Что делает свидетельница на венчании. Правила венчания в церкви

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

– Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

– Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Оксана Головко

Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме апостола Фомы на Кантемировской : неизвестный в маске вошел в храм и расстрелял его в упор. В этот день мы публикуем беседу о. Даниила, посвящённую проявлению воли Божией в нашей жизни…

«Есть ли воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Ведь на самом деле Божья воля - она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

“Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Вопрос о том, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать. Если мы будем поступать по своей воле, то, наверняка, ошибемся, потому что, не зная воли Высочайшего Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира.

Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники благочестия, старцы, а для обычного христианина будто бы она не доступна. Если мы обратимся к священному Божиему Слову, то увидим, что это не так. Всем без исключения христианам сказано: “умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим.12:1–2) , “не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17) . Также есть много других мест Священного Писания, где от христиан требуется, чтобы они знали волю Божию. Таким образом, Священное Писание утверждает, что христианин может и должен знать волю Господа.

Каким же образом нам узнать волю Божию? Для начала мы должны понять, что есть воля Божия, что это такое, чем она является по природе.

Мы в отличие от сектантов, от буддистов утверждаем, что Бог есть Личность, Он обладает самосознанием, Он может сказать Я, Он обладает суверенной властью над всеми существами во Вселенной по праву Творца и в силу этого обладает абсолютной волей.

У воли Божией есть главные свойства. Первое из таких свойств – праведность: воля Бога – источник праведности, источник блага. “Никто не благ, как только один Бог” (Мф.19:17) – сказал наш Господь, то есть в строгом смысле благость присуща только Богу, а нам – по участию в этом благе. Мы можем черпануть из этого океана блага, добра, но сами по себе мы не являемся добром, мы являемся добрыми, но не добром. Добром является Бог, Он океан добра, поэтому нельзя сказать, что воля Божия зла, то есть все зло заведомо не от Бога.

Второе свойство воли Божией – совершенство, то есть все, что не совершенно, служит к несовершенству, воле Бога не соответствует. Основные аксиомы мы должны уяснить, потому что при помощи такого определения очень многое отсекается.

Далее, мы должны понимать, что воля Бога – всемогуща, то есть Бог может все, что захочет, поэтому утверждать, что Бог может то или другое, а другого – не может, если это другое не является чем-то неправедным, будет неправильно. Это очень важные постулаты, которые мы должны держать в своем уме, чтобы познавать, что такое воля Господа.

Также мы должны понимать, что воля Божия служит для исполнения Его глобального плана. Когда мы говорим о воле Божией относительно нас, она касается лично нас, но она связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной. Замысел о нас есть до начала времен и наша задача раскрыть именно этот замысел. Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом. Весь мир для Христа создан, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы все было возглавлено Христом, чтобы Христос всегда действовал во всех нас. Это глобальная цель воли Божией, в которой все частные проявления сводятся, как частные проявления этого единого глобального плана.

Очень часто люди, ищущие волю Божию, хотящие об этом что-то знать, дискретно ее воспринимают, то есть пытаются ее разделить на кусочки. Например, есть ли воля Божия о покупке автомобиля или нет? Но если мы так будем ставить вопрос, то очень часто вопрос просто не будет иметь никакого смысла из-за не понимания вопрошающим своего места в общей структуре мироздания.

Есть ряд общих вещей для всех существ во Вселенной, в чем проявляется воля Божия. Когда иудеи испросили Христа, в чем воля Божия и какие дела нам делать, чтобы исполнить волю Божию? “Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Все, что мешает вере в Господа Иисуса Христа, есть нарушение воли Бога. Например, человек, который не верует в Иисуса Христа, нарушает волю Господа. Также сказано, что воля Божия, чтобы мы воздерживались от блуда, не злобились, поэтому никакая злоба или ненависть не может быть оправдана волей Божией. Можно сказать, что главным стержнем определения воли Божией являются Заповеди Господни, первая из которых – православная вера.


Возникает вопрос: соответствует ли воли Божией тот или иной поступок? Первое – мы проверяем, противоречит или не противоречит он вере в Господа Иисуса Христа. Второе – противоречит ли он Заповедям. Если противоречит Заповедям или вере во Христа Спасителя, то это заведомо против воли Божией, заведомо не обсуждаемо.

Откуда брать понятие воли Божией? Святой Антоний Великий говорил: для того, чтобы не ошибиться нужно никогда никого не осуждать и на все, что делаешь иметь свидетельство Священного Писания.

Дальше, мы черпаем волю Божию в Священном Писании, но каким образом, какое условие чтения Священного Писания? Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, как говорит Апостол, нужно не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:1) . По-гречески “не сообразовываться” – не иметь общей схемы с этим веком, то есть, когда говорят: “в наше время все думают так” – это некая схема, с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов 17 века Френсис Бэкон называл “идолами толпы”, то есть мнения окружающих. Перед началом чтения Слова Божия необходимо вычистить свой разум от этих предрассудков – это необходимое условие, иначе мы будем вычитывать то, что нам хочется. Всегда есть такой соблазн, чтобы искать то, что нам хочется, а не то, что велит Бог. Дальше Апостол говорит, что мы должны преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:2) , то есть мы должны обновлять интеллект, разум. Каким образом? “Преобразовываясь” (в греч. “метаморфоза”), то есть изменять способ мышления. Это сознательная работа, которую обязан проводить каждый христианин с момента своего Крещения. То есть все, что мы делаем, все мысли должны быть проверяемы Богом и должны быть очищаемы Его Словом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески. Необходимо налаживать процесс своего мышления и этим надо заниматься непрерывно. Собственно, для этого существует правило ежедневного чтения Священного Писания, оно существует как камертон для настройки разума, который постепенно должен начать по-другому функционировать. Необходимо менять способ мышления: я считаю так, а Библия считает иначе, тем хуже для моей точки зрения – должна быть общая настройка именно такая. Этот процесс настройки разума забирает много интеллектуальной силы. Откуда брать силы? Необходимо помнить, что нам все эти силы даны, они в нас вложены в момент миропомазания. Как сказал Апостол Иоанн Богослов: “помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1Ин.2:27) , то есть необходимо пользоваться тем даром миропомазания, который в вас вложен сразу же после Таинства святого Крещения. Внутри вас, в глубинах вашего сердца заложены духовные силы Святого Духа, поэтому необходимо просить Святого Духа, чтобы Он Сам давал вам силы, так как Он в вас прибывает с момента Крещения, к Нему нужно обращаться за помощью. Не пытаться своими силами обновить разум, а непрерывно каждый раз, желая это сделать, обращаться за помощью к Господу Богу Святому Духу.

Дальше что делать? Вот у нас возникает сложная ситуация, мы сразу проверяем: берем Слово Божие, помолились, начинаем читать. Как мы его должны понять? Слово Божие мы должны понимать так, как понимали его Святые Отцы. Не так как нам хочется его понимать, а так как понимает его Православная Церковь. Для этого необходимо заниматься такой работой, которую сейчас мы почему-то забыли: необходимо исследовать Священное Писание. В первом Псалме поется: “но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет” (Пс.1:2-3) , то есть необходимо вникать в Закон Божий, размышлять о нем, вчитываться в него, всегда опираясь на Святых Отцов. Мы живем сейчас в уникальное время, когда в библиотеках и магазинах доступно множество трудов Святых Отцов. Надо исследовать Священное Писание, чтобы в сложный момент у нас имелась наработка, привычка, привычная мысль, которая должна сразу войти в нас и проверить наш разум.

Успенский собор Московского Кремля

Дальше мы узнаем Божию волю, возникает сложный момент и нет пока очевидного для нас ответа в Священном Писании. Каким образом узнавать волю Божию в такой ситуации? Существует для этого Святая Церковь. Необходимо пойти в церковь Божию и спросить совета у священника, чтобы совет был дан с обоснованием на Священном Писании и Святых Отцах. Обоснование нужно для того, чтобы мы учились. Ведь каждый эпизод нашей жизни – новый этап обучения, поэтому, если мы возьмем Святых Отцов они всегда ссылались на Священное Писание и других Святых Отцов. Таким образом, происходил процесс обучения человека, чтобы в другой раз человеку легче было сделать выбор, чтобы он учился, а не просто: мне нужен конкретный совет на конкретный момент и точка. Священник в хиротонии имеет власть учить “словесных овец” Слову Божию, не своему слову, а именно Слову Божию. Бывает ситуация, когда священник может быть некомпетентен в каком-либо вопросе. Священники разные, разный духовный уровень, а есть вопросы более сложные и он может посоветовать почитать кого-то из святых или отправить к какому-то опытному священнику, старцу или епископу, который стоит над ним. К старцу едут за конкретными важными вопросами духовной жизни, например, как с тем или иным грехом справиться, или научиться той или иной добродетели, делать или не делать какое-то очень важное дело.

Теперь о ситуации, когда нет возможности пойти к священнику, к старцу, то есть какой-то важный вопрос, который требует безотлагательного решения. Есть несколько способов, как узнать волю Божию в такой ситуации.

Способ первый, основанный на Священном Писании – это жребий. Как вы помните, Святые Апостолы избрали на место Иуды нового Апостола Матфея по жребию. Сделали они так в строгом соответствии с Книгой Притчей, там сказано: “В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа” (Притч.16:33) . Как правильно бросать жребий? Для того чтобы жребий бросать, необходимо, естественно, знать из чего выбирать. Если бросать жребий: делать аборт или не делать, то Бог, очевидно, такой жребий не благословит, потому что аборт заведомо делать не надо. Жребий бросается в том случае, когда есть несколько вариантов, все из которых не противоречат воле Божией, выраженной в Священном Писании, не противоречат прямым Заповедям Господа, но которые мы не можем решить. Сначала молятся Господу, обычно читают Царю Небесный, Молитву Господню, описывают какие-то три варианта, бросают жребий или камушки выбрасывают, не глядя наугад. Есть ещё такое правило, если дело важное, сомневаемся, то здесь хорошо вытягивать жребий три раза. Это прямо библейский способ определения воли Божией, который основан прямо на учении святых и ни в коем случае не является ни гаданием или чем иным.

Дальше, есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Он похож на один грех и прошу вас четко различать одну простую вещь. Способ заключается в том, что вы открываете текст Священного Писания и начинаете читать его подряд, помолившись, прося, чтобы Бог открыл Свою волю. Заметьте, вы начинаете читать подряд, а не пытаетесь делать как во время гадания: наугад открыл-закрыл, открыл-закрыл. Нужно понять связанный текст, связанную мысль Бога. Вы, когда читаете слово Божие с молитвой, очень часто в глаза бросается тот или иной Священный текст. Этот способ, возможно, один из самых надежных для определения воли Божией, потому что Сам Бог продолжает говорить через Свое Живое Слово.
Также волю Божию можно определить даже, когда нет Слова Божия под рукой. Отец Серафим Сахаров – известный духовник говорит, опираясь на авторитет преподобного Силуана Афонского следующие слова: в таких случаях надо очистить свой разум от всех за и против, всех решений, прекратить мысленный процесс, прекратить рассматривать варианты решения. Прекратите процесс копания внутри себя, для этого существуют определенные способы: хорошо закрыть глаза, глубоко вздохнуть, продышаться и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю и после этого первую мысль, которая придет, почитать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, его нужно использовать только тогда, когда нет прямого свидетельства в Священном Писании, нет возможности узнать по жребию, ни спросить у священника. Люди часто злоупотребляют этим способом, думая, что любая мысль, которая в голову пришла – воля Божия и потом впадают в крайности.

Теперь, что касается вещей, непосредственно связанных с познанием воли Божией, но при этом очень опасных. Мы знаем из Слова Божиего, что в Библии описаны ряд случаев, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Здесь нужно быть крайне осторожным. Как говорит Иисус, сын Сирахов: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир.35:7) . Помните, что только тот сон может быть признан от Бога, если, во-первых, он не вызван моей предыдущей деятельностью: если я что-то делаю перед сном, а потом мне это приснилось, то это не означает, что воля Божия открылась, процесс моего мышления продолжается во сне. Здесь можно обмануться, но это самый безобидный из обманов. Также надо отличать сны, которые приходят от диавола. Помните, что сны от диавола приводят человека либо в состояние гордыни, либо в состояние отчаяния, поэтому как говорил Иоанн Лествечник: верь только тем снам, которые призывают тебя к покаянию, но если они ввергают тебя в уныние, то не верь и им. Богу не угодно уныние, Богу не угодно отчаяние. Надо помнить, что Дух Божий есть Дух мира и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся при этом. Когда Бог говорит, человек утихает, его разум успокаивается. Когда слова Бога звучат в человеческой голове они всегда сопровождаются чувством благоговения перед Богом, страхом Господним, потому что “начало мудрости – страх Господень” (Притч.9:10) . Когда Бог лично обращается к человеку спутать это уже невозможно, но надо помнить, что на это рассчитывать мы можем и не можем одновременно. Почему? C одной стороны можем, потому что мы дети Божии, Бог конечно же к нам может обратиться, но мы не можем требовать, чтобы Бог в принудительном порядке должен нам что-то рассказать. Бог никому ничего не должен.

Когда Бог говорит – это уже не спутаешь. Признаком внешним являются те самые признаки, которые перечисляет Апостол Павел: “плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал.5:22-23) . Когда Бог действует в человеке, в нем возникают именно эти качества, о которых говорит Апостол. Это четкая диагностика. Если человек поговорил с Богом и у него истерика после этого, очевидно, что он не с Богом поговорил.

Одно из самых волнующих и радостных таинств, которые освещают всю дальнейшую жизнь человека – венчание. Благодать, посылаемая Господом Богом своим чадам, не имеет границ, поэтому сейчас все чаще и молодые супруги, и те, которые прожили в зарегистрированном в ЗАГСе браке немало лет, стараются получить благословение Божье через совершение таинство венчания. Поэтому паре нужно подумать, какие у них будут свидетели на венчании .

Кто может быть шаферами: современность или традиции?

Решать только молодым, кого они хотят видеть в качестве свидетелей на венчании. Что по этому поводу говорят старинные традиции и современные правила ?

    Ранее считалось, что восприемниками при венчании могут быть только те люди, которые сами создали благополучные семьи, воспитывают детей. Конечно, обращалось внимание на то, как эти люди относятся к церкви и Богу: только верные христиане, соблюдающие заповеди Божьи, могли быть достойными такой чести;

    Сейчас свидетелями на венчании обычно выбирают близких друзей и подруг, родственников, обычно не состоящих в браке. Конечно, не стоит брать в шафера субтильную девочку, которой тяжело станет держать венец над головой новобрачной или некрепкого паренька;

    Свидетели на венчании обязательно должны быть православными людьми , знакомыми с традициями церкви, её канонами и обрядами. Поэтому учитывайте этот факт, ведь священник вправе отказать в венчании, если кто-то из свидетелей относится к другой религии (допустим, католик или протестант) или же некрещёный. Конечно, шафера можно окрестить до венчания, перед чем он должен пройти оглашение;

    В дальнейшем свидетели будут связаны некоей духовной нитью с супругами, поэтому не исключено, что в ряде проблемных ситуаций они будут своеобразными судьями, изрекающими строгий, но справедливый вердикт. Поэтому выбирать следует мудрых, разумных и уравновешенных людей, которые имеют определённый жизненный опыт (он не всегда зависит от возраста), и могут дать дельный совет, посмотрев на проблему под иным углом зрения;

    Свидетели могут быть мужем и женой : церковь не возбраняет это. Но если в дальнейшем они планируют пожениться, то это лучше не делать: считается, что между ними возникают невидимые узы, которые делают их духовно родными (аналог: кумовья, крестники). Если же свидетели уже венчаны, это ничего не изменит в их отношениях, а вот участие в венчании пар, которые ещё не поженились, повлечёт формирование между ними религиозно-духовной связи совершенно иного характера;

    Что касается внешних данных: стоит брать свидетелей такого же роста, как и сами новобрачные . Это вызвано тем, что маленьким людям (например, разница в росте 10 – 15 см) будет неудобно держать венец над головой вступающих в брак.

Духовная близость и чувство доверия должны быть основополагающими руководителями у молодожёнов при выборе свидетелей. Если вы чувствуете, что этот человек (девушка или женщина, парень или мужчина) вызывает у вас подобные чувства, то, не раздумывая долго, приглашайте его в качестве свидетеля на венчание.

Правда, венчаться, как и принимать таинство крещения, можно и без свидетелей: церковь допускает такие случаи. Считается, что лучше обвенчаться без свидетелей, чем взять таких, которые не отличаются богобоязненным нравом и не выполняют Божьи заповеди.

Обязанности свидетелей при проведении таинства венчания

Во время проведения таинства венчания свидетели должны знать и правильно выполнять следующие действия (обычно об этом инструктирует священник):

    В процессе таинства обручения они могут помогать жениху и невесте, подавая им кольца. Но в каждом случае это зависит от того, как распорядится настоятель храма;

    Перед началом таинства свидетели постилают белый плат , на который становятся брачующиеся. Далее священник вручает им венцы, которые следует взять белоснежным платочком;

    Определённой физической подготовки требует в ходе венчания держание над головой жениха и невесты венцов . В одних храмах это продолжается 20-25 минут, затем венцы одевают на голову пары. В других церквях венцы так и держат над головой новобрачных на протяжении всего венчания. Часто бывает, что пышный головной убор невесты мешает одеть венец;

    Во время трёхкратного хождения вокруг аналоя свидетели также сопровождают сзади будущих супругов, придерживая над их головами венцы;

    После совершения обряда венчания свидетели дают поцеловать образы на коронах жениху и невесте: в том случае, если эту миссию не выполнит священник;

    Следует помнить, что в церковь необходимо одеваться строго, поэтому свидетельнице нужно надеть платье, которое по длине не выше колен, без декольте, а голову прикрыть шифоновым шарфом или платком. Аналогично строгий вид должен быть и у шафера. На венчание нельзя одевать одежду чёрного цвета. Свидетельнице стоит подобрать свой наряд в гамме, которая контрастирует с цветом подвенечного платья невесты;

    Хорошо, если свидетели возьмут на себя заботу о платочках, в которых надо держать свечи, рушниках, которыми связывают руки жениха и невесты;

    После венчания свидетели помогают собрать букеты цветов, возможно, при этом некоторыми они украшают церковь.

Венчание – это только начало долгого пути, поэтому чаще всего свидетели будут добрыми друзьями новосозданной семье долгие годы. Ведь теперь их будут связывать незримые духовные узы, которые и будут служить основой для руководства и дачи советов в семейной жизни молодожёнов. Тот факт, что новобрачные избрали себе свидетелей для венчания, является подтверждением их высочайшей приязни и доверия к этим людям.



Правила венчания в церкви

Многие молодые пары после регистрации в ЗАГСе, едут в церковь, чтобы пройти обряд венчания. Кто-то проходит эту церемонию, потому что красиво, кто-то потому что так хотят родители, а некоторые действительно верят, что если пройти обряд венчания в церкви, то это на всю жизнь. Ведь церковь говорит, что христианский брак должен быть единственным в жизни двух людей. Церковные каноны не приветствуют ни развод, ни повторный брак. Хотя, на самом деле, если хорошо заплатить, то некоторые церковные служители могут нарушить правила. Яркий пример тому - венчание Аллы Пугачевой.

Причины, побуждающие молодых к обряду венчания разные, но почти никто толком не знает что такое венчание, как проходит этот обряд, что нужно для венчания, какие правила существуют в храме. Поэтому многие молодые люди переступают порог церкви, абсолютно не зная как себя вести, и к чему готовится. Как следствие, нередко случаются казусы.

Я довольно часто снимал на видео и фото обряд венчания в церкви, и хорошо знаю, что делать и как подготовиться к венчанию. В этой статье я постараюсь познакомить будущих молодоженов с тем, как происходит свадебное венчание, чтобы этот великолепный день запомнился Вам и Вашим родственникам особенно ярко.


Обряд венчания в церкви

По церковным правилам перед тем, как венчаться, жених и невеста должны исповедаться

Для обряда венчания понадобятся две иконы - икона Божьей Матери и Спасителя. Иконы лучше приобрести заранее, во время венчания ими будут благословлять молодых. Также необходимы обручальные кольца, которые символизируют неразрывность брачного союза. Одно кольцо должно быть золотое, обозначающее своим блеском Солнце и мужа, второе - серебряное, обозначающее Луну и невесту. Правда, в наше время чаще бывают золотыми оба кольца.

Еще нужно приобрести венчальные свечи и рушник (белое полотенце под ноги). Непосредственно перед венчанием правила предписывают молодым пост и причащение. На церемонию венчания приглашают с собой двух свидетелей (учтите, что этим людям придется около часа держать на вытянутых руках над головами жениха и невесты довольно увесистые венчальные короны).

Что надо знать свидетелям о венчании

В старину свидетели назывались дружками или шаферами, и подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге, так сказать поручались за жениха и невесту. Сегодня свидетели обряда венчания должны быть православными, не холостыми и в дальнейшем они должны делиться опытом и быть наставниками молодой семьи. Хотя сейчас свидетели присутствуют на венчании по желанию молодоженов и роль их не столь значительна.

Как вести себя во время венчания в церкви

Всем присутствующим нужно относиться с уважением к таинству венчания, и коль пришли, выполнять правила венчания. Не стоит разговаривать, смеяться и ходить по залу без нужды. Не рекомендуется становиться спиной к иконостасу. Естественно, сотовый телефон нужно отключить. Девушкам в коротких платьях или с декольте лучше подождать на улице. должны внимательно слушать, и всем своим видом показывать осознание важности происходящего, даже если не участвуют в молитве. Лучше, если все присутствующие будут молиться во время венчания вместе со священнослужителем.

Имейте в виду, обряд венчания в церкви длится около часа, и все это время приходится стоять на ногах, практически на одном месте, а это довольно тяжело. К тому же в церкви, во время венчания стоит специфический запах от кадила, и не каждому он будет приятен. Поэтому я посоветую на время венчания удобную обувь, чтобы не затекали ноги. Нашатырь - если будет кружиться голова. Веер или газетку - для притока свежего воздуха. Если у свидетелей руки не накачены, им будет сложно удержать длительное время корону над головой - заранее обсудите этот вопрос со священником. Я был свидетелем, когда невеста, переволновавшись, и от недостатка кислорода, во время венчания падала в обморок.

Обручение

Церемония венчания начинается с Божественной Литургии и обручения, которое совершается в ознаменование того, что муж принимает жену от самого Господа. Священник вводит жениха и невесту в храм, что символизирует Адама и Еву перед лицом самого Бога. Священник благословляет жениха и невесту и дает им зажженные свечи в знак пламенной любви друг к другу.

Далее следует множество молитв за жениха и невесту. Со словами "Обручается раб божий рабе божией..." священник надевает кольца жениху и невесте. После благословения священника жених и невеста трижды меняются кольцами в знак готовности самопожертвования друг для друга. На этом, после молитв, обручение заканчивается.

Как проходит венчание

Затем жених и невеста с зажженными свечами торжественно следуют за священником на середину храма, становятся на разостланный на полу перед аналоем рушник, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие препятствий для этого. После этого брак считается заключенным и начинается само венчание, как всегда, с серии молитв.

Жених с невестой целуют образа на венцах, и венцы возлагают им на голову (или их держат над головами свидетели). Священник трижды благословляет жениха и невесту. Снова следует череда молитв, молодоженам дают испить вина из общей чаши (если кто-то не пьет алкоголя, этот момент надо заранее обсудить со священником). Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Потом новобрачных подводят к царским вратам, священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Возможные препятствия для венчания в церкви

По церковным правилам нельзя вступать в брак более трех раз. Венчание не может состояться, если один или оба молодых атеисты или пришли по принуждению, если кто-то из супругов не крещен и не собирается креститься перед венчанием, или кто-то из молодых состоит в гражданском или церковном браке. Также венчание недопустимо между кровными родственниками либо родственниками по Крещению.

По секрету скажу, если у Вас имеется что-либо из вышеперечисленного, то это вовсе не значит, что венчания у Вас не будет. Чаще всего эти вопросы церковные работники задают лишь для проформы, и Вам достаточно просто кивать головой в знак согласия. Проверять никто не будет, все на Вашей совести... Также, при необходимости, Вы можете заранее узнать, какие предметы Вам придется целовать, и что можно сделать, чтобы быть уверенными в их стерильности.

В какое время не совершается венчание в церкви

Не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу (Масленица), Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). Не принято совершать браки в субботу, а также накануне главных церковных праздников, по вторникам и четвергам. Обо всем списке ограничений лучше заранее узнать в Храме.

Венчание в церкви – это самый таинственный и волнующий обряд у молодой пары. Божья Благодать для людей не имеет границ, и поэтому сейчас венчаются не только молодые супруги, но и те семейные пары, которые прожили в браке много лет. Поэтому нужно хорошо подумать, кого взять в свидетели на венчании. Но многих интересует вопрос: что делают свидетели на венчании и кто вообще может быть свидетелем.

Кто может быть на венчании свидетелями?

В церкви допускаются такие случаи, как венчание без свидетелей. Но лучше всего, если они будут, ведь у этих людей будут свои обязанности во время проведения обряда. При выборе свидетелей учитывайте следующие нюансы:
  1. свидетели обязательно должны быть крещенными и православными людьми. Они должны хорошо знать все церковные каноны и обряды. И если кто-то является некрещеным или исповедует другую веру – таких людей брать свидетелями нельзя;
  2. выбирайте в свидетели близких друзей или родственников, которые не состоят в браке. Для этой роли подойдут и муж с женой, церковь это разрешает. Раньше вообще брали свидетелями тех людей, у которых благополучные семьи и обращали внимание, как эти люди относятся к Богу и являются ли они верными христианами;
  3. желательно брать свидетелей такого же роста, как и пара, которая венчается. Ведь если свидетельница маленького роста, а невеста намного ее выше, то маленькой девушке будет очень неудобно держать венец над ее головой.

Что же на венчании делают свидетели?

Обязанности свидетелей во время проведения таинства венчания заключаются в следующем:
  1. они могут подавать невесте с женихом кольца. Но это в каждом случае будет зависеть от распоряжения настоятеля храма;
  2. перед венчанием свидетели расстилают большой белый платок, на который должны встать венчающиеся. Потом священник подает им венцы, которые нужно брать белоснежным платочком;
  3. прямая обязанность шаферов – держание венцов над головами жениха с невестой. В одних церквях венцы держат над головой до 25 минут, а потом надевают на головы новобрачных. А в других храмах венцы так держат на протяжении всего таинства венчания;
  4. свидетели сопровождают пару во время трехкратного обхождения вокруг аналоя. При этом они придерживают венцы над их головами;
  5. свидетели заранее готовят платочки, на которых держат свечи и рушнички, которыми нужно связать руки жениха и невесты;
  6. после завершения венчания свидетели собирают букеты цветов в храме и некоторыми из них украшают церковь.
Стоит отметить, что в храм нужно одеваться строго и не вульгарно. Свидетельница должна быть одета в платье длиной не выше колен и без декольте. Голову следует прикрыть легким платочком или шарфом. Шафер не должен надевать на венчание черный костюм и вообще одежду черного цвета. Очень хорошо будет, если свидетельница подберет свое одеяние в той гамме, которая подходит к наряду невесты.


Существует такое понятие, как судебная практика. На сайте суда (индивидуальный представительский сайт есть у всех судов) публикуется специализированная картотека дел. Если у вас...


Если Вам предстоит присутствовать при рассмотрении какого-либо дела в суде, то обязательно стоит иметь представление как проходит судебное заседание....


Банковские споры в нашей стране с каждым днем становятся все более привычным явлением. Такие споры возникают на основании кредитных или же депозитных взаимоотношениях....


Мировые судьи являются низшим звеном власти. Возникает логический вопрос, что рассматривают мировые судьи, какие дела попадают под их компетенцию? Итак, мировой судья считается...

Loading...Loading...