Кто имеет уши да услышит. Имеющий уши -да услышит! Имеющий уши слышать да услышит

" Поцелуй Иуды " Джотто. Почему это шедевр?

Такую интересную для себя (надеюсь и для многих) тему я увидела:

«Поцелуй Иуды».

История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах.

Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но «Поцелуй Иуды» Джотто (1303-1305 гг.) особенный.

Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная.

Судите сами. Ниже - миниатюра из псалтыри 12 века.

Миниатюра «Поцелуй Иуды». Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до «Поцелуя Иуды» Джотто.

Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел.

Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное.

Посмотрите на его фреску.

Впервые художник делает фигуры объёмными.

Впервые появляется композиция.

Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких «впервые».

Как ему это удалось?

Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением.

Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского.

Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим.

Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения». Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству.

Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто.

Он был человеком дерзким, смелым, остроумным.

Явно с оригинальным взглядом на жизнь.

Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто.

В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема.

А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу.

Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины.

Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра.

Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли.

Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными.

Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны.

Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны.

А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него - столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек - главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.

Самая великая история любви в истории человечества - это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира - это предательство Бога человеком. О том, что случилось с Иудой, спорят богословы и каждый из нас: вечное "как можно было?" и безответное "а я бы устоял?". История размышлений о предателе - попытка осознать, понять, а иногда и оправдать степень человеческой слабости перед "проклятой" свободой воли. Свободой любить и свободой предавать...

Воистину - есть в Евангельском сюжете об Иуде нечто, слишком глубоко затрагивающее нас самих, слишком очевидно имеющее отношение к нашему собственному существованию и спасению. Проникая в его черты, запечатленные в каноническом евангельском повествовании, вглядываясь в строки Вечной Книги, вслушиваясь в слова Христа: Один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21), порой вслед за другими апостолами с трепетом и ужасом вопрошает душа человеческая: Не я ли, Господи? (Мф 26, 22), Не я ли, Равви? (Мф. 26, 25).

Ибо как ни взгляни, а сей богоизбранный ученик, апостол-предатель, один из двенадцати (Мф. 26, 47) , вот уже две тысячи лет всегда, и везде, и всюду - ОДИН ИЗ НАС...

Вот Иуда предает Господа целованием. Он говорит стражникам: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47). Истинный смысл Иудиного намерения не может скрыться от Господа: Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 48). И еще сказал: Друг, для чего ты пришел? (Мф. 26, 50).

Церковные толкователи этого места сходятся в том, что Христос и в этот страшный момент продолжает заботиться о предателе, вразумляя его любовью: не обличая его, не выказывая к нему никакой нравственной брезгливости, он все еще называет его «другом», не отвергает целования, но принимает его, хотя и кротко упрекает бывшего ученика за то, что он «знак любви делает знаком предательства» (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. С. 336).

«Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство - желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий» (Михаил, архим. Толковое Евангелие. Т. 1. С. 503).

Можно, конечно, согласиться с предположениями архимандрита Михаила, допускающими особое коварство, насмешку Иуды, целующего Учителя.

Можно также, по аналогии с предательским поцелуем Иоава, представить это таким образом, словно Иуда боялся спугнуть Христа, напротив даже - хотел привлечь Его к себе, удержать Его, пока не подоспеют стражники, выражением своего дружества.

Но на самом деле есть в этом предательстве что-то совсем алогичное - некий иррациональный импульс, свидетельствующий о зловещем раздвоении воли, об эмоциональной рассогласованности всего падшего грешного естества...

Психологический феном поцелуя Иуды состоит, возможно, в том, что предатель пытался до конца сохранить не только видимость, но и собственное убеждение в том, что он отнюдь не сводит здесь счеты, не питает враждебных чувств к своей жертве - напротив, лично ее, эту жертву он вроде бы и любит, и почитает. Поцелуй необходим предателю как знак самооправдания, который, как он надеется, может успокоить его совесть, удостоверить чистоту намерения, в чем так нуждается его душа, смятенная душа изменника: предать - предал, но ничего дурного как бы и не помышлял, не имел против.

Тот же психологический механизм находим в «Моцарте и Сальери». Сальери, друг, он же - отравитель, не выказывает Моцарту своей враждебности, напротив, откровенно выражает ему свое восхищение: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; я знаю, я». Убийственный яд, сей «последний дар Изоры», называет он заветным даром любви», преподносимым в «чаше дружбы».

Эта демонстрируемая пелена любви, дружбы и заботы, в которую тщательно драпируется предатель («Берите Его и ведите Его осторожно»), сознательно посылающий своего избранника на смерть, возможно, более красноречиво свидетельствует о его помрачении, одержимости, духовном параличе, чем если бы он стал откровенно объяснять мотивы своих действий и проявлял откровенную враждебность.

Поцелуй Иуды - эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его.

Джотто ди Бондоне (1266–1337) , Public Domain

Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды - символ предательства.

unknown , Public Domain

Евангельское повествование

Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.

Евангелие Текст

От Матфея

(Мф. 26:47-49)

…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его . И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

(Мк. 14:44-45)

Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно . И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

(Лк. 22:47-48)

…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

Апокрифическая литература

В апокрифе «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад », восходящем к византийским сочинениям Евсевия Эмесского и Евсевия Александрийского, подробно рассказывается о том, как дьявол подтолкнул Иуду к предательству и проводится следующее рассуждение о его поцелуе в Гефсиманском саду:

«О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал - бесы радовались и сплетали веревку для повешения».

Богословское толкование

Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев.

Гвидо да Сиена, 1275-1280 , Public Domain

Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. 20:9-10). При этом комментаторы пишут:

«Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство - желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет:

«Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью».

Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его ».

Смысл древнего изречения заключается в том, что истина пребывает рядом с нами, она вокруг нас, она внутри нас. Что познать ее настолько просто, что она сама настолько очевидна, что только лишь слепой и глухой не различат ее. Великие посвященные, великие Аватары и мессии с пророками приходили к человечеству вещать о истине во все периоды истории человеческой. И только лишь некоторые, как их называли избранные или посвященные, проникались ею, отдавали ей всего себя без остатка, жили истинными законами жизни. За что, этих избранных человечество благополучно изгоняло от себя, убивало и жгло на кострах.

И так было всегда. Немногие понимали смысл сказанных Учителем, в каких бы воплощениях он не пребывал, слов. Немногие перестраивали свою жизнь в соответствии с Законами Мироздания.

А законы эти не так уж и сложны. Мы все их слышали, все они на слуху. Только «включались» лишь в некоторые из них и лишь на короткое время. Единицы пытались жить полноценной, нормальной, не суррогатной, не иллюзорной жизнью, придуманной для нас силами иллюзии для подчинения и эксплуатации.

Майя или иллюзия всегда побеждала на земном уровне и овладевала мыслями и поступками людей. Все люди знают фигурально, что такое добро и зло, но почему-то вся история человеческая наполнена войнами и кровопролитием. Почему то прописные истины не доходят до человека.

Ум, как низшая субстанция (а не венец творения, как думает так сказать «ученый люд») тянет человека на дно иллюзии и теплого и темного болота невежества и инерции. Опускаться легче и проще чем подниматься, даже если кажется, что вы барахтаетесь и всю жизнь «вкалываете», чтобы заработать хлеб насущный.

На самом деле вы вкалываете на так называемые маятники, или энергоинформационные субстанции, эгрегоры, если хотите, которые не являются истинными, а являются порождением Майи. Они держат в своих цепких руках людей, и пьют их энергию, давая небольшие кредиты энергии в алкоголе, наркотиках, табаке, общепринятом сексе, синтетических продуктах питания, хлорированной воде, загрязненном воздухе, средствах массовой дезинформации и т.д. , и забирая огромные проценты.

Человечество, как в фильме «Матрица», выращивается только с одной целью, как на убой, — с целью забора энергии. И все социальные институты, и все социальные стереотипы и шаблоны поведения, правильности и неправильности, направлены на это. Оглянитесь, вы живете в вымышленном мире. Вашим сознанием управляют. Очнитесь, проснитесь, пробудитесь в своем сновидении. Станьте Буддами, это естественная ваша природа, а не природа одиночек, шедших, как вам говорят маятники, к просветлению через нечеловеческие муки и испытания.

Да услышит глухой, да увидит слепой

Можно долго и нудно злопыхать, спрятав, подобно страусу, голову в песок, по поводу принадлежности земного человечества к космическому сообществу цивилизаций, но это не может изменить основополагающего факта – нашего вселенского гражданства. А посему, нравится это кому-либо или нет, в нашей повседневной жизни превалируют, прежде всего, космические законы. Земные же законы – лишь частное отражение законов космического мироздания, целью которых служит всемерное совершенствование всех без исключения форм жизни. Все, что остановилось в своем совершенствовании, т. е. в усилиях по познанию Истины, вне зависимости от ранга и заслуг беспристрастные законы эволюции уничтожают, как выполнившую свое предназначение форму жизни. Под формой жизни на нашей планете понимается буквально все, чем оперируют такие земные науки, как геология и биология.

То или иное государственное устройство человеческих сообществ также подпадает под действие законов всеобщего совершенствования: страна, остановившаяся в своем развитии, подлежит трансформации в более жизнеспособную форму общественного устройства, способствующую дальнейшей эволюции человека и общества в целом.

История человечества насыщена многоцветной палитрой зарождения, процветания и гибели дерзавших, дерзающих и стремящихся дерзать государственных образований. Можно беспрестанно упражняться в прогнозах об отпущенных космической целесообразностью сроках жизни существующих на данный момент стран. Можно собирать по этому поводу симпозиумы, конференции и прочие открытые и тайные форумы. Можно заставить людей работать от зари до зари, выжать из человека все силы ради государственных нужд. И все-таки объективного порядка течение событий не дано изменить никаким человеческим силам. Как нельзя вернуть к жизни умирающего, смертельно больного человека, так нельзя и реанимировать отживший государственный строй.

Что же определяет жизнестойкость государства? Его способность к саморазвитию? Анналы истории бесстрастно выводят такой критерий: государство неминуемо уничтожается, когда среди его граждан наблюдается всеобщее падение нравов, деморализация общественных устоев и деградация его первоосновы – семьи. В таком государстве люди теряют смысл жизни, отворачиваются от Веры своих отцов, отвергают, как бессмысленную трату времени и сил, любые духовные искания, а главной целью своих жизненных стремлений ставят погоню за наживой и наслаждениями.

В свете всего вышесказанного каждый гражданин России должен осознать возможную близкую гибель нашего Отечества, ибо нравственное разложение нашего общества очевидно. Если Россия будет обозначена в ряду деградирующих стран в соответствии с приведенным критерием, то никакие супергениальные экономические и социальные теории нас не спасут. Пока мы еще не переступили роковую черту, долг любого патриота состоит не в пустословии и участии в потешных маскарадах. Истинный патриот своей страны без всякого позерства обязан стать на путь духовного самосовершенствования, т. к. духовные устремления каждой отдельной личности внесут свой, пусть и скромный, вклад в подъем духовности всей нации. А это, в свою очередь, предотвратит нравственное падение общества в целом. Только высокая духовность народа, в полном соответствии с космическими законами, сохранит Россию в качестве государства, способного гармонически развиваться в эпоху новой Земли. В противном случае наша древняя страна обречена, как это ни прискорбно констатировать, на бесславную гибель, поскольку по закону замещения изжитых форм жизни всё непрогрессирующее подлежит уничтожению.

Сегодня на политической арене России подвизается весьма широкий спектр политических сил. Кто-то тянет страну в далекое или близкое прошлое на принципах старых догматов, кто-то заманивает в темноту диких джунглей изуверского капитализма, кто-то строит иллюзорные воздушные замки западного рая, кто-то пытается подменить собой Россию. Вся эта ярмарка тщеславия, лжи и грабежа – пустой мусор для сил созидания, устремленных к утверждению на Земле духовной цивилизации.

К становлению обновленной России будут допущены только те политические партии и движения, которые смогут разбудить дремлющие здоровые силы в сознании россиян, донести до людей понимание новых путей России, состоящих в гармоничном синтезе духовного и материального, индивидуального и универсального, частного и общественного.

Таким образом, каждый из нас должен спокойно и осмысленно подходить к оценке любого политика, любого политического или общественного движения: если от их слов и дел исходят не зловещие, мрачные эманации, а лучится светлая, радостная энергия созидания, значит этим людям можно доверить почетную обязанность управления страной.

Современное человечество, как сказано в Евангелии, обречено жить в завершающий период всеобщего противостояния сил добра и зла. И каждый человек, в меру своего духовного развития, обязательно окажется по ту или иную сторону Рубикона. Перед окончательным посрамлением сил зла верящие в божественное провидение люди должны, наконец, отвратиться от гибельного мира материальных утех и принять всем сердцем духовные пути развития своей личности, как полноценной частицы Вселенной.

Никто никуда никого насильно тащить не будет. Каждый определяется сам. В этом различении – смысл нашего времени, наших испытаний и наших обретений.

Итак, выбор берега Рубикона за каждым.

13. 07. 1998 г.

Из книги Хищная любовь автора Диденко Борис Андреевич

Из книги Беспокойники города Питера автора Крусанов Павел

Тимур Новиков Сарпакша - Змеиный Глаз, или Слепой художник Сейчас не лучшее время писать о Тимуре Новикове, шумихи и так хватает. Но, перефразируя Георгия Гурьянова, думаю, что «уж лучше я, чем какой-нибудь урод» напишет для издания, которое я для себя называю «пинок

Из книги Подземка автора Мураками Харуки

Слепой кошмар. Куда мы идем? 1 Что случилось в Токийском метро утром 20 марта 1995 года? Утром 20 марта 1995 года я был у себя дома в городе Оисо префектуры Канагава. В то время я жил и работал в США, в штате Массачусетс, и на две недели вернулся в Японию - в университете начались

Из книги Газета День Литературы # 115 (2006 3) автора День Литературы Газета

Владимир Бушин СЛЕПОЙ И СЛЕПЕЦ Руками быстрыми слепца… А.Твардовский 21 апреля 2004 года умер известный поэт - офицер Великой Отечественной войны Эдуард Асадов. В мае 1944 года под Севастополем он потерял глаза. Мы вместе учились в Литературном

Из книги Честь и бесчестие нации автора Бушин Владимир Сергеевич

"ОН ВСЕ УВИДИТ, ЭТОТ МАЛЬЧИК…" Виюле прошлого года мне позвонила и попросила о встрече некто Беатрикс Вуд, англичанка, кинопродюсер. Я, конечно, удивился: что такое? Чем моя скромная и совершенно не киношная особа могла заинтересовать незнакомую мне дочь гордого альбиона?

Из книги Собрание автора Шварц Елена Андреевна

55. Два стихотворения, кончающиеся словом «слепой» I В иноке ухватка хороша Ловкого борца, мастерового. Знает, потрудясь, его душа Хитрости, приемы беса злого. Он твердит Исусову молитву Так, как сеют, машут до заката. И когда уснет - душа на битву, То ж твердя, идет, сменяя

Из книги Александр Солженицын: Гений первого плевка автора Бушин Владимир Сергеевич

«БЫЛ ГЛУХОЙ СЛУХ…» В своем повествовании, сосредотачивая интерес главным образом на самой личности Солженицына, я не ставил задачей дать разбор или хотя бы развернутую оценку всех его произведений. Из них наиболее полное представление читатель получил об «Архипелаге

Из книги Газета Завтра 420 (51 2001) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 427 (4 2002) автора Завтра Газета

Из книги Бегство из гетто: Заметки по поводу рукописи, оставленной в ОВИРе автора Кравцов Борис

Имеющий уши да услышит… Вот так, слегка перефразировав евангельский стих: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф., гл. 11, ст. 15){8}, Шполянский не только предваряет им свою рукопись, но и практически формулирует ее цель: не молчать и тем самым не способствовать.Чтобы так

Из книги Блеск и нищета номенклатуры автора Костиков Вячеслав Васильевич

Концерт для глухой вдовы Нет, пожалуй, другого такого свойства человеческой природы, которое в ходе веков дало бы такое обилие метаморфоз, как Глупость.Уже в 1494 году в сатирической поэме «Корабль дураков» немецкий писатель Себастьян Брант насчитал свыше ста видов

Из книги Путешествие из Москвы в Петербург автора Пушкин Александр Сергеевич

Слепой Слепой старик поет стих об Алексее, божием человеке. Крестьяне плачут; Радищев рыдает вслед за ямским собранием… О природа! колико ты властительна! Крестьяне дают старику милостыню. Радищев дрожащею рукою дает ему рубль. Старик отказывается от него, потому что

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Глава XXXIII. В той степи глухой (1) А между тем не стоит забывать, что граница России понемногу сдвигалась и в направлении территорий, ныне именуемых

Из книги Небесная канцелярия [сборник] автора Векшин Николай Л.

Глава XXXIII. В той степи глухой (2) Думаю, мало найдется несогласных с мыслью, что критерием недовольства туземцев вновь появившимися, да еще и претендующими на главенство, пусть в разных формах, пришельцами, везде и всегда является сопротивление. Индейцы прерий из года в год

Из книги Растождествления автора Свасьян Карен Араевич

Слепой тормоз Ты думаешь, я тормоз? Ты права. Еще – слепой? Ну, близорук я, каюсь. Забита ерундою голова? Тобой почти совсем не занимаюсь? И не звоню. И мэйлы не пишу. Вообще веду себя немного странно. И встреч наедине я не ищу. И объясняюсь несколько туманно. «Открой глаза!

Loading...Loading...