Бог огня у славян. Древнеславянские боги, богини и их предназначение

Вспомните

  • Приходилось ли вам пользоваться планом или картой? Понятно ли вам было, что на них изображено? Чем план отличается от рисунка и фотографии? Что такое масштаб?

Что такое план и карта. Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились делать совсем недавно. Но уже несколько веков известны другие виды изображения земной поверхности на плоскости - географические планы и географические карты.

    Географический план и географическая карта - это плоские уменьшенные изображения участков земной поверхности с помощью условных знаков.

Не зная условных знаков, нельзя прочесть план или карту. Поэтому работу с ними надо начинать с изучения условных знаков (см. атлас для 6 класса). Их перечень с указанием значения каждого называется легендой плана или карты. Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Голубой линией показывают реку, прямоугольниками обозначают дома, лес закрашивают зеленым цветом.

На картах крупного масштаба условные знаки такие же, что и на планах. А вот на картах мелкого масштаба они другие. Хотя и план, и карта изображают земную поверхность, между ними существуют значительные различия (табл. 1).

Таблица 1. Различия между планом и картой

  • Сравните условные знаки планов и физической карты мира.

Разнообразие карт. Географические карты различаются по масштабу (рис. 29). Чем больше изображаемая территория, тем мельче масштаб карты.

Рис. 29. Различие карт по масштабу

По атласу определите, на какой карте - более крупного или мелкого масштаба - площадь изображенной территории больше.

Разнообразны карты и по содержанию (рис. 30). Карты с изображением природных объектов - материков, океанов, рек - называют физическими (в переводе с греч. - «природными»). Однако существует и много других карт, на которых показаны только некоторые природные и антропогенные объекты и явления. Это, например, карты почв, природных зон, плотности населения, человеческих рас, политические и многие другие. Такие карты называют тематическими.

Рис. 30. Различие карт по содержанию

Карты разного содержания, собранные вместе в виде альбома, называются географическим атласом. Особый вид карт - контурные карты. На них изображены лишь очертания объектов.

Использование планов и карт. Географические планы и карты - это важнейший источник получения знаний, а также передачи информации. Трудно найти область человеческой деятельности, в которой бы они не применялись. С их помощью строители проектируют города и дороги, геологи ищут полезные ископаемые, летчики и моряки прокладывают маршруты самолетов и кораблей.

В современных условиях огромную роль в создании карт играет компьютерная техника. Компьютеры значительно сокращают время на подготовку карт и позволяют делать их более точными. Это особенно важно для составления карт прогноза погоды, выбросов вредных веществ в воздух и воду, распространения лесных пожаров и многих других.

Можно ли самому составить план местности? Простой план местности может нарисовать каждый человек, оценивая расстояния приблизительно, т. е. на глаз. Поэтому такую съемку местности называют глазомерной.

Для глазомерной съемки нужны: планшет (лист картона с прикрепленными к нему бумагой и компасом), трехгранная (визирная) линейка, карандаш, ластик, булавка с головкой.

Рис.31. Установка планшета и подготовка его к съемке

Расстояния проще всего измерять шагами. Длину шага можно вычислить, если пройти, считая шаги, известное расстояние. Например, если расстояние 100 м пройдено за 140 шагов, значит, длина одного шага приблизительно равна 0,7 м.

Одна из разновидностей глазомерной съемки - полярная съемка, которая про-изводится из одной точки (полюса). Эту точку выбирают с таким расчетом, чтобы с нее хорошо был виден весь снимаемый участок. В данной точке устанавливают подставку с планшетом. На будущем плане отмечают точку. Далее планшет ориентируют по сторонам горизонта, т. е. с помощью компаса определяют направление север-юг и стрелкой обозначают его на плане. Масштаб будущего плана выбирают с таким расчетом, чтобы план уместился на листе бумаги. Масштаб подписывают в нижней части плана.

Рис. 32. Полярная глазомерная съемка

Когда планшет сориентирован, на него кладут визирную линейку. Одним боковым ребром она должна проходить через полюс. Поворачивая линейку вокруг этой точки, ее верхнее ребро направляют на окружающие объекты (рис. 32). При этом направление на каждый объект прочерчивают линией. После получения направлений на все объекты съемки расстояние до них определяют шагами. Эти расстояния откладывают на плане по линиям направлений. Объекты изображают условными знаками.

Вопросы и задания

  1. Чем отличаются географические карты от планов?
  2. Какие карты называются физическими?
  3. Какое значение имеют карты для человеческой деятельности?
  4. Что такое легенда карты? Почему карты имеют иные условные знаки, чем планы?
  5. Почему на картах показывают не все географические объекты, а производят их отбор?
  6. Покажите материки и океаны на карте полушарий и глобусе. Подумайте, где их очертания ближе к истинным. Почему?

Итоговые вопросы и задания

    С помощью каких географических моделей (объемных или плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?
  1. Переведите численные масштабы в именованные: 1: 5000, 1: 25 000, 1: 1 000 000. Переведите именованные масштабы в численные: в 1 см 10 км, в 1 см 250 км, в 1 см 100 м.
  2. Изобразите в тетради отрезок длиной 50 м в масштабе 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000.
  3. Какова протяженность ручья, если на плане с масштабом 1: 5000 его длина составляет 10 см?
  4. Для чего нужны географические планы и карты?
  5. Сколько параллелей и меридианов можно провести на земной поверхности?
  6. Определите по карте, какая точка расположена севернее - мыс Игольный (в Африке) или мыс Южный (в Австралии).
  7. Что такое географические координаты? Для чего нужно уметь их определять?
  8. Определите по карте крайние точки материков по их географическим координатам:
    • 1° с. ш. и 104° в. д.;
    • 14° с. ш. и 18° з. д.;
    • 35° ю. ш. и 20° в. д.;
    • 7°ю. ш. и 35° з. д.
  9. Составьте под руководством учителя план школьного двора с помощью полярной глазомерной съемки.

Изучение всякого сложного явления требует мысленного расчленения его на элементы, т.е. слагающие его составные части. Основными элементами географической карты являются само картографическое изображение и его математическая основа.

Картографическое изображение - это все те условные обозначения, которыми на карте отображены явления и объекты действительности. Изучая эти условные обозначения и их сочетания, читатель карты осмысливает географические особенности показанной на ней местности. Характеристика свойств картографического изображения составляет основное содержание большинства последующих глав настоящего пособия.

Геометрические свойства картографического изображения - размеры и форма участков, занятых географическими объектами, расстояния между отдельными пунктами, направления от одного к другому - определяются его математической основой. Математическая основа карт включает в качестве составных частей геодезическую основу, масштаб и картографическую проекцию. Чтобы уяснить значение каждого из перечисленных компонентов математической основы карты, следует представить себе трансформацию, которую должен претерпеть участок земной поверхности от его истинной, натуральной формы до изображения на плоской бумаге. При этом следует помнить, что описываемые ниже преобразования участков земной поверхности осуществляются при создании карты путем математических расчетов.

Поверхность суши Земли со всеми ее неровностями называется физической , или топографической поверхностью (рис. 1). Она очень сложна и трудно поддается математическому выражению. Поэтому для построения карт приходится проектировать ее на иную, более простую, теоретическую (т.е. мысленную) поверхность, которая называется уровенной.

Рис. 1. Физическая и теоретические поверхности Земли

Уровенную поверхность представляют как поверхность Мирового океана, мысленно продолженную под материки при условии, что она в любой точке перпендикулярна отвесной линии.

По сравнению с физической поверхностью ее отличает большая сглаженность.

Фигуру Земли, ограниченную уровенной поверхностью, называют геоидом (т.е. подобная Земле). Сложная форма геоида не может иметь математического выражения, но она близка к эллипсоиду (рис. 2). Эллипсоид - поверхность, образованная вращением эллипса вокруг меньшей оси.

Рис. 2. Эллипсоид вращения (разница полуосей а и b утрирована)

В разных странах размеры земного эллипсоида несколько различаются. В СССР принят эллипсоид Красовского со следующими размерами:

большая полуось (в плоскости экватора) a=6 378 245 м;

малая полуось (совпадает с осью вращения Земли) b = 6 356 863 с;

разность полуосей а - b = 21 382 м;

сжатие = (a - b)/a=1/298,3.

Как показывает величина сжатия, эллипсоид Красовского мало отличается от шара, поэтому его называют также сфероидом.

На картах больших территорий истинные размеры земной поверхности оказываются уменьшенными в миллионы раз. При таком уменьшении различие величин большой и малой полуосей оказывается на глаз незаметным. Поэтому при построении карт для упрощения расчетов Землю принимают за правильный шар с радиусом 6371,1 км.

От размеров принятого эллипсоида зависит положение точек земной поверхности, изображенных на картах, их взаимное расположение, а сам результат вычисления формы и величины земного эллипсоида составляет геодезическую основу карт. Для построения карты точки и линии физической поверхности Земли проектируют нормалями (ортогонально) на поверхность эллипсоида. Затем эту поверхность с спроектированными на нее точками физической поверхности Земли уменьшают в нужное число раз.

Степень уменьшения определяется масштабом будущей карты. Масштаб выражается дробью, числитель которой равен единице, а знаменатель - величиной, указывающей, во сколько раз производится уменьшение.

Уменьшенную до нужного размера поверхность эллипсоида требуется далее отобразить на плоскости. Для такого перехода применяют ту или иную картографическую проекцию. Картографическими проекциями называют математические способы изображения на плоскости поверхности эллипсоида (или шара).

Таким образом, для того чтобы получить изображение физической поверхности Земли (или ее части) на плоскости, нужно применить все три элемента математической основы и выполнить следующие операции: 1 - перенести ее на уровенную поверхность; 2 - выполнить уменьшение до нужных размеров и 3 - применить картографическую проекцию.

Естественно, что в результате изображение физической (и даже уровенной) поверхности на плоскости (на карте) оказывается неизбежно деформированным в геометрическом отношении, т.е. искаженным. Особенно заметные искажения проявляются на последней из трех операций - при применении картографических проекций. Картографические искажения, однако, могут быть учтены для внесения необходимых поправок при измерениях расстояний, направлений и площадей участков по картам.

Практически то или иное значение элементов математической основы карты используется следующим образом. Точки земной поверхности, будучи спроектированными на эллипсоид Красовского, приобретают определенные географические координаты - широту и долготу. Их величина связана с тем, какие меридианы и параллели пересекаются в данной точке.

Рис. 3. Меридианы и параллели

Напомним, что меридианом точки называют линию пересечения земного эллипсоида плоскостью, проходящей через данную точку и ось суточного вращения Земли (рис. 3). Параллель - линия пересечения земного эллипсоида плоскостью, перпендикулярной оси вращения. Линии меридианов и параллелей образуют градусную сеть Земли, а их изображение на картах называют картографической сеткой . Попутно вспомним, что экватор - параллель, плоскость которой проходит через центр Земли, а полюсами называют точки пересечения оси вращения Земли с поверхностью эллипсоида.

Широту точек определяют как угол, образованный отвесной линией из данной точки поверхности эллипсоида и плоскостью экватора. Долготой точки называют двугранный угол между плоскостью Гринвичского «нулевого» меридиана и плоскостью меридиана данной точки.

При построении карты сначала на листе бумаги в принятом масштабе и картографической проекции размещают узловые точки пересечения меридианов и параллелей и строят сами эти линии. Затем в образовавшиеся клетки врисовывают географические очертания. Деформации картографической сетки устанавливаются сравнительно легко (например, путем сличения ее с градусной сеткой глобуса). Выявленные искажения картографической сетки определяют и искажения географического содержания карты.

Рис. 4. Элементы географической карты

Кроме картографического изображения и математической основы, карты могут иметь элементы дополнительной характеристики территории. К ним могут относиться дополнительные (так называемые «врезные») карты с изображением природных или социальных элементов, не вошедших в содержание основной карты. Элементами дополнительной характеристики территории могут быть также профили, графики и диаграммы, фотографии или рисунки, а также цифровые данные и поясняющие тексты (рис. 4). Обозначения на карте, призванные облегчить читателю ее использование, относят к ее оснащению. Элементами оснащения могут быть: условные знаки (легенда), название карты, обозначение ее масштаба, изображение линий картографической сетки и др.

Религиозные представления людей зарождаются еще в эпоху раннего палеолита, примерно 400 тыс. лет назад, и связаны с тем, что человек не мог объяснить некоторые природные явления и процессы, придавая всему этому магические свойства, и признавая свое бессилие перед природными стихиями. Все языческие верования имеют общие черты и чем-то схожи между собой, но есть и различия. Особая религия, имеющая свой уникальный пантеон божеств, сложилась у славянских племен, так что заглянем вглубь веков, и в нашем небольшом обзоре представлены самые известные и почитаемые славянские Боги.

Род

В славянской религии, как и в верованиях других народов мира, было мировое дерево. У наших предков это был Дуб, на вершине которого сидел Род, часто изображаемый в виде Сокола.

Именно это божество олицетворяло единство рода, следило с высоты за всем происходящим. С культом Рода связано множество обрядов и традиций, в том числе и обильные жертвоприношения.

Со временем культ Рода становится традиционно женским, но отголоском его мужского начала может служить то, что соколиная охота было чисто мужским занятием, и являлась княжеской привилегией.

Человек разделяет мир на две составляющие - доброжелательную людям и враждебную, потому во многих религиях, в том числе и славянской, отображена вечная борьба Добра и Зла.

Олицетворением светлой, дружелюбной человеку стороны выступал у славян Белобог, считавшийся богом счастья и удачи. А вот темная сторона была вотчиной Чернобога. Между этими божествами постоянно происходила борьба, отобразившаяся в легендах и сказаниях.

Общество развивалось, и со временем вера в Белобога и Чернобога была утрачена, хотя их следы сохранились в русских сказках в образах Судьбы и Доли.

Это женское божество олицетворяло земное и женское плодородие, и особо почиталось в славянском обществе, потому что по преданию Коляда подарила людям Солнце.

Коляда была женой Белобога, и каждую весну являла на свет новой Солнце. Чернобог всячески препятствовал возрождению света, и постоянно вредил Коляде. Он приказал своей жене Маре убить Коляду, но она обратилась козой, и смогла спастись.

Отголоски культа Коляды и рождения ей Божича-Солнца можно наблюдать в праздновании христианами Рождества, где среди персонажей есть коза, спасшая Коляду, а колядники носят с собой звезду, больше напоминающую Солнце.

После захода Солнца наступает время Чернобога и жены его Мары. Ходит Мара меж домов людей, произнося вслух их имена, и кто откликнется на ее голос, тотчас же умирает.

Именно она повелительница царства мертвых, богиня Зла, Болезней, Страшных сновидений и Ночи. Было у Мары тринадцать дочерей, которые люди олицетворяли с самыми страшными пороками и напастями.

Как и в противоборстве Белбога с Чернобогом, в противостоянии Мары и Коляды, отражена борьба Жизни и Смерти, Доброго и Злого начал, существующих на Земле.

Славяне обычно изображали Божича в виде небесного оленя с золотыми рогами, которые ослепительно сияли, даруя людям свет и радость.

Естественно, что он олицетворял собой круговорот дня и ночи, сменяемость времен года и был тесно связан с земледельческим культом. Каждую весну, заново народившись, Божич дарил людям радость, надежду на богатый урожай, а, следовательно, и на счастливую жизнь.

С развитием славян и усложнения социальных отношений Божич утрачивает свое первоначальное значение, и ему на смену приходят более влиятельные божества, олицетворяющие Солнце.

С зарождением неравенства в славянском обществе и укрепления нужен был грозный и сильный Бог, олицетворяющий власть и государственность.

Именно таким Богом и стал Перун, со временем ставший главным славянским божеством дохристианского периода истории. Бог-громовержец был отражением земледельческого культа, отвечал за появление дождей.

Со временем становится княжеским богом, а Владимир делает его главным богом Руси, идол которого был установлен на капище в Киеве. С принятием христианства преобразовался в особо почитаемого в православии Илью Пророка.

Особо почитаемый славянами бог покровительствовал огню и кузнечному делу. Именно Сварог способствовал развитию техники и научных знаний.

Поклонение огню было одним из самых первых религиозных культов, которое потом закрепилось во всех мировых религиях, в том числе и в христианстве.

Образ бога-кузнеца гармонично вошел в сказание о борьбе со змеем, который стремился уничтожить урожай. Кузнецы особо почитались на Руси, может потому самой распространенной фамилией у славян является Кузнецов, и все производные от кузнеца - Коваль, Ковалев, Коваленко.

Славяне издавна поклонялись Солнцу, и мы уже знаем, что был Божич, олицетворяющий собой Солнце, а также процесс возрождения природы.

По мере развития славяне стали тесно контактировать с племенами, пришедшими с Востока, и многие историки считают, что славянский Хорс прямое продолжение древнеиранского Хурсета.

Как бы там не было, но Хорс олицетворял у славян солнечный диск, круг. Многие слова в русском языке имеют основу «хор» - «хорошо», «хором», то есть всем миром, всей общиной, а танец хоровод, как всем известно, это образованный круг, взявшихся за руки людей.

Основу славянского хозяйства, наряду с земледелием составляло скотоводство, потому в пантеоне божеств появляется Велес, отвечающий за домашний скот славянской общины.

Его следы остались не только в сказаниях, но и в исторических документах. Так русские клянутся, в том числе и Велесом при подписании договора с греками в 907 году. Попадает он и в древнерусские литературные произведения, в том числе в «Слово о полку Игореве».

В христианстве Велес преобразовался в святого Власия, на которого и легли функции заботы о скоте, а его день часто называли на Руси «коровьим праздником».

Считается, что это божество тоже сформировалось под влиянием восточных религий, ведь у древних иранцев было божество Симург, изображаемый в виде собаки.

Историки так до конца четко и не могут определить функции славянского Семаргла, но, возможно, он был вестником между земным и небесным миром, потому и изображался с крыльями, а также охранитель посевов.

На Руси почитание Семаргла связывают с тем, что русское общество было неоднородно в национальном праве, и кроме славян, в Киеве и других городах, проживало большое число выходцев с востока.

Дадьбог, или Даждьбог, также как и Хорс, был богом Солнца, но имел более древние корни в славянском обществе. В преданиях и литературных произведениях часто упоминается вместе со Стрибогом, и вместе они олицетворяют ясное, безоблачное небо.

Один из самых почитаемых у славян божеств, так как в самом названии отображен процесс обращения к Богу - «Дай Бог». Как видим, закрепилась эта идиома и в христианских молитвах, а выражение «Как бог даст», явное отображение образа славянского Дажьбога.

Следы верования в Дажьбога сохранились на Руси вплоть до XVIII столетия. Он часто упоминается в народных песнях и сказаниях.

В пантеоне славянских Богов было и женское божество Мокошь, или Макошь, олицетворяющая земное и женское плодородие. К тому же Мокошь выступала покровительницей домашнего хозяйства и женского рукоделия, ткачества.

Одной из важных функций Мокоши была также охрана водных источников и родников. Она покровительствует беременным, помогает им выносить плод и успешно разродиться, а женщины в свою очередь возносили молитве любимой богине у колодцев, рек и озер. Этимология имени богини тесно связана с выражением «Мать - сыра земля», буквально Мокошь.

Почитали славяне Мокошь, как мать урожая, жизненных благ и домашнего изобилия. Исконно днем Мокоши считалась пятница, и по преданию в этот день, чтобы не разгневать богиню, нельзя было начинать новых дел.

Как видим, славянские боги уникальны и своеобразны, и у каждого свой особый статус и предназначение. Под влиянием других культур религиозные представления у славян менялись, появлялись новые божества, новые мифические сюжеты. Но это было не слепым заимствованием, новые верования гармонично вписывались в уже устоявшиеся традиции, попадали на благодатную почву своеобразной и уникальной славянской культуры.

Многое из языческой веры потом закрепилось в христианстве, и многие православные церковные праздники имеют глубокие языческие корни. Славянская культура богата и многообразна, и именно она выступает фундаментом развития общества, основой жизни.

Деревянные идолы, священные огнища, лесные капища, земляные курганы…. а в ночь на Ивана Купалу девушки и юноши ищут цветок папоротника и водят хороводы - вот, пожалуй, и все, что знает современный человек о язычестве древних славян, а ведь языческим творцам и духам наши прародители молились веками и тысячелетиями.

Язычество можно определить как дохристианскую веру. Вместе с христианством в древнюю Русь пришла и письменность, с ней и книжная культура, заимствованная из Византии. Языческие мифы и предания никто не записывал, потому в наши дни о вере древних славян известно очень немного. Известно, что в конце 10 века, до того, как принять христианство, князь Владимир пытался узаконить языческую веру, для чего в Киеве создал святилище - пантеон с деревянными статуями различных языческих богов. Целью его создания было объединение верований жителей разных частей древней Руси.

Всех славян объединяло то, что вера была основана на гармонии человека и природы, и был главный, единый бог, называли его «верховным», богом богов. И тот пантеон богов, который известен в современности (Перун, Сварог и другие), многие ученые рассматривают как многоликость, проявление одного единственного, верховного бога. Богов и духов в язычестве множество, главные - входят в пантеон.

Бог Род

Бог Род - создатель мира, причина всех причин. Именно он, пожертвовав собой, стал строить видимый мир, Все, что сотворено Родом, до сих пор имеет в корне отголоски его имени: природа, родители, родня, родина… Род поделил мир на три части:

  • Наивысший - «правь», там живут творцы, которые всегда поступают по правилам, оттуда и название;
  • Средний - уровень, который явственно видим мы, «явь»;
  • Нижний мир - обитель наших праотцев - это «навь», оттуда прилетают видения и плохие сны.

Сварог

Род породил Сварога - бога, который завершил сотворение мира.

Сварог - кузнец, который создал землю. Он нашел огромный горючий камень, вспенил им океан, который превратился в первую сушу. Этот камень пригодился и для дальнейших чудес: от его искр появлялись другие боги и знаменитые воины, так же Сварог при помощи этого камня обучил людей делать из молока творог и сыр. «Сварганить» - до сих пор значит сотворить чудесным образом что-либо. Бог огня подарил людям основные навыки: научил готовить пищу на огне, обогревать им жилище, культивировать и защищать свою землю. Сварог стал отцом «сварожичей» - так называли его детей. Перун - один из самых могущественных и известных сыновей Сварога.

Перун

Рождение Перуна, по легенде, сопровождалось мощным землетрясением. Его предназначением было - управление громом и молнией. За грозный нрав и твердый характер его выбрали в предводители и покровители воинов. В младенчестве Перун был похищен получеловеком, полускорпионом - скиперзверем, который утащил его в свое подземелье. После освобождения из плена, Перун спал беспробу дным сном до того, пока его, уже взрослого мужчину, не обмыли живой водой.

Велес

Брат Сварога - Велес - дал движение миру, сотворенному Перуном и самим Сварогом. Дал жизнь таким закономерностям, что за весной приходило лето, после сна - бодрствование, после вдоха - выдох. Знак солнцеворота (в современном понимании - свастика) - главный символ движения жизни и смерти, как инь и янь. Велес - бог не однозначный, он является как хозяином и покровителем яви (мира людей), так и хозяином нави (мира мертвых). При жизни он являлся испытателем, после смерти - судьей. Покровитель странников, торговли, учитель искусства, бог удачи - он познал обе стороны света, как черную, так и белую. Он, по приданиям, являлся великим магом и учителем.

Макош

Среди наших предков почитались и женщины-богини. Макош - жена Велеса, богиня судьбы и плодородия, покровительница женского рукоделия. Плодородие, хозяйственный достаток и хорошая хозяйственная деятельность в доме зависит от нее.

Стрибог

Ветер в славянской мифологии ассоциировался с богом Стрибогом. Рождение его произошло от издыхания Рода, имеет власть над бурей, ветром. Представляется в образе беловолосого старика, живущего в глухом лесу. Ему молились моряки, главные храмы находились в районе портов.

Русский человек широк душой, и до сих пор мы справляем наряду с православной пасхой, языческую масленицу. Бог Перун отождествляется с Ильей пророком, Велес - стал святым Власием, есть в язычестве и аналогия святой троице - триглав, триединство Сварога, Перуна и Святовида. Наши предки никогда не были рабами своих богов, и соответственно, все общение происходило на уровне - «отцы-дети», оттуда полное отсутствие жертвоприношений. Чего не было у наших предков - так это страха и преклонения перед богом, славяне-язычники считали себя детьми, порождением творца, наравне с богами - Перуном, Велесом… Являлись хранителями ценностей, заложенных богами, как внуки и дети являются хранителями семейных традиций. Остатки этой веры сохранились в приданиях, легендах и сказках, это своеобразная память народа.



Loading...Loading...