Как зовут богиню богатства которую вспоминают индусы. Volnaudachi: индийские божества

как официальной ре-ли-гии армянского государства, а так-же на-ча-ло ор-га-ни-за-ци-он-но-го оформ-ле-ния Ар-мян-ской апо-столь-ской церк-ви.

Зна-чительная часть све-де-ний о жиз-ни и про-по-ве-ди Григория Просветителя име-ет по-лу-ле-ген-дар-ный ха-рак-тер. По боль-шей час-ти, эти све-де-ния пред-став-ле-ны в цик-ле «Жи-тие святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля», армянский текст ко-то-ро-го со-хра-нил-ся в со-ста-ве «Ис-то-рии Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла.

Тра-ди-ци-он-но счи-та-ет-ся, что Григорий Просветитель про-ис-хо-дил из знат-но-го ро-да вель-мо-жи Ана-ка, род-ст-вен-но-го или не-по-сред-ст-вен-но вос-хо-дя-ще-го к пар-фя-но-армянской цар-ской ди-на-стии Ар-ша-ки-дов. Со-глас-но армянскому ис-то-рио-гра-фу Мов-се-су Хо-ре-на-ци (V - начало VI веков), юность Григория Просветителя про-шла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской, где он по-лу-чил на-чат-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и при-нял кре-ще-ние. Гри-го-рий всту-пил в брак (у не-го ро-ди-лись сы-но-вья Вар-дан и Ари-ста-кес), од-на-ко был вы-ну-ж-ден рас-стать-ся со сво-ей суп-ру-гой Ма-ри-ей из-за её же-ла-ния уй-ти в мо-на-стырь . По-ки-нув Ке-са-рию, он пе-ре-брал-ся в Рим и по-сту-пил на служ-бу к Трда-ту (бу-ду-ще-му ца-рю Трда-ту III Ве-ли-ко-му (287-330; другие да-ты: 274-330, 298-330)), ко-то-ро-му, бла-го-да-ря под-держ-ке римского императора Ди-ок-ле-тиа-на, уда-лось вер-нуть пре-стол в Ар-ме-нии, ут-ра-чен-ный его от-цом Хос-ро-вом в борь-бе с ос-но-ва-те-лем иранской ди-на-стии Са-са-ни-дов Ар-та-ши-ром.

Вна-ча-ле Гри-го-рий сни-скал ува-же-ние ца-ря Трда-та за вер-ную служ-бу, позд-нее бо-лее чем на 10 лет он был за-то-чён в ров с ядо-ви-ты-ми на-се-ко-мы-ми за ис-по-веда-ние хри-сти-ан-ст-ва (по другим вер-си-ям, пре-тер-пел различные му-че-ния). Ос-во-бо-ж-дён по-сле чу-дес-но-го ис-це-ле-ния ца-ря Трда-та, при-няв-ше-го впо-след-ст-вии хри-сти-ан-ст-во, про-воз-гла-шён-ное официальной ре-ли-ги-ей армянского государства (тра-ди-ци-он-но - около 301). Около 301-302 годов (по другим дан-ным, около 314 года) Гри-го-рий, на-прав-лен-ный Трда-том в Кап-па-до-кию, при-ни-ма-ет епи-скоп-ское по-став-ле-ние в Ке-са-рии от Ле-он-тия Кап-па-до-кий-ско-го (что лег-ло в ос-но-ву тра-ди-ции епи-скоп-ско-го ру-ко-по-ло-же-ния ка-ж-до-го вновь из-би-рае-мо-го пред-стоя-те-ля Армянской церк-ви от ар-хи-епи-ско-па Ке-са-рий-ско-го). По воз-вра-ще-нии в Ар-ме-нию Гри-го-рий вёл про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва в Та-рон-ской и Ара-рат-ской об-лас-тях; у го-ры Не-бат от Гри-го-рия при-ня-ли кре-ще-ние царь Трдат, чле-ны его се-мьи и пред-ста-ви-те-ли зна-ти. В Та-ро-не Григорий Просветитель ос-но-вал церковь Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (позд-нее - центр Глак-ско-го монастыря). По пре-да-нию, ка-фед-рой епи-скоп-ско-го слу-же-ния Григорий Просветитель из-брал Аш-ти-шат, один из сво-их ро-до-вых цен-тров в Та-рон-ской об-лас-ти (ны-не посёлок Де-рик на тер-ри-то-рии Тур-ции).

С про-по-ве-дью Григория Просветителя свя-за-но ос-но-ва-ние в армянских зем-лях пер-вых школ для под-готов-ки ду-хо-вен-ст-ва, спо-соб-но-го со-вер-шать бо-го-слу-же-ние на греческом и сирийском язы-ках. Про-све-ти-тель-ская дея-тель-ность Григория Просветителя спо-соб-ст-во-ва-ла соз-да-нию в Ар-ме-нии пер-вых хра-мо-вых цен-тров, ста-но-вив-ших-ся так-же цен-тра-ми но-вой хри-сти-ан-ской куль-ту-ры (например, Эч-ми-ад-зин), а так-же куль-тур-ной и ре-лигиозной са-мо-иден-ти-фи-ка-ции Ар-ме-нии вви-ду по-сто-ян-ной уг-ро-зы са-са-нид-ско-го зо-роа-ст-рий-ско-го Ира-на.

Григорий Просветитель около 325 года пе-ре-дал Аш-ти-шат-скую ка-фед-ру сы-ну Ари-ста-ке-су (бу-ду-щий ка-то-ли-кос Ари-ста-кес I (325-333)). По пре-да-нию, Григорий Просветитель умер в пу́стыни Ма-нэ вско-ре по-сле от-кры-тия Ни-кей-ско-го со-бо-ра (325). Ему при-пи-сы-ва-ют ав-тор-ст-во «Мно-гове-ща-тель-ных ре-чей», «Уче-ния Гри-го-ра» (вхо-дит в «Ис-то-рию Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла), ка-но-нических пра-вил (вклю-че-ны в армянскую «Кни-гу ка-но-нов» и другие). По мне-нию боль-шин-ст-ва учё-ных, эти со-чи-не-ния бы-ли на-пи-са-ны на греческом язы-ке. На-ча-ло об-ще-го по-чи-та-ния Григория Просветителя в хри-сти-ан-ских об-лас-тях За-кав-ка-зья от-но-сит-ся к концу V-VI веков. О рав-ном по-чи-та-нии Григория Просветителя в Ар-ме-нии и Гру-зии сви-де-тель-ст-ву-ет пе-ре-пис-ка грузинских ка-то-ли-ко-сов начала VII века с армянскими ду-хов-ны-ми и свет-ски-ми вла-де-те-ля-ми. Ис-клю-чительная важ-ность для Армянской церк-ви при-об-ре-та-ет дея-тель-ность Григория Просветителя по-сле её окон-чательного рас-ко-ла с Грузинской цер-ко-вью на Ма-наз-керт-ском со-бо-ре (726), при этом под-чёр-ки-ва-ет-ся главная роль Григория Просветителя как ос-но-ва-те-ля ин-сти-ту-та Армянской церк-ви. В Ви-зан-тии об ис-то-рии хри-стиа-ни-за-ции Ар-ме-нии ста-ло из-вест-но не позд-нее V века, в VIII веке празд-но-ва-ние в честь Григория Просветителя бы-ло вклю-че-но в ви-зантийский цер-ков-ный ка-лен-дарь. Рас-про-стра-не-ние по-чи-та-ния Григория Просветителя в славянских зем-лях от-но-сит-ся к пе-рио-ду не позд-нее XII века, по-сле по-яв-ле-ния пер-вых пе-ре-во-дов «Жи-тия» Григория Просветителя на славянские язы-ки.

Мо-щи Григория Просветителя пе-ре-да-ны в но-ябре 2000 года па-пой Рим-ским Ио-ан-ном Пав-лом II (1978-2005) ка-то-ли-ко-су Га-ре-ги-ну II (из-бран на ка-фед-ру в октябре 1999 года) и хра-нят-ся ны-не в ере-ван-ском со-бо-ре Святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля (от-крыт в 2001). Дес-ни-ца Григория Просветителя пре-бы-ва-ет в Эч-ми-ад-зи-не как сим-вол пре-ем-ст-ва ду-хов-ной вла-сти пер-во-ие-рар-ха Армянской апо-столь-ской церк-ви. День па-мя-ти в вос-точ-ной и за-пад-ной церк-вах - 30 сентября (13 октября).

Иллюстрации:

Гри-го-рий Про-све-ти-тель. Еван-ге-лие-ап-ра-кос (XII век). Со-бра-ние Ан-то-ние-во-Сий-ско-го мо-на-сты-ря. Архив БРЭ.

Григорий Просветитель (арм. ?????? ??????????, Григор Лусаворич, греч. ????????? ?????? или????????, Грегориос Фостер или Фотистес; Григорий Парфянин, Григор Партев; ок. 252-326) - святой Армянской Апостольской Церкви, а также Русской Православной (где известен как Григорий Армянский) и других Православных Церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонений царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, в свою очередь, был ветвью царского дома Аршакидов имевщее парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевщих также парфянское происхождение.

Житие св. Григория описано Агафангелом, писателем IV века, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

В книге рассказывается что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён с именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (Трдату III, 287-330 гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где был в заточении около 15 лет, прикармливаемый благочестивой женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Ииисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В 325 г. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 г.), и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.

Святитель Григорий Армянский, Икона XIV в., Греция

Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме. Надпись на армянском и латинском языках.Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 г. были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. ??? ?????).

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).

Сыновья

св. Вртанес I (его сын - св. Григорис)

св. Аристакес I

Далеко не все знают, что Русь – не первая страна, принявшая Христианство в качестве государственной религии. Крещение Руси принято относить к 988 г., в то время как Армения – первая страна, принявшая Христианство – сделала это ещё в 301 году! И Григор Лусаворич принял в этом процессе непосредственное участие.

Жизнь Григора Просветителя началась с гонений. Будущий пророк родился на территории Древней Армении. Его отец, входящий в царское окружение, будучи подкупленным персидским царем, убил армянского правителя Хосрова, за что он и вся его семья поплатились жизнью. Избежал печальной участи только самый младший ребенок предателя: кормилица – христианка спасла невинного мальчика. Она, с младенцем на руках, бежала из древней Армении и возвратилась на свою родину – в Кесарию Каппадокийскую. Там милосердная женщина обратила мальчика в свою веру. При крещении он получил имя Григор и был воспитан в христианских традициях.

Через много лет приемная мать рассказала подрастающему Григору о судьбе его настоящей семьи, и юноша принял решение отправиться в Рим, чтобы поступить на служение к сыну убитого Хосрова – Трдату. Своей преданностью, усердием и покорностью Григор хотел искупить вину своего отца.

Законный наследник престола Трдат принял в свое окружение Григора, а в 287 году с помощью римских легионеров вернул принадлежащую ему по праву власть в Армении. Однако, напрасно Григор ожидал, что за его усердное служение царь помилует его. Язычник Трдат не потерпел христианских проповедей Григора и велел бросить его в казематы.

Григор был обречен на верную гибель в глубоком колодце Арташата без пищи и воды, в окружении ядовитых змей и насекомых. Этот колодец сохранился и по сей день. Сегодня на месте бывшей столицы великого государства, находившейся у самого подножья горы Арарат – армяно-турецкая граница, а на месте древних тюрем Арташата – храм Хор Вирап.

Любой желающий может спуститься в темницу, где святой Григорий провел 13 лет своей жизни и был спасен только благодаря еще одной милосердной христианке: она ежедневно приносила Григору воду и пищу и спускала корзину с провизией в яму глубиной 6 метров.

Казалось бы, ждать спасения Григору было неоткуда. Но, как гласит легенда, через 13 лет после заточения христианина, царь Трдат тяжело заболел. По некоторым источникам он впал в безумие, и никто из лекарей не мог ему помочь. Однажды Трдату приснилось, что исцелить его может только Григор. Царь был очень расстроен, ибо помнил, что много лет назад он бросил Григора в темницу и был уверен, что его нет в живых. Однако, до него дошли слухи, что Григор жив. Трдат повелел освободить узника, привезти его в столицу царя Трдата – Вагаршапат и оправдать его.

Его сон оказался вещим – Григор избавил царя от недуга, А Трдат, уверовав в чудо исцеления, покрестился и в 301 году первым среди правителей принял Христианство в качестве государственной религии.

Григор Лусаворич (или Григор Просветитель) – главная фигура армянской религиозной культуры. В 302 году он начинает строительство храма Эчмиадзин, который с тех пор является главным христианским храмом Армении. Здесь хранятся многие христианские святыни, среди которых копье, которым пронзили Иисуса Христа – окутанное легендами «Копье судьбы».

Григор Лусаворич стал первым епископом Армении. Двое его сыновей пошли по стопам отца и после смерти Григора в 326 году, архиепископство в стране еще долго передавалась по наследству его детям, внукам и правнукам.

Григор Лусаворич был канонизирован Римской Католической Церковью в 1837 году.

До 11 ноября 2000 года могила Григора Просветителя находилась в армянской церкви в Неаполе. Сейчас мощи святого Григора хранятся в Ереванском кафедральном соборе, названным его именем. Двери действующего собора открыты для всех желающих, и человек любой веры может зайти в храм, чтобы узнать больше о древней истории Армении.

Свя-щен-но-му-че-ник Гри-го-рий, про-све-ти-тель Ве-ли-кой Ар-ме-нии, ро-дил-ся в 257 го-ду. Он про-ис-хо-дил из ро-да пар-фян-ских ца-рей Ар-са-ки-дов. Отец свя-ти-те-ля Гри-го-рия, Анак, до-мо-га-ясь ар-мян-ско-го пре-сто-ла, убил сво-е-го род-ствен-ни-ка, ца-ря Кур-са-ра, за что весь род Ана-ка под-верг-ся уни-что-же-нию. Гри-го-рия спас некий род-ствен-ник: он вы-вез мла-ден-ца из Ар-ме-нии в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и вос-пи-тал в хри-сти-ан-ской ве-ре. Воз-му-жав, Гри-го-рий же-нил-ся, имел двух сы-но-вей, но вско-ре ов-до-вел. Сы-но-вей Гри-го-рий вос-пи-тал в бла-го-че-стии. Один из них - Ор-фан, впо-след-ствии стал свя-щен-ни-ком, а вто-рой - Аро-стан, при-нял ино-че-ство и ушел в пу-сты-ню. Чтобы ис-ку-пить грех сво-е-го от-ца, убив-ше-го от-ца Ти-ри-да-та, Гри-го-рий всту-пил в сви-ту по-след-не-го и был ему вер-ным слу-гой. Ца-ре-вич Ти-ри-дат лю-бил Гри-го-рия как дру-га, но не тер-пел его хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. По вос-ше-ствии на ар-мян-ский пре-стол он стал при-нуж-дать свя-то-го Гри-го-рия к от-ре-че-нию от Хри-ста. Непре-клон-ность свя-то-го оже-сто-чи-ла Ти-ри-да-та, и он пре-дал сво-е-го вер-но-го слу-жи-те-ля же-сто-ким му-кам: стра-даль-ца под-ве-си-ли вниз го-ло-вой с кам-нем на шее, несколь-ко дней об-ку-ри-ва-ли смрад-ным ды-мом, би-ли, из-де-ва-лись, при-нуж-да-ли хо-дить в же-лез-ных са-по-гах с гвоз-дя-ми. Во вре-мя этих стра-да-ний свя-той Гри-го-рий пел псал-мы. В тем-ни-це Гос-подь ис-це-лил все его ра-ны. Ко-гда Гри-го-рий вновь пред-стал пе-ред ца-рем невре-ди-мым и ра-дост-ным, тот изу-мил-ся и при-ка-зал по-вто-рить пыт-ки. Свя-той Гри-го-рий пре-тер-пел их, не ко-леб-лясь, с преж-ней ре-ши-мо-стью и до-сто-ин-ством. То-гда его об-ли-ли го-ря-чим оло-вом и бро-си-ли в ров, на-пол-нен-ный ядо-ви-ты-ми га-да-ми. Гос-подь же хра-нил Сво-е-го из-бран-ни-ка: ядо-ви-тые тва-ри не по-вре-ди-ли ему. Некая бла-го-че-сти-вая жен-щи-на пи-та-ла его хле-бом, тай-но опус-кая его в ров. Свя-той Ан-гел, нис-хо-дя к му-че-ни-ку, обод-рял его си-лы и укреп-лял дух. Так про-шло 14 лет. За это вре-мя царь Ти-ри-дат со-вер-шил еще од-но зло-де-я-ние: он за-му-чил свя-тую де-ву Рип-си-мию, ста-ри-цу игу-ме-нию Га-и-а-нию и с ни-ми еще 35 дев од-но-го из ма-ло-ази-ат-ских де-ви-чьих мо-на-сты-рей.

Свя-тая Рип-си-мия вме-сте со сво-ей игу-ме-ни-ей и сест-ра-ми бе-жа-ла в Ар-ме-нию, не же-лая всту-пать в брак с им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), пре-льстив-шим-ся ее кра-со-той. Об этом Дио-кли-ти-ан со-об-щил ар-мян-ско-му ца-рю Ти-ри-да-ту и пред-ло-жил ему или при-слать Рип-си-мию об-рат-но, или же са-мо-му взять ее в же-ны. Слу-ги ца-ря разыс-ка-ли бе-жав-ших и ста-ли уго-ва-ри-вать Рип-си-мию по-ко-рить-ся во-ле ца-ря. Свя-тая от-ве-ча-ла, что она, как и все сест-ры оби-те-ли, об-ру-че-на Небес-но-му Же-ни-ху и в брак всту-пать не мо-жет. То-гда с неба раз-дал-ся го-лос: "Дер-зай-те и не бой-тесь, ибо Я с ва-ми". По-слан-цы в стра-хе уда-ли-лись. Ти-ри-дат пре-дал де-ву на же-сто-чай-шие пыт-ки, во вре-мя ко-то-рых ее ли-ши-ли язы-ка, рас-сек-ли ей чре-во, осле-пи-ли и умерт-ви-ли, раз-ру-бив те-ло ее на ча-сти. Игу-ме-ния Га-и-а-ния за то, что во-оду-шев-ля-ла Рип-си-мию му-же-ствен-но тер-петь ис-тя-за-ния за Хри-ста, вме-сте с дву-мя сест-ра-ми-ино-ки-ня-ми бы-ла пре-да-на на та-кие же му-ки, по-сле че-го они бы-ли обез-глав-ле-ны. Осталь-ных 33-х се-стер из-ру-би-ли ме-ча-ми и бро-си-ли те-ла их на съе-де-ние зве-рям. Гнев Бо-жий по-ра-зил ца-ря Ти-ри-да-та, а так-же тех его при-бли-жен-ных и во-и-нов, кто участ-во-вал в ис-тя-за-ни-ях свя-тых дев. Одер-жи-мые бе-са-ми, они упо-до-би-лись ди-ким веп-рям (как неко-гда На-ву-хо-до-но-сор. ), но-си-лись по ле-сам, раз-ры-ва-ли на се-бе одеж-ду и грыз-ли соб-ствен-ное те-ло. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни сест-ре Ти-ри-да-та Ку-са-ро-дух-те бы-ло воз-ве-ще-но во сне: "Ес-ли не бу-дет из-ве-ден из рва Гри-го-рий, царь Ти-ри-дат не ис-це-лит-ся". То-гда при-бли-жен-ные ца-ря по-до-шли ко рву и спро-си-ли: "Гри-го-рий, жив ли ты?" Гри-го-рий от-ве-чал: "Бла-го-да-тию Бо-га мо-е-го я жив". За-тем они вы-ве-ли свя-то-го му-че-ни-ка об-рос-ше-го, по-чер-нев-ше-го и очень ис-сох-ше-го. Но, по-преж-не-му, он был тверд ду-хом.

Свя-той по-ве-лел со-брать остан-ки за-му-чен-ных дев; их с че-стью по-хо-ро-ни-ли, а на ме-сте по-гре-бе-ния по-стро-и-ли цер-ковь. В эту цер-ковь свя-той Гри-го-рий при-вел бес-но-ва-то-го ца-ря и ве-лел ему мо-лить-ся свя-тым му-че-ни-цам. Ти-ри-дат ис-це-лил-ся, рас-ка-яв-шись в сво-их пре-ступ-ле-ни-ях про-тив Бо-га, и при-нял со всем сво-им до-мом Свя-тое Кре-ще-ние. Сле-дуя при-ме-ру ца-ря, кре-стил-ся и весь ар-мян-ский на-род. За-бо-та-ми свя-то-го Гри-го-рия был воз-двиг-нут в 301 го-ду Эч-ми-ад-зин-ский со-бор в честь Со-ше-ствия Свя-то-го Ду-ха. В 305 го-ду свя-ти-тель Гри-го-рий на-пра-вил-ся в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и там был по-став-лен ар-хи-епи-ско-пом Леон-ти-ем во епи-ско-па Ар-ме-нии. За свои апо-столь-ские тру-ды он по-лу-чил на-име-но-ва-ние про-све-ти-те-ля Ар-ме-нии. Свя-ти-тель Гри-го-рий об-ра-тил ко Хри-сту так-же мно-гих лю-дей из со-сед-них стран - Пер-сии и Ас-си-рии. Устро-ив Ар-мян-скую Цер-ковь, свя-ти-тель Гри-го-рий при-звал к епи-скоп-ско-му слу-же-нию сво-е-го сы-на, Аро-ста-на-пу-стын-но-жи-те-ля, а сам уда-лил-ся в пу-сты-ню. Свя-ти-тель Аро-стан в 325 го-ду был участ-ни-ком I Все-лен-ско-го Со-бо-ра, осу-див-ше-го ересь Ария. Свя-ти-тель Гри-го-рий, уда-лив-шись в пу-сты-ню, пре-ста-вил-ся в 335 го-ду. Дес-ни-ца и часть его свя-тых мо-щей по-ко-ят-ся ныне в со-кро-вищ-ни-це Эч-ми-ад-зин-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Ар-ме-нии. По тра-ди-ции Ар-мян-ской Апо-столь-ской Церк-ви, со-хра-ня-ю-щей-ся по-ныне, этой дес-ни-цей вер-хов-ный ка-то-ли-кос-пат-ри-арх всех ар-мян бла-го-слов-ля-ет свя-тое ми-ро во вре-мя ми-ро-ва-ре-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси,/ я́ко страда́льца и́стины,/ днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия,/ всеми́рнаго свети́льника и побо́рника,// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Перевод: Доброй славы священноначальника все, как пострадавшего за истину, сегодня верующие в псалмопениях и песнопениях духовных прославим, неусыпного и учителя Григория, всемирного светильника и защитника, ибо он молится Христу о спасении нашем.

Loading...Loading...