Буддизм регионы распространения в мире. Распространение буддизма

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являютсянеограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»). Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. Олигополия означает немногочисленность участников конкуренции, когда несколько крупных производителей господствуют на рынке (например, предприятия металлургического комплекса).

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении коммерческой (предпринимательской) деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах, в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке, в установлении дискриминационных цен и др.



Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Закрытый перечень их приведен в Законе о защите конкуренции: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Способы влияния (контроля):1) организационно-управленческий, связанный с участием тех или иных лиц в органах управления юридических лиц; 2) имущественный, основанный на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица; 3) договорный - применяется в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (или лицами); 4) родственный - он возникает между супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами. 5) смешанный - в нем сочетаются элементы разных способов.

С учетом критерия защищенности монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции (государственные монополии и естественные монополии) и незащищенные.

Сферы деятельности,в которых действует исключительный режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Отношения в рассматриваемой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

Рассмотрим антимонопольные правила, установленные Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, например, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка ценообразования; з а нарушение прав потребителей, связанных с получением необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли; за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений(заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий

Уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства:

а) признание недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;

б) признание недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) признание торгов недействительными.

г) возмещение убытков.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику конкуренции как объективно необходимому регулирующему фактору рыночной экономики.

2. Какие положения Конституции РФ гарантируют поддержку конкуренции?

3. Что такое монополистическая деятельность?

4. Условия признания положения субъекта доминирующим.

5. Назовите составы недобросовестной конкуренции, приведенные в Законе о конкуренции.

6. Перечислите виды монополий.

7. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение правил конкуренции?

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993.

2. ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

3. ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ. 1995. № 48. Ст. 4553.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

8. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.

9. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.

10. Положение о федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 700.

12. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

13. Губин Е.П., Лахно П.Г. и др. Предпринимательское право Российской Федерации Учебник М.: Юристъ, 2004 Гриф Мин-ва образования РФ

14. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

15.Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.

В буддизме нет единой централизованной церкви, является объединение только в национальных или государственных границах. Но это не исключает существования общепризнанных авторитетов и активного общения. Были попытки под преодолевать теоретически-богословские разногласия. Ведь еще в V в до не в буддизме уже 18 сект. Для преодоления богословских и культовых разногласий между ними собрались собора: первый - в. Раджагрихе (6 л 477 г до не), второй - в. Вайшали (около 367 до не), третий - в. Паталипутре (III в до не). Эти соборы полного единства не достигли, как, собственно, и церковной организации не создали, но, безусловно ктивизации распространения новой религииення нової релігії.

После своего возникновения буддизм первые три века мирно сосуществовал с брахманизмом и джайнизмом (о чем речь пойдет дальше). Бывало, что в одной религиозной общине мирно уживались верующие трех религий. Но потом все же четко определилась преимущество буддизма, как религия больше соответствовал тому времени. Буддизм не был оппозиционным никакой власти. Быстро он стал государственной религией многих влиятельных государств на которые была разделена в то время. Индия. Расцвет государственности. Индии при царе. Ашоку в III в до не был началом расцвета и совершенствования буддизма. При царе. Ашоку состоялся буддийский собор в. Паталипутра (это мы сто в то время был столицей государства. Магадхи), который упорядочил. Типитаку тех пор и началось интенсивное распространение буддизмя буддизму.

Конец II тыс. до не был периодом стремительного распространения буддизма в. Пенджабе,. Синде,. Гуджерати,. Кашмире - территориях, с распадом государства. Магадахы вошли в пределы. Греко-бактрийского царства. Цветет будд дизм и в. Кушанского царства. В те времена хинаяна была вытеснена из. Северной. Индии в. Южную. Махаяна же утвердилась и стала распространяться за пределы. Инди Індії.

конце I тыс. до не буддизм утверждается на. Цейлоне (с 1972 г -. Шри-Ланка)

Уже в первые века нашей эры буддизм становится мировой религией, охватив территории. Средней,. Центральной и. Передней. Азии. Начинается победный марш буддизма по. Восточной. Азии: в I в не -. Китай; IV в т -. Корея; VI в -. Япония; VII ст -. Тибет; XIII-XIV вв -. Монголия; XVIII ст -. Бурятия и. Тувія і. Тува.

В. Юго-Восточной. Азии буддизм укореняется с VIII-IX вв. В XIX-ХХ вв он становится известным в. Европе и. Америке как религия, имеет последователей и храмы

Триумфальное шествие буддизма по азиатскому континенту обусловлена??его социальным содержанием - он оказался очень нужен людям и обществу

Буддизм высоко оценил личность человека. Вий отверг старую оценку ее по принадлежности к определенному роду, племени, нации, касты так, как это делал брахманизм и индуизм. Он стал ценить человека как личность завис но от ее поведения: отношение ее к природе, другим людям, к самому себе. Спастись могла любой человек - от царя до раба. Для этого она должна строго придерживаться учения. Будды, вести соотв идно этому учению. В условиях жестокого рабовладения гуманистическое содержание буддийского учения в конце 1-го тыс. до не был настоящим откровением. И это открыло ему путь в души людей. Будда поселил в гражданском х душах надежду на спасение не в настоящем земной жизни, а в неопределенном будущем. Но все же оно будет, его следует ожидать, следует приложить усилия в нынешней жизни, пойти по пути, который указ ав. Будда, выполнять его установки, жить по его учениейого вченням.

Итак,. Будда, осудив современный человеческий мир, высоко поставив личность человека, перенес ее спасение в нереальный потусторонний мир

Обратим внимание на то, что. Будда вовсе не был ни революционером, ни даже реформатором. Он ни в чем не собирался менять общество, он только подсказывал, как человеку самосовершенствоваться он объявит сив всех равными перед спасением, но не призывал к разрушению кастового строя. Только брахманов он считал лишним. Варной. Все остальные должны были действовать в обществе так, как они это делали и раньше. Будда в. Открыть призвал к повиновению обладателям, а они, со своей стороны, поддерживали буддизм и как государственную религию, и в его распространении за пределами. ИндиІндії.

В начале I тыс. НЕ буддизм охватывает своим влиянием всю южную часть. Евразийского материка. На конец этого тысячелетия ресниц уже имеет территорию влияния от. Каспийского моря до. Тихого океана, от якутов ее в. Индонезию. Этот масштабный выход на историческую арену происходит в условиях столкновения с местными культами, не проходит для буддизма бесследно, ибо сопровождается взаимными ассимилятивные процессам и. Этому способствуют и пластичность вероучения буддизма и неразработанность его культовой стороны. Такой характер распространения буддизма способствовал образованию достаточно четких особенностей его направлений, к тому же ране е запрограммированных наличием течений хинаяны и маахаянаахаяни.

Единого буддизма, как и единого христианства или ислама, не существует. Многочисленные секты и направления можно разделить на три течения:

Южный и юго-восточный буддизм, тхеравада, индо-буддизм (это все возможные синонимы), который вырос на. Хинаяны;

Дальневосточный дао-буддизм, основанный на махаяне;

Центральноазиатский тантрический буддизм, имеющий в основе. Ваджраяну

Рассмотрим их подробнее

Тхеравада, как нам уже известно, предоставляет в религиозной деле приоритет накопления религиозных заслуг в повседневной жизни и не надеется на достижение духовного просветления верующего. Духовенство выс становится как необходимый наставник и руководитель, а монастыри - как необходимые центры социально-религиозной жизни. Этот буддизм нос индиализовану культуру всем тем народам, среди которых он распространялся. Он очень ор ганично пополнял политические системы азиатского средневековья в. Шри-Ланке,. Бирме,. Таиланде,. Камбодже,. Лаосе,. Вьетнаме,. Малайзии, на. Филиппинах, в. Индонезиезії.

Дальневосточный буддизм активно розроблював идею бодсы-хатвы - мудреца, ведет людей к спасению. В нем религиозные общины автономны и играют определенную социально-культурную роль в нем образовалась большая а количество школ и течений, которые, настаивая на общем совместном духу учения, детализируют его, исходя из личности учителя. Он легко сосуществует с местными религиями. Этот вид буддизма распространился в. Китае й,. Кореи,. Японионії.

Центральноазиатский буддизм формировался уже в начале II тыс. не, когда начался упадок буддизма. Главной целью религиозной практики он считает совершенствование личности под руководством гуру - учителя,. Настя авника. Он быстро реформировался в ламаизм. Распространен в. Тибете и монголынголії.

Хотя буддизм и исчез в. Индии, но его наследие наложила пожизненный отпечаток на культуру этой страны. Индийский историк. Д. Косамби замечает, что буддизм остается на все времена важнейшим открытием. Индии й, ее вкладом в цивилизацию. Азиії.

Один из основателей современной буддологии. ООРозенберг писал о том, что каким буддизм был сначала, таким, по сути, он и остался. Его основные положения, основной взгляд на жизнь и ее загадки остались ся такие же, какие были при его формированиинні.

Существуют многочисленные религиозные организации буддистов, в основном они имеют национальный характер. Единой буддийской церкви, как и единого учения, нет. В. Таиланде, например, буддийскую церковь возглавляет кор роль, так же было раньше и в. Лаосе, а в. Бирме и. Шри-Ланке вообще отсутствует централизация общин. Существуют международные организации буддистов. Наиболее влиятельная из них -. Всемирное братство буддистов, образует не в 1950 г на. Международном конгрессе буддистов в. Коломбломбо.

Разделение буддизма на многочисленные течения и школы, часто очень неточно называют сектами, имеют большее значение для ученого духовенства, буддийских философов, чем для широкого круга верующих. Поэтому истор рия этих школ и течений совпадает с историей буддийской философии. Что касается популярного, простонародного буддизма, то его течения и оттенки - не последствия догматического мышления, а приспособление загальнобу ддийських положений в специфических элементов, которые порождены политическими, этническими, культурными и другими особенностями исторического развитияку.

Чем же, наконец, является буддизм?

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. В каких исторических условиях начинались основные положения буддийского вероучения?

2. В чем разница между махаяной и хинаяной?

3. Какой связь философии и этики буддизма?

4. Как распространялся буддизм?

Темы для рефератов, курсовых, дипломных и конкурсных работ

1. Будда - историческая личность

2. Джатака как материалы для биографии. Будды

3. Распространение буддизма в. Юго-Восточной. Азии (по отдельным странам на выбор)

4. История джайнизма

5. Цзонкоба - реформатор или революционер в религии?

6 современных ламаизм

Литература

Джаммапада /. Пер с сваи -. М:. Изд вост л-ры, 1960 -160 с

Джантакы -. М:. Худож л-ра, 1979 - 351 с

Кочетов. АН. Буддизм. Изд 2-е -. М:. Наука, 1983 - 176 с

Ильин. ГФ. Религии древней. Индии -. М:. Изд. АН. СССР, 1953 - 47 с

Гусева. НР джайнизмом -. М:. Наука, 1968 - 125 с

Кочетов. АН ламаизмом -. М:. Наука, 1973 - 198 с

Учение. Будды -. Элиста. МП"БОТХН", 1992 - 256 с

Рампа. Т. Лобсанг. Третий глаз -. Л:. Лениздат, 1991 - 192 с

Далай-лама XIV. Буддизм. Тибета -. Москва -. Рига:. Нартанг-Угунс, 1991 - 103 с

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры, являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Христианство моложе его на 5 веков, а ислам на 12 веков. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием кастовой системы. Представители высшей касты - брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее кастовое деление. Буддизм же стал учением, доступным всем слоям общества. Возникнув как религиозное течение, буддизм создал разнообразную каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. За 3,5 тысячи лет он развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - высокоразвитую цивилизацию. Проникновению в суть

буддизма помогает то, что среди его последователей было немало талантливых поэтов, художников, музыкантов, рассказчиков.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма. В различных письменных источниках его называют разными именами: Сиддхарта, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван. Каждое имя имеет определенный смысл. Сиддхарта - собственное имя, Гаутама - имя рода, Шакьямуни означает «мудрец из племени шаков или шакья», Будда - «просветленный», Татхагата - «так приходящий и так уходящий», Джина - «победитель», Бхагаван - «торжествующий». Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы племени шаньев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент, Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации-сангхе.

Мифологизированная биография Сиддхартхи повествует о том, что, прежде чем родиться в образе человека, он пережил множество рождений в облике разных существ, благодаря чему накопил необходимое для будды количество положительных свойств и добродетелей. На Землю он был послан, чтобы проповедовать дхарму (учение об истинном пути и о достижении нирваны).

Его рождение было чудесным. Рождению предшествовал сон: царице Майдеви приснился белый слон, входящий в ее лоно. Ребенку было предсказано будущее будды или воина. Отец выбрал второе и изолировал сына от всякой возможности встречи с трагическими сторонами жизни. Царевич жил в замкнутом пространстве дворца и почти никогда не покидал его стен. Однажды во время торжественного выезда в город Сиддхартха увидел три знамения -- старика, больного и умершего. Он понимает, что бытие в его бесконечном круговороте перерождений (сансара) связано с неизбежным страданием. Четвертое знамение -- встреча с монахом -- указывает ему путь к освобождению. Под покровом ночи Сиддхартха покидает дворец и становится аскетом.

Достигнув больших успехов на этом пути, Сиддхартха разочаровывается в аскезе, особенно в ее крайних формах. Истинный путь открылся ему под священным деревом бодхи после длительной медитации, продолжавшейся 49 дней. Сиддхартха преодолевает искушения Мары (божество зла, которому подвластны все негативные эмоции и страсти человека) и в возрасте 35 лет достигает наконец просветления, свободы, покоя и блаженства (так определяется нирвана, освобождающая от перевоплощений сансары).

Свою первую проповедь он произнес в «Оленьем парке» для пяти своих бывших товарищей-аскетов и для животных, пришедших его послушать. Дальнейшая жизнь Сиддхартхи связана с проповедью дхармы и монашеством. Умер Сиддхартха в возрасте 80 лет, оставив многочисленных учеников. Суть учения Будды заключалась в том, что любой человек, независимо от принадлежности к той или иной касте, может достичь освобождения от бесконечного круга превращений. При этом просветления может достичь только человек, что ставит его в иерархии существ даже выше богов, жестко подчиненных своей карме и способных избежать ее непреложности, лишь родившись человеком.

Будде открылись «четыре благородные истины»: в мире существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению от страдания. При этом страдание и освобождение от страдания суть разные стороны единого бытия (психологического -- в раннем буддизме, космического -- в позднем, развитом буддизме). Страдание понимается как ожидание неудач и потерь. Цепь бесконечных перерождений делает и само страдание также бесконечным. Освобождение от страдания лежит на пути освобождения от желаний, на пути избрания срединного, равновесного состояния между властью чувственных желаний и аскетизмом -- достижением полного внутреннего удовлетворения.

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первоначального, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и заканчивая политическими и экономическими теориями. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительное искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Буддийские монастыри в эпоху расцвета религии (II-IX вв.) являлись центрами просвещения, учености, искусства. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, равно как и в Японии. В каждом регионе своя собственная символика и буддийские обряды, почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма - важное звено в понимании социально-политических, этических, культурных систем восточных обществ, в которых существуют буддийские общины. Попытка понять роль буддизма в истории, культуре привела к созданию буддологии - науки о буддизме и проблемах, которые в связи с ним возникают.

Как христианство и ислам, по количеству последователей буддизм является одной из самых распространенных монотеистических религий. Но в отличие от них буддизм имеет иные культурно-исторические корни и место развития. Как религиозно-философское учение буддизм (буддхад - харма {) возник в Северной Индии в VI в. до н.э. Основателем учения стал принц одного из индийских княжеств в долине Ганга, Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будда Шакьямуни. В основе доктрины буддизма лежат так называемые четыре благородные истины, которых придерживаются все его школы. Эти принципы сформулировал сам Будда и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страданий - желание; существует прекращение страдания - нирвана ; существует путь, ведущий к прекращению страданий.

Оценка количества последователей буддизма во всем мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчета, так как в некоторых странах Восточной Азии буддизм тесно переплелся с местными традиционными верованиями (синто в Японии) и философскими учениями (даосизм , конфуцианство - в Китае и Корее). По минимальным оценкам, численность буддистов в мире составляет 500-600 млн человек, большинство из которых - этнические китайцы и японцы. К странам с преобладанием буддийского населения относятся также Лаос (более 95%), Камбоджа (95), Таиланд (94), Монголия (более 90), Тибет (90) , Мьянма (89), Япония (73) , Шри-Ланка (70), Бутан (70). Буддисты составляют значительную часть населения Сингапура (43), Вьетнама, Китая, Южной Кореи (23), Малайзии (20), Непала (11%) (рис. 11.6). В Индии - родине буддизма - в настоящее время удельный вес последователей учения Будды не превышает 1% (около 12 млн человек). В России буддизм исповедует большая часть этнических бурят , калмыков и тувинцев.

Рис. 11.6. Удельный вес буддистов в общей численности населения стран мира, 2015 г., %

Буддизм стал государственной религией в Индии в середине III в. до н.э. во время правления царя Ашоки из династии Маурьев. С этого же времени буддизм стал распространяться за пределы Индии, став в скором времени господствующей религией в Бактрии 1 , Бирме, на Шри-Ланке, в Тохаристане . В I в. н.э. буддизм проник в Китай, в IV в. - в Корею, а в VI в. - в Японию, в VII в. - в Тибет. В Юго-Восточной Азии буддизм стал господствующей религией в VIII-IX вв. В XIV-XVI вв. на островах Зондского архипелага и полуострове Малакка (современная территория Индонезии, Малайзии и Брунея) буддизм был вытеснен исламом. В Индии, после падения династии Гупта в VI в. н.э., буддизм также стал подвергаться преследованиям и к концу XII в. был полностью вытеснен возродившимся индуизмом и исламом, пришедшим с запада. В XIV в. буддизм стал доминирующей религией в Монголии.

Традиционно буддизм делят на хинаяну («малую колесницу») и махая- ну («великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют ваджраяну («алмазную колесницу»).

Хинаяна является учением, последователи которого стремятся к личному освобождению. Оно называется «малой колесницей», поскольку способно привести к освобождению только самого последователя. Согласно современным исследованиям первоначально хинаяна содержала более 20 различных направлений (школ), из которых до настоящего времени наибольшее количество последователей имеет тхеравада. Согласно догматам хинаяны (тхеравады) достичь нирваны могут только буддийские монахи. Миряне же должны улучшать свою карму путем совершения хороших действий, с тем чтобы в одной из следующих жизней стать монахом.

Сложившись как целостное вероучение в середине III в. до н.э. в правление императора Ашоки, благодаря активной миссионерской деятельности хинаяна широко распространилась за пределами Индии. В настоящее время хинаяна является основной школой буддизма в Шри-Ланке и странах Юго-Восточной Азии (Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе). Тхераваду также традиционно практикуют некоторые этнические меньшинства Юго- Западного Китая (провинции Юннань, Гуйчжоу), Вьетнама, китайское население Малайзии и Сингапура. В современном мире насчитывается порядка 200 млн последователей тхеравады.

Махаяна как направление буддизма оформилась в I в. до н.э. и, в отличие от хинаяны, получила большее распространение в Центральной и Восточной Азии. Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление. Основные принципы доктрины махаяны основаны на возможности универсального освобождения от страданий для всех существ. Сегодня буддизм махаяны получил наибольшее распространение в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.

Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V в. н.э. Главными средствами достижения просветления в ваджраяне считаются использование мантр и Логическая медитация. Для исповедующих махаяну большое значение имеет почитание духовных наставников (гуру). В настоящее время ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета ваджраяна проникла в Монголию, а оттуда - в Бурятию, Калмыкию и Тыву.

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.4. Распространение буддизма

После 200 года беспорядки по всей Евразии не мешали, а может быть, даже и помогали распространению двух великих мировых религий — буддизма и христианства. В первые 500 лет своего существования буддизм в основном ограничивался Индией. Он начал распространяться отсюда в первых веках новой эры и был занесен в Тибет, Центральную Азию и Китай — в последнем он адаптировался к китайским традициям примерно так же, как христианство в Римской империи.

В период после 400 года Китай стал истинным буддистским государством более чем на 600 лет, одновременно сделавшись центром дальнейшего проникновения буддизма в Корею и Японию. Экспансия буддизма была гораздо более экстенсивным явлением, чем распространение христианства в Римской империи то же самое время, и с тех пор являет собой самый сложный комплекс культурного обмена в Евразии вплоть до настоящего времени.

К последним двум векам до нашей эры буддизм в Индии был зафиксирован в установлении сангха, или религиозных норм для монахов, а также отметился возникновением монастырей, многие из которых постепенно приобрели значительные богатства. Это в свою очередь привлекало растущее число богатых последователей, особенно из среды купцов, которые помогали распространению идей буддизма во время своего передвижения по торговым путям.

Оригинальная буддистская доктрина (традиция Теравада) постулировала аскетизм сангха и важность индивидуального просветления через медитацию. Это дополнялось развитием Махаяны, или школы «Большей колесницы». Последняя настаивала на идее бодхисатвы или просветленного существа, которое познало нирвану и вступило в цепь непрерывных перерождений, ведущих в полному просветлению. Эти этапы развития были связаны с возросшей сложностью индийской буддистской философии, особенно с появлением Праджнапарамиты, или школы «совершенство мудрости», с ее идеями о вселенском вакууме и неотъемлемой пустоте всех явлений. Другие школы развили традицию, которая позднее стала особенно влиятельной в Тибете, делая ударение на мистических и религиозных аспектах буддизма и на полусвятости Будды. Увеличение разнообразия различных буддистских традиций значительно расширило его привлекательность для разных народов и социальных слоев.

Самыми важными регионами развития этих новых идей были северо-запад Индии и империя Кушан. Отсюда буддизм распространялся вдоль торговых путей, особенно по Шелковому пути. Он наверняка двигался на запад, в Парфянскую империю, и, вероятно, какие-то сведения о нем прошли еще дальше на запад, в Средиземноморье. Трудно судить о влиянии буддизма на развитие христианских идей — но он был единственной религией в мире того времени, которая имела высокоразвитую систему монашества, то есть именно его влияние лежало в основе более позднего развития христианского монашества.

Гораздо более важным было распространение буддизма на восток, в Китай. Первыми переводчиками буддистских текстов на китайский язык были не индийцы, а парфяне, согдиане и народы из оазисных государств Центральной Азии. Первое упоминание о буддизме в Китае датируется 65 годом н.э., и сделаны они в северном Ганьсу. Сначала он оставался лишь религией иностранных торговцев, которые достигали северного Китая по Шелковому пути, но затем стал захватывать и связанные с ними социальные группы. Вскоре после 300 года буддизм по морским торговым путям попал также и в Южный Китай. Вначале его влияние ограничивалось медитацивной практикой Теравада, но вскоре выросло и число переводов философских текстов Махаяны.

Великая экспансия буддизма в Китай началась в конце IV века, рост его влияния здесь очень быстро стал значительным явлением — как только буддизм создал китайскую базу и на него перестали смотреть, как на иностранный элемент. Буддизм легко внедрялся в китайские традиции, особенно в даосизм, который содержал элементы, на первый взгляд имеющие много общих черт с буддизмом. Идеи Дао о судьбе и предназначении могли приравниваться к буддистским идеям о карме. Многие буддистские этические учения и практики, такие как медитация, также совпадали с существовавшими китайскими традициями.

Двумя основными переводчиками и пропагандистами индийских работ стали Хуй-юань (334—417) в районе Янцзы и Кумараджива (350—413) на севере Китая. Здесь быстро привились монастырские порядки, многие паломники специально отправлялись в Индию вдоль торговых путей по земле или по морю, когда сложность, утонченность и непривычность буддизма вынуждали обратиться к подлинникам индийского знания. Существуют многочисленные рассказы об этих пилигримах, самым знаменитым из которых, вероятно, является история Фа-сянь. Он покинул Чанань в 399 году и отправился вдоль Шелкового пути в Северо-Западную Индию, а затем в долину Ганга, где посетил многочисленные буддистские святыни. Он проплыл на корабле до Шри-Ланки, Суматры и Явы перед тем, как в 414 году вернулся в Китай. Его труд «Фо-ш-чжи» («Отчет о буддистских царствах») дошел до нас в полном объеме. Этот отчет плюс рассказы других китайских паломников следующих веков стали основными источниками информации по истории Индии того времени.

В общей сложности огромными командами переводчиков на китайский язык было переведено более 1700 буддистских текстов, были созданы стандартизованные китайские термины для необычайно сложных индийских философских концепций. В течение четырех веков после 515 года было издано пятнадцать библиографических каталогов переводов. Эти работы вместе с текстами Теравады на языке пали в Шри-Ланке составляют ныне основной комплекс многочисленных буддистских текстов. Они дали фундаментальный и мощный толчок развитию китайской концепции мира, который был подкреплен тем фактом, что до Китая из Индии дошли не одни буддистские тексты. Почти столь же важны были и индийские работы по математике, астрономии и медицине, которые дали такой же толчок другим областям китайской мысли.

Быстро растущая популярность буддизма сильно повлияла на китайское общество. Перепись, проведенная в Китае в 477 году, показала наличие 6478 монастырей и более 77 000 монахов. К 534 году существовало уже 30 000 монастырей примерно с 2 миллионами монахов. Первые царские монастыри были созданы при правлении династии Северная Вэй в 476 году в Пин-чэне. Позднее столица Лоян стала самым важным буддистским центром в Азии. К 534 году в Лояне возникло более 1300 монастырей, самый большой из них (Юн-мин) с девятиэтажной ступой был и самым высоким зданием в городе. В нем жило более 3000 монахов, он имел более 100 комнат для посещающих монастырь иностранных пилигримов. Развились новые формы буддистского искусства — в особенности Чань-фо-дун, или пещерная наскальная живопись. Первые образцы этого искусства дают нам 1000 буддистских комплексов возле Тен-гуан на Шелковом пути, которые были созданы около 366 года. Отсюда эта практика стала быстро распространяться через Северный Китай и Сычуань. Столь же популярными были и настенные рисунки, но из них мало что сохранилось до настоящего времени.


Буддистские монастыри стали центрами культурной и художественной жизни Китая, но одновременно сделались и проблемой для государства из-за того влияния, которое они имели на общество и экономику. Постулаты буддизма требовали полной независимости от государства. Сангха были освобождены от соблюдения мирских законов и обязательств перед государством — например, от военной службы. Имущество монастырей было неотчуждаемым и росло с феноменальной скоростью из-за быстрого роста количества верующих. Это порождало две главные проблемы — недостаток солдат для комплектования армии и уменьшение годового налога, так как владения монастырей все увеличивались. В Северном Вэе был создан правительственный департамент — Чжянъ-фу-цао («Отдел по надзору за проявлениями добродетели») укомплектованный буддистскими монахами, и его глава стал инспектором над всеми монахами. Целью этой структуры была попытка создания механизма ограничения количества людей, уходящих в монахи, — были даже определены квоты на количество монахов для каждой местности. Но поддержка буддизма была столь активной, и не только на уровне простого народа, но и в среде аристократии, и даже в царских семьях, что эффективность подобного контроля оказалась очень мала.

Loading...Loading...