Милости прошу а не жертвы толкование. Продолжение объяснения о значении субботы

XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13

Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.

Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).

Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).

К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.

К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Хочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн

Из книги Творения автора Кассиан Иоанн

23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:

Из книги Последний экзамен автора

Из книги Реинкарнация. Размышления автора

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не

Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут

Из книги автора

Хочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого

Из книги автора

«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки

1. Подаёте ли вы милостыню?

2. А вы сами принимали благотворительную помощь? И что при этом чувствовали?

Откровенно говоря, меня удивило, что многие из тех, кому мы эти вопросы задали, буквально оскорбились: «Разве можно о таком спрашивать!? Разве правильно афишировать свои добрые дела!?» Как будто есть что афишировать! Можно подумать, перед нами были вторые матери Терезы, так активно они помогают людям и при этом предпочитают хранить гордое молчание.

Вот именно – гордое, потому что можно, конечно, умалчивать о своих благодеяниях, можно лупцевать народ (как это делают сектанты) цитатами из Священного Писания, только мы-то знаем, что буква и Дух не всегда совпадают. Правда? И милосердие бывает ложным, и смирение… Как часто за мнимыми добродетелями мы скрываем свою неспособность к подлинному действию!

Поэтому редакция благодарна всем, кто без ложной скромности, в простоте сердца искренне и честно ответил на вопросы, не боясь признаться в своих слабостях или быть обвинёнными в «нехристианском» поведении.

Светлана Есина, окончила Университет систем управления и радиоэлектроники, певчая Рождественского храма в п. Айхал. 1. Подаю, но не всем. Бывает, спешишь куда-то, ни о чём не думаешь, и вдруг перед тобой появляется женщина, которая еле заметно протягивает руку, неловко и смущённо. Как пройти мимо? Видно, что этого человека на улицу поставила крайняя нужда.

Люди, которые занимаются попрошайничеством как бизнесом, имеют наглую натуру, и как бы они ни старались показаться жалкими, у многих на физиономии написано: я просто работать не хочу. Такие в лицо прямо лезут, пытаясь вытрясти из тебя деньги, а если ты пройдёшь мимо и не дашь (хотя ещё надо умудриться это сделать), вдогонку пошлют тебе кучу проклятий.

Конечно, есть разные случаи, иногда подаёшь и не знаешь, правильно ли сделала, а вдруг пропьёт? Однажды выхожу из храма, и ко мне подходят трое детишек-цыганят. Я к цыганам недоверчиво отношусь, думаю, сейчас начнут клянчить… Собиралась уйти, но решила всё же спросить, чего они хотят. А ребятишки кушать попросили. Я купила им кое-что из еды, и они так жадно ели, были такими благодарными. Мне кажется, Бог подсказывает через сердце, кому и когда подать!

2. Я принимала помощь, и, наверное, у каждого человека бывало такое хоть раз. Ведь не обязательно стоять на улице с протянутой рукой, в жизни всякое случается! Я не нуждалась в еде или одежде. Но были ситуации, когда Бог посылал помощников в трудную минуту. Причём часто помогали те люди, от которых совсем и не ожидала. Это рождало ощущение огромной благодарности, особенно Богу. В такие моменты ясно чувствуется рука Господа, вспоминаются слова из Евангелия, что Бог знает нужду каждого человека и что Он пребудет с нами до скончания века.

Александр Кравец, преподаватель Якутского духовного училища.

1. Да, я подаю милостыню. Но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Иногда просто прохожу мимо просящего человека, будто его нет. Видимо, во мне слишком мало любви и сострадания к людям.

С другой стороны, когда подаёшь, очень важно не возгордиться, не превозносить себя: вот, мол, я какой хороший – даже нищим и неимущим помогаю! Иначе пользы для нашей души не будет. Христос учил, как милостыню давать: «Пусть левая рука ваша не знает, что даёт правая». Вот настоящая христианская добродетель. Но как тяжело это воплотить в своей жизни!

2. Бывали случаи, когда мне приходилось принимать благотворительную помощь. При этом я испытывал двоякое чувство: с одной стороны, был благодарен людям, которые мне помогли, с другой – чувствовал неловкость. Неприятно ощущать себя нуждающимся. Я заметил, что большинству людей больше нравится быть покровителями или благодетелями, чем просящими.

Карина (София) Леонтьева, студентка 2-го курса Финансово-экономического института.

1. Даю ли я милостыню? Иногда. Помню, как однажды в детстве увидела у дверей магазина просящего, который чем-то был похож на моего дедушку, и тоже в очках. Мама дала ему немного денег. А я весь путь в автобусе проплакала, вспоминая его.

Если милостыню просит какая-нибудь бабушка или пожилой человек, стараюсь давать. Хотя некоторые священники говорят, что стоящим у ворот храма – не стоит. К тому же мы, студенты, не такой уж богатый народ.

2. В детстве я много раз получала благотворительную помощь – как от родственников, так и от верующих знакомых. Они и сейчас помогают. Мы с мамой всегда были всем очень благодарны.

И ещё, когда человек делает мне доброе дело, то хочется когда-нибудь тоже ему помочь. «Вот, – думаю, – закончу институт, стану большим человеком и буду делать им добрые дела».

Лариса Абзалетдинова, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, подаю. Всем, кто просит, – и бомжам у «Туймаады», и нищим у церкви. Не всегда, правда: всё зависит от настроения и собственных средств, когда в кармане – не последние 10 рублей.

Подаю из жалости, наверное. Даже если человек явно собирает на бутылку. Пути Господни неисповедимы, кто знает… А вообще это вопрос спорный – каждому своё, но осуждать других я не берусь. Подавать или не подавать, просить или не просить – личное дело каждого.

2. Знакомые отдавали вещи сыну, когда он был маленький. Родители слали посылки из дома. В особо крупных размерах благотворительности не получала, а в мелких – было очень приятно, и я всегда воспринимала её с благодарностью.

Сардана Васильева, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, я милостыню подаю, но в основном старикам. Жалко их, не от хорошей же жизни они вышли просить. Да ещё тем, кто собирает деньги для церкви. Молодым мужчинам обычно не подаю, только больным иногда, редко – бомжам. Зависит от того, есть ли у меня в кармане мелочь.

В «Детском мире» обычно опускаем деньги в ящик для детей из детских домов, дочке поручаю их туда класть – приучаю её помогать тем, кто нуждается. Вещи детские отдаём.

2. Незнакомые люди – нет, помогали только родственники – брат, сестра и друзья. Чувствовала только благодарность! Чувства стыда не было, ведь – родные. Может, если бы помощь предложил чужой человек, то взяла бы только при крайней нужде.

Сергей Вышкварок, инженер ОАО «Сахателеком».

1. Не подаю (наверное, это милостыней назвать невозможно) попрошайкам, бомжам пьяным, которые выпрашивают. А иногда бабушки просят, которым явно пенсии не хватает. Видно же человека. Таким, конечно, не могу не дать. Но и то не всегда, если честно.

Как-то был случай: прилично одетая женщина у магазина просила денег на дорогу, 10 рублей мало, с пересадкой, мол, еду. Захожу в соседний магазин, она и там на дорогу просит. А сама пиво купленное быстренько спрятала. «И что, – говорю, – далеко на пиве уедешь, много пересадок?» Ну как таким подавать?

2. Мне помогали. Не часто, по необходимости. Родители часто помогают деньгами и продуктами, с ребёнком сидят.

Ирина Шахматова, преподаватель Якутского духовного училища.

1. В буквальном смысле слова – нет. Мне кажется, что в добродетели милосердия должно иметь место творчество. Можно что-то подарить или отдать под предлогом того, что тебе это не нужно, но так, чтобы другой, кому ты даришь, нуждался в твоём подарке. Так поступать трудно, нужно иметь внимание к потребностям другого.

Это же касается духовной милостыни: выслушать и помочь. Чтобы действительно поддержать, посоветовать, нужно иметь внутреннее самоотречение. Тогда это – добродетель и труд ради Бога и ближнего.

2. Нет – опять-таки в буквальном смысле. В духовном плане – довольно часто ощущала при этом огромную благодарность дарителю и испытываю её до сих пор.

Саргылана Кобякова, преподаватель высшей математики Филиала Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения в г. Якутске.

1. Нет, не подаю. Иногда, бывает, видишь ребёнка, даёшь ему шоколадку, яблочко или ещё что-то, но никогда – деньги. У нас в городе, особенно возле магазина «Туймаада», много людей неприглядного вида, которые просят милостыню. Сразу напрашивается вопрос: на что им нужны деньги – на водку? Если бы я точно знала, что они купят хлеба или накормят ребёнка, тогда бы подала. А поить мужиков, которые не хотят работать, не в моих правилах.

Может, я прагматичный человек, но, когда подаёшь милостыню, думаешь: на что её потратят? Сейчас такая жизнь, что люди обращают внимание только на тех, кто рядом, и помогают тем, кого знают, кому сочувствуют. Если меня просят о помощи, конечно, не отказываю. Возможно, бывают случаи, когда я не замечаю, в силу своей невнимательности, что кому-то нужна моя помощь.

2. Мне помогали многие. Видимо, я счастливый человек, вокруг меня люди очень отзывчивые. Было так в моей жизни, что мы, как и многие молодые семьи, решали квартирный вопрос, и, наверное, не хватит страницы, чтобы перечислить всех, кто оказал нам тогда поддержку, не только материальную, но и психологическую. Я чувствовала благодарность.

Протоиерей Михаил ПАВЛОВ, клирик Никольского храма г. Якутска, руководитель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

1. Подаю. В основном на опохмелье. У нас сейчас, к сожалению, такая милостыня. Тех, кто приходит от нужды, почти нет. В наш храм, например, идут бомжи, бывшие осуждённые, для которых у меня есть специальная кружка. И я распределяю эту милостыню на них, хотя знаю: большая её часть пойдёт не на то, на что надо. А что делать? Сказать человеку «Пошёл вон отсюда!» я не могу. Ещё раз повторю: от настоящей нужды люди приходят крайне редко. И чаще детей посылают. Но это нехорошо. Лучше самому подойти, если есть нечего. В продуктах мы никогда не откажем.

2. Приходилось, и не раз, помощь принимать. И всегда в такие минуты чувствовал, что Господь не оставляет меня и мою семью. Если бы не Бог, не верующие, мы жили бы гораздо хуже в материальном отношении. А так – Господь подаёт всё, что нам нужно, через людей.

Бывали такие моменты, когда мы собирались с семьёй в отпуск, на отдых, и не на что было купить билеты. Чтобы четверых детей вывезти, нужно больше ста тысяч на одну дорогу. И вот каждый год Господь посылает добрых людей, которые помогают нам. Это разве не милостыня? Чувствую, конечно, огромную благодарность. И всегда молюсь о наших благодетелях, поминаю их на литургии.

Но я же не только для себя помощь принимаю. Часто люди жертвуют на храм, на ремонт, на икону, на заключённых. Конечно, я передаю эти деньги настоятелю, и он их тратит по назначению. Эти целевые пожертвования грех принимать для себя. Перед праздником Пасхи я обращаюсь к постоянным нашим благодетелям, которые покупают яйца, чтобы дарить их заключённым, в воинские части.

Иногда просто дают деньги, чтобы купили то, что надо тем, кто отбывает срок. Недавно нам пожертвовали на колокольню. Больше 100 тыс. я собрал, купил колокола для храма, который построен в Табагинской колонии. Часть средств была заработана на продаже свечей, которые зеки отлили, а часть – пожертвования благотворителей.

Иерей Сергий Клинцов, настоятель Преображенского храма, руководитель миссионерского отдела Якутской епархии.

1. Было бы неестественным, если бы священник, который учит людей быть милостивыми, исполнять слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы», сам бы не подавал. Не для хвастовства говорю – превозноситься-то особо нечем. Меня постоянно сопровождают вопросы: много или мало я жертвую, стоит ли давать деньги тому или иному человеку? А вдруг тебя обманывают?

Не знаю, как прихожане дают милостыню. Кроме тех случаев, когда они, выходя из храма, суют порой последние копейки так называемым «обездоленным» – тунеядцам и пьяницам, которые не хотят работать и стоят с протянутой рукой, зная, что на паперти они «заработают» гораздо больше, нежели с метлой в руке. Принимает ли Господь такое подаяние за милостыню? Не уверен.

Вокруг много людей, действительно нуждающихся в нашей милости, но они наверняка никогда не станут открыто попрошайничать… Они будут скромно ждать, когда кто-то из нас заметит их нужду и поможет. Бывает, правда, редко: к священнику обращаются с просьбами те, кто приходит в храм, потому что больше идти некуда. Естественно, выясняешь обстоятельства, по возможности помогаешь где-то из личных средств, где-то социальный отдел подключается.

Меня, как и многих, наверное, обличает Евангельское чтение о добром самарянине. Отвечая на вопрос законника о том, кто такой ближний, которого надо любить, Христос рассказал притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 25-37).

И вот каждый раз, когда ты понимаешь, что сейчас служба окончится и нужно будет говорить проповедь, думаешь: «А я-то сам достаточно усердно помогаю ближнему?» Бывает, после этого в храме приходится слышать упрёки: «Ну, как же вы не даёте? Только что призывали к милости…» Но где грань – давать или не давать? Не знаю… Человек скромный никогда такого не скажет, а наглость стоит ли поощрять? Пытаешься думать о главном: Господь видит, с каким сердцем ты жертвуешь – либо для того, чтобы от тебя отстали, либо для того, чтобы человеку хоть как-то помочь.

2. Иногда лично мне помощь бывает адресована, а иногда в моём лице приходу. Люди, слава Богу, и храму помогают, и семье священника. Всё принимается с благодарностью, потому что из этих пожертвований батюшка получает возможность помочь другим. У нас немало примеров и в истории, и в современной жизни, когда священники стараются поступать, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал, а другой рукой отдавал эту благотворительную помощь тем, кто в ней нуждался.

Нам, конечно, до святых праведников далеко, но есть к чему стремиться. Бывает, ощущаешь, что недостоин помощи, но в любом случае благодарен человеку, всегда стараешься молиться за него и за его семейство.

Храм содержится и живёт на пожертвования. Каждый прихожанин – благотворитель, будь то бабушка, купившая свечечку за 10 рублей, будь то человек состоятельный, который купит 10 свечей и положит в кружку для пожертвований энную сумму, будь то власть имущий, который распоряжается большими ресурсами и может посодействовать в решении серьёзных вопросов по храму. У нас очень много нужд, начиная с мелочей (уборка, инвентарь), кончая автомобилем.

Некоторые думают, что и храм, и священники купаются в роскоши, ездят на джипах… Если бы! У нас сейчас в храме – старенькие «Жигули». Но автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения, и для любого священника это так. На те же требы (отпевание, исповедь, Причастие, соборование на дому), особенно зимой, на чём добираться?

А потом, приход Преображенского собора ведёт активную миссионерскую деятельность. Практически все наши священники постоянно ездят в командировки. Сейчас именно в близлежащих населённых пунктах растёт тяга и интерес к православной вере. Для того, чтобы откликнуться на зов людей, не надо лететь на самолёте, плыть на корабле, достаточно сесть в машину, способную передвигаться по нашим дорогам, и приехать.

Покровск, Мохсоголлох – там приходы уже давным-давно есть, но Чурапчинский улус, Нижний Бестях, Амга, Усть-Татта, Усть-Мая, те же Хатассы и Октёмцы… Эти районы сейчас очень тянутся к православию, к духовности, и есть необходимость священнику посещать их. А как? Если у «Жигулёнка» колёса не сегодня-завтра отвалятся. Иметь миссионерский автомобиль для нас – не роскошь, а острая необходимость.

Подготовили Елена БОНДАРЬ
и Марина ГОРИНОВА

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

Итак, жертва Каина не соответствовала его положению пред Богом. Как грешник, и великий грешник, он должен был принести не плоды земли, означавшие жертву благодарности, а жертву повинности. Такой жертвой могла быть только жертва от стад. К тому же, и дела Каина были злы (1 Ин . 3:12). Они потому были «злы», что это были дела фарисейской самоправедности, исключающей спасение верой в жертву Искупителя (Лук. 18:9 - 14). Каин - человек верующий, но не рождённый от Бога; да и вера его только внешняя видимость. И сам его дар - видимость, лишь внешняя форма, скорее обязанность, чем выражение искренней веры и преданности. Его вера ищет спасения своими делами и заслугами. Но Писание говорит очень ясно: «…делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16; Рим. 3:20)!

Каин - образ людей самоправедных и самонадеянных, людей фарисейской, мёртвой религиозности, которая, принося дары Богу, не приносит себя. Внешне служа Богу, не упражняется в благочестии. Такого рода формальным служением, жертвой без отдачи сердца, почитанием без подчинения, без перемены жизни угодить Богу невозможно!» (приводится по публикации на сайте “Код альфа и омега”, Книги, В.Я.Канатуш “Герои Ветхого завета”, гл. 3 “Верой Авель…”: http://caw.dem.ru/books/heroes/heroes_3.htm).

Ещё одно мнение о практике жертвоприношений, принадлежит выпускнику философского факультета МГУ, ныне диакону РПЦ и профессора Московской духовной академии, старшему научному сотруднику кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрею Кураеву. Он выразил его в контексте статьи “Заповеди Эдема”:

“Возделывание земли” - это её расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей. В Библии величайшим чудом Творца оказывается то, что Он смог преградить бег морским волнам (и чем - песком! то есть веществом, слабее и податливее которого, казалось бы, ничего и быть не может). Своим трудом человек должен закрепить и подчеркнуть “космичность” (в смысле сложноорганизованность, иерархичность) мира. Грех же есть там, где эти грани стираются. Грех Евы в том, что она отнеслась к древу познания как к любому другому. И первое следствие грехопадения было в том, что мир стал беднее: разрушен Эдем, и пространство Междуречья стало таким же, как и любая иная область Земли. Бог отделил Эдем от остального мира (Быт 2:8) - а человек не смог сохранить эту святыню. И затем дары Каина будут отвергнуты Богом именно потому, что не “возделаны”, не “отделены”. Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось недолжным - и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. “Авель принёс жертву по выбору, и Каин без выбора; Авель избрал и принёс первородных и туки, Каин же принёс или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время", - пишет преп. Ефрем Сирин . То же самое и у свт. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама “принёс, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора” .

Из ошибки Каина можно понять и призвание труда Адама. Труд человека должен усугубить специфичность (“космичность”) мира; охранить и изменить мир» (цитировано по публикации в интернете по адресу http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book amp;id=786).

Таковы интерпретации неких событий глубокой древности в разных традициях истолкования библейских текстов и жизни на их основе.

Коран излагает версию событий в основном аналогично Библии:

Сура (глава) 5: «27 И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя!” Тот сказал: “Ведь Бог принимает только от богобоязненных. 28. Если ты прострёшь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Бога, Господа миров. 29. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это - воздаяние неправедным”.

Если коротко передать смысл всех этих интерпретаций, то, несмотря на некоторые их разногласия, они едины в том, что:

Богу, по крайней мере во времена, описываемые в Ветхом завете, было угодно, чтобы, признавая перед Ним свои грехи, люди приносили Ему жертвы, убивая в процессе жертвоприношений как минимум животных, которые в грехах людей не повинны.

В наши дни такое в большинстве своём пишут субъекты, для которых убийство - это всего лишь пустое, абстрактное слово или картинка на экране телевизора, подчас поданная очень зрелищно и увлекательно, а то и в форме эстетически отточенного ритуала, но сами они в большинстве своём убийств ни людей, ни животных не совершали, и потому в их психике нет гнетущих впечатлений от совершённых ими убийств. За их отсутствие как таковое им следует благодарить Бога, но при отупелости их чувств и подавленности интеллекта традициями, отсутствие такого рода впечатлений позволяет им злословить на темы угодности Богу разнородных убийств с целью жертвоприношения. В отличие от такого рода «абстракционистов» те, кто упивается убийствами, в их большинстве знают, что совершают они убийства, в том числе и ритуальные, в угоду не Богу, а дьяволу и бесам.

Те же, кто не отупел чувствами и мыслями от убийств, в которых им довелось соучаствовать или свершению которых довелось сопереживать, те, чья психика не раздавлена интеллектуализмом той или иной традиции жертвоприношений, подобным приведённому выше, - те имеют основания в их психике для того, чтобы усомниться в том, что Богу и людям когда-либо были необходимы кровавые жертвоприношения кого бы то ни было.

Утверждение о необходимости кровавых жертв - один из вопросов, в котором культы жертвоприношений, уничтожают нравственно-этическую разницу между Богом и дьяволом: с их мировоззренческих позиций кровавые жертвы угодны обоим, хотя, как они утверждают, у Бога и дьявола свой вкус в том, кого и как надо приносить в жертву каждому из них.

Причём исторически реально традиции комментирования Библии настолько оторвались от её текста, что в пересказах и толкованиях (включая и те, что мы привели выше) предстают в искажённом до неузнаваемости виде многие описываемые в Библии события. Поэтому для выведения библейских богословов на чистую воду следует обращаться к самим текстам Библии, не забыв при этом активизировать чувства и взаимодействие правого (отвечает за образность мышления) и левого (отвечает за лексику и логику) полушарий головного мозга.

Обратимся к самим текстам Библии, относящимся к жертвоприношениям Каина и Авеля и убийству Каином брата:

Бытие, гл. 1: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу ; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

Loading...Loading...