Салемские ведьмы.

Конец октября унылая пора. Но в городе Салем, (точнее, Сейлем - Salem ), штат Массачусетс – радостное оживление.

Для его жителей наступает истинно золотая осень – пришла пора зеленого сенокоса. Да и когда же еще, как не в канун Хеллоуина, лучшее время косить «зелень» в городе, где каждый 15-й житель – профессиональная ведьма?

Большинство остального населения работает в инфраструктуре, обслуживающей клиентуру этих почтенных дам.

Фундамент своего нынешнего процветания салемцы заложили в 1692 году. Именно тогда местный доктор догадался свалить на порчу вину за неудачу в лечении дочки и племянницы главного салемского священники. Навели порчу, по его словам, местные девочки. Уж больно странно они себя вели – кричали, катались по полу. То ли грибов объелись, то ли просто заигрались.

Но в те времена играть такими вещами не стоило. Законы в Салеме действовали английские, а по ним за колдовство полагалась высшая мера. С девочками поступили гуманно – на костре не жгли, просто повесили.

Соседям подобный способ решения своих проблем понравился. С энтузиазмом, достойным лучшего применения, богобоязненные пуритане стали сообщать об обнаружении новых ведьм в специально созданный суд.

По странному стечению обстоятельств, обвиняемые в большинстве оказывались людьми не бедными, на имущество которых находилось немало претендентов. Впрочем, суд по делам о колдовстве был хоть и суровым, но справедливым. Вешали в основном тех, кто нагло отрицал все обвинения, называя их полной чушью, что было явным неуважением к правосудию.

А если подсудимый начинал каяться, бить себя в грудь, подробно рассказывать, как он дошел до жизни такой – значит, у него есть шанс исправиться, если конечно, посидит лет этак …дцать и подумает. Ну, и разумеется, поделится всем нажитым с добропорядочными гражданами.

Салемцам так понравилось это занятие, что они притащили в суд сотни две сотни дам, обвиненных в колдовстве, из почти три десятка удалось повесить. Так бы все шло и дальше, если бы какой-то умник не догадался написать кляузу на жену губернатора. Это был уже явный перебор, и власти штата решили, что пора прекратить безобразие.

Но салемцы, вошедшие во вкус, поняли, что наткнулись на золотую жилу. И разрабатывают её до сих пор. Охота на ведьм продолжается – тут есть и самый большой в мире Музей ведьм ($10), и темница ведьм, где каждый желающий может сам посидеть в камерах любого типа, и музей Пибоди Эссекса с богатейшей коллекцией документов о колдовстве, и инструментов, с помощью которых добывали сведения для этих документов.

И еще сотни контор, где ведут прием колдуны, маги, психотерапевты, вампиры и разные прочие хироманты. За ваши деньги вас научат самостоятельно наводить порчу, или, к примеру, варить зелье (снабдив за дополнительную плату необходимым инвентарем – котлом для зельеварения с набором ингредиентов).

Но на всякую ракету есть противоракета. Чтобы попутчики по путешествию не проверили полученные навыки прямо на вас, в соседней лавке учат порчу сводить. Во время этого дьявольского шоппинга на каждом шагу можно пообщаться с живыми и мертвыми франкенштейнами, вурдалаками, зомби и прочей нечистью. С наступлением темноты есть возможность взять в руки фонарь и самому отправиться на охоту за ведьмами.

Но если вы приехали не за этим, а чтобы восстановить честное имя оболганных девушек (кстати, до сих пор не все приговоры отменены) – тогда добро пожаловать в зал старой ратуши.

Здесь, где судили ведьм триста с лишним лет назад, судят и сегодня. И хотя эти ведьмы в свободное от сидения в тюрьме время оказываются студентками местного колледжа, приговор далеко не предрешен. Все зависит от того, какие свидетельские показания даст публика, сидящая в зале. И если несчастную все же осудят, это темное пятно останется на вашей совести на всю оставшуюся жизнь, мучая в ночных кошмарах криками и слезами невинных жертв.

Так что хорошо подумайте, прежде чем решитесь отправиться в Салем, до которого из центра Бостона - минут 40 на автобусе или электричке. Но в хорошую погоду лучшим выбором будет морская прогулка на катере. А как добраться до Бостона, разберетесь сами.

Самый большой в мире музей ведьм находится в Салеме

На улицах Салема весело.

Здесь молились пуритане.

Заколдованный коттедж.

Ведьмой здесь может оказаться кто угодно, дже эта добрая женщина.

Так судили ведьм 300 лет назад.

А так судят сейчас. Зрители могут повлиять на приговор.

Ее обвиняют в колдовстве.

Возможно, они и настучали.

Допрос свидетеля.

Помощь зала спасла от петли.

А могло кончиться и так.

Ведьм хоронили не здесь. Но туристы все ранво ищут их могилы.

Лиззи Борден, взяв топор, маму - тюк, сорок раз в упор. А увидев, что натворила, сорок первым ударом папашу приговорила.

Иглотерапия.

Работаю весь день за гроши.

Золотая осень в Салеме.

Здесь можно сфотографироваться с графом дракулой, пожать руку монстру Франкенштейна, найти голову обезглавленной женщины — продолжать можно до бесконечности, каких только «ряженных» там нет. При чем актеры, ни на секунду не выходят из образа, издают душераздирающие звуки, очень правдоподобно изображают мертвых, одним словом веселят народ, как могут.

1

Вдоль главной улицы расположены многочисленные магазины и лавки, в которых можно купить все для колдовства — магические талисманы, зелья, травы для зелий, книги черной и белой магии. И все это на полном серьезе! Даже котлы для колдовских зельев продают, а еще можно получить бесплатную консультацию по зельеварению, и прочим «милым» ведьминским шалостям. Ощущение, что вы попали в фильм Гарри Поттер, только вот лавки с волшебными палочками нет (но это уж явно было бы через чур)


Многочисленные «потомственные» ведьмы и колдуны с радостью дают советы и уроки магии, предсказывают будущее, изготавливают куклы вуду, проводят спиритические сеансы — одним словом, любой каприз за ваши деньги. Обнадеживает то, что здесь же можно научиться защите от черной магии, купить оберег, и снять с себя «злые чары». В общем, не хотите колдовать, тогда защищайтесь — индустрия колдовства работает в двустороннем порядке.

Ну, а если вас не интересуют все «магические штучки», тогда вы можете записаться на тур «Охота на ведьм». С наступлением темноты, всем участникам шоу-тура выдаются фонарики, и арсенал для того, что бы поймать ведьму. Так же доступны туры за приведениями, шоу с участием аниматоров. По отзывам туристов, развлечение не для слабонервных — пугают вас на этих турах от души. Актеры выскакивают из темноты, появляются из дыма, летают на метлах — в общем, очень правдоподобно. Туристам нравится, правда многие в середине тура, капитулируют, «проигрывая темной стороне», уж очень натуральны эффекты да и эффект неожиданности не каждому по душе, так и заикой можно стать. Правда в оправдание организаторов развлечений, стоит сказать, что они предоставляют вам выбор, хотите шоу пострашнее — пожалуйста, а если нервы шалят, то можно что-то менее экстремальное подобрать.


Но, если вам по душе спокойный отдых, и рисковать своими нервными клетками вы не хотите, Салем порадует вас многочисленными музеями и историческими памятниками. Один из самых знаменитых музеев The House of the Seven Gables (Дом семи чердаков, шпилей) Атмосфера времени охоты на ведьм описана в знаменитом мистическом триллере средневековья, американского классика Натаниэля Годорна «Дом о семи шпилях», о семейном проклятии и ведьмах. Действие романа разворачивается именно в этом — фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры «салемским ведьмам».

2


Экскурсия по дому, включая все его комнаты и прогулку по саду, стоит от 13 $. Так же доступен аудио гид на русском языке.

Не менее интересным станет посещение музея Ведьм (основная экспозиция состоит из 13 театрализованных сцен-эпизодов, которые позволяют в полной мере ощутить гнетущую атмосферу тех событий — 9-10 долларов, есть ауди-гид на русском языке)

1


Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Потомки пяти женщин, признанных ведьмами и повешенных в конце XVII века в городе Салем, штат Массачусетс, требуют, чтобы имена их предков были очищены от всех обвинений.

На пересмотре дела, состоявшемся а 1957 году, некоторые из казненных были объявлены невиновными, но не все. И теперь потомки Бриджит Бишоп, Элис Паркер, Маргарет Скотт, Уилмот Редд и Сюзанны Мартин, которые юридически все еще считаются ведьмами, требуют, чтобы и эти люди тоже были оправданы.

Во времена процессов над ведьмами здесь было два поселения -город Салем и поселок Салем, в котором вся эта история и началась.

Дело было так: когда известные средства медицины оказались бессильны против болезни дочери и племянницы главного священника Салема, доктор свалил все на порчу. Время было темное, колонисты были окружены враждебным населением плюс эпидемии, все всего боялись и везде подозревали происки дьявола, что способствовало развитию мистики и страха.

В июне 1692 года был создан специальный суд для рассмотрений дела о колдовстве, так как по английским законам это было серьезным преступлением, караемым смертной казнью через повешение.
Постепенно истерия захватила всех жителей Салема -и города, и поселка, -количество обвиненных достигло 150 человек, 19 из них были повешены, пятеро умерли в тюрьме после разбирательства и пыток.
"Имена преступников оглашали 7 одержимых девушек, которые бились в судорогах и кричали на судебных слушаниях, что и являлось главной уликой против обвиняемых в колдовстве."

Как это было...

"У мирного отечественного обывателя слово Салем ассоциируется обычно с сигаретами и кинговскими романами о вампирах, а у американского - исключительно с Салемской охотой на ведьм 1692 года, в результате которой 19 человек - мужчин и женщин были повешены по обвинению в ведовстве, а восьмидесятилетний Жиль

Кори до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным."
Более полутора сотен человек (в том числе, четырехлетняя девочка) были брошены в тюрьму по обвинению в колдовстве.

Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории и одновременно, скорее, исключением из правила: за весь XVI! век в штате Массачусетс по обвинению в ведовстве было казнено всего 28 человек по сравнению с сотнями и тысячами подобных казней в Европе того же периода.

Во времена процессов над ведьмами здесь было два поселения - город Салем и поселок Салем, в котором вся эта история и началась.

Если первыми жертвами были люди очень бедные, даже нищие, то потом кликуши принялись обвинять более зажиточных и богатых, возможно, по наущению "доброжелательных" соседей и, в конце концов, обвинили жену губернатора. Такого поворота событий глава штата, естественно, допустить никак не мог, поэтому поспешил дать соответствующие указания, в результате чего процессы пошли на убыль и затем прекратились совсем.

Именно эта трагическая история стала в XX столетии и продолжает оставаться в XXI источником процветания города, живущего за счет притока туристов, которых интересуют оккультизм, привидения и колдовство.

Столица колдовства и черной магии

Сегодня Салем - неофициальная столица колдовства и черной магии. Здесь ее практикуют открыто и как прикладное искусство, и как религию. Город весь в ведьмовской символике -черные коты, летучие мыши, пауки, метлы -все это украшает дома горожан, даже на полицейской машине нарисована ведьма на помеле. Здешние магазины торгуют атрибутами языческих культов.

На городском кладбище нет могилы ни одной ведьмы - их там не хоронили. Но в 1992 году местные власти именно это место объявили мемориалом погибших во время охоты на ведьм. Теперь реальную историю рассказывают как городскую легенду.

В Салеме действуют несколько музеев: самый большой в мире Музей Ведьм, Музей "Темница Ведьм" и Музей Пибоди Эссекса. В последнем хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами, а также кошмарные орудия пыток. Желающих пощекотать себе нервы находится немало.

Факты, представленные в музеях, весьма разноречивы. Никто с уверенностью не может сказать, какой из окружающих город холмов, вошедший в историю как Галпоус, был тем самым, на которых обвиненные в колдовстве женщины были повешены.

Однако экскурсоводы во всех музеях утверждают, что именно им известно, где прозвучал финальный аккорд разыгравшейся более трех столетий назад драмы. А в одном из них можно даже стать обладателем кусочка коры одного из деревьев с холма Галлоус, использованных для свершения приговора,

"Особой популярностью у туристов пользуется музей Темница ведьм. Здесь, в помещении бывшей церкви на улице Линд, профессиональные актеры разыгрывают, опираясь на сохранившиеся протоколы, судебный процесс над обвиненными в колдовстве жительницами Салема."

Зрителям дают возможность почувствовать, каково было томившимся втемницах узницам: их закрывают в темном сыром подвальном помещении с камерами разной степени удобства. Общие камеры, камеры индивидуальные, в которых узницам выдавали одеяла и подстилки -почти номера люкс, камеры, в которых заключенные могли только стоять, и темницы, в которых обвиняемых подвергали пыткам, с тем чтобы вырвать у них признание в принадлежности к сатанинскому культу.

"В настоящее время в Салеме на 38 тысяч населения насчитывается около 2500 ведьм, практикующих современное ответвление колдовских наук wikka, делающее упор на могущество сил природы и умение ими управлять."
"Вот как описывает ежегодный майский шабаш глава Лиги Ведьм города Лорин Кэбот: "1 мая зажигаются костры, играет музыка, а зеленые рощи становятся свидетелями многочисленных чувственных забав. Пятый месяц в году выражает весь сексуальный и чувственный смысл цифры "5".

Великая плодовитость земли находит свое отражение в естественных праздничных ритуалах, посвященных сексу и появлению новой жизни. Мужчины и женщины также стремятся к единению и размножению. Старые ритуалы и обычаи символизируют совокупление Богини и ее юного Рогатого Бога.
Некоторые из нас предпочитают проводить ритуалы в "небесных одеждах", то есть голышом, однако я появляюсь на шабашах в длинном черном балахоне с амулетами: во-первых, чтобы не застудиться, а во-вторых, чтобы увеличить магическую силу.

Обычно на шабаше присутствует 13 ведьм - по числу месяцев лунного календаря".
Американские парапсихологи склонны считать, что энергетика Салема, накопившая вибрации боли и страдания, способствует мистическим явлениям, которые довольно часто происходят в городе.

Досуг

В 40 км северо-восточнее Бостона находится небольшой городок Salem, один из старейших в Новой Англии, получивший свое название в честь Иерусалима. Хэллоуинский декор его, озадачивающий непосвященного, имеет глубокие корни, уходящие в первую половину XVII века, когда на этих землях появились преследовавшиеся в Англии и жаждавшие свободы вероисповедания протестанты-пресвитериане, совершившие “великий пуританский исход”.
Основав Бостон и Салем, став здесь хозяевами, они стремились лишить свободы, к которой сами так стремились, всех, кто исповедовал другую веру. Именно им американская мораль минувших столетий обязана эпитетом “пуританская”. Эти религиозные фанаты насаждали вокруг себя порядки средневековой Европы времен инквизиции со всеми ее издержками, приравнивая колдовство к разряду уголовных преступлений.
Охота на ведьм началась в январе 1692-го, когда у двух девочек, Элизабет и Эбигейл, 9 и 12 лет, появились явные признаки одержимости. Они кричали не своими голосами, извивались, бились в судорогах, принимая противоестественные позы, прятались от людей, а при чтении молитв затыкали уши. Выступая в роли медиумов-наводчиц, девочки называли имена колдунов и ведьм, которые якобы были указаны им в видениях. С их легкой руки “служителей дьявола” бросали в тюрьму.
За массовыми арестами последовали казни. Постепенно истерия охватила всех жителей Салема – по обвинению в колдовстве было арестовано150 человек, из них осужден 31, повешены 19. Трое умерли в тюрьме. А несколько лет спустя судьи признали, что были введены в заблуждение. В середине ХХ в. Содружество штата Массачусетс приняло окончательное постановление об отмене обвинений всем незаслуженно осуждённым на тех процессах. В 1992 г в Салеме был установлен памятник жертвам охоты на ведьм.
Прежде было два Салема: Salem Village – тихая маленькая деревушка, где появились те одержимые девочки (сегодня она носит название Danvers), и Salem Town, в котором проводились суды над колдунами и ведьмами и их казни. Последний и начали позже называть “Городом Ведьм”. В нем сохранилось довольно много старых зданий времен колониальной Америки, так что декорации для современного города ведьм заново создавать не надо.
Нынешний Салем представляет собой один сплошной “мемориал” событий тех лет. В нем стремятся сохранить стиль домов и улиц XVII века, общий настрой горожан, а всё, что работает на разыгравшуюся некогда трагедию, превращено в музеи: Peabody Essex Museum (где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток); Salem Wax Museum of Witches & Seafarers (галерея салемских восковых фигур); The Salem Witch Museum; New England Pirate museum; Witch Dungeon Museum...
Гостям Салема непременно покажут “Деревню первопроходцев” (Pioneer Village), в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; “Дом Пикеринга” – самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; The House of The Seven Gables (“Дом о семи фронтонах”) – темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот неприветливый дом, одна из основных достопримечательностей Салема, хорошо знаком тем, кто читал роман Натаниэля Готорна о семейном проклятии и ведьмах, который так и называется: “Дом о семи фронтонах”. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед – судья Джон Готорн на процессах 1692-1697 гг выносил обвинительные приговоры “салемским ведьмам”.
Другой его роман, “Алая буква”, опубликованный в Бостоне в 1850 г, стал на все последующие времена классикой американской литературы. В нем Готорн рассказывает о быте и нравах своих предков-пуритан середины XVII в. “Алая буква” экранизировалась многократно, начиная с немого кино. В последнем голливудском варианте главные роли двух несчастных влюбленных, пострадавших от произвола салемцев, сыграли Деми Мур и Гари Олдман.
В “Доме Ведьм” или “Доме судьи Корвина” жил другой судья, осуществлявший судебные процессы над ведьмами. Ну и конечно какой же Город Ведьм без Музея истории ведьм. Только создан он был, разумеется, уже позднее – в здании, как ему и подобает, похожем на средневековую крепость. Говорят, что это самый большой музей ведьм в мире. А перед его каменной крепостью красуется монумент ведьме.
Самое сильное впечатление на туристов производит посещение “Подземной темницы Салемских ведьм” (Witch Dungeon Museum). Это здание бывшей церкви на улице Линд, наземная часть которой использовалась как зал заседания суда, а подземная – в качестве тюрьмы. Гостей сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают по сохранившимся протоколам профессиональные актеры.
Помимо актеров в помещениях в “естественных” позах мучениц сидят, стоят и висят восковые фигуры с застывшим страданием на бледных парафиновых лицах. Темницы, куда спустится затем группа, представляли собой во времена ведьм холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья – сказывалась близость реки Норе.
Впрочем, роль колдунов и ведьм предлагают сыграть самим туристам. Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково им здесь было, отведут в подвалы, по темным сырым норам. А надо сказать, что камеры были разной степени “комфортности”: общие, где заключенные жили и спали вповалку, прямо на голой земле; одиночные – для “привилегированных господ” (вернее – для тех, кто мог за себя заплатить). Этим даже выдавались одеяла и подстилки. Были и каменные мешки, настолько тесные, что в них заключенный мог только стоять... А еще можно взглянуть на подземелье, где у обвиняемых пытались вырвать признание силой – с помощью пыток.
В XVIII и XIX вв. Салем являлся самым крупным во всей Новой Англии центром морской торговли и судостроения. Пиратские нападения на корабли с ценными грузами и каперские морские бои были для салемцев обычным явлением. Так что в дополнение к ведьмам здесь есть еще и Музей пиратов с красавицей-бригантиной у причала. Туристам предлагают не только побродить по музею, познакомившись с атрибутами нелегкого пиратского ремесла, но и совершить экскурсию по всевозможным каменным щелям, скважинам и пещерам, в которых якобы морские волки прятали свои сокровища. Но пиратская тема для Салема второстепенна. Главный ее козырь и мотив – ведьмы.
Этот уютный приморский городок давно уже привык к своей мрачновато-жутковатой мистической славе. Более того – он ею бравирует, используя в далеко не бескорыстных целях. Во многом благодаря ей он существует, благодаря ей обрел выгодно выделяющий его на фоне всех остальных городов имидж, который всячески поддерживает
Повсюду, куда ни кинь взгляд, - бутафорские или игрушечные пауки, летучие мыши, совы, черные вороны, черные коты. Даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле. Первое ощущение, что ты попал на хэллоуинский маскарад, сохраняемый круглый год, со всем его антуражем и мишурой. Но при более близком знакомстве с городом, его бытом и обитателями оказывается, что все это не совсем... и даже совсем не так.
Туризм туризмом, и он безусловно играет для Салема весьма важную роль, но есть тут и нечто гораздо большее. Можно без преувеличения сказать, что ни в те далекие смутные времена, ни после Салем не был настолько одержим всякого рода чертовщиной, как последние десятилетия. Любопытно было бы посмотреть, как справились с салемцами пуритане теперь, будь у них власть.
В городе проживает 38000 человек, примерно треть из них... язычники виккане (Wiccans), и около 2,5 тысячи причисляют себя к колдунам и ведьмам. Что такое Викка? Ветвь ведьмовства, в которой поклонение дьяволу заменено поклонением созидательным силам Природы. А все остальное – обряды, посвящения в три круга те же.
У них даже есть своя “официальная ведьма Салема” по имени Lori Cabot, утвержденная на это звание... самим губернатором штата Массачусетс. В годы молодости это была статная, поразительной красоты женщина. Можно ее встретить на улицах Салема и сегодня: 76-летняя Лори Кэбот с золотой пятиконечной звездой на груди (острым концом вниз), одетая в черные ведьминские одежды (а других она никогда и не носила), развевающиеся по ветру вместе с длинными волосами, – самая известная и почитаемая жительница Салема, по сути, его символ.
Не подумайте только, что это какая-то ущербная нищенка или блаженная. Кэбот – женщина в высшей степени образованная, особенно в плане религии, обладающая острым аналитическим умом и уникальными эзотерическими свойствами. Открыто заявив о том, что она – ведьма, Кэбот сумела не только заставить себя уважать всех жителей города, но и обратила большинство из них в свою веру. Поклоняясь “Богине и Рогатому Богу”, она не проповедует ни зла, ни насилия. Как профессиональный маг и экстрасенс она излечивает людей наложением рук, учит гаданию на картах Таро, помогает нефтяной компании искать нефть, а полиции – находить пропавших, раскрывать преступления. Уже много лет Лори Кэбот преподает теорию и практику ведьминского искусства... где бы вы думали?.. в салемской high school и в Salem State College – крупнейшем общественном колледже штата.
Лори Кэбот – одна из известнейших ведьм в мире, вот уже более четверти века работает в мэрии, что ничуть не мешает ей оставаться лидером и кумиром современных салемских ведьм и несколько раз в году предводительствовать на ночных шабашах. Много лет назад главная ведьма Салема открыла магазин магической символики, ставший одной из самых притягательных туристических достопримечательностей города. Она положила начало ежегодному костюмированному празднику ведьм в Салеме – Samhain, приуроченному к кануну Дня Всех Святых (31 октября). Это самый важный праздник в календаре ведьм, их главный шабаш.
“На Самхейн или Хэллоуин моя община собирается на Холме Висельников и возглавляет шествие со свечами, которое оттуда направляется к порту, чтобы почтить память всех тех, кто отдал жизнь за нашу свободу и права”, – пишет Лори Кэбот в своей объемистой книге “Сила Ведьм”.
Каждый год на Самхейн-Хэллоуин в “мировую столицу колдовства и черной магии”, как окрестили Салем, съезжается не только со всей Америки, но и со всего мира огромное количество гостей – колдунов и ведьм, оккультистов-единомышленников, представителей прессы и просто любопытных. Так самая трагическая страница в истории города превратилась в наш век туризма в фарс, браваду, в источник его процветания и развлечения.

Loading...Loading...