Спасы медовый яблочный ореховый. Медовый Спас: история праздника, традиции и современность

Когда Яблочный и Медовый Спас в 2017 году

Запомните, если не знаете, Яблочный Спас 2017 года какого числа, то это всегда одна и та же дата — 19 августа. Медовый Спас наступает перед Яблочным это 14 августа. До принятия христианства, на Руси было язычество. Но когда к власти пришел Владимир Святославович, все изменилось. При его правлении произошло крещение Руси и провозглашение христианской веры. Но люди не хотели отказываться от языческих обычаев, а потому некоторые из них включили в христианский календарь. Среди них, – языческий праздник, посвященный сбору урожая яблок.

История Яблочного Спаса

В древние времена подобных праздников было много. Люди отмечали хлебный, грибной, медовый, ягодный и другие Спасы. В эти дни организовывались праздничные обряды, которые были посвящены Богам Спасам. Все они были связаны с урожайностью конкретного плода. Перед тем, как употреблять урожай в пищу, его плоды обязательно освящались. Также в праздник Спаса поминали души погибших воинов.

В настоящее время христиане празднуют три Спаса – Медовый, Ореховый и Яблочный. Последний начали отмечать с IV века. На горе Фавор 19 августа Елена Святая возвела храм в честь Преображения. Солгано Евангелию Преображение наступило на 40 – й день после Пасхи. Но православной церковью праздник был перенесен его на 19 августа, чтобы он не совпадал с периодом Великого поста.

Православным людям после Яблочного Cпаса разрешается употреблять в пищу яблоки и иные фрукты, которые были освящены на божественной Литургии. Католики же в этот день отмечают победу под Белградом христианского народа над турками.

Преображение Господне описывается всеми евангелистами, кроме Иоанна. Трое из них передают события прошлого одинаковыми словами.


«Иисус пригласил Петра, Иоанна и Иакова помолиться на горе. Во время чтения молитвы, произошло преображение лица Христа: оно озарилось светом; а одежда, в которую Он был одет, стала белоснежной. Через несколько минут ученики увидели 2 пророка: Моисея и Илью. Они рассказывали Иисусу о событиях, которые вскоре произойдут в Иерусалиме. Ученики были очень удивленны увиденным, но Христос запретил им рассказать об этой истории, пока он не воскреснет».

19 августа в православных храмах совершается божественная Литургия, во время которой читают паремии, поют каноны, посвященные великому Преображению. По традиции, верующие в этот день должны облачаться в белый цвет.

Обряды на Яблочный Cпас совершаются на протяжении 9 дней. Главный из них – это освещение яблочных плодов. Существует поверье, что плоды, окропленные святой водой, имеют аромат яблок, которые произрастали в Эдемском саду.

Чудодейственный плод – яблоко

В древние времена люди гадали на яблочной кожуре. Считалось, что таким способом можно «увидеть» имя будущего мужа.

Современное слово «помада» произошло от французского названия сорта яблока «pomme».

В Америке яблоко считается очень популярным фруктом. Рокфеллер начал свой бизнес с торговли яблоками, и после заработал приличное состояние.

Английские врачи утверждают, что если в день съедать хотя бы один яблочный плод, то болезни будут проходить стороной.


На Руси же в период язычества и в настоящее время верующие люди отмечают . Но если раньше хозяйки пекли яблочные пироги и угощали друг друга вареньем из яблок, то теперь все ограничивается обрядом освещения фруктовых плодов. Традиция говорит, что каждый фрукт, произрастаемый на земле, должен быть посвящен Богу.

Многие наделяют праздник Преображения Господня магическими силами. Считается, что желание, загаданное в этот день, должно непременно сбыться.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Польза и вред

Польза и вред для здоровья продуктов питания и трав, полезные рецепты и советы

  • Главная

Что за праздник

Истоки праздника переплелись

в народе с христианскими событиями и языческими традициями. Установлен был Спас в честь двойной победы, когда войска, идущие на врага с иконами Матери Божьей и Спасителя, победили и с радостью возвратились домой. Пасечники в этот день начинают мед заламывать, потому спас называют Медовым, и даже нищие в этот день медку испробуют. Иные названия — Проводы лета, Медолом, Мокрый спас, Пчелиный день и т.д.

Маккавей, так еще называют этот праздник, вторым названием он обязан печальному событию, которое случилось в 166 году до рождения Христова: именно в этот день семи ветхозаветным Макковеям пришлось принять кончину, пострадав за веру. И день этот – особый, а потому провести его необходимо не так, как иные будни, ведь день памяти считается и праздником. Только с этого дня можно было кушать мед, освятив его перед этим в храме.

Спас на воде — третье название праздника, так как 14 августа происходит малое водосвятие. В этот день святили те водные источники, в котором купались люди, или к которому приводили на водопой домашний скот, чтобы было у всех здоровье, а людские души очистились. Для этого совершали крестные ходы, и только после них начинали купаться, а также мыли и домашний скот. После окончания праздника считалось, что купаться в этом году уже не следует, так как лето заканчивается, начинает зацветать вода, к тому же пчела заканчивает сбор, перестают радовать своим пением птицы, а грачи начинают собираться в долгий путь на зимовку до следующей весны. В этот день происходило освящение новых колодцев, а старые старались тщательно почистить.

Важные правила святого дня

Отмечают праздник 14 августа, именно тогда, когда начинается Успенский пост. Отличается пост тем, что необходимо во время него употреблять очень умеренно постную еду и питье, что поможет укрепить как духовную, так и физическую сущность человека. Три раза в неделю придется есть только сухую пищу. Пост очень строгий, сродни Великому посту. Правда, гораздо короче, длится всего 2 недели.

— отличный рецепт для постного меню.

Заранее, накануне святого дня, нужно приготовить баночку с водой, чтобы была возможность освятить ее в церкви, обязательно следует заготовить вкусную еду, чтобы в составе присутствовали мед и мак. Это может быть что угодно: блины, приправленные медом и маком, медовый пряник, пирог, пирожки, сочники, плюшки.

Раньше в этот день у многих на столе были пироги с пшенной кашей и медом. Существовало даже поверье, которое гласило, что самая первая ложка меда, который освятили в церкви, принесет небывалую удачу и исполнит любое желание, стоит только мед съесть. А еще обязательно мед раздавали голодным и нуждающимся.

На протяжении всего дня следует неукоснительно соблюдать общие правила всех святых праздников, то есть не допускать темных мыслей, совершать только положительные поступки, желать окружающим хорошего и не сквернословить.

Что нужно делать


14 августа все верующие обязательно посещают храмы, в которых в этот день царит особая атмосфера, ведь праздник не зря назвали медовым. В каждой корзинке, которую принесли в церковь, находятся кроме емкостей с водой и медом, приготовленные аппетитные блюда с медом и маком. Также приносят в храм чабрец и мяту, аромат которых наполняет и освежает помещение. Многие дети любят плести венки из этих трав и полевых цветов, добавляя маковые головки. После освящения в церкви венок обретает особое значение: если повесить его в доме, он станет истинным оберегом.

Женщины заранее делают букеты, в которых должны быть бархатцы, гвоздики, барвинок и другие цветы, а также травы и уже созревшие маковые головки. Даже каждая травинка в таком наборе имеет свое определенное значение, а потому после того как батюшка освятит такой букет, его приносят домой и помещают за иконой. Находится он там до весны, а затем этот букет нужно рассеять по всему огороду.

Вы знаете теперь, когда наступает Медовый Спас в 2019 году, что нужно делать, и можете правильно подготовиться к этому празднику.

Середина последнего месяца лета для православных верующих примечательна тем, что в этот период начинается В первый день его начала по традиции многие христиане отмечают праздник Медовый Спас, посвященный памяти 7 мучеников Маккавеев. Что же особенного случилось в этот день?

История праздника

Согласно древним рукописям, именно в этот день в 988 году принял крещение Владимир Великий. В Медовый Спас служители храмов вспоминают пострадавших за веру мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и мать Соломонию. В 166 году до н.э. их привели к царю Сирии Антиоху, обвиняя в том, что они проповедовали христианство. Жестокий правитель решил принудить их съесть запрещенную в Ветхом Завете пищу, а когда получил отказ, рассвирепел и предал братьев вместе с их матерью и учителем жестоким мучениям. Им отсекали пальцы на ногах и на руках, вырезали языки, жгли живыми на раскаленных сковородках, сдирали с головы кожу. Таким образом были замучены шесть старших братьев. Самого младшего Антиох с лаской убеждал отречься от веры. Он сулил ему награды и наконец попросил его мать дать последнему брату совет. Но Соломония обратилась к своему сыну, убеждая его оставаться верным вере и не бояться мучителя. Тогда царь предал их смерти, подвергнув при этом еще большим мучениям.

Медовый Спас: традиции

Издавна в этот день было принято посыпать углы в доме семенами дикого мака для того, чтобы никакая нечисть не сумела проникнуть в жилище. Само название праздника - Медовый Спас - объясняется тем, что начиная с этого времени пчелы прекращают собирать нектар, и начинается сбор меда. Причем соты, которые срезались первыми, специально оставляли для того, чтобы понести в храм на освящение. Считается, что лишь после этого можно было употреблять в пищу собранный мед.

Когда наступал Медовый Спас, пасечники одевали праздничную одежду и выбирали самый крупный улей, в котором было больше всего меда. Собранные соты складывались только в новую посуду, сделанную из дерева. Кроме меда, в храм также брали букетик летних цветов, в который вплетали несколько головок мака. Часть освященных растений оставляли в доме или у возле входа, чтобы оградить жилье от нечистой силы. А маковые головки разбрасывали вокруг хлева со скотом, чтобы ведьмы ночью не воровали молока и не насылали болезней. Большую же часть букетика клали за икону. Считается, что там он излучает святую энергию и будет помогать в случае болезни. Мало кто знает, что Медовый Спас, дата которого приходится на 14 августа, имеет еще одно имя - Спас на Воде. Это объясняется тем, что в этот день было принято освящать колодцы и пруды, а также устраивать возле ставков, речек и озер народные гуляния.

Медовый Спас: приметы

Издавна этот день для славян символизировал начало прощания с летом. После него погода станет более прохладной, дни короче, а ночи длинней. После этого праздника православные приступали к посеву Считалось, что, если сделать это ранее - будет неурожай. Православные верят: если в этот день искупаться, то будут прощены незамоленные грехи.

Loading...Loading...