Пусть мертвые хоронят. Трудные места Евангелия: “Мертвые погребают мертвецов”

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 14 - 23

14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

15. и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

(Мф. VIII, 14-23)

Господь находится в Капернауме, в доме апостола Петра. Теща Петра лежит в горячке, и Христос исцеляет ее, скорее всего по просьбе апостола. С другой стороны, таким образом Он хочет вознаградить ученика и его семью, согласившуюся принять Его в свой дом. Казалось бы, мелочь - приняли в дом, накормили обедом. На самом деле, сколько за этим находится важного смысла. Пусть это и малое, но проявление любви к ближнему своему. И насколько, оказывается, такие мелочи угодны Богу. Насколько Господь желает видеть их в нашей жизни. Порой человек рассуждает таким образом: «Если бы у меня была возможность, я был бы богачом, сколько тогда сделал быдобра людям, скольким бы помог. А так как я не богат, что могу сделать? Какой с меня спрос?» В итоге все прекраснодушные заявления такого человека остаются бесплодными. Будем помнить слова Господа: «Подавший чашу воды во имя ученика не потеряет награды своей» (Ср. Мф. 10:42). Любая малость, которую ты делаешь, тем более из христианских соображений, имеет очень большой вес. Когда ты понуждаешь свою волю исполнить какое-то добро, тем самым делаешь лучше и себе самому, меняешь свой внутренний мир.

Господь исцеляет тещу - и она тотчас встает и начинает хлопотать по хозяйству, желая угостить и утешить дорогих гостей. Ее не просто оставляет горячка, но она полностью выздоравливает и восстанавливается - происходит некое чудо, воскрешение ее сил. Люди часто спрашивают, почему они молятся об исцелении себя или своих близких, но таких чудес и исцелений зачастую не происходит. Почему исцелил Господь Петрову тещу, а моего знакомого не исцеляет? Ответ прост: Господь знает, что будет в жизни человека, если он выздоровеет.

Мы, люди, меряем свою жизнь маленькими отрезками и не знаем, что с нами будет дальше. При этом верим, что дальше все будет хорошо, я сам буду поступать правильно, по-доброму. Но как показывает жизнь, доброе из своей жизни мы часто убираем, пропускаем, оставляем на потом и не желаем к этому возвращаться, а грехов у нас гораздо больше. Господь, зная это, порой находит для человека лучшим то состояние, в котором бы он поболел, поскорбел. Как говорят святые отцы: «Больное тело грешить не может». Если человек лежит дома с переломом ноги, он не пойдет воровать, пить, блудить: он прикован к постели, и получается, освобожден Богом от многих зол. Часто здоровую жизнь мы рассматриваем как повод жить лишь по своей воле, от этого Господь нам ее и не дает.

Петрова теща, выздоровев, стала тут же служить Богу, а не отложила на завтра или послезавтра. Наверное, пока она болела, у нее накопилось достаточно дел, но она оставила все, забыла о себе ради того, чтобы послужить Господу и ученикам, которые пришли в дом. Если бы у нас был такой настрой, Господь бы и нам давал много сил.

К дому Петра приходят люди, тут и больные, и бесноватые. Господь их исцеляет, бесов прогоняет. Апостол Матфей приводит слова пророка Исайи о том, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Господь берет на Себя грехи рода человеческого, и тем самым причины наших болезней, потому что в их основе лежат наши грехи. Первородное повреждение сделало человека больным в принципе, а затем состояние усугубили какие-то частные ситуации. Очень часто именно покаяние, исправление духовной жизни, приводит человека в том числе и к здоровью тела - взаимосвязь этого очевидна.

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону». Матфей описывает события не в хронологическом порядке, а поэтапно. Почему Христос отплывает? Чтобы не тщеславились Его ученики, чтобы не принимать от людей славы и благодарности. Видя все совершаемое Христом, люди воспылали, с одной стороны, уважением ко Нему, с другой, думали, как хорошо они заживут, если Он станет их царем. Ошибка была в том, что люди хотели не Царствия Небесного, а здесь на земле устроить более или менее комфортную жизнь. От этого уходит Господь: Он не поддерживает в людях их ложные ожидания.

На другом берегу к Христу подходит некий книжник, говоря: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Разве это не похвально? Но Господь останавливает его и говорит: «Ты хочешь идти за Мной, но вдумайся, чего ты ожидаешь?» Существует толкование, что этот человек прежде всего ожидал от Христа славы, почестей и богатства, ведь это царь, и с такими удивительными способностями. Быть рядом с Ним - значит пользоваться Его властью и авторитетом.

Спаситель ответил: «...Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». То есть указал, что у Него ничего нет и Он ничего не обещает в земном плане, с тем чтобы книжник подумал, надо ли ему идти за Ним. Важно, чтобы все было по-честному, и потом человек не говорил, что не знал этого, но думал, что, раз он станет христианином, дела его пойдут в гору. Господь же этого не обещает. Для человека открывается Царство Божие, но если ему нужна блаженная земная жизнь в течение нескольких лет, то, скорее всего, он не найдет исполнения своих ожиданий.

Господь обращается с призывом к другому человеку, но тот отвечает: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Это, конечно, важно, заботиться о ближних надо до самой их смерти. Похоронить родителей - дело, законное для всякого человека.

Господь тем не менее отвечает: «...Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». В первую очередь Он говорит несколько символически: «Ты призываешься к жизни: Я есть жизнь, и ты призван быть ее причастником. У тебя есть вера, покаяние, то есть желание что-то изменить в своей жизни, поэтому ты живее, чем те, кто не пожелали идти за Мной. Люди, которые отвергают веру, - мертвецы, не возвращайся к ним, чтобы не заразиться этим духом смерти. Об отце же не заботься, найдутся те, кто похоронят его. В данный момент тебе надо бояться погибнуть самому».

С другой стороны, нигде не сказано, что отец этого человека умер и его надо хоронить, поэтому есть толкование, что этот человек решил отложить дело своего апостольства на потом: «Когда отец умрет, тогда я к тебе вернусь, а пока поживу своей жизнью». В связи с чем Спаситель и говорит: «Иди за Мной, потому что «потом» не в твоей власти. Не факт, что на тот момент ты будешь живым душой своей».

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Матфей 8:18-22
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные--гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Лука 9:57-62
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные--гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Комментарий Баркли к Новому Завету
http://www.bible.by/barclay-new-testament/

ТРАГЕДИЯ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО МОМЕНТА

Но был еще один человек, который хотел последовать за Иисусом, если Иисус позволит ему сперва пойти и похоронить своего отца. Иисус ответил на это: "Иди за Мною и пусть мертвые хоронят своих мертвецов". На первый взгляд эта фраза может показаться очень жестокой; для иудея это был священный долг обеспечить достойное погребение умершего родителя. Когда умер Иаков, Иосиф попросил у фараона разрешения пойти похоронить отца: "Отец мой заклял меня, сказав: "Вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня". И теперь хотел бы я пойти, и похоронить отца моего, и возвратиться" (Быт. 50,5). Было выдвинуто несколько объяснений этого высказывания Иисуса, кажущегося на первый взгляд строгого и малосочувствующего.

Было высказано предположение, что произошла ошибка при переводе с арамейского, которым пользовался Иисус, на греческий, и что Иисус, в действительности, говорил, что человек может предоставить совершение захоронения своего отца официальным могильщикам. Есть такая странная фраза в Иез. 39,15: "И когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова". Складывается впечатление, что были такие официальные лица - погребатели, и было высказано предположение, что Иисус говорит здесь, что человек может оставить захоронение отца официальным лицам. Но такое объяснение не представляется оправданным.

Было предположение, что это действительно суровое высказывание, и что Иисус тем самым ясно говорит, что общество, в котором живет этот человек, мертво в грехе, а он сам должен как можно скорее покинуть это общество, даже если для этого ему придется оставить незахороненным своего отца; что ничто, даже такой священный долг, не должно задержать его становления на христианский путь. Но настоящее объяснение, несомненно, связано с тем, как иудеи употребляли фразу, "Я должен похоронить моего отца", как она еще и сегодня употребляется на востоке.

В литературе приводится такой разговор миссионера в Сирии М. Вальдмайера с одним интеллигентным и богатым молодым турком. М. Вальдмайер посоветовал молодому человеку завершить свое образование путешествием по Европе, чтобы расширить свой кругозор. Турок ответил на это: "Я должен сперва похоронить моего отца". Миссионер выразил молодому человеку свое соболезнование и сочувствие по поводу смерти его родителя. Но турок объяснил, что отец его в полном здравии, а под этим выражением он подразумевал, что должен сперва выполнить все свои обязательства по отношению к родителям и родственникам, прежде чем оставить их и отправиться в такое путешествие; что он не может оставить дом до самой смерти своего отца, что, может быть, произойдет еще очень и очень не скоро.

Вне всякого сомнения, именно это и имел в виду человек, говоривший с Иисусом. Он хотел сказать: "Я последую за Тобой когда-нибудь позже, когда отец мой умрет и я буду свободен". Он откладывал следование за Иисусом на много лет.

Иисус был мудр; Он хорошо знал человеческую природу и Он хорошо знал, что, если этот человек не последует за Ним тотчас же, он не последует за Ним никогда. У нас часто бывают такие импульсивные моменты, когда мы стремимся к высоким вещам, и мы часто даем им пройти, так ничего и не предприняв. Очень часто трагедия нашей жизни сводится к трагедии неиспользованного момента. В нас возникает побуждение к какому-либо действию, побуждение бросить какую-либо слабость или привычку; мы хотим сказать кому-то что-то, слово сочувствия или предостережения или воодушевления; но момент проходит, поступок остается несовершенным, порок остается непобежденным, слово остается несказанным. И в лучших из нас есть добрая доля летаргии и инертности, определенная привычка откладывать дело со дня на день, какой-то страх, какая-то нерешительность, и очень часто момент прекрасного побуждения так никогда и не воплотится в действие и не станет явью.

Иисус говорил этому человеку: "Сейчас ты чувствуешь, что ты должен оставить это мертвое общество, в котором ты вращаешься; ты говоришь, что покинешь его через много лет, когда умрет твой отец; уходи сейчас же или ты вообще не выберешься оттуда".

59 А другому сказал: следуй за Мной. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царство Божье.

ВОПРОС: Как это понять?

ОТВЕТ: Господь и тут показывает, что Ему открыты сердца человеческие. Иными словами: Если ты ожил через веру в Меня, то не беспокойся о погребении тела твоего отца, "ибо у Меня, Бога, все (любящие Меня и те, кого они любят) живы".
Следовательно: Не бойся, исполняя волю Мою, согрешить неисполнением мертвого правила. "Иди, благовествуй Царство Божье", "ибо воля Божья есть освящение ваше".

ВОПРОС: «По поводу "оставь мертвым хоронить своих мертвецов", если честно, немного недопонял. Да, с одной стороны Спаситель намекает на то, что у Него все живы. Но с другой... Я представил себе бедную матушку этого юноши. Ей так нужна поддержка. А он возьмет и не придёт хоронить родного отца, который ему в детстве сопли вытирал, гулял с ним. Не вяжется это в мозгу с заповедью "почитай отца и мать". Ведь похороны - это дань уважения, как ни крути. Какие-никакие, пусть даже (допустим) самые грешные и распутные, но это всё же родители? Или Господь говорит намного более символично? От меня пока ускользает смысл этой фразы, даже несмотря на Ваше пояснение».

ОТВЕТ: Дорогой мой, рад за тебя, что ты так привязан к тому, что все, что ни делает Господь, имеет основанием только Милость - т.е. любовь.

Думаю, что тут Господь отвечает на глубоко внутренний характер вопроса ученика, видя его сердце.

"А ты иди проповедуй Царство Божье" "духом и истиной", т.е. в первую очередь - жизнью, а не мертвыми правилами.
Иными словами: То, что тебе надо пойти похоронить отца твоего, это твой сыновний долг, которому ты научен от детства, как одной из Моих 10 Заповедей, данных когда-то Мною вам через Моисея. Однако ты, как наученный Царствию Божию, должен делать это из любви, а не из чувства долга перед правилами закона, и тем самым (т.е. этой любовью) будешь проповедовать Царствие Божие: поэтому именно с таковой интенцией "иди и (исполнением любви) проповедуй Царство Божие".
"Мертвым" же, т.е. грешникам и тем, кто воспринимает закон, как мертвую букву правил, принуждающих к их исполнению, "оставь хоронить своих мертвецов", т.е. оставь их сначала покаяться в грехах своих. («Мертвый» это человек без жизни, т.е. без Бога: проводящий жизнь либо во грехе, либо по мертвой букве правил. "Хоронить мертвеца", как открыл то многим Дух Святой, значит исповедывать перед Господом свой грех, получая у Него прощение греха).
Ты же, как "очищенный словом Моим, которое Я проповедал вам" (Иоан.15,3), не пытайся их переубедить в этом. Для неверующего это будет, как "святыня псу"; а для называющего себя верующим, но отдавшегося желаниям своей натуры (похоти) это будет "метанием бисера перед свиньями" (Мф.7,6).
А ты иди и все, что ни делаешь, делай только из любви и с любовью. Это и есть проповедь Царства Божия.

Анатолий Пеньшин

Интересные и странные, на первый взгляд, слова говорит Христос, когда к нему обращаются Его ученики с естественной казалось-бы просьбой, чтобы похоронить своего отца и проститься со своими домашними.
«Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» [Лк.9:60-62]
Первое чувство такое, что Христос тут явно проявляет некую черствость. И действительно - почему-бы и не отпустить на время этих своих учеников, чтобы отдали должное своим родственникам?
На самом деле Господь озабочен прежде всего нашим спасением. Он неоднократно учит своих последователей не оглядываться на своё прошлое, на свою прошлую, до Христа жизнь, на прошлую веру. Иначе неминуема смерть.
Так было с женой Лота, которая оглянулась на прошлое и превратилась в соляной столб, так было и с некоторым мужем, именем Анания, с женою его Сапфирою, когда они, продав имение, утаили часть из цены его.

Когда мы оглядываемся на своё прошлое, когда возвращаемся туда, хотя и на время, то невольно оставляем в своей душе частичку этого самого своего прошлого.
Ведь именно для этого мы и оглядываемся, а в прошлом нашем остался диавол, вера бесовская. Так по кому мы в таком случае скучаем? Кого и что хотим взять с собой в Царство Божие? Нет, не может Бог ужиться с сатаной, нет и быть не может согласия у Христа с Велиаром. «Или какое соучастие верного с неверным?» Нам надо отказаться от прошлого совершенно и навсегда . Иначе смертью умрём. Не зря ещё через Адама Бог предупредил нас о недопустимости употребления в себя ла вместе с добром.
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» [Быт.2:17]

Сегодня от некоторых, считающих себя очень верующими и «продвинутыми» христианами мы можем вдруг услышать, сказанные с многозначительным видом слова о том, что на самом деле все веры имеют одним источником Бога и потому одинаково спасительны. Иногда снисходят до того, что мол учение Христа конечно все иные учения превосходит, но опирается оно на более древние учения.
Эта посылка от сатаны, совершенно не надо копаться в старом хламе в поисках истины, это смертельно опасно.
Кстати. Мертвые и мертвецы для Христа это те, кто за Ним не последовал. Иными словами язычники. Только похоронив в себе мертвеца можно стать христианином.

» продолжает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в серии.

Когда Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает так на прямой призыв последовать за Христом). Так и видишь эту картину: только что умер отец, сегодня-завтра его похоронят, и ученик хочет отдать ему последний долг сыновней любви в окружении скорбящих родных… но Христос отказывает ему в этом, да еще и называет мертвецами всю его родню! Как-то совсем не по-доброму звучит.

Андрей Десницкий

Это место всегда вызывало много споров и порождало много толкований. Обычно проповедники и богословы стремились как бы оправдать Христа: мол, так Он в резкой форме объяснял, что даже естественная забота о не должна быть препятствием в следовании за Христом. Ну, а что касается мертвецов, они обычно понимаются как духовно мертвые люди, от которых все равно ждать нечего, так пусть, по крайней мере, озаботятся похоронами. Но боюсь, что такое толкование может только подогреть ревность неофита, который почитает себя уже духовно совершенным, а всех своих близких – мертвецами, и относится к ним соответственно. Не так вел Себя Христос, он с заботой и любовью принимал всех, не исключая самых «бездуховных» мытарей и блудниц.

Во-первых, совершенно не обязательно, что отец ученика к тому моменту уже умер. Возможно, выражение «прежде похоронить отца» означало «прожить с ним, сколько ему еще осталось, и так исполнить свой сыновний долг». Мол, сейчас у меня еще есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, то приду к Учителю. Конечно же, у него не было никакой возможности так поступить: земное служение Христа длилось очень недолго, и ученик должен был решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас или остаться с семьей. О том, что любовь ко Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например, Мф 10:37).

Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. Посмотрим и на те слова, которые идут перед этой фразой: «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Неужели Ему в буквальном смысле слова негде было ночевать? Но мы видим из Евангелия, как часто Его принимали самые разные люди у себя дома, и принимали как почетного гостя! Очевидно, «негде преклонить главу» – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.

Более того, у после слов о похоронах отца приводится еще один диалог: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них. Книжнику негде будет преклонить главу, одному ученику не удастся похоронить отца, другому – даже некогда будет проститься с семьей.

Обратим внимание на прибавление, которое находим у Луки: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй ». Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему еще предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Как часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!

Винсент Ван Гог. “Воскрешение Лазаря”

Христос, как мы знаем, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою заботам (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти – не только пришел к его могиле, но даже воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Отцу: знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Он, видимо, говорил и ученику.

А кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? Трудно сказать наверняка. Возможно, это что-то вроде верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко (Мф 19:24) – яркий, парадоксальный образ, который наверняка запомнится слушателям, хотя, конечно, в реальной жизни такого не увидишь. Может быть, это вообще что-то вроде поговорки тех времен, наподобие «смерть своё возьмет». Да, она своё возьмет, говорит Он ученику, но перед тобой открывается Жизнь, иди по ее дороге, возвещай о ней другим людям. Живи не семейной историей, а Вечностью, живи ею здесь и сейчас – вот что, по-видимому, Он хотел сказать этими словами тому ученику и всем нам.

Портал « » открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.

Loading...Loading...