Какая религия зародилась в индии. Какая религия в индии

Индия - страна со своеобразной, необыкновенно интересной культурой и собственными оригинальными верованиями. Вряд ли в каком-нибудь другом государстве - за исключением, разве что древних Египта и Греции - существует такое огромное количество мифов, священных писаний и преданий. Некоторые исследователи считают этот полуостров колыбелью человечества. Другие предполагают, что эта страна - одна из основных наследниц культуры арийских народностей, пришедших сюда из погибшей Арктиды. Индии - ведизм - позднее трансформировался в существующий и поныне индуизм.

История Индии вкратце

Населявшие полуостров Индостан древние племена перешли от собирательства и охоты к оседлому земледелию примерно в 6-7 тыс. до н. э. К концу же 3 тыс. на этих территориях уже возникает высокоразвитая культура поселений городского типа.

Современными учеными она названа «хараппской». Просуществовала эта цивилизация почти тысячелетие. В древних индийских хараппских городах были хорошо развиты ремесла и существовал богатый класс торговцев. Что случилось с этой культурой - неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что произошла масштабная катастрофа, другие считают, что богатые города этого периода по каким-то причинам просто разорились и были заброшены.

В последующем в Индии долгое время правили мусульманские династии. В 1526 году эти территории завоевал хан Бабур, после чего Индия стала частью огромной империи Упразднено это государство было только 1858 году английскими колонизаторами.

История религии

На протяжении веков в этой стране последовательно сменяли друг друга:

  • Ведическая религия Древней Индии.
  • Индуизм. На сегодняшний день эта религия является в Индии главенствующей. Ее приверженцами является более 80% населения страны.
  • Буддизм. В наши дни исповедуется частью населения.

Ранние верования

Ведизм - древнейшая религия Древней Индии. Некоторые ученые предполагают, что появилась она в этой стране через некоторое время после исчезновения огромного процветающего древнего государства - Арктиды. Конечно, это далеко не официальная версия, однако на самом деле очень интересная и многое объясняющая. Согласно этой гипотезе, когда-то давно по неизвестным причинам произошло смещение земной оси. В результате сильно изменился климат. В Арктиде, расположенной или на Северном полюсе, или в современных приполярных материковых регионах, стало очень холодно. Поэтому населявшие ее арии были вынуждены мигрировать в сторону экватора. Часть из них ушла на Средний и Южный Урал, построив здесь города-обсерватории, а далее - на Ближний Восток. Другая часть продвигалась через Скандинавию и В становлении индийской же культуры и религии приняла участие третья ветвь, достигшая Юго-Восточной Азии и впоследствии смешавшаяся с коренными жителями этих мест - дравидами.

Основная концепция

По сути, ведизм - древнейшая религия древней Индии - это начальная стадия индуизма. Распространен он был не по всей стране, а только в ее части - в Уттар и Восточном Пенджабе. Согласно официальной версии, именно здесь ведизм и зародился. Для адептов этой религии характерным было обожествление всей природы в целом, а также ее частей и некоторых социальных явлений. Четкой иерархии богов в ведизме не существовало. Мир делился на три основных части - землю, небо и промежуточную сферу - антарижну (сравните со славянскими Явью, Навью и Правью). Каждому из этих миров соответствовали определенные боги. Почитался и основной творец - Пуруша.

Веды

О том, что представляет собой самая старая религия Древней Индии, кратко мы с вами поговорили. Далее разберемся с тем, что такое Веды - ее основополагающее священное писание.

На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно - от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) - «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

Содержит в себе это произведение мантры и гимны, записанные в стихах и служащие руководством для индийских священнослужителей (правила проведения свадебных, похоронных и других обрядов). Также в ней есть заклинания, предназначенные для лечения людей и выполнения разного рода магических ритуалов. Мифология и религия Древней Индии связаны между собой самым тесным образом. К примеру, в дополнение к Ведам идут Пураны. В них описывается история сотворения вселенной, а также генеалогия индийских царей и героев.

Возникновение индуистских верований

Со временем древнейшая религия Древней Индии - ведизм - преобразуется в современный индуизм. Связано это было, по всей видимости, в основном с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты брахманов. В обновленной религии устанавливается четкая иерархия богов. Творец выдвигается на первый план. Появляется триединство - Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль создателя социальных законов, а в частности инициатора разделения общества на варны. Вишну почитают как главного охранителя, а Шиву - как бога-разрушителя. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьми нисхождениях Вишну на землю. Одним из аватаров при этом считается Кришна, другим - Будда. Представители второго направления - культа Шивы - особо почитают бога разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота.

Роль главенствующей религии индуизм начинает играть в Индии уже со Средних веков. Таковым он остается и по сей день. Представители этой религии считают, что стать индуистом нельзя. Им можно только родиться. То есть варна (социальная роль человека) - это то, что дано и предопределено богами, а следовательно, изменению не подлежит.

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии - индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь - Грихастха, последующий уход от мирского - Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением - Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Религия Древней Индии кратко: возникновение буддизма

Это еще одно очень распространенное на полуострове верование. Буддизм - одна из самых необычных религий в мире. Дело в том, что, в отличие от того же христианства, основатель этого культа - личность вполне историческая. Создатель этого на данный момент довольно-таки распространенного учения (и не только в Индии) Сидгартха Шаньямуни родился в 563 г. в городе Лумбене в семье кштария. Буддой его стали называть после достижения им просветления в возрасте 40 лет.

Религия и всегда рассматривали божество не как карающую или милующую силу, а как образец для подражания, своеобразный «светоч» саморазвития. Буддизм же и вовсе отказался от идеи создания мира каким-либо Творцом. Адепты этой религии считают, что полагаться человек может только на себя лично, страдания же не посылаются ему свыше, а являются результатом его собственных ошибок и неспособности отбросить мирские желания. Однако, как и рассмотренные выше более ранние индийские религии, буддизм содержит в себе идею о спасении, то есть о достижении нирваны.

Взаимодействие с западной культурой

Для европейцев культура и религия Древней Индии долгое время оставались тайной за семью печатями. Начало взаимодействию двух этих совершенно разных миров было положено лишь в конце позапрошлого века. Свой неоценимый вклад в этот процесс внесли такие знаменитости, как Николай и Елена Рерихи и другие.

Сегодня широко известно одно из касающееся Индии. Знаменитая прорицательница считала, что скоро в мир вернется самое древнее учение. И придет оно именно из Индии. О нем напишут новые книги, и распространится оно по всей Земле.

Кто знает, возможно, основой будущих новых верований действительно станет древняя религия Индии. «Огненная библия», как предсказывает Ванга, «точно белым цветом укроет Землю», благодаря чему люди спасутся. Может быть, речь идет даже и об известном произведении, написанном Рерихами - Агни-Йоге. «Агни» в переводе значит «Огонь».

Культура Древней Индии

Религия и культура Древней Индии - явления теснейшим образом взаимосвязанные. Потусторонний мистический мир богов практически всегда присутствует в произведениях индийских художников, скульпторов и даже архитекторов. Даже в наше время в каждое свое произведение мастера стремятся внести глубокое содержание, некое видение внутренней истины, не говоря уже о древних умельцах.

К сожалению, старинных индийских картин и фресок до нас дошло очень немного. Зато в этой стране имеется просто огромное количество древних скульптур, представляющих историческую ценность, и памятников архитектуры. Чего только стоят, к примеру, огромные Эллорские пещеры с великолепнейшим храмом Кайласы в центре. Здесь же можно увидеть и величественные изваяния божественной Тримурти Брахма-Вишну-Шива.

Итак, мы с вами выяснили то, что древнейшая религия Древней Индии - это ведизм. Возникшие позднее индуизм и буддизм являются его развитием и продолжением. Религиозные верования в Индии оказали просто огромнейшее влияние не только на культуру, но и социальную жизнь в целом. В наше время эта страна по-прежнему остается необыкновенно интересной, самобытной, оригинальной и непохожей ни на одно другое государство в мире.

Индия – уникальная в религиозном плане страна. Такого количества и разнообразия религий, которое мы находим в Индии, пожалуй, нам не удастся повстречать ни в одном другом государстве. Практически все жители Индии глубоко религиозны. Религия и духовность пропитывает их повседневную жизнь и является неотъемлемой частью быта. Такое количество храмов, ашрамов, ступ, святилищ, мелких и крупных святынь как в Индии, наверное, трудно повстречать где-либо еще. Поэтому посещение разных священных мест естественным образом становится неотъемлемой частью любых туров в Индию. Вне зависимости от того, каковой изначально является цель вашей туристической поездки, эта сторона жизни Индии так или иначе обязательно вас коснется.
В Индии представлены все основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм. Также здесь можно повстречать зороастрийцев, джайнов и сикхов. Индия является родиной буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма. За свою историю Индия дала миру, пожалуй, рекордное число религиозных деятелей и духовных наставников, как таких как Будда Шакьямуни или Махавира, религии, основанные которыми насчитывают уже более 2-х с половиной тысяч лет, так и таких, более современных, но, наверное, не менее известных учителей как Ошо, Шри Ауробиндо, Сай Баба, Шри Чинмой, Кришнамурти, Раман Махариши, Чайтанья Махапрабху и многих других.
Еще одна уникальная черта Индии – ее веротерпимость. Несмотря на всю пестроту представленных в стране религий и мелких верований, в Индии никогда не возникало крупных религиозных конфликтов. По конституции Индия является светским государством и в ней разрешается исповедовать любую религию.

80 процентов населения Индии – индуисты. Индуизм – одна из древнейших религий мира. Считается, что она сложилась примерно в середине 1 тысячелетия до нашей эры, но фактически корни ее уходят настолько далеко вглубь веков, что с уверенностью говорить о ее зарождении именно в этот период достаточно сложно. Индуизм не имеет ни какого-то конкретного основателя, ни какого-либо основополагающего текста, который бы можно было считать основной его базой (таких текстов много и возникали они в разное время: веды, упанишады, пураны и многие другие).
В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т.п.). Индуизм является религией, породившей кастовую систему Индии, и строго регламентирует все права и обязанности человека на протяжении всей его жизни. Центральным учением в индуизме является учение о перевоплощении душ, происходящим по закону воздаяния за добрые или злые поступки в течение жизни. В зависимости от того, какую жизнь ведет человек в этом своем воплощении, определяется его будущая жизнь – какое тело он приобретет после смерти при новом рождении, в какой касте родится, если посчастливится обрести тело человека, будет ли беден или богат и т.д.
Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Каждый из многочисленных индуистских богов несёт в себе одну из граней вездесущего Бога, ибо сказано: "Истина одна, но мудрецы зовут её разными именами". Например, Брахма - творец мира, Вишну – его хранитель, а Шива - разрушитель и одновременно созидатель мира. Индуистские боги имеют по нескольку воплощений. А те воплощения, которые происходят в мире людей называются аватары. Так, например, Вишну имеет много аватар и часто изображается в виде царя Рамы или пастуха Кришны.
В настоящее время в индуизме существует два основных течения: вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм отличается своей способностью вбирать в себя различные местные верования и религии. Так, например, Будда наряду с Кришной и Рамой в вишнуизме стал считаться – аватаром Вишну. Вишну, являясь хранителем мира, в разное время принимал разные облики для того, чтобы его спасти. Вишнуизм наиболее распространен на севере Индии.
Основным догматом шиваизма является утверждение о отсутсвии во Вселенной чего-либо постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего все существующее. В начале космического цикла Шива создает Вселенную, а затем сам ее уничтожает. Культ Шивы неразрывно связан с культом Шакти, женским творческо-энергетическим началом. Культ Шивы распространен в основном в южной Индии.
Многие индуистские храмы (а их в Индии великое множество) представляют собой шедевры архитектуры и скульптуры и их посещение является незаменимой частью программы большинства поездок в Индию.

Несмотря на то, что Индия является родиной буддизма, в настоящее время количество его последователей в Индии довольно невелико. Они составляют всего лишь 0,7 % всего населения Индии. Буддизм зародился в Индии в 5 веке до н.э. Пережив свой расцвет в первые 5 веков после своего зарождения, буддизм в Индии был ассимилирован индуизмом. Позднее, буддийские монахи преследовались мусульманами и большая часть последователей буддизма покинула Индию, переселившись в соседние Китай, Тибет, Непал и в страны Юго-Восточной Азии. В наше время буддизм в Индии распространен, в основном, в шри-ланкийском варианте буддизма Тхеравады. Но есть также небольшие общины дзен, а после захвата Тибета Китаем в Индию переселилось много представителей тибетского буддизма. Дхарамсала (штат Химачал Прадеш) стала местом паломничества множества последователей буддизма со всего мира - там находится резиденция его святейшества Далай-ламы и тибетского правительства в изгнании; иногда этот город называют "маленькой Лхасой".
Уже многие столетия, не являясь буддийской страной, Индия, тем не менее, привлекает к себе множество буддистов со всего мира. Среди них чрезвычайно популярны туры в Индию для посещения святых буддийских мест: Бодхгая - место, где Будда обрел просветление, является - главным святым местом паломничества в Буддизме, Лумбини – место рождения принца Сиддхартхи, будущего Будды Гаутамы, Сарнатх - место, в где Будда прочел свою первую, после достижения Нирваны, проповедь, Кушинагар – место ухода Будды в Паринирвану. Эти места, как и многие другие (в Индии насчитывается огромное количество буддийских храмов и святынь), постоянно притягивают к себе огромное количество туристов из разных стран, среди которых – далеко не только последователи буддизма.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания и существует путь к прекращению страдания. Этим путем является срединный или Восьмеричный Путь, связанный с тремя разновидностями добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Человек, практикующий этот Восьмеричный Путь, постепенно освобождается от трех ядов: от гнева, зависти и невежества и получает доступ к истинному пониманию реальности, которое дает ему освобождение от страданий и возможность помочь освободиться другим живым существам.
Буддизм не признает каст, утверждая абсолютное равенство всех живых существ: все, от малейшего червяка и до самого великого брахмана, в равной степени наделены природой Будды и имеют одинаковые шансы на освобождение.

Джайнизм

В VI веке до нашей эры Вардхамана, он же Джина или Махавира, создал и распространил в Индии религиозное учение джайнизм. Основой его является аскетизм, воздержание и отказ от насилия. Цель джайнов - освобождение от цепи перерождений - выход из сансары, которого можно достичь с помощью строгой аскезы и соблюдения принципа ахимсы (непричинения вреда живым существам). Джайны известны тем, что носят на лице марлевые повязки, чтобы избежать вдыхания мелких живых существ, и подметают перед собой путь, чтобы случайно не раздавить какое-нибудь насекомое. В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары («одетые небом»), которые считают, что древние тексты утрачены, и отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары («одетые в белое»), которые пытаются восстановить утраченные тексты и исповедуют менее строгий подход к жизни.
Сейчас в Индии насчитывается около 1 млн. джайнов, которые играют важную роль в индийском обществе, так как последователи джайнизма принадлежат к наиболее зажиточным и образованным слоям населения Индии. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов, привлекающих к себе внимание многочисленных туристов.

Еще одна религия, родиной которой является Индия. Сикхизм, основанный гуру Нанаком в XVI веке, стал проявлением протеста мелких торговцев, ремесленников и крестьян против феодального гнета и кастового строя в Индии. Сикхизм был направлен против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей того времени, а также против кастовой дискриминации и сложных ритуалов индуизма. Нанак провозглашает весь мир проявлением высшей силы единого бога. Несколько поколений возникает священное писание скихов, книга “Грантх Сахиб”, которая была составлена пятым гуру Арджуном и включала в себя гимны индуистских и мусульманских святых, и сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. В конце 17-го – начале 18-го века десятый гуру, Говинд Сингх превращает общину сикхов в военное братство и называет его Хальса (чистое). Чтобы выделиться среди индусов и мусульман сикхи были обязаны строго соблюдать пять правил: никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить особый вид нижнего белья (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В наше время мало кто из сикхов соблюдает все эти правила. В современной Индии насчитывается около 17 млн. последователей сикхизма. Храмы сикхов в большом количестве расположены в северных районах Индии. В сикхских храмах нет изображений богов, а церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Главной святыней сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

В Индии насчитывается около 130 млн. мусульман и она занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман - сунниты, примерно 20 процентов мусульман Индии - шииты. Существуют также некоторые отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины - бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Христианство

По легенде христианство принес в Индию апостол Фома, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге Индии. “Сирийской” она называется потому, что в ее богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке португальские колонизаторы начинали насильственное обращение жителей Индии в христианство, которое продолжалось под покровительством папства в течение нескольких сотен лет. С XVIII века в Индии развивается деятельность протестантских миссионеров из США и Европы. Сейчас в Индии проживает около 20 миллионов христиан всех возможных направлений - католики, протестанты, православные и т.д.

Зороастризм

Во времена Персидской империи зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился по всей Римской империи вплоть до Британии. После того, как Иран был завоеван мусульманами, некоторые зороастрийцы переселились в Индию. Предположительно, их первая группа высадилась в районе города Диу в 766 году, а позднее они обосновались в земле Санджана (штат Гуджарат). В память о своих персидских предках зороастрийцы в Индии стали называть себя парсами. В настоящее время их численность во всем мире мире - не больше 130 тысяч человек. Из них около 10 тысяч проживает в Иране, а то почти все остальные живут в Индии, причем большинство - в г.Мумбаи. Зороастрийцы сыграли важную роль в превращении города Мумбаи в крупный деловой центр и порт. Несмотря на свою малочисленность, парсы занимают важное место в торговле и промышленности города.
Прасы почитают 4 элемента Вселенной – воду, огонь, землю и воздух. С этим связан особый обряд погребения парсов: тела умерших помещают на специальные башни (дакмы), которые парсы называют «башнями молчания». Там трупы съедают грифы. Таким образом «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом. В зороастрийских храмах постоянно поддерживается вечный огонь.

Первые контакты жителей Индии с последователями иудаизма относятся к 973 году до нашей эры. Это были купцы царя Соломона, покупавшие у индусов специи и другие товары. В 586 году Иудея была захвачена вавилонянами и некоторые иудеи переселяются в тот период в Индию на Малабарское побережье. В настоящее время в Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны.

Большинство Индийцев глубоко религиозны. Для индийцев религия – это образ жизни, особый её уклад, тем не менее в стране мирно сосуществует множество религий. В Индии представлены три мировые религии – христианство, ислам и буддизм, кроме этого джайнизм, сикхизм, зороастризм, иудаизм. Наиболее распространен индуизм, индуисты составляют 83% населения страны; ислам исповедуют 11%; 2,3% населения христиане; сикхов 2%; 0,8% населения исповедуют буддизм; 0,4% - джайнизм и еще 0,4% - остальные религии (это 120 000 зароастрийцев, примерно 6 000 иудеев и ещё около 26 000 диких племён, исповедующих языческие верования).

Индуизм

Когда Высоцкий пел «хорошую религию придумали индусы», он имел в виду именно индуизм. 85% населения Индии являются приверженцами этого вероучения. В отличие от, скажем, христианства, индуизм является не монолитным верованием, а набором из огромного количества культов, философских учений, ритуалов и доктрин. Некоторые элементы этой религии распространены по всему Индостану, в то время как другие могут быть верой пары деревень. Однако у всех этих «мини-религий» есть общие основы.

Основными священными книгами индуизма являются Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) и комментарии к ним – упанишады, араньяки и брахманы.

Общим для большинства индуистов является также стремление заслужить лучшее воплощение в следующей жизни, для чего требуется совершать добрые дела и соблюдать установленные религией и кастой ограничения.

Индуисты могут молиться дома, где для этого часто бывает выделена отдельная комната. В храмы же они заходят, чтобы попросить бога о чем-либо и получить его благословение. Храмовая молитва (пуджа) может быть простой просьбой, а может – сложным ритуалом, который исполняется вместе со священником. В таком случае статуя божества окропляется молоком, водой или соком сандала, ей подносят угощения. Завершается пуджа получением освященной еды.

Индуистский пантеон огромен, но можно выделить несколько более распространенных и значительных богов. Сюда входят Вишну (охранник мирового порядка), Шива (бог жизненной силы и сексуальности), Ганеша (бог учения), Дурга (истребительница демонов), Лакшми (богиня красоты и удачи) и т.д. Впрочем, во многих деревнях люди поклоняются местным божествам, которые приносят удачу, если им молиться, и гневаются, если о них забывают.

Индуизм выделяет 5 основных моментов человеческой жизни, заслуживающих празднования и благодарности богам. Это рождение, инициация (обряд достижения зрелости), брак, смерть и кремация. Особое значение уделяется браку.

Ислам

Ислам гораздо менее распространен на Индостане, чем индуизм, его исповедуют 14% населения. Однако стоящие по всей стране мечети свидетельствуют о значимости этой религии. Если раньше напряженность между мусульманами и индуистами доходила до массовых побоищ и взаимного осквернения святынь (мусульмане забивали коров, а индуисты громко играли музыку вблизи мечетей), то сейчас общины живут довольно мирно. Они даже переняли некоторые из пищевых привычек друг друга: мусульмане из уважения к индуистам не едят говядину, а индуисты, в свою очередь, не прикасаются к свинине.

Из всех течений ислама, ближе всего индийцам было учение суфиев. Поклонники Шивы и Вишну легко восприняли пропагандируемое последними стремление к личной близости с Богом. Кроме того, суфии, в отличие от мусульман-фундаменталистов, не отрицали музыку. А в религиозных обрядах Индии она играет важную роль. В Индии множество даргахов – святынь, построенных на могилах суфийских святых. Самым популярным даргахом является Дева Шариф, около Лакхнау.

В целом, индийский ислам не отличается от ислама во всех остальных странах. Намаз (ежедневная молитва) совершается 5 раз в день. На общую молитву мусульмане собираются в пятницу (кроме мумбайской секты друзов, которые молятся в четверг).

Буддизм

Сегодня буддизм в Индии мало распространен. Но давным-давно, в т.н. «Эпоху Будды» он был одной из господствующих религий Индии и имел множество последователей. Именно тогда были созданы многие замечательные памятники культуры, такие как ступа Санчи и пещеры Аджанты и Эллоры. Сейчас же буддисты в основном сконцентрированы в Ладакхе и Сиккиме.

Кое-какие аспекты, например сансару и карму, буддизм заимствовал из индуизма. Однако высшей целью буддиста является достижение нирваны. Условно нирваной можно считать прекращение перерождений, ясность сознания и чистое счастье.

Как и любая другая древняя религия, буддизм значительно изменился, и к настоящему времени насчитывает огромное количество школ и учений. В Индии наиболее распространен тибетский буддизм. Это связано с близостью Тибета, а также с тем фактом, что именно в Индии сейчас находится Далай Лама, вынужденный бежать от китайской агрессии. Далай Лама является не только духовным лидером. Он возглавляет тибетское правительство в изгнании.

Большинство тибетских беженцев проживают в районе г. Дхарамсала. Это место не раз посещали голливудские звезды, вроде Стивена Сигала, чтобы выразить тибетцам поддержку, а заодно и поднять свою популярность. Теперь Дхарамсала является крупнейшим в Индии центром изучения буддизма.

Сикхизм

Эта относительно молодая религия наиболее распространена в штате Пенджаб, где сикхами является большинство населения. Сикхи верят, что бог един и все религии просто по-разному ведут к его познанию. Собственно бога они считают абсолютной Истиной, красотой и добром.

Фактическим основателем сикхизма является Гуру Нанак. Он основал небольшой культ, в котором проповедовал своё учение. Нанак осуждал мистику, культ предков, кастовую и половую дискриминацию. По его мнению, любой может достичь просветления. Следующие за ним 8 гуру завершили формирование целостной религии. Они объединили все основные гимны в книге «Ади Грантх», основали город Амритсар и построили Золотой Храм.

В отличие от традиционного представления об индийцах, как мирных и спокойных людях, сикхи довольно воинственны. Это связано с тем, что на протяжении веков они были вынуждены защищать свою веру с оружием в руках. В результате у них сформировалось общество, в котором особым уважением пользуются сила и мужество. Сейчас сикхи входят в т.н. «хальсу» или «братство». Целями этого братства являются борьба за свободу, помощь бедным, защита веры. Члены братства отказываются от табака, догм и суеверий, а также носят «5 к»: «кеш» (нестриженные волосы), кангха (гребень), кирпан (меч), кара (стальной браслет) и качха (короткие штаны). Еще во время британского владычества лучшими солдатами в Индии считались именно сикхи, за их воинские традиции. Однако насилие в сикхизме считается разрешенным только тогда, когда все остальные методы провалились.

Джайнизм

В отличие от воинственных сикхов, джайны возводят ненасилие в абсолют. Вокруг рта многие из них носят платок (чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое), а дорогу перед собой подметают специальной метелкой (чтобы никого не раздавить).

Джайнов довольно мало – всего 0.5% от населения страны (хотя 0.5% от полутора миллиардов, это прилично). Однако они довольно широко распространены. Много аспектов джайнизма, включая ритуалы и некоторые святые места, похожи на индуистские, в результате чего конфликтов между приверженцами этих религий никогда не было.

Однако даже среди малочисленных джайнов есть различия в трактовке догм. Первая группа джайн называется «дигамбары» («одетые в пространство»), которые считают, что просветленный аскет обязан отказаться от одежды, а женщина не может достичь освобождения от перевоплощений. Вторая называется «шветамбары». Они признают равноправие полов и избегают радикализма.

Интересной особенностью джайнизма является его философская идея об «анеканатаваде». Анеканатавада представляет собой сложный процесс рассмотрения чего-либо с 7 различных точек зрения. Это не только помогает отвлечь от насилия, но и развивает критическое мышление и гибкость разума.

Глубоко религиозна. Вера определяет особый ежедневный уклад граждан страны, их образ жизни.

Религия Индии, которая считается в стране основной - это индуизм. Это направление занимает главенствующее положение в странах Азии по количеству его последователей. Истоки индуизма уходят своими корнями в далекое прошлое и не имеют какого-либо основателя, а также единого составляющего его основу текста. Многочисленные боги этой веры обладают рядом воплощений и содержат в себе по одной из черт вездесущего единого Бога.

Основная индийская религия несет в своих положениях учение о способности души к различным перевоплощениям. Вера провозглашает существование кармы. Учения индуизма разъясняют таким образом следствия добрых и злых поступков, которые находят свое проявление не только в нынешней жизни. Карма присутствует у всех живых существ. Целью перевоплощений является, согласно положений веры, спасение, а также избавление от страдальческих перерождений души. Оно называется «мокша». Если человек в своей жизни неукоснительно следует добродетели, то он способен приблизить момент спасения своей души.

Ведущая религия Индии представлена множественными которые являются шедеврами архитектурного и скульптурного искусства. Каждый из них построен в честь определенного божества.

Население Индии включает в свой состав большое количество групп, именуемых «джати». В свою очередь различные касты объединяются в варны, являющиеся многочисленными сословиями. Все жизненные задачи человека от до приобретения профессии, подчинены определенным особым и строгим правилам. Браки между представителями различных кастовых групп и в настоящее время являются большой редкостью. Женихами и невестами индийцы становятся уже в младенческом периоде. Именно тогда родителями определяются будущие Ведущая религия Индии содержит в себе положение о запрете разводов, а также вторичных браков вдов. Однако в настоящее время бывают и исключения. После смерти тела сторонников индуизма принято сжигать. Для этого создаются специальные погребальные костры.

Индуизм распространен в Индии среди восьмидесяти процентов населения страны. Это практически восемьсот пятьдесят миллионов человек.

Религия Индии, занимающая второе место по распространенности - это мусульманство. Привезена в страну она была арабами в седьмом веке, а в одиннадцатом столетии началось ее основное распространение. У индийских мусульман существует запрет на многоженство.

Религии в Индии, которые имеют немногочисленных сторонников - это буддизм, сикхизм, зороастризм, иудизм, джайнизм и некоторые другие. Малая часть населения проповедует христианство. Есть в Индии и католики.

Одна из древнейших мировых религий - буддизм, зародилась еще до нашей эры. Временем ее возникновения считается пятый век, а родиной - Индийское государство. Согласно ее положениям, освобождение от страданий (просветление) дано каждому живому существу, в особенности человеку. Это возможно благодаря природе Будды, которой наделена всякая душа. В противовес индусам представители этой веры не объединяются в касты. Последователем буддийского учения может стать любой искренне принявший его человек. Несмотря на зарождение данной веры в Индии, в стране ее распространение невелико. В основном оно представлено тибетским, а иногда и шри-ланкийскими течениями. Учения Будды во многом вобрал в себя индуизм. Он воплотил его в боге Вишну.

Последователя сикхизма на улицах страны можно распознать по густой бороде и яркому тюрбану. Он является представителем веры, которая соединила в себе ислам и индуизм. Сикхи поклоняются гуру и Грант-сахиб.

Другие религии, существующие в Индии, имеют малое количество приверженцев, проповедующих положения своей веры. Эти учения утверждают противостояние насилию и чистоту элементов, к которым относят землю, воду, огонь и воздух.

Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма , что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола , о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев , которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама- веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами , содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками - наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской .

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре - богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой , олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус - бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков , которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития , усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу , который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом , который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма) . В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал , а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана , живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина , что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

  • вера в истинность доктрины;
  • совершенное знание;
  • праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:

  • не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
  • не прелюбодействовать;
  • не стяжать;
  • быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой , появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах - периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама - герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна - древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» - еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита », что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны », которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Шиваизм

В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.

Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам , ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.

Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда — предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти , на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.

Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны , особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.

Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.

Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.

Loading...Loading...