Как поступать по воле божьей. О воле божией

Ника Кравчук

Как узнать волю Божию?

В молитве «Отче наш» есть слова «да будет воля Твоя» . Мы обращаемся ко Господу направлять нас так, чтобы это совпадало с желанием Бога. Но как узнать волю Божию ? Ведь мы не можем непосредственно Его увидеть и спросить лично, как человека.

Почему Божья воля — это всегда во благо?

Православная Церковь учит, что человек во всем должен искать воли Божьей. Вот при этом человек может прийти в недоумение. Как так получается: Бог дал человеку право выбора, а сам хочет, чтобы тот все исполнял?

Попробуем все разложить по полочкам.

Да, Бог наградил человека правом выбора. Это значит, что мы не похожи на роботов. Каждый вправе поступать так, как хочет. Вот только надо помнить, что отвечать за каждую мысль, слово или поступок тоже должны мы, а не какой-то Толя из соседнего подъезда.

Адам и Ева тоже были свободными. Бог проявил высшую степень любви и милосердия к ним. Создал, поселил в раю, они должны были обожиться. Им не надо было думать о том, как узнать волю Божью. Они непосредственно слышали голос Творца. И даже после всего этого дерзнули ослушаться. О грустных последствиях этого события написано много.

Получается, что воля Божья для каждого человека — это всегда правильный выбор и выход из ситуации. Даже если в конкретный момент кажется, что другой вариант выглядит намного солиднее.

Человеку тяжело понять, что такое хорошо и что такое плохо, потому что он смотрит на мир с уже помутненным сознанием. Он априори не знает, что лучше.

С Господом же все иначе. Он настолько благ и милостив, он так любит каждого отдельного человека, что желает ему только хорошего. В конечном счете — спасения.

С чем это можно сравнить? Родители очень любят своего ребенка, желают, чтобы все в его жизни было хорошо. Они ставят его на ноги, помогают в сложных обстоятельствах, делают все без какой-либо выгоды для себя. По своей неопытности ребенок может попадать в разные неприятности, но как сильно родители ждут его возвращения!

А Господь любит каждого человека намного сильнее. И если он и допускает какие-то неприятности, скорби, то только для того, чтобы человек вынес урок, очистился, встал, отряхнул пыль и пошел дальше. Но как узнать волю Божью?

Кто спрашивает с верой, тому отвечают

Как вы действуете, если чего-то не знаете — по учебе или на работе? Наверняка спрашиваете у преподавателя или начальника. Так и здесь: надо спросить у Бога.

Как лучше всего спрашивать? Конечно, в молитве. Можно почитать молитвы, акафисты, каноны, своими словами попросить. Если есть время, сходить в церковь и также искренне обратиться к Богу.

Но бывает так, что действовать или отвечать надо быстро. Тогда хотя бы трижды прочитайте Иисусову молитву и обратитесь к Богу настолько сильно и пламенно, словно от Его ответа зависит вся ваша дальнейшая жизнь. В самом деле так и есть.

Можно задавать вопросы духовнику, если это человек, который вас хорошо знает, дает советы на исповеди и активно участвует в вашей духовной жизни.

Но бывает и так: люди ищут не Божьей воли, а своей. Они спрашивают что-то у священника, а сами хотят получить подтверждение своим мыслям. Если один батюшка не «угодил» с ответом, обращаются ко второму, третьему и так по накатанной. Но зачем тогда и спрашивать? За все эти действия и колебания придется отвечать.

Поэтому надо либо спрашивать у духовника и его слушать, либо брать всю ответственность за выбор только на себя.

Существует и другая крайность. Обычные люди начинают искать «старцев», которые бы им рассказали, как жить дальше. Надо помнить, что православная вера — это отнюдь не какая-то мистика, человеку открывается только маленькая часть жизни. Все остальное знает только Бог. И Его воля может меняться в зависимости от наших поступков.

Есть еще один вариант того, как узнать волю Божью. Его обычно используют тогда, когда перед человеком предстоит очень серьезный выбор. Есть только два условия: твердая уверенность и беспрекословное исполнение.

Человек молится. Так сильно и чистосердечно, как он только способен. Обычно это включает и чтение канонов, акафистов, и молитву своими словами.

Надо взять две записки с вариантами «да» и «нет», и веря в то, что Бог действительно указывает вам правильный выбор, сделать так, как указано на вытянутом листе.

Это вам не какие-нибудь считалки, обрывание лепестков на ромашке. С Богом не шутят. Кто спрашивал: «Как узнать волю Божию?». Ты? Тогда будь добр, исполни то, что получил в ответ.

Своеволие как последствие греха

А у нас как часто получается: «Отче наш» читаем, о воле Божьей и благости Господа знаем, а когда доходит до дела: «Господи, я знаю, что Ты всегда желаешь мне только лучшего, но я так хочу сделать по-своему».

А потом недоумеваем: почему Бог меня так наказал? Да не Господь это делал, а наши поступки. Поэтому надо быть очень осторожными с таким сложным инструментом как свободная воля.

С одной стороны, она нас облаготворяет, а с другой, в случае нерационального использования, делает рабом некоторых ситуаций и событий.

Если же наша свободная воля совпадает с божественной, значит, мы двигаемся в нужном направлении, конечная цель которого — спасение.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Пути Господни неисповедимы – героиня рассказа Надя на практике узнала это тогда, когда столкнулась с новым уроком жизни. Тема его – «Промысл Божий». Тогда рушились все законы женской логики, чтобы через много лет показать: случайностей не бывает.

«Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, ибо попадая на путь ее, человек включается в вечную Божественную жизнь» (Схиархим. Софроний Сахаров).

Не зная воли Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира. Воля Божия является наиболее точным и верным мерилом того, как нам жить и всегда поступать.

Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники веры и благочестия, духоносные старцы, а для обычного христианина она не доступна. Так ли это?

Это не так. Священное Писание утверждает, что каждый христианин может и должен знать волю Господа.

«Братия, не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1–2).

Без познания Божией воли невозможно следование и исполнение ее, а значит, неосуществимо будет и наше спасение.

Как же узнать волю Божию?

Прежде чем ее узнать, нужно обрести понятие о ней.

Что есть воля Божия?

Воля Божия – это Божие волеизволение, желание, намерение в отношении всех и каждого из людей, с ожиданием ее исполнения нами.

Первоисточником возвещения воли Божией в Церкви считается Священное Писание.

Все Писание богодухновенно и написано по Божьему волеизволению (желанию), дабы люди уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16:16).

Воля Божия в отношении людей особо выражена в словах Евангелия:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:10).
«Бог всем человеком хочет спасения, и прихода в разум истины» (см. 1 Тим. 2:4).

Чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины - достигли через Христа истинного Богопознания. В библейском смысле – познание Бога, означает достижение единения с Ним во Христе, пребывание в Нем здесь, во время земной жизни и чаяние достичь вечноблаженной жизни с Ним и всеми угодившими Ему в Небесном Царстве.

«Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» («Ин. 5:20).

Апостол Павел пишет:

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:3).
«Все испытывайте, доброго держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:21-23).
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16-18).

Господь из любви долготерпит о всех нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к правой вере, спасительному покаянию и нелицемерной любви (см. 2 Петр. 3:9).

Что включает в себя воля Божия?

Воля Божия включает в себя:
✦ Его Закон => Рим. 2:18; 1Пет 4:2,3
✦ Его слово => Деян. 20:27
✦ Доброделание => 1Пет. 2:15
✦ Благодарность за всё => 1Фес. 5:18

Иисус Христос – идеал исполнения воли Божией

✦ Он пришел исполнить волю Божию => Ин 4:34; Ин 6:38; Евр 10:5,7
✦ Был послушен воле Божией => Флп 2:7,8
✦ Сам повиновался воле Божией => Мф. 26:39,42

Как мы должны относиться к воле Божией?

✦ Познавать Его волю => Кол 1:9
✦ Уразумевать Его волю => Еф 5:17
✦ Делать выбор по Его воле => Ин 7:17
✦ Исполнять Его волю => Пс. 39:9; Пс. 142:10; Мф 12:50
✦ Твердо пребывать в Его воле => Пс. 1:2; Кол 4:12

Воля Божия служит для исполнения Его глобального плана – Домостроительства спасения людей

Различные стороны Божьего плана

✦ Бог творит сообразно Своей воле => Пс 113:11; Пс 134:6; Дан 4:35; Рим 9:18-21
✦ Всё происходит по Его воле => Еф 1:11

Что мы можем знать о Божием Плане

Его план сокрыт в Новом Завете => Еф 1:9; 3:4,5

Часть Его плана открыта:
✦ Спасение во Христе => Гал 1:14
✦ Все могут спастись => 1Тим2:4; 2Пет 3:9

Воля Божия и человеческие страдания

✦ Его воля может включать страдания => Иов 1:6-22; 1Пет 3:17; 1Пет 4:19
✦ Но Бог всё творит для блага людей => Быт 50:20; Иер 29:11; Рим 8:28

Наше отношение к Божиему Плану

✦ Молиться, чтобы исполнилась воля Божия => Мф 6:10
✦ Молиться, чтобы все происходило по воле Божией => Деян 18:21; Рим 15:31,32; 1Кор 16:7; Иак 4:13–15
✦ Повиноваться воле Божией => Деян 21:14

Воля Божия является

по естеству своему высочайше свободной , а по свободной деятельности всесвятой .

По отношению к разумным тварям воля Божия является:
а) всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих;
б) истинной и верной: поскольку открывает себя в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона;
в) правосудной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

Главные свойства воли Божией

1) высочайшая свобода

2) совершеннейшая святость

3) бесконечная благость

4) совершенная истинность и верность

5) бесконечное правосудие

Различные аспекты Божией воли

1. Скрытая, непостижимая Божия воля.

Всё в мироздании происходит с Его ведома: по Его воле или по Его попущению. Бог «все вершит по Своей воле и намерению» (Еф. 1:11), «всё в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил» (Иов 42:2).

2. Открытая, постижимая Божия воля – общая для всех.

Свою волю Бог открывает в Священном Писании и в нравственном законе, записанном в сердцах всех людей. Законы Бога являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Искать скрытую Божию волю бессмысленно. Но открытую Божию волю необходимо познавать и стремиться жить в соответствии с ней.

3. Постижимая воля Божия для каждого человека.

Воля Божия о нас связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной.

Наша задача раскрыть этот предвечный Божий Замысел.

Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом.

Весь мир создан для Христа, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы Христос всегда действовал во всех нас.

Жизнь в соответствии с Божией волей должна быть главной задачей нашей жизни.

Мы призваны отдать наши тела «Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно» (Рим. 12:1-2)

Что помогает нам узнать волю Божию?

(составлено на основе трудов свт. Феофана Затворника, свт. Иоанна Тобольского и др. источников)

✦ Воля Божия явлена в Его заповедях. Исполянющий заповеди поступает в соответствии с Его волей.
✦ Чтение Священного Писания и его святоотеческого истолкования. Нужно стараться применить слова Писания к каждой жизненной ситуации.
✦ Чтение житий святых. Подражая святым в исполнении воли Божией, мы будем научаться эту волю узнавать.
✦ Совет духовного отца, старца, духовно опытного человека. Важно просить совет с верой и молитвой.
✦ Свой опыт и опыт других людей.
✦ Внимательность к обстоятельствам. «Случайностей нет, каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл, ведет к познанию воли Божией» /Иг. Арсения/.
✦ Молитва к Богу о вразумлении.

Совет прп. Иоанна Пророка : когда ты не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле и после этого смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, - и так и поступать. Если дело не требует быстрого решения, молиться три раза в течение трех дней.

«Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6)
«Господи, то, что Тебе приятно, пусть будет и мне приятно».
«Господи! если бы я определённо знал, что Тебе благоугодно, то самое непременно и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль угодную Тебе». 

Старец Паисий Святогорец: для того, чтобы во всяком деле исполнить волю Божию, нужно, во-первых, помолиться, во-вторых, подумать и, в-третьих, - действовать.

По мере того как человек приближается к Богу, он приемлет от Него дар духовного (в Духе Святом) рассуждения. «Духовное рассуждение - это признак целомудренной чистоты, плод Богопросвещенности, духовной мудрости и ясности», при которых человек становится способным безошибочно узнавать Его волю.

Свт. Филарет Московский: «Воззови: Господи! Что повелишь мне делать? Угодно ли Тебе, Господи, предпринимаемое мной? Если угодно, благослови; если неугодно, не допусти меня сделать неугодное Тебе. И потом слушай, что скажет тебе Господь - в Своем слове, в твоем разуме, в твоей совести, в советах людей мудрых и благочестивых и во внешних указаниях и знамениях».

Преп. Арсения (Себрякова): «Затворник видит волю Божию в свете слова Божия. Послушник - в воле своего духовного руководителя. Мирской человек - в обстоятельствах и событиях жизни».

Условия восприятия воли Божией

1. Всякое решение должно быть принято при полном спокойствии духа.
«Когда мы духом смущены, то не можем правильно и здраво рассуждать, а тем менее можем чистою совестью и сердцем мирным познать Волю Божию; и сердце и дух смущен, и Солнце Правды закрыто от взора души».

2. Надо сообразоваться с заповедями Божиими.

3. Сообразоваться с тем, как в подобных случаях поступали святые и подвижники благочестия или люди, духовно преуспевшие.

Что делать, узнав волю Божию?

Отвечает свт. Феофан Затворник :

✦ Узнав волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее.

✦ Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного завершения всегда чаять от Господа, помня слово Его: «… без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

✦ Опасаться, как бы не прокралась мысль, и тем паче чувство: «несмь (я не таков) якоже прочие человецы...»

✦ Опасаться мечтательных надежд: «О, теперь у меня пойдет все... так и так..., чудо, как хорошо». Такие мечтания всегда оканчиваются посрамлением... Потому, остерегайтесь всего сего, да постигнете и исполните волю Божию.

Бог никогда не отказывается открывать тем или иным способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее.

«Любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8:28).
«Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7).
«И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

По словам преп. Серафима Саровского , человек может исполнять три воли:

✦ Первая - это воля Божия, вполне совершенная и спасительная.

✦ Вторая - это воля самого человека, которая даже когда она не пагубна, то все равно не является спасительной, в силу выраженного самоугодия.

✦ Третья воля - демоническая, противящаяся Богу, лукавая и гибельная.

Спасительная воля только одна - это воля Божия, а две другие воли ведут к гибели. Итак, тот, кто хочет спастись, непременно должен исполнять в своей жизни волю Божию.

Пример : Если больной человек не будет исполнять предписаний (и пожеланий) лечащего врача, то болезнь будет прогрессировать и все может плохо кончиться для него.

Преп. Силуан Афонский о воле Божией :

«Драгоценнее всего на свете - знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его».

«Познавшая Бога душа - во всем должна предаться на волю Божию, жить пред Ним в страхе, надежде и любви».

«Великое благо - предаться на волю Божию. Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении - он думает: «Так Богу угодно, и мне за грехи мои нужно все посылаемое претерпеть». 

«Самое лучшее дело предаться воле Божией и нести скорби с упованием на Его помощь. Об этом говорит апостол: «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он (неусыпно) печется о вас» (1Пет.5:6,7). Если скорби нам кажутся великими и непосильными, это значит, что мы не предались воле Божией».

Преп. Пимен Великий : «Наша (самоугодная) воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость»; подобно стене загораживающей солнечный свет для растения.

«Горделивый не хочет жить по воле Божией: он (по своеволию) любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою».

«Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, болен и страдает, потому что его веселит и утешает благодать Божия. А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто его обидел, тот пусть знает, что он находится в гордостном духе, который отнял у него благодать и благодарность к Богу», сделав его не благодарным Богу.

«Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала».

«Кто предался воле Божией, тот только и занят Богом и Его благодатию. Она помогает человеку всегда пребывать в молитве. Он хотя и работает, и разговаривает, но душа его занята Богом, потому что она предалась воле Божией, и за это Господь взял ее в Свое попечение».

«Кто совершенно предался на волю Божию, тот имеет чистую молитву, душа его любит Господа, все его творение и все ему приятно и мило».

«Так предалась Богу Пресвятая Дева: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38). И если бы мы, хоть немного были подобны ей по смирению и нраву, и так же говорили: «Се раб (а) Господа; буди мне по глаголу Твоему», то Евангельские глаголы Спасителя, в духе святом написанные, были бы в душах наших, и тогда любовь Божия (подобно райской) была бы по всей земле».

Прп. Силуан Афонский: «Кто живет по воле Божией, тот будет прославлен небом и землей».

В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.

Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.

Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.

Жить в согласии с заповедями Божиими

– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.

Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.

И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.

На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:

«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».

Желать именно воли Божией, а не своей

– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей , через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.

– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.

Быть внимательным к себе и своей совести

– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.

И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».

Автор статьи, протоиерей Михаил Шполянский, 25 апреля сего года отошел ко Господу…
… Воля Божия- это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) в книге «Илиотропион, или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Итак, первый критерий - это Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. В чем трудности на этом пути? Парадокс, но в его универсальности, ибо невозможно однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе.

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств.

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел.

В заключение я хотел бы привести слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность.
Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48).
По материалам Православие и мир

— Узнать волю Божью? Очень хороший вопрос. Воля Божья - это то, что Бог хочет нам открыть. Нам кажется, что воля Божья - некая тайна за семью печатями, и мы добиваемся ее узнать, а Бог хочет как-нибудь скрыть ее от нас.

На самом деле узнать волю Божью, это значит узнать то, что Бог хочет открыть нам и открывает, а мы отворачиваемся от воли Божьей. Вот это нужно понять - это очень важный момент. Не то, что мы живем, а есть некая воля Божья, которая является тайной и секретом, и мы потеем, стараемся узнать ее. Хотя, в каком-то смысле, может быть, Бог и хочет, чтобы мы решили трудную задачу, приложив усилия. Тем не менее, воля Божья - это то, что открывается легко. И недоступна она нам, потому что мы отворачиваемся от нее.

Главным условием, если мы хотим познать волю Божью, является отказ от своей собственной воли. Вот в чем смысл послушания. Вот почему ребенок должен слушаться своих родителей - он должен научиться отказываться от своей воли, невзирая на то, какие у него родители - благочестивые, неблагочестивые, умные, глупые. Почему жена должна слушаться мужа, невзирая ни на что? Я иногда спрашиваю женщин, когда они на исповедь приходят, пожилая женщина приходит, спрашиваю: как вы, слушаете мужа? «Ну вот, стану я этого старого дурака слушаться». Но какой бы он ни был - он же муж.

Когда учишься слушаться кого-то - учителя, мужа, родителя, духовника - ты отказываешься от воли своей.

Многие послушники уходили к очень строгим духовникам. И строгость их духовников восполняла их жажду страдания, жажду послушания, жажду засвидетельствовать перед Богом свою готовность даже до крови пострадать и отказаться от своей воли.

То есть начинать познавать волю Божью нужно с умения отказываться от своей воли. Если человек не умеет отказываться от своей воли, если она сохраняется у него, то никакие средства ему не помогут. Бог наоборот будет скрывать от него Свою волю. Потому что если он узнает Его волю - будет противиться ей. Как любящий Отец, Он не хочет нас подвергнуть более строгому наказанию за то, что мы знали, но не сделали. Он лучше это скроет от нас, чтобы мы не знали, чтобы меньше нас наказывать.

Если же человек отказывается от своей воли, то откровение воли Божьей приходит к нему довольно часто. Даже ребенок может возвестить Его волю. Он может узнать волю Божью из чтения Евангелия, из слов духовника. И - это самое важное, наверное, здесь - есть, конечно же, особые старцы, особые святые, которым открыта воля Божья. Явно открыта.

Таким старцем был отец Павел Троицкий, о котором, может быть, нужно будет как-то вам рассказать. Когда он был жив, мы получали от него письма, в которых было ясно написано: в этом воля Божья. Сделать то-то и то-то. Нет воли Божьей на этот брак. И мы знали, что это действительно так. И, когда человек поступал по-другому, то с ним случались всякие несчастья, беды. Очень легко было узнавать волю Божью таким образом. Но и страшно. Потому что воля Божья вполне может противоречить нашей воле.

Но отец Павел не всегда открывал эту волю Божью своим посулом. Такая вот есть в Москве, в Зачатьевском монастыре, игуменья Иулиания. Когда-то она была Машей и работала медсестрой в отделении детской реанимации. И она решила выйти замуж. Ее благословил духовник, благословили родители, и она не спросила отца Павла, есть ли не это воля Божья. Она написала ему письмо, где сообщала о том, что происходит, и он ей написал: я буду за тебя молиться, но только ты своему мужу будущему не говори ничего обо мне. Он не написал, что есть воля Божья на этот брак. Она его не спросила, он и не написал. Потому что воля Божья открывается тому, кто ее ищет.

Ну, она очень мучилась, эта Маша. Мучилась и не знала, как ей быть. И написала все-таки письмо, хотя два раза у отца Павла нельзя было спрашивать одно и то же. Написала ему - есть ли воля Божья? Отец Павел ей ответил, что он долго молился Богу, он просит прощения у нее, у ее родителей, у ее духовника, он понимает, что он их очень расстроит, но воли Божьей на брак нет.

После этого она отказала своему жениху. И вот, после этого, она стала спрашивать отца Павла, как ей дальше быть: можно ли ей знакомиться с молодыми людьми, можно ли думать о замужестве? И он ей написал: ты сама ни с кем не знакомься, но если что-то предложат, то можно поговорить об этом. В конце концов она его спросила, есть ли воля Божья ей вообще выходить замуж? И он ей написал, что вообще-то тебе воли Божьей выходить замуж нет.

Почему? Потому что она должна была стать игуменьей Зачатьевского монастыря. Но открылось это не сразу.

И нам Бог не сразу открывает - это скорее не воля Божья, это более широкое понятие - наше предназначение, не сразу открывает наше будущее. Если бы кому-то из вас открылось все то, что придется претерпеть в жизни, вы, наверное, впали бы, может быть, в уныние какое-то или еще что-то. Так что это постепенно открывается.

И вообще, как яблоко едят по кусочкам, так и человек постепенно приобщается к духовной жизни. Но, когда есть такой старец, то, конечно, волю Божью можно узнать. Когда такого старца нет, то тогда узнавать волю Божью помогает нам Евангелие, помогает нам духовник.

Почему вот мы говорим, что хорошо бы, чтобы был духовник. Я, когда служил в Москве, то говорил нашим сестрам, которые учились у нас в училище, и они знали ответ на все недоуменные вопросы. Вот они спрашивали: «Что делать, если там вот то-то и то-то? А как поступить, если то-то и то-то случается?» Они всегда знали, что ответ такой: «Нужно спросить у духовника».

Но теперь здесь, в Смоленске, я мало знаю духовников и не могу вам сказать, что о чем-то нужно спросить у духовника. Как-то я стал в этом сомневаться в последнее время, что священник, у которого ты исповедуешься - не духовник, не духовный человек, а любой священник, у которого ты исповедуешься, - даст тебе ответ на этот вопрос. Поэтому я тоже так отвечать не советую, дорогие друзья.

Воля Божья узнается, исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать, и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается - верим, что нет.

Но, конечно же, бывает так, что ты сначала думаешь, что воли Божьей нет, потом начинаешь думать, что все-таки есть. И потом опять. И, так бывает, много раз меняется твое мнение об этом. Поскольку мы люди не духовные, переменчивые, у нас от нашего настроения зависит решение, есть ли воля Божья на то или на другое.

Но одно нужно сказать, что узнавать волю Божью нужно учиться.

Отец Павел писал письма отцу Всеволоду Шпиллеру. И в этих письмах тоже очень часто писал: воля Божья есть на то-то, воли Божьей нет на это. И эти письма читал сын отца Всеволода Ян Всеволодович Шпиллер - дирижер такой был. И вот однажды он нашел такую книгу, которая называется «Илиотропион», и решил ее прочитать и уж научиться узнавать волю Божью.

А отец Павел ему написал, что воля Божья не узнается из книг, тем более молодому человеку воля Божья так не откроется.

Мы можем успокоится на том, дорогие друзья, что мы должны стремиться познавать волю Божью. Как ее познавать? Вот если нам предстоит что-то сделать, и мы не знаем, так поступить или нет - во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны. Жить или умирать, болеть или выздоравливать, выходить замуж или не выходить или еще какой-то другой вопрос мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений.

И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать.

Я не уверен, что мы всегда поступим по воле Божьей. Но все-таки в этом делании, отказе от своей воли, молитве к Богу, вспоминании каких-то Евангельских слов - в этом возникает некая опытность, некое умение различать, что плохо, а что хорошо. Но дается это не сразу - есть некий путь.

Чтобы узнать волю Божью, нужно прожить долгую жизнь, наверное, научиться отказываться от своей воли, научиться молиться. Тогда воля Божья откроется.

Но, конечно же, если мы хотим научиться исполнять волю Божью, еще очень важно - исполнять то, что уже нам известно как воля Божья.

Молиться по утрам есть воля Божья? А что же мы этого не делаем иногда? Есть воля Божья не гневаться? Но мы же часто гневаемся. Есть воля Божья поститься? Нельзя нарушать пост. Есть воля Божья не сидеть в интернете до середины ночи? Ясно, что есть воля Божья.

Если мы будем то, что нам уже известно исполнять, тогда Господь, конечно же, откроет нам волю Божью и в других случаях. А если мы то, что нам изветсно, не делаем - то какая же это воля Божья?

И закончу эти пространные рассуждения о воле Божьей одним интересным случаем, который был у нас на Афоне. Мы как-то с отцом Владимиров Воробьевым и с отцом Анатолием Фроловым пошли из монастыря Заграф в монастырь Хиландар. Спросили, какая туда дорога, выбрали неправильный путь и смело пошли по нему, думая, что мы находимся на правильном направлении. Нам встетился какой-то человек, одетый в мирскую одежду. Это был Болгарский священник - там многие болгарские священники приезжают в монастырь немного подработать. Он спросил нас, куда мы идем, мы сказали, что в Хиландар. Он сказал, что мы не по той дороге идем, не успеем, монастырь закроют, и нам придется ночевать на улице. Нам надо вернуться обратно. Но мы, совершенно уверенные, что идем по правильной дороге, потому что нам указали, стали говорить, что это не так, что мы идем туда, стали с ним спорить. А он хотел нам помочь и стал спрашивать: ну, как так? на что же вы надеетесь? И один из нас сказал: «Надеемся на волю Божью». И он нам на это ответил: «Какая дуракам воля Божья?»

Ну, дуракам - в смысле людям не смиренным. Дураки, конечно, разные бывают. Смиренный дурак лучше любого гордого умника.

Поэтому, конечно, если мы хотим узнать волю Божью, нужно напрягать свой ум, приобретать смирение и уметь отказываться от своей воли. Тогда, конечно, воля Божья обязательно откроется.

Епископ Пантелеимон Шатов

Loading...Loading...