Поговорить с батюшкой онлайн анонимно. Вопросы священнику

На днях к причастию принесли того, кто чаще всего прибавляет священнику, стоящему на амвоне с Чашей в руках, изрядное количество седых волос, – орущего младенца.

Этот младенец был из тех, кого «младенцами» как-то и не назовешь: приблизительно двухлетний крепкий бутуз, который сидеть на ручках у папы, а тем паче лежать головой на правой руке в позе «как грудью кормите» категорически отказывался. Он яростно вопил «не буду!», словно видел в батюшке подступающего к нему с пыточными инструментами палача, и, брызжа слезами, размахивал руками и ногами так, что пришедшая на помощь папе растерянная мама не могла его удержать…

В конце концов, мама и папа, впервые в этот день исповедовавшиеся, причастились сами, а подносить свое чадо к Чаше еще раз не рискнули. И я этому был, честно говоря, рад – от вида ребенка, которого скрутили, и которому сквозь сжатые зубы насильно впихнули-таки лжицу с каплей крови Христовой, не то что не возникает удовлетворенного чувства исполненного долга, но и просто бывает очень не по себе…

Есть такая установка: «всё лучшее – детям». Причастить ребенка, какими угодно путями влить в него заветное вещество и мнить в этом исполнение своего христианского родительского (бабушкинского, восприемнического и пр.) долга – а там уж благодать Божья сама волшебно совершит всё для чада нужное и полезное… Такой ход мысли видится мне более чем сомнительным, и снисхождение чудесной «благодати» на того, кто к ней совсем не готов, приводит на память сюжет про Данаю и сходящий на нее, ни сном ни духом ничего не соображающую, золотой дождь.

Да-да, речь здесь – именно о готовности человека (пусть даже совсем маленького) к причастию.

Есть и такое мнение среди православных ригористов: противится дитя причастию – значит, пора его на отчитку, не иначе как бесами одержимо! Вовсе нет, считать малосмысленного ребенка заведомым ярым врагом Божьим – дикость. Он именно что просто не готов к причастию. И не готов чаще всего именно потому, что не готовы к встрече с Христом его родители.

Вот оно, ключевое слово – «с Христом». О том, что в Чаше – не волшебное средство от болезней и несчастий, говорено-переговорено. Но добавим и еще нечто важное: само по себе поднесение (да и подхождение) к Чаше также не сделает человека автоматически христианином, не введет его само по себе в круг учеников, приобщающихся Христа на Тайной вечере. Потому что прежде чем за эту вечерю возлечь, ученики встретили Христа, выбрали Его как смысл своей жизни, полюбили Его и следовали за Ним, жили внутри, грубо говоря, конкретного религиозного контекста конкретными мессианскими чаяниями, с их Учителем связанными.

Проще говоря, главная подготовка к встрече и взаимообщению младенца с Христом в таинстве причастия – это христианство его родителей. Их воцерковление, их следование заповедям Евангелия, их молитва и участие в таинствах, то же регулярное причащение, наконец.

(К слову, примечу: да, бывают случаи, когда родители вроде бы вполне воцерковлены, но их чадо все равно испытывает страх или проявляет нервозность при походе в храм. Человеческий мир широк, в какую-то одну модель его не вместить, и каждый такой случай, конечно, надо рассматривать индивидуально в беседе с опытным священником).

Младенец получает просвещающую и преображающую благодать Христову, прежде всего, через родителей. Это закон, установленный Богом, а Он Своих законов не нарушает. Конечно, если родители совсем уж нехристи (или их нет рядом), то Бог силен устроить пути человека так, чтобы он все равно смог прийти в Его Царство, – но это все-таки скорее исключение, а Бог хочет от нас, чтобы мы научились жить по правилам, которые есть законы Царства. По той заповеди, которая древнему псалмопевцу виделась широкой зело и была его устам паче меда, а нам, увы, иной раз видится ненужным атавизмом и узостью…

Всё это я хотел бы, чтобы услышали не только невоцерковленные родители младенцев, но и все, считающие себя Церковью. Все мы – те, кто, стоя в храме на литургии, морщится и качает головой при виде взопревшей мамы, влачащей к амвону сопротивляющееся дитя, не понимающее, куда и зачем его влекут, чувствующее только, что насильно, явно не верящее увещеваниям, что «батюшка сладкую ягодку даст» (и слава Богу, что не верящее).

Мы с вами многое можем сделать – например, обратить внимание на своих невоцерковленных родных, близких, друзей, имеющих малых детей, и помочь им разобраться, что к чему в вере Христовой, что такое – причастие Его Тела и Крови и зачем оно. А также, что тоже очень важно, еще раз задать вопрос себе самим: а сами-то мы зачем ходим к причастию и чего именно от этого таинства ожидаем (например, в очередной раз скорбя на исповеди: «ох, батюшка, только истово поговею, правило вычитаю да причащусь – тут же соседка с разговорами пристанет, и сразу всю-то благодать теряю!..»).

В какие дни причащают детей в церкви: особенности таинства.

Нужно ли причащать ребенка?

Встреча малыша с Богом – важное событие в жизни первого. У него еще не сформировалось своего отношения к Господу. Здесь нужно помочь сыну или дочери адаптироваться в новой среде. Родители даже отмечают, что их младенец меньше болеет, когда начинает причащаться.

1. Ребенку необходимо участвовать в данном обряде, поскольку тогда его Небесный Покровитель будет находиться рядом.

2. Молодые родители часто задаются вопросом, как часто причащать детей.

3. До 7 лет это можно делать регулярно на литургии, которая служится в воскресные и праздничные дни.

Взрослые люди, которые с детства принимали участие в таинствах церковных, мыслят шире, уделяя особое внимание духовным ценностям. Это помогает им сохранить нравственную чистоту, стремление быть милосердными к слабостям ближних и веру в то, что в нашей жизни все происходит не случайно.

В какие дни причащают детей в церкви – правила.

Как правильно причащать ребенка?

Дети допускаются к причастию с момента крещения. Потом это делается по возможности родителей. Если малыш находится в возрасте 2−3 лет, родители должны объяснить ему, что он пойдет в гости к Богу. Как же проходит сам обряд?

1. Взрослый человек причащается на голодный желудок и постится перед таинством. Ребенка до 3 лет в еде не ограничивают. Грудничка лучше покормить за 1,5 часа до причастия, чтобы он не срыгнул.

2. Родители заранее узнают расписание церковных служб. В некоторых храмах начало литургии в 7, 8 или 9 утра. Малыша приносят к самому причастию, которое совершается через час.

3. Перед обрядом берут благословение у священника. Затем малышей сажают на правую руку, а дети постарше складывают руки на груди крестообразно (правая должна быть поверх левой).

4. Ребенка подносят к чаше и называют данное ему при крещении имя. Совсем маленьким священник дает немного вина на ложечке, а подросшим – частицу хлеба.

Следите, чтобы малыш не дергался и не вертелся. Причастие – святыня, которая не должна быть пролита или уронена! После таинства всех провожают к специальному столику, где им дают просфору и запивку. Потом дожидаются конца службы и, приложившись к кресту, уходят. Теперь ответ на вопрос, в какие дни причащают детей в церкви, получен.

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Заранее прошу прощения за мой вопрос, но чем дальше по жизни, тем больше мне хочется узнать, как к этому относится Православная Церковь. А тема такая: с молодости и долгое время я была убеждена, что высшее образование — это чуть ли не первоначальная цель и смысл жизни. Так воспитали меня мои родители. Моя мама признавала только высшее образование, считала, что человек без высшего образования — это не человек. Более того, по ее мнению, люди с разным образованием не должны соединять свои судьбы. Моя мама уже старый человек, у нее есть уже правнучка, но она и сейчас не признает хотя бы среднюю успеваемость в школе, так как надо поступить в вуз. Со временем у меня появилось свое мнение по этому вопросу. Учиться, конечно, надо, но насиловать детей учебой не нужно. А высшее образование необязательно. Просто нужна профессия. Мою маму уже не переубедить. Однако не одни мои родители такого мнения. Многие люди молят Бога о хорошей учебе своих детей, о приобретении именно высшего образования. Я 16 лет работала в школе, затем ушла из образования. Ушла по нескольким причинам, в том числе мне не нравился ажиотаж вокруг выпускных экзаменов и дальнейшего поступления выпускников. И сейчас продолжается всё это: тестирование, сертификаты, подача документов, разговоры, гордость, зависть. Неужели так важно получить корочку о высшем образовании, из-за этого потратить здоровье, время, деньги? Разъясните мне, батюшка, этот вопрос. Может, я чего-то не понимаю.

Ответ

Я тоже этого не понимаю, не принимаю и полностью с Вами согласен. «Корочка» не поможет нам стать добрыми, любящими, трудолюбивыми, надежными людьми, я уж не говорю о духовных вещах. К сожалению, формальность «корочки» и необходимость ее получить — это целое поколение людей. Я помню отношение и моих родителей — действительно важно было образование, диплом, а остальное… И видел своих сверстников, которые учились: им это не нравилось, но они учились. Ну и что дальше?

Мне кажется, важно, чтобы человек научился быть последовательным, терпеливым, трудолюбивым, чтобы он нашел себя, свое призвание. Конечно, когда человек находит свое призвание и учится, это помогает ему профессионально расти — это одно дело. А когда просто лишь бы окончить вуз, а там всё равно, кем ты станешь, каким ты будешь специалистом, что ты сможешь делать, то это совсем другое, это просто какая-то карикатура. Я думаю, настоящие учителя, наоборот, прививают детям, своим ученикам, трудолюбие и глубокое отношение к предмету, благодаря чему у него появляется интерес и действительно хочется освоить ту или иную специальность и принести пользу людям, а не просто гордиться своим дипломом.

Самое главное — стать хорошим человеком. И вообще, если мы смотрим по-христиански, то самое важное — чтобы человек соединился с Богом. А кем он будет — рабочим или министром, это уже дело второстепенное. Когда в душе человека будет любовь, в нем будет жить Бог, и тысячи людей, по слову преподобного Серафима Саровского, будет спасаться вокруг такого человека — вот это действительно высота.

Вопрос

Здравствуйте! Подскажите, как понять, почему батюшка слишком мягкий — потому что так и нужно в данный момент, или он «пытается понравиться», делает что-то не так? Мой батюшка дает мне много послаблений — в правилах, канонах, в посте. С одной стороны, я бы, наверное, смутилась, если бы он был чересчур строгий, непримиримый. Но я переживаю, т.к. слишком мягкий духовник еще хуже, чем очень строгий. Вот, например, мы давно живем вместе с молодым человеком, абортов я никогда не делала, друг другу не изменяем. Всё общее — деньги, быт, заботы. Но мы пока официально не женаты, поженимся через полгода. Я читала, что в таком случае мне строго нельзя причащаться (у нас с молодым человеком есть близость). А батюшка говорит, что можно, т.к. мы живем уже почти как семья и точно через полгода поженимся. Поэтому он допустил меня к Причастию. Если не прочитала каноны к Причастию — ну, ничего, в следующий раз прочитаешь, а сегодня можешь и так причаститься. Про пост тоже сказал: «Если можешь, держи пост, если нет — можешь иногда позволять себе масло, яйца, мясо и т.д.» Утреннее и вечернее правило — «конечно, лучше читай полностью, если нет — ну прочитай хоть сколько-то». С другой стороны, он помогает мне советами, внимателен, всегда выслушает. Я понимаю, что вера и соблюдение правил должны идти прежде всего от меня изнутри, а не от того, кто что разрешил или запретил. Может быть, он так мягок, чтобы не оттолкнуть меня от веры и Церкви? Я пришла к нему только месяц назад, я только-только начинаю воцерквляться. Извините, что так много написала, но я совсем недавно пришла к вере, только начинаю свой духовный путь и поэтому переживаю.

Ответ

Аня, если бы у Вас был строгий батюшка, Вы бы, наверное, вообще от него уже убежали. Всегда, когда человек приходит к Богу, ему кажется, что он уже герой и может совершать духовные подвиги.

Батюшка хочет, чтобы Вы в Церкви остались, поэтому не дает Вам чего-то тяжелого, непосильного, а дает то, что Вам по силе. Мне кажется, что он очень мудрый и хороший человек, если так бережно и с любовью к Вам относится. Но нам не угодишь. Нам нужна плеть, нам нужен кнут, нам нужно, чтобы нас обличали, нам иногда бывает трудно, когда нас жалеют и пытаются относиться по-хорошему. Здесь есть просто какое-то неправильное понимание. Читайте все молитвы — кто Вам запрещает? Он же и говорит, что если можно — читайте всё, все каноны. Но если Вы не прочли канонов, то причаститься тоже надо. А прочитаете в другой раз. Очень правильно он говорит. Сейчас Вы живете с молодым человеком, может быть, Причастие дает Вам возможность и надежду на то, что все-таки у вас состоится семья.

Вы полгода назад только пришли в храм, Вам важно остаться в храме. А мир такой, что как пробка можно вылететь, и будут большие потери. Поэтому, наверное, Бог открывает этому священнику, какая мера Вашей духовной жизни. И надо за это благодарить, а не смущаться. Я думаю, что Вам крупно повезло и у Вас хороший духовник.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. У нас с мужем есть семилетний сын, но после его рождения две последующие беременности закончились преждевременными родами: первая доченька умерла во время родов, а вторую успели покрестить именем Валентина в честь матушки Валентины, потому что перед беременностью ездила к ней на могилку и обещала, если беременность наступит, так назвать. Теперь после многочисленных обследований, когда врачи дали добро, я не могу забеременеть. Брак не венчан, потому что муж против, хотя ежедневно молю о его вразумлении. Его вообще сложно уговорить даже иногда сходить в церковь. На одной из воскресных служб пришла в голову мысль, что мне поможет Пояс Пресвятой Богородицы. Но теперь, в силу последних событий, не понятно, можно ли писать на Афон с просьбой прислать освященный поясок или нет? Прошу Ваших молитв.

Ответ

Я думаю, что этот вопрос не затрагивает отношений евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, поэтому это можно делать.

Ваша вера поможет Вам в молитве Божией Матери. И, конечно же, очень важно, чтобы муж все-таки согласился повенчаться. Если Вы будете напряженно, усердно молиться, это произойдет. Сейчас пост и очень благоприятное время для того, чтобы просить и благословения церковного на Ваш брак, то есть Венчания, и чтобы Господь дал Вам уже в венчаном браке родить здорового ребенка. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Мне очень нужен духовник. Как мне его найти? Спаси, Господи.

Ответ

Анечка, кто ищет, тот и находит. Вы мо литесь, чтобы Бог послал Вам духовника, ходите в храм — я думаю, что Вы его найдете. Но не надо это делать нарочито: «Будьте моим духовником!» Как-то это слишком, я бы сказал, нескромно даже. Просто найдите священника, который Вам будет по сердцу, которого Вы сможете понимать, и ходите к нему регулярно на исповедь. И так получится само собой, что он станет Вашим духовником, потому что будет знать Вашу жизнь, Вы будете пользоваться его советами, он будет за Вас молиться. Эта духовная связь созидается со временем и приходит незаметно.

У Вас есть потребность духовного окормления, духовного совета, наставления. Я думаю, что Бог эту Вашу потребность удовлетворит. Так что ищите и найдете.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день. Я много путешествовал по святым местам. Сейчас дома много дорогих мне икон: из храма Андрея Первозванного (Патры, Греция), из греческих горных монастырей, из болгарских монастырей, из Иверского монастыря (Афон). В свете сегодняшних взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинополем могу ли я продолжать совершать молитвы перед этими иконами? Спасибо за ответ.

Ответ

Конечно, можете продолжать, ведь икона тут ни при чем. То, что патриарх Варфоломей поступил неканонически, неправильно, даже, можно сказать, подло по отношению к нашей Церкви, не касается ни святынь, ни молитв. Это грех человека. К сожалению, сейчас такие отношения сложились, что у нас нет евхаристического общения, то есть мы не можем причащаться и совершать таинства в церквях, в монастырях, принадлежащих Константинопольскому патриархату. А молиться, почитать величайшие святыни, которые находятся на Афоне или в других греческих монастырях, мы должны. Потому что та же Божия Матерь — Она для всех Божия Матерь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день. В семье умерла бабушка. Внук и бабушка любили друг друга. Но внук решил жениться и свадьбу назначил буквально на 2 недели раньше срока, как истекает год со дня смерти бабушки. Грех ли это? Спасибо за ответ.

Ответ

Вопрос

Уважаемый батюшка! Может, Вам покажется странным мой вопрос, уж простите, но помогите разобраться в следующем. Я купил в церкви кулончик с именем и подарил его девушке. Некоторое время она его носила, и всё было хорошо, и вот вчера получила ожог от него, сразу сняла и легла спать, а наутро на том месте было красное пятно в виде кулона. Как это объяснить? Помогите, пожалуйста, что ей делать и как быть дальше? Она захотела его выбросить.

Ответ

А как она ожог получила? Можно в бане получить ожог, поэтому там надо снимать кулончик, поскольку температура большая. А так что, в обыкновенных условиях вдруг кулончик настолько разогрелся? От чего? От молитвы? Это непонятно.

На мой взгляд, если эта девушка Вам дорога и это Ваша будущая невеста и жена, то не стоит ссориться. И даже если она этот кулончик выбросит, Вы не обижайтесь — всё бывает в жизни. Из-за кулончика не стоит портить отношения и ругаться с близким человеком.

А в целом хотелось бы пожелать вам, чтобы вы создали дружную православную любящую семью.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка. У меня к Вам очень щепетильный вопрос. Мы с моим молодым человеком встречаемся давно, дождалась его из армии и при этом мы не жили вместе. Когда он вернулся из армии, то сделал мне предложение, уже запланированы время и дата нашей свадьбы с Венчанием. Но из-за того, что мы не живем вместе, у нас часто происходят ссоры, так как мало проводим время вместе и вынуждены задерживать себя. И нам бы хотелось жить вместе, учиться самостоятельности, учиться уступать. Будет ли это очень плохо, если мы начнем жить вместе как жених и невеста? Заранее спасибо.

Ответ

На мой взгляд, хорошо бы вам побыстрее повенчаться и жить вместе уже как муж и жена. Не репетировать, а начинать жить по-настоящему. Что вам мешает? Вот сейчас кончится пост и венчайтесь.

Все-таки лучше начинать семейную жизнь правильно — с Божиего благословения. А так поживете, поругаетесь, разойдетесь и что дальше? А в случае брака уже всё, настроитесь. Брак — это большой труд, это испытание, это борьба с грехом, с эгоизмом, с самостью, и без помощи Божией, без Божиего благословения это не получится. А думать, что вот вы поживете, и телесные отношения вам помогут, немножко неправильно. Потому что нужно доверять друг другу. Есть люди, которые расстаются и на расстоянии верны друг другу, ждут друг друга, потому что действительно любят и хотят быть вместе. А что сейчас мир делает? Люди не ждут Божиего благословения, начинают жить вместе, а потом им уже не хочется ни расписываться, ни венчаться, ни брать ответственность — так устраивает. И получается, что уже и дети есть, а они, оказывается, незаконнорожденные, потому что брака-то законного нет.

Помоги вам Господи быстрее повенчаться, чтобы создать настоящую православную семью.

Ответ

Все-таки поищите православную крестную, потому что у нас нет евхаристического общения с католиками. Я думаю, что найдется в храме человек, который согласится стать крестной Вашей дочке и будет молиться за нее в церкви, этого будет уже достаточно для духовной поддержки Вашего ребенка. А ваша подруга, близкий Вам человек, тоже будет помогать Вам в духовном воспитании. Есть какой-то церковный порядок отношений и есть житейские, жизненные отношения, которыми мы живем в этом мире.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Случаются в жизни ситуации, когда человека следует направить в нужное русло. Кто это может сделать? Зачастую близкие родственники, иногда друзья и всегда Господь Бог. Человек, даже если он не очень-то и верит в подсказки Божьи, просто идет в храм, чтобы задать вопрос священнику, батюшка же - слуга Божий. Он обязательно поможет.

Как правильно задать свой вопрос батюшке? Давайте об этом более подробно побеседуем.

Священник - это не старец

Вопросы к священнику бывают порой самые странные. Люди пребывают в уверенности, что если перед ними священник, он просто обязан все знать. Вообще в России к этим слугам Божьим относятся с детским трепетом и уважением. Батюшка же.

Как это ни плачевно осознавать, но священник в первую очередь человек. И он не всегда может дать ответ на очень серьезный вопрос. Точнее, ответ дать может, но принимать решение за спрашивающего не обязан.

Приходит, например, женщина в храм. Батюшка ее впервые в жизни видит, а женщина его спрашивает: «Батюшка, как посоветуете? Операцию мне делать или нет?»

И что должен ответить священник? Да еще так, чтобы женщину не обидеть? Посоветует делать операцию, вдруг умрет она на операционном столе? А скажет следовать рекомендациям лечащего врача по этому поводу, женщина может обидеться. Как так? Священник и не знает, нужно ей операцию делать или нет.

Эта история абсолютно реальна. Как и множество других, подобных ей. Люди идут в храм зачастую с желанием снять с себя ответственность за принятие того или иного решения. Проще говорить, что так батюшка посоветовал, если не получилось что-то, чем признаться в собственной неправоте.

Батюшка - не провидец. Нет, есть, конечно, и старцы в русских православных монастырях, но их совсем мало. В обычном храме едва ли можно встретить старца. Там служат обычные священники, они могут лишь направить вопрошающего, подсказать ему. Но диктовать, что и как делать, батюшки не вправе. Господь дал людям свободу выбора, кто такой священник, чтобы эту свободу пресекать? Решение должен принимать тот, кто задает вопрос православному священнику. Взвешивая все аргументы "за" и "против".

Как спрашивать

Бывает и так, что приходишь утром на службу, становишься в очередь на исповедь. Исповедников огромное количество. И вот, доходит очередь до какой-нибудь женщины. И все, встали. Уже и "Милость мира" пропели, и "Отче наш" скоро пропоют, а она все задает вопросы к священнику. Батюшка и прогнать ее не может, и остановить. Очередь начинает тихо роптать: «Вот-вот к причастию идти, а женщина все спрашивает и спрашивает». Да еще громко, с выражением, так, что исповедники, стоящие в очереди первыми, все слышат.

Во избежание такой ситуации, вопросы свои надо решать уж точно не в воскресный день на исповеди. Если позволяет время, то придите в субботу вечером, встаньте в очередь на исповедь последним и спросите все, что нужно.

Когда приходить с вопросами

Можно ли вопрос священнику задать на исповеди, мы выяснили. Лучше это делать в субботний вечер или вообще после службы. Но как попасть к батюшке после службы, как поговорить с ним? Особенно если это воскресный день. А у священников, как известно, суббота и воскресение - самые насыщенные дни.

В конце службы, когда священник дает целовать крест, можно спросить у него разрешения поговорить после завершения целования. Если батюшка очень торопится, вполне вероятно, что он даст свой номер телефона и скажет, когда ему можно позвонить и поговорить. Это сейчас вполне нормальная практика, пугаться этого или обижаться на то, что священник не смог выделить время на беседу, не нужно. Если батюшка назначает время для звонка, значит, он сможет уделить спрашивающему человеку столько внимания по телефону, сколько будет необходимо.

Дежурные священники

Задать вопрос священнику можно не только на исповеди или после службы. Во многих храмах существуют так называемые дежурные батюшки. Чтобы к нему попасть с вопросом, достаточно прийти в храм, поинтересоваться, есть ли дежурный священник, и попросить позвать его. После того как батюшку позовут, попросить разрешения задать ему вопрос.

Батюшка онлайн

Вопросы к священнику можно задать и в Интернете. Есть проект, который так и называется "Батюшка онлайн". Здесь можно задать любые вопросы священнослужителю и получить ответ на него.

Кроме этого, очень распространена практика задавать вопросы на сайтах православных храмов. Там даже рубрику отдельную выделяют для этого, обычно она называется "Вопросы к священнику". Конечно, не на всех сайтах она есть, но очень на многих.

Резюмируем

Основная цель статьи - рассказать читателю, как можно задать вопрос священнослужителю. Аспекты данной статьи следующие:

  • Батюшка - это такой же человек, как и мы все. Обращаясь к нему, не нужно думать, что ему открыта воля Божья. Священник может лишь направить человека, подсказать ему, но не решать за вопрошающего.
  • Вопросы лучше задавать субботним вечером или после воскресной службы. На воскресной исповеди стоит воздержаться от длинных диалогов со священником. Если, конечно, ситуация не требует безотлагательного решения.
  • Существуют дежурные храмовые священники. К ним можно подойти со своей проблемой в любой день, не дожидаясь субботы или воскресения.
  • Интернет еще никто не отменял. Можно задать вопросы к священнику на проекте "Батюшка онлайн". Или на сайтах приходских храмов в специальном разделе.

Заключение

Когда вопрос очень серьезный, то с ним лучше обратиться к старцу. Например, в Боровске или Сергиевом Посаде до сих пор есть такие старцы, помогающие людям. Ибо простой священник вряд ли наделен даром прозорливости. И не нужно бояться или стесняться спрашивать. Ищите, и дано вам будет, стучите, и откроется вам.

Уважаемые посетители сайта!

Уважаемые посетители сайта! В этом разделе сайта вы можете задать вопросы священнослужителям Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Заполните расположенную ниже форму отправки письма. Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта и получения ответа священнослужителей, при этом указывается дата публикации, а не получения вопроса.

Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях. Информацию по большинству вопросов о христианской вере и жизни, Священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории можно найти в других разделах нашего сайта.

Количество записей: 16441

Добрый день! Некоторое время назад мне снилась смерть мамы несколько раз, после последнего подобного сна мама умерла(месяц назад). Теперь мне снится что умирает мой муж(снилось такое уже 2 раза). Еще часто снится что мама как будто ожила. Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать??? Очень переживаю за мужа.

Мария

Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать. Благослови Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки!Хочу поблагодарить Вас, и в вашем лице все православное священство, за неоценимую помощь и благословенный труд! Слава Господу за его заботу о людях Вашими руками и словами! Такой вопрос. В моем молитвослове есть последование по исходе души от тела, состоящее из одного канона. Подписано, что читается мирянами если нет священника. Просто я не совсем могу разобраться, это канон о едином умершем или другой канон, который надо читать сразу после смерти человека? Я хотела бы его читать за упокой души своего отца. Можно ли? И еще. Можно ли протирать лик на иконах тряпочкой или просто надо осторожно сдувать с него пыль? Мне сказали, что лик трогать нельзя. Это правда? Спаси, Господи!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Канон о единоумершем и последование по исходе души – это разные последования. Читать его можно. Протирать иконы можно, не трогают (и не целуют) лик, чтобы не повредить его, а не из сакраментальных побуждений. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? (зять не дает согласия на крещение ребенка) И услышит ли Господь такие молитвы?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов (тогда совершается перед литургией проскомидия), в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте батюшки Можно ли слушать аудиокнигу игумена N Сокровенный Афон мне она понравилась когда я ее прослушала один раз а игумен N это игумен Ефрем Виноградов он еще книгу написал отчего нас хотят спасти Мне обе книги понравились Можно ли читать и слушать эти книги?

Екатерина

Да, Екатерина, можно. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте!Спасибо большое иерею Сергию Осипову за ответ на мой вопрос по поводу"...можно ли поменять имя,данное мне при крещении,если его никто не помнит и не знает...".Но дело в том,что когда моя жена идет в церковь,в храм и пишет записки с именами,то мое имя вычеркивают бабушки,принимающие эти записки,мотивируя тем,что моего имени нет в списках православных(меня зовут Эдуард) и такое уже было ни в одной церкви и ни в одном храме.Поверьте,я Вам не жалуюсь,просто хочу знать,как быть в таких ситуациях? Можно ли снять на телефон Ваш ответ и показывать его в церквях и храмах,если опять мое имя будут вычеркивать?Или поменять имя своего небесного покровителя?Извините меня,если назойлив и безграмотен в церковных делах.Заранее,спасибо большое.

Эдуард

Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого:) Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Моему ребенку 1.9. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца.он меня оставил около 5 мес.нпзад и я хочу сменить имя и фамилию ребенку. Имя на Виталию. Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся. Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет?Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом? Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться.нужна более действенная и реальная мне поддержка.

мария

Мария, имя, данное в крещении не меняется. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Батюшка, у меня три крестника - Александр (родился 5 января), Сергий (12 января) и Павел (29 июля). Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела?

Татьяна

Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении. По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days.pravoslavie.ru. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить (если крестники малыши еще, конечно) в храм ко причастию. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, вопрос Сергею Осипову. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года.к ребенку исчезло чувство умиления и восхищения.живу только чувством долга, что жизнью не ччитаю и тягощумь ей сильно. Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему (сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры) или держать из принципа при себе (принцип т.е.что принято считать детям с матерями лучше), мучая ее своим неизбывным унынием (бороться с ним не могу, устала). Сспасибо.

мария

Дорогая Мария, не выбирайте из двух зол меньшее. "Неизбывное уныние" называется депрессией. Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка Александр. Если я книги матушки Фотинии отнесла в храм, а там пускай что хотят с ними, то и делают, правильно ли я сделала? У нас бывает такое, что люди приносят иконы и книги в храм, а другие их берут.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Когда что-то полезное, но уже не нужное, приносят в храм, чтобы другие, кто желает или нуждается, воспользовались этой вещью, то это хорошо. А вот сектантскую литературу надо сразу уничтожать, чтобы никто не подхватил заразу. Представьте себе, что оставленную Вами книжонку кто-нибудь возьмет и будет читать с доверием, ведь он же ее в храме взял, а значит, она дозволительна для чтения. Человек этот, если окажется несведущим в православном вероучении, повредится, а грех будет на Вас. Исправьте сделанное, если еще не поздно, и обязательно исповедуйтесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшки! Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой (т.к. в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда), и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи!

Павел

Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями (апофатически): неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений. Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу (сущность) Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно. Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах".

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, Батюшка. Я недавно наткнулся вот на это видеосвидетельство (...), и меня как верующего, православного человека, это ввело в шок. Я знаю, что доверять этим свидетельствам нельзя, но всё-таки я хотел узнать, является ли это свидетельство правдой? Храни вас Бог!

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Скорее всего, эта девчонка говорит искренне. Но, что Вас смущает? В католицизме уже давно бред больного воображения, прелесть бесовскую и прямую бесоодержимость возвели в ранг откровения. Содержание таких "откровений" не является отражением объективной реальности, а отражает только то, что было показано несчастной бесами. Она говорит правду, что видела, что слышала, то и говорит. Только источник перепутала. А средств отличить беса от Ангела у нее нет. В Православии это явление известно давно и имеет свое название - прелесть. Советую Вам, для личной духовной безопасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не смотреть, не слушать и не обсуждать ничего, касающегося сверхъестественных явлений и мистических опытов. Господь дал человеку после падения кожаные ризы, чтобы оградить его от непосредственного влияния демонов, сосланных на землю, в то же пространство, что и человек. Но нам любопытно.... Так и норовим проковырять дырочку в этих защитных ризах. Но в прореху входит не знание истины, а познание бесов. Цель же этих субъектов - смерть.

иерей Александр Белослюдов

Вопрос иерею Александру Белослюдову. Батюшка! Подскажите, пожалуйста. Я замужем, муж не воцерковлен. Мне не хватает общения. И складывается так с самого начала наших отношений. Мало общих тем для разговора. У меня мало друзей, и я всегда очень радуюсь, когда нахожу близких по духу людей. У меня так бывает со всеми друзьями, вне зависимости от пола. В связи с этим вопрос: что делать, если близкий по духу человек, с которым складываются теплые отношения, мужского пола? Нужно прекратить общаться только потому, что он мужчина? Или все-таки можно дружить? И если можно, то как понять, где допустимые рамки этой дружбы? Спаси Господи Вас!

Ольга

Здравствуйте, Ольга. В общении трудно четкую грань провести. В поступках да, можно. Пока мы чай пьем, это нормально, а когда уже обнимаемся, то это блуд. Но внимайте себе, не закрадывается ли помышление сладострастное и в самом разговоре. Мне кажется, что следует обратить внимание на те слова, что Апостол Павел обращал к женам имеющим неверующих мужей: "откуда ты знаешь жена, не спасешь ли мужа?" Наверное, надо не убегать от мужа в поисках общения, а искать точки соприкосновения из которых можно каплей по капле закладывать предпосылки для интереса духовного. Я не могу конкретно Вам сказать, что делать, Вы сами должны найти это. Просо подумайте в этом направлении. А друзья дело хорошее, пока Вы не начинаете ценить их больше, чем мужа. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Прошу разрешить мои недоумения. Какова степень послушания прихожанина духовнику? Я 7 лет назад просила благословения на покупку машины, но так его и не получила. Батюшка сказал: "Ты погибнешь". Я выучилась и получила права. Но поскольку машины нет, так водить и не стала. Сейчас понимаю, что машина необходима для поездок на дачу, отвезти, привезти стройматериалы, вещи, урожай, поехать что-либо заказать, для перевозки домашних питомцев. До сих пор я ездила на электричке (вести на себе 20 кг реально тяжело) или с родителями на машине. Но родители скоро состарятся. Я не замужем. Машину покупать я побаивалась, но понимаю, что без машины с дачей управляться тяжело. Простите за такой вопрос.

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Никакого морального права приказывать у священника нет. Послушание в собственном смысле возможно только в отношениях между учеником и старцем. Это явление монашеской жизни. Так же этим словом называют отношения подчиненного и начальника. В широком смысле - последование Христу, как послушание Богу. В отношениях мирянина и приходского священника такая форма недопустима в принципе. В вопросах духовных священник, если обладает достаточным опытом и здравомыслием, может дать полезные советы, а Вы их можете выполнить или нет, по своему рассуждению. Если видите, что совет полезный и не противоречит учению отцов, исполняйте. Если видите, что в совете содержится страсть (властность, тщеславие, гордыня), или он противоречит учению отцов, то не надо его исполнять. А все, что касается частной жизни, взаимоотношений с людьми, работой, бытом, никак священника не касается. Если лезет в эти темы, то это признак настораживающий. Может быть, во всем остальном батюшка прекрасный. Тогда больше не искушайте его, не задавайте вопросов, касающихся Вашего быта. А благословение берите только на духовное. На молитву, пост, любое благое начинание. Но решение Вы принимаете. Вы, и только Вы в ответе перед Богом за свои решения, поступки и намерения. Если нужна машина, берите. Убиться может каждый. Все в руках Божиих. Однако, раз Вы не имеете практики, обязательно пройдите специальные курсы безопасного вождения. Получите полезные навыки, которые стоят потраченных денег и времени. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. Утрачивал ли свободу апостол Павел, когда Господь ему явился и спросил, почему он гонит Его? И если иногда хочется мне, чтобы Господь мне показался Сам и показал бесов, или поместил в ад хотя бы на 5 минут, чтобы знать, каково это - быть в аду, можно ли об этом просить у Него? Преподобный Серафим Саровский видел и бесов.

Екатерина

Снова здравствуйте, Екатерина. Савл всегда был искренне верующим в Единого Бога. Он по неведению гнал христиан. Когда же на пути осиял его свет, и Божественный голос обратился к нему, то он тотчас пал на землю, преклоняясь пред Богом. Узнав, что это Христос, он тотчас отбросил прежнюю убежденность и свободно предал себя Господу: что Ты велишь мне делать? Помните, как Дева ответила Ангелу: се раба Господня, да будет мне по слову твоему. Как апостолы бросив сети пошли за Христом по Его зову. Здесь нет утраты свободы, здесь есть выбор. И выбор очевидный. Иудейские начальники ведь тоже не сомневались в Божественности Христа после воскрешения Лазаря, но не признали Его, а ожесточились. Они другой выбор сделали. И Иуда сделал другой выбор. Просить Бога показать бесов и ад безрассудно. Господь нас оградил от восприятия духовных существ для нашей же безопасности. Если Вас ребенок будет просить пустить его босиком по снегу побегать или сосульку съесть, Вы позволите? Исаак Сирин говорил, чтобы увидеть Небо и Господа, надо понудить себя войти в свое сердце. Царство Божие внутрь Вас. И Ангелы, и бесы, и ад там же. Обязательно прочтите "Слово о чувственном и духовном видении духов", свт. Игнатия Брянчанинова. Получите исчерпывающую и здравую информацию об этом вопросе.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. В письмах игумена Никона Воробьева о самоубийстве написано, что кто даже нарочно, с целью напугать других людей, лезет в петлю, того бесы и против воли задушат. А как они это могут сделать, если они духи, и без попущения Божия они ничего с человеком сделать не могут? И если у меня были мысли о том, что лучше умереть, чем жить со скорбями, от бесов ли это? Есть ли в интернете аудиокнига "Великие русские старцы" игумена Аристарха Лоханова, и можно ли слушать душеполезные поучения Аввы Дорофея в аудиоформате?

Екатерина

Ответ на первый вопрос, Екатерина, Вы найдете в том же "Слове" свят. Игнатия. Самоубийца сам вручает себя бесам, поэтому они получают над ним власть. Но даже в этом случае они остаются орудием Промысла Божия. Искомые Вами книги есть здесь: http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/velikie-russkie-starcy/ - это "Старцы", а это Авва Дорофей: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-avva-dorofei/.

иерей Александр Белослюдов

Может ли священник служить две литургии за одни астрономические сутки? Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день?

Елена

Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время. Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, скажите, как церковь относится к обрезанию у православных христиан? Медицина говорит о гигиенической пользе данной процедуры, а с точки зрения религии, если человек воздерживается, не будет ли это своего рода помощью ему в этом? Или же это членовредительство? Простите за каламбур.

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Обрезание никак не влияет на похоть, а потому воздержанию не подмога. Гигиену надо поддерживать с помощью воды и мыла, в равной степени и обрезанному, и необрезанному. Так что и это не аргумент. Единственным медицинским показанием к обрезанию является неспособность к половому акту в виду особенностей анатомии полового органа.

иерей Александр Белослюдов

Loading...Loading...