Верь и вера твоя спасет тебя. И спасена бысть жена от часа того

Беседа с доктором медицинских наук, профессором Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, председателем Исполкома Общества православных врачей России Александром Викторовичем Недоступом

– Дорогой Александр Викторович, хотелось бы поразмышлять с Вами о взаимосвязи веры и здоровья. Как соотносятся эти два понятия? Многие люди, даже те, которые себя как бы соотносят с православием, то есть они иногда заходят в храм и ставят свечки, бывают там в основном по скорбным или радостным событиям: венчание или отпевание, в лучшем случае – по большим церковным праздникам. Большинство людей просто не задумываются о том, насколько взаимосвязано состояние физического и нравственного здоровья с верой православной.

– Сложный вопрос. Тут напрашивается прямолинейное решение: веришь и все горизонты светлые и все понятно, веришь, значит, будешь здоровым, а если не веришь, то тебе достанется «по первое число». На самом деле это совсем не так. Эта проблема на самом деле выглядит не такой, какой она может показаться с первого взгляда. Когда священники, те, кто занимается вопросами здоровья, верующие люди, врачи, философы и так далее, прикидывают, как вообще понимать болезни с точки зрения веры, православия, греховности и так далее, то получается, по крайней мере, семь или восемь причин с точки зрения верующего православного человека. Все знают, что болезнь – прежде всего по грехам. Тогда очень быстро можно оказаться в тупике, а как же преподобный Амвросий Оптинский, который по несколько рубашек за ночь снимал от слабости, от пота после того, как он столько принимал людей? Как же наши многочисленные тяжко больные святые, другие ныне здравствующие любимые нами святые. Я имею в виду отца Кирилла Павлова, прежде всего. Двенадцатый или тринадцатый год он в тяжелейшем состоянии, а он всего себя отдавал людям. На войне стал Героем Советского Союза, будучи великим духовным отцом, принимал до полутора сот человек, приходившим к нему за утешением.

Никто не отменял основную причину – люди болеют по грехам, и слова Христа исцеленному иудею: «Больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже», эти слова мы все помним. Но есть еще многочисленные причины. Ну, например, чтобы болезнью предотвратить какой-то очень грозный ход событий для самого человека и для окружающих. Как повествует одно сказание, однажды Иисус Христос шел с учениками по дороге, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: «Почему у него нет ног?». Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнем и мечом прошел бы он всю землю». Это была бы трагедия для него и для окружающих.

Болезнь посылается иногда для того, чтобы прийти к вере. Люди впервые оглядываются на себя и становятся ближе. Православные врачи знают, что когда видишь человека с крестиком на шее, то не сразу, не с первых минут, но в процессе разговора можно спросить: «Я вижу крестик, простите за личный вопрос, вы верующий?» Обычно говорят: «Да». Тогда можно спросить: «Причащаетесь иногда?» Часто звучит отрицательный ответ. Тут можно сказать: «Конечно, хорошо бы вспомнить, в чем грешны, что на совести лежит». Немножко подвести их к этому моменту, а дальше очень часто больные внемлют, и человек идет, исповедается, снимает камень с души и, конечно, легче чувствует себя.

Господь говорит, что болезнь дается еще для того, чтобы на примере того, как верующий человек достойно переносит свою болезнь, показать окружающим, как надо превозмогать свои болезни, себя.

Есть и другие причины болезней, о которых написано в богословской литературе. Недавно на форуме «Человек и лекарство» заведующая кафедрой биомедицинской этики Второго московского мединститута философ Ирина Васильевна Силуянова сделала очень интересный доклад на эту тему.

– Я совсем недавно попрощался с одним своим близким товарищем, который знал о своем неизлечимом недуге – рак прямой кишки с метастазами четвертой степени. Поскольку он был прихожанином нашего храма в Подмосковье, я часто ему давал различные советы. Некоторым он внимал, некоторым – нет. Но, по крайней мере, он готовился к тому, что ему предстоит. Он старался каждые выходные причащаться, пока ноги носили ходил в храм. За несколько дней до ухода его по моей просьбе пособоровали и причастили. У меня такой вопрос. Сейчас, насколько мне известно, может быть, я ошибаюсь, участились случаи онкологических заболеваний. Не Господь ли дает людям возможность для исправления?

– Очень трудно об этом судить. Пути Господни неисповедимы. Конечно, можно это представить. Мы можем догадываться. Любое заболевание – это возможность для человека остановиться, оглянуться, понять, что с тобой происходит, почему, можно спросить, за что? Начать исправляться, попытаться загладить свою вину перед Богом.
Можно так сказать, но знать наверняка мы не можем. Другие мысли приходят. У меня есть друг в Белгороде, профессор Андрей Юрьевич Третьяков. У него была докторская диссертация о том, как болеют и переносят болезни два рода людей. Одни: предприниматели, бизнесмены, «новые русские», другие – монашествующие, причем не новоначальные, а уже укоренившиеся. Он разобрал три заболевания. Как болеют язвенной болезнью (язвой желудка, дисперсной кишки), бронхиальной астмой. Выяснил, что болеют они примерно одинаково. Не то, чтобы монахи болели реже, нет, но переносят они болезнь существенно легче. Потому что им понятнее смысл болезни, они более благодушно, кротко относятся к своей болезни и в результате им это дается легче, чем тем, кто болезнь считает несправедливой, возмущается: «на ходу их сбила с ног» и так далее.

Такая закономерность есть, потому что арсенал средств, которым владеют верующие, им недоступен. У верующего человека это и исповедь, когда человек себя очищает, святая вода, которая должна облегчить его состояние. Неверующий скажет, что это самовнушение, условный рефлекс… Пускай говорят. Дело в том, что доказать мы ничего не можем. Это вопрос веры. Когда мои неверующие друзья начинают: «Ну как, давай решим это сейчас!» Я говорю: «Мы говорим о вере. Если бы всё можно было доказать, этих разговоров давно бы не было уже». Все были бы либо верующие, либо не верующие. Дважды два – четыре, вопрос ясен.

Говоря о средствах исцеления, надо вспомнить, конечно, и о соборовании, причастии – это очень сильная поддержка, причем иногда это людям не сразу является, а в критические моменты.

Обычная связь греха и болезни для людей верующих не требует объяснения механизмов. Есть и есть по нашим делам, по грехам и так далее, но для неверующих, я в этом убеждался не раз, иногда нужно подробнее объяснить. Ну, скажем, таким образом. Совесть есть у всех людей, даже у тех, которые самые «отъявленные». Человек, вроде бы бессовестный, понимает, что он поступил или поступает неправильно. Может быть, он это понимание глубоко загнал в себя, извинил, но это все равно осталось в глубине. Тревожный сигнал где-то глубоко существует. Человек про него не вспоминает, но он сидит исподволь в сознании человека. Такой застойный очаг возбуждения. Дальше начинаются очень сложные взаимодействия, рождение тревоги, депрессии и т.д. В конце концов нарушаются нормальные физиологические процессы. Отсюда рождается гипертоническая болезнь, астма, язва и так далее. Это сугубо физиологическое объяснение, которое не будет противоречить теоретическому пониманию. Но для нас это естественно, потому что многое реализуется через наши очень сложное, тонко организованное тело. Конечно, когда ты этот очаг из себя выковыриваешь, каешься, просишь у Бога прощения, тебе дается ощущение того, что твой грех принят исповедующим тебя и прощен Богом, ты допущен к причастию, может наступить большое облегчение, и ты начнешь лучше себя чувствовать. Хотя, как мы говорили, не всегда. Потому что ведь и святые болеют тоже. Как мы уже говорили, это тонкая вещь и ее познать полностью, все уравновесить, понять, быть совершенно информированным, невозможно. Это дается людям интуицией, чутьем, ощущением Божьей правды, справедливости. Это вещи такие, которые так просто не сформулируешь. Мы знаем, что такое Бог внутри человека. Попробуй это объясни неверующему человеку. Это очень сложная материя.

Мой приятель, товарищ, о котором я уже говорил, проверял в диссертации, как болеют люди психически больные. Я ему говорил, что, может, не надо так ставить вопрос, а то скажут, что мы, верующие, тоже психически больны. Но он установил очень интересные вещи: нередко больные с психической патологией болеют диаметрально противоположно – или существенно легче, или существенно тяжелее. Так тоже бывает. Покорно принимает свое состояние человек, глубоко погруженный в свои фантазии, бредовые конструкции. Ему до своего здоровья и до того, как он себя чувствует, нет никакого дела. Он не слышит, не видит, не ощущает – и тогда это может протекать легче. И наоборот, если человек концентрируется на своих ощущениях, пережевывает их, перемалывает, возвращается к ним, строит свои какие-то фобические конструкции, ему будет значительно тяжелее. Этот пример показывает, в какой степени протекание болезни зависит от психики человека.

– Вы говорили сейчас о совести, и я вспомнил один эпизод, связанный с батюшкой Кириллом. Как-то меня один священник попросил отвезти его к батюшке, когда он находился в санатории. Мы вышли из его палаты в парк, и этот священник спросил батюшку: «Батюшка, а как мне разговаривать с людьми неверующими?» Он сказал: «Ты говори с ними о совести. Совесть-то у каждого есть». Вот великий старец заострил внимание именно на этом.

Времена сейчас сложные, и очень многие люди находятся просто в растерянности. С одной стороны, одолевают болезни, с другой стороны, невнимание тех, кто должен заботиться о здоровье. Хотелось бы ободрить, утешить, что-то посоветовать людям, чтобы они не отчаивались.

– Я думаю, что это поможет только тем, кто верит. А как ободрить неверующего? Что ему можно сказать? Слова типа «а, все это пустяки»? Это не пустяки. А верующим можно сказать одно: Господь устроит, Господь укрепит, знаешь, куда идешь, к Кому идешь.

– Когда умирал Георгий, верующий человек, который знал, что дни его сочтены, он готовился: исповедовался и причащался. Совсем недавно умер и сосед по даче, который сказал жене: «Что-то мне нехорошо. Накапай валокордина». И умер. А храм у нас в 400-х метрах от его и моего дома. Он туда никогда не заходил и умер без покаяния и без Бога. Вот какие две смерти.

– Над Россией упорно работали, чтобы люди потеряли веру.

– Но сейчас же никто религию не запрещает. Я вспоминаю разговор в Черниговском скиту с архимандритом Феофилактом. Сейчас он уже епископ. Он мне как-то, больше двадцати лет назад, задал вопрос: «Андрей, кому будет сложнее на Страшном суде, атеисту прошлых лет или атеисту нынешних лет?» Я не смог ответить. Он сказал: «Давай рассудим. Атеисту прошлых лет легче оправдываться: храмы закрыты, Евангелие не купишь, в стране антирелигиозная пропаганда, если член партии кого-то крестил, могли и партбилета лишить. А что говорить атеисту нынешних лет? Ему и сказать нечего. Все открыто». Вот и получается парадокс.

– В таком мире мы живем. В книжный магазин зайдешь, там столько православной литературы… Я помню, мы в свое время охотились за ЖМП (Журнал Московской Патриархии – А.П.): синенькие, тоненькие книжечки. Там «борьба за мир, борьба за мир, борьба за мир» и проповедь на полстранички в конце, даже четверть странички. Мы за этими проповедями гонялись – хоть чуть-чуть, хоть что-нибудь. Когда не было ксерокса, на машинке, на папиросной бумаге, восьмой экземпляр почитать хотя бы. Достанешь. А сейчас чего только нет. В магазинах народ все может найти. Такое смешное чувство возникает в магазине, вот если бы тогда к этим книжкам подпустить тогдашнего интеллигента он умер бы с голоду, читая эти книжки – не смог бы от них оторваться, чтобы хотя бы пойти поесть.

– Мы вспоминали сегодня нашего святого Луку Войно-Ясенецкого, который был и врачом, и глубоко верующим человеком. О нем тоже знают, в основном, только верующие люди, а большинство даже не представляет, что у нас есть такой святой, хотя от его мощей даже исцеление получают.

– О святителе и исповеднике Луке есть такая история. Была в Греции неплодная женщина. Она молилась Господу, и ей во сне было сказано: «Поезжай на полуостров в Черном море, там есть мощи великого святого, помолись ему и по вере твоей будет». Она так и сделала. Найти Крым в Черном море не составило труда. Приехав оттуда она забеременела и родила – тогда и вся Греция стала молиться святителю Луке и ездить в Симферополь. В Греции сделали святителю серебряную раку. Паломнические поездки в Крым организовали, еще лет 10 назад.

– Это удивительно для верущего человека и радостно, когда люди видят результат своей молитвы и, конечно, в моей семье мы с этим сталкивались. Моя дочь долго не могла забеременеть и родить. Вопрос решился только после того, как ей дали лозу из Хиландарского монастыря в Оптиной пустыни, дали с соответствующими молитвами… С сыном мы были на Афоне в скиту Малая Анна. Там находится икона святой Анны. Она вся облеплена фотографиями младенцев. Это греки приезжают и таким образом благодарят Матерь Божию за помощь. Я рассказал монахам скита, что у меня дочь мечтает родить, и они мне дали коробочку со святынями: сухарики и четкую инструкцию, как они с супругом 40 дней должны себя вести. Когда мы вернулись в Москву, я узнал, что моя дочь ждет ребенка. Произошло реальное чудо.

Отталкиваясь от любимого изречения батюшки Кирилла «Без Бога не до порога», хочу спросить Вас, как вам помогает вера в Вашей жизни и работе?

– Наше дело такое… Мы молимся, а дальше – по воле Божией. Господь управляет так, как надо. Если не молиться, не прилагать этих усилий, что бы там было…не знаю. Это снова получается вопрос веры. Бывают чудеса даже против природы: исчезают опухоли. Как? Ведь была же, была. Как исчезла? Хотя неверующий скажет: какое чудо? Приняли за опухоль какой-то пневмонический очаг. Это было воспаление, которое само рассосалось… Его не убедишь.

– Наверное, люди у нас не ездили бы в монастыри, не окунались в святые источники, если бы не было результата. Под Алексино есть такое село Колюпаново. Туда ездят онкологические больные. Я знаю реальный случай: прихожанке Спасо-Преображенского храма в Переделкино поставили диагноз – онкологическое заболевание. Она решила туда съездить. Потом она легла в больницу, но у нее ничего не нашли. Это реальный факт. И таких свидетельств десятки если не сотни.

– Редко, но бывает. Почему редко? Не нам судить. Кроме как Божьим вмешательством, заступничеством это чудо не объяснишь. Другой человек скажет: это психогенное, когда боль от головы. Но это не та область, чтобы болезнь была от головы. Насчет совпадений-несовпадений расскажу такую историю. У моего отца был старый друг, с гимназических лет. В 1917 году революция, в гимназии недоучились. Николай Николаевич Зеликович пошел по свей дороге, ушел в авиацию. Летал с 1918 до 1953 года, перед войной был арестован, каким-то чудом выпущен. Войну встретил на границе. Служил он таким образом. С ним летал сын, боевой истребитель, которого сбили 9 мая 1945 года. Жена была машинисткой в штабе, то есть служила вся семья. И вот году, кажется, в 1944, он летел с товарищем на одном самолете, и их подбили. Горит мотор, горит хвост, высоту быстро потеряли, идут на бешеной скорости над лесом, простирающемся на долгие, долгие километры вперед, ничего больше там нет. А надо сказать, что он всю жизнь носил с собой образок Николая Чудотворца, его святого, которым его благословила мать. Он был, кстати, членом партии. В партию вступил не как-нибудь, а в окружении. Он служил на границе, немцы быстро прорвались вперед и они попали в этот мешок. Друзья говорят: «Тебе-то, Колька, ничего, а вот нас сейчас захватят, расстреляют, а тебя оставят – ты беспартийный». Он сказал: «Собирайте собрание, принимайте в вашу партию». Так и носил в гимнастерке в одном кармане образок Николая Чудотворца и партбилет. И вот летят они, понимают, что еще несколько секунд, и будет взрыв. И тут он взмолился Николаю Чудотворцу, как молятся может быть единственный раз в жизни. Какими словами – он не помнил: вслух кричал или про себя – тоже не помнил. Но только вдруг перед глазами как по мановению все раздвинулось и – огромное болото на километры вперед. Спикировали, плюхнулись в это болото, затонули, всплыли, огонь погас. Тишина, через какое-то время Николай вылез на крыло, товарищ вылез тоже. Сидят, молчат, закурили. Смотрят друг на друга, вид соответствующий. Молчат. Потом товарищ говорит: «Ну, Колька, в самый последний момент твоего святого вспомнил, Николая». Такой вот случай. Хочешь верь, хочешь не верь. Неверующий скажет: но болото же впереди было? Было. Ну, не молись.

– На Афоне в нашем монастыре есть такой иеромонах Исидор. Он собирал многие годы свидетельства исцелений в монастыре. Уже издана целая книга реальных свидетельств самых разных людей о том, что реально происходит с ними, с их близкими, с их родными. Поэтому есть надежда у верующего человека.

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 46 - 52.

46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

(Мк. 10, 46-52)

Иерихон, большой иудейский город приблизительно в 25 километрах к северо-востоку от Иерусалима и в 8 километрах к западу от Иордана, был важен для иудеев в свете исторических воспоминаний. Недалеко от Иерихона евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3, 16). Также это был первый, чудесно взятый евреями город (Нав. 6, 20). Именно здесь со временем сформировались «пророческие училища», изучающие слово Божие (4 Цар. 2, 5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2, 21).

Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиорданскую область Перею, за Ним следовало множество народа, подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Выдающегося раввина или учителя в таком путешествии обычно сопровождала толпа народа и учеников, слушавших его рассуждения. Именно так они учили и учились. По иудейскому закону каждый мужчина-иудей старше двенадцати лет, живший не дальше 25 километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Те же, которые не могли пойти в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц городов и деревень, через которые проходили группы паломников на праздник Пасхи, чтобы пожелать им счастливого пути. И потому в тот момент вдоль улиц Иерихона стояло множество людей.

При дороге сидел слепой по имени Вартимей и просил милостыню. Имя Вартимей состояло из двух слов: арамейского «вар», что значит «сын», и греческого «Тимей», сокращения имени Тимофей. Сам же евангелист Марк и переводит это имя как обозначающее «сын Тимея». И вот этот слепой начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10, 47). Вартимей, желавший исцелится, несомненно, слышал о чудесах Спасителя и о том, что некоторые признают Его обещанным Христом, а потому и называл его титулом, который может относиться только к Мессии. Народ же заставлял его молчать, чтобы он не беспокоил Господа, вероятно, потому, что Спаситель в это время говорил какое-то поучение. Услышав его мольбу, Господь остановился и велел позвать его к Себе.

Тогда Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу (Мк. 10, 50). И здесь нужно понимать, что у нищего слепого в Иерихоне не было больше ничего. Таким образом, он оставляет свое единственное добро, чтобы прийти ко Господу, еще прежде исцеления освобождаясь от всего, что могло помешать ему.

Господь спросил Вартимея: Чего ты хочешь от Меня? (Мк. 10, 51), на что с лепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть (Мк. 10, 51).

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский поясняет: «Дорога в Иерихон — разбойничье место. Она является образом пути греха. Сейчас Господь идет из Иерихона и на Его пути сидит слепой и просит милостыню. Здесь все символично: образ души, отошедшей от греха и сидящей при Христовом пути. Евангельский рассказ и такую душу представляет слепой. Душа эта не может свободно идти по дороге. Она прикована в неподвижности и сидит просит милостыни и поддерживает себя милостыней. Вот такой-то душе Христос открывает глаза ее сердца, чтобы она загорелась, и стала жить, и озарилась лучезарным светом Христа и Его истин».

Господь, видя веру Вартимея не только в исповедании его Мессией, но также в готовности принять последствия этого исповедания, говорит ему: И ди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 52). Обретя зрение, Вартимей следует за своим Спасителем.

Вникая в смысл события, описанного в сегодняшнем евангельском чтении, нам необходимо задуматься о том, кем мы являемся на дороге жизни: следующими в Небесный Иерусалим по пути духовного развития или сидящими при дороге в состоянии духовной слепоты? И если мы чувствуем, что не продвигаемся вперед, то, подобно Вартимею, должны вознести свой глас к Богу, испрашивая Его помощи в стремлении к духовному прозрению. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Спрашивает Константин
Отвечает Александра Ланц, 30.07.2014


Вопрос: "Здравствуйте. В записано: "Он же сказал женщине: Вера твоя спасла тебя, иди с миром". Если принять во внимание отношение людей к Иисусу при Его земной жизни, их образ мышления, как могла понять женщина и не только это высказывание? Благодарю за внимание, молюсь о скором ответе, т.к.текст есть в теме С.Шк".

Доброго вам времени суток, Константин!

Прежде, чем мы с вами начнем исследовать этот вопрос, давайте убедимся в том, что мы оба понимаем: Иисус ходил по иудейской земле, где все люди рождались и жили в условиях благоговейного отношения к Торе и Пророкам. В синагогах каждую субботу читались и разъяснялись Писания, и в то время люди жили предчувствием прихода Мессии, потому что многое в Святых Книгах указывало на то, что время настало. Мессию ждали, о Нем говорили, Его прихода желали... Это уже другой вопрос, почему его так трудно принимали, но факт остается фактом: народ Божий знал Писания достаточно хорошо, чтобы ждать Его.

В Новом Завете записано несколько случаев, когда Иисус употребляет 4 заветных слова: «вера твоя спасла тебя». Поэтому, чтобы понять смысл слов Христа, надо бы исследовать все 4 случая:

Исцеление женщины, страдавшей кровотечением ( ; ; )

Исцеление слепого Вартимея ()

Обращение к женщине, помазавшей ноги Иисуса миром ()

Исцеление десяти прокаженных
()

Если рассматривать только первые два, тогда можно прийти к ложному выводу о том, что физическое выздоровление – это и есть спасение. Но присмотревшись к другим двум ситуациям, мы можем удивиться:

Женщина, помазавшая миром ноги Иисуса, не нуждалась ни в каком физическом исцелении;

Исцелены были 10 прокаженных и только одному из них Иисус сказал заветные слова.

На мой взгляд, ключевой является история о прокаженных, потому что здесь ясно видно, что слова Иисуса о спасении были произнесены не относительно физического исцеления, а относительно того, что этот человек вернулся к Иисусу.

К сожалению, все мы настолько эгоистичны и зашорены в своей борьбе за лучшее место под солнцем, что Бог нам нужен только тогда, когда это место стало сильно неудобным, но нужен только для того, чтобы сделать это место как можно более комфортным. Здесь и сейчас. Поэтому мы идем к Богу... за деньгами, за супругами, за детьми, за здоровьем... тогда как Он, вообще-то, желает дать нам не эти крохи так называемой счастливой жизни, а настоящую счастливую жизнь в Его постоянном присутствии.

Слова Христа: «Вера твоя спасла тебя» - это слова спасении для Вечной Жизни. Вера твоя спасла тебя для Вечной Жизни.

Исцелились 10 прокаженных, и только один из них вернулся и Источнику Жизни, а значит, оказался принявшим спасение.

Женщина, омывавшая ноги Иисуса, знала, что прикасается не просто к человеку, но к Мессии, обещанному в Торе и Пророках: помазание миром – это всегда помазание на царство. Она, откликнувшись на голос Святого Духа, оказала Иисусу царские почести! Она признала в Нем Мессию – Спасителя, Бога, имевшего право прощать грехи и имевшего силу вытащить ее из болота беззакония. И оказалась спасенной для Вечной Жизни.

Слепой Варфоломей открыто кричал перед толпой о том, что Иисус является сыном Давида, а это было ясное и недвусмысленное признание Его обещанным Мессией. Чтобы так открыто свидетельствовать о своей вере, он должен был понимать, что мимо него сейчас проходит не просто какой-то обычный человек и даже не просто пророк. Насколько осознано Варфоломей делал это мы видим из того, что после исцеления он пошел за Иисусом : «он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» ()

Прокаженный уверовал в то, что Иисус – Тот, Кому надо поклониться,
Варфоломей уверовал в то, что Иисус – Сын Давида,
женщина уверовала в то, что Иисус – Царь.


И женщина, которая исцелилась от многолетнего кровотечения, тоже оказалась спасенной в первую и "главную" очередь для Вечности . Слова «вера твоя спасала тебя» именно об этом. Какова же была ее вера? Во что она уверовала? Давайте посмотрим на текст более внимательно:

Из трех вариантов этой истории, два говорят о том, что она прикоснулась к краю Его одежды. И это очень важная деталь, на которую мало кто обращает внимание. Почему именно к краю одежды? Дело в том, что, сделав это, она продемонстрировала свою веру в одно из важнейших ветхозаветных пророчеств:

Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего ()

И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его ()
Женщина, страдавшая кровотечением, притягивая руку к краю одежды Иисуса, верила, что прикоснется к Святому Израилеву – Самому Богу. И эта вера спасла ее для Вечной Жизни. Иисус констатировал это Сам: "вера твоя спасла тебя".

С любовью во Спасителе, Который есть Господь Бог Вседержитель,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 18-26.

9.18. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

9.19. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.

9.20. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,

9.21. ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

9.22. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

9.23. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,

9.24. сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

9.25. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.

9.26. И разнесся слух о сем по всей земле той.

(Мф. 9, 18–26)

После того, как Спаситель ответил на обличения Иоанновых учеников и фарисеев, к Нему подошел начальник синагоги по имени Иаир, чья единственная дочь была при смерти. Иаир, слыша о многих чудесах, совершенных Господом, обратился к Нему со словами: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива (Мф. 9, 18).

Когда же Господь направился вместе с учениками к дому Иаира, то женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его (Мф. 9, 20). Болезнь эта не только подрывала ее здоровье, но и лишала ее возможности посещать богослужения, пребывать в компании знакомых и друзей, так как в глазах закона она была нечистой. Ведь по закону Моисея женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистой и не должна была ни к кому прикасаться (Лев. 15, 25–28).

Но эта несчастная женщина имела настолько горячую веру, что говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (Мф. 9, 21).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: « Призвать Христа в свой дом она не осмелилась, хотя была и богата; она даже не дерзнула явно и приступить к Нему, но тайно с верою прикоснулась к одежде Его; она не сомневалась и не говорила сама в себе: исцелюсь ли я от болезни, или нет? но приступила с твердою уверенностью, что получит исцеление».

Спаситель, желая показать, что если бы женщина не имела веры, то не получила бы и благодати, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). И в тот же час женщина стала здорова.

И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит (Мф. 9, 23–24). В маленьком городке, где все знают друг друга, знают и о том, что делается у соседей, о смерти девочки узнали быстро. И как только узнали, то появились свирельщики и народ, которые, как это и было принято, начали перечислять заслуги и добродетели умершей, чтобы побудить близких к ней лиц к еще большему плачу. Именно эти ложь и лицемерие вызвали негодование Христа, который велел удалиться всем присутствующим.

Александр Павлович Лопухин отмечает: «Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон».

Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Спасителем, но когда народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала (Мф. 9, 25).

Своим поступком Господь подает нам замечательный пример. Спаситель, оставив все, чем был занят, в сию же минуту отзывается на нужду и душевные страдания кровоточивой женщины и Иаира.

Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Спаситель нам в одном месте Евангелия говорит: “Я вам дал пример, чтобы вы следовали ему”… Вот это первый пример: встретил нужду, услышал крик душевной боли, узнал о ней – иди, оставив все, чем ты занят ради себя: разговор, чтение, отдых, самое, как будто, нужное, ведь если ты нужен кому-то – иди».

Нам же следует идти на помощь страждущим, нуждающимся в помощи или даже умирающим душой, призывая на помощь Христа, с молитвой и в сердце, и на устах.

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, является гимном веры, свидетельствующим о том, что в трудные минуты жизни мы не должны отчаиваться, но лишь возносить усердную молитву и надеяться на то, что Господь по вере нашей даст нам просимое, потому что благодатная вера является великой силой, соединяющей человека с Богом.

Чтобы получить такой дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, исполняя Его волю и заповеди. Поступая так, мы будем чувствовать, как Спаситель входит в нашу жизнь и действует в ней, творя чудеса по нашим молитвам.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Великий пост - совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике . На пятой неделе Великого поста читается два евангельских отрывка, один из них читал вместе с «Фомой» Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея.

Евангелие от Луки, глава 7, 36-50

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

читать весь отрывок

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мне кажется, что любое событие, о котором идет речь в Евангелии, имеет для христианина троякий смысл. С одной стороны, это рассказ о каком-то происшествии, случае из земной жизни Христа, который для непосвященных выглядит как обычный человек, наделенный неким пророческим даром, а на самом деле несет в себе волю и смыслы, далеко выходящие за горизонт повседневных событий. Эта смысловторная двойственность любого евангельского эпизода непременно должна быть почувствована, прожита, продуманна в деталях. Здешнее, внешнее – и его сокровенный (хотя, в конечном счете, – возможно, и очень простой) смысл.

Во-вторых, многие евангельские писания (даже если они не облечены прямо и недвусмысленно в форму притчи или проповеди) являются некими нравственными максимами, формулами, сентенциями, не просто описывающими случившееся, но имеющими смысл и облик морального императива. Облечение событий в притчу – это своеобразный переход от арифметики к математике, обобщение конкретного случая в отвлеченную формулу, подобную уравнению, воплощающему собою научный закон. Мои товарищи по первому классу рассказывали, что дома не могли решить задачу на сложение или вычитание апельсинов, а на вопросы родителей «разве вас этому не учили?» отвечали: «учили, конечно, но только там надо было сложить не апельсины, а яблоки».

Наконец, третий смысл евангельских описаний – возможность личного, персонального, непосредственного приобщения к тому, что некогда произошло со Христом. При этом «некогда» незримо превращается во «всегда». Рассказанное не просто когда-то произошло и завершилось, а продолжается, происходит сейчас, в моей жизни. Календарь, распорядок дней сегодняшних, наполненных сиюминутными происшествиями, в сознании верующего неизбежно совмещается с вечным, неисчерпаемым календарем земного пути и проповедей Иисуса.

Зачало из Евангелия от Луки, содержащее притчу о двух должниках, читается . Для всех, кто слышит в храме это чтение, становится очевидным, что каждый из них не просто продолжает свою обыденную жизнь, видя на календаре весеннюю дату, например, 2 апреля, – в этот же день, в этот же час продолжает свершаться проповедь Сына человеческого, идущего навстречу Голгофе и Воскресению.

В тексте Евангелия очень важно подчеркнуть решение грешницы прийти в дом фарисея Симона именно в тот момент, когда там находится Учитель. Этот тихий, а затем громкий и явный порыв дорогого стоит. Женщина, чувствующая бремя грехов, входит в дом фарисея скорее с осторожной надеждой, нежели с полной уверенностью в том, что грехи будут прощены. Эта надежда сменяет собою абсолютную безысходность, которая ей предшествовала. Можно предположить, что женщина пыталась сама покончить с грехом, но ей недоставало силы, да и само по себе прекращение греха на деле никак не освобождало от тяжести греховного поступка в слове и побуждении.

Эта пока еще смутная надежда указывает на абсолютную двойственность в жизни любого человека (здесь, кстати, первый шаг в направлении к будущей притче, обобщению, формуле!).

С одной стороны, с рутиной жизни ничего не поделать, ведь грешны абсолютно все! Так легко этой мыслью утешиться, примириться с собственным несовершенством и дальше двигаться к окончательной утрате себя.

Но есть и другая сторона медали: неизбежная рутина греха вдруг становится абсолютно невыносимой, требующей немедленного действия, порыва, надежды на избавление, пусть и без всяких гарантий.

Совершенно иначе ведет себя фарисей. С одной стороны он тоже стремится к спасению, понимает, неясным образом провидит особую призванность Человека, Которого он приглашает в свой дом. Однако его позиция выжидательна, рассудочна, лишена непосредственного чувства. «Я ведь и так соблюдаю все предписанные законом нормы, и так ведаю путь к спасению, но все-таки попробую взглянуть, а нет ли в проповеди этого Человека чего-нибудь еще важного для меня?» В отличие от грешницы, Симон как раз требует гарантий: «дескать, посмотрим, что Ты мне скажешь, что предложишь, и особенно – что совершишь. Покуда мне не будет явлена гарантия спасения, я буду предельно осторожен, именно поэтому я и не стану до поры до времени предлагать Ему того, что положено гостю: омовения ног, помазания волос миром» и т.д.

Примерно так мог бы, вероятно, рассуждать «сам в себе» Симон. Он находится в совершенно иной позиции по сравнению с грешной женщиной. Он преисполнен осознания собственных заслуг и полагает (а то и безмолвно требует!) должного воздаяния.

Вместо чаемой гарантии, явленного чуда Симон получает в ответ притчу Христову о двух должниках. Как уже сказано, в притче предельно обобщены изображенные события. Причем в этом обобщении есть два важных, хотя и сопряженных друг с другом акцента. С одной стороны – безмерность Господней любви к смертным, ее равномерная обращенность к праведным и грешным. С другой стороны – подчеркнутая неравномерность ответной реакции должников на это высшее милосердие. Порыв сильнее, вера прочнее у того должника, кому более прощено. Если возвращаться от отвлеченности притчи к конкретному событию (а именно это и происходит, начиная с 44-го стиха), то можно сказать, что эмоции фарисея и грешницы коренным образом отличны друг от друга не только в исходный момент принятия ими решений (соответственно, пригласить Учителя в дом на трапезу и войти в дом, где гостит Иисус), но и после завершения притчи. Женщина и фарисей реагируют на слова Учителя очень по-разному: реакция Симона остается рассудочной: согласившись с математической непреложностью притчи, он размеренно произносит: «Думаю, тот [должник более возлюбит простившего], которому более простил». Движение мысли не претворяется в чувства и поступки.

Совершенно напротив, грешница, даже безотносительно непреложной логике притчи, сердцем чувствует свою правоту, «правильность» собственного порыва омыть слезами ноги Спасителя, отереть их волосами, выказав тем самым свою безраздельную благодарность за милосердие.

Что получается в итоге? Условный притчевый смысл сложнейшим образом сопряжен и согласован с непосредственным, событийным. Контур происшедшего меняется, плоскостной почерк приобретает объем, третье, духовное измерение в тот момент, когда присутствующие задаются вопросом «кто это, что и грехи прощает?» Притчевая формула, сентенция так и остается сентенцией. Из нее становится понятным, что путь к спасению обратно пропорционален степени веры, то есть люди делятся на тех, кто, несмотря на грехи, устремлен к Господу, и на иных, которым рассудочное ощущение собственной добропорядочности, даже безгрешности, застит путь к спасению.

Конкретный, событийный смысл иной: путь к раскаянию, очищению, прощению не заказан никому , различие наличных у человека в данный момент способностей к порыву навстречу божественному благу, абсолютно ни для кого не делает этот порыв невозможным. Да, фарисей в данный момент не сделал ничего, что свидетельствовало бы о его прозрении и обращении, но это прозрение возможно и для него, как раз приглашение в свой дом божественного путника и было первым шагом.

Нельзя не сказать, что отзвуки этого фрагмента Благовествования от Луки слышны во многих произведениях русской классики, например, у . Во многих романах русского писателя говорится о сложном соотношении математической «притчевой» верности суждения и живого человеческого чувства.

«Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной».

Математика – вещь настолько же бесспорная, насколько и опасная, фарисейски переворачиваемая, способная извратить священное. К подобной искусительной математике относится, например, известный парадокс «если Бога нет, то все позволено». Это суждение настолько же неверно, как и противоположное, экзистенциалистское «если Бог есть, то все запрещено». Истина не в математике, подлинная реальность жизни здешней и вечной начинается там, где мы оказываемся способными переступить за рамки выбора между двумя обозначенными выше противоположными суждениями. Казалось бы, они создают ситуацию, предполагаемую классическим правилом аристотелевой логики: третьего не дано, tertium non datur. Однако логика и математика ограничены, все подлинное начинается за их пределами, то есть тогда, когда и Бог есть, и все позволено, с той оговоркой, что степень дозволенности управляется способностью самостоятельного выбора пути к спасению.

Loading...Loading...