О «жестокости» Ветхого Завета. В живых оставить только девочек

Мало найдется людей, которые при прочтении Ветхого Завета не ужачались бы жестокости и кровавости описываемых событий. А самым ярким наверное для многих будет стих про Сладкого Певца Сиона, Друга Божьего, Божьего Человека, Царя, по которому меряли всех последующих царей - Давида:

А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим. (2-я Царств 12:31)

Очевиден не просто геноцид одного народа другим, но и чрезвычайная жестокость и ненависть к врагу. Не просто смерть (хотя и смерть это не "просто") а смерть через пытки. Существуют попытки предложить альтернативные переводы и понимания этого стиха - исключающие пытки, но и сам современный иудейский перевод на русский язык повторяет слово в слово синодальный.

А народ, который в нем, он вывел и положил их под пилы и бороны железные, и под железные секиры; и таскали их по кирпичам улиц. И так поступал он со всеми городами сынов Аммоновых. И возвратился Давид и весь народ в Йерушалаим. (Шемуэйл II 12:31)

А вслед за этим - возникает и вопрос куда более серьезный - почему Бог ВЗ так жесток и не гуманен?

Самое главное при прочтении любой книги, и понимании описываемых событий - это осознание исторического и культурного фона. Мир, народы окружающие Израиль, все - жили по жестоким и варварским понятиям того времени. И Бог был вынужден говорить и с Израилем и с прочими народами на понятном для них языке. Вот как отвечает на этот вопрос Евсевий - излагая понимание первых христиан:

Почему же не было Оно раньше проповедано всем людям и всем народам, как ныне? Да станет и это ясно. Люди древних времен не в состоянии были понять премудрое и всесовершенное учение Христово. (17) Ибо сразу же после первоначальной блаженной жизни первый человек, пренебрегший Божией заповедью, ниспал в эту смертную и тленную жизнь и получил вместо прежнего Божественного наслаждения эту проклятую землю. Его потомки заполнили всю землю и оказались, за исключением одного – двух, еще худшими; их звероподобное существование было жизнью не в жизнь. (18) Города, государственное устройство, искусство, науки – обо всем этом у них и мысли не было. Законы, справедливость, добродетель, философия не были им известны даже по имени. Они кочевали по пустыням, как дикие свирепые звери. Прирожденный разум, семена разумного и кроткого в человеческой душе они губили в преизбытке добровольно выбранной порочности, целиком отдавались всяческим гнусностям, то развращая, то убивая друг друга, иногда ели человеческое мясо, осмелились на борьбу с Богом – всем известна борьба гигантов, – замышляли отгородиться от неба стенами и в диком безумии собирались идти войной на Всевышнего. (19) На них, ведущих себя таким образом, Господь, надзирающий за всем, насылал потоки воды и огня, словно на дикий лес, разросшийся по всей земле; Он искоренял их непрерывным голодом, чумой, войнами, ударами молний, словно приостанавливал этими тяжкими наказаниями страшную, тягостнейшую душевную болезнь. (20) И когда почти все пребывали, словно в глубоком опьянении, в этом широко разлившемся оцепенении порока и души почти всех людей охватил глубокий мрак, тогда Премудрость Божия, перворожденная и первозданная, предвечное Слово в преизбытке любви к людям стало являться тем, кто в поднебесной, под видом ангелов, а одному – двум друзьям Божиим непосредственно, как это было возможно для спасительной силы Божией, но не иначе, как в образе человеческом; явиться в другом виде было нельзя.

(21) Когда же в души большинства людей ими брошены были семена благочестия и на земле весь народ, происходивший от древних евреев, обратился к вере, то им, как людям, которые в большинстве своем привыкли вести себя по прежнему, Бог дал через пророка Моисея образы и символы некоей таинственной субботы, посвящение через обрезание и умное созерцание, но без раскрытия смысла этих тайн. (22) Когда же Закон, данный евреям, стал известен и, как некое благоуханное веяние, распространился среди всех людей, когда у большинства народов через своих законодателей и философов образ мыслей смягчился, нравы вместо диких и свирепых стали кроткими, дружба и взаимное общение породили глубокий мир, когда все люди и народы во вселенной оказались как бы приготовленными и способными познать Отца, тогда вновь Тот же Учитель добродетели – Помощник Отца во всем благим, Божественное и Небесное Слово Божие – явился в начале Римской империи как Человек, ничем не отличающийся по телесному существу от нашей природы, свершил и претерпел все согласно пророчествам, возвещавшим, что придет на землю Богочеловек, совершит дивные дела, научит все народы вере в Отца

Т.е. народ который нам представляется жертвой Давида (если читать отрывочно от исторического контекста, иначе мы увидим сколь много зла они сделали Израилю и сколь долго долготерпел их Господь еще со времен Авраама) - представься им такая возможность - поступил точно так же. Это в то время не вызывало ни у кого оторопи или осуждения - это было привычное дело и по другому и быть наверное не могло. Начни Господь говорить с ними о гуманизме - они бы не поняли. НО ко времени прихода Христа - хотя бы некторые - были приготовлены к Его проповеди и Служению.

Однако, Бог и во времена Ветхого Завет неоднократно осуждал чрезмерную жестокость людей - в том числе и Божьих людей:

Тот же Давид был за жестокость свою лишен права исполнить мечту своей жизни - построит Дом Бога:
И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим . Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек". (1-я Паралипоменон 22:7-10) иудейский перевод И сказал Давид Шеломо: сын мой, было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа Бога моего. И было ко мне слово Господне сказано: много крови пролил ты, и войны большие вел ты; не (должен) ты строить дом имени Моему, потому что много крови пролил ты на землю предо Мной. Вот сын родится у тебя, он будет человек мирный. И дам Я ему покой от всех врагов его вокруг, поэтому Шеломо будет имя его. И мир и тишину дам Я Йисраэйлю в дни его. (Диврей гаЙамим I 22:7-9)

Надо ли приводить примеры того как Бог и до Давида и после него, осуждал своих людей за жестокость?

Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. (Бытие 49:5-7)

И почему мало кто обращает внимания на примеры Благодати и Милости - которые встречаются и в Ветхом Завете?

Например история победы пророка Божьего Елисея на войском Сиирийским и то как он вместо законного пленения, рабства, или убийства врагов своих - накормил их и отпустил с миром: И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву. (4-я Царств 6:21-23) А иудейский перевод предлагает еще более мирный вариант И, увидев (их,) сказал Элише царь Исраэйльский: убью ли, убью я их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве тех, кого ты берешь в плен мечом твоим и луком твоим, ты убиваешь? Поставь хлеб и воду пред ними: пусть едят они и пьют, и пойдут они к господину своему. И у строил он им большой пир, и они ели и пили. И отпустил он их, и пошли они к господину своему. И не приходили больше отряды Арамейцев в страну Исраэйлеву. (Мелахим II 6:21-23)

Эту разницу во времени, в истории, в готовности понимать и принимать Истину более точно и в духе Любви - неоднократно подчеркивал и Иешу ХаМашиах - Иисус Христос:

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; (От Матфея 19:8)

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего . А Я говорю вам: любите врагов ваших , благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (От Матфея 5:43-48)

Но даже среди современников Христа - нашлось мало тех кто воспринял и принял и воплотил Его учение в Жизнь!

И даже в наш век двухтысячелетней проповеди Благой Вести и расцвета гуманизма - вновь и вновь мир содрогается от ужаснейших войн, от преступлений против человека, от жестоких пыток и насилия!

И к сожалению среди участников этих чудовищных деяний можно найти и тех кто носит имя Христа!

Того- Кто предпочел Праведником умереть за Виновных, за Врагов Своих - что бы у них была вероятная возможность стать Друзьями Его!

ЗЫ: поэтому то жестокость людей до Христа - и жестокость людей после Христа - воспринимается современным человеком совсем по разному. Если во времена варварства и до Явления Воплощенной Благодати - она порицалась, то тем более нет уже ни какого извинения тем кто участвует в ней после Явления Христа и проповеди Благой Вести. Поэтому то и Гитлера не стоит сравнивать с Давидом - при внешней схожести поступков (геноцид, пытки) - ни окружающий мир, ни исторический и культурный контекст, ни масштабы происходящего - не позволяют ставить знак равенства между этими двумя личностями.

Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин), кандидат физико-математических наук:

Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины.

Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, - настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук - идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества - Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях - в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах - иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.

Кажущаяся жестокость Господа - эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.

Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории - не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга - учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.

Начала читать Ветхий Завет и не понимаю, почему столько жестокости. Ведь Господь один и Тот же во все времена. Бог наш - Любовь. Тогда почему же наказания - смертью (например сынов Аарона и т. п.)? Как объяснить, почему от Потопа погибли даже младенцы? Ведь Новый Завет не отменяет Ветхий, и то и другое - Слово Божие. Как их соотнести?


04.11.2004, Ольга, РФ, Москва


Уважаемая Ольга!

Вас удручает обилие страдания и крови в библейской истории Ветхого Завета. Причиной тому является не жестокость Закона, а грехопадение и обезбоженное существование рода человеческого, которое и вызывает многие факторы, приводящие к страданию. Произвол смерти, неожиданно поражающей людей, тяжело переносили, к примеру, Иов. 21, 28-33. Еще сильнее соблазн, возникающий от смерти праведника и долголетия нечестивого: Еккл. 7, 15; Иер. 12, 1. Поистине, в этом мире справедливость попирается Авв. 1, 2-4; Мал. 2, 17; 3, 15; Пс. 36, 72. Иов зовет Бога на суд и требует у Него объяснений (Иов. 13, 22; 23, 7) и т. д.

Но уже на первых страницах Библии Бог дает людям надежду на избавление от демонского пленения обещая им, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15).

По мысли православного богослова В. Лосского «История человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения… Падший человек находится в состоянии мучительной пассивности, сначала это ничем неистребимая щемящая тоска по раю, а затем – все более сознательное ожидание спасения». И вот, смысл Ветхого Завета – это длительное предуготовление к пришествию Спасителя. Он продолжается от грехопадения до Благовещения, и, наконец, в мир приходит Христос, Сын Божий, рожденный от Девы Богородицы, приходит для того, чтобы взять на Себя всю ущербность нашего состояния, вплоть до последнего рокового конца – смерти. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). И с высоты Креста Своего Он возносит молитву к Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Итак, Ветхий Завет – это, по слову св. отцов, ДЕТОВОДИТЕЛЬ, т. е. воспитатель рода человеческого, который премудро приготовил его к Пришествию в мир Иисуса Христа и принятия Его, как Спасителя мира.

Довольно часто в библейской Книге Чисел, главе 31 наши оппоненты-мусульмане видят, как они говорят, пример бессмысленной жестокости библейского Бога, отдавшего Израильтянам приказ уничтожить не только мужчин-Мадианитян, но и их пленных женщин и детей мужского пола. «Ладно, можно понять убийство Мадиамских мужчин на поле сражения. Но зачем же было убивать беспомощных пленных женщин и детей? Какой смысл в подобной жестокости?» — недоумевают мусульмане. И в самом деле — как мог Бог справедливости, любви и милосердия отдать столь жесткий, если не сказать — жестокий, приказ? В чем причина такого гнева Божия? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте договоримся, наверно уже в тысячный раз, что любой библейский текст необходимо изучать в контексте предшествующих ему событий. Также и 31 главу Книги Чисел необходимо рассматривать в контексте 25 главы той же Книги Чисел. В этой главе описывается, кто такие были Мадианитяне и какие отношения связывали их с народом Израильским, жившим по соседству от них: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля » (Чис.25:1-3 ). Прочитавший эти строки, возможно, пожмёт плечами: «Ну и что? Поклонение истуканам мадиамским — отнюдь не единственный опыт отступничества Израиля от Господа Бога. Но приказ практически полного уничтожения народа языческого, склонившего Израиля к идолопоклонству, был отдан Господом Богом почему-то только в отношении Мадианитян!».

Такому недоумевающему придется «расшифровать» некоторые немаловажные нюансы взаимоотношений народов Мадиамского и Израильского. Дело в том, что все языческие племена, с которыми так или иначе соприкасались в своей истории Израильтяне, поклонялись своим истуканам в силу своего искреннего незнания Бога Живого и Истинного, и приглашая Израильтян разделить с ними их идолопоклонство, такие язычники искренне бывали убеждены, что указывают Израильтянам единственно верные объекты для поклонения, способные даровать людям защиту и помощь. С Мадианитянами же всё обстояло иначе. Как ни чудовищно это звучит, но Мадианитяне совершенно точно знали, что Бог, Которому поклоняются Израильтяне — Бог Сильный и Крепкий, Страшный и Строго Взыскивающий!

Попрошу заострить внимание на последнем указанном качестве Бога, это важно. Дело в том, что язычников-Мадианитян никак не устраивал сосед- народ с таким мощным, всесильным Покровителем, они ощущали себя рядом с такими соседями очень некомфортно и считали такое соседство небезопасным для себя. Казалось бы, чего проще — откажись от своих бессильных истуканов и от всего сердца поклонись Богу Израильскому — Живому Истинному, и получишь такие же же щедрые благословения и такую же надежную защиту! Но нет. Бесы не отпускают так легко сознание людей. Мадианитяне решили сделать народ Израильский слабым, беззащитным и, следовательно, безопасным для Мадианитян, найдя для этого способ лишить Израиля благоволения и защиты Господа Бога, опекающего Свой народ.

А что может вызвать более сильный гнев Бога, чем поклонение вместо Него кому-то другому? Мадианитяне сообразили, что самый надежный способ лишить Израильтян благоволения и защиты Всесильного Бога Живого — это убедить их начать поклоняться истуканам. Но как сделать это? Как убедить народ Израильский начать приносить жертвы мертвым кумирам? В этом страшном грандиозном духовном теракте против Израильтян в качестве оружия были выбраны распутные красавицы-Мадианитянки, которым вменялось в обязанность убеждать мужчин-Израильтян на ложах с ними, при помощи всевозможных женских уловок и хитростей, начать приносить жертвы идолу Ваалу.

Что же это за истукан, и почему поклонение ему было особенно омерзительно в глазах Божиих? Ваал (или — Молох) был истуканом, которому приносились человеческие жертвы через всесожжение, обычно это были… совсем маленькие дети! Он был металлическим истуканом с человеческим телосложением и головой тельца, его обычно изображали с руками, протянутыми вниз так, чтобы жрецу Ваала (или Молоха) было достаточно удобно положить на железные ладони истукана малыша, обреченного на сожжение. Внизу, под ладонями истукана разжигали большой костер, от огня которого железные ладони идола вскоре начинали сильно накаляться, жар становился нестерпимым, и бедный ребенок начинал медленно,заживо поджариваться… Ребенок вопил, заживо сгорая, а тем временем взрослые, плясавшие вокруг него и певшие ритуальные песни, шумом своего веселья старались заглушить душераздирающие вопли несчастного мученика-крохи…

Впечатляет?! Распутство Мадианитянок и похоть Израильтян сделали свое черное дело — народ Израильский стал соучастником этой вопиющей мерзости. И гнев Божий вспыхнул. Кстати, господа критики очень не любят вспоминать во всей этой истории один немаловажный нюанс: Свой гнев Господь Бог обрушил вначале НА СВОЙ НАРОД, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ, а не на Мадианитян! Господь в гневе Своем поразил смертью двадцать четыре тысячи Израильтян! (см.: Чис.25:4-9 ). Это был весьма грозный призыв к осмыслению содеянных мерзостей и к покаянию. Двадцать четыре тысячи погибших в один день Израильтян! Господа муслимы (мусульмане — прим. ред.), сравните-ка эту цифру с шестнадцатью тысячами убитых совратительняц-Мадианитянок и их детей-мальчиков, из которых в будущем могли вырасти мстители Израильтянам и, что еще страшнее, будущие ритуальные детоубийцы, продолжившие бы мерзкие ритуалы своих отцов! У кого-нибудь всё еще поворачивается язык лепетать что-то о жестокости в отношении Мадианитян? Кто-то может возразить, что пленные Мадиамские женщины и дети могли бы со временем ассимилироваться с народом Израильским, и что поэтому не было никакой нужды их убивать. Ответ: нет, не ассимилировались бы. Печальная практика показывала: во всех случаях, когда Израильтяне начинали тесно общаться с представителями языческих культов, это всегда заканчивалось одинаково плачевно для Израильтян — они впадали в грех идолопоклонства, чем вызывали на себя и своих детей гнев Божий.

Как вы думаете, для чего Израильские воины привели к себе домой пленных красавиц-Мадианитянок, несмотря на то, что Моисей приказал уничтожить ВЕСЬ народ Мадиамский, осознанно уводивший Израиля от его Бога? Уверяю, пленные красавицы были приведены отнюдь не для сельхозработ! Этот поступок Израильских воинов говорил о том, что, хотя они и сознавали всю нежелательность в глазах Божиих продолжения близкого общения мужчин-Израильтян с Мадиамскими язычницами, но, тем не менее, жажда и притягательность греха оказались сильнее страха перед возмездием Божиим. Двадцать четыре тысячи Израильтян, еще недавно пораженных смертью за отступничество Израиля от Господа уже были забыты! Грех снова манил и завораживал… И снова в будущих объятиях Мадиамских распутниц замаячила перспектива поклонения Ваалу и принесения ему ужасных детских жертв…

Возможность повторения подобного необходимо было пресечь раз и навсегда. Поэтому по велению Бога и по приказу Моисея были уничтожены взрослые, познавшие мужчин женщины-Мадианитянки — как весьма вероятная будущая причина впадения в мерзость поклонения Ваалу Израильтянами, и Мадиамские дети мужского пола — как потенциальные мстители за своих убитых отцов и продолжатели их богомерзкого дела — дела принесения истуканам человеческих жертв. В живых были оставлены только совсем маленькие девочки-мадианитянки, к которым, в силу их малого возраста, еще не прикасались мужчины.

И, кстати, совершенно напрасно некоторые ненавистники Библии и Христианства утверждают, что эти маленькие девочки, став трофеями Израильтян, были изнасилованы своими хозяевами. Потому что нормальному, вменяемому человеку ни за что на ум не придет понимать именно таким образом слова об участи этих девочек: «А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя » (Чис.31:18 ). «Оставьте в живых для себя» вовсе не означает: «возьмите их на ложе, познайте их». К вашему сведению, Священное Писание осуждает насилие и педофилию. Нигде во всем Писании вы не найдете ни единой строчки, одобряющей изнасилование маленькой девочки здоровым лбом-мужиком! Остается добавить, что мадиамские девочки в дальнейшем были введены в Израильское общество, стали иудейками, были воспитаны в Единобожии и стали полноправными членами народа Израильского.

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»«убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду - помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию - быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит - были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему были уничтожены именно эти племена?

Считать уничтоженные племена невинными – поверхностный взгляд и незнание исторических реалий. Целью Священного Писания не является описание мерзостей языческих народов, того, насколько они расчеловечились и вели животный образ жизни. Если бы это было подробно описано, сомнений в том, что эти люди погрязли во зле и были уже неисправимы – ни у кого бы не было.

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей.
Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами. Среда влияет на воспитание человека.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человеческого рода к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие - сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

Loading...Loading...