Собор гауди в барселоне история. Собор Гауди в Барселоне: все о Саграда Фамилия

Название : Temple Expiatori de la Sagrada Família (ca), Sagrada Família (en)

Другие названия : Искупительный храм Святого Семейства, Собор Святого Семейства

Местонахождение : Барселона (Испания)

Создание : Годы строительства Гауди: 1882- 1926гг., возведение продолжается по сегодняшний день

Стиль : Модернисмо, Модерн

Архитектор(ы) : Антонио Гауди

Включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО»в 2005 г.


История

В 1882 году началось сооружение Собора Святого Семейства. Его инициатор, Жузеп Букабелья, поручил работу архитектору Франциско де Паула дел Виллару, которого в 1883 году заменил Антонио Гауди. С этого момента строительство собора, вобравшее архитектурные решение, которые были проверены и приняты в других проектах архитектора, сопровождало всю жизнь Гауди. Собор Святого Семейства, эта церковь Искупления, которую чаще называли «кафедральным собором бедняков», должен был сооружаться только на деньги от пожертвований. Этот принцип сохранен до сегодняшнего дня. Само строительство продолжается по эскизам, которые оставил Гауди.

Процесс строительства

Строительство храма продолжается до сих пор. Решением ЮНЕСКО он объявлен достоянием мировой цивилизации.

После смерти Гауди в 1926 году строительство продолжалось под руководством его помощников, но было приостановлено из-за утраты оригиналов многих чертежей во время Гражданской войны в Испании (1936-39). После восстановления первоначального замысла работа возобновилась в 1954 году, хотя споры по поводу достоверности реконструкции не утихают.

Краткое описание

Церковь базиликального типа, образующая в плане католический крест, с пятью нефами в центральном пространстве и трехнефным трансептом.

Недостаточность земли, отведенной под строительство (квартал района Энсанче), вынудила Гауди в высшей степени рационально использовать пространство, из-за чего двор пришлось вынести за пределы храма.

На настоящем этапе строительных работ уже можно себе представить, насколько огромным будет собор в законченном виде. Из башен-звонниц самая высокая, символизирующая Христа, достигнет высоты в 170 метров. Ее будут окружать еще четыре башни, представляющие евангелистов. Еще одна башня, посвященная Богородице, будет возведена над апсидой, а к восьми существующим колокольням (на фасадах Рождества и Страстей Христовых) добавятся еще четырех на главном фасаде (фасад Славы), в итоге двенадцать, по числу апостолов.

Стиль собора Святого Семейства восходит к готике, но сконструирован на основе линейной геометрии. В этом творении нашли свое наивысшее выражение знания и строительный опыт Гауди., воплотившиеся в конструкциях на основе параболоида, способа формирования похожих на деревья колонн центрального нефа, поддерживающих своды гиперболического типа, и во внутреннем устройстве боковых окон, пропускающих и распределяющих свет.

Мастерская Гауди находилась в северо-восточном углу площадки. Отсюда он руководил строительством и работал над проектом, здесь же хранились архивные материалы. Здесь он изготавливал крупномасштабные макеты, пробовал разные геометрические решения, экспериментировал с цветом, формой и звуком, проектировал предметы церковной утвари, хранил все материалы проекта, а в последние месяцы жизни даже спал.

В 1936 году мастерская сгорела и большая часть проектных материалов пропала, что однако не смогло остановить строительства, продолжающегося и поныне.

Архитектура собора

  1. Модели из проволоки. Гауди использовал модели с проволочным каркасом, на который накладывал пропитанный гипсовым раствором холст с грузиками. Когда гипс затвердевал, становились видны уязвимые места конструкции, которые надо укрепить.
  2. Текущие формы. Впечатление необычайной текучести форм достигалась точнейшими математическими расчетами и анализом свойств материалов. Замысел мастера рождался нередко просто в виде рисунка, и его осуществление требовало поиска соответствующих архитектурных решений.
  3. Навершия колоколен. Динамизм и своеобразие фасада усиливаются декором наверший, украшенных цветной керамикой и скульптурными изображениями. Этот «помпон» — деталь навершия башни западного трансепта, символизирующего епископскую митру, кольцо и посох.
  4. Скульптура. Фигуры на Вратах Веры и на фасаде Рождества были сделаны по фотографиям и слепкам с натурщиков. В стремлении к максимальной реалистичности натурщиков искали прямо на улицах Барселоны.
  5. Неф. Архитектурное решение нефа позволило избежать сооружения наружных контрфорсов. Гауди считал, что контрфорсы мешают освещению интерьера и искажают облик здания.
  6. Колонны нефа. Чтобы ослабить боковой распор, угол наклона колонн нефа предельно увеличен, а верхняя часть колонн расширена.
  7. Фасад Рождества. Это единственный фасад, завершенный при жизни Гауди. Работу скульпторов отличает традиционализм.
  8. Портал милосердия. Порталы фасада Рождества воплощают образы Веры. Надежды и Милосердия. Слева от портала Милосердия расположен портал Надежды, а справа – портал Веры.
  9. Органические формы. Вес здания принимают колонны внутри нефа. Их древоподобная форма отвечает направлению действия конструктивных сил.

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.

Барселона — непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения — это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

Сначала посмотрите, как выглядит Барселона с высоты:

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, — сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.

Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему.

Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия — дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками — это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди — это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны — получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные — в 1926—1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик — по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами — бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны — Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада — фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны — пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных — никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло.

Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный - воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.

Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать - как двенадцать апостолов.

В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.

Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы - с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.

Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения.

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди — слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет — романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность — главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества , восточный - Страсти , южный - Смерти и Вознесения . Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Ну и поговорим немного о Барселоне.

Столица Каталонии - Барселона издревле считалась самым красивым городом Средиземноморья. Этот город славится своей впечатляющей историей, выразительной культурой, невероятными памятниками, фантастической модернисткой архитектурой, изумительными музеями и картинными галереями и, прежде всего, интересными и образованными людьми.

Существуют две испанские легенды об основании этого города. Одна из них гласит, что город был основан Геркулесом за 410 лет до того, как был построен Рим. Согласно другой легенде, Барселона была создана в 3-м веке до н.э. карфагенянином Гальмикарром Барка и название этого города происходит от фамилии великой карфагенской семьи.

- Барселона - это город, расположенный в районе Барселонес; он всегда был центром каталонского сепаратизма и борьбы за независимость. Сегодня Барселона - один из самых космополитических и экономически активных городов мира.

Хочется порекомендовать лучшие виды Каталонии с разных высоких ее точек в Барселоне. Стоит побывать на телебашне - со смотровой площадки можно увидеть Барселону с высоты птичьего полета. Также потрясающий вид открывается с высоты одной из башен Собора Святого Семейства . А если вы подниметесь на «Волшебную гору» Тибидабу , то вы не только сможете еще раз восхититься чудесным видом Каталонии с высоты птичьего полёта, но и посетить там же известный парк аттракционов Tibidabo Funfair.

- Барселона является центром модернистской архитектуры. С именем Антонио Гауди связана вся история Барселоны. Этот знаменитый архитектор с причудливой фантазией строил здания в стиле модерн. На роскошном бульваре Passeig de Gracia находится одно из необычных строений Гауди в виде крылатого дракона. Воздушная конструкция Собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток, морских коньков, лиан, птиц, цветов, фантастических животных.

День Святого Георгия - национальный праздник в Каталонии. На каталонском языке этот праздник называется «Diada de Sant Jordi». В День Святого Георгия, отмечаемый 23 апреля, жители Барселоны традиционно дарят своим любимым розы и книги. Международная организация ЮНЕСКО объявила этот день Международным Днем Книги.

Эпицентром жизни Барселоны является бульвар Рамбла . Эта символическая оживленная улица расположена в центральной части города. Здесь находится много ресторанов непревзойденной испанской кухни, а также изысканные магазины. За день по этой чрезвычайно популярной улице проходит около 150 000 человек!

Интересно посетить Готический квартал, где сосредоточено более десяти храмов и дворцов. Самый мрачный и таинственный из них — кафедральный собор и церковь святой Евлалии, построенная более 500 лет назад. Здесь расположено много зданий, построенных во времена Средневековья, а некоторые из них — еще в эпоху римского поселения. Это место - популярная туристическая достопримечательность, еженедельно привлекающая к себе более полутора миллиона посетителей.

- «FC Barcelona» - знаменитый спортивный клуб Барселоны, который больше всего известен своей футбольной командой. Клуб имеет собственный стадион на 120 000 мест - крупнейший частный стадион в мире. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны.

В Барселоне неслучайно установлен памятник Колумбу : известный мореплаватель после первого путешествия вернулся именно в этот город. Высота памятника - 60 метров. Внутри него установлен лифт, который поднимает посетителей на смотровую площадку. А оттуда видна панорама города и набережная. Кстати, длина указательного пальца Колумба почти один метр.

Городское побережье долго служило лишь для промышленных целей. А ко времени проведения Олимпийских игр в 1992 году, здесь были созданы пляжи общей протяженностью 4,5 км. Сейчас они славятся очень хорошей инфраструктурой. Следует отметить, что ежегодно перед началом открытия пляжного сезона на здешних пляжах просеивается песок (до 50 см в глубину)

Неофициальные символы каталонцев — осел или кот. Причем первое животное заслужило народную любовь за свое трудолюбие, а второе — тем, что в английском варианте слово (cat) совпадает с первыми тремя буквами названия данной провинции (Catalonia).

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401. Время работы с октября по сентябрь с 9.00 до 18.00, в летний период до 20.00.

Стоимость входного билета 12,50 евро (с гидом или аудиогидом — 16,50 евро); студенты, пенсионеры, дети 10-18 лет — 10,50 евро (с гидом или аудиогидом — 13,50 евро).

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстримал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Этапы строительства.

Искупительный Собор Святого Семейства, или Саграда Фамилия, расположен к северу от Старого Города Барселоны (Каталония, Испания) в районе Eixample. Строительство храма, начатое в 1882 году, до сих пор не завершено. В 1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвящённой Святому Семейству — Саграда Фамилия. Для нового храма был выделен свободный участок, находившийся в то время в нескольких километрах от города.

Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжалось все последующие годы жизни Гауди. На вопросы о необычно долгой длительности работ он отвечал: «Мой клиент не торопится»..


С самого начала Гауди решил не следовать путём обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме «латинского креста», но во всём остальном архитектор намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. По мере того, как строительство прогрессировало, собор приобретал свой необычный для католического храма вид: веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы крыши, выполненные в стиле кубизма. Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и детали по мере продвижения вперёд. Для этого ему необходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное.


По замыслу Гауди все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». После смерти Гауди в 1926 г. работы над храмом продолжились под руководством Доминика Суграньеса. Но вскоре события Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. Во время войны каталонские анархисты разрушили модель собора и уничтожили чертежи Гауди. Самому зданию также был нанесен ущерб. В 40-х годах работы были возобновлены и проект был продолжен, финансируемый теперь консервативными католическими организациями, частными лицами и из-за рубежа. Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 г. — столетие со дня смерти автора проекта Антонио Гауди.

Столица Каталонии является одним из главных туристических центров Европы. Этот город славится обилием достопримечательностей, своим дерзким характером и необузданной архитектурой. Такую славу Барселона приобрела во многом благодаря работам выдающегося архитектора Антонио Гауди, которые удивляют туристов со дня своего сотворения.

Одной из самых ярких и непостижимых работ зодчего является, конечно, легендарный собор Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства Антонио Гауди.

Храм Святого Семейства Барселоны

Sagrada Familia – самая известная достопримечательность столицы Каталонии. Этот костел строится уже без малого 140 лет. Строительство церкви началось в 1882 году, тогда церковь приобрела участок земли за границами города для постройки самого величественного собора за всю историю Испании, работать над проектом пригласили талантливого и неординарного архитектора А. Гауди, который на тот момент был никому не известным молодым проектировщиком, имевшим за своими плечами одну лишь постройку.

Антонио с энтузиазмом взялся за работу, даже не имея конкретного плана строительства. Все его решения были интуитивными, и нередко строителям приходилось переделывать уже готовые части базилики, когда зодчего посещали новые идеи. Строительству Храма Святого Семейства архитектор посвятил всю свою сознательную жизнь. Антонио просто жил на строительной площадке, ведь он ни на минуту не мог оставить работы без присмотра. Под его руководством работы продолжались целых 40 лет, до самой смерти зодчего.

Уникальность данного строения заключается даже не в необычных формах и смешении разных архитектурных стилей, которые использовал Гауди. На самом деле Саграда Фамилия в Барселоне – это библия, воплощенная в камне. Каждый из фасадов здания – это библейские истории, которые скрывают в себе тайны мироздания, секреты прошлого и будущего. Примечателен и тот факт, что для создания скульптурных композиций художник использовал слепки животных и людей. Так для картины убиения детей царем Иродом слепки делались с мертворожденных младенцев, а чтобы создать фигуры животных Антонио просто усыплял их на время.

Удивительно, но столь величественное строение было полностью построено на пожертвования горожан. Когда деньги заканчивались, зодчий сам выходил на улицы города собирать пожертвования. Огонь и энтузиазм в его глазах не оставляли граждан равнодушными, и каждый из них жертвовал на строительство даже последние сбережения. Так продолжалось до 1926 года. В этот год великий зодчий нелепо погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни единого чертежа готового проекта.

После смерти великого зодчего строительство Собора Святого Семейства перешло под управления ученика Гауди, Д. Сурганесу, но и он не успел закончить дело всей своей жизни. После его кончины работами руководили еще три архитектора, каждый из которых внес свои идеи в архитектуру и убранство здания.

Внешний интерьер и архитектурные особенности

Несмотря на то, что возведение костела продолжается, и по сей день, службы в нем начали проводить еще в 2010 году, тогда церковь стала доступной и для туристических экскурсий. Сегодня храм Саграда Фамилия (Барселона) признан самой необычной базиликой в мире, а значит и самой посещаемой достопримечательностью Испании.

Среди выдающихся архитектурных особенностей строения можно выделить несколько примечательных деталей, так, к примеру, башни, которые возвышаются над современной застройкой и видны практически из любой точки города, взмывают вверх из единого основания, как будто огромная скала разъединилась на несколько частей и устремила свои пики в бескрайнее небо.

Также удивляют своей необычностью и барельефы и скульптурные композиции, которые рассказывают о тех этапах жизни Христа, рождении, муках и воскрешении. В архитектуре базилики много неправильных форм и геометрических нонсенсов, что создает общую картину некоего хаоса, подчиненного архитектором своей воле.

Несомненно, внутрь идти стоит. Интерьер костела внутри, как и внешний его облик, поражают своей необычностью и необузданной фантазией архитектора. Вошедшим собор Саграда Фамилия открывает чудесные виды. Посетителей окружают причудливые ветвистые колонны, которые устремляясь под ажурные своды похожи на цветочные лианы, вьющиеся вдоль уникальных фресок и лепнин. Внутри очень светло и уютно. Солнце проникает внутрь сквозь многочисленные окна и витражи, что делает освещение мягким и каким-то сказочным.

Сегодня для осмотра доступен не весь собор Святого семейства в Барселоне. Билет можно купить в башни фасадов Рождества и Страстей, также открыт музей возведения костела, где выставлены уникальные наброски и чертежи великого зодчего. Большая часть экспозиции, к сожалению, была уничтожена во время войны, но и то, что осталось, поражает посетителей своей неординарностью.

Оказавшись в этом необыкновенном строении, обязательно поднимитесь на смотровую площадку. Попасть сюда можно на лифте, а также на площадку ведет уникальная винтовая лестница. Спираль уникальна тем, что при взгляде снизу создает впечатление искривленной реальности и полного ощущения, что свод передвигается вверх без остановки. Отсюда открывается действительно неповторимый вид на Барселону. От смотровой площадки по винтовой лестнице можно подняться к самой верхушке башни, туда, где по замыслу великого архитектора должны быть установлены колокола, которые будут издавать волшебную музыку при движении ветра.

– культовая достопримечательность Барселоны. Второе имя архитектурного шедевра – храм Святого Семейства. Эта работа Антонио Гауди занимает ведущее место в Барселоне по вниманию туристов. Саграда де Фамилия известна во всем мире как грандиозный объект архитектурного наследия с довольно сложной судьбой.

Роль резиденции архиепископа в Барселоне отведена кафедральному . Саграда де Фамилия построена на участке земли, который не принадлежит городской церкви. Тем не менее, распространено ошибочное мнение, согласно которому Святое Семейство является оплотом церкви. Каждый год Саграда де Фамилия заставляет около трех миллионов путешественников отправляться в Барселону для того, чтобы увидеть этот шедевр своими глазами.

Очереди на покупку билетов в Святое Семейство отнимают много времени. Лучшее предложение – заказ билетов через Интернет по ссылке .


Саграда де Фамилия: как все начиналось

Многим обязан обычным прихожанам, которые собрали значительную сумму в качестве пожертвования. В 1881 году рядом с Барселоной был куплен участок земли, определивший будущее местоположение Саграда де Фамилия. С тех пор Барселона заметно прибавила в показателе общей городской площади. Сейчас храм Святого Семейства – достопримечательность в одном из центральных районов Барселоны.


Саграда де Фамилия – главная достопримечательность центральной Барселоны

Изначально возведение Саграда де Фамилия было доверено Франсиско дель Вильяру, который активно приступил к работе в 1882 году. Планировалось, что Святое Семейство предстанет строением с неоготической базиликой в форме креста.

В принятом направлении была спроектирована большая аспида с семью часовнями. Постоянные споры заказчиков с архитектором нагнетали обстановку, не позволяя сфокусироваться на процессе возведения. Это завершилось тем, что Франсиско дель Вильяр не смог проработать над проектом Саграда де Фамилия и года.

Эстафету подхватил , который отверг разработки, созданные до него. Архитектор в своем творчестве считал важнейшим аспектом совместимость здания с природными особенностями территории.

После долгих раздумий концепция песочного замка стала основной для Саграда де Фамилия. Гауди не хотел посягать на величие природы, поэтому решил, что центральный шпиль Святого Семейства не должен превышать 170 метров по высоте. Показатель горы Монжуик на 1 метр больше. Гармония природы и деятельности человека проходит лейтмотивом через все работы Гауди. Каждый раз архитектор разрабатывал оригинальные идеи, основанные на природном величии.

Через 7 лет после начала работ Саграда де Фамилия получил крипту, начало которой положил предыдущий архитектор. Изначальной целью разработки Святого Семейства было построить храм, который погружал бы во все тонкости Евангелия.
Проблемы с финансированием преследовали Саграда де Фамилия с самого начала. Это серьезно отражалось на темпе работ.


К счастью, при строительстве аспиды была получена серьезная денежная сумма, которая позволила пересмотреть концепцию. Форма строения не подверглась корректировкам, но ряд внушительных башен преобразил храм Святого Семейства. Антонио хотел сделать проект, который бы удивлял нюансами, доступными только при изучении деталей строения.

Первое впечатление от храма строится на основе увиденных фасадов: Рождества, Славы и Страстей Христовых. Изначальная задумка игры оттенков керамики была отвергнута после долгих раздумий.

По задумке архитектора, первоочередной целью было возвести фасад Рождества. Он занимает центральное место в общей композиции. Идеи этого фасада находят свое продолжение в других. Важно было показать жителям Барселоны главную мысль, чтобы не возникало лишних вопросов. Фасад Рождества оригинально украшен улитками и ящерицами. Уделялось большое внимание строительству клуатра, соответствующего порталу Святой Девы Розарии.

В начале ХХ века Саграда де Фамилия получила те очертания, которые определяют общий стиль здания. Уже тогда жители Барселоны подолгу спорили о том, как будет выглядеть итоговое решение. Но никто не сомневался в том, что архитектурная постройка станет одним из ключевых мест в городе.

Гауди намеревался возвести церковно-приходскую школу, которая бы прекрасно дополняла концепцию храма Святого Семейства. Всего 1 календарный год потребовался для того, чтобы реализовать задумку. И сейчас здание удивляет тем, как криволинейные очертания позволили добиться значительного запаса прочности. Фасад Страстей был завершен после гибели архитектора.

1925 год характерен для возведения храма Святого Семейства тем, что удалось завершить строительство фасада Рождества. Приковывает внимание огромная колонна Святого Варнавы.

Прощание с гением Барселоны. Гибель Антонио Гауди.

7 июня 1926 года – роковой день для строительства Саграда де Фамилия и всей Барселоны. Произошло событие, которое в очередной раз поднимает вопрос социального неравенства. В результате несчастного случая Гауди был сбит трамваем. Антонио одевался как человек не самого высокого дохода и статуса. В связи с этим, было принято решение отправить его в госпиталь, где уровень оказанной помощи был недостаточным для спасения жизни. Смерть настигла архитектора 10 июня 1926 года. Было принято решение захоронить Антонио в крипте храма. Это позволяло ему не терять связи с грандиозным проектом Барселоны.

Ответственность за продолжение строительства храма Святого Семейства легла на плечи Доменека Суграньеса. При жизни Гауди отмечал необыкновенный талант своего ученика.

Саграда де Фамилия: как продолжалось возведение после смерти Гауди

К тридцатым годам прошлого века были завершены работы по возведению колонн фасада Рождества. Разразившаяся гражданская война стала серьезным препятствием для процесса строительства. Нельзя забывать, что чертежи за авторством Гауди сгорели в 1936 году в разгар военных действий. После окончания войны работы над возведением продолжились. Пришлось вести процесс без Суграньеса, который погиб в 1938 году.

Успешным годом для строительства храма Святого Семейства считается 1952. Он характерен тем, что в этот период была возведена лестница и подсветка. Подходили к логическому завершению работы с фасадом Рождества, готовились начать строительство фасада Страстей. Была завершена крипта.

К 1977 удалось возвести башни фасада Страстей. Для украшения храма Святого Семейства принялись создавать витражи и скульптуры. Рождество Христово стало центральной темой украшений.

Сейчас темпы возведения храма Святого Семейства заметно увеличены с помощью новых технологий в строительстве. В 2010 году завершили возведение апсиды и средокрестия. Дальнейший этап – возведение двух башен. Высота основной составляет ровно 170 метров. Строительство башен ведется для того, чтобы отдать дань уважения величию Христа и Девы Марии.

1. Согласно проекту, требуется возвести еще 4 башни в честь Евангелистов. Высота каждой будет составлять 120 м. Если все будет идти по плану, Барселона увидит итоговый облик Саграда де Фамилия в 2026 году.

2. Храм красив не только изобретательными формами фасадов, но и поражает своей оригинальностью изнутри. Архитектор избегал шаблонных решений, вдохновляясь природной грацией и красотой. Разработанный проект крайне сложен с точки зрения реализации и требует больших затрат времени. Используемые геометрические формы доставляют немало сложностей при возведении, но обеспечивают невиданную ранее архитектурную красоту.

3. Сейчас на возведение Саграда де Фамилия тратится достаточно средств, привлекаются лучшие профессионалы своего ремесла, знающие современные компьютерные технологии для проектирования. Можно считать, что такого благополучного отрезка в истории храма Святого Семейства не было никогда.

Сложности с обработкой каменных блоков решаются посредством современных информационных технологий.

Покупка билетов в храм Святого Семейства

Декоративная работа с мозаикой и лепниной, необычные витражи создают уникальный внутренний облик. Реализованная игра света среди главных достоинств здания. Изнутри кажется, что Гауди удалось подчинить себе пространство и играть структурой так, как того требует проект.


Огромные очереди, которые заставляют терять в Барселоне драгоценные для туриста часы, приносят ряд неудобств. Рекомендуется избавить себя от пустой траты времени с помощью приобретения билетов через Интернет. Купить их без накруток цены можно

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства - это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Саграда Фамилия

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. Так первый фасад повествует о Рождестве Христовом, это восточная часть трансепта, единственная часть собора, построенная практически полностью при жизни автора. Полное завершение фасада было закончено только в конце 50 годов двадцатого века.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль - с 9:00 до 18:00, в марте - с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 20:00, в октябре - с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января - с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета - 15-22-24-29 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Loading...Loading...