Дни соборования в году. Таинство соборования: что это такое, суть, соборование на дому

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.

Соборование - одно из семи Таинств Православной Церкви . Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов , а также дарующее оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором»

С уважением, священник Антоний Скрынников

МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ПРИ ОБЩЕМ СОБОРОВАНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ТАМ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ? ДЕЛО В ТОМ, ЧТО МОЙ СЫНОЧЕК (ЕМУ 2 ГОДА) НИКАК НЕ МОЖЕТ ВЫСТОЯТЬ ВСЁ СОБОРОВАНИЕ, НАМ УЖЕ ПРИХОДИЛОСЬ УХОДИТЬ РАНЬШЕ.СПАСИБО ЗАРАНЕЕ ЗА ОТВЕТ. С УВАЖЕНИЕМ ЕВГЕНИЯ

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека . Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.

Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин .

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 — 38), а крест и Евангелие — на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

ДАРЫ, ПОСЫЛАЕМЫЕ ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

- КТО ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ ПОСЛЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ И ПОЧЕМУ?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским .

Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов . Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).

«…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«…Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).

– Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

– Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.

Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (502) раз

В течение наступившего Великого поста в соборе Воздвижения Креста Господня несколько раз будет совершено Таинство Елеосвящения (Соборование):

24 марта в 11:00 (Чт), 29 марта в 11:00 (Вт), 5 апреля в 11:00 (Вт),
16 апреля в 11:00 (Сб) и 21 апреля в 11:00 (Чт).

+ + +

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Святитель Симеон Солунский (Фессалоникийский)

О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ, ИЛИ О ЕЛЕОСВЯЩЕНИИ

Так как в жизни для всех вообще людей не­избежны болезни, то следует сказать и о Таинстве святого елея, дарованного во от­пущение грехов, и исцеление наше, и ради даяния Божественной милости (ελέους).

Это Таинство передано от Спасителя Апос­толам в знак человеколюбия и милосердия. Церковь свято блюдет его, как научены мы апостолом Иаковом (Иак. 5:14-15) , которого Павел называет братом Господним. Иаков был братом Божиим и по родству плотскому, и по подра­жанию делами. Он получил величайший дар и первый после Христа был наречен и сде­лался иерархом.

Поэтому, как скоро кто-нибудь из братий впадет в немощь телесную, или только ду­шевную, тотчас пусть призовет пресвитеров Церкви, потому что они … по­лучили силу совершать Таинства <…>

Что же следует из [сего] Таинства? Смотри: последствия его – величайшие. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – говорит апостол Иаков. – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» – не люди, а Господь, потому что больной облекается благодатью освящения Господня. Но больной получит еще нечто большее: «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15) .

Видите силу этого священнодействия? Оно от болезней разрешает, и больных поднимает, и грехи отпускает <…>

Всякий христианин должен стараться совершать елеопомазание над собой, и призывать иереев Божиих, и просить их, чтобы они молились за него и помазывали его елеем. Ибо известно, сколько величайших Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем - избавление от болезней, отпущение грехов, он - орудие освящения, божественного укрепления и, наконец, он приводит в Царство Небесное.

И никто из неблагомыслящих пусть не говорит: это всего лишь масло, и какую силу может оно иметь, будучи взято от масличного растения? Да, это масло, но - облагодатствованное призыванием имени Божия, потому что там, где призывается Бог, всё Божественно и всё заключает силу Божию, а особенно там, где призывание Бога совершается людьми богоосвященными. А иереи и есть лица богоосвященные, получившие в рукоположении силу Божию. Посему елей, как благословленный иереями через призывание Бога, - божествен, и свят, и исполнен Божественной благодати Святого Духа точно так же, как и вода крещения есть, конечно, вода, но такая, которая исполнена Духа, и очищает души, и преобразует человека, и усыновляет его Богу, и делает безгрешным.

Простая вода по природе своей может только очищать тело от нечистоты и утолять жажду, но освящённая вода вместе с телом очищает и душу, освящает и преобразует её, и духовно орошает, и усыновляет Богу.

Так и обычное миро благоухает и услаждает только чувство, когда им помазуются или держат его у себя, но миро святое оживляет и обновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его и дарует нам печать и дыхание благодати во Христе, Который есть живое Миро. Дарует же не как простое миро, но как миро, через священнодействие сделавшееся миром святым, заключающим в себе благодать Духа.

Подобно тому и елей для освящения есть елей святой, как священнодействуемый, и исполнен Божественной силы. Он, умащая чувственно, просвещает и освящает души, укрепляет как телесно, так и духовно, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его.

А посему должно сберегать его и чтить, а отнюдь не пренебрегать им <…>

… Просмотрено: (515) раз(а)

Много суеверий всяких и недоразумений связано с таинствами церкви, и в том числе народ интересуется: соборование — что это, для чего, и когда проводится в 2017 году? Мы обратились к настоятелю (с. Новотроицкое, Новомосковского района), иерею Владимиру Ляшенко за разъяснениями.

— Батюшка, не за горами Великий пост, когда повсеместно в православных храмах проводится соборование. Собрав вопросы наших читателей, мы хотели бы попросить Вас ответить на них, потому как с таинством Соборования связано много недоразумений и предрассудков. Просветите, пожалуйста, как священник, людей, дабы они правильно понимали, соборование — что за Таинство (иные говорят: обряд), и как правильно к нему приступить, ответьте на все вопросы, которые многих людей интересуют, дабы не было места всяческим недоразумениям и суевериям.

На вопросы отвечает иерей Владимир Ляшенко:

Что такое соборование?


Соборование — одно из семи таинств Церкви, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Так называется это таинство, потому что его согласно Устава должны совершать семь священников, то есть собор (собрание). На практике количество священников обычно бывает меньше, вплоть до одного. В первой части соборования освящается масло для помазания, поэтому соборование еще называется елеосвящением. Расписание в храмах нужно будет уже Великим постом смотреть.

Как готовиться к соборованию

Батюшка, как готовится к соборованию, что с собой брать в храм, нужно ли держать пост и исповедоваться перед соборованием?

Когда человек понимает, что болен, он идет к врачу с верой и надеждой на исцеление. С такими же чувствами больной должен стремиться и к Небесному Врачу душ и тел, Всемогущему Богу. Другими словами, готовясь к таинству соборования, больному нужно согласиться с тем, что он болен и душой, и телом, иметь веру в помощь Божию и настроиться на общую молитву. В храм желательно взять растительное масло в чистой посуде с широким горлышком, несколько салфеток или бумажное полотенце для удаления излишков масла и предохранения одежды от попадания на нее масла. Можно взять кагор для пожертвования в храм.

Одежда должна позволять доступ к шее и ладоням для помазания святым елеем. Так как мы говорим о соборовании Великим постом, то ответ о необходимости поститься перед соборованием очевиден: да, нужно. И до соборования, и после. После соборования очень желательно причаститься Святых Христовых Тайн, а значит, нужно . Происходит исповедь до или после соборования – это зависит от распорядка в храме, от настоятеля. По смыслу логичнее, когда сначала совершается исповедь, потом соборование.

Сколько по времени идет соборование в церкви и сколько стоит?

Сразу обращу Ваше внимание: в храме ничто нисколько не стоит, в храме существует пожертвование: за свечи, за записку, за требу, за товар в церковной лавке. Храм – не магазин, не «комбинат церковно-бытовых услуг», а дом Божий — место, где человек встречается и общается с Богом. Это важный момент, который дает возможность прихожанам правильно понимать смысл денежных отношений в храме. Величина пожертвования может быть различной между храмами, тут нет общей установленной суммы. Также и со временем проведения. Оно зависит от количества священников, молящихся и других факторов. Одно скажу: соборование продолжительно по времени.

Соборование больных и здоровых

Можно ли соборовать на дому больного?

Даже нужно. Если больной не может по состоянию здоровья прийти в храм, то священник сам придет к нему домой для совершения таинства. Только заранее нужно согласовать с батюшкой время посещения больного.

Говорят, что соборование — это только для смертельно больных, можно ли здоровым собороваться?

Это таинство предназначено для больных людей, именно тех, которые по причине болезни находятся в больнице, дома, которые ограничены в передвижениях, в своих действиях, неизлечимо или смертельно больных. А здоровые должны, в первую очередь, регулярно посещать храм, исповедаться и причащаться Святых Тайн. Так как сейчас абсолютно здоровых людей встретишь редко, все больны в большей или меньшей степени, то я согласен с мнением, что один раз в год, во время Великого поста, для укрепления нас немощных можно приступать к соборованию.

Посмотрите видео: документальный фильм о соборовании

Ходят такие разговоры, что соборуют только безнадежно больных, и они после этого умирают, и многие боятся собороваться, думая, что это только перед смертью происходит?

К большому сожалению, из-за этого невежества многие тяжелобольные христиане оказываются лишенными помощи Божией во время болезни, которую больной может получить в церковных таинствах: исповеди, соборовании, причастии. Еще хуже, когда так думает сам больной. Христиане должны говорить своим близким, друзьям, соседям о том, что вышеуказанные таинства не приводят к смерти, а наоборот, приводят к жизни не только физической, но и к жизни Вечной.

Можно ли пригласить священника в больницу к лежачему больному?

Конечно, можно. В этом случае нужно предварительно согласовать визит священника с персоналом больницы, чтобы не было нарушения больничного режима. Во многих больницах открыты православные храмы, и служащие там священники имеют опыт общения с лежачим больными, имеют доступ к ним для духовного окормления. В Новомосковске и в городской больнице, и в центральной районной есть такие храмы.

Обязательно ли человек выздоравливает после соборования?

Необязательно. Выздороветь или нет – не в нашей власти. Все зависит от воли Божией, и мы не можем настаивать на том, чтобы наша воля об исцелении обязательно исполнилась. Исцеление – великая милость Божия, а не обязательный результат определенных действий. И эту милость нужно заслужить. Болезни даются нам Богом как средство для спасения души от вечной гибели, ведь современного человека зачастую только болезнь может заставить не грешить, заставить жить не как хочется, а согласно заповедям Божиим. Иисус Христос, исцеляя больных, прощал им грехи, именно это было залогом исцеления человека. Как пишет протопресвитер Александр Шмеман:

«подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! - его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из книги «За жизнь мира»).

Нужно задуматься о смысле жизни, о своих грехах, осознавать их, стремиться к исправлению себя. А церковные таинства, в том числе и соборование, нам в этом помогают.

Прощаются ли в Таинстве Соборования забытые грехи?

В молитвах при соборовании мы просим Бога простить болящим грехи все, не только забытые. Это возможно только при условии, что человек в них искренне раскаивается. Именно грех является причиной болезни. Искореняя его в себе, мы содействуем и выздоровлению. Но! Соборование не заменяет и не отменяет необходимость исповеди, эти таинства только дополняют друг друга.


eleosvyazhenie

Как проходит соборование?

Вкратце можно сказать, что соборование состоит трех частей: во–первых, молебна с чтением покаянных псалмов, канона и стихир о болящих; во –вторых, освящения елея (масла) посредством мирной ектении и пения тропарей; в – третьих, собственно соборования, когда семь раз читается послания апостолов, Евангелие, возглашается сугубая ектения, произносятся молитвы о прощении грехов и об исцелении и совершается крестообразное помазание лба, ноздрей, щек, уст, груди, обеих сторон ладоней. В конце все участвующие в соборовании трижды испрашивают прощение у священников.

Обязательно ли 7 священников должно быть при совершении таинства?

Желательно, но это не всегда возможно.

Как использовать масло после соборования?

Этим маслом нужно помазывать больные участки тела во время болезней в течение всего года, а также употреблять в пищу. Недопустимо, чтобы масло портилось, и его нужно было бы утилизировать.

Спасибо, о. Владимир, за столь обстоятельные ответы, надеемся, что нашим читателям теперь понятно, что такое соборование, как к нему приступать, и зачем оно вообще нужно.

Слава и благодарение Господу за все!

Loading...Loading...