Площадь сан пьетро. Гений иллюзий эпохи барокко

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Площадь Святого Петра в Риме по праву является самой знаменитой и популярной среди христиан и простых туристов. По-итальянски ее название будет звучать как Пьяцца Сан Пьетро. Построен исторический комплекс в честь ключника рая святого Петра, поэтому панорама ансамбля с большой высоты напоминает

Архитектор площади Святого Петра

Идеологом и создателем этого великого комплекса был известный итальянский эстет и скульптор Джованни Бернини. Родился в декабре 1598 года в Неаполе, в семье архитектора. От отца Джованни унаследовал талант созидания в стиле барокко.

В возрасте 7 лет Бернини начал делать первые наброски. В то время семья Джованни переехала в Рим, где одним из главных почитаемых святых был именно Петр. Спустя год юный художник сделал портрет великомученика, после чего мальчика сразу окрестили вторым Микеланджело. В 1614 году Бернини создал свою дебютную скульптуру, посвященную святому Лаврентию. Гипсовый бюст настолько поразил кардинала Боргезе, что тот решил взять юношу к себе на виллу и сделать его личным художником.

Вскоре Джованни был посвящен в рыцари и стал одним из лучших друзей Папы Урбана VIII. Есть даже мнение, что Бернини был главным советником кардинала Барберини. Под таким авторитетным покровительством у молодого архитектора появилась возможность беспрепятственно реализовывать свои новые грандиозные идеи. Именно в этот период он задумал оформить площадь Святого Петра в Ватикане в стиле барокко.

В середине 1620 годов у Джованни случилась семейная драма. Долгое время он был в отношениях с прекрасной Констанцией. Душевную идиллию двух сердец нарушила измена девушки с его младшим братом. Не выдержав предательства, Бернини избил Луиджи до потери сознания, а после дал приказ изуродовать лицо Констанции до неузнаваемости. Однако эти преступления легко сошли с рук скульптору, так как за него вступился Папа Урбан VIII.

Все это пошатнуло психику Бернини, однако и здесь на помощь пришла церковь. Архитектору было поручено реконструировать площадь Святого Петра. Бернини хотел отвлечься от душевных терзаний, а потому с радостью согласился. Летом 1641 года был заложен первый камень в строительство новой площади.

Сегодня в честь Джованни назван кратер на Меркурии, а изображение его лица красуется на итальянской лиры.

Уникальность площади Святого Петра

В 1663 году церковный комплекс в Ватикане был полностью закончен. Возглавлявший строительство Бернини был вне себя от радости и гордости за свой проект. Сегодня площадь Святого Петра в Риме считается главным Италии и, возможно, всей Европы.

Комплекс состоит их двух частей: овальной и трапециевидной. Обе площади стоят на одной оси с При строительстве комплекса Бернини воспользовался так называемым монументальным насыщением. Так, главную площадь Святого Петра окружают высокие мощные колонны, стоящие в 4 ряда. Древние зодчие любили эллиптические формы, поскольку они создавали ощущение подвижности и неустойчивости. Аналогичную технику барокко использовал в своих проектах и Джованни.

Центр площади украшен грандиозным египетским обелиском и двумя уникальным по строению фонтанами. Ансамбль Бернини позволил образовать в беспорядочно застроенном мегаполисе величественный монументальный фон для церковных процессий и прочих торжественных действий.

Одной из достопримечательностей комплекса является Скала Реджа, которая также было создана Джованни. Она представляет собой Царскую лестницу, ведущую в Ватиканский дворец из собора Святого Петра. При проектировании Скалы Бернини использовал прием иллюзорной перспективы, поэтому человек чувствует себя приблизительно так, как будто находится в театре. Сама площадь Святого Петра разделена 8 импровизированными дорожками. Благодаря этому приему посередине комплекса образовался ярко выраженный центр в виде солнца.

Легенда обелиска

Сегодня площадь перед собором Святого Петра в первую очередь примечательна расположенной по центру 37-метровой египетской стелой, однако так было не всегда. Существует легенда о том, что в 1586 году по приказу Папы зодчим нужно было во что бы то ни стало поднять обелиск на метровый пьедестал.

Десятки мужчин с трудом перетягивали стелу, чтобы придать ей вертикальное положение. Вдруг веревки стали одна за другой рваться, а обелиск все сильнее отклоняться. Главный зодчий Фонтана испугался, он не знал, как исправить ситуацию. Тогда на помощь пришел легендарный капитан Бреска. Он подбежал к рабочим и стал поливать веревки водой, его примеру последовали другие люди. Вскоре канаты намокли, обрели упругость и эластичность. В итоге инцидент был исчерпан, и к концу дня обелиск установили на его законный пьедестал.

Сегодня в честь капитана Брекса в Сан-Ремо названа одна из площадей.

История собора Святого Петра

Этот архитектурный католический комплекс считается самым важным сооружением Ватикана. Площадь собора Святого Петра также является главным церемониальным местом всей Римской церкви. К ее созданию приложили руки такие культовые архитекторы и художники, как Браманте, Микеланджело, Рафаэль и, конечно же, Бернини. Собор Святого Петра представляет собой самую большую католическую церковь в мире. Ее вместимость составляет 60 тысяч человек.

В незапамятные времена на месте сооружения располагались декоративные сады Нерона. Первый вариант собора был возведен еще в 326 году, по времена правления императора Константина. Вплоть до 15 века его никогда не реконструировали, поэтому сооружение постепенно рушилось. И только при Юлии II из античной базилики был возведен мощный дворец, отданный католической церкви для служения. На протяжении следующего столетия к собору прилагали руку такие легендарные личности, как Рафаэль, Перуцци, Сангалло, Микеланджело, делла Порта, Виньола, Мадерно и, наконец, Бернини.

Фасад собора Святого Петра

Высота его составляет 48 м, а ширина - почти 120 м. Аттик фасада украшен грандиозными 6-метровыми статуями Христа, одиннадцати апостолов и

Единственным свидетельством и напоминанием о древней базилике являются двери главного портала собора, которые сохранились еще с 15 века. Всего в церковь ведут 5 торжественных входов. Перед главным находится знаменитая мозаика Джотто под названием «Навичелла», выполненная в конце 8 века.

В левой части фасада портала располагаются «Врата смерти». Их автором стал Джакомо Манцу. Работа над проектом шла целых 15 лет, вплоть до 1964 года.

Интерьер собора Святого Петра

Внутри сооружение также поражает взгляд своими грандиозными размерами и богатым оформлением. Центральный фен растягивается на 212 м. В конце базилики располагается знаменитая чудотворная статуя святого Петра. Главный купол стоит на больших колоннах, на высоте 120 м, а в диаметре имеет около 42 м.

Над алтарем располагается огромный киворий, ширина которого - 29 м. Установлен он на 4 на которых величественно стоят статуи архангелов. За киворием находится кафедра святого Петра, созданная по проекту Бернини. Слева и справа алтарь украшен уникальными работами делла Порта, Микеланджело, Каваллини и самого Джованни.

Официально площадь Святого Петра в Риме , находящаяся перед одноименным собором, располагается не в Риме и даже не в Италии, а на земле города-государства Ватикан. Но зачем нужны избыточные условности? Отправляясь к собору, будет достаточно пересечь узкую белую линию со столбиками по внешнему периметру площади и таким образом оказаться в . Полшага обратно – в Италии. Хотя, возвратиться никогда не будет поздно, да и невидимые границы в ЕС – вполне нормально, а площадь Святого Петра в Ватикане либо, если хочется, в Риме, заслуживает никак не менее католической мессы.


Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Собор Святого Петра, покупаем билеты заранее через Интернет .

Странная дорога, ведущая к храму

На флаге Ватикана изображены два скрещенных ключа. Первый – от Царствия Небесного, другой – от . Площадь Святого Петра – символизирует безусловное духовное единение, выраженное архитектурными формами – с высоты птичьего полета также похожа то ли на громадную замочную скважину, то ли на еще один ключ. Однако, честно сказать, площадь Святого Петра в Риме – не одна, а 3-и площади: Ретта («прямая»), Обликва («наклонная») и Рустикучи (по имени дворца, находившегося во владении рода Рустикучи).

Прямая словно стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проходящая от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 годов, наращивает эффект: собор целиком превалирует над улицей, загораживая своей громадой целый горизонт. Стилизованные под обелиски фонари по той и другой сторонам улицы соединяются в единую колоннаду и приводят к настоящему обелиску на площади. Но по степени приближения купол собора вдруг начинает шаг за шагом «проваливаться» и в скором времени целиком скрывается за фасадом…


Как все начиналось

В начале новой эры вместо площади и собора – меж Ватиканским холмом и холмом Яникул – располагались сады и цирк Нерона. Принято считать, что как раз на его арене казнили Апостолов Петра и Павла. В середине I столетия в цирке поставили обелиск в высоту 25,5 метра, завезенный из Египта в 40 годах, еще при Калигуле. Подобных обелисков в Риме было много, однако до наших дней уцелели только 13. Римляне думали, что данные сооружения символизируют возрождение и мощь, а иероглифы на их гранях – секретные магические формулы.

К 4-у столетию – времени постройки первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и прежнего цирка, появился громадный некрополь. После возведения базилики перед ней была очищена от строений и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой запретили любые строительные работы. Эспланада использовалась для прохождения массовых торжеств во время христианских праздников.

16-ый век

К 16-у веку площадь Святого Петра в Риме являла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 метров. В непогодные дни грунтовое покрытие площади становилось непроходимое болото, что вместе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II приступил к возведению нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.

В 1586 году отыскали применение и для обелиска из цирка Нерона, до того времени находившегося у южной стены храма. Папа Сикст V провел его освящение, освободив от «языческой скверны» (о том говорят надписи на гранях). А также приказал переместить на площадь Святого Петра в Риме. Позолоченный шар, являвшийся до того времени украшением вершины обелиска и хранивший, по поверью, останки Юлия Цезаря, поменяли на крест с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперских останков, к слову, в шаре так и не обнаружили.

Для перемещения 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане понадобилось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и старания 800 рабочих и 140 лошадей. Курировал работы архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти ротозеям, приходившим взглянуть на внештатное «представление», воспрещалось даже перешептываться. В определенный миг канаты лебедок чуть не лопнули, и лишь своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог не допустить трагедии. Бреска не казнили, а не скупясь наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо и сейчас есть площадь, наименованная в честь смекалистого капитана.

Площадь Святого Петра в Риме: Гений иллюзий эпохи барокко

Середина 17-го столетия. Перед Лоренцо Бернини, победившим в конкурсе папы Александра VII на проект площади, была поставлена невиданная по неразрешимости цель: как соединить в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же авторства фонтан, тот самый обелиск и старый проход в Апостольский дворец? Перепад высот притом также никто не упразднял. Но для гения нет преград, если он мастерски использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.


Возведение

Возведение проходило в 1656-67 годы. Примером для трапециевидной части, находящейся у собора – пьяцца Ретта – послужила площадь Капитолия, построенная Микеланджело, а изучение работ Декарта по оптике оказало помощь Бернини в окончательном устранении остальных недоразумений. Для уменьшения перепада высот на 4 метра была демонтирована соборная лестница. Сверху нового настила были построены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой находилась как раз на уровне базы обелиска. Из-за подобных ухищрений издалека создается полная иллюзия, что данная часть площади обладает правильной формой квадрата. Продолжением правой галереи, приводящей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, известная парадная лестница, сужающаяся по степени подъема.

Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в общем традиционная для барокко, была повернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось разместилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду. Ритмичное межание фонтана, обелиска и еще одного фонтана, построенного Бернини по примеру работы Мадерна, четко показывает сознанию зрителю, что это эллипс. Но зрение, привыкшее четко определять дистанцию по горизонтали, все-таки видит окружность.


Подобный эффект получается по причине ряда факторов: параметрам эллипса – 21 500 м², углу его наклона и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, рождающей иллюзию вращения и прячущей подлинную глубину той и другой частей площади. Посмотреть лишь первый ряд колонн и все увенчивающие их 162 статуи возможно, если наступить на один из мраморных дисков, находящихся по обеим сторонам обелиска.

Имеются на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, имя которым тоже дала площадь Святого Петра в Риме (Ватикан), и прочие отметки. От обелиска, исполняющего функцию гномона солнечных часов, лучами разбегаются линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры возможно отыскать меж обелиском и фонтаном, располагающимся с правой стороны (если находится лицом к собору).


Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади. Это ее «преддверие», была построена на месте ряда снесенных дворцов для того, чтоб все же возможно было посмотреть на собор целиком. Свой итоговый облик она получила к середине 20-го столетия, во время возведения виа делла Кончилиационе.

Добро пожаловать, или…?

Любое воскресенье в 11.50 по здешнему времени на площади все ожидают прибытия папы во втором с правой стороны окне верхнего этажа Апостольского дворца, коллективного чтения молитвы «Ангел Господень» и сокращенной проповеди понтифика.

По средам с 10.00 утра площадь Святого Петра в Риме превращается в территорию для папской аудиенции. В прекрасную погоду Его Святейшество выходит на балкон собора Святого Петра, чтоб благословить паломников с различных уголков земного шара. Если погода не удалась, аудиенция проводится в зале на 6500 мест, сооруженном в 1964-71 годах.

Аудиенция Папы – мероприятие не для всех. Оказаться на нем можно лишь при покупке предварительно купленных билетов. О том, как и где их приобретать публикация тут. Лишь надо помнить, что аудиенция очень популярна среди путешественников. Потому алчущим поучаствовать в нем нужно подумать о резервировании билетов предварительно. Если с аудиенцией все же не получилось, то возможно довольствоваться прямой трансляцией с церемонии. Трансляцию демонстрируют на громадных экранах, поставленных на площади. К слову, запуск на площадь Святого Петра в Риме в такие дни может быть ограничен.

Те, кто читал книгу Д. Брауна "Ангелы и демоны" или смотрел фильм по мотивам этого произведения, помнят, что наиболее захватывающие и таинственные события происходили в соборе и на площади Святого Петра в Риме. На этом месте был найден крупнейший древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывали археологи. Здесь же по преданию принял мученическую смерть и был похоронен Святой апостол Петр. Теперь на этом месте возвышается собор Св. Петра, перед которым простирается один из величайших архитектурных шедевров Бернини — площадь Святого Петра .

В эпоху античного Рима на территории, расположенной между двумя холмами - Яникул и Ватикан и ограниченной рекой Тибр был разбит цирк Нерона. Здесь же по преданию принял мученическую смерть и был похоронен Святой Петр.

Немного отступая в сторону от архитектуры, обратимся к истории религии: кто же такой Святой Петр? Один из последователей Иисуса, был женат, был рыбаком, встретив Иисуса последовал за ним до самого конца земного пути. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. По мнению церкви апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

По преданию, во время гонения Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году, вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Но мы вернемся к площади Святого Петра . Архитектором ее выступал Джан Лоренцо Бернини. Этот шедевр архитектурного гения был заложен в XVII веке. Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — площадь перед собором.

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.

А для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами.

На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX в.: слева — св. Петр, справа — св. Павел.

В симметричных точках овальной основной площади расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Вторую, большую площадь, окружают две полуциркульные колоннады, состоящие из четырех рядов дорических колонн. (284 дорических колонны, расположенные в четыре ряда). Над колоннадой установлены 96 статуй святых и мучеников церкви. Площадь находится у восточной границы Святого города.

Красивейшая панорама площади и собора Св. Петра в Ватикане

B цeнтpe плoщaди — eгипeтcкий oбeлиcк выcoтoй 35,5 м, пpивeзeнный из Гeлиoпoля, и двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Если cтoять мeжду oбeлиcкoм и любым из фoнтaнoв, кaжeтcя, чтo кoлoннaдa cocтoит лишь из oднoгo pядa кoлoнн. Шиpoкaя лecтницa вeдeт к сoбopу cв. Пeтpa.

Обелиск, датируемый I веком до н.э ., был доставлен из Египта по приказу Калигулы для того, чтобы он метил одну из половин его цирка. В 1586 году Папа Сикст V распорядился чтобы обелиск был переставлен на площадь, что было выполнено архитектором Доменико Фонтана.

Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией (фрагменты креста, на котором его распяли Иисуса).

В наши дни площадь является местом паломничества верующих со всего света. При общем населении Ватикана порядка 820 человек — в воскресные дни тут собираются тысячи прихожан, а в день Пасхи их количество исчесляется сотнями тысяч. Так, в 2009 году Папа римский Бенедикт XVI в присутствии на площади Святого Петра в Ватикане пасхальную мессу и поздравления с Пасхой папа традиционно озвучил на 63 языках!!!

А совсем недавно, в октябре 2008 здесь и вовсе устроили марафон. Но не спортивный, а библейский. Тогда 1248 чтецов самых разных народов и религий на протяжении 140 часов непрерывно читали стихи из Библии . Среди них были три бывших президента Италии, магистр Мальтийского ордена, известные журналисты, режисеры и актеры. Также в марафоне приняли участие трое слепых, а один из фрагментов продемонстрировали на языке глухонемых.

Loading...Loading...