Ектении и «Сподоби, Господи. Стихиры на стиховне

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

ВАРНАВА (сын пророчества, или утешения), левит по имени Иосия, с острова Кипра, живший в Иерусалиме, когда основана была христианская церковь, и один из первых обращенцев в неё. Христиане назвали его Варнавой, вследствие его уменья давать советы и утешение. Искренность и глубину своей христианской ревности он доказал добровольной продажей своего кипрского имения, вырученные за которое деньги он сложил к ногам апостолов (Деян. 4 , 36. 37). Он быстро занял видное положение в древней церкви. Побуждаемый, вероятно, прежде завязавшейся дружбой с Савлом, когда оба они были иудеями, он употребил все свое влияние, чтобы сблизить обращенного и, однако еще находившегося y христиан в подозрении Савла с иерусалимскою церковью, и ознакомил христиан с историей обращения апостола (9 , 27). Уменье Варнавы мудро обходиться с юными обращенцами видно из того, что ему дано было поручение исследовать причину возбужденного состояния среди христиан Антиохии; и доверие, с которым он относился к Савлу, обнаружилось во время его путешествия в Тарс в поисках за ним. Оба они с успехом трудились на апостольском поприще в течение нескольких месяцев в Антиохии (11 , 22-26; 14 , 28). Варнава и Савл были вместе посланы в Иерусалим с милостыней для бедствовавших там по случаю голода христиан (12 , 30, в 44 г. по Р. Хр.). Тут впервые их имена упоминаются вместе. Они возвратились из Иерусалима с Иоанном - Марком (12 , 25) и, по велению Св. Духа, все трое отправились в миссионерское путешествие. В Перге Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим, а Павел и Варнава продолжали свой путь (13 , 2-5. 13). Важная наружность Варнавы и восторженная речь ап. Павла привели жителей города Листрии к предположению, что первый из них был Зевс (Юпитер), а последний - Гермес (Меркурий). По возвращении в Антиохию, они принимали участие в споре с иудействующими и отправились на апостольский собор в Иерусалим, где улажен был этот спор. Вскоре однако между ними произошло разногласие (в 50 г.), и о Варнаве после того уже не упоминается в книге Деяний (15 ); но из Гал. 2 , 13 мы узнаем о нём несколько больше и видим, как иудействующие издевались над его немощью; а из 1 Кор. 9 , 6 видно, что он еще трудился на миссионерском поприще и весною 57 г. Варнава скончался в 76 г., 11 июня (по житию, составленному Иоанном Марком); в этот же день были обретены и его мощи. О мощах его известно, что они находились сначала на о. Кипре (рус. паломник Даниил в XII в. видел их здесь), но потом указывали местонахождение их в разных городах Европы - в Милане, Падуе, Кремоне, Тулузе, Кёльне, Праге и др.

В Чт.-Мин. митр. Макария приводится одно из этих похвальных слов, y Димитрия Ростовского житие их подробно изложено по разным древним источникам.

* Александр Иванович Пономарев,
доктор церковной истории, профессор
Санкт-Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 164. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Варнава (+ ок. 62), апостол от 70. Память 4 января (17 января) 70 апостолов, 11 июня (24 июня).

Родился на Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого законоучителя Гамалиила.

Увидев Господа Иисуса Христа, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя — Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4: 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9: 26 — 28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Затем пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами.

Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись, а затем возвратились в Антиохию. Вскоре, побывав в Селевкии, они отплыли на Кипр, в синагогах проповедовали Слово Божие и обратили ко Христу проконсула Сергия.

Позднее проповедовали в Пергии Памфилийской, Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Проповедники рассказали Апостолам, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам». По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме самого необходимого (Деян. 15: 19 — 20). Послание было отправлено с Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а потом решили посетить города, где ранее проповедовали. Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком — на Кипр (Деян. 15: 36 — 41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе, став епископом Саламинским. Иудеи возбудили язычников против апостола, вывели его из города и побили камнями. Это произошло около 62 года. Послу убийства иудеи разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Мощи и почитание

С течением времени место погребения апостола Варнавы было забыто. В 478 году апостол трижды являлся во сне архиепископу Кипра Анфимию, показал место погребения своих мощей. Вскоре сопровождении духовенства Анфимий направился к указанному месту и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зинон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил самостоятельность Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам особые права, которые они сохраняют до сих пор. Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.

Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве

Тропарь

глас 3

Апостоли святии, Варфоломее и Варнаво, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Ин тропарь

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше, во плоти пришедшее Слово проповедасте всюду, Егоже ради ов во главу усечен, ов же камением побиен, и есте апостольскому лику украшение, Варфоломее и Варнаво, темже память вашу почитаем и просим: молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостолу Варфоломею

Кондак

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень апостоле.

Кондак апостолу Варнаве

Кондак

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесятих первый, озарил еси и с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Величание

Величаем вас, святии апостоли Варфоломее и Варнаво, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

История христианства на Кипре неразрывно связана с именем св. апостола Варнавы - ее основателя и первого архиепископа. Согласно Священному Преданию, Варнава играл ведущую роль среди 70 Апостолов, к числу которых принадлежал. Многие годы он проповедовал христианскую веру на своем родном острове, благодаря чему Кипр стал первой страной в мире, управление которой осуществлялось христианином.

В "Деяниях Апостолов" прямо указывается на происхождение Варнавы: Левит, рожденный на Кипре. Согласно утверждениям святого Стефания и монаха Александра, в данной характеристике нет ничего противоречивого. Варнава действительно мог принадлежать к прославленному роду Левитов, представителями которого являлись пророки Моисей и Самуил, и одновременно быть киприотом. Исторические реалии таковы, что еврейские предки Апостола, гонимые войнами, оказались на Кипре вынужденными переселенцами. Здесь, на острове, где существовала довольно сильная еврейская община, семья Варнавы жила в мире и достатке. Подтверждением их материального благополучия представляется тот факт, что они обладали землей не только на Кипре, но и в Иерусалиме.

Иерусалимское поместье св. Варнава продал, а вырученные деньги пошли на поддержку миссионерской деятельности его сподвижников. Благодаря этим пожертвованиям он заслужил право быть нареченным собратьями по вере Варнавой (от рождения его звали Иосифом) - именем, которое переводится как "утешитель".

Проповедовать христианство по миру Варнава стал вместе с двумя другими последователями нового учения -Павлом и Марком. Св. апостола Павла Варнава знал еще до посвящения, скорее всего, по совместной учебе. Именно Варнава ввел Павла в круг своих единоверцев и убедил их принять Павла, несмотря на то, что тот прежде был известен как противник христианства.

Впервые Варнава увидел Христа в Иерусалиме. Неизгладимое впечатление произвели на Варнаву необычные способности Господа Иисуса творить чудеса. Ни капли сомнений не оставалось в душе Варнавы, что он видел того самого Спасителя, ниспосланного человечеству свыше. И, пав перед Христом на колени, Варнава попросил его благословения.

После распятия Господа Иисуса Христа Варнава был среди тех, кто стал продолжателем дела Учителя, посвятив всю свою жизнь обращению людей в христианскую веру. Исходя из Новозаветного повествования, свое первое поручение Варнава получил сразу после мученической кончины святого Стефана. Он должен был отправиться из Иерусалима в Антиохию, чтобы на месте разобраться, приемлемо ли проповедовать христианскую веру среди эллинов. Объясняется это тем, что поначалу у Апостолов не было единства мнений насчет данного вопроса, и свои разъяснительные беседы они вели исключительно с евреями.

В Антиохии Варнава с огромным воодушевлением вел пропаганду христианства, примкнув к эллинистам - сторонникам активного распространения учения среди более широкого круга, а не только евреев. Варнаве и Павлу удалось собрать значительную сумму для укрепления христианской общины в Иерусалиме, после чего и наступил период их совместных трудов по утверждению христианской церкви. Там же в Антиохии Варнава возглавил группу "учителей и пророков", в которой состояли Павел, Лука, Киринеос и другие. Вообще, очень часто в "Деяниях" имя Варнавы упоминается первым, что явно свидетельствует о его лидерстве.

Следующим местом для миссионерского путешествия Варнавы был избран Кипр.

Как сказано в "Деяниях Апостолов", христианство пришло на Кипр уже в 33 году вместе с теми киприотами, что оказались среди 3000 уверовавших во Христа в день Пятидесятницы. Однако христианская проповедь на острове ограничивалась тогда иудейской средой, почему и не была особо популярна. С прибытием на Кипр св. апостолов Варнавы и Павла христианское учение приобрело черты последовательного и целенаправленного, в результате чего все больше жителей Кипра было вовлечено в лоно христианской церкви.

Известно о двух посещениях Варнавой Кипра, первое из которых состоялось в 45 году. Вместе с апостолом Павлом и Марком Варнава сошел на берег в Саламине. Вероятнее всего, проповедники следовали по проложенным тогда дорогам и исколесили весь остров. В Китионе (Ларнаке) они встретили воскрешенного Христом Лазаря и рукоположили его в сан епископа Китийского. Епископом Тамассоса стал крещенный Варнавой Ираклидий, а епископом Амафунта - Аристоклианос.

В Пафосе, по преданию, св. апостол Павел совершил несколько чудес. Одним из них стало наказание колдуна Элима: Павел временно ослепил его, чем заставил римского проконсула Сергия Павла безоговорочно принять христианство. Обратив, таким образом, в новую веру самого правителя Кипра и образовав на острове христианские общины, Апостолы имели все основания считать свою миссию успешной.

О втором визите Варнавы на остров сведения еще более скудны. Однако мы знаем, что за семь лет своего пребывания на острове (с 50 по 57 год) Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, неустанно шел к своей цели - закладывал прочный фундамент церкви Христовой на Кипре.

Противодействие Варнава встречал и со стороны своего давнего врага Элима, который постоянно настраивал местных иудеев против Апостола. Не раз такого рода организованные или стихийные возмущения угрожали жизни Варнавы. И однажды Апостол все-таки не избежал печальной участи из-за ненависти тех, кто оказался не способен внять христианскому учению из уст Варнавы.

Посмертное служение

Случилось это в Саламине. Св. апостол Варнава никогда не расставался с Евангелием от Матфея, которое переписал собственной рукой. Готовясь к смерти, он завещал положить это Евангелие с собою в гроб. Затем, простившись с Марком, апостол направился в синагогу. На собрании иудеев он последний раз попытался вразумить своих соплеменников, доказывая им на основании книг пророков мессианство Иисуса Христа. Сирийские иудеи, удивленные смелой речью, некоторое время молча слушали Варнаву, но, придя в себя, с яростными криками вскочили со своих мест. Возбужденная толпа вывела апостола за пределы западной границы города, и там он был забит камнями. Ненависть убийц к проповеднику была настолько велика, что, не довольствуясь его смертью, они захотели уничтожить и тело Варнавы, которое бросили в пламя костра.

Когда толпа иудеев разошлась по домам, на место расправы пришел апостол Марк с братией. В пепелище они обнаружили совершенно не тронутое огнем тело своего учителя. Христиане с честью погребли его в одной из пещер близ Саламина, положив на грудь святое Евангелие. Апостол Марк, выполняя последнюю волю дяди, разыскал св. апостола Павла и рассказал ему о мученической кончине св. апостола Варнавы. Павел, оплакав гибель своего друга, с любовью принял его племянника в число своих самых ближайших соратников. Так Марк, некогда разъединивший в земной жизни Павла и Варнаву, стал символом их будущего вечного единения.

С течением столетий место погребения апостола Варнавы было забыто. Однако Господь для назидания христиан пожелал прославить Своего верного служителя. В V веке архиепископу Кипра Анфиму в сонном видении трижды было указано место, где покоилось тело святого. Когда по его приказу раскопали засыпанную землей пещеру, из нее разлилось необыкновенное благоухание, а в обретенном гробе нашли не подвергшиеся тлению мощи святого с Евангелием от Матфея на груди. На месте погребения апостола был построен великолепный храм, в алтаре которого положили его честные мощи. Евангелие, переписанное рукой св. апостола Варнавы, архиепископ Анфим преподнес в подарок византийскому императору Зинону в знак благодарности.
День памяти Варнавы празднуется 11(24) июня. Стоит ли говорить, сколь высоко Апостол почитается на Кипре - острове, который его трудами был направлен на путь обретения христианства.

Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он - неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.

Апостол из семидесяти

Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».

Ученик, твердый в вере

Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь - это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.

Апостол Варнава: биография и деяния

Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки - Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).

Роль Гамалиила

Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел когда самозванцы, уверяющие, что они - посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я - еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.

Приход к Христу

«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя - Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.

Начало миссионерской работы

Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.

Дальнейшая деятельность

Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго - с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.

Что известно о дальнейшей деятельности

Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.

Труды

Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).

Икона апостола Варнавы

Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы - 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.

Loading...Loading...