеркивает свое негативное отношение к абортам. Ну ведь никто же не помогает, допустим, алкоголикам и наркоманам приобретать спиртное и наркотики за счет какой-нибудь страховки?! Нет такого, потому что это — зло, это — вредно. А здесь покрываем общей страховкой совершение абортов.

— Но многие опасаются, что выведение абортов из системы ОМС, не говоря уже об их запрете, толкнет женщин на опасные подпольные медуслуги?

— Есть такой абсолютно ложный аргумент, но его постоянно повторяют: что если мы сейчас выведем из общего ОМС совершение этих манипуляций, то мы подтолкнем наших женщин к совершению нелегальных абортов. Почему? А что, нелегальные аборты — бесплатные? Назовите мне хоть одного совершителя нелегальных абортов, который это сделает бесплатно. И в первую очередь, конечно, по медицинским и некоторым социальным показаниям. Хотя к социальным показаниям я отношусь очень сдержанно и даже, я бы сказал, негативно.

— То есть по медицинским показаниям совершение аборта допустимо?

Медицинские показания — это уже другой разговор. Хотя приведу пример из нашей семьи. Моей маме было уже 40 лет, когда она стала ожидать третьего ребенка, и это было послевоенное время, организмы, конечно, были ослаблены у женщин. И врачи ей сказали: вам нужно категорически сделать аборт. Иначе либо вы умрете, либо ребенок ваш умрет. Отец — священник — вот представляете, какая дилемма? Категорическое требование врачей…

И тогда папа решил вместе с мамой поехать к нашему духовнику, к старцу Серафиму Вырицкому (сейчас он уже причислен к лику святых, а тогда он просто был монахом, жившим на покое в Вырице под Ленинградом). Они приехали, старец их выслушал, и очень кротко и спокойно сказал: идите и рожайте. Все — это было окончательным решением.

Родилась девочка, совершенно здоровая.

Настало время, когда мы должны очень серьезно, все вместе работать для того, чтобы радикально уменьшилось количество абортов. И вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования, думаю, был бы первым правильным шагом, на чем сейчас Церковь и настаивает.

В подарок от Владимира Путина Патриарх получил картину "Успенский собор Кремля", которую написал художник Владимир Лаповок в 2007 году. "Хочу вас сердечно поздравить с днем рождения, поблагодарить вас за ваше служение и пожелать, пожелать всего самого-самого доброго, здоровья", - сказал Владимир Путин. "Поменьше работать", - добавил глава государства.

Предстоятель РПЦ поблагодарил президента за поддержку сотрудничества государства и церкви. "Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше, чтобы люди жили хорошо - и духовно, и материально, чтобы процветала наша страна, и чтобы счастье было в каждой семье. Я благодарю вас за то, что сегодня это соработничество набирает силу, и думаю, что многие его положительно оценивают. Так что сердечно вас благодарю", - сказал он.

"Замечательная картина, Успенский собор. Очень хорошая картина, приятная, написана хорошо. Спасибо вам большое!" - поблагодарил Патриарх.

"Вам большое спасибо! - ответил Путин. - Спасибо за все, что вы делаете для страны, для людей наших".

Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше

Художник рассказал, что это уже вторая его картина, которую дарит Владимир Путин: в 2016 году в день Славянской письменности Предстоятель РПЦ также получил полотно, написанное Лаповком, от главы государства, сообщает информагентство РИА Новости. А вот отвечать на вопрос о стоимости картины мастер отказался. "Вот это как раз секрет, коммерческая тайна", - заметил он.

Напомним, что в прошлом году к юбилею президент наградил Патриарха орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

"Благодаря Вам сегодня государство и Русская православная церковь развивают конструктивный диалог. Вместе многое делают для того, чтобы люди в нашей стране жили лучше. Участвуют в важных социальных и благотворительных проектах, обустраивают больницы и приюты. Восстанавливают памятники истории и культуры. Общими усилиями воспитывают у молодежи уважительное отношение к людям разных религий и национальностей", - говорится в поздравлении Патриарху премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава правительства заявил, что многолетнее первосвятительское служение Кирилла значимо не только для церкви, но и для всей страны. "Вы всегда призываете к миру и согласию, справедливости и милосердию. С верой в сердце и большой любовью стремитесь объединить людей вокруг ценностей, важных для каждого. Это находит большой отклик в обществе. Заслуживает самой глубокой признательности", - отметил Дмитрий Медведев.

Тем временем

"Патриарх говорит" - так называется сайт, представляющий новую книгу Патриарха Кирилла "Мысли. Высказывания. Суждения", которая в день рождения предстоятеля Русской православной церкви была презентована журналистам.

В книге представлены самые яркие, емкие и важные слова, сказанные Патриархом за 48 лет служения - с момента рукоположения в 1969 году и до наших дней.

Я стал писать достаточно рано, - сказал Патриарх Кирилл на презентации книги, - но еще было советское время, и большинство текстов никогда не увидело свет. Какие-то тексты однако сохранились и вошли в 9-томник собрания сочинений. Но всякий раз, когда я беру в руки этот 9-томник, я чаще всего откладываю его в сторону. Потому что... сегодня нет времени читать длинные тексты, мы все живем в условиях дефицита времени и избытка информации. А эта книжечка, может быть, кому-то поможет узнать, увидеть и прочувствовать что-то важное.

Поблагодарив составителей и издателей за предложенный ему "правильный формат" книги, Патриарх рассказал, как рождается и живет в нем та или иная мысль или текст.

У меня бывает иногда такое искушение. Приходит в голову какая-то поразительная мысль, ты раньше об этом не думал... (А я всегда к этому внимательно отношусь, потому что если эта мысль приводит к добрым и важным выводам, то для меня она, несомненно, есть некий сигнал свыше). И вот когда обретаешь такую мысль, то думаешь: это надо поберечь.

Но соблазн донести важную мысль до более широкой аудитории, перед телекамерами обычно кончается тем, что мысль уходит, забывается. Поэтому не надо приберегать, жалеть, гордиться своими мыслями, уверен Патриарх, но высказывать их перед любой аудиторией, даже самой скромной и маленькой.

Новая книга Патриарха содержит более 70 рубрик, в ней можно прочитать о Боге, Церкви, общественной морали, консерватизме, досуге, модернизации и многом другом.

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]

Loading...Loading...