Повседневная жизнь духовенства на средневековом Западе (V-ХV вв.). Феодалы и феодализм

1.3.1. Пророки до вавилонского плена 1.3.2. Пророки после вавилонского плена 1.4. Учительные книги Глава 2. Мужи апостольские о Святом Духе 2.1. «Учение двенадцати апостолов» (дидахи) 2.2. Послание псевдоВарнавы 2.3. Послания Климента 2.3.1. Первое послание к Коринфянам 2.3.2. Второе послание к Коринфянам (неподлинное) 2.3.2.1. Пневматология гностиков 2.4. Пастырь Ερμα Выводы к главам 1 и 2 Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна 3.2. Структура и форма евангелия от Иоанна 3.2.1. О соотношении формы и содержания 3.2.2. Понятия параллелизма и хиазма 3.2.3. Хиастические структуры 3.2.4. Гипотеза Герхарда 3.3. Учение о Духе в евангелии от Иоанна 3.3.1. Пролог 3.3.2. Крещение Господне 3.3.3. Беседа с Никодимом 3.3.4. Иисус и самарянка 3.1.5. 3.1.6. Прощальная беседа Глава 4. Отображение пневмагологии апостола Иоанна в богословиИ Церкви 4.1. Основные вехи становления святоотеческой пневматологии 4.2. Аспекты современного богословия Святого Духа 4.2.1. О различии сущности и энергии в современном богословии 4.2.2. Паламизм и иоанновская пневматология Выводы к главам 3 и 4 Заключение Приложения Библиография

Автор – священник Московской Патриархии. Пневматология рассматривается в историческом развитии (Ветхий Завет, апологеты, затем Евангелие от Иоанна). Безусловным недостатком является отсутствие анализа синоптических текстов. Развитие пневматологии после апологетов дано кратко в одной главе. Есть библиография вопроса. Наиболее интересен анализ пневматологии четвертого евангелия, в части же историко-догматической автор считает возможным не анализировать католической пневматологии как таковой, а просто сослаться на «нетварные энергии» как достаточного опровержения «филиокве».

Введение

Переживаемое нами время на рубеже двух тысячелетий имеет особую атмосферу ожидания грядущих событий и одновременно оценки прошедшего. Это может быть верно выражено и осознано, если учитывать внутреннюю связь прошлого, настоящего и будущего. В такие периоды истории особенно проявляются попытки прикоснуться к тайне связи времен и увидеть в истинном свете свое прошлое, чтобы осознать настоящее и постараться исправить будущее. Поэтому наше время характеризуется повышенным интересом к проявлениям духовности и свидетельствам о благодатных действованиях Бога в этом мире, которые беспристрастно освещают истинное положение вещей. Эти проявления духовности должны иметь церковное признание и основываться на авторитете личной святости. А свидетельства православных подвижников всех эпох, обладая непреходящей ценностью, выявляют глубину и неповрежденность Предания Церкви и позволяют осознать веру сегодняшнего поколения христиан через ее догматическое осмысление. Догматы при этом, не являются предметом отвлеченного богословствования, но исполняются жизни и «чистого смысла», чтобы мы «помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими» ().

Некоторые современные искания и попытки догматического синтеза, когда отсутствует стремление разобраться в Предании и экзистенциально осмыслить святоотеческие свидетельства, увидеть в их свете собственный опыт и упорядочить свои знания, часто оборачиваются неприятием традиции Церкви и склонностью описать все по-новому, по-своему и неизбежно приводят к духовным искажениям. Для теперешнего времени ярким поучительным примером может служить догматическое осмысление православной веры святителем Григорием Паламой, который, по его собственному свидетельству, не внес ничего нового, до него не открытого, в веру Отцов. И когда стала явной опасность искажения святоотеческого Предания в вопросах об нахождении Святого Духа и о Его дарах и в исторический момент потребовалось четко выраженное и догматически осмысленное свидетельство миру, оно прозвучало из иноческой обители. Причем не столь важна была внешняя сторона проблемы filioque и антилатинская направленность полемики, сколько необходимость православного осмысления этого явления, проясняющего все прежние недомолвки и неясности. И прозвучавший ответ, исключая всякое умствование о предметах непостижимых, показал познаваемость в Своих действованиях Того, Кто желает эти действования производить .

Именно поэтому обращение к пневматологическому аспекту догматики является сейчас важным, а для того чтобы современные свидетельства Святого Духа и проявления Божественных действий могли быть адекватно принятыми и церковно осознанными («хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» – ), полезно рассмотреть подобные свидетельства в евангельском контексте, начиная с ветхозаветной эпохи и продолжая веком мужей апостольских, а также в святоотеческом контексте, последовательно восходя к учению святителя Григория Паламы об обожении, основывающемся на догматическом различении Божественной сущности и энергий.

Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, «не должно быть обособленного богословия Святого Духа, <...> о Троице мы должны стремиться богословствовать нераздельно» , что, впрочем, не препятствует нам увидеть развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии, но пытаясь выделить общие тенденции у авторов разных эпох. Единым критерием здесь является учение о Духе любимого ученика Господа, апостола и евангелиста Иоанна, создавшего совершенное как по форме, так и по содержанию духовное произведение для научения вере всех последующих поколений христиан. Рассмотрению иоанновской пневматологии с использованием особенностей композиции текста Евангелия посвящена большая часть нашей работы.

Настоящее исследование имеет также своей целью проследить, как в ветхозаветную эпоху и эпоху раннехристианских авторов развивались представления о Святом Духе, обнаруживая Его персональные характеристики, каким образом это передано в Евангелии от Иоанна и последующем богословии Церкви. Наши рассуждения в первой части работы будем проводить, в основном опираясь на ключевые аспекты иоанновской пневматологии и соотнося с ними учения рассматриваемых авторов и традиций. Далее проанализируем те места оригинальных текстов творений мужей апостольских и их переводов, где выявляются авторские представления о Духе, и сопоставим их с тем, что было рассмотрено ранее. Во второй части рассмотрим особенности иоанновской пневматологии с учетом современных тенденций в библеистике и с привлечением понятий, отражающих форму и структуру Четвертого Евангелия, рассмотрим аспекты влияния пневматологии апостола Иоанна на последующее богословие Церкви – Восточной и Западной, а также некоторые богословские проблемы Учения о Святом Духе в современном контексте.

Об экзистенциальном осмыслении православного Предания см. наши статьи: Завершинский. Богословский экзистенциализм; Завершинский. Экзистенциальные аспекты.

как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Духовенство делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Духовенство почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Духовенство разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход «из мира») и белое (живущее «в миру»). В буддизме монашество охватывает всё Духовенство

В антагонистическом классовом обществе Духовенство в своей массе являлось и является опорой господствующих эксплуататорских классов. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 237).

Общепринято связывать Духовенство с монотеистическими религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество , типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Духовенство и жречеством не существует. Одной из основных функций жречества государств древнего мира являлось отправление религиозного культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего класса.

Процесс формирования Духовенство , начало складывания церковной иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христианских общинах, организованных демократически, Духовенство ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с середины 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, которым были подчинены священнослужители, а в начале 4 в. возникло монашество . Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе римского епископата образовалось папство (5 в.).

В феодальных государствах Духовенство составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феодальную эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Духовенство , будучи в средние века «... единственным образованным классом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало некоторому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т.п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование, подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отдельные представители Духовенство , поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно ), подвергались преследованиям.

Низшее Духовенство , вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к народным массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями народных движений (Дж. Болл , Дольчино , Ян Гус и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и общественных порядков (Ж. Мелье , Ж. Ру ).

При капитализме прежние политические и экономические связи высшего Духовенство с землевладельческой аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы которых Духовенство (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революционную классовую борьбу.

В эпоху империализма Духовенство стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистического рабочего движения. После победы Великой Октябрьской революции, встреченной Духовенство и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в общественной и религиозной деятельности большей части Духовенство (особенно высшего) капиталистических стран. Большое место в деятельности Духовенство буржуазных государств занимает пропаганда религиозных доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политические партии и организации. Усиление мировой социалистической системы, успехи национально-освободительного движения и популярность идей социализма привели многих представителей Духовенство различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Духовенство стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистических странах укрепление социалистического строя побудило Духовенство в своей основной массе занять лояльную позицию по отношению к социалистическому государству.

Духовенство остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Духовенство стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, например, организация католической церковью так называемого светского апостолата - создание из мирян помощников Духовенство Представители Духовенство в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать научные открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Духовенство выдаёт себя за блюстителя национальной самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.

М. М. Шейнман.

Духовенство в России. На территории Русского государства, а позднее Российской империи существовало много религиозных культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христианской религии - русская православная церковь, армянская апостольская церковь, грузинская православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи которого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Духовенство - это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит следующим образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ); пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Духовенство избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии - хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.

Во главе русской православной церкви стоит патриарх, во главе армянской апостольской церкви - верховный патриарх-католикос всех армян, грузинской православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церковную иерархию и монашество. Эстонская и латвийская лютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церковной общины стоит приглашаемый ею пастор, который рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религиозной общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.

Господствующей церковью в России была русская православная церковь. В 1897 из 126368 тыс. чел. около 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после принятия христианства (988-989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церковная иерархия. Глава русской церкви - митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий (церковных округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Духовенство митрополитом и собором русских епископов при значительном участии светской власти (князей). С 1448 русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь ). Митрополит избирался собором русских епископов, а в 1589 главе русской церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей земельные пожалования, которые росли за счёт вкладов «на помин души», покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феодальными привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Духовенство , таким образом, составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому народные антифеодальные движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феодальный строй, часто принимали форму ересей . Нередко активными участниками еретических движений были представители низшего белого Духовенство , ряды которого пополнялись выходцами из крестьянского и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Духовенство было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т.к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником официальной церковной идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С конца 17 в. установился наследственный порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Духовенство в замкнутое сословие, которое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-27) в России значилось 97413 душ мужского пола, относящихся к православному Духовенство Белое Духовенство всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с государственным чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви государственной власти, превращение её в часть государственного аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Духовенство огромные средства. К концу 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Духовенство 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство - 18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Духовенство , доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католическое Духовенство получало содержание из казны, Духовенство др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Духовенство верно служило самодержавию. На него были возложены некоторые обязанности административного и полицейского характера: запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязательном порядке преподавался закон божий, значительнаячасть начальных школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои учебные заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К началу 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в которых обучалось 19900 чел. для занятия церковных должностейв русской православной церкви. Подобные учебные заведения имело и Духовенство др. вероисповеданий. К 1917 в Российской империи было 6 католических семинарий, 6 семинарий армянской апостольской церкви и др. Духовенство постоянно нападало на науку, боролось с передовыми общественными идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Духовенство было опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В годы Революции 1905-1907 Духовенство участвовало в организации обществ типа «Союза русского народа» или «Союза Михаила Архангела» , сеяло национальную вражду, было вдохновителем еврейских погромов. Церковные учреждения владели землями, торговыми заведениями, промышленными предприятиями; многие монастыри были миллионерами. В 1912 в русской православной церкви насчитывалось 110434 чел. белого и 91654 чёрного Духовенство Подавляющее большинство Духовенство враждебно встретило Октябрьскую социалистическую революцию 1917. Всероссийский поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Духовенство стали одной из сил, борющихся против Советской власти и социалистических преобразований. Враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции занимало Духовенство всех др. вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и т.д. В обстановке упрочения Советской власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Духовенство осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисоветскую деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Советской власти. Они стояли также за некоторые нововведения в церковном устройстве и в быту Духовенство , не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определённую роль в пересмотре церковью её отношения к Советской власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Советской властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Духовенство продолжали антисоветскую деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Духовенство , как и Духовенство других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Советской власти. См. также статьи:
В. С. Шульгин.

Статья про слово "Духовенство " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 14168 раз

Часть 1

Именно на убеждении, что «добродетель есть специальность одного лишь духовенства», в какой-то степени, и покоятся некоторые современные мифы о служителях Церкви. Человеку, не знакомому с жизнью российской глубинки, наверное, трудно себе это представить. Так же, как ему трудно представить жизнь русского православного священника. А всякое незнание неизбежно рождает легенды.

Справедливости ради надо сказать, что те 5%, которые именуются «лицами, регулярно исполняющими религиозные обряды», а попросту – прихожане храмов, разумеется, ничего особенно таинственного в этой жизни не видят.

Лет пятнадцать назад, мой добрый приятель – пожилой священник, рассказал мне курьёзную историю, которая произошла на его приходе, куда он только что был назначен настоятелем. Его матушка-супруга обратила внимание на то, что одна из сельских старушек регулярно роется в мусорных остатках её помойного ведра. Как оказалось, совсем не голод, а любопытство – нет ли яичных скорлупок или чего-либо другого скоромного с поповского стола в пост – двигало её поисками. Где уж тут скрыться от «всевидящего ока» дотошных прихожан! Полгода достаточно нормальным людям для того, чтобы разобраться в вопросе «каков поп».

Однако большинство людей видят священника преимущественно раза три в год: на Рождество, Крещение и Пасху. Диковинные одежды, непонятный большинству язык, некоторые церковные обычаи (например, поцелуй благословляющей десницы) вызывают смесь удивления со смущением. Случайные встречи, обрывки слов, неудачные проповеди-исповеди рождают легенды, басни, сплетни.

Нельзя сказать, что пищу для инсинуаций не дают всевозможные «церковные скандалы»: то «Комсомольская правда» напишет о «голубом лобби в РПЦ», то телевидение отыщет «униженного и оскорбленного» собрата. Даже тогда, когда масс-медиа показывают нечто «позитивное», например, кадильный дым в процессе освящения какого-либо социально значимого объекта недвижимости – это не прибавляет знаний по нашему предмету.

Автор этих строк не претендует на создание «объективной картины», отражающей социальное положение священника во всех её деталях. Скорее, это скромная попытка обратить внимание на то, что мне кажется наиболее важным. Я предпочитаю не опираться на газетные статьи, а рассказать лишь о том, что видел и слышал сам. Конечно, мой опыт весьма ограничен. Писать о положении священника в стране, епархии которой охватывают восемь часовых поясов – все равно, что говорить о средней температуре по больнице.

Самый злободневный вопрос, который чаще всего задают иерею Божьему (с некоторым смущением) далёкие от церковной ограды люди, связан с его материальным благосостоянием. Вот тут-то и возникает аналогия с «температурой». Обыватель твёрдо уверен в том, что в лице служителя алтаря он видит человека как минимум благополучного и даже, скорее, состоятельного.

На самом деле это далеко не всегда так. Испокон века в России относительно состоятельными были преимущественно священники крупных городов, что объяснялось наличием зажиточной паствы. В наше время таковым является, прежде всего, Москва. Средняя зарплата духовенства там колеблется от 20 до 35 тыс. рублей. Впрочем, автор этих строк встречал в столице и иереев с аномально низким доходом в 7 тысяч рублей!

Размер денежного содержания рядового священника зависит от двух факторов: финансового состояния прихода и личных добродетелей настоятеля. Как правило, пожилые настоятели отличаются большим снисхождением к братии, чем молодые, «только что оперившиеся», занявшие место настоятеля не по выслуге лет, а по причинам иного рода. По канонам (церковной «конституции»), настоятель храма имеет исключительное право на управление приходской собственностью, лишь в редких случаях ограниченное церковным советом.

Светскому человеку, привыкшему к «табелям», «категориям» и «ставкам», зависящим от квалификации, выслуги лет и т.д., крайне трудно понять такое «финансирование» духовенства. Однако в основе подобной системы лежит важнейший принцип церковного послушания по всем ступеням иерархической лестницы «от низшего до высшего». Надо сказать, что в таком виде он сложился в советские годы, когда притеснения собратьев были редкостью. Духовенство сплачивала, сама того не желая, атеистическая власть. В наше время автор был свидетелем того, как настоятель помогал купить священнику дом, автомобиль, просто выделяя деньги из приходской кассы. К сожалению, были и печальные примеры вроде мизерной зарплаты.

Самое тяжелое, иногда просто бедственное, положение сельских священников. Если в городах доходы служителей алтаря сориентированы на среднюю зарплату в регионе, то на селе материальные проблемы стоят очень остро.

Российская деревня живёт в поголовной нищете. Особенно это относится к Нечерноземью. Необходимость выжить, накормить свои многодетные семьи гонит сельских священников в Москву и другие крупные города, где они ищут случайного заработка на требах (отпеваниях, освящении машин, квартир, офисов и т.д.). Естественно эта практика не прибавляет авторитета духовному сословию, хотя известна она чуть ли не с XVI века. С ней безуспешно борется духовная власть, но победить её не в силах, так как для этого существуют объективные причины.

За последние пятнадцать лет Церкви возвращены многочисленные руины. В городах есть предприятия, какой-то бизнес, на деньги которого осуществляется реставрация. На селе сейчас погибают даже те храмы, которые не закрывались при советской власти. Их не на что содержать и ремонтировать! Что уж говорить о церквях, превращенных в токи и молокозаводы…

Страшный урон сельским приходам наносят регулярные грабежи икон и утвари. В моём благочинии (церковно-административной единице) некоторые приходы обворовывали по три-пять раз. Священники выполняют функции сторожей потому, что местные жители просто боятся охранять церкви. В начале 90-х их «чистили» по спецзаказам любителей антиквариата.

В любой епархии вам расскажут жуткие (но правдивые) истории об убийствах при ограблении храмов. Так, в нашей епархии в Вязниковском благочинии в майскую ночь было совершено разбойное нападение на Покровскую церковь в селе Нагуево. Сторож Сергей, 27 лет от роду, вставший на пути бандитов, был зверски убит ломом! Из храма украдено более 50 икон, преимущественно XVIII века. Преступление не раскрыто и отнесено к разряду «антикварного заказа».

Ответом на этот «беспредел» преступников и бессилие властей было поголовное вооружение сельских иереев дробовиками, которые использовали и для самозащиты от непрошенных гостей. Сейчас редко у кого из сельских батюшек нет чего-нибудь огнестрельного. О священниках, давших вооруженный отпор бандитам (таких, как игумен Палладий из Владимирской епархии, протоиерей Александр Кузяев из Ярославской), охраняя свои храмы в безлюдных селах, духовенство рассказывает с каким-то особенным уважением. И это закономерно. Печально известное своей крайней жестокостью убийство священника и его семьи в Тверской губернии - далеко не единичный случай.

С нашей стороны будет некорректно предвосхищать выводы следствия, однако мы имеем полное право задуматься о социальных причинах этого убийства и подобных ему. По моему мнению, стереотип «богатой Церкви и её служителей», сформированный советской пропагандой в массовом сознании, не прошёл даром. Но ещё страшнее образ священника как «чуждого элемента». Разумеется, частью этого образа будут и просто состоятельные люди. Однако их не найдешь в глухом российском селе, а вот «поп» всегда под рукой. Тем более что он, как правило, человек, присланный «со стороны», не из «местных».

Один из православных миссионеров, побывав в глубинке после столичных «круглых столов», был поражён одичанием народа. До этого путешествия он полагал, что могущество русского православия прирастает провинцией. На деле оказалось, что современных христиан больше (или, скажем, они заметнее) в мегаполисах. А ведь всего столетие назад крестьяне были главными носителями религиозного сознания! Слишком много причин у этой смены полюсов, но, мне кажется, не последнюю роль сыграло и то, что православие с 70-х годов прошлого века стало религией (и, в какой-то мере, идеологией) части оппозиции советскому режиму.

В городах было больше возможностей почерпнуть религиозное знание, жизнь в них более анонимна, чем в селе, следовательно, не так заметна для «органов». В православие «иммигрировали» целыми семьями, священники «гонимой Церкви» переставали быть «служителями культа». К началу «освобождения» в 90-е у духовенства в городах уже была какая-то паства. В деревенской Руси после многочисленных «коллективизаций», «культурных революций» и простого спаивания собственного народа всё свели почти к нулю. Вот и живут теперь сельские батюшки за счет городских дачников в летний сезон.

Разумеется, нельзя все многообразие церковной жизни свести к одному этому выводу. Разные, слава Богу, бывают села и люди в них. Кое-где ещё есть деревни, где Великим постом на исповедь ходят всем селом (мне лично пришлось столкнуться с этим в с. Тащилово Гусевского района, где на таинство покаяния пришло более 150 человек, среди которых было много мужчин) и храмы ремонтируют всем «миром». Если священник ведет себя на приходе благоразумно, пользуется уважением людей, то он уж точно не умрет с голоду. У него может не быть денег, но накормят его всегда, в каждом доме. Вот откуда берет свое начало то, что шутливо называется «православным телосложением».

Человек, мало-мальски знакомый с русской историей, хорошо знает, что приходское духовенство всегда жило нелегко. Русский священник мало отличался благосостоянием от своей паствы и часто попадал в унизительную для него и его сана зависимость от денежных пожертвований. Это приводило и приводит к печальным падениям. Однако не стоит преувеличивать их количество. Как говаривал один мой знакомый протоиерей: «Процентное соотношение Иуд среди апостолов осталось примерно тем же, что и во времена Христа: 1 к 12».

Мне кажется, что здесь уместно будет привести слова архиепископа Антония (Храповицкого), сказанные им в начале ХХ века о том, почему наши люди «готовы потерять веру во Христа при виде пьяного дьякона». Воспитание вне Церкви, считал он, внушило им «совершенно ошибочное мнение, будто добродетель есть специальность одного только духовенства и заповеди Моисея даны одним монахам, не говоря о постах и молитве».

Известный российский историк Б. Колоницкий заметил, что нам известна по документам лишь история падений, так как именно они были предметом судопроизводства для церковной канцелярии, что и отложилось в архивах. История добродетели неизвестна, о ней было не принято писать.

Часть 2

Классический пример тиражирования так называемых мифов - публикация Д. Быкова в киевской газете «Зеркало недели» № 26 за этот год. Автор утверждает: «Огромный процент священников охотно берет деньги у блатных, считающих Бога верховным паханом и пытающихся задобрить его пожертвованиями и дареными колоколами; впрочем, это явление интернациональное. Но в представлении многих батюшек Бог и есть верховный пахан - грозный, совершенно аморальный и глухой к мольбам, зато уважающий силу и с равным одобрением благословляющий ратников и гопников».

Не так давно один из московских священников рассказал мне грустную историю о том, как он был зверски избит в начале 90-х «конкретными пацанами», которым показалось (именно показалось!), что их пожертвования на реставрацию храма были использованы не по назначению. С тех пор он стал очень осмотрительным в общении со спонсорами.

Не криминалитет, а обычный российский бизнес, часто провинциальный, подрубленный бесконечными экономическими экспериментами, спасающийся, как может, и от налогового бремени государства, и от сборов в бандитский «общак», восстанавливал храмы в русской глубинке.

Другой распространённый миф о духовенстве – его необразованность. На сегодняшний день русское священство имеет очень разный уровень образования. В 70-80-е годы духовные школы готовили прекрасные кадры. Несмотря на стремление советской власти ограничить выпускникам светских вузов поступление в семинарию, многим из них этот негласный запрет удалось преодолеть. Только в Москве сейчас служат несколько десятков священников, закончивших МГУ. Незадолго до своей кончины Юрий Андропов, обеспокоенный притоком интеллигенции в РПЦ, собирался начать очередную кампанию репрессий против духовенства, но не успел.

В 90-е стремительный рост числа приходов вынудил священноначалие рукополагать лиц, не имеющих семинарского образования. Однако в последние годы епархиальные архиереи требуют от духовенства обучения в духовных школах. В столичной епархии невозможно получить место на приходе без диплома Московской духовной семинарии или, по крайней мере, Свято-Тихоновского университета. Во Владимирской семинарии, например, учащиеся одновременно получают религиоведческое образование во Владимирском госуниверситете. Конечно, уровень профессиональной подготовки в духовных школах (многие из которых открыты совсем недавно) недостаточно высок и уступает некоторым светским вузам. Однако и все отечественное образование сейчас переживает сложные времена. Преподаватели Владимирского университета в частных беседах, например, признавались, что студенты-заочники из числа бывших семинаристов представляют наиболее целеустремлённую категорию учащихся, с которой приятно работать.

Известно, что в 80-е среди главных потребителей самиздата были духовные лица, и сейчас они остаются наиболее активными покупателями духовной литературы. Настоятель храма, где я служу (выходец из крестьянской семьи, поступивший в Московскую семинарию с намерением «хотя бы почитать книги из семинарской библиотеки»), частенько наведывался в те годы в Москву (эту привычку он сохранил до нынешнего времени), до отказа загружая свой «Москвич» литературой по богословию и церковной истории. Большой любитель духовного чтения, отец протоиерей, по горло загруженный приходской стройкой, оглядывая свою приличную библиотеку, вздыхал и говорил: «Вот зашлют в глухой сельский приход, там и почитаю».

Это ещё один из парадоксов священнической жизни. Если хочешь учиться и читать книги, тогда сиди на сельском приходе. В городах духовенство до предела загружено ежедневными службами, стройкой или восстановлением храма, крестными ходами и другими епархиальными мероприятиями.

В разных епархиях по-разному относятся к возможности священников получать светское высшее образование. Насколько мне известно, в Москве это поощряется священноначалием. Зато в Санкт-Петербургском университете, когда я поступал на кафедру религиоведения соискателем для защиты кандидатской диссертации, заведующая меня довольно подробно расспрашивала об отношении моей епархии к данному факту. Оказывается, несколько питерских священников и даже монахов заканчивали аспирантуру, что называется, «не афишируя» свою учебу. Разумеется, причины негативного отношения к образованию «в миру» могут быть неоднозначными, но нет-нет, да и услышишь порой комплимент в адрес аввакумовской «внешней блудницы» - образования.

Как тут не вспомнить курьёзную историю, которую приводит в своей книге о русских монастырях П. Зырянов. Некий монах-эконом был уличен в присвоении денежных сумм, но следствие выявило, что виновный тратил их исключительно на создание библиотеки.

Приходится сожалеть, что уровень образования слабо влияет на карьерный рост духовенства, мало заметен при назначении священника на приход. Однако стремление учиться «для себя» часто встречается в духовной среде.

К сожалению, последние годы омрачены деятельностью немногочисленной, но агрессивной маргинальной группы внутри РПЦ. Именно она выступает с пропагандой сомнительных идей о канонизации Распутина и Ивана Грозного, занимается борьбой с современными паспортами и ИНН. Как справедливо заметил в своё время о. Александр Шмеман, всякое невежество порождает агрессию. Размышляя над природой данного явления, нельзя отделаться от ощущения, что эти «православные хунвейбины» - воспитанники школы советского политиздата. Напечатанная в какой-нибудь «Земщине» статейка становится для них «всей правдой» в одночасье. В прошлом году недовольные попыткой перемещения из Боголюбовского монастыря архимандрита Петра (Кучера), одного из вдохновителей борьбы с «электронным рабством», его последователи едва не взяли штурмом епархию, расположенную в Рождественском монастыре за высокой оградой (в годы СССР там размещалось ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ). В итоге старца-вождя в обиду не дали.

Бесконечный кризис нашего отечества в течение целого века будоражит умы, заставляя искать причины русской катастрофы. Кто-то видит «тайную силу масонства», кто-то «руку КГБ». В обществе с низким уровнем гуманитарного образования всегда победит конспирология, во всех политических фракциях. От служителей Церкви подчас требуют того, что еще недостижимо для светского общества. После репрессий ХХ века, фактического уничтожения духовной школы, дискредитации «служителей культа», попыток вывести породу неграмотных священников к Церкви предъявляют требования «духовного возрождения» и особенной чистоты её рядов. Это – несправедливо.

Я уверен, что и обществу, и государству, и Церкви не нужны агрессивные маргиналы. Допущенные к амвону, они обязательно найдут последователей. В этом случае, как мне представляется, есть единственный выход – совместные образовательные проекты, государственный стандарт образования, поддержка социально значимых инициатив духовенства. С курсом ОПК действительно есть масса проблем, как есть они и с аккредитацией и лицензированием духовных учебных заведений, но в основе этих идей лежит нужная не только Церкви, но и обществу идея – выверенного образовательного стандарта, который остановит маргинальные течения и в церковном, и в светском сообществе. Конечно, конфессиональное и светское либеральное мировоззрение опираются на разные ценности, но есть и неопровержимая истина – разумное конфессиональное и разумное либеральное значительно ближе друг другу, если они существуют в общем культурном контексте.

Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — от-ношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на ду-ховенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духов-ному сану.

Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали еписко-пы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу , осуществляли цер-ковные таинства (крещение, причастие, венчание, ис-поведь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия , объединявшая жи-телей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох ). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в ар-хиепископство . На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов - десятину .

Христианская церковь имела определённую иерар-хическую структуру. На вер-шине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в цер-ковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епи-скопы, ступенькой ниже — аб-баты, а ещё ниже — священ-ники (парохи).

К чёрному духовенству принадлежали монахи или отшельники (с греч. — одиночки, затворники). Первые отшельники появились в III ст. в Египте, а идейным вдохновителем монашеской жизни считается святой Антоний (ок. 250 355). Монахи жили в пустынях и пе-щерах. Они строго ограничивали себя в еде, отказыва-лись от богатой одежды, избегали человеческое обще-ство. Таким способом затворники будто отрекались от всего мирского, посвящая свою жизнь служению Богу. Со временем жизнь монахов несколько изменилась. Появлялись первые монастыри — мужские и женские. Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилье». Однако монахи жили уже не толь-ко уединённо, но и общинами.

Монахи и монахини за работой и молитвой. Средневековые миниатюры

VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни

Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.

Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удаст-ся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четве-роногих все должны воздерживаться, кроме больных.

Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.

Монастырь был хозяйством с замкнутым циклом, полностью себя обеспечивающим. Монахи сами возделывали землю, растили сады и виноградники, строили мельницы, изготовляли орудия труда. Их достижения использовали в своих хо-зяйствах феодалы, крестьяне. Монастыри быстро богатели за счет щедрых даров и пожертвований набожных людей. Потому на протяжении VIII -X вв. немало монастырей превратилось в своеобразные феодальные сеньории, обслуживаемые зависимыми крестьянами. Материал с сайта

В скриптории. Миниатюра. 1025 г.

Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как мо-жет показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.

Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мас-терские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открыва-ли школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.

Аббат (аббатиса) — настоятель (настоятельница) монастыря; происходит от древнееврейского слова «абба», то есть «отец».

Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза .

Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.

Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средневековый монастырь сочинение
  • краткое сочинение - жизнь монахов в средневековье
  • духовенство средневековья
  • белое духовенство и черное духовенство таблица
  • появились духовенство черное и белое

Во второй половине века двумя основными направлениями внешней функции, которые выполняло православное духовенство, оставались, по-прежнему, религиозное и государственное. К религиозной функции духовенства помимо ее обрядовой стороны следует отнести нормативно-регулятивную (выработка норм общественной жизни и межличностных отношений) и нравственно-регулятивную (помощь пастве в достижении определенного нравственного состояния посредством исповеди и покаяния). Государственная служба подразумевала под собой следующие важнейшие функции: информативную (сбор информации церковного и политического характера, передача информации в народ) и просветительскую. Зайцева Л.Ю. История Православной церкви Южного Зауралья в досоветский период. С. 14

Нет оснований полагать, что светская власть недооценивала значения деятельности духовенства по осуществлению этих функций и не понимало, что для повышения собственной эффективности необходимо упрочить авторитет духовенства в народе. С этой целью при Екатерине II было сделано немало для возвышения духовенства. Добросклонский А. Руководство по истории русской церкви. С. 171 Павел I "хотел поднять авторитет и влияние духовных лиц в обществе и в народной среде и тем самым укрепить основы своей власти". Кузнецов А.М. Православное духовенство в период правления Павла I. С. 22 Как недостаточные для возвышения духовного сословия, половинчатые, но тем не менее дающие "прочное основание для умственного и нравственного развития духовенства" в будущем, оценил действия правительства в этом направлении И. Знаменский. Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. С. 184 Взаимоотношения государства и духовного сословия за вторую половину XVIII сильно изменились. Если в предшествующий период духовенству приходилось в основном отстаивать свои права от посягательств государства, то с 1764 г. начался процесс, который Б.Н. Миронов назвал освобождением духовенства. Процесс предоставления, в первую очередь, белому духовенству прав, присущих свободному сословию, мог носить вынужденный характер, так как правительство не могло не понимать, "какую огромную опасность может представлять духовенство в случае его враждебного отношения к существующему режиму". В свою очередь, духовенство просило о расширении своих прав, пользуясь любой благоприятной возможностью и личными связями с императорами. Миронов Б.Н. Социальная история России периода Империи (18-начало 20 вв.). С. 101, 382 Оборотной стороной этого процесса стало усиление зависимости церкви как организации от государства, что дало основание некоторым исследователям говорить о ее крайнем огосударствлении. Первейшими обязанностями приходского духовенства Н.М. Никольский называл "насаждение верноподданнических чувств среди православного населения и политический сыск среди прихожан", приводя в качестве примера попытки апофеоза императорской власти и установление табельных дней. Никольский Н.М. История русской церкви. С. 220-221 В учебном пособии И.В. Левченко проводится мысль о "полном превращении церкви в ведомство государственного управления, а епископов - в чиновников", как главном итоге организационной стороны реформы 1764 г. Отмечается также нарастающий процесс бюрократизации клира, который не был осуществлен только благодаря устойчивой системе наследования приходов. Левченко И.В. Русская Православная Церковь и государство. С. 63-64 Огосударствление церкви, "полицейские обязанности", возложенные государством на служителей церкви, в свою очередь, должны были ронять авторитет духовенства в глазах прихожан. Папков А.А. Упадок православного прихода (XVIII - XIX века). С. 54-55

В целях выяснения вопроса о том, какое место занимало духовенство и каков был статус духовного лица необходимо проанализировать связанный с ним комплекс норм права, закрепленных в законодательных актах, и имевших место случаев их реализации.

В первые годы после реформы 1764 г. государство освобождает белое духовенство от своеобразного внутрисословного оброка (так называемого "епископского тягла"), от сборов за епитрахильные вдовым священнослужителям, от школьных, за постихарные и перехожие грамоты, с производимых в степень протопопа. Во время архиерейских выездов запрещалось требовать с духовенства денег на подводы. В самом указе разъяснялось, что отмененные сборы до введения штатов шли на жалование судьям архиерейских домов и приказным служителям. Теперь, когда архиерей и епархиальная администрация получают жалования из Коллегии Экономии, необходимость в них отпала. Указ 1765 г. устанавливал фиксированную плату за поставление из диаконов в священники и из причетников в диаконы размером в 2 руб., и сумму в 1 руб. за поставление в причетники. Миронов Б.Н. Социальная история России периода Империи (18-начало 20 вв.). С.382; ПСЗ Т.XVII. № 12379; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины II. Т.I. № 226 Этот указ дополняет официально установленная в 1765 г. такса на важнейшие требы. ПСЗ Т.XVII.. № 12378 В 1766 г. упраздняются подможенные деньги на содержание военного духовенства. Смолич И.К. История русской церкви. Кн.8. Ч.1. С. 355 Все эти указы объединены одной общей целью - предельно сократить количество жизненных обстоятельств, при которых клирик касался каких-либо финансовых вопросов. Устанавливая таксы за требы и запрещая торг вокруг них, государство, возможно, имело намерение поднять авторитет духовенства. Причем, предупреждая упреки в стяжательстве, направленные против духовенства, величина фиксированной платы за требы была заведомо ниже обычной, привычной и духовенству и прихожанам. Естественной реакцией духовенства было стремление увеличить сумму, не останавливаясь перед вымогательством и отказом совершать требы, что вынудило иркутского архиерея Софрония, на свой страх и риск увеличить в своей епархии плату за требы в 2-3 раза. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII - первой половины XIX в. С. 140-141

Представители псковского духовенства начали нарушать указ в самых неприглядных формах сразу после его опубликования. В 1769 г. священник Георгиевской церкви пригорода Воронича Симеон Иванов, запрашивая с крестьян большие суммы за погребение, вынудил их хоронить покойников без отправления треб. Официальная плата за погребение составляла 10 коп., священник же запросил 2 руб., не согласившись сбавить цену до рубля и овцы в придачу. Более того, епархиальному начальству были предоставлены показания крестьянина, получившего от священника прямой отказ хоронить мертвого младенца в связи с необходимостью дальней поездки и рекомендацию подождать с похоронами до смерти еще кого-нибудь в той же местности. Никакого наказания за нарушение указа в отношении священника не последовало. Начальство ставило ему в вину не завышение платы за выполнение треб, а исключительно отказ их совершать. Более того, пострадавших крестьян обязали подпискою не обращаться за выполнением треб к другим священникам "под страхом штрафа и наказания". ГАПО Ф.369. Оп.1. Ед.хр.77. Л. 205-212об Подобные злоупотребления священнослужителей, отказывающихся совершать обряды, не сойдясь с прихожанами в цене, имели место и в других епархиях. Рындзюнский П.Г. Церковь в дворянской империи (XVIII в.). С. 293

Ликвидация поборов с духовенства в пользу епархиальной администрации так же не могла иметь должного эффекта. Духовенство по-прежнему должно было содержать низовые звенья административного аппарата епархии (благочинных, членов духовных правлений, экзаменаторов, цензоров проповедей и духовных депутатов). Добросклонский А. Руководство по истории русской церкви. С.179 Расходы на их содержание, как отмечалось выше, были систематичны и чувствительны для приходского духовенства. По мнению И. Знаменского, повсеместно сохранялась вымогательство с белого духовенства денег под предлогом получения священнического (до 100 руб.) и диаконского (до 50 руб.) мест. Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. С. 120

В 1767-1772 гг. правительственными указами духовенство освобождается от телесных наказаний и пристрастных допросов священнослужителей (священников, иеромонахов, протодиаконов, иеродиаконов, диаконов). ПСЗ Т.XVIII. № 12909; Т.XIX № 13609 В самом тексте указа от 7 июля 1767 г. данная правовая норма обосновывается необходимостью поддерживать авторитет сана, так как через телесные наказания "Духовенство, а особливо Священники, теряют должное по характеру своему от общества почтение, пастве же их подается немалый соблазн и причина к презрению". В том же указе предписывается при назначении священнослужителям наказания в виде "трудов" следить за тем, чтобы принудительные работы не роняли авторитет сана. Меры эти при, всей их пользе для духовенства, касались только церковного суда. Священнослужители же, подозреваемые в совершении преступных деяний, попадали в руки светских властей. ПСЗ Т.XVIII № 12909 В этот же период в законодательстве появляется нома, запрещающая "держать в работе" человека, чья вина не доказана. Там же. № 12919

Уже с 1766 г. для участия в следствии и уголовном суде над лицами духовного звания требуется обязательное присутствие депутата (такое название они получили еще в период правления императрицы Елизаветы). Указ 1791 г. требовал в городах и уездах назначить вместо временных постоянных депутатов. Там же. № 16986; Добросклонский А. Руководство по истории русской церкви. С. 119 Присутствие депутата на следствии и суде должно было оградить обвиняемого клирика от оскорбляющих его сан действий со стороны светских властей. Поэтому епархиальные власти отнеслись к выбору депутатов весьма ответственно и еще до 1791 г. начали назначать их на постоянной основе. С 1779 г. депутатскую должность в городе Пскове отправлял священник Симеон Васильев Яновский. В 1786 г. его выбрали одним из двух городских благочинных. Консистория рассудила, что выполнять эти обязанности Симеону Васильеву будет затруднительно, поскольку две занимаемые им должности могут потребовать одновременного присутствия в разных местах. Поэтому в помощь депутату Яновскому решено было назначить второго депутата священника церкви Воскресения с Полонища Василия Иванова. Первый должен был ходить в гражданские присутственные места только по делам, требующим окончательного следственного рассмотрения и делам, переносимым по апелляции в верхние суды. Второй иногда совместно с первым должен был присутствовать на допросах. ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр. 317. Л. 72-73об Симеон Яновский продолжал выполнять депутатскую должность до самого конца рассматриваемого периода, причем, получил в качестве награды за свое депутатство в 1793 г. от архиепископа первенство в публичных собраниях. Там же. Ед.хр.1083. Л. 152об-153

Существование сословного суда, не применяющего телесных наказаний к священнослужителям, и сословный надзор за гражданским судопроизводством в отношении духовенства не мог избавить его от притеснений и обид со стороны официальных лиц. Псковский наместник действительный статский советник Кожин, 8 июня 1783 г. в связи с выходом из повиновения крестьян полковника Александра Максимовича Вындомского (Опочецкий у., село Георгиевское) через консисторию предписал окрестным священникам делать тем крестьянам "приличное увещание". Консистория не возражала, но опасалась отправить священников без надлежащего конвоя. В том же месяце наместник прибыл с псковским полицмейстером и военной командой. Священникам наместник велел быть в готовности, но куда и когда явиться не сообщил. В результате он лишился возможных посредников и столкнулся с вооруженным сопротивлением бунтующих крестьян. В ходе столкновения было убито несколько крестьян, и получили ранения солдаты. Всю вину в произошедшем наместник возложил на приглашенных им священнослужителей, которые "неприездом своим дали повод и согласие к таковому их [крестьян] непокорству". Видимо, находясь еще под впечатлением от только что случившегося побоища, наместник прибыл с военной командой в Воронич и дал волю своему гневу по отношению к провинившимся клирикам. По его приказу священника Антипа Михайлова вытащили из дома. Наместник лично обругал священника "всякими неподобными словами", снял с него суму со святыми дарами и приказал священника связать. Священника связали, причинив ему этим сильные физические страдания, "что и терпеть было не можно", и отдали на два часа солдатам под стражу. Пока другой священник Петр Антонов по распоряжению начальства исповедовал и причащал тяжелораненого солдата для него готовились колодки. Впрочем, в колодки его так и не посадили. Потом наместник приказал привести 4-х арестованных мужиков и, устроив подобие очной ставки, стал требовать от них назвать священников подстрекателями к бунту. Мужики промолчали. И тогда наместник на глазах у священников запорол одного из крестьян до смерти. Происходящее повергло остальных членов причта в ужас. Пока диакон прятался от направленных на его поиски 9 солдат, причетники ускакали прочь на принадлежащей священнику лошади. Причем убегали они в такой спешке, что загнали лошадь до состояния полной непригодности к работе. Не получив прямых доказательств вины священников, наместник удалился, пообещав вернуться через 3 дня, разорить дома священников, а их самих отдать в солдаты. Синод впоследствии признал вину священнослужителей в произошедшем восстании недоказанной, а те из них, кто все-таки предстал перед судом уголовной палаты, были также отпущены. РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.280. Л. 1-39 Весьма примечательным при изучении действий в данном дел наместника является тот факт, что прилюдно унизив служителей церкви, запугав их и даже причинив одному священнику физические страдания, он не нарушил закон. Крайне важным для понимания отношений между светской властью и клириками в данной ситуации является эпизод с сумой, содержащей святые дары. Подобную суму с матерчатым изображением креста по указу 1777 г. должен был носить на груди поверх одеяния каждый священник. Во всех гражданских ведомствах объявлялось, что "когда священники при себе иметь будут дароносицы со Святыми Тайнами, с светской стороны наблюдаемо было должное благочиние и почтение". Любой мирянин, который "производил" над священником непристойный поступок, должен был предстать перед церковным судом и понести наказание. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины II. Т.II. № 857 Поэтому священник, пытаясь уберечь себя от издевательств наместника, надевает суму со святыми тайнами, а наместник, не желая навлекать на себя неприятности, ее снимает перед тем как начать ругать Антипа Михайлова. Истязание священника путем связывания его веревкой так же формально нельзя признать нарушением закона. Не было пыток и физической расправы, были применены исключительно меры задержания.

Участие духовенства в антикрепостническом движении вообще и в восстании Пугачева, в частности, расценивается исследователями неоднозначно. А.В. Карташев был склонен считать участие духовенства в пугачевщине вынужденным. Духовенство "под страхом быть растерзанным живьем" часто покорялось самозванцу и встречало его как законного императора. В Тамбовском и Пензенском крае по окончанию следствия были лишены сана и монашества 129 человек. В то же время неполная статистика насчитывает 257 лиц духовного звания, убитых за отказ служить молебен за здравие самозванного царя Петра Федоровича. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. С. 541-542 Ю.Я. Коган и Е. Ф. Грекулов подчеркивали антинародную сущность православной церкви, проявившуюся «с наибольшей силой в 1773-1775 гг.». Коган Ю.Я., Грекулов Е.Ф. Церковь и русский абсолютизм в 18 веке. С. 193 Н.М. Никольский, не отрицая проправительственную, в целом, ориентацию клира, упомянул примеры активной и добровольной поддержки Пугачева некоторыми представителями духовенства. Никольский Н.М. История русской церкви. С. 225 После восстания Пугачева правительство продолжает рассматривать духовенство как силу, способствующую удержанию крестьян в повиновении, но, вместе с тем, не вполне доверяло его готовности защищать государственные и помещичьи интересы, о чем свидетельствует указ от 30 марта 1781 г. Согласно указу служителей церкви следовало освидетельствовать на предмет знания ими указа 1767 г., запрещавшего помещичьим крестьянам подавать челобитные на своих хозяев, дабы те не могли отговориться его незнанием. Духовенство так же следовало обязать подпиской, что в случае неповиновения крестьян помещику они "не токмо от сообщества с ними в том всячески удалялись, но когда о том уведают, то б при первом случае от того прихожан своими увещаниями, напоминая и прочитывая им вышеписанный указ, всемерно воздерживали…". Впредь епархиальному начальству следовало знакомить с содержанием указа 1767 г. всех новопоставляемых священно- и церковнослужителей. ПСЗ Т.XXI. № 15143

Произошедшие в Холмском у. в 1797 г. события, получившие широкую известность в правительственных сферах, показали, что духовенство играло активную роль как в среде восставших крестьян, так и среди подавляющих восстание. В возмущении помещичьих крестьян оказались виновными священники погоста Бросна Антон Иванов, священник погоста Торопоца Степан Григорьев и диакон погоста Каменки Алексей Степанов. Особая вина возлагалась на священника Антона Иванова, который с "великим азартом" произнес перед прихожанами речи, "возбуждающие крестьян к мятежности, и с порицанием войск, якобы они были подкуплены" Прочитанный крестьянам указ о необходимости повиноваться помещикам, Антон Иванов объявил подложным. Из текста обвинения следует, что главной и единственной виной священнослужителей было "неистовое толкование им [крестьянам] указа просить на помещика своего". Двух основных виновников (священник Степан Григорьев к 1798 г. умер) лишили сана, били кнутом и отправили на работы в Нерчинск. В крестьянском восстании оказались замешаны, но "не так дерзновенны" священники погоста Бологова Алексей Елисеев, погоста Данкова Дмитрий Тимофеев, погоста Тихвина Иван Васильев и диаконы погоста Жукова Гаврила Григорьев, погоста Волок Иван Львов, погоста Троицы Хлавицы Ераст Варламов. Их присудили к снятию сана, наказанию плетьми и отдаче в военную службу. Священник погоста Каменки оказался виновным в том, что не отвратил от поддержки крестьян диакона своего погоста. Наказанию подверглись так же три дьячка. Они были биты плетьми и отправлены на Иркутскую суконную фабрику. РГИА. Ф. 796. Оп.79. Ед.хр.67. Л. 1-2об Участие большей части священнослужителей, охваченных восстанием погостов, пусть даже в большинстве случаев пассивное, а может быть и вынужденное, показывает, что сельское духовенство было связано с крестьянами более прочными узами, чем с дворянством. Для увещевания крестьян пришлось вызвать священника и присутствующего члена консистории Симеона Яновского из Пскова, который за свои услуги государству был незамедлительно пожалован орденом Анны 2-й степени и званием протоиерея. ПГОИАХМЗ. Древлехранилище. Ф.ПДК Ед. хр. 325/49. Л. 7

Loading...Loading...